Политика Японии в отношении КНДР и Республики Корея в контексте международной обстановки в АТР
|
Введение
Глава 1.Современная политика Японии в отношении Корейской Народно-Демократической Республики 9
1.1. Исторические предпосылки формирования современных японо-северокорейских отношений 9
1.2. Влияние северокорейской ядерной проблемы на оборонную политику Японии 13
1.3. Влияние проблемы «похищенных граждан» на процесс нормализации японо-северокорейских отношений 18
1.4. Японо-северокорейские экономические отношения. Роль японских санкций 22
1.5. Японский политический дискурс в отношении КНДР. Роль Синдзо Абэ. 24
Глава 2.Современная политика Японии в отношении Республики Корея 27
2.1. Влияние исторических проблем на современные японо-южнокорейские отношения 27
2.2. Японо-южнокорейские отношения в сфере обороны 32
2.3. Японо-южнокорейские экономические отношения. Торговая война 37
2.4. Использование антагонизма в концепциях национальной идентичности Японии и Республики Корея 43
Заключение
Список источников и литературы
Глава 1.Современная политика Японии в отношении Корейской Народно-Демократической Республики 9
1.1. Исторические предпосылки формирования современных японо-северокорейских отношений 9
1.2. Влияние северокорейской ядерной проблемы на оборонную политику Японии 13
1.3. Влияние проблемы «похищенных граждан» на процесс нормализации японо-северокорейских отношений 18
1.4. Японо-северокорейские экономические отношения. Роль японских санкций 22
1.5. Японский политический дискурс в отношении КНДР. Роль Синдзо Абэ. 24
Глава 2.Современная политика Японии в отношении Республики Корея 27
2.1. Влияние исторических проблем на современные японо-южнокорейские отношения 27
2.2. Японо-южнокорейские отношения в сфере обороны 32
2.3. Японо-южнокорейские экономические отношения. Торговая война 37
2.4. Использование антагонизма в концепциях национальной идентичности Японии и Республики Корея 43
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность исследования: Исследование роли Корейского полуострова в региональной политике Японии представляет собой особо важную задачу, так как отношения Токио с Республикой Корея и с Корейской Народно-Демократической Республикой имеют для него важнейшую ценность с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Рассмотрение этих отношений во взаимосвязи с проблемами прошлого и настоящего, а также роли третьих игроков в регионе, таких как США и КНР, позволяет провести многосторонний анализ положения Японии в современном, быстро меняющемся мире.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе по настоящее время продолжают действовать несколько факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на обстановку в регионе. Одним из таких факторов выступают отношения Японии с двумя государствами Корейского полуострова. Колониальное прошлое оставило глубокий след, поэтому Японии до сих пор приходится иметь дело с историческими проблемами в отношениях со странами, которые ранее попали под колониальное господство японского имперского флага. Страны Корейского полуострова одни из них. Также проблемы, появившиеся уже в постколониальный период, не в меньшей степени представляют собой угрозу для дальнейшего улучшения отношений Японии со странами Корейского полуострова. Сюда относятся факторы, препятствующие японо-южнокорейскому экономическому сотрудничеству, а также северокорейский ядерный фактор.
От решения данных проблем во многом зависят перспективы развития и стабильности региона. Претензии Японии на роль регионального лидера могли бы только укрепиться в случае налаживания продуктивных отношений с РК. Есть все основания полагать, что и сама Южная Корея заинтересована в таком сотрудничестве в свете нестабильной обстановки в районе Корейского полуострова.
Северокорейский фактор, в свою очередь, мог бы стать крепкой основной для формирования японо-южнокорейского союза. Но здесь помимо указанного следует учитывать переменчивость настроений руководства КНДР, которое также пытается выбрать для себя новый курс во внутренней и внешней политике.
