Введение……………………………………………………………………..….……….3
1. Интернационализация образования……………………………………………….……….7
1.1. Понятие интернационализации, ее компоненты……………………………….…..…7
1.2. Болонский процесс. Его влияние на развитие интернационализации…………..…11
1.3. Виды интернационализации…………………………………………………………..15
1.4. Взаимосвязь интернационализации и глобализации………………………………..18
2. Образование в Китае в XXI веке и интернационализация………………………………26
2.1. Китайская система образования: исторический контекст………………………..…26
2.2. Интернационализация образования в контексте реформ открытости и ее юридическая основа
2.3. Основные векторы развития системы образования КНР в XXI веке……………….60
3. Программы академического обмена в КНР и методы их реализации………………….70
3.1. Понятие и виды академической мобильности……………………………………….70
3.2. Развитие академической мобильности в рамках системы образования Китайской Народной Республики…………………………………………………………………72
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность исследования. Интерес к Китаю в XXIвеке по очевидным причинам обуславливается его экономическим процветанием в последние десятилетия. За последние 40 лет его средний показатель роста ВВП составлял 10% вплоть до 2014 года . К этому времени он успел эффективно решить проблему бедности – вытащить около 800 миллионов граждан из-за черты бедности, что уже является беспрецедентным достижением . Более того, в 2014 году экономика КНР была объявлена второй экономикой мира, а данный факт безусловно обозначал реализацию амбиций Китая как самостоятельной силы на международной арене.
Однако нельзя сказать, что Китай – это что-то совсем незнакомое для всего остального мира или что слухи о мощи его культуры никогда не доходили до запада. Еще в 1820 году Цинский Китай являлся крупнейшей экономической силой мира, а его влияние в регионе все еще оставалось весьма значительным . За таким, казалось бы, заметным экономическим благополучием последовал период социальных катаклизмов: несколько смен власти, раздирающие войны, изменение политического строя. Вплоть до 1978 года Китай не ставил перед собой таких системных целей и задач, с помощью которых он, действительно, смог бы стать одним из лидеров на международной арене. С приходом Дэн Сяопина к власти и последующим экономическим укреплением КНР начинается новая страница в истории Китая, свидетелями которой мы являемся сегодня.
Данная работа мотивирована интересом к тому, как одно из направлений программы реформ Дэн Сяопина, а именно – модернизация системы образования, смогло поспособствовать и повлиять на экономический прогресс Китая. Именно с планомерной академической подготовки кадров начался процесс запуска механизмов развития экономики и восстановления внутренней инфраструктуры. Для повышения уровня квалификации создавалось множество учебных заведений. Однако для подготовки современных специалистов необходимо было иметь диверсифицированные программы обучения, в которых присутствовал бы элемент инноваций. С этой целью правительством и начали предприниматься попытки осуществления всего того, что включает в себя термин «интернационализация» в сфере образования: академические обмены, обновление и дополнение иностранными учебными материалами учебные планы и пособия, создание совместных программ обучения. В этом смысле, развитие современной системы образования КНР как фактора, обусловившего экономическое чудо Китая, в контексте интернационализации видится нам интересным и актуальным.
Более того, в XXIвеке развитая система образования любой страны видится как эффективный инструмент для реализации мягкой силы государства. Связано это с тем, что международный академический рынок сейчас как никогда активен – программы академических обменов или образовательные программы иностранных вузов пользуются широким спросом. В таких условиях, международные студенты имеют возможность познакомиться с культурой разных стран поближе, а последние, соответственно, не упускают возможность оказать на них свое культурное влияние. Китай не является в данном смысле исключением из правил. Помимо предоставления значительного количества стипендий для иностранцев, КНР также открывает свои культурные институты с их собственными образовательными курсами по всему миру для тех, кто пока что может ознакомиться с этой страной лишь дистанционно. Таким образом, китайскую систему образования можно также считать одним из инструментов осуществления политических задач. В контексте того, сколько подобных функций может выполнять система образования КНР, и обуславливается актуальность данной работы.
