Введение
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования потребностей
1.1. Основные подходы к исследованию потребности, как социального явления.
1.2. Сущность и содержание образовательных потребностей в социологическом понимании
1.3. Образовательные потребности в обществе потребления
Глава II. Эмпирическое социологическое исследование «Факторы формирования образовательной потребности молодежи»
2.1. Структурная модель взаимодействия потребностей и функций образования.
2.2. Программа социологического исследования
2.3. Анализ результатов социологического исследования
Заключение
Литература
Приложение..
В последние десятилетия количество академических исследований и научных работ, посвященных теме "общества потребления", растет в геометрической прогрессии.
История активного изучения данного вопроса начинается лишь в середине прошлого столетия. Данная тема также все чаще затрагивается в современных произведениях искусства: художественной литературе, кино, живописи, архитектуре и пр. Неудивительно, ведь экспансивное вторжение капиталистического уклада в жизни большинства жителей планеты отразилось на наших мыслях и действиях; изменило и продолжает менять нас на всех уровнях нашего бытия: от культуры до быта. Стоит отметить, что разделения контекста культурного от контекста бытового в рамках социологического анализа недопустимо. Ю.М.Лотман писал в "Беседах о русской культуре": "Быт - это культура в одежде времени". Культура - есть сквозной психосоциальный феномен, наблюдаемый как в локальном, так и в глобальном рассмотрении жизни земного общества, а образование есть в идеале условный инструмент повышения индивидуального и, как следствие, общественного уровня культурного развития.
Исследованию влияния глобальной экономики и конкурентно-потребительского уклада на жизнь современного земного общества посвящают себя сегодня и художественные авторы-популисты, философы, психологи, социологи, экономисты и даже представители классического естественнонаучного знания.
Высшее образование в общественном сознании исторически занимает центральное место и является ключом к жизненному успеху во всех отношениях: как с точки зрения "общества потребления" (финансовый и статусный фактор), так и с точки зрения классической педагогики (умение мыслить и обучаться); однако за этим обобщенным позитивным образом обнаруживается немало темных пятен и спутанных исторических шлейфов реальности.
Согласно Марксу и Энгельсу "образование - это инструмент идеологического конструирования социально - экономической иерархии в классовых обществах." В качестве инструмента идеологического конструирования образование начинает формироваться в историческом горизонте общества капиталистического. Именно капиталистические производительные силы и общественные отношения порождают такую форму самосознания общества, как функционально специфицированные образование и воспитание. Функциональная дифференциация образования от религии и философии опосредуется, по Марксу и Энгельсу "дифференциацией и обособлением экономической сферы жизнедеятельности общества".
Критерии экономической мысли, выбирающей материальную выгоду в качестве главного интерпретационного фактора, пронизали нашу жизнь насквозь, и образовательная сфера не может являться исключением. Представление о высшем образовании и критериях его качества претерпевают неминуемые изменения как в сознании абитуриентов, так и в сознании административного и педагогического состава ВУЗов, не говоря уже о сознании широких масс.
М.Вебер не ставил перед собой задачу самостоятельного изучения образования как социологического феномена. Тема образования затрагивается им лишь исключительно в контексте анализа типов господства. Социальные функции образования по М.Веберу, согласно его взглядам, обуславливаются основой социального престижа. Тип господства определяет содержание образования. Социальный престиж, легитимируемый образовательными квалификациями, может быть превращен в экономическое преимущество. Функция образования по Веберу - в обосновании социально-экономической стратификации.
По К.Мангейму образование отражает национальные, институциональные, социальные и философские ценности, являясь средством воздействия на образ мышления и стиль жизни индивида. Изучение образования с необходимостью требует анализа его специфических целей, которые определяются обществом. В качестве примера, Мангейм приводит Германию и Советский Союз, в которых посредством образования формировались идейно-политические цели нации. Образование определяется, как средство социального контроля - один из инструментов формирования определенного типа личности, отвечающего социальным потребностям на данном этапе общественной самоорганизации.