Важную роль в построении Японией диалога со странами Корейского полуострова играет премьер-министр Японии СиндзоАбэ. Он на протяжении всей своей политической карьеры проводил «политику давления» в отношении КНДР, а также уделял особое внимание в своем политическом курсе проблеме «похищенных» в период с 1977 по 1983 год северокорейскими агентами японских граждан. Такой не способствующий нормализации отношений с КНДР политический дискурс использовался премьер-министром частично в целях укрепления оборонного потенциала Японии, а также с целью создания благоприятной среды для принятия японской общественностью конституционной реформы.
В свою очередь, политика Абэ в отношении Республики Корея во многом обусловлена тем фактом, что обе страны являются союзниками США. Несмотря на это, при АбэЯпония до сих пор не добилась создания эффективной общей системы обеспечения безопасности с южнокорейским государством в регионе. Также позиция Абэ касательно требования РК о выплате Японией новых компенсаций за период японской оккупации Корейского полуострова не способствует улучшению двусторонних отношений, которые в данный период также обусловлены торговой войной между двумя странами.
Одновременное рассмотрение политики Японии по отношению к двум государствам Корейского полуострова обусловлено тем фактом, что для японского правительства представляется невозможным не учитывать северокорейский фактор при построении диалога с Сеулом, как и не представляется возможным предпринимать дальнейшие попытки нормализации двусторонних отношений с северокорейским государством, не учитывая ситуации в отношениях с Республикой Корея.
Перед Японией и РК, которые обе соседствуют с северокорейским государством, стоит задача стабилизации ситуации на Корейском полуострове. При этом любая угроза, исходящая от КНДР, прямым образом может коснуться обоих государств, что объясняет необходимость одновременного рассмотрения отношений Японии с КНДР и РК.
К тому же перед Японией, которая является одним из ключевых игроков Азиатско-Тихоокеанского региона, стоит много проблем, включая торговый дисбаланс с Соединенными Штатами и рост там протекционизма, уязвимость стран Азиатско-Тихоокеанского региона перед северокорейской ядерной угрозой и необходимость консолидации инфраструктуры для дальнейшего экономического сотрудничества. Крайне важно, чтобы Япония внесла вклад в развитие региона, эффективно реагируя на эти проблемы, и укрепляла международные торговые соглашения, содействуя сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для достижения данных целей Японии необходимо укреплять отношения с Республикой Корея, которая как и Япония является союзником США и ключевым игроком в регионе.
В свою очередь, процесс денуклеаризации Корейского полуострова будет напрямую зависеть от решений, принимаемых Корейской Народно-Демократической Республикой. Япония лично заинтересована в разрешения северокорейской ядерной проблемы, так как она напрямую затрагивает вопрос обеспечения национальной безопасности страны, а также безопасности всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Объект исследования: современная политика Японии в отношении стран Корейского полуострова
Предмет исследования: проблемы национальной безопасности Японии с учетом корейского фактора и влияние отношений Японии с РК и КНДР на международную обстановку в АТР
Цель исследования: определить роль стран Корейского полуострова во внешней политике Японии в контексте международной обстановки в АТР
Задачи исследования:
- определить основные характеристики участников процесса принятия внешнеполитических решений;
- оценить важность урегулирования отношений со странами Корейского полуострова для Японии;
- определить влияние японо-северокорейских и японо-южнокорейских отношений на обстановку в АТР;
- рассмотреть суть исторических проблем и перспективы их разрешения;
- исследовать факторы, которые могут послужить основой для создания японо-южнокорейского союза в противовес северокорейской угрозе;
- оценить масштабы влияния северокорейского ядерного фактора на политику Японии;
- определить роль "третьих игроков", а именно США и КНР, в отношениях Японии с РК и КНДР;
- рассмотреть перспективы политики "давления" СиндзоАбэ в отношении КНДР.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- анализ нормативно-правовой документации;
- обобщение и анализ;
- системный подход;
- исторический метод.
