АННОТАЦИЯ …………………………………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 Проблема личностных детерминант лидерского потенциала 9
1.1 Феномен лидерства в психологии ......................................................9
1.2 Проблема лидерского потенциала личности ………………………..22
1.3 Феномен группового лидера в студенческой среде ………………..25
ГЛАВА 2 Методы и организация исследования личностных детерминант лидерского потенциала студентов……………………..37
2.1 Постановка проблемы исследования ………………………………..37
2.2 Общая характеристика выборки ……………………………………..38
2.3 Методики исследования ……………………………………………...38
2.4. Методы обработки и анализа данных ………………………………41
ГЛАВА 3 Результаты исследования и их обсуждение …………………44
3.1 Оценка лидерского потенциала в зависимости от направлений обучения, курса обучения и пола студентов………………………...44
3.2 Оценка личностных характеристик (активности, общительности, экстраверсии, гибкости и др.) в зависимости от направлений обучения, курса обучения и пола студентов ……………………………56
3.3 Взаимосвязь лидерского потенциала и личностных характеристик студентов ……………………………………………………………...65
3.4 Сравнение личностных характеристик студентов с различным лидерским потенциалом .………………………………………………..68
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………….75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….79
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………...85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………...107
ПРИЛОЖЕНИЕ В ………………………………………………………...113
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ………………………………………………………...116
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ………………………………………………………...124
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж ………………………………………………………..131
Актуальность. В последние годы в психолого-педагогической науке в нашей стране и за рубежом наблюдается увеличение интереса к проблеме потенциала выпускников высших учебных заведений. Это связано, прежде всего, с теми социально-экономическими изменениями, которые наблюдаются в мире. Но вместе с тем, ускорение технического прогресса, совершенствование экономической сферы государства предъявляет высокие требования, прежде всего, к выпускникам вузов. Сегодня уже недостаточно просто хорошо выполнять порученную работу, необходимо полностью включаться в творческий, созидательный процесс, быть лидером.
До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерским потенциалом. Большинство работ в этой области касаются непосредственно сферы трудовых отношений, а вот проблема развития лидерского потенциала молодежи высших учебных заведениях, т.е. вопрос воспитания и развития лидера непосредственно в процессе обучения освящен недостаточно. Сегодняшнее их состояние в целом заставляет задуматься над тем, кто и как будет реализовывать себя как «специалист своего дела». В рамках изучения проблемы лидерского потенциала предметом исследования являются: личностный потенциал (Н.П. Беляцкий, C.Е. Велесько, П. Ройш, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, E.H. Осина и др.) и личностно-профессиональный потенциал (A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин В.И. Селиванов, Ю.В. Громыко, О.С. Анисимов). В то же время в ряде работ отмечается, что в настоящее время наиболее востребованным качеством личности руководителя является лидерский потенциал (H.H. Гаврилов, А.Н. Занковский, М.В. Кирсанов). Но необходимо подчеркнуть, что понятие «лидерский потенциал» не достаточно четко определено. Проблему лидерского потенциала руководителя рассматривают М.В. Кирсанов, В. Коттер, Ю.Н. Емельянов, П.Е. Овсянкин, Л. Лесбвей и др. Практически отсутствуют исследования, изучающие лидерский потенциал будущих специалистов. Поэтому особый интерес вызывает вопрос о том, каким лидерским потенциалом должны обладать студенты различных направлений обучения.
Таким образом, наблюдается явное противоречие между высокой социальной востребованностью лидерского потенциала будущих специалистов в условиях рыночных отношений, с одной стороны, и ограниченностью научного поиска в исследовании этого феномена – с другой. Это определяет, на наш взгляд, высокую практическую значимость данной проблематики.
Цель исследования: выявить личностные детерминанты лидерского потенциала студентов вуза.
Гипотеза исследования:
- лидерский потенциал детерминирован личностными качествами: общительность, активность, экстраверсия, гибкость в поведении;
- лидерский потенциал отличается у студентов разных направлений обучения, курсов и пола.
В соответствии с обозначенными целю, объектом, предметом и гипотезой исследования в работе решается ряд задач:
1. Оценить и сравнить лидерский потенциал студентов различных направлений обучения, в зависимости от курса и пола.
