Показатели физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой
|
Проведена опытно-экспериментальная работа.
Выборка: 20 девушек, занимающихся спортивной гимнастикой в возрасте от 15 до 16 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Обзор литературных источников по теме исследования 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности организма девушек старшего школьного возраста 7
1.2. Особенности проявления основных двигательных качеств в спортивной гимнастике 13
1.3. Средства и методы повышения физической подготовленности у девушек старшего школьного возраста, занимающихся спортивной гимнастикой 19
1.4. Влияние занятий спортивной гимнастикой на функциональное состояние организма девушек старшего школьного возраста 25
Глава II. Задачи, методы и организация исследования 30
2.1. Задачи исследования 30
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 35
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 38
3.1. Разработка и апробация системы повышения физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой 38
3.2. Анализ уровня физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой 45
Заключение 57
Практические рекомендации 59
Литература 61
Приложения 67
Выборка: 20 девушек, занимающихся спортивной гимнастикой в возрасте от 15 до 16 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Обзор литературных источников по теме исследования 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности организма девушек старшего школьного возраста 7
1.2. Особенности проявления основных двигательных качеств в спортивной гимнастике 13
1.3. Средства и методы повышения физической подготовленности у девушек старшего школьного возраста, занимающихся спортивной гимнастикой 19
1.4. Влияние занятий спортивной гимнастикой на функциональное состояние организма девушек старшего школьного возраста 25
Глава II. Задачи, методы и организация исследования 30
2.1. Задачи исследования 30
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 35
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 38
3.1. Разработка и апробация системы повышения физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой 38
3.2. Анализ уровня физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой 45
Заключение 57
Практические рекомендации 59
Литература 61
Приложения 67
Актуальность исследования. Современный этап развития спортивной гимнастики характеризуется ростом сложности соревновательных программ, повышением спортивного мастерства в строго ограниченных параметрах времени, что обусловлено правилами соревнований Международной федерации гимнастики (FIG). Одним из важных и базовых видов подготовки спортсмена в спортивной гимнастике является физическая подготовка и функциональное состояние, в том числе и состояние сердечно-сосудистой системы.
Несмотря на то, что положительное влияние физической активности на здоровье девушек старшего школьного возраста, занимающихся спортивной гимнастикой, доказано, остается открытым вопрос о своевременной диагностике стресс-индуцированных отклонений в состоянии сердечно-сосудистой системы, преимущественно на этапе совершенствования спортивного мастерства. У девушек-гимнасток старшего школьного возраста наиболее часто встречаются такие отклонения, как процессы ремоделирования миокарда, проявления которого варьируют от бессимптомной гипертрофии и дилатации до значительного снижения работоспособности и развития сердечных аритмий. Достичь положительного результата в спортивной гимнастике можно только при условии регулярного анализа состояния своего здоровья. Данные диагностики функционального состояния и физического развития, физической подготовленности, самочувствия, дают возможность девушкам-гимнасткам старшего школьного возраста корректировать объёмы своего учебного труда и отдыха, выделять время для восстановления, выбирать средства повышения физической и умственной работоспособности, вносить необходимые изменения в тренировочный процесс.
Степень изученности проблемы. Анатомо-физиологические особенности организма девушек старшего школьного возраста описаны в трудах Б. С. Гиппенрейтера, Л. В. Михно, В. С. Фарфеля и др. Особенности проявления основных двигательных качеств в спортивной гимнастике раскрыты в работах В. П. Лукьяненко, А. М. Максименко, Е. А. Манкевич и др. Средства и методы повышения физической подготовленности у девушек старшего школьного возраста, занимающихся спортивной гимнастикой, определены И. А. Винер, С. В. Дмитриевым, О. В. Илюшиным, Л. А. Карпенко и др. Влияние занятий спортивной гимнастикой на функциональное состояние организма девушек старшего школьного возраста, охарактеризовано А. Х. Дейнеко, Е. В. Зубаревой, Е. В. Максимихиной, А. А. Пойдуновым и др.
При этом, в настоящее время в доступной научно-методической литературе представлены лишь общие вопросы проблемы совершенствования системы контроля за процессом физической подготовки и функционального состояния девушек, занимающихся спортивной гимнастикой путем учета морфофункциональных особенностей развития их организма. В этой связи проблемы изучения показателей физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой, является актуальной проблемой.
Цель исследования – изучить показатели физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Изучить литературные источники по теме исследования.
2. Разработать и реализовать методику повышения физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой.
3. Оценить показатели физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой.
Объект исследования: тренировочный процесс занимающихся спортивной гимнастикой девушек 15-16 лет.
Предмет исследования: показатели физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой.
