Проблемы правового регулирования возмещения НДС по результатам камеральных налоговых проверок
|
Список принятых сокращений 3
Введение 4
Глава 1. Процедура возмещения НДС в рамках камеральной налоговой проверки 7
§ 1. Новый порядок декларирования НДС 7
§2. Спорные ситуации, вытекающие из нового порядка декларирования НДС 11
§3. Порядок возмещения НДС в рамках камеральной налоговой проверки 24
§4. Правовые проблемы реализации права на возврат и зачет сумм, предъявленных к возмещению 27
Глава 2. Расширение полномочий налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок 37
§1. Осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов 37
§2. Истребование документов при проведении налоговой проверки 46
§3. Проблема повторности при проведении камеральных и выездных налоговых проверок 50
Заключение 56
Список литературы 60
Введение 4
Глава 1. Процедура возмещения НДС в рамках камеральной налоговой проверки 7
§ 1. Новый порядок декларирования НДС 7
§2. Спорные ситуации, вытекающие из нового порядка декларирования НДС 11
§3. Порядок возмещения НДС в рамках камеральной налоговой проверки 24
§4. Правовые проблемы реализации права на возврат и зачет сумм, предъявленных к возмещению 27
Глава 2. Расширение полномочий налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок 37
§1. Осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов 37
§2. Истребование документов при проведении налоговой проверки 46
§3. Проблема повторности при проведении камеральных и выездных налоговых проверок 50
Заключение 56
Список литературы 60
Налог на добавленную стоимость - это федеральный налог, являющийся на сегодняшний день одним из основных бюджетообразующих налогов страны, обеспечивающий приблизительно 1/3 часть федерального бюджета .
Относясь к косвенным налогам, НДС экономически перекладывается на потребителя, каждая сделка по реализации товаров, работ, услуг облагается налогом независимо от количества этапов, которые проходит товар в гражданском обороте. Чтобы избежать кумулятивного эффекта, введена система налоговых вычетов, что является ответом на многоступенчатый характер НДС.
В случае если сумма, предъявленная налогоплательщиком к вычету, превышает сумму налога, исчисленную к уплате, у налогоплательщика возникает право на возмещение соответствующей разницы из бюджета.
Возмещение НДС является специфическим, свойственным косвенным налогам, элементом порядка их взимания. Однако, зачастую указанным правом пользуются недобросовестные налогоплательщики, применяя специально разработанные схемы для незаконного возмещения сумм НДС из бюджета, в результате таких действий ежегодно наносится крупный ущерб государству за счет сокращения его доходной части.
Проблемы возмещения НДС на протяжении длительного времени существуют и в России, и других государствах, но на фоне усилившихся в последнее время кризисных явлений в экономике нашей страны вопросы правомерности возмещения НДС и законности отказов налоговых органов в предоставлении права на возмещение НДС из бюджета становятся особенно актуальными. Учитывая, что с точки зрения налогового администрирования НДС является одним из наиболее "проблемных" налогов в российской налоговой системе, в соответствующую главу НК РФ ежегодно вносятся многочисленные поправки и уточнения по улучшению его администрирования.
Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», отражают нацеленность государства на усиление контроля уплаты налога. Так, с первого квартала 2015 года введена обязанность налогоплательщиков подавать декларацию по НДС исключительно в электронном формате. Законодатель также расширил перечень сведений, подлежащих отражению в налоговой декларации по НДС, и предоставил налоговым органам дополнительные полномочия в рамках проведения камерального контроля. Если ранее камеральные налоговые проверки являлись формой текущего документального контроля, то теперь, в определенных случаях, они приближаются к выездным налоговым проверкам по количеству мероприятий налогового контроля, которые могут проводиться в рамках проверки.
При таких обстоятельствах возникают опасения по поводу нарушения баланса публичных и частных интересов в сторону ограничения последних.
Целью данной работы стало выявление правовых проблем в процедуре возмещения НДС по результатам проведения камеральных налоговых проверок с учетом последних изменений налогового законодательства, оценка последовательности и непротиворечивости налогового регулирования, применимости внесенных изменений на практике, а также соблюдения прав налогоплательщиков в условиях расширения полномочий контролирующих органов.
