ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
1.1 Понятие и сущность профессиональных стандартов 5
1.2 Структура и содержание профессиональных стандартов 11
1.3 Этапы разработки профессиональных стандартов 15
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 2.1 Особенности разработки профессиональных стандартов в современных условиях 22
2.2 Роль профессиональных стандартов в системе управления персоналом организации 27
2.3 Отечественный и зарубежный опыт применения профессиональных стандартов в системе управления персоналом 31
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ООО «МАКСИДОМ» 41
3.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Максидом» 41
3.2 Анализ системы управления персоналом ресурсами ООО «Максидом» 49
3.3 Разработка профессиональных стандартов для ООО «Максидом»: рекомендации по внедрению 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
Переход к постиндустриальному или обучающемуся обществу, которое базируется на главенстве знаний, определил современные тенденции развития в сфере профессионального образования. В условиях распространения новой парадигмы общественного развития была сформирована актуальная стратегия обучения, способствующая обеспечению наилучших возможностей для профессионального роста и самореализации людей в продолжение всей жизни.
Экономическое лидерство государства во многом определяется ценностью ее человеческого капитала. Соответственно, проблемы формирования и модернизации национальной системы квалификаций приобрели особую актуальность и значимость, как для нашей страны, так и для всех остальных стран мира.
В связи с высоким приоритетом скорейшего разрешения вышеописанных задач Правительством Российской Федерации 1 июля 2016 года были введены профессиональные стандарты, обязательные к применению в определенных профессиях и отраслях, для которых в нормативно-правовой документации прописаны квалификационные требования. Профессиональные стандарты успешно применяются в большинстве развитых стран, среди которых Япония, Великобритания, Канада и Австралия, тогда как в России эта практика является новой и требует создания специализированных институтов, а также становления и развития теоретико-методологической базы разработки и внедрения профессиональных стандартов в российских реалиях. Это обуславливает актуальность выпускной квалификационной работы.
Цель исследования заключается в анализе особенностей применения профессиональных стандартов в современных условиях для разработки профессиональных стандартов для конкретной организации (на примере ООО «Максидом»).
Для достижения поставленной цели автором был сформулирован ряд задач:
1. Выявить сущность профессиональных стандартов;
2. Установить структуру и содержание профессиональных стандартов;
3. Выявить ключевые этапы разработки и внедрения профессиональных стандартов;
4. Определить особенности разработки профессиональных стандартов в современных условиях
5. Обосновать актуальность и необходимость разработки и внедрения профессиональных стандартов в современных условиях.
6. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт применения профессиональных стандартов в системе управления персоналом.
7. Разработать рекомендации по внедрению профессиональных стандартов в систему управления персоналом ООО «Максидом»
Объект исследования – система профессиональных стандартов.
Предмет исследования – практика применения профессиональных стандартов в системе управления персоналом организаций
Теоретической базой исследования выступают нормативно-правовые акты в области разработки и внедрения профессиональных квалификаций, в частности профессиональных стандартов, научные публикации, материалы тематических конференций, Интернет-источники и др.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: систематизация, классификация, обобщение, сравнительный анализ, анализ литературы.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, каждая из которых содержит 3 параграфа, кроме того ВКР содержит введение, заключение, список использованных источников и приложение.
Система профессиональных стандартов, входящая в практический обиход в Российской Федерации, оказывает существенное влияние на изменение требований к уровню квалификации, содержательной и структурной составляющей трудовых функций, выполняемых должностными лицами в процессе профессиональной деятельности. Большое количество официально утвержденных документов федерального уровня составляют основу правового и научно-методического аспектов системы профессиональных стандартов. Перед руководством компаний на повестке дня стоит задача обязательного перехода на профессиональные стандарты персонала организации и, как следствие, всего рынка труда, а перед кадровыми подразделениями стоит важная и весьма трудоемкая задача по осуществлению внедрения профессиональных стандартов в компании.