Гипотеза: в основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о том, что включение в учебно-тренировочный процесс девушек-гимнасток комплекса специальных упражнений и функциональных комплексов будет способствовать повышению показателей физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
Источниковая база исследования: источниками для изучения показателей физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой, послужили научные труды отечественных ученых – монографии, публикации теоретического и прикладного (исследовательского характера).
Методологическую основу исследования составили:
- научные положения теории и методики физического воспитания и спорта – С. В. Дмитриева, Ю. В. Корягиной, Л. В. Михно и др.;
- исследования по проблеме индивидуализации в физическом воспитании и спортивной деятельности – И. С. Барчуковой, В. Я. Кикотя, И. А. Кошбахтиева и др.;
- подходы к совершенствованию уровня физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы в спортивной гимнастике – Е. В. Зубарева, Е. В. Максимихина, И. А. Сидоренко и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, тестирование, функциональные пробы, количественный и качественный анализ результатов применения функциональных проб.
Теоретическая значимость исследования заключается его вкладом в разработку научных основ теории и методики адаптации в процессе спортивной подготовки девушек-гимнасток 15-16 лет.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики повышения физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой.
Структура исследования: введение, три главы, практические рекомендации, заключение, выводы, список литературы, приложения.
Несмотря на то, что положительное влияние физической активности на здоровье девушек старшего школьного возраста, занимающихся спортивной гимнастикой, доказано, остается открытым вопрос о своевременной диагностике стресс-индуцированных отклонений в состоянии сердечно-сосудистой системы, преимущественно на этапе совершенствования спортивного мастерства. У девушек-гимнасток старшего школьного возраста наиболее часто встречаются такие отклонения, как процессы ремоделирования миокарда, проявления которого варьируют от бессимптомной гипертрофии и дилатации до значительного снижения работоспособности и развития сердечных аритмий. Достичь положительного результата в спортивной гимнастике можно только при условии регулярного анализа состояния своего здоровья. Данные диагностики функционального состояния и физического развития, физической подготовленности, самочувствия, дают возможность девушкам-гимнасткам старшего школьного возраста корректировать объёмы своего учебного труда и отдыха, выделять время для восстановления, выбирать средства повышения физической и умственной работоспособности, вносить необходимые изменения в тренировочный процесс.
Степень изученности проблемы. Анатомо-физиологические особенности организма девушек старшего школьного возраста описаны в трудах Б. С. Гиппенрейтера, Л. В. Михно, В. С. Фарфеля и др. Особенности проявления основных двигательных качеств в спортивной гимнастике раскрыты в работах В. П. Лукьяненко, А. М. Максименко, Е. А. Манкевич и др. Средства и методы повышения физической подготовленности у девушек старшего школьного возраста, занимающихся спортивной гимнастикой, определены И. А. Винер, С. В. Дмитриевым, О. В. Илюшиным, Л. А. Карпенко и др. Влияние занятий спортивной гимнастикой на функциональное состояние организма девушек старшего школьного возраста, охарактеризовано А. Х. Дейнеко, Е. В. Зубаревой, Е. В. Максимихиной, А. А. Пойдуновым и др.
При этом, в настоящее время в доступной научно-методической литературе представлены лишь общие вопросы проблемы совершенствования системы контроля за процессом физической подготовки и функционального состояния девушек, занимающихся спортивной гимнастикой путем учета морфофункциональных особенностей развития их организма. В этой связи проблемы изучения показателей физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой, является актуальной проблемой.
Цель исследования – изучить показатели физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Изучить литературные источники по теме исследования.
2. Разработать и реализовать методику повышения физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой.
3. Оценить показатели физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой.
Объект исследования: тренировочный процесс занимающихся спортивной гимнастикой девушек 15-16 лет.
Предмет исследования: показатели физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой.
Гипотеза: в основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о том, что включение в учебно-тренировочный процесс девушек-гимнасток комплекса специальных упражнений и функциональных комплексов будет способствовать повышению показателей физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
Источниковая база исследования: источниками для изучения показателей физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой, послужили научные труды отечественных ученых – монографии, публикации теоретического и прикладного (исследовательского характера).
Методологическую основу исследования составили:
- научные положения теории и методики физического воспитания и спорта – С. В. Дмитриева, Ю. В. Корягиной, Л. В. Михно и др.;
- исследования по проблеме индивидуализации в физическом воспитании и спортивной деятельности – И. С. Барчуковой, В. Я. Кикотя, И. А. Кошбахтиева и др.;
- подходы к совершенствованию уровня физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы в спортивной гимнастике – Е. В. Зубарева, Е. В. Максимихина, И. А. Сидоренко и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, тестирование, функциональные пробы, количественный и качественный анализ результатов применения функциональных проб.