Первая глава посвящена порядку возмещения НДС в рамках камеральных налоговых проверок. Здесь рассматриваются проблемы, которые могут возникнуть у налогоплательщиков в связи с введением автоматизированной формы проверки электронных деклараций по НДС. Также в этой главе исследуются некоторые вопросы, связанные с реализацией права зачет или возврат сумм налога, подлежащих возмещению из бюджета.
Во второй главе приведен анализ соблюдения прав налогоплательщиков при проведении камеральных налоговых проверок с учетом предоставления налоговым органам полномочий по проведению осмотра территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов, а также по истребованию дополнительных документов
Относясь к косвенным налогам, НДС экономически перекладывается на потребителя, каждая сделка по реализации товаров, работ, услуг облагается налогом независимо от количества этапов, которые проходит товар в гражданском обороте. Чтобы избежать кумулятивного эффекта, введена система налоговых вычетов, что является ответом на многоступенчатый характер НДС.
В случае если сумма, предъявленная налогоплательщиком к вычету, превышает сумму налога, исчисленную к уплате, у налогоплательщика возникает право на возмещение соответствующей разницы из бюджета.
Возмещение НДС является специфическим, свойственным косвенным налогам, элементом порядка их взимания. Однако, зачастую указанным правом пользуются недобросовестные налогоплательщики, применяя специально разработанные схемы для незаконного возмещения сумм НДС из бюджета, в результате таких действий ежегодно наносится крупный ущерб государству за счет сокращения его доходной части.
Проблемы возмещения НДС на протяжении длительного времени существуют и в России, и других государствах, но на фоне усилившихся в последнее время кризисных явлений в экономике нашей страны вопросы правомерности возмещения НДС и законности отказов налоговых органов в предоставлении права на возмещение НДС из бюджета становятся особенно актуальными. Учитывая, что с точки зрения налогового администрирования НДС является одним из наиболее "проблемных" налогов в российской налоговой системе, в соответствующую главу НК РФ ежегодно вносятся многочисленные поправки и уточнения по улучшению его администрирования.
Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», отражают нацеленность государства на усиление контроля уплаты налога. Так, с первого квартала 2015 года введена обязанность налогоплательщиков подавать декларацию по НДС исключительно в электронном формате. Законодатель также расширил перечень сведений, подлежащих отражению в налоговой декларации по НДС, и предоставил налоговым органам дополнительные полномочия в рамках проведения камерального контроля. Если ранее камеральные налоговые проверки являлись формой текущего документального контроля, то теперь, в определенных случаях, они приближаются к выездным налоговым проверкам по количеству мероприятий налогового контроля, которые могут проводиться в рамках проверки.
При таких обстоятельствах возникают опасения по поводу нарушения баланса публичных и частных интересов в сторону ограничения последних.
Целью данной работы стало выявление правовых проблем в процедуре возмещения НДС по результатам проведения камеральных налоговых проверок с учетом последних изменений налогового законодательства, оценка последовательности и непротиворечивости налогового регулирования, применимости внесенных изменений на практике, а также соблюдения прав налогоплательщиков в условиях расширения полномочий контролирующих органов.
Первая глава посвящена порядку возмещения НДС в рамках камеральных налоговых проверок. Здесь рассматриваются проблемы, которые могут возникнуть у налогоплательщиков в связи с введением автоматизированной формы проверки электронных деклараций по НДС. Также в этой главе исследуются некоторые вопросы, связанные с реализацией права зачет или возврат сумм налога, подлежащих возмещению из бюджета.