Новизна исследования заключается в анализе исторического контекста и юридических источников, обусловивших введение элементов интернационализации в систему образования КНР и векторы ее работы в XXIвеке.
Объект исследования – политика Китая по развитию национальной системы образования.
Предмет исследования – интернационализация как фактор развития китайской системы образования.
Цель работы заключается в том, чтобы определить основное содержание политики Китайской народной республики по развитию национальной системы образования в рамках процесса ее интернационализации.
Достижение подобной цели требует достижения следующих задач:
• Сформулировать основной понятийный аппарат работы: «интернационализация», «мягкая сила»;
• Определить и исследовать основной инструментарий проводимой политики интернационализации;
• Проанализировать статистические данные, библиографические и юридические источники по данной тематике;
• Выявить уже имеющиеся или возможные проблемы системы образования как внешнего, так и внутреннего характера; предложить способы их разрешения и/или предотвращения.
Хронологические рамки. В работе рассматривается период 1820-2020 гг., однако в основном фокусе внимания находится политика КНР по интернационализации системы образования в период 1978-2020 гг.
Литературную базу исследования составляют книги и публикации, которые следовало бы классифицировать по тематике. Интернационализация как общее явление освещается в работах Семеновой Н.М., Миковой И.М., Стениной Т.Л. и Чамчиян А.О., а также Филипа Альтбаха. Вопросы развития образования на протяжении всего исторического промежутка, затрагиваемого в работе, описаны в публикациях как отечественных специалистов – Михальченковой Н.А., Пацукевич О.В., Кулько Е.И., Михневич С.В., Цыренжаповой Н.Д., и Шендеровой С.В., так и зарубежных экспертов - ТанКсуеминг, Мок Ка Хо, Саймона Маргинсона, Ван Ян, ЛюЦзянь, СунЮнхуа.
Отдельно стоит выделить монографию ЧжаоЮна, посвященной проблемам китайского образования на современном этапе.
В свою очередь, источники используемые в работе, также необходимо разделить на 4 основные группы:
• Планы и стратегии развития системы образования КНР: «Национальный план Китая на среднесрочную и долгосрочную перспективу по реформам образования и развития 2010-2020», «Программа реформ и развития образования Китая» от 13 февраля 1993 года, «План действий для активизации образования в XXI в.» 1998 года, «Положение о приеме иностранных студентов в высшие учебные заведения» от 31 января 2000 года;
• Соответствующие законы и декларации: Болонская декларация (1999), Сорбонская декларация (1998), законы КНР «О преподавателях» (1994), «Об образовании» (1995), «О высшем образовании» (1998);
• Статистические данные: данные ЮНЕСКО, международных университетских рейтингов ARWU иTHE, а также данные Национального статистического бюро Китая.
• Мемуары: автобиография Спешнева Н.А., которая дает нам более полное представление о том, каким образом осуществлялось обучение в китайских учебных заведениях в первой половине XX века.
Методология исследования. В рамках работы использовались следующие методы исследования: исторический анализ, анализ юридических источников, сравнительный анализ, а также междисциплинарный подход.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, 9 параграфов, заключения и списка источников и литературы.
Таким образом, проанализировав тот путь, который проделала китайская система образования за последние 70 с лишним лет – от введения советских методик до стратегии развития через интенсификацию процессов интернационализации – мы видим, что все это время она развивалась за счет тех идей, которые она заимствовала из-за рубежа, но с опорой на собственные традиции. На начальных этапах структурирования учебного процесса в молодом государстве, в котором фактически отсутствовала какая-либо система, КНР года опирался на модель советского университета. Позже с необходимостью экономических модернизаций появился запрос на более продвинутую в инновационном плане модель образования, которая на тот момент была на Западе. В частности, Китай интересовали те тенденции в сфере образовательного менеджмента, которые в итоге стали основой Болонского процесса: автономия вузов, императивность симбиоза исследований и преподавания, диверсификация программ за счет академической мобильности. Несмотря на то, что КНР так и не стала государством-участником Болонского процесса, на основе анализа источников и литературы нам становится ясно, что она активно использовала его основные принципы и положения еще до того, как процесс в принципе был инициирован и задокументирован в 1999 году.
