Введение 4
Глава 1. Теория гротеска 7
Глава 2. Гротескные образы в романе «Крошка Доррит» 31
2.1 Художественное пространство романа «Крошка Доррит» 31
2.2 Функции гротеска в романе «Крошка Доррит» 33
2.3 Гротескные образы в романе 43
2.3.1 Гротеск в конструировании художественного пространства романа 45
Тюрьма Маршалси 45
Прототипирование: Министерство Волокиты 46
Дом Тита Полипа и Мир полипов 47
Дом Гоуэнов в Венеции 47
Дом миссис Кленнэм 48
«Фантастическое» Подворье Кровоточащего Сердца 48
Заключенные в «условностях» 49
2.3.2 Гротесковое «переотражение» окружающего мира капитализма 50
2.3.3 Гротескная концепция тела 52
Эми 52
Мэгги 53
Миссис Кленнэм 53
Мистер Флинтвинч 54
Тип Доррит 54
Миссис Мердл 54
Флора Финчинг 55
Тетушка мистера Ф. 55
2.3.4 Развенчание шутовского короля в романе 56
Стрижка Кэсби 56
Смерть папаши Доррита 56
Смерть мистера Мёрдла 57
2.3.5 Говорящие имена и прототипирование: осмеяние действительности 58
Прототипированиеи «говорящие» имена: Огастес Чваннинг 58
Прототипирование: Генри Гоуэн 59
Прототипирование и «говорящие» имена: Джон Полип 59
Другие полипы 59
Гротескная «английскость» 60
Мистер Мердл 61
2.4 Результаты исследования и их обсуждение 62
Заключение 64
Список использованной литературы 67
«Крошка Доррит» («LittleDorrit», 1855-1857) – в известном смысле лебединая песнь Чарльза Диккенса, роман, в котором мастерство автора выступило катализатором превращения гротеска в английской литературе из выразительного приема в особое мышление и средство конструирования художественного пространства: начиная от основных мест действия и заканчивая междометиями в устах главных гротескных выразителей авторского мнения.
Изучение гротеска имеет долгую и насыщенную историю, от ставшей классической работы «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» Михаила Бахтина до переломной фундаментальной книги Вольфганга Кайзера «Гротеск в живописи и литературе», гротеск признается мощным и многогранным средством, способным бросить вызов, смутить и, в конечном итоге, обогатить не только литературоведческую традицию, но и человеческий опыт. Невероятные возможности гротеска в создании художественного пространства произведения на всех его уровнях дают обширное поле для исследования.
Материалом исследования выступает один из зрелых романов Чарльза Диккенса – «Крошка Доррит».
Роман «Крошка Доррит» не стал так популярен в России, как например «Посмертные записки Пиквикского клуба», что можно назвать непростительным упущением – есть острая необходимость чаще обращаться к этому роману как к живейшему примеру того, как Чарльз Диккенс снова и снова создает новый юмор с помощью уже знакомых литературных приемов. «Юмор был часто для Диккенса щитом от чрезмерно ранящих ударов жизни» [Луначарский, 1931: 17].
Изучая гротеск в остающейся по-настоящему злободневной «Крошке Доррит», мы не только вносим свой вклад в этот продолжающийся научный разговор, но и получаем свежий взгляд на художественное пространство романа и на эстетические задачи гротеска, чем обусловлена актуальность работы.
Разворачивающийся на фоне викторианской Англии, сюжет романа обнажает мир, наполненный противоречиями и внутренним напряжением, где утонченные фасады благопристойности и порядка сосуществуют с суровыми реалиями бедности, эксплуатации и морального разложения. Именно в этом сложном и дезориентирующем мире гротеск находит свое наиболее мощное выражение, служа средством конструирования новой реальности, в которой гимном становится древнеримское «sapientisat».
Объектом исследования выступает поэтика романа «Крошка Доррит», а предметом – способы создания гротеска в романе «Крошка Доррит».
Несмотря на невероятные возможности в интерпретации романа, подробных и комплексных исследований гротескных концепций в «Крошке Доррит» просто не существует, что обусловливает новизну магистерской диссертации.
Методологическая и теоретическая основа диссертации традиционна для такого вида исследования и сформировалась в опоре на труды ведущих специалистов: теоретиков и историков литературы: М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, В.В. Виноградова, Ю.В. Манна, В.И. Тюпы.
