Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии 8
1.1. Сущность логических универсальных учебных действий младших школьников 8
1.2. Особенности формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте 16
1.3. Возможности уроков технологии в формировании логических универсальных учебных действий младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии 34
2.1. Диагностика уровня сформированности логических универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса 34
2.2. Содержание работы по формированию логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии 39
2.3. Динамика уровня сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников 46
Заключение 51
Библиографический список 53
Стандарты второго поколения определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Её системно¬деятельностный подход направлен на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, отвечающей требованиям современного информационного общества и инновационной экономики, задачам построения гражданского общества. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается, и знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.
Актуальность нашего исследования обусловлена изменением образовательной парадигмы, так как стратегическим направлением образования со¬гласно Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является не преподнесение учащимся готовых знаний, умений и навыков, как это было в стандартах первого поколения, а формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих готовность и способность младшего школьника к овладению компетентностью «уметь учиться» через сознательное и активное присвоение социального опыта, гарантирующих успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Особая роль в формировании УУД отводится начальной школе, так как именно младший школьный возраст является самым ответственным этапом развития личности, в этот период происходит становление учебной деятельности.
Универсальные учебные действия подразделяются на личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные действия. В нашей работе внимание будет сосредоточено на формировании логических универсальных учебных действий. Благодаря их сформированности младшие школьники научатся овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей и т.д.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков группой авторов: Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В результате исследования ими установлено, что качество усвоения знаний определяется уровнем сформированности универсальных учебных действий.
На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Г.К. Селевко. Программа, формирующая познавательные общеучебные умения, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым.
Сущность и роль познавательных универсальных учебных действий в образовательном процессе рассматриваются в работах О.Б. Даутовой, Е.Д. Елисеевой, И.С. Петронюк, В.Г. Рындак.
Проблеме формирования универсальных учебных действий у учащихся разных ступеней обучения в условиях образовательных учреждений различных типов посвящено значительное количество научных и методических публикаций. Активно исследуются ее психологические, дидактические, воспитательные и развивающие аспекты. Вместе с тем у учителей-практиков еще нет достаточно четкого представления о конкретных путях и способах формирования у школьников определенных УУД в процессе изучения учебных дисциплин.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает огромным развивающим потенциалом. При соответствующем содержательном и методическом наполнении он может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий (Как проектировать..., 2011, 141).
По мнению исследователей, уроки технологии создают уникальную возможность для целенаправленного обучения детей операциям анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей и других логических универсальных учебных действий.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования логических универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста и недостаточностью путей решения проблемы их эффективного развития.
Вышеизложенное позволило нам определить тему исследования «Формирование логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования логических универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования: формирование логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии будет эффективным, если:
- учащимся предлагается алгоритм анализа образца изделия, которое будет изготавливаться в ходе практической работы;
- используются задания на формирование логических действий (анализа, сравнения, классификации, обобщения) в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, раскрыть сущность логических универсальных учебных действий и особенности их формирования у младших школьников.
2. Выявить эффективные приёмы, способствующие формированию логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии.
3. Провести диагностическое исследование уровня сформированности логических универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса.
4. Организовать экспериментальную работу по формированию логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (педагогический эксперимент, тестирование, беседа);
- методы математический обработки данных.
База исследования: МБОУ «Козинская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области, 3 класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступления на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2017 на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» (11 апреля 2017 г., Белгород) с докладом по теме исследования; в публикации статьи в сборнике научных трудов по материалам IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях - 2017» (28 апреля 2017 г., Сургут).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, даётся обзор методов исследования.
В первой главе рассмотрены сущность логических универсальных учебных действий и особенности их формирования в младшем школьном возрасте, возможности уроков технологии в формировании логических универсальных учебных действий младших школьников.
Во второй главе представлена диагностика уровня сформированности логических универсальных учебных действий, а также описание экспериментальной работы по формированию логических универсальных учебных действий на уроках технологии.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список - 51 источник.
В приложении представлены диагностические материалы, конспекты уроков технологии.
Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является обучение в начальной школе. В это время закладываются основы умственно¬го развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного со-поставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, оценивать их и выбирать наиболее рациональный, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка логических универсальных учебных действий, обеспечивающих эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональной подготовке и жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование логических универсальных учебных действий во многом зависит от возрастных психологических особенностей и возможностей учащихся. По мнению психологов и педагогов, именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования универсальных учебных действий.
Проведенное исследование показало, что уроки технологии в зависимости от своего содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, имеют большие возможности для формирования логических универсальных учебных действий.
Экспериментальная работа была проведена в 3 классе МБОУ «Козинская СОШ» Грайворонского района Белгородской области.
Результаты, полученные на контрольном этапе экспериментальной ра-боты, подтвердили эффективность педагогических условий формирования логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии. Количество учащихся, имеющих высокий уровень сформированности логических универсальных учебных действий, увеличилось на 7,5%, имеющих средний уровень - на 7,5%. Количество учащихся с низким уровнем логических УУД уменьшилось на 15%.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута, а выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии.
