Политика Китая по интернационализации системы образования
|
Введение……………………………………………………………………..….……….3
1. Интернационализация образования……………………………………………….……….7
1.1. Понятие интернационализации, ее компоненты……………………………….…..…7
1.2. Болонский процесс. Его влияние на развитие интернационализации…………..…11
1.3. Виды интернационализации…………………………………………………………..15
1.4. Взаимосвязь интернационализации и глобализации………………………………..18
2. Образование в Китае в XXI веке и интернационализация………………………………26
2.1. Китайская система образования: исторический контекст………………………..…26
2.2. Интернационализация образования в контексте реформ открытости и ее юридическая основа
2.3. Основные векторы развития системы образования КНР в XXI веке……………….60
3. Программы академического обмена в КНР и методы их реализации………………….70
3.1. Понятие и виды академической мобильности……………………………………….70
3.2. Развитие академической мобильности в рамках системы образования Китайской Народной Республики…………………………………………………………………72
Заключение
Список источников и литературы
1. Интернационализация образования……………………………………………….……….7
1.1. Понятие интернационализации, ее компоненты……………………………….…..…7
1.2. Болонский процесс. Его влияние на развитие интернационализации…………..…11
1.3. Виды интернационализации…………………………………………………………..15
1.4. Взаимосвязь интернационализации и глобализации………………………………..18
2. Образование в Китае в XXI веке и интернационализация………………………………26
2.1. Китайская система образования: исторический контекст………………………..…26
2.2. Интернационализация образования в контексте реформ открытости и ее юридическая основа
2.3. Основные векторы развития системы образования КНР в XXI веке……………….60
3. Программы академического обмена в КНР и методы их реализации………………….70
3.1. Понятие и виды академической мобильности……………………………………….70
3.2. Развитие академической мобильности в рамках системы образования Китайской Народной Республики…………………………………………………………………72
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность исследования. Интерес к Китаю в XXIвеке по очевидным причинам обуславливается его экономическим процветанием в последние десятилетия. За последние 40 лет его средний показатель роста ВВП составлял 10% вплоть до 2014 года . К этому времени он успел эффективно решить проблему бедности – вытащить около 800 миллионов граждан из-за черты бедности, что уже является беспрецедентным достижением . Более того, в 2014 году экономика КНР была объявлена второй экономикой мира, а данный факт безусловно обозначал реализацию амбиций Китая как самостоятельной силы на международной арене.
Однако нельзя сказать, что Китай – это что-то совсем незнакомое для всего остального мира или что слухи о мощи его культуры никогда не доходили до запада. Еще в 1820 году Цинский Китай являлся крупнейшей экономической силой мира, а его влияние в регионе все еще оставалось весьма значительным . За таким, казалось бы, заметным экономическим благополучием последовал период социальных катаклизмов: несколько смен власти, раздирающие войны, изменение политического строя. Вплоть до 1978 года Китай не ставил перед собой таких системных целей и задач, с помощью которых он, действительно, смог бы стать одним из лидеров на международной арене. С приходом Дэн Сяопина к власти и последующим экономическим укреплением КНР начинается новая страница в истории Китая, свидетелями которой мы являемся сегодня.
Данная работа мотивирована интересом к тому, как одно из направлений программы реформ Дэн Сяопина, а именно – модернизация системы образования, смогло поспособствовать и повлиять на экономический прогресс Китая. Именно с планомерной академической подготовки кадров начался процесс запуска механизмов развития экономики и восстановления внутренней инфраструктуры. Для повышения уровня квалификации создавалось множество учебных заведений. Однако для подготовки современных специалистов необходимо было иметь диверсифицированные программы обучения, в которых присутствовал бы элемент инноваций. С этой целью правительством и начали предприниматься попытки осуществления всего того, что включает в себя термин «интернационализация» в сфере образования: академические обмены, обновление и дополнение иностранными учебными материалами учебные планы и пособия, создание совместных программ обучения. В этом смысле, развитие современной системы образования КНР как фактора, обусловившего экономическое чудо Китая, в контексте интернационализации видится нам интересным и актуальным.