Во второй главе приведен анализ соблюдения прав налогоплательщиков при проведении камеральных налоговых проверок с учетом предоставления налоговым органам полномочий по проведению осмотра территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов, а также по истребованию дополнительных документов
В результате проведенного исследования были выявлены следующие проблемы, возникающие у налогоплательщиков в процессе реализации права на возмещение НДС в раках камеральных налоговых проверок:
Многие факты хозяйственной деятельности налогоплательщика, имея единое основание, могут выходить за пределы одного налогового периода, при этом задачей налоговых органов является установление действительного размера налогового обязательства в каждом из налоговых периодов, охватывающих соответствующую операцию. Введение автоматизированной формы налогового контроля, предусматривающей сопоставление данных каждого налогоплательщика по каждой операции, влечет за собой возникновение серьезных практических проблем, касающихся отражения хозяйственных операций в разных налоговых периодах. В условиях нового регулирования при обнаружении любых ошибок, даже не приводящих к потерям бюджета, налогоплательщик вынужден ретроспективно корректировать свои налоговые обязательства, путем подачи уточненной налоговой декларации, иначе не только ему, но и его контрагентам будет сложно избежать вопросов со стороны налоговых органов.
Предусмотренный порядок декларирования НДС требует более четкой проработки на законодательном уровне. В настоящий момент ни нормы бухгалтерского учета, ни нормы налогового учета не заточены под принятые изменения, т.к. они не содержат не только четкого указания, как действовать в нестандартных ситуациях, но и не позволяют вывести последовательный и непротиворечивый порядок поведения на основе общих положений.
При этом нельзя не признать, что само появление у налогоплательщика права представлять пояснения до составления акта по итогам камеральной налоговой проверки уже является первым шагом законодателя к упрощению взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами, однако, эта мера пока не является достаточной. Так, на наш взгляд, законодателю необходимо в Налоговом кодексе Российской Федерации прямо установить возможность применения вычета по частям в разных налоговых периодах на основании одного счета-фактуры, при соблюдении условия, что продавцом был уплачен НДС с полной стоимости товара, подлежащего поставке. Учитывая то, что в такой ситуации не возникает потерь для бюджета, данная мера способствовала бы упрощению документооборота и развитию рыночных отношений.
Также в рамках данной работы был освещен вопрос о сроке, в течение которого можно использовать сумму налога, заявленную к зачету на основании решения о возмещении НДС. Анализ законодательства, а также судебной практики показал, что принципиально налоговое законодательство позволяет «растянуть» суммы, предъявленные к зачету, на неограниченный период. При этом налоговый кодекс не препятствует подаче заявления о возврате сумм НДС, подлежащих возмещению, после принятия решения о зачете указанных сумм в счет будущих платежей, однако данное право налогоплательщик может реализовать только в течение трех лет с момента возникновения права на возмещение НДС.
Ограничение срока на подачу заявления о возврате тремя годами в ситуации, когда уже было принято решение о зачете соответствующих сумм не вполне оправдано, и законодателю следовало бы установить для подобных случаев специальное правило, согласно которому налогоплательщик мог бы осуществить право на возврат денежных средств в любой момент до полного исчерпания суммы излишне уплаченного налога (или суммы, подлежащей возмещению) в рамках процедуры зачета.
Мы можем признать возможность установления такого правила в силу того, что, трехлетний срок коррелирует с допустимой глубиной налоговой проверки, т.е. с тем сроком, в течение которого налоговый орган может проверить обоснованность осуществления соответствующей процедуры. При этом в рассматриваемой ситуации у налогового органа нет необходимости проверять правомерность возврата сумм налога, если до этого уже было принято решение о зачете, т.к. такая обоснованность уже была проверена.
Относительно расширения полномочий должностных лиц, проводящих камеральную налоговую проверку, был сделан вывод о том, что при подаче налогоплательщиком декларации по НДС, в которой заявлена сумма к возмещению, а также при обнаружении в декларации каких-либо противоречий, свидетельствующих о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога к возмещению, возникает дополнительная форма налогового контроля, которая является промежуточной между «обычной» камеральной налоговой проверкой и выездной налоговой проверкой. Это может объясняться тем, что такая форма контроля является элементом порядка возмещения НДС, а не только проверкой правильности и полноты исчисления и уплаты налога. Отличия между расширенной камеральной налоговой проверкой и выездной заключаются только в том, что в рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган располагается по адресу своего места нахождения, проверка проводится только по одному налогу, срок проверки не подлежит продлению, а также глубина проверки ограничивается периодом, за который представлена декларация, иных существенных отличий при проведении проверок не имеется. Таким образом, у налогового органа фактически возникает возможность провести в рамках камеральной проверки выездную налоговую проверку, при этом, не обременяя себя процедурами, предусмотренными статьей 89 НК РФ для обеспечения прав и законных интересов налогоплательщика при проведении выездных налоговых проверок.