Эмпирической базой исследования стали работы: Т.Ю. Дормидоновой, М.Т. Рюминой, К.В. Баринова, С.Е Юркова, А.С. Дежурова. Зарубежные гротесковые традиции представлены именами Виктора Гюго, Фридриха Шлегеля, Фридриха Фишера, Вольфганга Кайзера, Генриха Шнееганса, Джеймса Кинкейда, Изабелль Хервьет-Фаррар и Макса Вега-Ритте.
Цель исследования: выявить, описать, проанализировать и интерпретировать гротеск в романе Ч. Диккенса «Крошка Доррит» и закономерности, которые проявляются при создании художественного пространства романа.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературоведческие труды, посвященные роману «Крошка Доррит»
2. Рассмотреть имеющиеся в литературоведении подходы к понятию гротеск.
3. Выяснить, что уже сказано о гротеске в произведениях Диккенса.
4. Разработать принципы анализа текста романа и способы интерпретации гротеска Диккенса
5. Выявить закономерности, которые проявляются при построении Диккенсом гротескных ситуаций персонажей.
Структуру работы нельзя назвать традиционной, но в организации материала таким образом реализуется цель автора представить наиболее полное описание гротескных концепций в литературоведении и конкретно в теоретических источниках, не членя при этом функционал гротеска и не отделяя друг от друга теоретические обоснования той интерпретации романа, которая будет представлена во второй, практической части главы.
Критики, в числе которых был Уильям Теккерей, Джеймс Стивенс, Джон Форест, Джон Уэйн и Джордж Гиссинг не щадили роман, распекая его за трудность чтения, отсутствие законченного сюжета, стремление Диккенса создать всеобщую связь между персонажами и сомнительное отношение многих важных событий к телу повествования. Лишь одного (и главного, надо думать), они не приняли во внимание – именно такого эффекта и хотел добиться Диккенс, его реализм воплотился в изображении реальных событий и людей, и эта ирония, переходящая сначала в смех, потом в сарказм, а следом и захлестываемая гротеском, рождает абсолютно новое, въедливое, вкрадчивое повествование. «Крошка Доррит» – это тюрьма, которая заключена между форзацами книги, в которой сам автор за решеткой видел и всех критиковавших его авторов, и англичан, и жертв капитализма.
В ходе интерпретативного анализа романа и выделения видов гротесковых образов в романе мы использовали концепции гротеска Д. Рёскина, М. Бахтина, Т. Дормидоновой, Ю. Борева, Я. Зунделовича, Б. Дземидока, Д. Николаева, Ю. Манна, В. Тюпы.
Были выделены следующие подходы к гротеску:
1. Гротеск – это не стилистический приём, и он не родственен другим тропам, он скорее «базовый принцип художественного осмысления (художественного моделирования) бытия» (по Т.Ю. Дормидоновой)
2. Гротесковая образность – сбой в соотношении синхронного и диахронного аспектов соотношения различных модусов сознания, когда на уровень деятельности сознания, в качестве доминанты, выводится не один из модусов, а два или несколько, онтологически различных.
3. Гротеск как текстовая структура рассматривается как целостная структура с внутренней системой отношений.
4. Гротеск – это особое мировоззрение или мышление, для воплощения которого требуется определённый набор художественных приёмов, но который и сам может выполнять функции художественного приёма.
Мы проанализировали роман с точки зрения трёх видов гротесковых образов: пространственный гротеск (гротеск в конструировании художественного пространства, гротесковое «переотражение» окружающего мира капитализма), антропоморфный гротеск (гротескная концепция тела и развенчание шутовского короля) и языковой гротеск (говорящие имена и прототипирование: осмеяние действительности)
Гротеск в конструировании художественного пространства романа и составляющие этой категории:
• Тюрьма Маршалси
• Прототипирование: Министерство Волокиты
• Дом Тита Полипа и Мир полипов
• Дом Гоуэнов в Венеции
• Дом миссис Кленнэм
• «Фантастическое» Подворье Кровоточащего Сердца
• Заключенные в «условностях»
Гротесковое «переотражение» окружающего мира капитализма
Гротескная концепция тела и основные выразители этой концепции:
• Эми
• Мэгги
• Миссис Кленнэм
• Мистер Флинтвинч
• Тип Доррит
• Миссис Мердл
• Флора Финчинг
• Тетушка мистера Ф.
