Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы правового регулирования возмещения НДС по результатам камеральных налоговых проверок

Работа №135639

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Список принятых сокращений 3
Введение 4
Глава 1. Процедура возмещения НДС в рамках камеральной налоговой проверки 7
§ 1. Новый порядок декларирования НДС 7
§2. Спорные ситуации, вытекающие из нового порядка декларирования НДС 11
§3. Порядок возмещения НДС в рамках камеральной налоговой проверки 24
§4. Правовые проблемы реализации права на возврат и зачет сумм, предъявленных к возмещению 27
Глава 2. Расширение полномочий налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок 37
§1. Осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов 37
§2. Истребование документов при проведении налоговой проверки 46
§3. Проблема повторности при проведении камеральных и выездных налоговых проверок 50
Заключение 56
Список литературы 60


Налог на добавленную стоимость - это федеральный налог, являющийся на сегодняшний день одним из основных бюджетообразующих налогов страны, обеспечивающий приблизительно 1/3 часть федерального бюджета .
Относясь к косвенным налогам, НДС экономически перекладывается на потребителя, каждая сделка по реализации товаров, работ, услуг облагается налогом независимо от количества этапов, которые проходит товар в гражданском обороте. Чтобы избежать кумулятивного эффекта, введена система налоговых вычетов, что является ответом на многоступенчатый характер НДС.
В случае если сумма, предъявленная налогоплательщиком к вычету, превышает сумму налога, исчисленную к уплате, у налогоплательщика возникает право на возмещение соответствующей разницы из бюджета.
Возмещение НДС является специфическим, свойственным косвенным налогам, элементом порядка их взимания. Однако, зачастую указанным правом пользуются недобросовестные налогоплательщики, применяя специально разработанные схемы для незаконного возмещения сумм НДС из бюджета, в результате таких действий ежегодно наносится крупный ущерб государству за счет сокращения его доходной части.
Проблемы возмещения НДС на протяжении длительного времени существуют и в России, и других государствах, но на фоне усилившихся в последнее время кризисных явлений в экономике нашей страны вопросы правомерности возмещения НДС и законности отказов налоговых органов в предоставлении права на возмещение НДС из бюджета становятся особенно актуальными. Учитывая, что с точки зрения налогового администрирования НДС является одним из наиболее "проблемных" налогов в российской налоговой системе, в соответствующую главу НК РФ ежегодно вносятся многочисленные поправки и уточнения по улучшению его администрирования.
Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», отражают нацеленность государства на усиление контроля уплаты налога. Так, с первого квартала 2015 года введена обязанность налогоплательщиков подавать декларацию по НДС исключительно в электронном формате. Законодатель также расширил перечень сведений, подлежащих отражению в налоговой декларации по НДС, и предоставил налоговым органам дополнительные полномочия в рамках проведения камерального контроля. Если ранее камеральные налоговые проверки являлись формой текущего документального контроля, то теперь, в определенных случаях, они приближаются к выездным налоговым проверкам по количеству мероприятий налогового контроля, которые могут проводиться в рамках проверки.
При таких обстоятельствах возникают опасения по поводу нарушения баланса публичных и частных интересов в сторону ограничения последних.
Целью данной работы стало выявление правовых проблем в процедуре возмещения НДС по результатам проведения камеральных налоговых проверок с учетом последних изменений налогового законодательства, оценка последовательности и непротиворечивости налогового регулирования, применимости внесенных изменений на практике, а также соблюдения прав налогоплательщиков в условиях расширения полномочий контролирующих органов.
Первая глава посвящена порядку возмещения НДС в рамках камеральных налоговых проверок. Здесь рассматриваются проблемы, которые могут возникнуть у налогоплательщиков в связи с введением автоматизированной формы проверки электронных деклараций по НДС. Также в этой главе исследуются некоторые вопросы, связанные с реализацией права зачет или возврат сумм налога, подлежащих возмещению из бюджета.
