Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИТИКА И ФИЛОСОФИЯ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ СЕНЕКИ

Работа №135494

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Биография
a. Ранние годы жизни и начало политической карьеры…………………..13
b. Пик политической карьеры и смерть Сенеки…………………………...21
Глава II. Философия Сенеки
a. Особенности стоицизма Сенеки…………………………........…………34
b. Основные философские произведения
Глава III. Нравственные письма к Луцилию как средоточие главных философских идей Сенеки
Заключение
Список источников и литературы


Жизнь и деятельность Луция Аннея Сенеки была поистине яркой, плодотворной в творческом отношении и весьма драматичной в конце его пути. Он был римским философом, поэтом-моралистом, государственным деятелем, нравственным наставником и даже в какой-то мере выступал психологом в своих произведениях. Также Сенека был воспитателем императора Нерона и одним из крупнейших представителей стоицизма. Его произведениями зачитывалась вся золотая молодежь Римской империи. Однако ко времени расцвета его политической и писательской карьеры о Сенеке появились противоречивые мнения. Уже Тацит говорил, что «многие упрекали Сенеку в несоответствии строгой жизни, видимость которой он создавал, с жадностью» (Ann., XIII, 18). Но, несмотря на это, Тацит больше симпатизировал философу, например, отмечая, с каким достоинством мыслитель покинул этот мир. Дион Кассий был больше склонен обвинять философа, только однажды он отметил его мудрость: «Луций Анней Сенека, который превзошел в мудрости всех римлян своих дней и даже многих последующих…» (Hist. Rom., LIX, 19, 7).
Среди современных исследователей также разнятся оценки деятельности Сенеки. Отечественные историки в большей степени склонны восхищаться Сенекой, хотя они и осуждают некоторые моменты в его жизни. Например, В. А. Ивлиев упрекает философа по поводу его небольшого сочинения «Утешение к Полибию», потому что оно пронизано лестью к императору Клавдию и преследует конкретные корыстные цели. И. Н. Титаренко, в свою очередь, оправдывает философа, утверждая, что такого шага от него требовало время. Зарубежные исследователи тоже неоднозначны в своих оценках: предметом спора часто становится либо несоответствие богатства Сенеки его стоической проповеди, либо спор о том, кем в большей степени являлся Сенека – философом или политиком? В этой связи, например, Е. Бакли, М. Т. Динтер и Г. Д. Хейл часто обращают внимание на способы обогащения Сенеки, прямо не ставя ему это в вину, но самим наличием подобного факта как бы осуждая его. В противоположность им, П. Грималь полностью опровергает мнение своих коллег и, как и И. Н. Титаренко, утверждает, что время требовало от Сенеки определенных действий.
В любом случае наличие подобных противоречий дает плодотворную почву для дальнейших исследований. Изучение жизни и деятельности Сенеки является важным по нескольким причинам: во-первых, у философа можно встретить достаточно много описаний сцен бытовой жизни и исторических событий, что позволяет восстановить реалии Римской империи I в. н.э.; во-вторых, с помощью анализа литературного творчества Сенеки можно проследить эволюцию стоической доктрины и то, как она повлияла на мировоззрение римских граждан; наконец, изучение биографии и творчества Сенеки важно для понимания его влияния на философскую мысль и религиозные течения последующих эпох, в том числе и на современность.
Таким образом, целью данного исследования является изучение жизни и деятельности Сенеки в контексте той политической обстановки (в основном в правление Нерона), которая царила в Риме I в. н.э.; детальный анализ политической карьеры философа и мероприятий, проведенных им в качестве первого советника императора, необходимый для понимания его роли и значения в политической жизни Рима; подробный обзор его философских идей и произведений, важный для определения особенностей стоического мировоззрения философа, его отличия от ортодоксального учения и значения. И, наконец, основная цель настоящей работы - доказать актуальность изучения данной исторической личности для дальнейшего развития исследований по истории Рима указанного периода и их значимость для современности.