Феномен развития Китая и его системы образования в частности заключается в том, насколько быстро страна сумела достичь таких высоких показателей, как множество национальных вузов в первых сотнях ведущих международных рейтингов (упомянутые нами рейтинги THE иARWU). Данный факт можно рассматривать как эффективную имплементацию тех целей и задач, которые КНР ставила и продолжает ставить в своих стратегических программах. Ведущие позиции в международных университетских рейтингах являются детищем конкретных программ - «Проекта 985» и «Проекта 211». Таким образом, мы можем судить о том, что Китай, действительно, детерминирован осуществлять запланированное. Однако на основе анализов юридических документов можно судить о том, что Поднебесная так планомерно развивает внутренние структуры за счет того, что многие принципы и цели повторяются от одной стратегии развития системы образования до другой. Более того, многие положения были закреплены законодательно, что обуславливает императивность исполнения некоторых поставленных задач. В этом смысле, мы можем только положительно оценивать решение китайского руководства не принимать законодательные акты по образованию на самом начальном этапе реформ, а подождать до того момента, пока не будет создана достойная инфраструктура и не наметятся основные контуры той системы, которая функционирует и сегодня.
Несмотря на то, что в начале реформ отправка китайских студентов и специалистов заграницу стала одним из ключевых факторов модернизации, она также создала проблему «невозвращенцев» - китайцев, оставшихся в тех странах, куда они были отправлены на обучение. Одна эта проблема порождала множество новых: например, проблему неэффективного расходования бюджета, так как в то время на обучение отправляли за счет государственных субсидий. Тем не менее, Китай не только не перестал спонсировать академическую мобильность, он, наоборот, стал еще больше инвестировать в сферу образования. Однако расходы шли теперь не только на повышение квалификации имеющихся специалистов, но также и на создание и улучшение условий для их работы и жизни на территории КНР. Более того, многие положения, затрагивающие данную проблему, были закреплены в приводимых планах развития системы образования. В частности, в них шла речь о том, что государство будет продолжать такого рода политику, а китайские студенты за рубежом вольны сами выбирать, где им жить и работать. Такое поступательное решение имеющейся проблемы привело к тому, что с 2000 года процент возвращающихся из-за рубежа китайцев неуклонно растет. Данный пример в очередной раз свидетельствует о том, что Китай намерен с наибольшей эффективностью разрешать вопросы, касающиеся дела просвещения.
В новом тысячелетии развитые в соответствии с международными образовательными стандартами университеты привлекают студентов и специалистов из-за рубежа, что также является фактором интернационализации. Однако если в XX веке образование было предназначено для подготовки тех внутренних кадров, которые гарантировали бы определенный уровень экономического роста, то в XXI веке с достаточным внедрением интернационализации в учебные структуры оно может обусловить гораздо более быстрые темпы экономического развития страны. Более того, отныне образование как проводник культуры государства становится инструментом мягкой силы, и Китай в этом смысле не является исключением. Об этом говорит количество созданных с китайскими вузами совместных университетов и программ, международных студентов, научных материалов, публикуемых китайскими учеными, и так далее. В заключение, нам остается лишь отметить, что за последние 40 лет КНР растущими в положительной динамике статистическими показателями продемонстрировала, насколько эффективно она научилась претворять намеченные планы в жизнь. Судя по тем результатам, которых Китай достиг с развитием внутренней системы образования, нам остается следить за тем, что будет происходить по ходу его закрепления на международном рынке образовательных услуг.
1. Болонская декларация от 19.06.1999. Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова [Электронный ресурс]. – URL: https://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped_obr/Bolonskaja_deklaracija.pdf(Дата обращения: 12.04.2020).