Во второй главе приведен анализ соблюдения прав налогоплательщиков при проведении камеральных налоговых проверок с учетом предоставления налоговым органам полномочий по проведению осмотра территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов, а также по истребованию дополнительных документов


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования были выявлены следующие проблемы, возникающие у налогоплательщиков в процессе реализации права на возмещение НДС в раках камеральных налоговых проверок:
Многие факты хозяйственной деятельности налогоплательщика, имея единое основание, могут выходить за пределы одного налогового периода, при этом задачей налоговых органов является установление действительного размера налогового обязательства в каждом из налоговых периодов, охватывающих соответствующую операцию. Введение автоматизированной формы налогового контроля, предусматривающей сопоставление данных каждого налогоплательщика по каждой операции, влечет за собой возникновение серьезных практических проблем, касающихся отражения хозяйственных операций в разных налоговых периодах. В условиях нового регулирования при обнаружении любых ошибок, даже не приводящих к потерям бюджета, налогоплательщик вынужден ретроспективно корректировать свои налоговые обязательства, путем подачи уточненной налоговой декларации, иначе не только ему, но и его контрагентам будет сложно избежать вопросов со стороны налоговых органов.
Предусмотренный порядок декларирования НДС требует более четкой проработки на законодательном уровне. В настоящий момент ни нормы бухгалтерского учета, ни нормы налогового учета не заточены под принятые изменения, т.к. они не содержат не только четкого указания, как действовать в нестандартных ситуациях, но и не позволяют вывести последовательный и непротиворечивый порядок поведения на основе общих положений.
При этом нельзя не признать, что само появление у налогоплательщика права представлять пояснения до составления акта по итогам камеральной налоговой проверки уже является первым шагом законодателя к упрощению взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами, однако, эта мера пока не является достаточной. Так, на наш взгляд, законодателю необходимо в Налоговом кодексе Российской Федерации прямо установить возможность применения вычета по частям в разных налоговых периодах на основании одного счета-фактуры, при соблюдении условия, что продавцом был уплачен НДС с полной стоимости товара, подлежащего поставке. Учитывая то, что в такой ситуации не возникает потерь для бюджета, данная мера способствовала бы упрощению документооборота и развитию рыночных отношений.
Также в рамках данной работы был освещен вопрос о сроке, в течение которого можно использовать сумму налога, заявленную к зачету на основании решения о возмещении НДС. Анализ законодательства, а также судебной практики показал, что принципиально налоговое законодательство позволяет «растянуть» суммы, предъявленные к зачету, на неограниченный период. При этом налоговый кодекс не препятствует подаче заявления о возврате сумм НДС, подлежащих возмещению, после принятия решения о зачете указанных сумм в счет будущих платежей, однако данное право налогоплательщик может реализовать только в течение трех лет с момента возникновения права на возмещение НДС.
Ограничение срока на подачу заявления о возврате тремя годами в ситуации, когда уже было принято решение о зачете соответствующих сумм не вполне оправдано, и законодателю следовало бы установить для подобных случаев специальное правило, согласно которому налогоплательщик мог бы осуществить право на возврат денежных средств в любой момент до полного исчерпания суммы излишне уплаченного налога (или суммы, подлежащей возмещению) в рамках процедуры зачета.
Мы можем признать возможность установления такого правила в силу того, что, трехлетний срок коррелирует с допустимой глубиной налоговой проверки, т.е. с тем сроком, в течение которого налоговый орган может проверить обоснованность осуществления соответствующей процедуры. При этом в рассматриваемой ситуации у налогового органа нет необходимости проверять правомерность возврата сумм налога, если до этого уже было принято решение о зачете, т.к. такая обоснованность уже была проверена.