Развенчание шутовского короля в романе
• Стрижка Кэсби
• Смерть папаши Доррита
• Смерть мистера Мёрдла
Говорящие имена и прототипирование: осмеяние действительности, приемы и прототипы:
• Прототипирование и «говорящие» имена: Огастес Чваннинг
• Прототипирование: Генри Гоуэн
• Прототипирование и «говорящие» имена: Джон Полип
• Другие полипы
• Гротескная «английскость»
Результаты нашего исследования могут быть использованы для анализа других романов Ч. Диккенса, например, «Домби и сын» или «Николас Никльби», для которых также характерна форма реалистической типизации и создание больших социальных фресок за счет возможностей гротескного мировидения Диккенса.
«Слушайте меня!» – призывает Диккенс, как миссис Кленнэм, – «Слушайте!», – потому как «Крошка Доррит» и есть оглашение приговора. Полный уныния и разочарования, роман не должен был вселять надежду – он должен был стать и стал (судя по критике), средством подрыва традиционных социальных иерархий и норм английского капиталистического мира.
Диккенс не устал – он был ранен и разочарован социальной несправедливостью, и это состояние ознаменовало рождение нового гротескового мировидения и особого способа организации художественного пространства романа.
1. Диккенс Ч. Крошка Доррит : пер. с англ. Е.Д. Калашниковой. Собрание сочинений : в 30 т. / Чарльз Диккенс; под общ. ред. А.А. Аникста. М: ГИХЛ, 1957-1963. – Т. 20-21.
2. Dickens Сharles. Little Dorrit. Oxford University Press, 1953. – 215 p.
3. Аникст А.А., Ивашев В.В. Собрание сочинений в тридцати томах. Том 28 /Чарльз Диккенс. Статьи и речи // Любопытная опечатка в «Эдинбургском обозрении». М.: ГИХЛ, 1963. – С. 412-420.
4. Анненская А. Н. Чарльз Диккенс [Электронный ресурс]. – URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/annenskaya-charlz-dikkens/glava-9.htm. – (Дата обращения: 15.10.2021).
5. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука-классика, 2010. – 346 с.
6. Арчер У. Мистер Гиссинг о Диккенсе. В учебе и на сцене. Лондон: Грант Ричардс, 1899. – С. 28-32.
7. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. – 543 с.
8. Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: ГИХЛ, 1975. – 502 с
9. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. – 237 с.
10. Большой энциклопедический словарь – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – [Электронный ресурс]. – URL: https://gufo.me/dict/bes/%D0%93%D0%A0%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%A1%D0%9A. – (Дата обращения: 15.10.2021).
11. Борев Ю.Б. О комическом. М.: Искусство, 1957.
12. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М: Астрель, 2003.
13. Виноградов В. В. Натуралистический гротеск: (Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос») // Виноградов. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М.: Наука, 1976. – С. 5-44.
14. Возвышенное. Словарная статья [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ИФ РАН. – URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01169f50ac69a638678d4d16. – (Дата обращения: 16.12.2022).
15. Гениева Е.Ю. Тайны Чарльза Диккенса. М.: Книжная палата, 1990.
16. Гюго В. Собрание сочинений: [Пер. с фр.]: В 14 т. / Виктор Гюго. М.: Литература, 2001-2003. Т. 9: Предисловие к «Кромвелю».
17. Дежуров А.С. Гротеск в немецкой литературе XVIII века: дис. канд филол. наук: 10.01.05. М., 1996. – 167 с.
18. Дземидок Б. О комическом. М.: Прогресс, 1974. – 223 с.
19. Диккенс Ч. Письма 1933—1854 Архивная копия от 4 марта 2016 [Электронный ресурс]. – URL: Чарльз Диккенс. Письма 1933-1854 (archive.org). – (Дата обращения: 18.12.2022).
20. Дмитриев А.С., Самарина Р. М. История зарубежной литературы. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1970. – 332 с.
21. Дормидонова Т.Ю. Гротеск как тип художественной образности (от Ренессанса к эпохе авангарда): дис. канд. филол наук: 10.01.08. Тверь, 2008. – 157 с.
22. Засурский Я.Н., Тураева С.В. История зарубежной литературы XIX века. М.: Просвещение, 1982. – 319 с.
23. Зунделович Я.О. Гротеск [Электронный ресурс] // Словарь литературных терминов. Т. 1. – URL: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-1811.html. – (Дата обращения: 06.10.2022).