Таким образом, проблема формирования логических универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе является актуальной, но самое главное - решаемой. Задача учителя - выбрать правильные методы и приемы обучения.
1. Аверинцев С.С. Философский энциклопедический словарь / С.С. Аверинцев. - М.: Советская энциклопедия, 1993. - 607 с.
2. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 - 240 с.
3. Алексеенко Е.В. Современные требования к урокам технологии в начальной школе: метод. рекомендации / Е.В. Алексеенко. - 5-е изд. - Орел: БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учите¬лей», 2013. - 104 с.
4. Алексеенко Е.В. Структурные единицы урока технологии: подготовка учащихся к предстоящей практической работе / Е.В. Алексеенко // Начальная школа. - 2014. - №2. - С.47-53.
5. Алексеенко Е.В. Урок технологии в начальной школе и методические комментарии к нему / Е.В. Алексеенко // Начальная школа. - 2015. - №12. - С.61-67.
6. Битянова М.Р. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г.Теплицкая. - 2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»; Изд. дом «Федоров», 2013. - 96 с.
7. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Ж.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: «Совершенство», 1998. - 176 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учебно-методический комплекс в 2-х ч. Ч. 1: Учеб. пособие по возрастной и педагогической психологии / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, М.Н. Олекс и др. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 288 с.
9. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. - М.: Пед. общество России, 2010. - 128 с.
10. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно¬
познавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 208 с.
1 1 .Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2001. - 368 с.
12. Галямова Э.М. Достижение метапредметных результатов на уроках технологии / Э.М. Галямова // Начальная школа. - 2014. - №8. - С.73-79.
13. Галямова Э.М. Интегративный подход при подготовке будущих учителей начальных классов к творческой педагогической деятельности в предмет¬ной области «Технология»: Монография. - М.: Прометей, 2012. - 174 с.
14. Головина Т.С. Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе. Логическое действие сравнение. URL: http://golovinatatyana.ucoz.ru/publ/formirovanie_poznavatelnykh_universalnyk h_dejstvij_na_urokakh_v_nachalnoj_shkole_logicheskoe_dejstvie_sravnenie/1- 1-0-5 (дата обращения - 21.03.2017).
15. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология; под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - С. 69-101.
16. Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
17.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет / А.З. Зак. - М.: Новая жизнь, 1996. - 285 с.
18. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Просве¬щение, 1988. - 288 с.
19. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 151 с.
20. Камалиева А.С. Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии (методические рекомендации) / А.С. Камалиева. - Уфа: Изд-во ГАОУ ДПО ИРО РБ, 2015. - 42 с.
21. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
22. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. - 296 с.
23. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.Е. Кравцова. - М.: Первое сентября, 2010. - 154 с.
24. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
25. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. О.В. Кузьменковой. - Оренбург: ОГПУ, 2005. - 240 с.
26. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: кн. для учителей / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М., 2001. - 464 с.
28. Лутцева Е.А. Технология: программа; 1-4 классы / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 80 с.
29. Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 144 с.
30. Лутцева Е.А. Технология. 3 класс: Методика для учителя / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 86 с.
31. Лутцева Е.А. Технология: 3 класс: органайзер для учителя / Е.А. Лутцева. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.
32. Лутцева Е.А. Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. - 5-е изд. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 160 с.
33. Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 48 с.
34. Маклаков А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
35. Мои первые школьные годы (Вашему ребенку от 7 до 11 лет) // Медико-психологический центр индивидуальности [Офиц. сайт]. URL: http://mpci.ru/harakteristika_7_11_let.shtml (дата обращения: 17.03.2017).
36. Моргунова И.Г. Возможности урока технологии в формировании логических универсальных учебных действий у младших школьников / И.Г. Моргунова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - №1. - С.60-63.
37. Моргунова И.Г. Урок трудового обучения (технологии) в начальных классах: учеб. пособие / И.Г. Моргунова. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006. - 193 с.
38. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
39. Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников / Н.М. Мякишева // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 18-21.
40.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
41. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебник / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2008. - 474 с.
42. Подходова Н.С. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (на примере сравнения) / Н.С. Подходова, Е.Ф. Фефилова // Педагогика. Психология. - 2013. - №1. - С. 139-146.
43. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа // Сост. Е.С. Савинов. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
44. Прядехо А.Н. Интерес как качественное образование личности / А.Н. Прядехо, А.А. Прядехо // Вестник гос. ун-та. - 2012. - Вып. №1. - С.28-32.
45. Смирнов А.А. Мышление - психология. / А.А. Смирнов, Н.А. Менчинская. - М.: Педагогика, 1972. - 298 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 32 с.
47. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
48. Шегаев И.С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС / И.С. Шегаев, А.В. Шегаева // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 550-552.
49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 255 с.
50. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Модэк, 2006. - 416 с.
51. Ярцева В.Н. Большой энциклопедический словарь / В.Н. Ярцева. - М.: Науч. изд-во «Большая Рос. Энциклопедия», 2000. - 688 с.