Введение 3
I. Происхождение и развитие крестово-купольного храма. 7
1.1. Историография 7
1.2. Ранняя история крестово-купольного храма V-IX вв. 11
1.2.1. Сирия и Аравия 11
1.2.2. Кавказ 13
1.2.3. Палестина, Африка и Иерусалим 13
1.2.4. Константинополь 16
1.2.5. Балканы и Малая Азия 17
1.2.6. Хронология процесса 18
Глава 2. Теории происхождения 23
2.1. Эволюционистская теория или теория купольной базилики 23
2.1.1. Крестообразные купольные храмы 23
2.1.2. Базилики-мартирии 24
2.1.3. Зальные церкви или «купольный зал» 26
2.1.4. купольные базилики 27
2.1.5. Купольные базилики и схожие храмы VII-IX вв. 33
2.3. Римско-сирийская теория 36
2.3. Армянская теория Й. Стржиговского 40
Глава 3. Крестово-купольные храмы тёмных веков 46
Заключение 51
Список использованных источников 52
Данная работа посвящена происхождению крестово-купольной системы в архитектуре восточно-христианского храма. Так как речь пойдёт, в основном, о постройках, преимущественно, располагавшихся на территории бывшей Византийской Империи, следует сделать небольшое, но необходимое отступление, раскрывающее понятия «византийская архитектура», а также привести некоторые уточнения относительно основных периодов.
Под византийской архитектурой понимается зодчество на территории Византийской империи и поздневизантийских государств с начала IVв. по третью четверть XV в. Византийская архитектура, как и искусство Византии, а также вся история империи, обычно разделяют на четыре больших периода – ранний – это IVпервая половина VIIвв., «тёмные века» - вторая половина VII- 843 г., средний – 843-1204 гг. и поздний 1204-третья четверть XVв.
Эпоха Тёмных веков радикально изменила судьбу византийской архитектуры. И дело не только в угасании римской архитектурной традиции, но в изменении масштаба и символики построек. В церковном зодчестве на смену большим общественным пространствам базилик приходят компактные центрические храмы с куполом – частные заказы богатых ктиторов, часто служившие их погребальными церквями. В такой ситуации наиболее востребованным оказался крестово-купольный тип храма.
Под этим термином понимается храм с куполом по центру – хотя в редких случаях он может заменяться шатром или крестовым сводом – и рукавами пространственного креста, которые образуют четыре полуциркульных – иначе коробовых – свода, расходящихся от центрального квадрата. Под такое определение, в действительности, попадает довольно большое количество конструктивных вариантов. Среди них – croixlibre т.е. «свободный крест» и более редкая croixsemi-libre т.е. «полусвободный крест», с приставленными с востока угловыми приделами или пастофориями, и, наконец, вписанный крест, где подкупольный квадрат и рукава креста вписываются в прямоугольный абрис. Внутри последнего варианта также существует много разновидностей опирания купола.
Именно этот вариант устройства крестово-купольного храма с IX в. стал для Византии главенствующим видом церковного здания, а для некоторых стран, например, для Древней Руси – почти единственным. Поэтому его происхождение вызывает особый интерес и важно проследить его раннюю историю, находя примеры на различных территориях бывшей империи.
Вопрос происхождения крестово-купольного храма давно привлекал внимание исследователей, ему посвящён обширный корпус исследовательской литературы. В настоящее время, несмотря на сохраняющиеся затруднение при поиске ответов на многие ключевые вопросы, существуют также несколько основных положений, которые можно считать общепризнанными. Постройки крестово-купольного типа, встречающиеся в архитектуре V в., в VI в., и некоторые даже более ранние прецеденты, перестали быть исключениями, в VII в. они широко представлены, особенно в зодчестве Армении и Грузии. В VII-VIII вв. они приобрели особую популярность, распространились и стали доминирующими в византийской архитектуре
Сооружения этого архитектурного типа больше остальных соответствовали потребностям литургического богослужения и мировоззрению эпохи.
Таким образом, цель работы – проследить и описать ключевые этапы развития и распространения типа вписанного креста на раннем этапе византийской крестово-купольной архитектуры, то есть до IX-X вв.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- собрать и проанализировать основные научные работы по Византийской архитектуре в целом, и посвящённые крестово-купольным храмам, в частности.
- собрать и объединить основные архитектурные памятники на территориях Византийской империи и соседних с ней, позволяющие создать наиболее полною картину и проследить их генезис, трансформацию и влияния.
- реконструировать хронологический процесс возникновения и распространения архитектурного типа вписанного креста на территории Византийской империи.
Объектом исследования является византийская архитектура IV–XIвв.
Предметом исследования является генезис типа вписанного креста на раннем этапе византийской крестово-купольной архитектуры.
