Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕТСКИЕ ДНЕВНИКИ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Работа №135427

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Особенности детского восприятия событий военного времени 13
1.1. Детские дневники как исторический источник 13
1.2. Мотивы ведения детских дневников 17
Глава II. Тематический анализ и сравнение детских дневников
военного времени
2.1. Анализ и оценка военных действий 24
2.2. Немецкая оккупация глазами детей 34
2.3. Трудовая деятельность детей и взрослых в условиях военного
времени
Заключение
Список использованных источников и литературы 51
Приложение


Актуальность темы. В начале XXI в. отношение мирового сообщества к драматическим и трагическим событиям прошлых лет всё больше приобретает обостренный характер. Новые поколения людей каждый раз задаются различными вопросами о Второй мировой войне, пытаются ответить на них, воссоздать картины минувшего (например, до сих пор существует актуальная проблема пересмотра итогов Второй мировой войны и роли в ней Советского Союза). Во многом этому способствует публикация исторических источников, в том числе в электронном виде, усилившаяся после подготовки и проведения 70-летней годовщины Великой Победы в 2010-х гг. Крайне важно изучать всё это многообразие источников, выверяя исторические факты, и, воссоздавая объективную картину истории прошлого. Чем многочисленней и разнообразней исторические источники, свидетельствующие о событиях Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), тем больше объективности в оценке прошлого, а значит и на разрешение проблемы ответственности в исследованиях, на восстановление исторической справедливости.
В этой связи обращает на себя внимание объёмная работа по созданию «Книги Памяти», проделанная нашими соотечественниками автономно и организованно различными категориями граждан и организаций по случаю празднования 70-летия Великой Победы .
Центральное место среди исторических источников принадлежит дневниковому наследию военных лет. Дневники и другие источники личного происхождения «обычных» людей, «среднестатистических» советских граждан, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны, определяются как малочисленная группа источников. Если дневниковые записи видных общественно-политических деятелей, писателей, учёных широко известны, то внимание к дневникам детей и подростков — явление последнего времени.
Важнейшим опубликованным источником, раскрывающим детское восприятие событий военных лет, является «Детская книга войны — Дневники 1941-1945 гг.»
Представленные в архивах России дневники уступают в количественном отношении такому ценному массовому историческому источнику как письма военных лет. Но в отличие от них они освещают более широкий спектр жизни военного времени. Отличаясь по своему функциональному назначению от всех других источников личного происхождения, дневники обладают многообразным, уникальным потенциалом.
Говоря об актуальности темы Выпускной квалификационной работы, следует отметить, что ведение дневников детьми во времена Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) являлось одним из психологических средств преодоления жизненных трудностей, которые несла с собой та война. По тематике сюжетов, передающих настроения и жизненные ситуации подростка военного времени, обилию подробностей и затрагиваемых тем, дневники являются ценным, практически незаменимым историческим источником. В то же время потенциал этого источника в воссоздании фронтовой и тыловой повседневности до сих пор недостаточно использован исследователями.
Целью исследования является изучение детских дневников периода Великой Отечественной войны. Были рассмотрены дневники и дневниковые записи следующих детей: Люси Хордикайнен, Гали Зимницкой, Зои Хабаровой, Ромы Кравченко-Бережного, Ани Арацкой, Володи Чивилихина и Владика Бердникова — как исторические источники, раскрывающие, помимо описания событий военного периода, восприятие детей военного времени. Настоящая выборка детских дневников была осуществлена, исходя из территориального принципа: было важно охватить различные регионы Советского Союза; возрастных границ: авторами дневников являлись мальчики и девочки подросткового возраста.
Исходя из указанной цели, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проанализирована тематика дневников детей.
2. Сопоставлены детские дневники военного времени, авторами которых были Люся Хордикайнен, Галя Зимницкая, Зоя Хабарова, Рома Кравченко-Бережной, Аня Арацкая, Володя Чивилихин и Владик Бердников.