Хронологические рамки выпускной квалификационной работы охватывают период с 2016 по 2020 год, который связан с правлением премьер-министра Японии, СиндзоАбэ, и приходится на период вступления Ким Чен Ына на должность Председателя Государственного совета КНДР, что обусловило процесс наращивания ядерного потенциала северокорейским государством. В указанный период также произошло обострение проблем в японо-южнокорейских отношениях, вызвавших торговый спор и новые судебные разбирательства касательно компенсаций за период японской оккупации Корейского полуострова. В дополнение к этому рассмотрение исторических проблем требовало изучения некоторых событий и документов 20 века.
Научная новизна заключается в том, что в работе впервые были комплексно изучены факторы, влияющие на построение Японией своего внешнеполитического курса в отношении Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея в настоящее время. Впервые изучен фактор построения и использования национальной идентичности Японии на основе «антагонизма» по отношению к странам Корейского полуострова.
Обзор литературы и источников: основой исследования служили монографии и научные статьи зарубежных и отечественных ученых, посвященных историческим и современным аспектам развития отношений Японий с КНДР и РК. Данные труды включают в себя монографию Хон Юн Ли «Колониальное правление и социальные изменения в Корее», ценность которой заключается в подробном изучении периода колонизации Корейского полуострова. В работе данная монография используется для рассмотрения влияния исторических проблем на современные японо-северокорейские и японо-южнокорейские отношения. Монография «Вызовы японской внешней политике в Восточной Азии» под редакцией ЮкиТатсуми использовалась в работе с целью изучения проблем, стоящих перед Японией в Азиатско-Тихоокеанском регионе на современном этапе. Рассмотрение политики Японии в данном регионе необходимо для понимания того, насколько эффективно обеспечена национальная безопасность страны в АТР и какие вызовы могут ожидать ее в будущем. Также были использованы труды Дж.Кингстона, Г. Добсона и Дж.Гилсона, Ч. Ана и Н. Эберштадта.
В работе были использованы статьи таких отечественных ученых-востоковедов как Стрельцов и Панов, которые рассматривают роль Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, при этом учитывая обстановку на Корейском полуострове. Однако для более подробного изучения отношений Японии с КНДР и РК возникла необходимость также обращаться к статьям зарубежных авторов, включая таких авторов какС. Миамото, Р. Ваттса, С. Гудмана, которые детально рассматривают торговый конфликт в японо-южнокорейских отношениях, японские санкции против КНДР, а также аспект военного сотрудничества между Японией и РК.
Большую ценность в работе над исследованием представляют материалы интернет-сайтов Министерства обороны Японии (www.mod.go.jp). Министерства иностранных дел Японии (www.mofa.go.jp), сайты премьер-министра Японии и кабинета министров (www.kantei.go.jp), японского посольства в США (www.us.emb-japan.go.jp). Государственного департамента США (www.state.gov) и др. Следить за новостями Японии также позволяет информационный портал URL: http://newsonjapan.com, где собраны последние сообщения с крупнейших японских и зарубежных информационных агентств.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе раскрываются исторические предпосылки формирования современных отношений Японии с КНДР, а также современные двусторонние отношения в таких сферах как военная и экономическая. Также отдельно была изучена роль СиндзоАбэ в построении внешнеполитического курса Японии по отношению к КНДР.
Во второй главе после рассмотрения исторических вопросов в японо-южнокорейских отношениях анализируются торговые и военные связи между странами на современном этапе. Особенное внимание было уделено проблеме использования антагонизма в концепциях национальной идентичности Японии и РК.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе по настоящее время продолжают действовать несколько факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на обстановку в регионе. Одним из таких факторов выступают отношения Японии с двумя государствами Корейского полуострова. Колониальное прошлое оставило глубокий след, поэтому Японии до сих пор приходится иметь дело с историческими проблемами в отношениях со странами, которые ранее попали под колониальное господство японского имперского флага. Страны Корейского полуострова одни из них. Также проблемы, появившиеся уже в постколониальный период, не в меньшей степени представляют собой угрозу для дальнейшего улучшения отношений Японии со странами Корейского полуострова. Сюда относятся факторы, препятствующие японо-южнокорейскому экономическому сотрудничеству, а также северокорейский ядерный фактор.