2. Оценить и сравнить личностные характеристики (активность, общительность, экстраверсия, гибкость) студентов различных направлений обучения, курса, юношей и девушек.
3. Проанализировать взаимосвязь лидерского потенциала студентов с их личностными качествами (активность, общительность, экстраверсия, гибкость).
Объект исследования: студенты вуза различных направлений обучения.
Предмет исследования: лидерский потенциал, личностные характеристики студентов.
Методы исследования: опросник FPI форма B; пятифакторный тест-опросник NEO FF (адаптация В.Е. Орел, И.Г. Сенин); методика «Я – лидер», Е.С. Фёдоров, О.В. Ерёмин, модифицирована Т.А. Мироновой; оценка лидерского потенциала (Е.С. Жариков, Е. Крушельницкий).
Методы математико-статистической обработки: проверка на нормальность распределения по критерию Шапиро-Уилк, описательная статистика с расчетом среднего-арифметического и средне-квадратичного отклонения, коэффициента вариации, сравнительный анализ с использованием непараметрического критерия U-Манна-Уитни и критерия Н Краскела-Уоллиса, корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена, регрессионный анализ.
В результате проведенного исследования были изучены и проанализированы взаимосвязи оценок уровня и параметров лидерского потенциала студентов двух направлений обучения с 1 по 4 курсы, квалификация бакалавриат с личностными характеристиками, выявлены различия между студентами разных направлений обучения и курсов.
На основании полученных результатов можно сказать, что цель исследования по выявлению личностных детерминант лидерского потенциала студентов вуза достигнута. Задачи исследования решены.
Гипотеза исследования подтвердилась частично, а именно лидерский потенциал детерминирован личностными качествами: общительность, активность, экстраверсия, гибкость в поведении, сознательность; лидерский потенциал отличается у студентов разных направлений обучения и курсов. Лидерский потенциал юношей и девушек не отличается.
Практическая ценность работы заключается в том, что формируя и развивая у студентов такие качества как эмоциональная зрелость, общительность, гибкость в поведении, сознательность можно управлять их лидерским потенциалом. Это будет способствовать их профессиональному росту, работе с коллективом и управление им.
1. Алыпова И.А. Взаимосвязь лидерского потенциала и самоактуализации взрослых людей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. Выпуск 3. С. 35 – 39.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009. 384 c.
3. Анисимов О.С. Креативная акмеология. М.: Изд-во РАГС, 2007. 276 с.
4. Антонов В.Г., Серебрякова Г.В. Лидерство: типы и стили // Маркетинг, 2013. №5(132). С. 109 – 125.
5. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах – Дис. ... канд. психол. наук. – М., 2002. 197 с.
6. Бендас Т.В. Методика выявления лидеров группы // Вестник практической психологии образования. 2008. № 4(17). С. 113 – 117.
7. Блейк Р.Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев, 1990.
8. Валеева А.Ф., Илларионов М.Г. Студенческое лидерство как фактор профессионального мастерства и карьерного роста (на материалах Республики Татарстан) / [электронный ресурс] http://kpfu.ru/staff_files/F90047052/STATjJa_VALJeJeVOIILLARIONOVA.pdf (дата обращения 23.02.2016).
9. Васильев В.К. Потенциал лидерства. – М.: Проспект, 1999.
10. Гайдар К.М. Особенности студенческой группы как субъекта самовосприятия // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. №4(20).
11. Громыко Ю.В. Политическая антропология: руководство для управленцев и педагогов – Москва: НИИ инновационных стратегий развития общего образования: Пушкинский ин-т, 2012. 527 с.
12. Гуничева Е.Л. Формирование лидерского потенциала студенческого актива // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 53. том 22. 2007.
13. Деркач А.А. Социальная психология М.: Академия, 2001. 600 с.
14. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология СПб.: Питер, 2003. 256 с.
15. Дроздова Е.В. Социально-психологические особенности значимых других, оказывающих влияние на самооценку внешнего облика членов студенческих групп // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. №10/2. С. 15 – 19.
...