3. Произведено сравнение описываемых событий с точки зрения территориального расположения авторов дневников и нахождения немецких захватчиков на территориях Советского Союза.
4. Охарактеризована восприимчивость детской памяти к событиям Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
5. Выяснены индивидуальные особенности восприятия детьми происходивших событий в зависимости от возраста и окружающей среды.
Объектом Выпускной квалификационной работы являются тексты дневников — Люси Хордикайнен, Гали Зимницкой, Зои Хабаровой, Ромы Кравченко-Бережного, Ани Арацкой, Володи Чивилихина и Владика Бердникова. Субъектом работы – личность их авторов.
Территориальные рамки Выпускной квалификационной работы обширны, что связано с географией расселения авторов дневников; дети проживали в Пушкине — Гатчине — Эстонии (Л. Хордикайнен), Ленинграде (Г. Зимницкая), Кременце (Р. Кравченко-Бережной), Сталинграде (А. Арацкая), Тайге (Сибирь) (В. Чивилихин), Перми (В. Бердников) и в Крыму (Ялте, Севастополе) (З. Хабарова).
Хронологические границы исследования охватывают период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), в период, когда были написаны рассмотренные источники.
Новизна исследования заключается в рассмотрении комплекса мотивов детских дневников периода Великой Отечественной войны, позволяющих приблизиться к пониманию реалий военного времени посредством малоизученного исторического источника.
Практическая значимость. Изучение детских дневников военного времени как исторического источника должно способствовать восстановлению более полной, детальной картины событий военного времени не только на оккупированных территориях или при условии экономической и политической блокады, но и в тыловых регионах. Исследование также способствует созданию картины восприятия населением военного времени тех событий в зависимости от близости к линии фронта.
Автор работы имеет апробацию данной темы в виде выступлений на четырёх научно-исследовательских и научно-практических конференциях: «Ноябрьские чтения-2015» (СПбГУ, 20 ноября 2015 г.), «Россия и мир: опыт взаимодействия национальных культур» (СПбГУ, 28 декабря 2015 г.), «Историческая ответственность: от мифов прошлого к стратегиям будущего» (УрФУ, 22-23 сентября 2016 г.), «Ноябрьские чтения-2016» (СПбГУ, 26 ноября 2016 г.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также Приложения.
Структура работы. Первая глава под названием «Особенности детского восприятия событий военного времени» включает в себя два параграфа: «Детские дневники как исторический источник» и «Мотивы ведения дневников»; она посвящена анализу данного вида источника личного происхождения, а также побудительных стимулов детей, которые писали свои записки, заметки, вели дневник в условиях военного времени. Были рассмотрены в той или иной полноте следующие мотивы: дневник как «лучший друг», излияние личных чувств, одиночество и ощущение нехватки родительской любви, отсутствие друзей-ровесников, подражание литературным героям.
Вторая глава «Тематический анализ и сравнение детских дневников военного времени», состоящая из трёх параграфов («Анализ и оценка военных действий», «Немецкая оккупация глазами детей» «Трудовая деятельность детей и взрослых в условиях военного времени») раскрывает названную проблематику, главным образом, останавливаясь на анализе и сравнении описываемых событий глазами детей.
Историография вопроса. Изучение человека и его поведения в экстремальных условиях военного времени происходит в контексте таких исследовательских направлений, как социальная история, микроистория, гендерная история и военно-историческая антропология. Каждое направление представлено отдельной группой исследователей, которые изучают, как фактический материал, так и теоретический . Имеет место постоянное обновление методологии и методик исследований, связанное с введением новых опубликованных источников.
По мнению исследователя Н.Л. Пушкарёвой, детские дневники периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) подпадают под ту область человеческого восприятия, которая повествует о сфере человеческой обыденности в её историко-культурных контекстах . В этом плане необходимо фокусировать внимание на комплексном исследовании жизненного мира людей разных социальных слоёв, их поведения и эмоциональных реакций на непредвиденные военные события, как пишет историк Е.С. Сенявская . Эту вынужденную повседневность нельзя назвать обыденной или привычной, поэтому данный вопрос столь важен для изучения.