От решения данных проблем во многом зависят перспективы развития и стабильности региона. Претензии Японии на роль регионального лидера могли бы только укрепиться в случае налаживания продуктивных отношений с РК. Есть все основания полагать, что и сама Южная Корея заинтересована в таком сотрудничестве в свете нестабильной обстановки в районе Корейского полуострова.
Северокорейский фактор, в свою очередь, мог бы стать крепкой основной для формирования японо-южнокорейского союза. Но здесь помимо указанного следует учитывать переменчивость настроений руководства КНДР, которое также пытается выбрать для себя новый курс во внутренней и внешней политике.
Важную роль в построении Японией диалога со странами Корейского полуострова играет премьер-министр Японии СиндзоАбэ. Он на протяжении всей своей политической карьеры проводил «политику давления» в отношении КНДР, а также уделял особое внимание в своем политическом курсе проблеме «похищенных» в период с 1977 по 1983 год северокорейскими агентами японских граждан. Такой не способствующий нормализации отношений с КНДР политический дискурс использовался премьер-министром частично в целях укрепления оборонного потенциала Японии, а также с целью создания благоприятной среды для принятия японской общественностью конституционной реформы.
В свою очередь, политика Абэ в отношении Республики Корея во многом обусловлена тем фактом, что обе страны являются союзниками США. Несмотря на это, при АбэЯпония до сих пор не добилась создания эффективной общей системы обеспечения безопасности с южнокорейским государством в регионе. Также позиция Абэ касательно требования РК о выплате Японией новых компенсаций за период японской оккупации Корейского полуострова не способствует улучшению двусторонних отношений, которые в данный период также обусловлены торговой войной между двумя странами.
Одновременное рассмотрение политики Японии по отношению к двум государствам Корейского полуострова обусловлено тем фактом, что для японского правительства представляется невозможным не учитывать северокорейский фактор при построении диалога с Сеулом, как и не представляется возможным предпринимать дальнейшие попытки нормализации двусторонних отношений с северокорейским государством, не учитывая ситуации в отношениях с Республикой Корея.
Перед Японией и РК, которые обе соседствуют с северокорейским государством, стоит задача стабилизации ситуации на Корейском полуострове. При этом любая угроза, исходящая от КНДР, прямым образом может коснуться обоих государств, что объясняет необходимость одновременного рассмотрения отношений Японии с КНДР и РК.
К тому же перед Японией, которая является одним из ключевых игроков Азиатско-Тихоокеанского региона, стоит много проблем, включая торговый дисбаланс с Соединенными Штатами и рост там протекционизма, уязвимость стран Азиатско-Тихоокеанского региона перед северокорейской ядерной угрозой и необходимость консолидации инфраструктуры для дальнейшего экономического сотрудничества. Крайне важно, чтобы Япония внесла вклад в развитие региона, эффективно реагируя на эти проблемы, и укрепляла международные торговые соглашения, содействуя сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для достижения данных целей Японии необходимо укреплять отношения с Республикой Корея, которая как и Япония является союзником США и ключевым игроком в регионе.
В свою очередь, процесс денуклеаризации Корейского полуострова будет напрямую зависеть от решений, принимаемых Корейской Народно-Демократической Республикой. Япония лично заинтересована в разрешения северокорейской ядерной проблемы, так как она напрямую затрагивает вопрос обеспечения национальной безопасности страны, а также безопасности всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Объект исследования: современная политика Японии в отношении стран Корейского полуострова
Предмет исследования: проблемы национальной безопасности Японии с учетом корейского фактора и влияние отношений Японии с РК и КНДР на международную обстановку в АТР
Цель исследования: определить роль стран Корейского полуострова во внешней политике Японии в контексте международной обстановки в АТР
Задачи исследования:
- определить основные характеристики участников процесса принятия внешнеполитических решений;
- оценить важность урегулирования отношений со странами Корейского полуострова для Японии;
- определить влияние японо-северокорейских и японо-южнокорейских отношений на обстановку в АТР;
- рассмотреть суть исторических проблем и перспективы их разрешения;
- исследовать факторы, которые могут послужить основой для создания японо-южнокорейского союза в противовес северокорейской угрозе;
- оценить масштабы влияния северокорейского ядерного фактора на политику Японии;
- определить роль "третьих игроков", а именно США и КНР, в отношениях Японии с РК и КНДР;
- рассмотреть перспективы политики "давления" СиндзоАбэ в отношении КНДР.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- анализ нормативно-правовой документации;
- обобщение и анализ;
- системный подход;
- исторический метод.