Свидетельства современников, которые могли бы в полной мере описать жизнь и карьеру Сенеки, к сожалению, отсутствуют. Источников, в которых встречаются некоторые эпизоды из жизни философа, сохранилось немного. Во-первых, это фундаментальный труд Тацита, древнеримского историка II в. н.э., - «Анналы», в котором он описал правление Тиберия, Калигулы, Клавдия и Нерона. Основные свидетельства о биографии Сенеки описаны в главах, в основном посвященных правлению Нерона: здесь большое внимание историк уделяет первым годам правления императора, убийству Агриппины, восстанию в Британии и, наконец, дает подробнейшее описание гибели Сенеки (Ann., XVI, 60-64). К сожалению, «Анналы» не содержат биографических справок о ранних годах жизни философа, а только косвенно описывают события, касающиеся времени расцвета политической карьеры Сенеки при императоре Нероне. Другим не менее важным источником является «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, древнеримского писателя, историка, ученого-энциклопедиста, личного секретаря императора Адриана. Хотя автора больше интересуют личности императоров и пикантные подробности из их жизни, в главе, посвященной Калигуле, содержится оценка творчества Сенеки, позволяющая понять отношение современников к литературной деятельности философа (Suet., IV, 53, 2). Еще одним свидетельством выступает «Римская история» Диона Кассия - писателя и историка конца II - начала III в. н.э. В отличие от Светония он оставил гораздо больше оценок жизни и творчества Сенеки, но в основном негативного характера. Историк осуждает вычурность нового стиля Сенеки, отмечает его пагубное влияние на римскую молодежь, упрекает философа в несоответствии его жизни собственному учению (Hist. Rom., LXI, 3, 7, 10, 19).
Существует еще несколько свидетельств, которые лишь кратко упоминают о Сенеке в определенном контексте. Например, римский писатель Авл Геллий в своем знаменитом произведении «Аттические ночи» размышляет о потерянной 22 книге из «Нравственных писем к Луцилию» Сенеки (Gell. N. Att., XII, 2, 3). Хотя достоверно доказано, что книг было 20, сам факт того, что во времена Авла Гелия Сенеку продолжали читать, крайне важен. Марциал, поэт-эпиграммист начала II в. н.э., называет Сенеку «речистым» в VII книге своих эпиграмм (Mart., VII, 45, 1). Ювенал, сатирик и современник Марциала, в своих «Сатирах» дважды вскользь упоминает о Сенеке в связи с описанием событий времени Нерона, не давая философу при этом никаких оценок или характеристик (Juv., V, 15). Известное влияние литературного стиля Сенеки испытывал Плиний Младший. В своих «Письмах к друзьям» он, тем не менее, цитирует философа, между прочим упоминая о его легкомысленном стихотворении (Plin. Sec., V, 3, 5).
И, наконец, небольшие биографические справки оставил сам Сенека в своих сочинениях. В основном о жизни философа можно узнать из его позднего сочинения «Нравственные письма к Луцилию», где он подводит итоги своей жизни и делится с собеседником некоторыми воспоминаниями из прошлого. Например, именно из писем широкому кругу читателей становится известно о слабом здоровье философа и его поездке в Египет на лечение. В эпиграммах, «Утешении к Гельвии» и «Утешении к Полибию» Сенека оставляет множество подробностей о своем пребывании в ссылке на Корсике. В «Естественнонаучных вопросах» философ рассказывает о местах, в которых он успел побывать. Можно предположить, что Сенека не очень любил говорить о себе, так как его немногочисленные свидетельства разрозненны и написаны в основном в контексте философских размышлений в качестве примеров.
Несмотря на узкий круг первоисточников, личность Сенеки представляет большой интерес для исследователей. Изучение античного наследия философа в отечественной историографии открывается кратким философско-биографическим очерком П. Н. Краснова «Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность» . Автор приводит небольшую биографическую справку и в общих чертах обрисовывает политическую обстановку в Риме I в. н.э., затем тезисно описывает основные философские, литературные и драматические произведения Сенеки. Работа ценна наличием большого количества цитат античных авторов, которые помогают более полно воссоздать картину описываемых событий.