По мнению В.С. Голубцова, мемуарные источники служат единственным свидетельством по вопросам духовного мира людей. Это позволяет представить события как результат человеческой деятельности, уяснить, почему историческое событие приняло именно тот или иной поворот .
В чрезвычайной ситуации становится незначительно всё, что заполняет человеческую жизнь в её повседневности, индивид непринужденно открывает свою сущность, начинает по-другому смотреть на себя и на окружающую действительность: открывается подлинное значение его существования. На данные размышления наводит другая работа Е.С. Сенявской .
Исследователь источников личного происхождения периода Великой Отечественной войны Тажидинова И.Г. в своей статье считает, что гуманитарное знание в широком смысле слова позволяет объяснить модель поведения советского человека на войне . Людей, в том числе и детей, заранее приготавливали насильственными и идеологическими мерами к войне на чужой территории. «В связи с этим, — пишет генерал П.Л. Печерица, — мирились со многими лишениями и недостатками в своей повседневной жизни» .
Е.С. Сенявская справедливо отмечает в своих работах, что внутренняя готовность к войне, ожидание новой войны как скорой и неизбежной воспитывались и в подрастающих поколениях, родившихся в межвоенный период .
Также в последние годы появились диссертационные исследования, подвергающие всестороннему анализу детские дневники военного периода. Среди прочих выделяется работа И.В. Ребровой. По её мнению, дети призваны показать Великую войну на уровне микроистории, помочь людям, пережившим войну, и их потомкам лучше понять и историю, и себя .
Отдельно следует выделить региональные группы исследователей, которые обращаются к теме детских дневников военного времени, раскрывая её на источниках местных архивохранилищ. Региональных центров довольно много; среди них выделяется Таганрогский институт имени А.П. Чехова, где работает ряд историков, изучающих в том числе и мотивы написания дневников.
Историк Н.О. Фурсина справедливо считает источники личного происхождения, а именно детские дневники «единственным в своём роде источником, который менее всего изучен, и, который ждёт ретрансляции в социальную память о войне» .
Исследовательская группа (В.А. Агеева, А.А. Волвенко) сделали попытку в своей статье «раскрыть жизненную практику молодого поколения (нормы, девиации, героизм, подвиг и просто «обыденность» бытия милитаризованного пространства) .
В этих работах мотивы написания дневников детьми отдельно не рассматриваются, хотя определённо упоминаются. Следует выделить ещё одного представителя «таганрогской» школы Д.А. Никадимова, который обстоятельно изучил образовательный мотив на страницах дневников.
Источниковая база исследования представлена материалами личного архива Ю.А. Кривулиной (ур. Хордикайнен), Санкт-Петербург (с 1922 г. по настоящее время), 504 ед. хр.; а также непосредственно её детскими дневниками периода Великой Отечественной войны. В работе были использованы материалы интервью с С.А. Хордикайнен (сестрой Ю.А. Кривулиной), проводившееся автором Выпускной квалификационной работы 8 декабря 2016 г. в Санкт-Петербурге. Интервью помещено в Приложение к работе.
Архив Юлии Александровны Кривулиной обширен; содержит различные группы исторических документов, раскрывающих, прежде всего, историю семьи Хордикайнен — Кривулиных — Нуриджановых. Для Выпускной квалификационной работы были изучены материалы, касающиеся детского дневника периода Великой Отечественной войны и ряд биографических материалов. Большая их часть вошла в публикацию, о которой речь идет ниже, однако, знакомство с материалами архива даёт возможность представить более подробно процессы создания дневника и его подготовки к печати. Кроме того, лишь материалы личного архива демонстрируют особую значимость детского дневника и взаимосвязь источника и его автора .