Хронологические рамки выпускной квалификационной работы охватывают период с 2016 по 2020 год, который связан с правлением премьер-министра Японии, СиндзоАбэ, и приходится на период вступления Ким Чен Ына на должность Председателя Государственного совета КНДР, что обусловило процесс наращивания ядерного потенциала северокорейским государством. В указанный период также произошло обострение проблем в японо-южнокорейских отношениях, вызвавших торговый спор и новые судебные разбирательства касательно компенсаций за период японской оккупации Корейского полуострова. В дополнение к этому рассмотрение исторических проблем требовало изучения некоторых событий и документов 20 века.
Научная новизна заключается в том, что в работе впервые были комплексно изучены факторы, влияющие на построение Японией своего внешнеполитического курса в отношении Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея в настоящее время. Впервые изучен фактор построения и использования национальной идентичности Японии на основе «антагонизма» по отношению к странам Корейского полуострова.
Обзор литературы и источников: основой исследования служили монографии и научные статьи зарубежных и отечественных ученых, посвященных историческим и современным аспектам развития отношений Японий с КНДР и РК. Данные труды включают в себя монографию Хон Юн Ли «Колониальное правление и социальные изменения в Корее», ценность которой заключается в подробном изучении периода колонизации Корейского полуострова. В работе данная монография используется для рассмотрения влияния исторических проблем на современные японо-северокорейские и японо-южнокорейские отношения. Монография «Вызовы японской внешней политике в Восточной Азии» под редакцией ЮкиТатсуми использовалась в работе с целью изучения проблем, стоящих перед Японией в Азиатско-Тихоокеанском регионе на современном этапе. Рассмотрение политики Японии в данном регионе необходимо для понимания того, насколько эффективно обеспечена национальная безопасность страны в АТР и какие вызовы могут ожидать ее в будущем. Также были использованы труды Дж.Кингстона, Г. Добсона и Дж.Гилсона, Ч. Ана и Н. Эберштадта.
В работе были использованы статьи таких отечественных ученых-востоковедов как Стрельцов и Панов, которые рассматривают роль Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, при этом учитывая обстановку на Корейском полуострове. Однако для более подробного изучения отношений Японии с КНДР и РК возникла необходимость также обращаться к статьям зарубежных авторов, включая таких авторов какС. Миамото, Р. Ваттса, С. Гудмана, которые детально рассматривают торговый конфликт в японо-южнокорейских отношениях, японские санкции против КНДР, а также аспект военного сотрудничества между Японией и РК.
Большую ценность в работе над исследованием представляют материалы интернет-сайтов Министерства обороны Японии (www.mod.go.jp). Министерства иностранных дел Японии (www.mofa.go.jp), сайты премьер-министра Японии и кабинета министров (www.kantei.go.jp), японского посольства в США (www.us.emb-japan.go.jp). Государственного департамента США (www.state.gov) и др. Следить за новостями Японии также позволяет информационный портал URL: http://newsonjapan.com, где собраны последние сообщения с крупнейших японских и зарубежных информационных агентств.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе раскрываются исторические предпосылки формирования современных отношений Японии с КНДР, а также современные двусторонние отношения в таких сферах как военная и экономическая. Также отдельно была изучена роль СиндзоАбэ в построении внешнеполитического курса Японии по отношению к КНДР.
Во второй главе после рассмотрения исторических вопросов в японо-южнокорейских отношениях анализируются торговые и военные связи между странами на современном этапе. Особенное внимание было уделено проблеме использования антагонизма в концепциях национальной идентичности Японии и РК.