Более того, в XXIвеке развитая система образования любой страны видится как эффективный инструмент для реализации мягкой силы государства. Связано это с тем, что международный академический рынок сейчас как никогда активен – программы академических обменов или образовательные программы иностранных вузов пользуются широким спросом. В таких условиях, международные студенты имеют возможность познакомиться с культурой разных стран поближе, а последние, соответственно, не упускают возможность оказать на них свое культурное влияние. Китай не является в данном смысле исключением из правил. Помимо предоставления значительного количества стипендий для иностранцев, КНР также открывает свои культурные институты с их собственными образовательными курсами по всему миру для тех, кто пока что может ознакомиться с этой страной лишь дистанционно. Таким образом, китайскую систему образования можно также считать одним из инструментов осуществления политических задач. В контексте того, сколько подобных функций может выполнять система образования КНР, и обуславливается актуальность данной работы.
Новизна исследования заключается в анализе исторического контекста и юридических источников, обусловивших введение элементов интернационализации в систему образования КНР и векторы ее работы в XXIвеке.
Объект исследования – политика Китая по развитию национальной системы образования.
Предмет исследования – интернационализация как фактор развития китайской системы образования.
Цель работы заключается в том, чтобы определить основное содержание политики Китайской народной республики по развитию национальной системы образования в рамках процесса ее интернационализации.
Достижение подобной цели требует достижения следующих задач:
• Сформулировать основной понятийный аппарат работы: «интернационализация», «мягкая сила»;
• Определить и исследовать основной инструментарий проводимой политики интернационализации;
• Проанализировать статистические данные, библиографические и юридические источники по данной тематике;
• Выявить уже имеющиеся или возможные проблемы системы образования как внешнего, так и внутреннего характера; предложить способы их разрешения и/или предотвращения.
Хронологические рамки. В работе рассматривается период 1820-2020 гг., однако в основном фокусе внимания находится политика КНР по интернационализации системы образования в период 1978-2020 гг.
Литературную базу исследования составляют книги и публикации, которые следовало бы классифицировать по тематике. Интернационализация как общее явление освещается в работах Семеновой Н.М., Миковой И.М., Стениной Т.Л. и Чамчиян А.О., а также Филипа Альтбаха. Вопросы развития образования на протяжении всего исторического промежутка, затрагиваемого в работе, описаны в публикациях как отечественных специалистов – Михальченковой Н.А., Пацукевич О.В., Кулько Е.И., Михневич С.В., Цыренжаповой Н.Д., и Шендеровой С.В., так и зарубежных экспертов - ТанКсуеминг, Мок Ка Хо, Саймона Маргинсона, Ван Ян, ЛюЦзянь, СунЮнхуа.
Отдельно стоит выделить монографию ЧжаоЮна, посвященной проблемам китайского образования на современном этапе.
В свою очередь, источники используемые в работе, также необходимо разделить на 4 основные группы:
• Планы и стратегии развития системы образования КНР: «Национальный план Китая на среднесрочную и долгосрочную перспективу по реформам образования и развития 2010-2020», «Программа реформ и развития образования Китая» от 13 февраля 1993 года, «План действий для активизации образования в XXI в.» 1998 года, «Положение о приеме иностранных студентов в высшие учебные заведения» от 31 января 2000 года;
• Соответствующие законы и декларации: Болонская декларация (1999), Сорбонская декларация (1998), законы КНР «О преподавателях» (1994), «Об образовании» (1995), «О высшем образовании» (1998);
• Статистические данные: данные ЮНЕСКО, международных университетских рейтингов ARWU иTHE, а также данные Национального статистического бюро Китая.
• Мемуары: автобиография Спешнева Н.А., которая дает нам более полное представление о том, каким образом осуществлялось обучение в китайских учебных заведениях в первой половине XX века.
Методология исследования. В рамках работы использовались следующие методы исследования: исторический анализ, анализ юридических источников, сравнительный анализ, а также междисциплинарный подход.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, 9 параграфов, заключения и списка источников и литературы.
Однако нельзя сказать, что Китай – это что-то совсем незнакомое для всего остального мира или что слухи о мощи его культуры никогда не доходили до запада. Еще в 1820 году Цинский Китай являлся крупнейшей экономической силой мира, а его влияние в регионе все еще оставалось весьма значительным . За таким, казалось бы, заметным экономическим благополучием последовал период социальных катаклизмов: несколько смен власти, раздирающие войны, изменение политического строя. Вплоть до 1978 года Китай не ставил перед собой таких системных целей и задач, с помощью которых он, действительно, смог бы стать одним из лидеров на международной арене. С приходом Дэн Сяопина к власти и последующим экономическим укреплением КНР начинается новая страница в истории Китая, свидетелями которой мы являемся сегодня.