В материалах интервью с С.А. Нуриджановой были найдены ответы на ряд вопросов, позволивших выяснить индивидуальные особенности восприятия Люси Хордикайнен происходивших событий.
Цитирование из источников личного происхождения в тексте работы сделаны курсивом, прежде всего потому что это позволяет акцентировать внимание на наиболее значимых вопросах и темах.
Дневник Люси Хордикайнен, изданный в 2006 г. и переизданный в 2011 г., включает в себя 148 страниц — записей девочки 12-17 лет о нелегкой оккупационной судьбе. Воспоминания написаны на дореволюционной тонкой и плотной бумаге в широкую линейку, это часть какой-то более толстой тетради. Железных скреп нет, а на их месте — расплывшиеся ржавые пятна, обложки нет.
Дневник Гали Зимницкой, изданный в 2012 г., включает в себя 32 страницы-записей девочки 13-16 лет о тяжелых блокадных днях . Сам дневник не сохранился: из «блокадной» квартиры семья выехала сразу же после войны, затем было ещё много переездов, и тетрадь с записями затерялась. Галина Карловна (героиня дневника) восстанавливала её уже в мирное время, по памяти, сверяя вехи своей личной истории по датам исторических сражений.
Дневник Зои Хабаровой, изданный в 2003 г., включает в себя 20 страниц — записей девочки 14-17 лет об оккупационной Украине. Зоя прятала дневник от родителей и не видела в нем особой исторической важности. Уже в 2000-е гг. она с помощью знакомых набрала текст на компьютере, но все же героиня страницы дневника выбросила. Уцелела одна: сейчас она в Керченском музее.
Дневник Ромы Кравченко-Бережного включает в себя 22 страницы-записей мальчика 15-18 лет, по большей части, об еврейских гонениях и тяготах жизни. Роман Александрович в 2008 г. положил эти дневниковые записи в основу своей книги: «Между белым и красным: стоп-кадры моего ХХ века».
Дневник Ани Арацкой, хранящийся в музее-заповеднике «Сталинградская битва» в г. Волгоград, включает в себя 20 страниц-записей девочки 16 лет, прожившей долгое время в окопе под артобстрелом, а затем скитавшейся в поисках укрытия.
Дневник Володи Чивилихина, изданный в 2009 г., включает в себя 14 страниц-записей мальчика 14-18 лет, который описывает свое видение жизни в отдаленности от фронта.
Дневник Владика Бердникова, хранящийся в личном архиве Владислава Бердникова в Перми, был опубликован в 2015 г. Воспоминания мальчика 12 лет похожи на альбом, в котором записи сменяются рисунками или вырезками из календаря; тут же куплеты и лозунги: «За Родину! За Сталина!»


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дневники детей военного времени — исторический источник с огромным потенциалом. Сами, представляя собой в каком-то смысле феномен, они служат той самостоятельной гранью человеческого восприятия, которая стремится к объективному освещению краеугольных событий нашей недавней истории.
В Выпускной квалификационной работе были изучены и сопоставлены между собой дневниковые записи семерых детей и подростков: Люся Хордикайнен, Галя Зимницкая, Зоя Хабарова, Рома Кравченко-Бережной, Аня Арацкая, Володя Чивилихин и Владик Бердников.
Авторы дневников встретили Великую Отечественную войну (1941-1945 гг.) в возрасте 12-13 лет, в период становления личности и формирования мировоззрения; в этот период дети, точнее подростки, острее реагируют на происходящие перемены, активно меняются сами. Можно с большой долей уверенности сказать, что военные действия глазами подростков — это особое восприятие мира взрослых, в котором привычное понимание «мирной жизни» с её привычным ходом вещей изменяется вновь формирующимся опытом выживания в экстремальных условиях постоянной угрозы жизни, голода, потери родных и близких.