В настоящий момент Япония оказалась в довольно сложном положении. Ее проблемные отношения с обоими государствами Корейского полуострова продолжают оказывать влияние на позиции японского государства как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в мировой политике. Проблематичность в этих отношениях носит во многом разный характер (хотя стоит заметить общность исторических и территориальных проблем).
В случае с японо-северокорейскими отношениями на первый план выходит северокорейская ядерная угроза и попытки японского правительства нормализовать отношения с КНДР, которые, однако, пока что заканчивались неудачно. В случае с японо-южнокорейскими отношениями особенно остро стоит задача урегулирования спора о компенсациях корейским работникам в период японской оккупации, которые, как и вопрос о женщинах «для утешения», негативно влияет на процесс преодоления исторических противоречий и предубеждений друг о друге в представлениях японской и южнокорейской общественности.
Также особую роль в японо-южнокорейских отношениях играет продолжающийся торговый спор, который оказывает пагубный эффект на сотрудничество между двумя государствами и переходит в сферу национальной безопасности. Таким образом, для Японии целесообразным решением представляется разрешение сложившейся конфликтной ситуации в отношении обоих корейских государств.
Национальная безопасность Японии прямым образом зависит от обстановки в регионе Корейского полуострова. Нестабильный северокорейский фактор может заставить Токио пойти на создание дружественного союза с Южной Кореей, который мог бы стать противовесом КНДР. Но по сегодняшний день из-за неурегулированных споров в японо-южнокорейских отношениях не было сформировано эффективной системы сотрудничества, которая могла бы обеспечивать безопасность обоих государств в регионе и способствовать разрешению северокорейского ядерного вопроса.
Зависимое положение РК от Китая в экономической сфере и нежелание южнокорейцев замедлять развитие своего сотрудничества с КНР препятствует тому, чтобы пойти навстречу сотрудничеству с Японией. В данной ситуация Южной Корее, действительно, приходится делать выбор в пользу какого-то одного государства. Нынешний выбор южнокорейского руководства не в пользу Японии.
Также ситуацию усложняет политика «изоляционизма» США в АТР, из-за которой президент Дональд Трамп решил ограничить обязательства по спонсированию военного альянса в регионе и переложить некоторые из таких финансовых обязательств на своих союзников в лице Японии и РК, которые обе оказались не в выгодном положении.
Заинтересованность КНДР в более открытой и сбалансированной внешней политике, которая проявилась в желании участвовать в двусторонних саммитах с КНР, РК и США, в итоге не смогла привести к существенным сдвигам в процессе денуклеаризации и стала не самым хорошим знаком для Японии.
Стоит заметить, что жесткая политика Японии в отношении КНДР как и желание СиндзоАбэ воспользоваться северокорейским фактором в целях наращивания военного потенциала Японии не только вызвала негативную реакцию со стороны государств региона, но и в сложившейся ситуации оставила Токио «за бортом» и заставила его через США договариваться о защите собственных интересов, что совсем не способствует росту влияния Японии на ход событий мировой политики, как и на процесс денуклеаризации Корейского полуострова.
Что касается, самого премьер-министра Японии, СиндзоАбэ, то его политика «давления» на КНДР стала чем-то, от чего уже слишком сложно и, даже в некотором смысле, непозволительно отказаться. Несмотря на то, что были предприняты некоторые попытки смягчить политический курс в отношении КНДР, можно предположить, что для СиндзоАбэ в действительности будет сложно отойти от своей непримиримой позиции как в отношении северокорейской ядерной угрозы, так и неурегулированного спора о похищенных японских гражданах. Именно поэтому для премьер-министра Японии было принципиально важно добиться поддержки США касательно последнего вопроса с Дональдом Трампом.
