ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности правового регулирования деятельности транспортных организаций 6
1.1. Общий обзор законодательства в области транспорта 6
1.2 Понятие «транспортная организация» в праве Российской Федерации 10
1.3. Правовое регулирование транспортных организаций 22
Глава 2. Практические аспекты правового положения транспортных организаций 30
2.1. Анализ правовых и организационных проблемах кодификации транспортного законодательства Российской Федерации 30
2.2. Правовое регулирование деятельности в сфере транспортных обязательств при введении ограничений в условиях пандемии коронавируса 40
2.3. Совершенствование правового регулирования деятельности транспортных организаций 48
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Глава 1. Теоретические особенности правового регулирования деятельности транспортных организаций 6
1.1. Общий обзор законодательства в области транспорта 6
1.2 Понятие «транспортная организация» в праве Российской Федерации 10
1.3. Правовое регулирование транспортных организаций 22
Глава 2. Практические аспекты правового положения транспортных организаций 30
2.1. Анализ правовых и организационных проблемах кодификации транспортного законодательства Российской Федерации 30
2.2. Правовое регулирование деятельности в сфере транспортных обязательств при введении ограничений в условиях пандемии коронавируса 40
2.3. Совершенствование правового регулирования деятельности транспортных организаций 48
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Транспортные организации являются основополагающим элементом транспортной деятельности государства. Без продуманной и эффективной методики осуществления деятельности таких организаций невозможно представить повседневное функционирование как транспортной системы, так и других сфер государства. С учетом территориальных и географических особенностей Российской Федерации, разработана структурированная система регулирования транспортных организаций.
Анализ и разрешение проблем правового регулирования транспортной деятельности представляют особый интерес для различных отраслей права, и прежде всего предпринимательского, гражданского, административного и уголовного. Перечень и анализ базовых нормативных правовых актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки пассажиров и материальных объектов(грузов, багажа), поэтому в предмет транспортного права включаются: – общественные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, возникающие при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа; – общественные отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и функционированием транспортной инфраструктуры; – общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности (транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, работы по техническому обслуживанию транспортных средств, иные вспомогательные услуги и работы).
Помимо этого, нормы транспортного права взаимодействуют с нормами административного права(административное управления транспортом, лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, обеспечение функционирования транспортной инфраструктуры, административная ответственность), с нормами уголовного права (виды преступлений на транспорте, уголовная ответственность), с нормами конституционного права(федеральный транспорт и т.д.).
Таким образом, система транспортных кодексов и уставов не образуют единства нормативного правового регулирования осуществления транспортной деятельности. Поэтому можно заключить, что необходим единый кодифицированный акт в виде Транспортного кодекса, что в принципе предлагается и активно обсуждается исследователями.
Теоретической основой для проведения исследований явились научные работы советских и российских юристов: А.А. Ананьева, М.А. Бажина, В.С. Белых, К.В. Голубкина, Н.А. Духно, В.А. Егиазаров, Б. Елисеев, Т.Н. Иванова, Л.В. Куныгина, М.В. Мамонова, Г.В. Меркулова, А.В. Целуйко и др.
Цель работы заключается в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, сложившиеся в теоретическом литературе воззрения провести комплексный анализ правового регулирования деятельности транспортных организаций
Для этого, исходя из проблемы исследования, поставлены следующие задачи:
- провести общий обзор законодательства в области транспорта;
- раскрыть понятие транспортная организация в праве Российской Федерации;
- исследовать правовое регулирование транспортных организаций;
- выявить проблемные вопросы регулирования гражданско-правовой ответственности на железнодорожном транспорте;
- проанализировать правовое положение государственной компании «Российские автомобильные дороги»;
- оценить правовое регулирование деятельности в сфере транспортных обязательств при введении ограничений в условиях пандемии коронавируса.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере регулирования деятельности транспортных организаций.
Предмет исследования – теоретические представления исследователей об особенностях правового регулирования транспортных организаций, а также нормативных правовых актов, касающихся особенностей деятельности транспортных организаций.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания (диалектический, исторический, системный, исторический, анализ и синтез, индукция и дедукция), специальные методы (функциональный, статистический) и частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой). Так, например, диалектический метод способствовал выявлению противоречий между соотношением интересов личности, общества и государства в транспортной сфере и тенденций их дальнейшего разрешения на правовой основе. Исторический метод позволил выявить генезис развития организационно-правовых форм управления транспортом в России в советский и постсоветский периоды. Системный метод обусловил возможность построения теоретической модели правового управления транспортным комплексом Российской Федерации как целостной и развивающейся системы. С помощью функционального метода проанализированы направления деятельности (функции) органов государственной и муниципальной власти в сфере управления транспортным комплексом. Сравнительно-правовой метод позволил выявить общее и особенное в системе организационно-правового управления транспортом на региональном и муниципальном уровне.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Анализ и разрешение проблем правового регулирования транспортной деятельности представляют особый интерес для различных отраслей права, и прежде всего предпринимательского, гражданского, административного и уголовного. Перечень и анализ базовых нормативных правовых актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки пассажиров и материальных объектов(грузов, багажа), поэтому в предмет транспортного права включаются: – общественные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, возникающие при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа; – общественные отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и функционированием транспортной инфраструктуры; – общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности (транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, работы по техническому обслуживанию транспортных средств, иные вспомогательные услуги и работы).
