Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности правового регулирования деятельности транспортных организаций 6
1.1. Общий обзор законодательства в области транспорта 6
1.2 Понятие «транспортная организация» в праве Российской Федерации 10
1.3. Правовое регулирование транспортных организаций 22
Глава 2. Практические аспекты правового положения транспортных организаций 30
2.1. Анализ правовых и организационных проблемах кодификации транспортного законодательства Российской Федерации 30
2.2. Правовое регулирование деятельности в сфере транспортных обязательств при введении ограничений в условиях пандемии коронавируса 40
2.3. Совершенствование правового регулирования деятельности транспортных организаций 48
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Транспортные организации являются основополагающим элементом транспортной деятельности государства. Без продуманной и эффективной методики осуществления деятельности таких организаций невозможно представить повседневное функционирование как транспортной системы, так и других сфер государства. С учетом территориальных и географических особенностей Российской Федерации, разработана структурированная система регулирования транспортных организаций.
Анализ и разрешение проблем правового регулирования транспортной деятельности представляют особый интерес для различных отраслей права, и прежде всего предпринимательского, гражданского, административного и уголовного. Перечень и анализ базовых нормативных правовых актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки пассажиров и материальных объектов(грузов, багажа), поэтому в предмет транспортного права включаются: – общественные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, возникающие при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа; – общественные отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и функционированием транспортной инфраструктуры; – общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности (транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, работы по техническому обслуживанию транспортных средств, иные вспомогательные услуги и работы).
Помимо этого, нормы транспортного права взаимодействуют с нормами административного права(административное управления транспортом, лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, обеспечение функционирования транспортной инфраструктуры, административная ответственность), с нормами уголовного права (виды преступлений на транспорте, уголовная ответственность), с нормами конституционного права(федеральный транспорт и т.д.).
Таким образом, система транспортных кодексов и уставов не образуют единства нормативного правового регулирования осуществления транспортной деятельности. Поэтому можно заключить, что необходим единый кодифицированный акт в виде Транспортного кодекса, что в принципе предлагается и активно обсуждается исследователями.
Теоретической основой для проведения исследований явились научные работы советских и российских юристов: А.А. Ананьева, М.А. Бажина, В.С. Белых, К.В. Голубкина, Н.А. Духно, В.А. Егиазаров, Б. Елисеев, Т.Н. Иванова, Л.В. Куныгина, М.В. Мамонова, Г.В. Меркулова, А.В. Целуйко и др.
Цель работы заключается в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, сложившиеся в теоретическом литературе воззрения провести комплексный анализ правового регулирования деятельности транспортных организаций
Для этого, исходя из проблемы исследования, поставлены следующие задачи:
- провести общий обзор законодательства в области транспорта;
- раскрыть понятие транспортная организация в праве Российской Федерации;
- исследовать правовое регулирование транспортных организаций;
- выявить проблемные вопросы регулирования гражданско-правовой ответственности на железнодорожном транспорте;
- проанализировать правовое положение государственной компании «Российские автомобильные дороги»;
- оценить правовое регулирование деятельности в сфере транспортных обязательств при введении ограничений в условиях пандемии коронавируса.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере регулирования деятельности транспортных организаций.
Предмет исследования – теоретические представления исследователей об особенностях правового регулирования транспортных организаций, а также нормативных правовых актов, касающихся особенностей деятельности транспортных организаций.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания (диалектический, исторический, системный, исторический, анализ и синтез, индукция и дедукция), специальные методы (функциональный, статистический) и частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой). Так, например, диалектический метод способствовал выявлению противоречий между соотношением интересов личности, общества и государства в транспортной сфере и тенденций их дальнейшего разрешения на правовой основе. Исторический метод позволил выявить генезис развития организационно-правовых форм управления транспортом в России в советский и постсоветский периоды. Системный метод обусловил возможность построения теоретической модели правового управления транспортным комплексом Российской Федерации как целостной и развивающейся системы. С помощью функционального метода проанализированы направления деятельности (функции) органов государственной и муниципальной власти в сфере управления транспортным комплексом. Сравнительно-правовой метод позволил выявить общее и особенное в системе организационно-правового управления транспортом на региональном и муниципальном уровне.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
По результатам исследования, представленного в работе, можно сделать следующие выводы.