Относительно расширения полномочий должностных лиц, проводящих камеральную налоговую проверку, был сделан вывод о том, что при подаче налогоплательщиком декларации по НДС, в которой заявлена сумма к возмещению, а также при обнаружении в декларации каких-либо противоречий, свидетельствующих о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога к возмещению, возникает дополнительная форма налогового контроля, которая является промежуточной между «обычной» камеральной налоговой проверкой и выездной налоговой проверкой. Это может объясняться тем, что такая форма контроля является элементом порядка возмещения НДС, а не только проверкой правильности и полноты исчисления и уплаты налога. Отличия между расширенной камеральной налоговой проверкой и выездной заключаются только в том, что в рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган располагается по адресу своего места нахождения, проверка проводится только по одному налогу, срок проверки не подлежит продлению, а также глубина проверки ограничивается периодом, за который представлена декларация, иных существенных отличий при проведении проверок не имеется. Таким образом, у налогового органа фактически возникает возможность провести в рамках камеральной проверки выездную налоговую проверку, при этом, не обременяя себя процедурами, предусмотренными статьей 89 НК РФ для обеспечения прав и законных интересов налогоплательщика при проведении выездных налоговых проверок.
Контрольные мероприятия, проводимые в рамках камеральных и выездных налоговых проверок в значительной степени, дублируют друг друга. Это дает нам основания полагать, что имеет место нарушение прав налогоплательщика в связи с отсутствием в Налоговом кодексе ограничений на проведение выездной проверки в сочетании с «углубленной» камеральной. При таком регулировании, может сложиться ситуация, когда налогоплательщик в абсолютном соответствии с законодательством будет находиться в процессе непрерывного налогового контроля, который существенно осложнит ему жизнь. Поэтому, на наш взгляд, в отношении выездных налоговых проверок по НДС за периоды, которые уже были проверены в рамках расширенных камеральных проверок, необходимо законодательно установить ограничения, аналогичные тем, которые установлены для проведения повторных выездных налоговых поверок.
Оценивая внесенные законодателем изменения, связанные с проверкой правильности исчисления и уплаты НДС в бюджет, мы должны помнить, что НДС относится к одним из основных источников формирования федерального бюджета. НДС обладает наиболее высоким налоговым риском, именно благодаря ему существуют различные налоговые схемы и развита коррупция. При таких обстоятельствах в целях борьбы со злоупотреблениями налоговый орган вправе отойти от принципа неукоснительного соблюдения баланса публичных и частных интересов в сторону ограничения последних. Однако, даже учитывая данные обстоятельства, нельзя допускать чрезмерное нарушение прав и законных интересов налогоплательщика, т.к. оно может привести к снижению предпринимательской активности, и, как следствие, снижению уровня экономики в целом.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824. - СПС «Консультант Плюс»
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340. – СПС «Консультант Плюс»
3. Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301. – СПС «Консультант Плюс»
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ //Собрание законодательства РФ – 2013 -№ 26. - ст. 3207. – СПС «Консультант Плюс»
5. О налоге на добавленную стоимость: Закон РФ от 06.12.1991 N 1992-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 52. - ст. 1871. Утратил силу. – СПС «Консультант Плюс»
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ //Собрание законодательства РФ – 2013 -№ 26. - ст. 3207. – СПС «Консультант Плюс»
7. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования: Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3436. – СПС «Консультант Плюс».
1.1.2. Постановления и распоряжения правительства РФ
8. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость: Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 // Собрание законодательства РФ", 16.01.2012, N 3, ст. 417. – СПС «Консультант Плюс».