Помимо этого, нормы транспортного права взаимодействуют с нормами административного права(административное управления транспортом, лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, обеспечение функционирования транспортной инфраструктуры, административная ответственность), с нормами уголовного права (виды преступлений на транспорте, уголовная ответственность), с нормами конституционного права(федеральный транспорт и т.д.).
Таким образом, система транспортных кодексов и уставов не образуют единства нормативного правового регулирования осуществления транспортной деятельности. Поэтому можно заключить, что необходим единый кодифицированный акт в виде Транспортного кодекса, что в принципе предлагается и активно обсуждается исследователями.
Теоретической основой для проведения исследований явились научные работы советских и российских юристов: А.А. Ананьева, М.А. Бажина, В.С. Белых, К.В. Голубкина, Н.А. Духно, В.А. Егиазаров, Б. Елисеев, Т.Н. Иванова, Л.В. Куныгина, М.В. Мамонова, Г.В. Меркулова, А.В. Целуйко и др.
Цель работы заключается в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, сложившиеся в теоретическом литературе воззрения провести комплексный анализ правового регулирования деятельности транспортных организаций
Для этого, исходя из проблемы исследования, поставлены следующие задачи:
- провести общий обзор законодательства в области транспорта;
- раскрыть понятие транспортная организация в праве Российской Федерации;
- исследовать правовое регулирование транспортных организаций;
- выявить проблемные вопросы регулирования гражданско-правовой ответственности на железнодорожном транспорте;
- проанализировать правовое положение государственной компании «Российские автомобильные дороги»;
- оценить правовое регулирование деятельности в сфере транспортных обязательств при введении ограничений в условиях пандемии коронавируса.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере регулирования деятельности транспортных организаций.
Предмет исследования – теоретические представления исследователей об особенностях правового регулирования транспортных организаций, а также нормативных правовых актов, касающихся особенностей деятельности транспортных организаций.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания (диалектический, исторический, системный, исторический, анализ и синтез, индукция и дедукция), специальные методы (функциональный, статистический) и частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой). Так, например, диалектический метод способствовал выявлению противоречий между соотношением интересов личности, общества и государства в транспортной сфере и тенденций их дальнейшего разрешения на правовой основе. Исторический метод позволил выявить генезис развития организационно-правовых форм управления транспортом в России в советский и постсоветский периоды. Системный метод обусловил возможность построения теоретической модели правового управления транспортным комплексом Российской Федерации как целостной и развивающейся системы. С помощью функционального метода проанализированы направления деятельности (функции) органов государственной и муниципальной власти в сфере управления транспортным комплексом. Сравнительно-правовой метод позволил выявить общее и особенное в системе организационно-правового управления транспортом на региональном и муниципальном уровне.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
По результатам исследования, представленного в работе, можно сделать следующие выводы.
Конституция РФ затрагивает общие положения регулирования транспортной деятельности. Конституционные основы регулирования транспортной деятельности сводятся к регулированию федерального транспорта и путей сообщения, признанию норм международного права частью правового регулирования Российской Федерации и закреплению принципа свободного перемещения услуг. Транспортная деятельность является связующим звеном во всех социально-экономических отношениях государства, она способна охватывать практически все регионы. Осуществление транспортной деятельности обеспечивает жизнедеятельность как внутри страны, так и за ее пределами.
В целях эффективного правового регулирования необходимо осуществить устранение конституционного правового пробела в части регулирования транспортного обслуживания субъектов РФ и муниципальных образований путем внесения в ст. 72 Конституции РФ нормы о регулировании транспортной деятельности, регулирующей вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В качестве источника права принято понимать юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения. Система правового регулирования транспортного права состоит из конституционных положений, целого ряда специализированных транспортных уставов и кодексов, принятых в форме федеральных законов и детально регламентирующих транспортные отношения, а также подзаконных нормативных правовых актов и характеризуется в целом признаками стабильности, систематизированности, объемности, значительным наличием императивных норм, широким применением норм международного права, а также принципом иерархии системы. Перечень и анализ базовых нормативных правовых актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки пассажиров и материальных объектов (грузов, багажа). Необходимость выявления и анализа ряда наиболее актуальных проблем нормативно-правового регулирования транспортной сферы, обусловлена развитием транспортной отрасли.
Дискуссия ученых о создании единого Транспортного кодекса продолжается долгое время. Принятие такого рода документа проблематично, поскольку данный вид деятельности, хоть и обусловлен общим предметом, осуществляется различными видами транспорта и требует более узкой специфики регулирования.
Транспортное право - это единая взаимосвязанная комплексная отрасль российского права, содержащая нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства (конституционного, земельного, гражданского, административного, предпринимательского, договорного, уголовного).