Конституция РФ затрагивает общие положения регулирования транспортной деятельности. Конституционные основы регулирования транспортной деятельности сводятся к регулированию федерального транспорта и путей сообщения, признанию норм международного права частью правового регулирования Российской Федерации и закреплению принципа свободного перемещения услуг. Транспортная деятельность является связующим звеном во всех социально-экономических отношениях государства, она способна охватывать практически все регионы. Осуществление транспортной деятельности обеспечивает жизнедеятельность как внутри страны, так и за ее пределами.
В целях эффективного правового регулирования необходимо осуществить устранение конституционного правового пробела в части регулирования транспортного обслуживания субъектов РФ и муниципальных образований путем внесения в ст. 72 Конституции РФ нормы о регулировании транспортной деятельности, регулирующей вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В качестве источника права принято понимать юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения. Система правового регулирования транспортного права состоит из конституционных положений, целого ряда специализированных транспортных уставов и кодексов, принятых в форме федеральных законов и детально регламентирующих транспортные отношения, а также подзаконных нормативных правовых актов и характеризуется в целом признаками стабильности, систематизированности, объемности, значительным наличием императивных норм, широким применением норм международного права, а также принципом иерархии системы. Перечень и анализ базовых нормативных правовых актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки пассажиров и материальных объектов (грузов, багажа). Необходимость выявления и анализа ряда наиболее актуальных проблем нормативно-правового регулирования транспортной сферы, обусловлена развитием транспортной отрасли.
Дискуссия ученых о создании единого Транспортного кодекса продолжается долгое время. Принятие такого рода документа проблематично, поскольку данный вид деятельности, хоть и обусловлен общим предметом, осуществляется различными видами транспорта и требует более узкой специфики регулирования.
Транспортное право - это единая взаимосвязанная комплексная отрасль российского права, содержащая нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства (конституционного, земельного, гражданского, административного, предпринимательского, договорного, уголовного).
При изучении метода и задач транспортной деятельности следует вывод: так как транспортное право является комплексной отраслью права, она не имеет свой метод регулирования отношений. Здесь идет речь о заимствовании транспортным правом уже известных российскому праву и используемых другими отраслями права методов.
Цели правового регулирования транспортной деятельности - это достижение нормативного упорядочивания общественных отношений, которое необходимо в отношении организации и деятельности транспортных организаций и иных субъектов, оказывающих транспортные услуги.
Исходя из приведенного анализа понятия и правовой характеристики транспортной деятельности, можно прийти к выводу, что транспортными организациями являются юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность, связанную с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционную деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях.
В силу п.1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Следует внести уточнения в ст.14.1.2 КоАП РФ о предпринимательстве в области транспорта без лицензии в отношении уточнения субъектов ответственности и размера административного штрафа, для более жесткого контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Для наиболее эффективного функционирования транспортной деятельности в России, необходимо совершенствование законодательства в области транспорта. На данный момент существует Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г., в которой выражено развитие транспортного комплекса. Это необходимо для решения актуальных проблем на основе проведенных статистических исследований и реализации новых возможностей.
В рамках международного права необходимо принять Всеобщую транспортную конвенцию, положения которой установят правила и процедуры регулирования транспортной деятельности различных государств.
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 14.03.2022
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru – 01.07.2021
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 16.04.2022
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru – 30.12.2021
5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 14.03.2022
6. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 02.07.2021
7. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 02.07.2021
8. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 (ред. от 30.11.2021, с изм. от 12.03.2022) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.12.2020
9. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации" //Собрание законодательства РФ.2008. № 50. Ст. 5977
10. Ананьева А.А. Система нормативных юридических конструкций гражданско-правовых договоров оперативного управления транспортной деятельностью. Саратов: Издательский центр "Наука", 2015. С. 321-323.