Данная работа мотивирована интересом к тому, как одно из направлений программы реформ Дэн Сяопина, а именно – модернизация системы образования, смогло поспособствовать и повлиять на экономический прогресс Китая. Именно с планомерной академической подготовки кадров начался процесс запуска механизмов развития экономики и восстановления внутренней инфраструктуры. Для повышения уровня квалификации создавалось множество учебных заведений. Однако для подготовки современных специалистов необходимо было иметь диверсифицированные программы обучения, в которых присутствовал бы элемент инноваций. С этой целью правительством и начали предприниматься попытки осуществления всего того, что включает в себя термин «интернационализация» в сфере образования: академические обмены, обновление и дополнение иностранными учебными материалами учебные планы и пособия, создание совместных программ обучения. В этом смысле, развитие современной системы образования КНР как фактора, обусловившего экономическое чудо Китая, в контексте интернационализации видится нам интересным и актуальным.
Более того, в XXIвеке развитая система образования любой страны видится как эффективный инструмент для реализации мягкой силы государства. Связано это с тем, что международный академический рынок сейчас как никогда активен – программы академических обменов или образовательные программы иностранных вузов пользуются широким спросом. В таких условиях, международные студенты имеют возможность познакомиться с культурой разных стран поближе, а последние, соответственно, не упускают возможность оказать на них свое культурное влияние. Китай не является в данном смысле исключением из правил. Помимо предоставления значительного количества стипендий для иностранцев, КНР также открывает свои культурные институты с их собственными образовательными курсами по всему миру для тех, кто пока что может ознакомиться с этой страной лишь дистанционно. Таким образом, китайскую систему образования можно также считать одним из инструментов осуществления политических задач. В контексте того, сколько подобных функций может выполнять система образования КНР, и обуславливается актуальность данной работы.
Новизна исследования заключается в анализе исторического контекста и юридических источников, обусловивших введение элементов интернационализации в систему образования КНР и векторы ее работы в XXIвеке.
Объект исследования – политика Китая по развитию национальной системы образования.
Предмет исследования – интернационализация как фактор развития китайской системы образования.
Цель работы заключается в том, чтобы определить основное содержание политики Китайской народной республики по развитию национальной системы образования в рамках процесса ее интернационализации.
Достижение подобной цели требует достижения следующих задач:
• Сформулировать основной понятийный аппарат работы: «интернационализация», «мягкая сила»;
• Определить и исследовать основной инструментарий проводимой политики интернационализации;
• Проанализировать статистические данные, библиографические и юридические источники по данной тематике;
• Выявить уже имеющиеся или возможные проблемы системы образования как внешнего, так и внутреннего характера; предложить способы их разрешения и/или предотвращения.
Хронологические рамки. В работе рассматривается период 1820-2020 гг., однако в основном фокусе внимания находится политика КНР по интернационализации системы образования в период 1978-2020 гг.
Литературную базу исследования составляют книги и публикации, которые следовало бы классифицировать по тематике. Интернационализация как общее явление освещается в работах Семеновой Н.М., Миковой И.М., Стениной Т.Л. и Чамчиян А.О., а также Филипа Альтбаха. Вопросы развития образования на протяжении всего исторического промежутка, затрагиваемого в работе, описаны в публикациях как отечественных специалистов – Михальченковой Н.А., Пацукевич О.В., Кулько Е.И., Михневич С.В., Цыренжаповой Н.Д., и Шендеровой С.В., так и зарубежных экспертов - ТанКсуеминг, Мок Ка Хо, Саймона Маргинсона, Ван Ян, ЛюЦзянь, СунЮнхуа.
Отдельно стоит выделить монографию ЧжаоЮна, посвященной проблемам китайского образования на современном этапе.
В свою очередь, источники используемые в работе, также необходимо разделить на 4 основные группы:
• Планы и стратегии развития системы образования КНР: «Национальный план Китая на среднесрочную и долгосрочную перспективу по реформам образования и развития 2010-2020», «Программа реформ и развития образования Китая» от 13 февраля 1993 года, «План действий для активизации образования в XXI в.» 1998 года, «Положение о приеме иностранных студентов в высшие учебные заведения» от 31 января 2000 года;
• Соответствующие законы и декларации: Болонская декларация (1999), Сорбонская декларация (1998), законы КНР «О преподавателях» (1994), «Об образовании» (1995), «О высшем образовании» (1998);
• Статистические данные: данные ЮНЕСКО, международных университетских рейтингов ARWU иTHE, а также данные Национального статистического бюро Китая.