В 1948 г. в свет вышла статья академика Р. Ю. Виппера «Этические и религиозные воззрения Сенеки» . В этой работе прослеживается основное содержание философии Сенеки. Автор анализирует ее связь с учением Ранней Стои, находит сходства и различия с ортодоксальным стоицизмом, выделяет присущие мировоззрению Сенеки особенности, обозначает его достоинства и недостатки. Отдельным пунктом академик Р. Ю. Виппер выделяет связь стоицизма Сенеки с христианством, приводя доказательства этого путем выдержек из произведений Сенеки, Библии и сочинений христианских авторов.
Т. И. Кузнецова в своей статье подробно описывает «Нравственные письма к Луцилию», а также затрагивает более обширную проблематику появления и развития эпистолярного жанра . Статья Н. Г. Ткаченко «Трактат о безмятежности духа» Луция Аннея Сенеки посвящена одноименному произведению философа . Автор подробно освещает данный труд не только с литературоведческой точки зрения, но и в контексте исторических событий, протекавших во время написания трактата.
Описание жизни и деятельности Сенеки часто встречается и в более общих работах по философии. Например, в работе В. Ф. Асмуса «Античная философия» содержится краткое описание философских взглядов Сенеки, в то время как биография мыслителя практически не затрагивается . Из этого небольшого очерка можно почерпнуть некоторые идеи, не озвученные в других работах, специально посвященных данному вопросу, однако он носит, по существу, ознакомительный характер.
В 1979 г. в свет вышла статья Я. Ю. Межерицкого «Принципат Юлиев-Клавдиев в произведениях Сенеки», в которой автор рассматривает вопрос о том, как проблема власти отражалась в трудах философа. В общей работе И. М. Тронского по истории античной литературы есть отдельная глава, посвященная новому стилю Сенеки, где автор анализирует не только его особенности, но и попутно излагает основы философии Сенеки. Наконец, в 1991 г. в свет вышел «Курс лекций по древней и средневековой философии» видного историка философии А. Н. Чанышева. Одна из его лекций посвящена стоицизму Сенеки, где автор подвергает критике философа за несоответствие его проповедей образу жизни, который тот вел.
Фундаментальные отечественные работы о Сенеке стали выходить в начале 2000-х гг. Одной из них стала монография И. Н. Титаренко . В ней решаются задачи, связанные с исследованием стоической философии, такие как: комплексная характеристика мировоззрения в Риме того времени и место стоицизма в этой системе взглядов; установление связи ортодоксального стоицизма с учением Сенеки и отличительные черты последнего; краткий обзор философских, драматических и литературных произведений и многое другое. В меньшей степени работа затрагивает биографию философа, но, тем не менее, из нее можно почерпнуть основные вехи жизни Сенеки.
Не уступает работе И. Н. Титаренко и монография В. А. Ивлиева «Мудрость Сенеки», в которой автор рассматривает биографию философа, но лишь с конкретных, интересующих его сторон (в основном с политической точки зрения) . В данном исследовании можно обнаружить большое количество материала, посвященного узкой проблематике и только конкретным произведениям, что придает ему особую ценность, так как многие из представленных автором проблем до сих пор не были затронуты в отечественной историографии.
В 2006 г. была опубликована статья Г. С. Кнабе «Античное письмо», в которой автор раскрывает эволюцию эпистолярного жанра и анализирует произведение Сенеки «Нравственные письма к Луцилию» в контексте рассматриваемой тематики . Одна из наиболее поздних статей о Сенеке - «Современны ли моральные принципы Сенеки?» А. И. Арчимаевой, представляет собой краткий очерк, в котором на примере трактата Сенеки «О благодеяниях» автор анализирует основные моральные установки, остающиеся актуальными и сегодня .