24. Ивашёва, В. В. Творчество Диккенса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1954. – 472 с.
25. Иглтон Т. Теория литературы: Введение / пер. Е. Бучкиной под ред. М. Маяцкого и Д. Субботина. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. – 296 с.
26. Исаченкова Н. В. Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы. Методическое пособие. М.: Паритет, 2003. – 192 с.
27. История зарубежной литературы ХIХ века [Электронный ресурс] / под редакцией Н.А.Соловьевой. – URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/izl-hih-soloveva/37-dikkens.htm. – (Дата обращения: 15.10.2021).
28. Катарский И. М. Диккенс в России. М.: Наука, 1966. – 428 с.
29. Катарский И. М. Чарльз Диккенс: Библиогр. рус. пер. и крит. лит. на рус. яз., 1838-1960 / И. М. Катарский., Ю. В. Фридлендер. М.: Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1962. – 327 с.
30. Киш О. Карнавал и постмодерн // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. – С. 151-154.
31. Козлова Д.В. Гротеск в теории искусства // Вопросы взаимовлияния литератур. Нижний Новгород, 1997. – С. 46.
32. Луначарский А.В. Диккенс. М.: ГИХЛ, 1931. – 31 с.
33. Манн Ю. В. О гротеске в литературе. М.: Советский писатель 1966. – 161 с.
34. Михальская Н. П. Чарльз Диккенс. М.: Просвещение, 1987. – 127 с.
35. Михальская, Н. П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
36. Морен Э. Метод. Природа Природы. M.: Прогресс-Традиция, 2005. – 464 с.
37. Мохова Т. Ю. Вариации гротеска в романах Чарльза Диккенса [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2018. – C. 86-94. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/variatsii-groteska-v-romanah-charlza-dikkensa. – (Дата обращения: 17.11.2021).
38. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Худож. литература, 1977. – 358 с.
39. Парчевская, Б. М. Тайна Чарльза Диккенса / Б. М. Парчевская, Е. Ю. Гениева. М.: Кн. палата, 1990. – 534 с.
40. Пирсон X. Диккенс. М.: Молодая гвардия, 1963. – 511 с.
41. Рёскин Дж. Камни Венеции. СПб.: Азбука-Классика, 2009. – 368 с.
42. Рёскин Дж. Современные художники. Общие принципы и правда в искусстве. М.: Типография Товарищества А. И. Мамонтова, 1901. – 476 с.
43. Сильман Т.И. Диккенс. Очерки творчества. М.: Художественная литература, 1958. – С. 334.
44. Сомерсет У.М. Чарльз Диккенс и «Дэвид Копперфилд». М.: Прогресс, 1975. – 308 с.
45. Тайна Чарльза Диккенса: сб. / отв. ред. Е. Ю. Гениева. М.: Кн. палата, 1990. – 534 c.
46. Тюпа В. И. Семиотический статус гротеска // Гротеск в литературе : материалы конф: к 75-летию проф. Ю. В. Манна. Тверь, 2004. – С. 6.
47. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М.: Прогресс, 1975. – 320 с.
48. Урнов М. В. Великий романист Ч. Диккенс [Электронный ресурс]. – URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/urnov-romanist-dikkens/chast-11.htm. – (Дата обращения: 15.10.2021).
49. Фуко M. Ненормальные: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974–1975 учебном году. СПб.: Наука, 2005. – 432 с.
50. Цвейг С. Диккенс. Избранные произведения: в 2-х т. – М.: Госполитиздат, 1956. – Т. 2. – С. 80-103.
51. Черкасова Т. М. Типология детского характера в творчестве Диккенса : автореф. дис. … канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2007. –21 с.
52. Честертон Г. К. Чарльз Диккенс. М.: Радуга, 1982. – 205 с.
53. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.1. М.: Искусство, 1983. – 479 с.
54. Шувалова О. О. Диссертация на соискание ученой степени «Структурообразующая роль лейтмотивов и символов в романах Ч. Диккенса». М.: Изд-во Московского педагогического университета, 2003. – 226 с.
55. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // О прозе: сборник статей. Л.: Худож. лит., 1969. – С. 306-326.
56. Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало ХХ вв.). СПб.: 2003. – С. 15-35.
57. Davis P. Charles Dickens A to Z: The Essential Reference to His Life and Work. Facts On File, Incorporated, 1999.– 432 p.