• Мемуары: автобиография Спешнева Н.А., которая дает нам более полное представление о том, каким образом осуществлялось обучение в китайских учебных заведениях в первой половине XX века.
Методология исследования. В рамках работы использовались следующие методы исследования: исторический анализ, анализ юридических источников, сравнительный анализ, а также междисциплинарный подход.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, 9 параграфов, заключения и списка источников и литературы.
Таким образом, проанализировав тот путь, который проделала китайская система образования за последние 70 с лишним лет – от введения советских методик до стратегии развития через интенсификацию процессов интернационализации – мы видим, что все это время она развивалась за счет тех идей, которые она заимствовала из-за рубежа, но с опорой на собственные традиции. На начальных этапах структурирования учебного процесса в молодом государстве, в котором фактически отсутствовала какая-либо система, КНР года опирался на модель советского университета. Позже с необходимостью экономических модернизаций появился запрос на более продвинутую в инновационном плане модель образования, которая на тот момент была на Западе. В частности, Китай интересовали те тенденции в сфере образовательного менеджмента, которые в итоге стали основой Болонского процесса: автономия вузов, императивность симбиоза исследований и преподавания, диверсификация программ за счет академической мобильности. Несмотря на то, что КНР так и не стала государством-участником Болонского процесса, на основе анализа источников и литературы нам становится ясно, что она активно использовала его основные принципы и положения еще до того, как процесс в принципе был инициирован и задокументирован в 1999 году.
Феномен развития Китая и его системы образования в частности заключается в том, насколько быстро страна сумела достичь таких высоких показателей, как множество национальных вузов в первых сотнях ведущих международных рейтингов (упомянутые нами рейтинги THE иARWU). Данный факт можно рассматривать как эффективную имплементацию тех целей и задач, которые КНР ставила и продолжает ставить в своих стратегических программах. Ведущие позиции в международных университетских рейтингах являются детищем конкретных программ - «Проекта 985» и «Проекта 211». Таким образом, мы можем судить о том, что Китай, действительно, детерминирован осуществлять запланированное. Однако на основе анализов юридических документов можно судить о том, что Поднебесная так планомерно развивает внутренние структуры за счет того, что многие принципы и цели повторяются от одной стратегии развития системы образования до другой. Более того, многие положения были закреплены законодательно, что обуславливает императивность исполнения некоторых поставленных задач. В этом смысле, мы можем только положительно оценивать решение китайского руководства не принимать законодательные акты по образованию на самом начальном этапе реформ, а подождать до того момента, пока не будет создана достойная инфраструктура и не наметятся основные контуры той системы, которая функционирует и сегодня.
Несмотря на то, что в начале реформ отправка китайских студентов и специалистов заграницу стала одним из ключевых факторов модернизации, она также создала проблему «невозвращенцев» - китайцев, оставшихся в тех странах, куда они были отправлены на обучение. Одна эта проблема порождала множество новых: например, проблему неэффективного расходования бюджета, так как в то время на обучение отправляли за счет государственных субсидий. Тем не менее, Китай не только не перестал спонсировать академическую мобильность, он, наоборот, стал еще больше инвестировать в сферу образования. Однако расходы шли теперь не только на повышение квалификации имеющихся специалистов, но также и на создание и улучшение условий для их работы и жизни на территории КНР. Более того, многие положения, затрагивающие данную проблему, были закреплены в приводимых планах развития системы образования. В частности, в них шла речь о том, что государство будет продолжать такого рода политику, а китайские студенты за рубежом вольны сами выбирать, где им жить и работать. Такое поступательное решение имеющейся проблемы привело к тому, что с 2000 года процент возвращающихся из-за рубежа китайцев неуклонно растет. Данный пример в очередной раз свидетельствует о том, что Китай намерен с наибольшей эффективностью разрешать вопросы, касающиеся дела просвещения.
В новом тысячелетии развитые в соответствии с международными образовательными стандартами университеты привлекают студентов и специалистов из-за рубежа, что также является фактором интернационализации. Однако если в XX веке образование было предназначено для подготовки тех внутренних кадров, которые гарантировали бы определенный уровень экономического роста, то в XXI веке с достаточным внедрением интернационализации в учебные структуры оно может обусловить гораздо более быстрые темпы экономического развития страны. Более того, отныне образование как проводник культуры государства становится инструментом мягкой силы, и Китай в этом смысле не является исключением. Об этом говорит количество созданных с китайскими вузами совместных университетов и программ, международных студентов, научных материалов, публикуемых китайскими учеными, и так далее. В заключение, нам остается лишь отметить, что за последние 40 лет КНР растущими в положительной динамике статистическими показателями продемонстрировала, насколько эффективно она научилась претворять намеченные планы в жизнь. Судя по тем результатам, которых Китай достиг с развитием внутренней системы образования, нам остается следить за тем, что будет происходить по ходу его закрепления на международном рынке образовательных услуг.