Теоретическая значимость исследования заключается его вкладом в разработку научных основ теории и методики адаптации в процессе спортивной подготовки девушек-гимнасток 15-16 лет.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики повышения физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц женского пола, занимающихся гимнастикой.
Структура исследования: введение, три главы, практические рекомендации, заключение, выводы, список литературы, приложения.
По результатам проведенного исследования были разработаны следующие рекомендации:
1. Величина физической нагрузки может определяться характером ее воздействия на организм занимающихся. Для каждого человека переносимость нагрузки индивидуальна, как и темп физического развития и совершенствования организма. На занятии тренер должен обращать внимание на гимнасток, на их физическое состояние после выполнения упражнений, чтобы предотвратить усталость организма.
2. Решение задач в физической подготовке и повышении функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек-гимнасток должно обеспечиваться обеспечивается: применением методов убеждения, примера, соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива; подбором физических упражнений, в которых психические свойства личности проявляются в наибольшей мере.
3. Повышение объема и интенсивности физической нагрузки на отдельно тренировке достигается: сокращением времени на перестроения; краткостью и ясностью объяснений; увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений; регулированием продолжительности отдыха; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки; использованием тренажеров, а также другого оборудования и инвентаря.
4. Объем и интенсивность физической нагрузки на занятиях по физической подготовке и повышении функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек-гимнасток должны соответствовать задачам и этапам тренировки, уровню подготовленности и возрасту девушек-гимнасток. Существуют штатные тренировки, проводимые в ровном темпе, без интенсивной нагрузки на организм, они направлены на поддержание организма в форме. Также имеют место и усиленные тренировки, проводимые редко, но с определенной периодичностью, они направлены на совершенствование организма в целом и увеличение переносимых им нагрузок.
5. Включать в систему физической подготовки и повышения функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек-гимнасток специальные комплексы по ОФП и комплексы кардиотренингов по совершенствованию функционального состояния организма.
6. Придерживаться определенной методики при планировании данных тренировочных занятий очень важно, так как нужно равномерно и правильно распределить нагрузку на все группы мышц, рассчитать нагрузку, которую может вынести организм, и которая будет для него полезна и будет способствовать повышению физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек-гимнасток.
7. Если не придерживаться методики проведения тренировок по физической подготовке, то тренировочный процесс может пойти во вред девушкам-гимнасткам, организм можно довести до изнурения, неравномерное распределение нагрузки также отрицательно влияет на организм. Исходя из всего вышесказанного, нужно придерживаться рекомендаций тренера
1. Величина физической нагрузки может определяться характером ее воздействия на организм занимающихся. Для каждого человека переносимость нагрузки индивидуальна, как и темп физического развития и совершенствования организма. На занятии тренер должен обращать внимание на гимнасток, на их физическое состояние после выполнения упражнений, чтобы предотвратить усталость организма.
2. Решение задач в физической подготовке и повышении функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек-гимнасток должно обеспечиваться обеспечивается: применением методов убеждения, примера, соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива; подбором физических упражнений, в которых психические свойства личности проявляются в наибольшей мере.
3. Повышение объема и интенсивности физической нагрузки на отдельно тренировке достигается: сокращением времени на перестроения; краткостью и ясностью объяснений; увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений; регулированием продолжительности отдыха; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки; использованием тренажеров, а также другого оборудования и инвентаря.
4. Объем и интенсивность физической нагрузки на занятиях по физической подготовке и повышении функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек-гимнасток должны соответствовать задачам и этапам тренировки, уровню подготовленности и возрасту девушек-гимнасток. Существуют штатные тренировки, проводимые в ровном темпе, без интенсивной нагрузки на организм, они направлены на поддержание организма в форме. Также имеют место и усиленные тренировки, проводимые редко, но с определенной периодичностью, они направлены на совершенствование организма в целом и увеличение переносимых им нагрузок.
5. Включать в систему физической подготовки и повышения функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек-гимнасток специальные комплексы по ОФП и комплексы кардиотренингов по совершенствованию функционального состояния организма.
6. Придерживаться определенной методики при планировании данных тренировочных занятий очень важно, так как нужно равномерно и правильно распределить нагрузку на все группы мышц, рассчитать нагрузку, которую может вынести организм, и которая будет для него полезна и будет способствовать повышению физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек-гимнасток.
7. Если не придерживаться методики проведения тренировок по физической подготовке, то тренировочный процесс может пойти во вред девушкам-гимнасткам, организм можно довести до изнурения, неравномерное распределение нагрузки также отрицательно влияет на организм. Исходя из всего вышесказанного, нужно придерживаться рекомендаций тренера
Подобные работы
- Оздоровительный эффект активных занятий женщин волейболом
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