11. Бажина, М. А. Понятие «транспортное средство» в транспортном праве (статья) // Транспортное право. — 2017. — № 1.
12. Бажина М. А. Особенности развития транспортного законодательства в период с 1930 по 1964 года // Советский конституционализм, государство и право в 1930 - 1964 гг.: доктрина, институты и репрезентации. Материалы круглого стола / под общ. ред. К. С. Коровина, В.С. Плетникова. Екатеринбург. УрГЮУ. 2020. С. 53-68.
13. Белых, В. С. Транспортное законодательство России и зарубежных государств, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ) / В.С. Белых. - М.: Проспект, 2019. - 152 c.
14. Голубкина, К.В. Правовое регулирование обеспечения транспортной безопасности в России / К. В. Голубкина, С. К. Абрамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - № 6-7. - С. 109-111.
15. Духно Н. А. Землин А. И. Транспортное право. Общая часть: учебник / отв. ред. Н. А. Духно, А. И. Землин. - М.: Юридический институт МИИТа, 2017. - 259 с.
16. Егиазаров, В.А. Транспортное право / В.А. Егиазаров. - Москва: Гостехиздат, 2018. - 151 c.
17. Елисеев, Борис Воздушные перевозки: моногр. / Борис Елисеев. - М.: Дашков и К, 2019. - 512 c.
18. Защита прав государства как акционера и собственника на морском транспорте. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. - 192 c.
19. Землин А. И., Холиков И. В., Мельникова А. А. Актуальные проблемы правового обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры: монография. - Москва: Юридический институт МИИТ, 2019. - 92 с.
20. Землин А.И. Административно-правовые аспекты обеспечения транспортной безопасности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2019 № 4 (28). С. 10-14.
21. Иванова, Т. Н. Правовое регулирование отношений по морской перевозке грузов в линейном сообщении в Российской Федерации. Монография / Т.Н. Иванова. - М.: Юстицинформ, 2020. - 160 c.
22. Куныгина Л.В. Особенности транспортных систем в России /Л.В. Куныгина // Сборник: Актуальные проблемы и перспективы развития транспорта, промышленности и экономики России (ТрансПромЭк 2020). труды Международной научно-практической конференции. Ростовский государственный университет путей сообщения. Воронеж, 2020. С. 162-165.
23. Мамонова, М. В. Отдельные проблемы кодификации транспортного законодательства РФ // Транспортное право и безопасность. - 2019. - № 1(25).
24. Меркулова Г. В. Источники правового регулирования транспортной деятельности / Г. В. Меркулова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право - 2016. - № 1-2 (18) - С. 143-151.
25. Предпринимательство и бизнес: финансово-экономические, управленческие и правовые аспекты устойчивого развития: моногр. / А.В. Шаркова [и др.] ; под ред. М.А. Эскиндарова. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 710 с
26. Транспортное право: учебник для среднего профессионального образования / ответственный редактор Н. А. Духно, А. И. Землин. - Москва: Издательство Юрайт, 2020.
27. Транспортное право : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Духно [и др.] ; ответственные редакторы Н. А. Духно, А. И. Землин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 435 с.
28. Хотько О.А., Чеботарева А.А. Правовые вопросы международного сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности // Транспортное право и безопасность. 2021. № 1. С. 33–45
29. Хотько О.А. Анализ законодательства в области защиты прав граждан в условиях негативного воздействия транспортной деятельности // Тенденции развития юридической науки на современном этапе : сб. ст. IV Всерос. науч. конф. с междунар. участием (18 окт. 2019 г.) / отв. ред. Е.С. Трезубов. М. : Проспект, 2020. С. 282–291.
30. Целуйко А.В., Петроченко В.В. Вопросы информационного обеспечения транспортной безопасности в условиях современности // Транспортное право. 2017. № 4. С. 28-31.
31. Официальный сайт Министерства транспорта РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mintrans.ru (дата обращения 26.04.2022)