1.1.3. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций
9. Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки: Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 13, 26.03.2007. – СПС «Консультант Плюс»
10. Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке: Приказ Минфина РФ от 10.03.1999 N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 27, 05.07.1999 – СПС «Консультант Плюс»
1.1.4. Иные официальные документы органов государственной власти Российской Федерации
11. Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме: Приказ ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ // Российская газета. - № 297. – 2014. – СПС «Консультант Плюс»
12. Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-07-09/53 - в данном виде документ опубликован не был. – СПС «Консультант Плюс»
13. Письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411- в данном виде документ опубликован не был.– СПС «Консультант Плюс»
14. О порядке внесения изменений в книгу покупок и книгу продаж: Письмо ФНС РФ от 06.09.2006 N ММ-6-03/896@ // "Официальные документы", N 35, 12.09.2006 (еженедельное приложение к газете "Учет, налоги, право") – СПС «Консультант Плюс»
15. Письмо УФНС РФ по г. Москве от 02.10.2007 N 19-11/093419. // Московский бухгалтер. – 2007. - N 20. – СПС «Консультант Плюс»
16. Письмо Минфина РФ от 10.02.2012 N 03-07-09/05 //Официальные документы (приложение к "Учет. Налоги. Право"). - 2012. - N 8. – СПС «Консультант Плюс»
17. Письмо Минфина России от 12.05.2012 N 03-07-09/48. – СПС «Консультант Плюс»
18. Письмо Минфина России от 12.05.2012 N 03-07-09/48. – СПС «Консультант Плюс»
19. Письмо Минфина РФ от 16.01.2009 N 03-07-11/09 – СПС «Консультант Плюс».
20. Письмо Минфина РФ от 13.10.2010 N 03-07-11/408 – СПС «Консультант Плюс».
21. Письмо ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529 // Официальные документы (приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2014, N 12. – СПС «Консультант Плюс».
22. Об участии милиции в налоговых проверках: Письмо Минфина РФ от 07.06.2006 N 03-02-07/1-141 // Нормативные акты для бухгалтера, N 14, 25.07.2006. – СПС «Консультант Плюс»
23. Письмо Минфина РФ от 24.11.2008 N 03-02-07/1-471. – СПС «Консультант Плюс»
24. О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок: Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 // Официальные документы №28-33. – СПС «Консультант Плюс».
25. О налоговых проверках:Письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ // Официальные документы. - N 35-38. – СПС «Консультант Плюс».
1.2. Акты высших органов судебной власти РФ, имеющие нормативное содержание:
1.2.1. Акты Конституционного Суда Российской Федерации
26. Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 266-О: Вестник Конституционного Суда РФ, N 6, 2006. – СПС «Консультант Плюс»
27. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П // Вестник Конституционного Суда РФ, N 2, 2009. – СПС «Консультант Плюс».
28. Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 172-О-О // СПС «Консультант Плюс».
29. Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 441-О-О. – СПС «Консультант Плюс»
30. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П // Собрание законодательства РФ, 26.07.2004, N 30, ст. 3214. - СПС «Консультант Плюс».
1.2.2. Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ
31. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации". – СПС «Консультант Плюс»
32. Постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов" – СПС «Консультант Плюс»
2. Материалы судебной практики:
33. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04 по делу N А07-8637/03-А-ХИМ
34. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 5735/05 по делу N А40-32267/04-90-373. – СПС «Консультант Плюс»
35. Определение ВАС РФ от 22.11.2011 N ВАС-12207/11 по делу N А33-10298/2010 – СПС «Консультант Плюс»
36. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04, – СПС «Консультант Плюс»
37. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 5735/05, – СПС «Консультант Плюс»
38. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 5478/06 – СПС «Консультант Плюс»
39. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.12.2006 N 11577/06 по делу N А40-6149-111-72 – СПС «Консультант ПлюсПостановление ФАС Московского округа от 12.02.2013 N А40-86961/11-107-371 – СПС «Консультант Плюс»
40. Постановление ФАС Московского округаот 22.04.2011 N КА-А40/1659-11 – СПС «Консультант Плюс»
41. Постановление ФАС Московского округа от 25.03.2011 N КА-А40/1116-11 – СПС «Консультант Плюс»
42. ПостановлениеФАС Поволжского округа от 13.10.2011 N А55-26765/2010 – СПС «Консультант Плюс»
43. ПостановлениеФАС Северо-Кавказского округа от 17.03.2011 по делу N А32-16460/2010 – СПС «Консультант Плюс»
44. Определение Арбитражного суда Хабаровского краяот 16.08.2010 по делу NА73-15517/2009 – СПС «Консультант Плюс»
45. Определение Арбитражного суда Московской области от23.12.2009 по делуN А41-К2-21022/06 – СПС «Консультант Плюс»
46. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.07.2009 по делу N А40-1857/08ип-107 – СПС «Консультант Плюс»
47. Постановление ФАС Уральского округа от 24.02.2008по делу N А76-15793/07-44-730
48. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.11.2013 по делу N А28-12582/2012 – СПС «Консультант Плюс»
49. ПостановлениеФАС Северо-Западного округа от 26.04.2011 по делу N А05-6756/2010 – СПС «Консультант Плюс»
50. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.2011 по делу N А46-14218/2010. – СПС «Консультант Плюс».
51. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2011 по делу N А75-6609/2010. – СПС «Консультант Плюс».
52. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по делу N А28-12582/2012. – СПС «Консультант Плюс».
53. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2014 по делу N А56-32593/2013. – СПС «Консультант Плюс».
54. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2014 по делу N А06-9737/2013. – СПС «Консультант Плюс».
55. Постановление ФАС Московского округа от 09.06.2010 N КА-А41/5476-10 по делу N А41-21885/09. – СПС «Консультант Плюс»
56. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2001 N А42-2648/01-27. – СПС «Консультант Плюс».
57. Постановление ФАС Московского округа от 27.03.2006, N КА-А40/2256-06. – СПС «Консультант Плюс».
58. Постановление ФАС Уральского округа от 01.11.2005 N Ф09-4928/05-С2,. – СПС «Консультант Плюс».
59. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.12.2008 N А69-1860/08-8-Ф02-6399/08 . – СПС «Консультант Плюс».
60. Постановление ФАС Московского округа от 26.10.2006, 30.10.2006 N КА-А40/10483-06).. – СПС «Консультант Плюс».
3. Специальная литература:
3.1. Книги
61. Налоговое право. Общая часть: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. И.И. Кучерова. – М.:ИздательствоЮрайт, 2014. – 760 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс
62. Налоговый контроль в налоговом процессе: учебник/И.В. Осокина, М.Е. Косов. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011- с. 268
3.2. Статьи
63. Глазунова И. В. Правовая природа институтов возврата и возмещения налога в контексте имущественных правоотношений в налоговом праве // Вестник ОмГУ. Серия. Право . 2013. №1 (34).
64. Егорова Е. Осмотр помещения при налоговой проверке // Практическая бухгалтерия. 2015. N 1. С. 74 – 77. – СПС «Консультант Плюс».
65. Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налогов: соотношение со смежными явлениями налогового законодательства // Арбитражные споры. 2009. N 3. С. 129 - 138.
66. Овсянников, С. В. Комментарий к постановлению Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.12. 07 № 65 /С. В. Овсянников. //Арбитражные споры. -2008. - № 3. - С. 51 - 69.
67. Пантюшов О.В. Зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов //Право и экономика. – 2006.-№9.-с.7.
68. Фетисова, Е. В. Счета-фактуры [Текст]: тонкая грань между исправлением и корректировкой /Е. В. Фетисова. //Налоговед. -2012. - № 8. - С. 56 – 72
69. Филина Е.М. Учитываем недопоставку товара // Главная книга. 2011. N 8. С. 31 - 35.
70. Шарюкова, Р. Р. Корректировка налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль : выпускная квалификационная работа / Р. Р. Шарюкова ; науч. рук. С. В. Овсянников ; рецензент С. А. Сосновский; Санкт-Петербургский государственный университет. Юридический факультет. Кафедра государственного и административного права. -СПб., 2014. -93 с.-Библиогр. : с. 71 - 93.
71. Шестакова Е. "Финансовая газета", 2015, N 7. – СПС «Консультант Плюс».
4. Интернет-ресурсы:
72. Официальный сайт ФНС России. [сайт]: Режим доступа: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