Зарубежная историография представлена в основном англоязычной литературой. Труд, созданный Ф. С. Холландом, который так и называется - «Сенека», подробно охватывает жизнь и литературное творчество выбранной автором личности, а также включает в себя анализ его произведений и основных философских взглядов . Монография Р. М. Гуммера(«Сенека-философ и его современное послание») носит более узконаправленный характер: кратко описывая основные вехи жизни философа, автор более детально останавливается на влиянии стоического мировоззрения Сенеки на развитие философской мысли с римских времен вплоть до начала XX века. Другая работа, написанная в предыдущем столетии, также рассматривает определенный круг тем. Статья Дж. Р. Фирса «Нерон как наместник богов в трактате Сенеки “О милосердии”» посвящена трактату Сенеки, который он создал для молодого императора, где рассматриваются основные взгляды Сенеки на божественное происхождение власти правителя .
Современная зарубежная историография также представлена большим количеством статей на узкую тематику. В статье Дж. М. Риста«Сенека и стоическая ортодоксия» изложены аргументы в пользу сходства учения Сенеки с ортодоксальным стоицизмом. Также издательством ЖЗЛ в 2003 г. был переведен фундаментальный труд П. Грималя «Сенека, или Совесть империи», который является основополагающим для изучения жизни и творчества Сенеки. Философским аспектам деятельности античного мыслителя посвящена статья Дж. Уильямса «Физика, мораль и повествование в «Естественнонаучных вопросах», а конкретнее - одноименному произведению Сенеки. В данной работе рассматриваются основные стороны философии и физики, затрагиваемые в указанном труде, а также их взаимосвязь на примере первой части этого трактата. Этому же произведению посвящена статья Х. М. Хайна, вышедшая при университете Шотландии годом позже, под названием «Рим, космос и император в Естественнонаучных вопросах Сенеки». Однако в ней отмечены совершенно другие моменты, обозначенные в трактате. Автор акцентирует внимание на вопросах, которые не являются основными в учении Сенеки, например, - о месте Римской империи во вселенной. Немаловажным является анализ отношения Сенеки к императорской власти, который дополняет трактат «О милосердии» и позволяет составить полную картину концепции власти у философа.
Существует и множество других статей, полностью посвященных другим произведениям Сенеки. Так, М. Пасхалис в статье «Загробная жизнь императора Клавдия в «Отыквлении» Сенеки» подробно останавливается на описании сюжета этого произведения: путешествии Клавдия по загробному царству, суде над императором советом богов и пр.. Ученый дает свою личную оценку этой небольшой сатиры и определяет ее жанр, частично освещая его происхождение. Заслуживает внимания небольшое исследование Дж. Шафера «Нравственные письма к Луцилию как драматическое образование» . Статья, написанная скорее как рекомендация, содержит в себе советы о том, как следует читать «Нравственные письма к Луцилию», но попутно здесь встречаются небольшие отрывки из произведения и их анализ, что в действительности помогает лучше понять сочинение философа.
В 2013 г. в англоязычной литературе появился фундаментальный труд, в целом посвященный эпохе правления Нерона, созданный М. Т. Динтером и Е. Баклеем, - «Путеводитель в эпоху Нерона» . Несмотря на то, что он не посвящен напрямую Сенеке, в нем содержится много материала по литературному творчеству писателя, анализ его основных философских произведений. Также много внимания уделяется его значению как наставника Нерона при дворе и в качестве политика. Аналогичная работа Г. Д. Хэйла, уже полностью посвященная Сенеке, вышла под названием «Путеводитель по Сенеке». Для нас эта работа оказалась важнейшей, так как она включает в себя подробную биографию Сенеки, обзор его политической карьеры и конкретных задач, претворенных им в жизнь в первое пятилетие правления Нерона, анализ каждого философского произведения Сенеки по отдельности, полную характеристику его философских взглядов, а также разбор его драматических произведений. И, наконец, одно из наиболее современных исследований - «Стоицизм и утешения» Б. Линдберга, в котором автор рассматривает три «утешения», созданные Сенекой в разное время, в качестве феномена, присущего только стоицизму . Работа содержит рассказ о происхождении «утешений», основных элементах и общих чертах этого жанра и т.д. На основе этих данных автор рассматривает «утешения», написанные Сенекой, находя взаимосвязь с ортодоксальным стоицизмом и некоторые отличия от него.