2. Великая Хартия Университетов. MagnaCartaUniversitatum, Общественный Болонский Комитет [Электронный ресурс]. – URL: http://bolognaby.org/images/Library/Magna_Carta_Universitatum_ru.pdf (Дата обращения: 15.04.2020).
3. Законы об образовании в Китайской Народной Республике. Санкт-Петербургский Государственный Университет. Сборник законов [Электронный ресурс]. – URL: https://spbu.ru/sites/default/files/zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_narodnoy_respublike_rus.pdf (Дата обращения 15.04.2020).
4. «Национальный план Китая на среднесрочную и долгосрочную перспективу по реформам образования и развития 2010-2020», Сайт Министерства образования Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. — URL: http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/info_list/201407/xxgk_171904.html (Дата обращения: 1.05.2020).
5. «Программа реформ и развития образования Китая» от 13 февраля 1993 года, Сайт Министерства образования Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. — URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/moe_177/tnull_2484.html (Дата обращения: 1.05.2020).
6. «План действий для активизации образования в XXI в.» (1998), Сайт Министерства образования Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. — URL: http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/s6986/200407/2487.html (Дата обращения: 1.05.2020).
7. «Положение о приеме иностранных студентов в высшие учебные заведения» от 31 января 2000 года, Сайт Министерства образования Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. — URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A20/gjs_left/moe_861/tnull_8647.html(Дата обращения: 1.05.2020).
8. Сорбонская декларация от 25.05.1998. Центр Болонского процесса и академической мобильности// Министерство образования и науки Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — URL: http://bolon.skom.kz/images/doc/RU-docs/1_sorbonskaya_declaraciya.pdf(Дата обращения: 12.04.2020).
9. Уведомление о реализации «положения о приеме иностранных студентов в высшие учебные заведения», 21 марта 2000 года. Сайт Министерства образования Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. — URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A20/gjs_left/moe_850/tnull_557.html (Дата обращения: 1.05.2020).
Электронныеисточники:
1. About Us. Study in China. CUCAS inChina [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cucas.cn/server/brand (Дата обращения: 02.05.2020).
2. Academic Ranking of World Universities 2019. Academic Ranking of World Universities [Электронныйресурс]. — URL: http://www.shanghairanking.com/ARWU2019.html (Датаобращения 06.05.2020).
3. A record number of Chinese students abroad in 2015 but growth is slowing. 06.04.2016. ICEFMonitor [Электронный ресурс]. — URL: https://monitor.icef.com/2016/04/a-record-number-of-chinese-students-abroad-in-2015-but-growth-is-slowing/ (Дата обращения: 28.04.2020).
4. China Statistical Yearbook 2019. National Bureau of Statistics of China [Электронныйресурс]. — URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2019/indexeh.htm (Датаобращения 05.05.2020).
5. Chinese Government Scholarships. CSC Scholarships. China Scholarship Council. Chinese government Scholarships Электронный ресурс]. — URL: https://www.chinesescholarshipcouncil.com/ (Дата обращения: 07.05.2020.
6. DansleMonde. InstitutFrancais [Электронный ресурс]. — URL: https://www.if.institutfrancais.com/en (Дата обращения: 02.05.2020).
7. Education Data: Data released on 2019 international students coming to China. ShandongEducationNet[Электронный ресурс]. — URL: http://www.jxdx.org.cn/gnjy/14176.html(Дата обращения: 02.05.2020).
8. Global Flow of Tertiary-Level Students. UNESCOUIS [Электронный ресурс]. — URL: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (Дата обращения: 28.04.2020).
9. Glossary. UNESCOUIS [Электронный ресурс]. — URL: http://uis.unesco.org/en/glossary (Дата обращения: 06.05.2020).
10. First Overseas Test Center of CATTI Established in the Republican Confucius Institute of Sinology at Belarusian State University. HanbanNews [Электронный ресурс]. — URL: http://english.hanban.org/article/2019-12/18/content_796697.htm (Дата обращения: 07.05.2020).