При изучении метода и задач транспортной деятельности следует вывод: так как транспортное право является комплексной отраслью права, она не имеет свой метод регулирования отношений. Здесь идет речь о заимствовании транспортным правом уже известных российскому праву и используемых другими отраслями права методов.
Цели правового регулирования транспортной деятельности - это достижение нормативного упорядочивания общественных отношений, которое необходимо в отношении организации и деятельности транспортных организаций и иных субъектов, оказывающих транспортные услуги.
Исходя из приведенного анализа понятия и правовой характеристики транспортной деятельности, можно прийти к выводу, что транспортными организациями являются юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность, связанную с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционную деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях.
В силу п.1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Следует внести уточнения в ст.14.1.2 КоАП РФ о предпринимательстве в области транспорта без лицензии в отношении уточнения субъектов ответственности и размера административного штрафа, для более жесткого контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Для наиболее эффективного функционирования транспортной деятельности в России, необходимо совершенствование законодательства в области транспорта. На данный момент существует Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г., в которой выражено развитие транспортного комплекса. Это необходимо для решения актуальных проблем на основе проведенных статистических исследований и реализации новых возможностей.
В рамках международного права необходимо принять Всеобщую транспортную конвенцию, положения которой установят правила и процедуры регулирования транспортной деятельности различных государств.
Конституция РФ затрагивает общие положения регулирования транспортной деятельности. Конституционные основы регулирования транспортной деятельности сводятся к регулированию федерального транспорта и путей сообщения, признанию норм международного права частью правового регулирования Российской Федерации и закреплению принципа свободного перемещения услуг. Транспортная деятельность является связующим звеном во всех социально-экономических отношениях государства, она способна охватывать практически все регионы. Осуществление транспортной деятельности обеспечивает жизнедеятельность как внутри страны, так и за ее пределами.
В целях эффективного правового регулирования необходимо осуществить устранение конституционного правового пробела в части регулирования транспортного обслуживания субъектов РФ и муниципальных образований путем внесения в ст. 72 Конституции РФ нормы о регулировании транспортной деятельности, регулирующей вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В качестве источника права принято понимать юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения. Система правового регулирования транспортного права состоит из конституционных положений, целого ряда специализированных транспортных уставов и кодексов, принятых в форме федеральных законов и детально регламентирующих транспортные отношения, а также подзаконных нормативных правовых актов и характеризуется в целом признаками стабильности, систематизированности, объемности, значительным наличием императивных норм, широким применением норм международного права, а также принципом иерархии системы. Перечень и анализ базовых нормативных правовых актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки пассажиров и материальных объектов (грузов, багажа). Необходимость выявления и анализа ряда наиболее актуальных проблем нормативно-правового регулирования транспортной сферы, обусловлена развитием транспортной отрасли.
Дискуссия ученых о создании единого Транспортного кодекса продолжается долгое время. Принятие такого рода документа проблематично, поскольку данный вид деятельности, хоть и обусловлен общим предметом, осуществляется различными видами транспорта и требует более узкой специфики регулирования.
Транспортное право - это единая взаимосвязанная комплексная отрасль российского права, содержащая нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства (конституционного, земельного, гражданского, административного, предпринимательского, договорного, уголовного).
При изучении метода и задач транспортной деятельности следует вывод: так как транспортное право является комплексной отраслью права, она не имеет свой метод регулирования отношений. Здесь идет речь о заимствовании транспортным правом уже известных российскому праву и используемых другими отраслями права методов.
Цели правового регулирования транспортной деятельности - это достижение нормативного упорядочивания общественных отношений, которое необходимо в отношении организации и деятельности транспортных организаций и иных субъектов, оказывающих транспортные услуги.
Исходя из приведенного анализа понятия и правовой характеристики транспортной деятельности, можно прийти к выводу, что транспортными организациями являются юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность, связанную с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционную деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях.
В силу п.1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Следует внести уточнения в ст.14.1.2 КоАП РФ о предпринимательстве в области транспорта без лицензии в отношении уточнения субъектов ответственности и размера административного штрафа, для более жесткого контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Для наиболее эффективного функционирования транспортной деятельности в России, необходимо совершенствование законодательства в области транспорта. На данный момент существует Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г., в которой выражено развитие транспортного комплекса. Это необходимо для решения актуальных проблем на основе проведенных статистических исследований и реализации новых возможностей.
В рамках международного права необходимо принять Всеобщую транспортную конвенцию, положения которой установят правила и процедуры регулирования транспортной деятельности различных государств.
Подобные работы
- Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ В ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ В ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Правовое положение и организация деятельности ДПС ГИБДД МВД России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Учет, контроль и анализ в транспортных организациях
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ В ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Учет, контроль и анализ затрат в транспортных организациях (по материалам ООО «Энерготранс»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Учет, контроль и анализ затрат в транспортной организации(на примере ООО
“Ямашское УТТ”)
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017