С точки зрения законодательства, профессиональный стандарт компании является многофункциональным документом, в котором содержится вся совокупность квалификационных требований и общих параметров конкретных специфических трудовых функций и действий, знаний и навыков, описывающих необходимый уровень основного и дополнительного образования, практического опыта профессиональной деятельности в виде функциональной карты, как структурированного описания содержания и сущности профессиональной деятельности.
Актуальность списка требований к конкретным профессиям обусловлена непосредственным участием в процессе разработки профессиональных стандартов представителей профессиональных сообществ.
Создание и внедрение профессиональных нормативов осуществляется главным образом с целью проведения скрупулезного анализа и актуализации действующей и местами устаревшей нормативной базы, а также урегулирования правоотношений рынка труда. Неактуальность старых справочников квалификационной подготовки должностей объясняется их несоответствием современным требованиям и нормам по части должностей, так как в них содержится информация о должностях, которые уже не применяются в бизнес-среде и о тех, что еще в них не внесены.
Немаловажен и аспект корректной разработки процедур и мероприятий для внедрения профессиональных стандартов в компании в соответствии с обязательными требованиями, что возможно на основе изучения структуры профессиональных стандартов.
Структурное содержание профессионального стандарта предполагает совокупность обобщенных трудовых функций с вероятными наименованиями должностей сотрудников организации и соответствующих квалификационных требований к уровню образования и опыту работы, которые требуются для осуществления трудовой функции. Содержание трудовой функции раскрывается через конкретные трудовые функции с определенными действиями в составе, обязательные для исполнения сотрудниками, а также требования к знаниям и навыкам, без которых невозможна успешная реализация обозначенной трудовой функции.
Совокупность мероприятий по внедрению в организации профессиональных стандартов включает в себя следующие этапы: издание приказа о создании комиссии по внедрению профессиональных стандартов, проведение заседания комиссии и составление плана-графика внедрения, определение трудовых функций работников и применение в соответствии с ними нужных профессиональных стандартов, переименование должностей в соответствии с текстами профессиональных стандартов, внесение изменений в должностные инструкции, изменение системы оплаты труда, проведение мероприятий по переподготовке и подготовке служащих, проведение аттестации сотрудников.
Профессиональная стандартизация в Российской Федерации находится в стадии зарождения, в то время как в большинстве развитых странах мира введение и успешное применение профессиональных стандартов давно вошло в норму в бизнес-среде.
При этом комплекс требований, которые работодатель предъявляет к сотрудникам компании, может существенно отличаться от страны к стране, что объясняется различными традициями и характером взаимодействия сферы профессионального образования с рынком труда и бизнесом. Тем не менее, профессиональные стандарты, в которых содержатся определенные содержательные и качественные требования и характеристики труда в конкретной профессиональной отрасли, оказывают существенное влияние на область профессионального образования в виде специфических требований к результатам обучения и выступаю в качестве объединяющего фактора во всем разнообразии существующих в мире подходов.
Подводя итог, на сегодняшний день профессиональные стандарты не получили широкого распространения в отечественной практике. Мы можем отмечать их внедрение только в органах государственной власти, а также широкое распространение в образовательных учреждениях. По результатам опроса коммерческих организаций, направленного на выяснение причин отсутствия профессиональных стандартов в практике деятельности, наиболее популярной причиной среди опрошенных респондентов стала причина – отсутствия видимых выгод для компании.
Благодаря реализации наших предложений и проведению мероприятий в рамках осуществления деятельности такого структурного подразделения компании «Максидом», как Управления по работе с персоналом, будет достигнута положительная динамика роста целого ряда показателей, характеризующих в положительном ключе деятельность организации, среди которых обеспечение полной укомплектованности штатного расписания компании в связи со снижением текучести кадров и сокращением периода закрытия вакансий, а также выполнение договорных обязательств и достижение плановых показателей.
1. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 147н (ред. от 29.09.2014) "Об утверждении Макета профессионального стандарта
2. Приказ Минтруда России №147н от 12 апреля 2013 г.
URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/47 (Дата обращения 15.11.19)
3. Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г.
URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48 (Дата обращения 15.11.19)
4. Приказ Минтруда России №170н от 29 апреля 2013 г.
URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/104 (Дата обращения 15.11.19)
5. Приказ Минтруда России от 30.09.2014 N 671н "Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов"
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120704/ (Дата обращения 15.11.19)
6. Приказ Минтруда России от 29.09.2014 N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" URL:https://spravochnick.ru/standartizaciya/professionalnyy_standart/professionalnyy_standart_organizacii/ (Дата обращения 16.11.19)
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) ТК РФ Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/e185e25735310e657309a01b515a25107fac8784/ (Дата обращения 04.11.19)
8. Статья 195.1 ТК РФ. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта URL:http://tkodeksrf.ru/ch-3/rzd-9/gl-31/st-195-1-tk-rf (Дата обращения 04.11.19)
Монографии, учебники, учебные пособия
9. Блинов В. И. и др. Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов //М.: Перо. – 2014.
10. Машукова Н. Д. Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации: модели и механизмы: учебник. М: Москва, 2013.
11. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принципы фор-мирования, назначение и структура. / методическое пособие. − М.: АНО Центр ИРПО, 2011.
12. Прокопов Ф. Т. и др. Профессиональные стандарты //Рекомендации по анализу трудовой деятельности и разработке функциональных карт/Рук.: ФТ Прокопов. М.:«Виртуальная галерея. – 2014.
Статьи в журналах и других периодических изданиях
13. Lester S. Professional standards, competence and capability //Higher Education, Skills and Work-based Learning. – 2014. – Т. 4. – №. 1. – С. 31-43.
14. Блинов В. И., Есенина Е. Ю. Как рождаются и внедряются профессиональные стандарты //Образовательная политика. – 2014. – №. 1. – С. 74-77.
15. Белоусова Л. В. Профессиональный стандарт" Управление рисками организации" и его назначение //Проблемы анализа риска. – 2011. – Т. 8. – №. 1. – С. 12-21.
16. Богданова А. В. Диагностика качества образования в условиях разработки национальной системы профессиональных стандартов России //Вестник гуманитарного института ТГУ. – 2012. – №. 2. – С. 19-21.
17. Былков В. Г. Трансформация системы квалификаций на основе создания профессиональных стандартов //Известия Байкальского государственного университета. – 2014. – №. 1.
18. Васильцова Л. И., Александрова Н. А. Профессиональные стандарты: оценка опыта внедрения в практику управления персоналом //Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2019. – №. 3. – С. 48-51.
19. Гилева К. В., Сафронова О. Л., Солоусова К. В. Профессиональные стандарты: вызов для службы управления персоналом //Управление человеческими ресурсами–основа развития инновационной экономики. – 2015. – №. 6. – С. 82-87.
20. Горшкова О. В., Фалько Л. Ю. Профессиональные стандарты: практика разработки и внедрения в России //Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2012. – №. 5.
21. Грудзинский А. О., Палеева О. А. Компетентностный подход как основа функционального высшего образования США и Германии: опыт для России // Вестник ННГУ. 2014. №2-1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-kak-osnova-funktsionalnogo-vysshego-obrazovaniya-ssha-i-germanii-opyt-dlya-rossii (дата обращения: 20.11.2019).
22. Егоров С. А. Законодательные новации в сфере разработки и применения профессиональных стандартов //Актуальные проблемы российского права. – 2016. – №. 4 С.65
23. Зверева А. О. Перспективы развития торгового персонала в условиях введения в действие профессиональных стандартов //Российское предпринимательство. – 2015. – Т. 16. – №. 11.
24. Зибарев Д. (заместитель начальника управления по развитию трудового потенциала НИИ труда и социального страхования). Система профессиональных стандартов // Социальная защита. -2008. - № 12 (200); Трудовые отношения. - 2008. - № 12 (141). - С. 60-61.