Такие свидетельства нередко гораздо важнее для историков, чем дневники взрослых. Дети пишут, размышляют, анализируют … как взрослые. Но вместе с тем, они остаются незащищёнными, во многом неспособными осознать реальность (поэтому копируют поведение старших), а сами, невольно, остаются детьми. Детскость выдают строки, написанные ими. Например, Люся Хордикайнен более всего на свете ждала «Мира». Почти все дети писали, называя родителей, используют заглавные буквы: «Мама», «Отец».
Было обращено внимание на взаимосвязь территориальной близости к фронту и описываемых событий, вследствие чего было установлено, что более далёкое нахождение детей от немецкой угрозы делало их жизнь в военный период времени больше похожей на жизнь без войны, и, напротив, чем в более плотное кольцо неприятеля был зажат тот или иной автор дневника, тем больше у него обострялись чувства, которые он изливал на его страницах.
Детские дневники периода Великой Отечественной войны — это серьёзный анализ происходящего не в ставках командующих, не в кабинетах советских чиновников, не даже в идеологически ангажированных властью средствах массовой информации, а в сознании той группы населения, которая уже была умственно способна к анализу, но при этом не испытывала страха от осознания последствий правдивого взгляда на происходящее.
Особого анализа потребовала восприимчивость детской памяти к событиям Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Вновь подрастающее поколение видело все тяготы военного времени, знало цену жизни, ненавидело предателей, училось быть стойким и выживать порой в невыносимых условиях.
Каждый дневник-документ — это отдельная история. Для военно-исторической науки огромную роль играет углубление внимания на мыслях, чувствах, поведении человека в экстремальных ситуациях войны. Из этого можно сделать вывод, что источники личного происхождения, открывающие нам психологию личности «изнутри» (письма, дневники, воспоминания), являются ценным материалом для исследования историко-психологических проблем вооружённых конфликтов XX в.
Главным сюжетом Выпускной квалификационной работы является анализ мотивов детских дневников.
Мотивы в исследовании детских дневников военного времени – основополагающие стержни. Они позволили выделить внутренний стимул детского и подросткового восприятия действительности. Среди мотивов были отмечены такие, как дневник — «лучший друг»; излияние личных чувств, необходимых для душевного комфорта; одиночество и ощущение нехватки родительской любви; отсутствие друзей-ровесников; подражание литературным героям, ведшим дневник; желание стать писателем.
В детских дневниках военного времени переплетаются не только значимые события истории и ужасы войны, но и различные душевные переживания героев (например, романтические отношения, «поломанные войной»), а также очерки поведения общества в оккупационных условиях, и, конечно же, свидетельства страшного голода.
Важно отметить, что тематика изученных дневников обширна, но вместе с тем были выделены схожие направления. Среди них: 1) анализ и оценка военных действий на фронтах; 2) действия немцев на территории проживания или временного пребывания автора дневника; 3) обстановка с продовольствием, голод; 4) поведение местных жителей, их реакция на происходящие события, отношение к немцам; 5) учёба и трудовая деятельность детей и взрослого населения в условиях военного времени; 6) мобилизация трудоспособного населения на работы в Германию; 7) сведения о партизанском движении; 8) действия советских руководящих органов, работа средств массовой информации 9) интересы и личная жизнь подростков; 10) действие религиозных организаций, отношение к вере.
В небольшой по объёму Выпускной квалификационной работе не представлялось возможности подробно их проанализировать, сопоставить или сравнить. Вместе с тем, основное внимание было обращено на мотивационное начало дневниковых записей детей (в первой главе), а подробному анализу были подвергнуты военные действия, поведенческая линия немецких оккупантов на территории СССР и каждодневная деятельность, а именно учёба и труд (во второй главе).



1. Личный архив Юлии Александровны Кривулиной (ур. Хордикайнен), С.-Петербург (1922-2012), 504 ед. хр.: 1) Д. Дневник Люси Хордикайнен. Л.1-89; 2) Д. Записная книжка С. А. Нуриджановой, сестры С.А. Кривулиной. Л.1-78.
2. Интервью с С.А. Нуриджановой. 8 декабря 2016 г., Санкт-Петербург. Л.1-3.