Актуальность исследования обуславливается необходимостью разработки вопроса, связанного с происхождением храма типа вписанного креста как части большее широкого вопроса о происхождение крестово-купольных храмов вообще, который является ключевым для становления средневизантийской архитектуры. Изучение ключевых памятников и процессов их становления и развития способствует определению места этих сооружений в византийской и общемировой христианской архитектуре.
Степень изученности данной работы можно назвать недостаточной, несмотря на большое количество научно-исследовательской литературы; есть необходимость в пересмотре, систематизации и введении в исследуемый круг памятников новых наименований, позволяющих актуализировать и уточнить уже существующие данные по исследуемой теме.
При написании дипломной работы использовались: аналитический метод, благодаря которому были проанализированы основные архитектурные памятники Византии, являющиеся ключевыми для данного исследования; сравнительно-исторический метод, позволивший рассмотреть архитектурные памятники разных периодов в контексте темы исследования; методы искусствоведческого и формального анализа.
В ходе исследования были изучены основные архитектурные памятники, планы храмов. Найдены и отмечены взаимосвязи и влияния на формирование архитектурного типа вписанного креста.
Таким образом, удалось проследить и описать ключевые этапы развития и распространения типа вписанного креста на раннем этапе византийской крестово-купольной архитектуры до IX-X вв. Изучив основные научные труды, посвящённые данной теме, рассмотрев основные теории происхождения данного типа, можно сделать вывод, что в V–VI вв. тип вписанного креста, в нескольких своих вариантах, уже существовал в сирийско-аравийском регионе. Два варианта с изолированными угловыми ячейками и на колоннах, которые имеют римское происхождение, и один вариант, в котором используются крестчатые столпы, и, вероятно, являющийся следствием местной эволюции и трансформации.
Также в ходе данной работы были подобраны и проанализированы основные научные работы по Византийской архитектуре, а также посвящённые непосредственно крестово-купольным храмам. При помощи научной литературы были собраны и объединены основные архитектурные памятники на территориях Византийской империи и соседних с ней, что позволило создать более полною картину и проследить генезис, трансформацию и влияния построек типа вписанного креста.
Осуществлена попытка воссоздать хронологический процесс возникновения и распространения архитектурного типа вписанного креста на территории Византийской империи.
Как было показано, тип вписанного креста, наряду с купольной базиликой, в VII-IX вв. стал наиболее популярным вариантом для реконструкции и перестройки прежних ранневизантийских базилик, где сохранялись прочные старые стены, но в которых, вследствие разрушений различного происхождения, падали колонные и деревянные перекрытия, которые, согласно новым тенденциям, стремились заменить на купол и своды.
Таков крестово-купольный храм на заре Македонского ренессанса. Этот тип, зародившийся в ранневизантийское время и выкристаллизовавшийся в Константинополе и его окрестностях в конце тёмных веков, станет в IX-XII вв. доминирующим и в столице, и в провинции, переродится в поздневизантийский период, изменится на Руси, но суть его будет оставаться везде одинаковой: купол, опоры и пространственный крест.
1. Беляев Л.А. Вифания // Православ. энцикл. Т. 8. М., 2004 – с. 588
2. Беляев Л.А., Попов И.Н., Тарханова С.В. Иерусалим. Храмы и археологические памятники ранневизантийской эпохи // Православ. энцикл. Т. 21. М., 2009 – с. 498
3. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т. II. Греция. Рим. Византия. М. Центрполиграф, 2003 – с. 540
4. ВиноградовА. Ю. Ex oriente crux. Ранняя эволюция византийских церквей типа вписанного креста в свете «новых» открытий // Polystoria. T. 3. М., 2019
5. Виногадов А.Ю. Лекции по византийской архитектуре. 15 лекций для проекта Магистерии. Rosebud Publishing, 2022 – с. 360
6. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. 1. Ч. 1. М., 1901. Т.1, ч.2. М., 1904. Репринтное изд. М., 1997
7. Заграевский С. В. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества. — Саарбрюккен, 2015 – с. 150
8. Зедльмайр Г. История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935 – с. 298-338
9. Казарян А.Ю. Архитектура Армении Ѵ-ѴІ веков и раннехристианское зодчество Калпадокии, Киликии и Исаврии // Armeniaand Christian Orient / Под ред. П.М. Мурадяна. Ереван, 2000 – с. 239-265
10. Казарян А. Ю. Церковная архитектура стран Закавказья VII века: формирование и развитие традиции, Т.I. М., LocusStandi. 2012 – с. 388
11. Казарян А. Ю. Триконховые крестово-купольные церкви в зодчестве Закавказья и Византии // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. М., 2005 – с. 13–30
12. Краутхаймер Р. Размышления о раннехристианской архитектуре. Ватикан, 1965 – с. 579
13. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., Наука, 1987 – с. 319
14. Маранчи К. Двустороннее зеркало: Йозеф Стржиговский, Австрия и Армения // Анив., 2008 – с. 13
15. Стржиговский Й. Архитектура Армян и Европа. Ереван, Гитутюн НАН РА, 2011 – с. 364
16. Токарский Н.М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Армгосиздат, Ереван, 1961 – с. 388
17. Чубинашвили Г.Н. Цроми, из истории грузинской архитектуры первой трети VII в., М., Наука, 1969
18. Bell G. The Churches and Monasteries of the Tur ‘Abdin / with an introd. a. notes by M. Mundell Mango. L., 1982. P. 126–127. Fig. 42. Pl. 54–66.