25. Калошина Т. Ю. и др. Теоретические основы применения профессиональных стандартов в практике управления персоналом //Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий. – 2017. – С. 603-609.
26. Карамашева Н.В. Применение профессиональных стандартов: отечественный и зарубежный опыт // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. №13. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-professionalnyh-standartov-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 20.11.2019).
27. Колесниченко Е. А., Радюкова Я. Ю., Труфанова Т. А. Совершенствование системы развития персонала организации на основе требований профессиональных стандартов //Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2018. – №. 4. – С. 16-26.
28. Кузьминов Я.И., Матросов В.Л., Шадриков В.Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник 0бразования.2007.-№ 7. - С. 23
29. Ладаускас С.В., Сорокина Н.В. Профессиональные стандарты: особенности внедрения в Российской Федерации // Научный вестник ЮИМ. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-standarty-osobennosti-vnedreniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 20.11.2019).
30. Лялюк А. В., Магзумова Н. В. Анализ системы управления предприятием с целью повышения кадровой безопасности //Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. – Т. 7. – №. 2 (23).
31. Март М.В. Внедрение профессиональных стандартов в кадровые процессы предприятия (на примере «донкарб графит») // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. № 2(13). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 45-49.
32. Мельник М. В. Условия успешного использования профессиональных стандартов //Учет. Анализ. Аудит. – 2016. – №. 3.
33. Митрофанова Е.А., Митрофанова А.Е. Методический подход к использованию профессиональных стандартов в образовательной среде // Вестник ГУУ. 2015. №12. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-podhod-k-ispolzovaniyu-professionalnyh-standartov-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 20.11.2019).
34. Новиков П. Н., Селиверстова О. Ф., Новикова Т. Р. Профессиональные стандарты: проблемы и перспективы развития //Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». – 2014. – №. 1.
35. Пак Ю. Н., Шильникова И. О., Пак Д. Ю. Профессиональные стандарты—основа проектирования образовательных программ нового поколения //Университетское управление: практика и анализ. 2014.№ 2. – 2014. – С. 101-106.
36. Панкина Г. В., Бабыкин С. В., Панкин Д. В. Анализ профессиональных стандартов //Компетентность. – 2010. – №. 9-10. – С. 4-9.
37. Пермякова, С. А. Профессиональные стандарты как основа изменения системы обучения персонала компании / С. А. Пермякова, Т. В. Шендель. — Текст : непосредственный, электронный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 127-131. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12284/ (дата обращения: 04.05.2020).
38. Попов И. П., Сьянова Т. Ю. Мониторинг требований профессиональных стандартов, квалификационных характеристик и требований ФГОС по профессиям и специальностям горной отрасли // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2420/ (дата обращения: 20.11.2019).
39. Спивак В.А. Профессиональные стандарты: новая реальность на рынке труда, проблемы и перспективы // Российское предпринимательство. 2017. №1. С. 69
40. Филиппова О. А., Филиппов З. С. Анализ и оценка системы управления персоналом предприятия //Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и за рубежом. – 2019. – С. 342-355.
41. Шкляева Н.А. Этапы разработки проекта регионального профессионального стандарта "Управление (руководство) образовательной организацией. // Казанская наука, 2013, № 6. С.65-69.
42. Якимова З. В., Николаева В. И. Оценка компетенций: профессиональная среда и вуз //Высшее образование в России. – 2012. – №. 12.
Электронные ресурсы
43. Сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации URL:http://profstandart.rosmintrud.ru.
44. Реестр профессиональных стандартов URL: http://prolstandart.ru
45. Электронный источник: официальный сайт ООО Максидом URL:https://www.maxidom.ru/news/novosti-kompanii/maksidom-osvaivaet-novyy-format/(дата обращения: 23.01.19)
46. Электронный источник «Единый строительный портал» URL: https://ktostroit.ru/news/118958/(дата обращения: 13.01.)
47. Электронный источник: профильные СМИ «retailer.ru» URL: https://retailer.ru/diy-jevoljucija/ (дата обращения: 20.02.20)