1.2. Опубликованные источники:
1. Детская книга войны — Дневники 1941-1945. М.: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. — 480 с.
2. Жизнь в оккупации. Пушкин. Гатчина. Эстония. Дневник Люси Хордикайнен (подготовка текста, предисловие, комментарии, примечания С.А. Нуриджановой (Хордикайнен)). СПб.: СПбГУ, 2006. — 148 с.
II. Литература
1. Агеева В.А. Волвенко А.А. Война и судьбы детей: по страницам личного дневника военного времени М.Е. Галах-Муравьёвой // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2014. № 2. С. 323-328.
2. Герои терпения. Великая Отечественная война в источниках личного происхождения: сб. документов / Ред.-сост. И.Г. Тажидинова. Краснодар: Изд-во «Диапазон-В», 2010. — 240 с.
3. Голубцов В.С. Дневники, воспоминания, переписка // Источниковедение истории СССР. М., 1973. С. 522-540.
4. Кутузов А.В. Блокада Ленинграда в информационном противоборстве в годы второй мировой войны / Автореферат на соискание учёной степени доктора исторических наук. СПб.: СПбГУ, 2012. — 41 с.
5. Никадимов Д.А. Образовательная политика немецких оккупантов на юге РСФСР в годы Великой Отечественной войны: современная историография // Там же. 2016. № 2. С.228-233.
6. Пестравская П.А. Проблема исторической ответственности исследователя в изучении детских дневниковых записей периода ВОВ (на материалах дневников Люси Хордикайнен и Леры Игошевой) // Историческая ответственность: от мифов прошлого к стратегиям будущего: Сборник научных статей I международной научной конференции 22-23 сентября 2016 г. / Под общ. ред. Д.А. Томильцевой, И.А. Симоновой. Екатеринбург: Деловая книга, 2016. С.139-146.
7. Пушкарева Н.Л. История повседневностей и микроистория / Теория и методология истории: учебник для вузов / Отв. ред. В. В. Алексеев, Н.Н. Крадин, А.В. Коротаев, Л.Е. Гринин. Волгоград: Учитель, 2014. С. 312-334.
8. Реброва И.В. Великая Отечественная война в мемуарах: историко-психологический аспект (на материалах краснодарского края) / Автореферат на соискание учёной степени кандидата исторических наук. СПб.: СПбГТУ. — 22 с.
9. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М.: Изд-во РОССПЭН, 1999. — 347 с.
10. Она же. Фронтовое поколение: 1941-1945 гг. / Историко-психологическое исследование. М.: Изд-во ИРАН, 1995. — 220 с.
11. Она же. Человек на войне / Историко-психологические очерки. М.: Изд-во ИРАН, 1997. — 232 с.
12. Соболев Г.Л. Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга 1. Июнь 1941 — май 1942. СПб.: СПбГУ, 2015. — 217 с.
13. Тажидинова И.Г. Дневники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: история повседневности // Вестник архивиста. 2012. №2. С.114-127.
14. Она же. Дневники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: потенциал источника // Там же. 2014. №11. С.110-116.
15. Фурсина Н.О. Практика устной истории: детские воспоминания о Великой Отечественной войне // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. №1. С.280-286.
III. Интернет-ресурсы
1. Дети войны. Народная книга памяти / Под ред. В. Шервуда — http://coollib.net/b/311993. (Дата обращения 25.03.2017).
2. Книга памяти [по годам]. Народная летопись Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) — http://www.patriot-izdat.ru/memory/ (Дата обращения 25.10.2016).
3. Дневник Люси Хордикайнен. Жизнь в оккупации и в первые годы после войны / Молодая Гвардия — http://www.molodguard.ru/heroes1607 (Дата обращения 20.03.2016).
4. Человек в истории. Россия — XX век: Сборник методических материалов. Общество «Мемориал», 2003 — http://old.memo.ru/d/105765.html (Дата обращения 15.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