Контрольные мероприятия, проводимые в рамках камеральных и выездных налоговых проверок в значительной степени, дублируют друг друга. Это дает нам основания полагать, что имеет место нарушение прав налогоплательщика в связи с отсутствием в Налоговом кодексе ограничений на проведение выездной проверки в сочетании с «углубленной» камеральной. При таком регулировании, может сложиться ситуация, когда налогоплательщик в абсолютном соответствии с законодательством будет находиться в процессе непрерывного налогового контроля, который существенно осложнит ему жизнь. Поэтому, на наш взгляд, в отношении выездных налоговых проверок по НДС за периоды, которые уже были проверены в рамках расширенных камеральных проверок, необходимо законодательно установить ограничения, аналогичные тем, которые установлены для проведения повторных выездных налоговых поверок.
Оценивая внесенные законодателем изменения, связанные с проверкой правильности исчисления и уплаты НДС в бюджет, мы должны помнить, что НДС относится к одним из основных источников формирования федерального бюджета. НДС обладает наиболее высоким налоговым риском, именно благодаря ему существуют различные налоговые схемы и развита коррупция. При таких обстоятельствах в целях борьбы со злоупотреблениями налоговый орган вправе отойти от принципа неукоснительного соблюдения баланса публичных и частных интересов в сторону ограничения последних. Однако, даже учитывая данные обстоятельства, нельзя допускать чрезмерное нарушение прав и законных интересов налогоплательщика, т.к. оно может привести к снижению предпринимательской активности, и, как следствие, снижению уровня экономики в целом.
Многие факты хозяйственной деятельности налогоплательщика, имея единое основание, могут выходить за пределы одного налогового периода, при этом задачей налоговых органов является установление действительного размера налогового обязательства в каждом из налоговых периодов, охватывающих соответствующую операцию. Введение автоматизированной формы налогового контроля, предусматривающей сопоставление данных каждого налогоплательщика по каждой операции, влечет за собой возникновение серьезных практических проблем, касающихся отражения хозяйственных операций в разных налоговых периодах. В условиях нового регулирования при обнаружении любых ошибок, даже не приводящих к потерям бюджета, налогоплательщик вынужден ретроспективно корректировать свои налоговые обязательства, путем подачи уточненной налоговой декларации, иначе не только ему, но и его контрагентам будет сложно избежать вопросов со стороны налоговых органов.
Предусмотренный порядок декларирования НДС требует более четкой проработки на законодательном уровне. В настоящий момент ни нормы бухгалтерского учета, ни нормы налогового учета не заточены под принятые изменения, т.к. они не содержат не только четкого указания, как действовать в нестандартных ситуациях, но и не позволяют вывести последовательный и непротиворечивый порядок поведения на основе общих положений.
При этом нельзя не признать, что само появление у налогоплательщика права представлять пояснения до составления акта по итогам камеральной налоговой проверки уже является первым шагом законодателя к упрощению взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами, однако, эта мера пока не является достаточной. Так, на наш взгляд, законодателю необходимо в Налоговом кодексе Российской Федерации прямо установить возможность применения вычета по частям в разных налоговых периодах на основании одного счета-фактуры, при соблюдении условия, что продавцом был уплачен НДС с полной стоимости товара, подлежащего поставке. Учитывая то, что в такой ситуации не возникает потерь для бюджета, данная мера способствовала бы упрощению документооборота и развитию рыночных отношений.
Также в рамках данной работы был освещен вопрос о сроке, в течение которого можно использовать сумму налога, заявленную к зачету на основании решения о возмещении НДС. Анализ законодательства, а также судебной практики показал, что принципиально налоговое законодательство позволяет «растянуть» суммы, предъявленные к зачету, на неограниченный период. При этом налоговый кодекс не препятствует подаче заявления о возврате сумм НДС, подлежащих возмещению, после принятия решения о зачете указанных сумм в счет будущих платежей, однако данное право налогоплательщик может реализовать только в течение трех лет с момента возникновения права на возмещение НДС.