Вместе с искажением роли и понятия образования в умах как образованных, так и необразованных людей планомерно искажается и сам педагогический институт общества, неминуемо попадающий под влияние незримого финансово-прагматического гипнотизера мировой конкуренции. Авторы "новой волны" философской мысли обращают внимание общественности на девальвацию знания в сегодняшнем мире, сопровождающуюся псевдо-технологическим прогрессом и кризисной гиперинфляцией валют.
Степень изученности
В основу работы легли теоретические положения следующих авторов:
● Теории потребностей Маслоу, Мюллера, Альдерфера, Герцберга;
● Социологические концепции Бодрийяра, Маркузе, Иванова, Юнга, Фромма, Шуклиной, Маркса и Энгельса.
Объект исследования: Образование и потребление как социальные явления современности.
Предмет исследования: Образовательная потребность в условиях общества потребления.
Цель - выявить факторы и механизмы формирования образовательной потребности в современной молодежной среде.
Задачи:
● проанализировать основные аспекты потребности, как социального явления;
● рассмотреть основные подходы к изучению потребностей;
● рассмотреть проблему влияния общества потребления на мотивационную сферу людей;
● изучить образовательную потребность в контексте современной картины жизнеустройства;.
Изучение факторов, влияющих на построение образа высшего образования в сознании молодых людей, является актуальной и малоизученной на сегодняшний день проблемой, раскрытие которой может в будущем поспособствовать преодолению духовного кризиса XX века в веке XXI.
Степень полезности для человека высшего образования, безусловно, определяется не только функциональным качеством образования, как услуги в "обществе потребления", но в первую очередь мотивацией самого человека, его желанием узнавать новое и учиться у других, адекватной самооценкой и личностной гармонией.
Теоретическое фактологическое исследование демонстрирует, насколько сегодняшнее "общество потребления" подавляет естественное стремление молодых людей к непрерывному росту и самореализации; насколько внутренние конфликты и противоречия, связанные с коммуникацией с наиболее близкими людьми (семьей, учителями и друзьями), мешают молодым людям уверенно делать самостоятельный выбор и приводят к закреплению у них алгоритмов конформного поведения.
В рамках данной работы разносторонне теоретически рассмотрены и сопоставлены теории потребностей Маслоу, Адельфера, Мюррея и Герцберга, раскрывающие мотивационную сферу человека в различных аналитических разрезах; также представлены и проанализированы различные определения потребностей; описаны феномены потребительства и общества потребления в концепциях Маркузе, Бодрийяра, Иванова, раскрывающие механизм изменения сознания общества XXI века в историческом, социологическом, философском и психологическом аспектах.
В последней части работы приводятся выводы различных авторов о месте образовательной потребности в современном обществе с привидением взглядов Фромма, Юнга, Дюркгейма, Тарасенко и Шуклиной и описаны прогнозы возможных дальнейших путей развития образовательно-культурной сферы и педагогического института общества с учетом изменения общественного жизнеустройства.
Приводимые данные укладывают теоретический фундамент эмпирического исследования мотивационной сферы абитуриентов, студентов и преподавателей ВУЗов, проводимого автором работы с целью выявления более тонких граней и точных взаимосвязей факторов самосознания студентов и педагогов.
Феномен потребительства, возводящий деньги на вершину пирамиды ценностей современного человека в купе с усилением информационного шума во всех социальных институтах, способствует снижению мотивации молодых людей к осознанной образовательной деятельности, определяемой свободной волей и искренним желанием приобретать знания и навыки, однако феномен этот - есть реалия сегодняшнего мира; и наша задача - адаптировать институты общества под меняющийся мир, сделав модели более гибкими и среду - интерактивной.
1. А. Ломоносов / Возвращение к себе: опыт трансцендентальной философии истории / Издательство Санкт-Петербургского Университета / 2007 г.
2. А.А.Онипко / "Особенности процесса реализации образовательных потребностей современными школьниками и студентами" / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ/ 2013 г.