Таким образом, несмотря на узкий круг первоисточников, историография по данной проблематике достаточно всеобъемлюща и разнообразна. Встречаются как масштабные труды, рассматривающие различные аспекты творческой и политической жизни Сенеки, так и специальные работы, останавливающиеся на анализе конкретных произведений, взглядов или особенностей учения Сенеки. Из этого следует, что тема далеко не исчерпана и предоставляет, таким образом, плодотворную почву для исследовательской деятельности историков, философов, культурологов, литературоведов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Представление о гениальности Сенеки менялось уже у его современников. Один из его ненавистников, которого он наказал за нарушение закона, согласно которому адвокат не должен брать дела за денежное вознаграждение, назвал философа «дилетантом, который потакает незрелым мыслям нашей молодежи, завидующим тем, кто хранит в живых старое-доброе красноречие для защиты римских граждан» . Квинтилиан негативно относился к стилю Сенеки. Он, по-видимому, также был озабочен влиянием трудов мыслителя на умы римской молодежи. Он не принимал нового стиля и отчаянно цеплялся за Цицерона. О стиле Сенеки Квинтилиан говорил следующее: «У Сенеки было много хороших качеств: его философия не всегда была исчерпывающей, зато он был чемпионом по осуждению пороков; у него много прекрасных высказываний и большинство из них заслуживают внимания. Но, как я уже сказал, в его стиле много губительных элементов из-за его любви предаваться трюкам…» (Quint. Inst., X, 1, 12). Безумный император Калигула обвинял его в создании «простых софических упражнений» и в разработке стиля, который был «песком без извести» (Suet., IV, 53, 2). Но в том самом отрывке, где Светоний цитирует данные высказывания, он говорит о Сенеке как о «неистовой силе наших дней». Тацит рисует его как искусного оратора, способного бюрократа, надежного исполнителя, но неудачливого и разочаровавшегося героя, запомнившегося не столько своей жизнью, сколько уходом из нее (Ann., XIV, 52, 5, 6). Во многом сочувственно к стоику относилась формирующаяся христианская теология, находившая у античного философа не мало христианских мыслей. В частности, этот факт подмечал Тертуллиан, утверждая, что иногда Сенека был почти христианином (Apolog., XII, 6). Лактанций также находил некоторые сходства, говоря, что нельзя более истинно христианину говорить о боге, чем говорит о нем Сенека (Div.inst., II, 8, 23). Иероним даже вносил его в список христианских писателей (De vir ill., 12), ссылаясь на переписку стоика с апостолом Павлом (правда, на данный момент признанную поддельной).
Сенеку часто, как в древности, так и в наши дни обвиняют в лицемерии. Например, Дион Кассий в своей «Римской истории» подчеркивает, что Сенека не жил согласно своим принципам. Он вменяет ему в вину его огромное состояние, которое противоречит стоицизму, проповедующему безразличие к богатству и довольно жесткое отношение к экономии (Hist. Rom., LIX, 19, 7).Ювенал отмечает его исключительную эрудированность, но порицает за его письмо из ссылки Полибию, которое, по его мнению, изобилует раболепием и лицемерием (Juv., V, 15).
Многие исследователи, изучающие личность Сенеки, вслед за античными авторами дают ему крайне негативную оценку. Например, А. Н. Чанышев подчеркивает, что Сенека не был примером добродетели. Он был сыном своего времени, своей среды, которая в то время была аморальной. И. Н. Тронский отмечает, что философ обслуживал исключительно интересы господствующего класса, адаптируя для него стоицизм, во многом соглашаясь на компромиссы с самим собой, когда дело касалось особенно строгих норм этого философского течения.