11. Informaciónsobre el Instituto Cervantes. InstitutoCervantes [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cervantes.es/sobre_instituto_cervantes/informacion.htm (Дата обращения: 02.05.2020).
12. Locations. Goethe-Institut [Электронный ресурс]. — URL: https://www.goethe.de/en/wwt.html (Дата обращения: 02.05.2020).
13. National Study Fund Management Committee. ChinaScholarshipCouncil [Электронный ресурс]. — URL: https://www.csc.edu.cn/about (Дата обращения: 07.05.2020).
14. ShandongUniversityCCEEDScholarship. CampusChinaLiuxueZhongguo [Электронный ресурс]. — URL: http://www.campuschina.org/content/details3_122146.html (Дата обращения: 06.05.2020).
15. The Times Higher Education World University Rankings 2019. Times Higher Education (THE) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2019/world-ranking#!/page/0/length/25/locations/CN/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats (Дата обращения 06.05.2020).
16. Who we are. CEE – ChinaEducationExpo [Электронный ресурс]. — URL: https://www.chinaeducationexpo.com/english/exhibition/about_cee.html (Дата обращения: 25.04.2020).
ЛИТЕРАТУРА
Книги:
1. Чжао, Юн. Кто боится большого злого дракона? Почему в Китае лучшая (и худшая) система образования в мире [Текст] /пер. с англ. И. Полонской; под науч. ред. А. Юркевича; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2017. — 304 с.
2. Спешнев Н.А. Пекин – страна моего детства. Китайская рапсодия. Записки синхронного переводчика. – СПб.: «Бельведер», 2004. – 302 с.: ил.
Статьи:
1. Болонский процесс. Историческая справка (до 2010 года), Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова [Открытый доступ]. – URL: https://www.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x39/xef/14831/file/Болонский%20процесс-историческая%20справка%20(до%202010г).pdf (Дата обращения: 15.04.2020).
2. Ван Ян. Реформирование системы высшего образования в Китае в XX - начале XXI в. Общество: социология, психология, педагогика, № 3, 2018. С. 62-71.
3. ГусароваА.В. Особенности японской системы образования в эпоху Мэйдзи: определяющий фактор социально-культурной и экономической интеграции Японии, Актуальные вопросы современной педагогики // Материалы V Международной научной конференции. 2014. С. 206-208.
4. Кочеткова Т.О., Носков М.В., Шершнева В.А. Университеты Германии: от реформы Гумбольдта до Болонского процесса. Высшее образование в России, №3, 2011. С. 137-142.
5. МиковаИ.М. Понятие и сущность академической мобильности студентов// Сибирский педагогический журнал, №. 10, 2011. С. 266-273.
6. МихальченковаН.А. Китайские университеты в условиях глобализации и трансформации государственной политики, Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика, №1, 2016. С. 56-71.
7. Михневич С.В. Мудрец помогает Поднебесной: развитие сети Институтов Конфуция как инструмент реализации политики «мягкой силы» КНР в Большой Восточной Азии // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. №1.
8. Пацукевич О.В., Кулько Е.И. Государственная политика Китая в сфере экспорта образовательных услуг//Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, №1. 2018. C. 173-176.
9. Семенова Н.М. Интернационализация образования в условиях глобализации/Н.М. Семенова //Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 2 [Электронный ресурс]. — URL: https://esj.pnzgu.ru/page/37824 (Дата обращения: 23.03.2020).
10. СтенинаТ.Л., ЧамчиянА.О. Анализ содержания понятия «Интернационализация высшего образования» в контексте педагогики", Наука и школа, №2, 2016. С. 69-75.
11. ЦыренжаповаН.Д. Институт Конфуция как центр академической мобильности студентов в российских вузах, Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, №3-4, 2018 С. 126-130.
12. Чимидов С.З. Проблемы неравенства регионального развития в Китае. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, №1(1). - Научное издательство «Институт стратегических исследований», 2017. С. 147-150.