Феномен развития Китая и его системы образования в частности заключается в том, насколько быстро страна сумела достичь таких высоких показателей, как множество национальных вузов в первых сотнях ведущих международных рейтингов (упомянутые нами рейтинги THE иARWU). Данный факт можно рассматривать как эффективную имплементацию тех целей и задач, которые КНР ставила и продолжает ставить в своих стратегических программах. Ведущие позиции в международных университетских рейтингах являются детищем конкретных программ - «Проекта 985» и «Проекта 211». Таким образом, мы можем судить о том, что Китай, действительно, детерминирован осуществлять запланированное. Однако на основе анализов юридических документов можно судить о том, что Поднебесная так планомерно развивает внутренние структуры за счет того, что многие принципы и цели повторяются от одной стратегии развития системы образования до другой. Более того, многие положения были закреплены законодательно, что обуславливает императивность исполнения некоторых поставленных задач. В этом смысле, мы можем только положительно оценивать решение китайского руководства не принимать законодательные акты по образованию на самом начальном этапе реформ, а подождать до того момента, пока не будет создана достойная инфраструктура и не наметятся основные контуры той системы, которая функционирует и сегодня.
Несмотря на то, что в начале реформ отправка китайских студентов и специалистов заграницу стала одним из ключевых факторов модернизации, она также создала проблему «невозвращенцев» - китайцев, оставшихся в тех странах, куда они были отправлены на обучение. Одна эта проблема порождала множество новых: например, проблему неэффективного расходования бюджета, так как в то время на обучение отправляли за счет государственных субсидий. Тем не менее, Китай не только не перестал спонсировать академическую мобильность, он, наоборот, стал еще больше инвестировать в сферу образования. Однако расходы шли теперь не только на повышение квалификации имеющихся специалистов, но также и на создание и улучшение условий для их работы и жизни на территории КНР. Более того, многие положения, затрагивающие данную проблему, были закреплены в приводимых планах развития системы образования. В частности, в них шла речь о том, что государство будет продолжать такого рода политику, а китайские студенты за рубежом вольны сами выбирать, где им жить и работать. Такое поступательное решение имеющейся проблемы привело к тому, что с 2000 года процент возвращающихся из-за рубежа китайцев неуклонно растет. Данный пример в очередной раз свидетельствует о том, что Китай намерен с наибольшей эффективностью разрешать вопросы, касающиеся дела просвещения.
В новом тысячелетии развитые в соответствии с международными образовательными стандартами университеты привлекают студентов и специалистов из-за рубежа, что также является фактором интернационализации. Однако если в XX веке образование было предназначено для подготовки тех внутренних кадров, которые гарантировали бы определенный уровень экономического роста, то в XXI веке с достаточным внедрением интернационализации в учебные структуры оно может обусловить гораздо более быстрые темпы экономического развития страны. Более того, отныне образование как проводник культуры государства становится инструментом мягкой силы, и Китай в этом смысле не является исключением. Об этом говорит количество созданных с китайскими вузами совместных университетов и программ, международных студентов, научных материалов, публикуемых китайскими учеными, и так далее. В заключение, нам остается лишь отметить, что за последние 40 лет КНР растущими в положительной динамике статистическими показателями продемонстрировала, насколько эффективно она научилась претворять намеченные планы в жизнь. Судя по тем результатам, которых Китай достиг с развитием внутренней системы образования, нам остается следить за тем, что будет происходить по ходу его закрепления на международном рынке образовательных услуг.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДВФУ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ИНСТРУМЕНТ ’’МЯГКОЙ СИЛЫ’’РФ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - Сравнительный анализ системы образования в Китае и в России
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ИНСТРУМЕНТ ’’МЯГКОЙ СИЛЫ’’ РФ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КНР НА «МЯГКУЮ СИЛУ» СТРАНЫ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2022 - ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» НА ПРИМЕРЕ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Процесс интернационализации высшего образования на примере университета штата Нью-Йорк в городе Платтсбург
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ЭКСПОРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2014-2020
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Проблемы системы образования Китая 21 века
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2025