Как бы то ни было, влияние Сенеки колоссально. Во-первых, еще при жизни он прославился как успешный адвокат, блестящий оратор и писатель. Несмотря на то, что он был довольно невзрачным политиком во время правления императора Нерона, его глубокие познания в философии, государственном управлении, дипломатии поспособствовали тому, что первое пятилетие правления Нерона обозначено в истории как «Золотой век». Внешне- и внутриполитические промахи нужно связывать скорее с отсутствием у Сенеки значительного опыта в политической деятельности и с неблагоприятной обстановкой в Риме того времени. Во-вторых, большое значение имеет философское учение, разработанное Сенекой. Он первым переработал греческий стоицизм на римский лад, что позволило этому течению прижиться в Риме и стать на какое-то время господствующим. В-третьих, велико значение философии Сенеки для развития последующей философской мысли. Многие исследователи редко обращают внимание на тот факт, что Сенека в свое время предвосхитил христианство. Его идеи о добре и зле, проповеди, молитве, боге и т.д. сильно перекликаются с христианским вероучением. Философские идеи Сенеки, в общем и целом, тонкой нитью проходят у некоторых мыслителей, начиная с римских времен после смерти писателя и заканчивая началом XX в. Сенекой зачитывались Пьер Абеляр, Френсис Бэкон, Данте, Петрарка. Интересовались им и изучали его труды гуманисты эпохи Возрождения: Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Липсий. Высоко ценил моральную философию Сенеки Дени Дидро, посвятивший ему и его письмам специальное исследование. Наконец, произведения Сенеки остаются востребованными и в XXI веке. Его мысли о богатстве и бедности, жизни и смерти, а также этические идеи до сих пор находят отклик у современного читателя, не теряя своей остроты и актуальности.



1. Геллий Авл. Аттические ночи. Книги I-X / Пер. А. Я. Тыжова. СПб.: Изд. центр «Гуманитарная Академия», 2007. 480 с.
2. Деяния св. Апостолов. Рим: Изд-е Рим.-Католической семинарии «Руссикум», 1946. 538 с.
3. Дион Кассий Коккейан. Римская история. Книги LXIV-LXXX / Пер. А. В. Махлаюка, К. В. Маркова, Н. Ю. Сивкиной, С. К. Сизова, В. М. Строгецкого. СПб.: «Нестор-История», 2011. 456 с.
4. Марциал Марк Валерий. Эпиграммы / Пер. Ф. А. Петровского. СПб.: Изд-во АО «Комплект», 1994. 448 с.
5. Письма Плиния Младшего / Пер. М. Е. Сергеенко, А. И. Доватура. Книги I-X. М.: Наука, 1982. 408 с.
6. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Пер. С. А. Ошерова. М.: Наука, 1977. 384 с.
7. Сенека Луций Анней. Трагедии / Пер. С. А. Ошерова. М.: Искусство, 1991. 495 с.
8. Сенека Луций Анней. Утешение к Полибию / Пер. Н. Х. Керасиди // Вестник древней истории. 1991. № 4. С. 238-252.
9. Сенека Луций Анней. Философские трактаты / Пер. Т. Ю. Бородай. СПб.: Алетейя, 2001. 400 с.
10. Сенека Луций Анней. Эпиграммы / Пер. М. Е. Грабарь-Пассек и Ю. Ф. Шульца // Античная лирика. Библиотека Всемирной литературы. Серия первая. Т. 4. М.: Изд-во «Художественная литература», 1968. C. 458-462.
11. Тацит Корнелий. Анналы. Малые произведения / Пер. А. С. Бобович // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т. I. М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1993. 832 с.


Литература:
1. Арчимаева А. И. Современны ли моральные принципы Сенеки? // Инновационное развитие. № 4. 2016. С. 61–62.
2. Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Изд-во «Высшая школа», 1976. 544 с.
3. Виппер Р. Ю. Этические и религиозные воззрения Сенеки // Вестник древней истории. 1948. № 1. С. 43-63.
4. Грималь П. Сенека, или Совесть империи. М.: Молодая гвардия, 2003. 349 с.
5. Ивлиев В. А. Мудрость Сенеки. Том 1. Власть и страсть. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. 308 с.
6. Кнабе Г. С. Античное письмо // Кнабе Г. С. Древо познания - древо жизни. М.: РГГУ, 2006. С. 502-525.
7. Краснов П. Н. Л. Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1895. 80 с.
8. Кузнецова Т. И. «Письма к Луцилию» Сенеки-философа // Античная эпистолография: очерки / Ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука, 1967. С. 81-112.