Ограничение срока на подачу заявления о возврате тремя годами в ситуации, когда уже было принято решение о зачете соответствующих сумм не вполне оправдано, и законодателю следовало бы установить для подобных случаев специальное правило, согласно которому налогоплательщик мог бы осуществить право на возврат денежных средств в любой момент до полного исчерпания суммы излишне уплаченного налога (или суммы, подлежащей возмещению) в рамках процедуры зачета.
Мы можем признать возможность установления такого правила в силу того, что, трехлетний срок коррелирует с допустимой глубиной налоговой проверки, т.е. с тем сроком, в течение которого налоговый орган может проверить обоснованность осуществления соответствующей процедуры. При этом в рассматриваемой ситуации у налогового органа нет необходимости проверять правомерность возврата сумм налога, если до этого уже было принято решение о зачете, т.к. такая обоснованность уже была проверена.
Относительно расширения полномочий должностных лиц, проводящих камеральную налоговую проверку, был сделан вывод о том, что при подаче налогоплательщиком декларации по НДС, в которой заявлена сумма к возмещению, а также при обнаружении в декларации каких-либо противоречий, свидетельствующих о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога к возмещению, возникает дополнительная форма налогового контроля, которая является промежуточной между «обычной» камеральной налоговой проверкой и выездной налоговой проверкой. Это может объясняться тем, что такая форма контроля является элементом порядка возмещения НДС, а не только проверкой правильности и полноты исчисления и уплаты налога. Отличия между расширенной камеральной налоговой проверкой и выездной заключаются только в том, что в рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган располагается по адресу своего места нахождения, проверка проводится только по одному налогу, срок проверки не подлежит продлению, а также глубина проверки ограничивается периодом, за который представлена декларация, иных существенных отличий при проведении проверок не имеется. Таким образом, у налогового органа фактически возникает возможность провести в рамках камеральной проверки выездную налоговую проверку, при этом, не обременяя себя процедурами, предусмотренными статьей 89 НК РФ для обеспечения прав и законных интересов налогоплательщика при проведении выездных налоговых проверок.
Контрольные мероприятия, проводимые в рамках камеральных и выездных налоговых проверок в значительной степени, дублируют друг друга. Это дает нам основания полагать, что имеет место нарушение прав налогоплательщика в связи с отсутствием в Налоговом кодексе ограничений на проведение выездной проверки в сочетании с «углубленной» камеральной. При таком регулировании, может сложиться ситуация, когда налогоплательщик в абсолютном соответствии с законодательством будет находиться в процессе непрерывного налогового контроля, который существенно осложнит ему жизнь. Поэтому, на наш взгляд, в отношении выездных налоговых проверок по НДС за периоды, которые уже были проверены в рамках расширенных камеральных проверок, необходимо законодательно установить ограничения, аналогичные тем, которые установлены для проведения повторных выездных налоговых поверок.
Оценивая внесенные законодателем изменения, связанные с проверкой правильности исчисления и уплаты НДС в бюджет, мы должны помнить, что НДС относится к одним из основных источников формирования федерального бюджета. НДС обладает наиболее высоким налоговым риском, именно благодаря ему существуют различные налоговые схемы и развита коррупция. При таких обстоятельствах в целях борьбы со злоупотреблениями налоговый орган вправе отойти от принципа неукоснительного соблюдения баланса публичных и частных интересов в сторону ограничения последних. Однако, даже учитывая данные обстоятельства, нельзя допускать чрезмерное нарушение прав и законных интересов налогоплательщика, т.к. оно может привести к снижению предпринимательской активности, и, как следствие, снижению уровня экономики в целом.
Подобные работы
- Проблемы правового регулирования возмещения НДС по результатам камеральных налоговых проверок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2016 - КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Государственный налоговый контроль в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), информационное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК УЧАСТНИКОВ ВЭД
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2018 - Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов организациями, применяющими специальные налоговые режимы: проблемы и пути их решения
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2021 - ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОРЯДКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - Совершенствование налогового администрирования НДС
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование методики исчисления налога на добавленную стоимость с использованием международного опыта
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