58. Connelly B. The Grotesque in Literature: A Critical Overview. Jefferson, NC: McFarland & Company, 2012. – 198 p.
59. DickensCh. LittleDorrit [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gutenberg.org/cache/epub/963/pg963-images.html. – (Дата обращения: 21.11.2021).
60. Dickens's «Little Dorrit» Still Alive [Электронный ресурс] // The New York Times. URL: https://timesmachine.nytimes.com/timesmachine/1906/12/16/101811943.pdf . – (Дата обращения: 16.12.2022)
61. Forster J. Life of Charles Dickens. Everyman's Library, 1976. – 486 p.
62. Frederick G. Kitton. Charles Dickens by Pen and Pencil, Including Anecdotes and Reminiscences, Collected by His Friends and Companions. Blackwood, 1890. – P. 261-319.
63. Freud S. The Uncanny. Translated by A. Strachey. Leipzig: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919. – 219 p.
64. Frye N. Anatomy of Criticism: Four Essays. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1957. – 383 p.
65. Gubar S. The Grotesque in Literature: A Feminist Perspective. Bloomington: Indiana University Press, 1982. – 175 p.
66. Harpham G.G. On the Grotesque: Strategies of Contradiction in Art and Literature. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1982. – 221 p.
67. Hervouet-Farrar I. & Vega-Ritter M. The Grotesque in the Fiction of Charles Dickens and Other 19th-century European Novelists. – Newcastle-upon-Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2014. – 241 p.
68. Hogle J.E. The Struggle for a Dichotomy: Abjection in Jekyll and Hyde. In R.M. Keesey (Ed.), Contexts for Criticism. Mountain View, CA: Mayfield Publishing Company, 1994. – P. 272-283.
69. Horne Lewis. Little Dorrit and the Region Of Despair [Электронный ресурс]. – URL: dalrev_vol69_iss4_pp533_548.pdf (дата обращения: 16.12.2022). – P. 534-536.
70. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. New York: Routledge, 1988. – 285 p.
71. Johnson Monica. The Adventures of Dorrit Little // Women's Studies Quarterly, 2014. – P. 95-108.
72. Kayser W. The Grotesque in Art and Literature. Translated by U. Weisstein. Bloomington: Indiana University Press, 1957. – 318 p.
73. Kincaid J. R. Dickens and the rhetoric of laughter [Электронный ресурс]. – URL: http://www.victorianweb.org/authors/dickens/kincaid2/ch9.html. – (Дата обращения: 15.10.2021).
74. Langland E. The Fantastic in Dickens's Little Dorrit // Victorian Studies, 1982. – P. 41-58.
75. Meckier J. Dickens, Venice, and the Gothic // Dickens Studies Annual, 1980. P. 69-90.
76. Meisel, Martin. Dickens and the Fantastic // ELH, 1965. – P. 128-143.
77. Philpotts T. Trevelyan, Treasury, and Circumlocution // Dickens Studies Annual, 1993. – P. 283–302
78. Scheegans H. Geschichte der grotesken Satire, Strassburg, 1894. – P. 523.
79. Schlicke P. Oxford Reader’s Companion to Dickens. Oxford: Oxford university press, 1999. – 654 p.
80. Somerset W.M. Charles Dickens and "David Copperfield." Progress, 1975. – 308 p.
81. Spilka M. Dickens and Kafka: A Mutual Interpretation. – Bloomington: Indiana Univ. pr., 1963. – 123 p.
82. Stallybrass P., White A. The Politics and Poetics of Transgression. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1991. – 344 p.
83. Thomson P. The Grotesque. London: Methuen, 1972. – 203 p.
84. Vega-Ritter M. Grotesque in C. Dickens [Электронный ресурс]. – URL: https://core.ac.uk/download/pdf/49266899.pdf. – (Дата обращения: 15.10.2021).
85. Weisstein U. Review of The Grotesque in English Literature, by A. Clayborough [Электронный ресурс]. – URL: http://xxcentury.philol.msu.ru/wp-content/uploads/2020/11/The-grotesque-in-art-and-literature.pdf. – (Дата обращения: 15.10.2021).
86. Wendler R. The Grotesque in Contemporary Art. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2010. – 120 p.
87. Woods R. The Grotesque in Cinema: Art, Incest, and the Technology of Film. Oxford: Oxford University Press, 1997. – 287 p.