13. ШендероваС.В. Новый формат интернационализации: совместные университеты. Университетское управление: практика и анализ, № 6(106), 2016. С. 78-93.
14. LIU, Jian. “CERNET (ChinaEducationandResearchNetwork). EducationinChina: EducationalHistory, Models, andInitiatives. Edited by Qiang ZHA, Ruth Hayhoe and Heidi Ross, 1st ed., Berkshire, Great Barrington, Massachusetts, 2013, P. 354–356.
15. Marginson, S. Higher Education in China and the United States. In The Dream Is Over: The Crisis of Clark Kerr's California Idea of Higher Education// University of California Press. - Oakland, California: University of California Press. 2016. P. 110-118.
16. MokKa Ho. Bringing the State Back In: Restoring the Role of the State in Chinese Higher Education. European Journal of Education, vol. 47, №2, 2012, P. 228–241.
17. Philip G. Altbach. Globalisation and the university: Myths and realities in an unequal world, Tertiary Education and Management, 10:1, 2004. P.3-25.
18. Tan Xueming. On education in China. Казанский педагогический журнал, №5(130), 2018.С. 74-76.
19. СунЮнхуа. 改革开放40年高等教育国际化回顾与展望 («Обзориперспективыинтернационализациисистемывысшегообразованиязапрошедшие 40 лет реформ открытости»). 世界教育信息 («Информация о мировом образовании»), 031(024). 2018. С. 9-11.
Электронные ресурсы:
1. В мире работает 550 институтов Конфуция. РИАНовости 10.12.2019. [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20191210/1562217842.html (Дата обращения: 07.05.2020).
2. Гаокао – китайский аналог ЕГЭ. Интернет-издание Магазета [Электронный ресурс]. — URL: https://magazeta.com/china-exams-gaokao/ (Дата обращения: 3.05.2020).
3. За кулисами «Моста китайского языка» — самого знаменитого конкурса китаеведов Магазета. Интернет-издание Магазета [Электронный ресурс]. — URL: https://magazeta.com/hanyuqiao/ (Дата обращения: 03.05.2020).
4. Китайская экономика официально стала крупнейшей в мире. Ежедневная аналитическая газета РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/economics/08/10/2014/5434f48dcbb20faeeafe2a0a (Дата обращения 05.05.2020).
5. Научные исследования. Институт Конфуция в СПбГУ [Электронный ресурс]. — URL: http://ci.spbu.ru/grantyi-kitaevedam/nauchnyie-issledovaniya/ (Дата обращения: 07.05.2020).
6. Открытые системы. СУБД. [Электронный ресурс]: Стратегические ИТ: китайский сюрприз №863. Электрон.журн. 2010. №03. URL: https://www.osp.ru/os/2010/03/13001879/ (Дата обращения: 05.05.2020).
7. Российская Газета. Красные гены// За чем китайские студенты стоят в очереди по утрам, куда стремятся успеть вечером и где находят пару. Российская газета - Неделя № 121(7879) [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2019/06/04/kak-zhivut-kitajskie-studenty.html (Дата обращения: 28.04.2020).
8. 8 Things You Need to Know about Chinese Economy. WorldEconomicForum [Электронный ресурс] https://www.weforum.org/agenda/2016/06/8-facts-about-chinas-economy/ (Дата обращения: 15.05.2020).
9. Australia, New Zealand Face China’s Influence. Council on Foreign Relations [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cfr.org/expert-brief/australia-new-zealand-face-chinas-influence (Дата обращения 05.05.2020).
10. Chinese Students in America: 300,000 and Counting. ForeignAffairs [Электронный ресурс]. – URL: https://foreignpolicy.com/2015/11/16/china-us-colleges-education-chinese-students-university/ (Дата обращения: 23.03.2020).
11. The cost of studying at a university in the United States. Times Higher Education (THE) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.timeshighereducation.com/student/advice/cost-studying-university-united-states (Дата обращения: 06.05.2020).