В целом, СиндзоАбэ продолжает в ходе своего пребывания на посту премьер-министра полагаться на союз с США. Но в последнее время со стороны японского правительства всё больше проявляется вполне обоснованный страх остаться брошенными своими главными союзниками, что совершенно не укрепляет уверенность в собственной защищенности. Также есть вероятность полагать, что США и РК будут и в дальнейшем проявлять некоторую осторожность, не позволяя Японии чрезмерно влиять на происходящие сдвиги в сторону общего урегулирования на Корейском полуострове.
Оставаясь в зоне досягаемости северокорейских ракет средней дальности, Япония продолжает испытывать угрозу своей национальной безопасности. И именно с Республикой Корея, ближайшим соседом Японии, налаживание отношений в военной сфере представляется наиболее целесообразным решением. Но, как уже было замечено, на пути к сотрудничеству стоит комплекс проблем: исторических, территориальных, экономических. Также южнокорейское руководство продолжает с опаской смотреть на военно-политические амбиции СиндзоАбэ, что неблагоприятно влияет на общие перспективы сотрудничества.
От решения Японии о том, какой курс выстраивать в дальнейшем по отношению к КНДР и РК, зависит не только ее положение в АТР, но также и стабильность всего региона. У Японии есть несколько вариантов дальнейших действий. Например, в случае с РК Япония могла бы проявить больше инициативы касательно урегулирования торгового и исторического спора, либо Япония может и дальше продолжать отстаивать свою позицию касательно исторических вопросов и торгового спора.
В отношении КНДР Япония могла бы либо сохранить «политику давления», либо пойти на серьезные изменения в своей внешней политике в сторону более гибкого ведения диалога, например, на предоставление компенсации за период оккупации, снятие экономических санкций и частичную демилитаризация. В любом случае от принятого Японией решения будет зависеть то, какую роль в дальнейшем Токио будет играть в новой региональной обстановке и насколько защищенным государство будет чувствовать себя в пределах собственной сферы безопасности.
В случае с японо-северокорейскими отношениями на первый план выходит северокорейская ядерная угроза и попытки японского правительства нормализовать отношения с КНДР, которые, однако, пока что заканчивались неудачно. В случае с японо-южнокорейскими отношениями особенно остро стоит задача урегулирования спора о компенсациях корейским работникам в период японской оккупации, которые, как и вопрос о женщинах «для утешения», негативно влияет на процесс преодоления исторических противоречий и предубеждений друг о друге в представлениях японской и южнокорейской общественности.
Также особую роль в японо-южнокорейских отношениях играет продолжающийся торговый спор, который оказывает пагубный эффект на сотрудничество между двумя государствами и переходит в сферу национальной безопасности. Таким образом, для Японии целесообразным решением представляется разрешение сложившейся конфликтной ситуации в отношении обоих корейских государств.
Национальная безопасность Японии прямым образом зависит от обстановки в регионе Корейского полуострова. Нестабильный северокорейский фактор может заставить Токио пойти на создание дружественного союза с Южной Кореей, который мог бы стать противовесом КНДР. Но по сегодняшний день из-за неурегулированных споров в японо-южнокорейских отношениях не было сформировано эффективной системы сотрудничества, которая могла бы обеспечивать безопасность обоих государств в регионе и способствовать разрешению северокорейского ядерного вопроса.
Зависимое положение РК от Китая в экономической сфере и нежелание южнокорейцев замедлять развитие своего сотрудничества с КНР препятствует тому, чтобы пойти навстречу сотрудничеству с Японией. В данной ситуация Южной Корее, действительно, приходится делать выбор в пользу какого-то одного государства. Нынешний выбор южнокорейского руководства не в пользу Японии.
Также ситуацию усложняет политика «изоляционизма» США в АТР, из-за которой президент Дональд Трамп решил ограничить обязательства по спонсированию военного альянса в регионе и переложить некоторые из таких финансовых обязательств на своих союзников в лице Японии и РК, которые обе оказались не в выгодном положении.
Заинтересованность КНДР в более открытой и сбалансированной внешней политике, которая проявилась в желании участвовать в двусторонних саммитах с КНР, РК и США, в итоге не смогла привести к существенным сдвигам в процессе денуклеаризации и стала не самым хорошим знаком для Японии.