3. Б.Г. Ананьев / Человек как предмет познания. Санкт-Петербург / 2001.
4. Баразгова Е.С., Бондаренко Е. / Особенности формирования жизненных стратегий молодежи ЗАТО в условиях неопределенности социального развития / Актуальные проблемы социологии молодежи / под общей ред. Ю.Р. Вишневского / Екатеринбург / УрФУ / 2010 г.
5. Безрукова В.С. / Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / 2000 г.
6. Бодрийар Ж. / Система вещей. / М / 1995 г. Пер. с фр.: С. Зенкина
7. В.И.Ильин в статье "Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность",
8. Василькова В.В. / Циклы самоорганизации в обществе / Синергетика / Труды семинара. Т.З. / М. / Изд-во МГУ / 2000 г.
9. Вожева Л.Б. / Ценностные ориентиры молодежи современной России / Актуальные проблемы социологии молодежи / под общей ред. Ю.Р. Вишневского / Екатеринбург / УрФУ / 2010 г.
10. Д.В.Иванов "Глэм-капитализм". - СПб., 2008
11. Думчене А. / О сочетании прагматических и гуманистических ценностей студентов / А. Думчене / Социол. исслед. / 2007 г. / № 5.
12. Ильин А.В. / Мотивы человека / М / 1995 г.
13. К.Г. Юнг / "Психология и Запад; Йога и Восток" / 1978 / Перевод А.М. Руткевича Рысакова П.И Система образования в китайском обществе / с 35 -38
14. Леонтьев Д. А. / Современная психология мотивации / Сборник / Смысл / 2002.
15. Лотман Ю.М. «Беседы о русской культуре»
16. М.О. Попова / Психологический подход в социологии: становление и развитие в отечественной науке / автореферат / Москва / 2005 г.
17. Маркс К Капитал // М., Энгельс Ф Избранные сочинения МТ.7, 1987 с 528
18. Маркузе Г. / Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества.
19. Маркузе Г. / Психоанализ и политика / 1968 г.
20. Меренков А.В. / Человек: взаимосвязь природного и социокультурного / Екатеринбург / 2007 г.
21. Онипко А.А.Особенности процесса реализации образовательных потребностей современными школьниками и студентами. // Известия уральского федерального университета. Серия 3: общественные науки. №2, 2013 г. Стр. 96-105
22. Орлова В.В. / Ценностные приоритеты молодежи в сибирском регионе / Актуальные проблемы социологии молодежи / под общей ред. Ю.Р. Вишневского / Екатеринбург / УрФУ / 2010 г.
23. Прокопенко Ю.А. «Образовательная потребность - основа функционирования образовательной среды» //
24. Рысакова П. И. Система образования в китайском обществе: Социологический анализ социокультурной эволюции / -СПб.: Алетейя, 2010 -212с.
25. Словарь по этике / Под редакцией И.Кона, 1981 г.
26. Современные проблемы науки и образования.Выпуск № 6 / 2014
27. Тарасенко В.И. / Социальные потребности личности: формирование, удовлетворение, развитие / Киев / 1982 г.
28. Татлыбаевой; терминологическая правка В. Данченка.
29. Теория человеческой мотивации / Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. А. М.
30. Фромм Э. "Человеческая ситуация" Перевод с англ. под ред. Д.А.Леонтьева, М.; СМЫСЛ, 1994, - 238 с.
31. Фромм Э. / "Человеческая ситуация" / Перевод с англ. под ред. Д.А.Леонтьева / М. / СМЫСЛ / 1994 г.
32. Шуклина Е.А. / Потребности в образовании студентов негосударственных ВУЗов: социологический анализ / Образование и общество / 2005 г.
33. Интернет источник: http://voluntary.ru/ дата обращения 27.12.2015
34. Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=6448
35. Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/4252
36. Федеральный закон «Об образовании». Режим доступа: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyy-redakciya-2015/
37. Прокопенко Ю.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ – ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16196 (дата обращения: 29.12.2015).