9. Межерицкий Я. Ю. Принципат Юлиев-Клавдиев в произведениях Сенеки // Из истории античного общества / Отв. ред. Н. П. Соколов. Горький: Горьковский гос. ун-т, 1979. С. 95-109.
10. Пащак И. В. «Человек в неспокойном мире» (обращение к некоторым актуальным аспектам философии Сенеки) // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 8-5. С. 94-97.
11. Рист Дж. М. Сенека и стоическая ортодоксия // Луций Анней Сенека. Философские трактаты / Пер. Т. Ю. Бородай. СПб.: Алетейя, 2001. С. 368-385.
12. Титаренко И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. 272 с.
13. Ткаченко Н. Г. Трактат «О безмятежности духа» Луция Аннея Сенеки // Труды Исторического ф-та МГУ. Вып. 15. Серия III. Instrumenta studiorum. СПб.: Алетейя, 2000. С. 161-175.
14. Тронский И. М. История античной литературы. М.: Изд-во «Высшая школа», 1988. 464 c.
15. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / Пер. А. Г. Погоняйло. СПб.: Наука, 2007. 677 с.
16. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Изд-во «Высшая школа», 1991. 512 с.
17. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и раннее христианство // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 15. М., 1935. 708 с.
18. Alexander W. H. Three Emendations in Seneca's Letters // The American Journal of Philology. Vol. 60. No. 4. 1939. P. 470-472.
19. Buckley E., Dinter M. T. A Companion to the Neronian Age. Oxford: Wiley-Blackwell, 2013. 486 p.
20. Burriss E. Seneca in Corsica. New York: New York University, 1922. 36 p.
21. Damshen G., Heil A. Brill’s Companion to Seneca: Philosopher and Dramatist. Leiden–Boston: Brill, 2014. 883 p.
22. Fears J. R. Nero as the Vicegerent of the Gods in Seneca's de Clementia // Hermes. Bd. 103. H. 4. 1975. P. 486-496.
23. Gummere R. Seneca the Philosopher and his Modern Message. Boston: Marshall Jones Co., 1922. 150 p.
24. Gummere R. The Modern Note in Seneca's Letters // Classical Philology. Vol. 10. No. 2. 1915. P. 139-150.
25. Haskell Y. Early Modern Anger Management: Seneca, Ovid, and Lieven De Meyere's «De ira libri tres» // International Journal of the Classical tradition. Vol. 18. № 1. 2011. P. 36-65.
26. Hine H. M. Rome, the Cosmos, and the Emperor in Seneca's «Natural Questions» // The Journal of Roman Studies. Vol. 96. 2006. P. 42-72.
27. Holland F. C. Seneca. London: Longmans, 1920. 205 p.
28. Larson V. Seneca and the Schools of Philosophy in Early Imperial Rome // Illinois Classical Studies. Vol. 17. No. 1. 1992. P. 49-56.
29. Lindberg B. Stoicism and Consolation // Lir-Journal. № 4. 2015. P. 171-185.
30. Manning C. Seneca and the Stoics on the Equality of the Sexes // Mnemosyne. Fourth Series. Vol. 26. Fasc. 2. 1973. P. 170-177.
31. Paschalis M. The Afterlife of Emperor Claudius in Seneca's Apocolocyntosis // Numen. Vol. 56. No. 2/3. 2009. P. 198-216.
32. Rosivach V. Seneca on the Fear of Poverty in the Epistulae Morales // L'Antiquité Classique. T. 64. 1995. P. 91-98.
33. Schafer J. Seneca’s Epistulae Morales as Dramatized Education // Classical Philology. Vol. 106. No. 1. 2011. P. 32-52.
34. William H. Five Minor Elucidations in Seneca's Moral Epistles // The American Journal of Philology. Vol. 71. No. 3. 1950. P. 285-289.
35. Williams G. Interactions: Physics, Morality, and Narrative in Seneca Natural Questions 1 // Classical Philology. Vol. 100. No. 2. 2005. P. 142-165.
36. Wilson A. M. Diderot. Oxford: Oxford University Press, 1972. 917 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