Стоит заметить, что жесткая политика Японии в отношении КНДР как и желание СиндзоАбэ воспользоваться северокорейским фактором в целях наращивания военного потенциала Японии не только вызвала негативную реакцию со стороны государств региона, но и в сложившейся ситуации оставила Токио «за бортом» и заставила его через США договариваться о защите собственных интересов, что совсем не способствует росту влияния Японии на ход событий мировой политики, как и на процесс денуклеаризации Корейского полуострова.
Что касается, самого премьер-министра Японии, СиндзоАбэ, то его политика «давления» на КНДР стала чем-то, от чего уже слишком сложно и, даже в некотором смысле, непозволительно отказаться. Несмотря на то, что были предприняты некоторые попытки смягчить политический курс в отношении КНДР, можно предположить, что для СиндзоАбэ в действительности будет сложно отойти от своей непримиримой позиции как в отношении северокорейской ядерной угрозы, так и неурегулированного спора о похищенных японских гражданах. Именно поэтому для премьер-министра Японии было принципиально важно добиться поддержки США касательно последнего вопроса с Дональдом Трампом.
В целом, СиндзоАбэ продолжает в ходе своего пребывания на посту премьер-министра полагаться на союз с США. Но в последнее время со стороны японского правительства всё больше проявляется вполне обоснованный страх остаться брошенными своими главными союзниками, что совершенно не укрепляет уверенность в собственной защищенности. Также есть вероятность полагать, что США и РК будут и в дальнейшем проявлять некоторую осторожность, не позволяя Японии чрезмерно влиять на происходящие сдвиги в сторону общего урегулирования на Корейском полуострове.
Оставаясь в зоне досягаемости северокорейских ракет средней дальности, Япония продолжает испытывать угрозу своей национальной безопасности. И именно с Республикой Корея, ближайшим соседом Японии, налаживание отношений в военной сфере представляется наиболее целесообразным решением. Но, как уже было замечено, на пути к сотрудничеству стоит комплекс проблем: исторических, территориальных, экономических. Также южнокорейское руководство продолжает с опаской смотреть на военно-политические амбиции СиндзоАбэ, что неблагоприятно влияет на общие перспективы сотрудничества.
От решения Японии о том, какой курс выстраивать в дальнейшем по отношению к КНДР и РК, зависит не только ее положение в АТР, но также и стабильность всего региона. У Японии есть несколько вариантов дальнейших действий. Например, в случае с РК Япония могла бы проявить больше инициативы касательно урегулирования торгового и исторического спора, либо Япония может и дальше продолжать отстаивать свою позицию касательно исторических вопросов и торгового спора.
В отношении КНДР Япония могла бы либо сохранить «политику давления», либо пойти на серьезные изменения в своей внешней политике в сторону более гибкого ведения диалога, например, на предоставление компенсации за период оккупации, снятие экономических санкций и частичную демилитаризация. В любом случае от принятого Японией решения будет зависеть то, какую роль в дальнейшем Токио будет играть в новой региональной обстановке и насколько защищенным государство будет чувствовать себя в пределах собственной сферы безопасности.
Подобные работы
- ПОЛИТИКА ЯПОНИИ В ОТНОШЕНИИ КИТАЯ ПРИ СИНДЗО АБЭ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Роль Республики Корея в формировании системы безопасности в Восточной Азии на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Отношения КНДР и Республики Корея 1998-2013 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Роль межкорейских отношений на современном этапе объединения Кореи
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы и перспективы развития отношений между Россией и КНДР в
2000-2017 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Проблема региональной безопасности в свете международных отношений
Японии и Республики Корея
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Политика Японии в области обеспечения международной безопасности на рубеже XX — XXI веков
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Сотрудничество России и Японии в сфере безопасности
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Сотрудничество России и Японии в области военной безопасности в условиях нестабильной обстановки в АТР
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018