19. Brands G. Der sogenannteAudienzsaal des al-Mundhir in Resafa // DamaszenerMitteilungen. 1998. Bd. 10. S. 211–235.
20. Buchwald H. Form, Style and Meaning in Byzantine Church Architecture. London, 2000
21. Butler H.C. Architecture and Other Arts // Publications of an America Archaeological Expedition to Syria in 1899–1900. Bd. 2. N.Y., 1903. P. 246–247;
22. Fowden E.K. An Arab Building at al-Ruṣāfa-Sergiupolis // Ibid. 2000. Bd. 12. S. 303– 324.
23. Grossmann P. ZurtypologischenStellung der Kirche von Hosios David in Thesssalonike // Felix Ravenna. 1984–1985. Vol. 127–130. P. 253–260.
24. Hild F., Restle M. Kappadokien (Kappadokia, Charsianon, Sebasteia und Lykandos). Wien, 1981. S. 221. (Tabula imperiibyzantini; 2)).
25. Hill S. The “Praetorium” at Musmiye // Dumbarton Oaks Papers. 1975. Vol. 29. P. 347–349;
26. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. London, 1987.
27. Lange D. TheorienzurEntstehung der byzantinischenKreuzkuppelkirche // Architectura. 1986. Bd. 16. S. 93–113;
28. Mango C. Byzantine Architecture. Milano, 1974.
29. Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in Holy Land. Bonn, 1970. P. 97–98
30. Peschlow U. Die Baugeschichte der Irenenkirche in Isntanbul neu betrachtet // Architectural Studies in Memory of Richard Krautheimer / Ed. By C.L. Striker. Mainz, 1996
31. Plontke-Luning A. FruhchristlicheArchitektur in Kaukasien: die Entwicklung des christlichenSakralbaus in Lazika, Iberien, Armenien, Albanien, und den Grenzregionenvom 4.bis zum 7. Jh. Wien, 2007.
32. Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: in 4 vols. Vol. 3: The City of Jerusalem. N.Y., 1993. P. 89–91).
33. Restle M. StudienzurfrühbyzantinischenArchitekturKappadokiens. Wien, 1979. Taf. 81, 131, 136. (Veröffentlichungen der Kommiss. für die Tabula imperiibyzantini; 3). (Denkschriften der philosophisch-historischenKlasse; 138)).
34. Russo E. La scultura di S. Polieucto e la presenzadella Persia nellaculturaartistica di Costantinopolinel VI secolo // La Persia e Bisanzio. Roma, 2004. P. 810–814. (AttideiConvegniLincei; 201).
35. Sauvaget J. Les Ghassânides et Sergiopolis // Byzantion. 1939. Vol. 14. No. 1. P. 115–130.
36. Schmuck N. Kreuzkuppelkirche // Reallexikonzurbyzantinischen Kunst. Bd. 5. Stuttgart, 1995. Sp. 356–374.
37. Smith B. The Dome: A Study in the History of Ideas. Princeton, NJ, 1950. P. 111–115. (Princeton Monographs in Art a. Archaeology).
38. Thierry J.-M. Donnéesarchéologiques sur les principautésarméneniennes de Cappadoceorientale au XIesiècle // Rev. des étudesarméniennes. 1996–1997. Vol. 26. P. 157–158, 172. Fig. 23–24)
39. Ulbert T. Die Basilika des HeiligenKreuzes in Resafa-Sergiupolis. Mainz, 1986.
40. Weigand E. Das sogenannte Praetorium von Phaena-Mismije // WürzburgerFestgabe Heinrich Bulle. Stuttgart, 1938. S. 71–92.
41. Wright G.R.H. The Martyrion by the City Wall at Apollonia: Its Structure and Form // Libyan Studies. 1993. Vol. 24. P. 52.
42. Wright G. R. H. The habitat of the Byzantine cross-in-square church // Byzantinoslavica. 1970. Vol. 31. P. 217–228.
43. Wulff O. Altchristliche und byantinische Kunst. Bd. 1-2. Berlin-Neubabelsberg, 1914.