Введение 3
Глава 1. Отражение вооруженных конфликтов в российских телевизионных СМИ 6
1.1. Опыт освещения вооруженных конфликтов российскими СМИ. Этапы развития российской военной журналистики. 6
1.2. Профессиональная этика тележурналиста: принципы и стандарты работы 10
1.3. Этические требования и ограничения в работе тележурналиста в экстремальной ситуации 17
Глава 2. Специфика работы тележурналистов в зоне вооруженного конфликта 25
2.1. «Бэкграунд» и специальная подготовка журналиста к работе в зоне вооруженного конфликта. 25
2.2. Модели психологического поведения журналиста. Нарушения профессиональной этики как метод ведения информационной войны 30
2.3. Телерепортажи о вооруженном конфликте на востоке Украины в 2014-2015 годах как пример работы современных военных корреспондентов 37
Заключение 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Приложение А 61
Приложение В 64
Приложение С 66
Средства массовой информации играют важную роль в формировании общественного мнения. И во время войны, именно из репортажей журналистов мир узнает о происходящем в зоне военного столкновения. Мы считаем, что СМИ сегодня действительно способны усиливать, так и ослаблять напряженность в отношениях сторон, способствовать эскалации, как нагнетать панику среди населения, так и участвовать в процессе умиротворения.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня средства массовой информации играют важную роль в формировании общественного мнения. От того, насколько объективны и точны будут его данные, может зависеть представление аудитории о происходящем в зоне вооруженного конфликта, что формирует и отношение к противоборствующим сторонам.
Степень изученности темы.
Целью данной работы является выявление специфики освещения вооруженных конфликтов российскими тележурналистами, определить перечень наиболее часто встречающихся нарушений профессиональной этики, а также разработать рекомендации для журналистов-практиков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Выделить комплекс норм, регулирующих этическое поведение тележурналиста;
2) Рассмотреть этические требования и ограничения при освещении тележурналистом вооруженных конфликтов;
3) Сравнить традиции освещения экстремальных ситуаций и определить современные тенденции;
4) Выявить нарушения профессиональной этики в телерепортажах о вооруженном конфликте на востоке Украины (2014-2015гг.)
Объектом данного исследования стало телевидение, как средство массовой информации, активно освещающее вооруженные конфликты, предметом исследования стали нормы и отклонения от этических норм в работе телевизионных журналистов.
Теоретико-методологическую базу формируют фундаментальные отечественные и зарубежные исследования журналистики, СМИ и телевидения. Среди них работы Д.С. Авраамова, Г.В. Лазутиной, Н.Л. Волковского, В.М. Амирова, Г.Г.Почепцова, М.А.Бережной, М. А. Мельникова.
Эмпирическая база работы состоит из телевизионных новостных репортажей программы «Сегодня» (НТВ)» и программ «Сейчас» и, «Главное» «(Пятыйого канал)а» за 2014-2015 год.
Методологической основой работы являются такие методы исследования как наблюдение, сопоставительный анализ, экспертное интервью.
Результаты исследования возможно использовать для составления курсов по подготовке военных корреспондентов. Кроме того, анализ специфики нарушений этических норм на телевидении будет полезен для ознакомления всем студентам, обучающимся по специальности «тележурналист». В этом состоит практическая значимость данной работы.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно посвещено продолжающемуся вооруженному конфликту на востоке Украины. Направления исследований по указанной теме пока только формируются. В то же время эта тема требует постоянного внимания исследователей. Все это обеспечивает новизну представляемой ВКР.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Первая глава подразделяется на три параграфа.В первом параграфе исследуются понятие «вооруженного конфликта» и «горячей точки», а также традиции освещения вооруженных столкновений в российской военной журналистике. Второй параграф посвящен рассмотрению понятия «профессиональная этика», изучению этических норм и стандартов, принятых в журналистском сообществе. специфике творческого поведения тележурналиста при создании репортажей из зоны вооруженных столкновений. Третий параграф подвергает осмыслению этические требования и ограничения в работе тележурналиста в экстремальной ситуации.
Вторая глава разделена на три параграфа. В первом мы постарались составить ряд рекомендаций для журналистов, планирующих командировку в зону боевых действий. Во втором параграфе мы анализировали ряд предположений, согласно которым намеренные этические нарушения становятся средством ведения информационной войны. В третьем параграфе проводится сравнение телевизионных репортажей, вышедших в эфире телеканалов «НТВ» в программе «Сегодня» и «Пятый канал» в программе «Сейчас» и выявляются тенденции, характерные для современного российского телевидения.
Проблема роли СМИ в войнах и вооруженных конфликтах не теряет своей актуальности на протяжении столетий. Не утихают споры о том, как именно следует освещать вооруженные столкновения. Ведь от того, с какой позиции будут отражены события, зависит восприятие конфликта обществом, и даже то, насколько быстро он будет урегулирован. Целью нашего исследования был анализ специфики освещения вооруженных конфликтов российскими тележурналистами, определение тенденций и разработка практических рекомендаций для тележурналистов.
Мы решили поставленные в начале исследования задачи:
1) рассмотрели комплекс норм, регулирующих этическое поведение тележурналиста, и выделили рекомендации, выполнение которых повысит профессиональный уровень журналистских материалов;
2) сопоставили традиции освещения экстремальных ситуаций;
3) обнаружили и подвергли анализу нарушения профессиональной этики в телерепортажах о вооруженном конфликте на востоке Украины (2014-2015гг.)
4) определили современные тенденции освещения вооруженных конфликтов на современном российском телевидении.
На основании проведенного исследования в выпускной квалификационной работе, можно сделать ряд выводов.
В первую очередь, мы выяснили, что традиция освещения войн в российской журналистике уходит корнями в прошлое. Но самые заметные изменения произошли в течение последних десятилетий. Они были связаны с развитием технологий и предоставления журналистам большей свободы слова. С одной стороны, оперативны сбор и передача информации способствует эффективности материалов СМИ, но с другой, стало появляться много непроверенных фактов, журналист уделяет меньше времени на создание одного репортажа, из-за этого страдает качество теленовостей.
Мы проанализировали нарушения профессиональной этики в телерепортажах на российском телевидении, на примере телеканалов «НТВ» и «Пятый канал», и считаем, что постоянное повторение одних и тех же нарушений обусловлено несколькими причинами: халатностью журналистов, невнимательности к деталям и попыткой с помощью искажения фактов создать у зрителя ложное представление о происходящем в зоне конфликта. Мы рассмотрели методы современных информационных войн и пришли к заключению, что нарушения профессиональной этики, такие как отрицание наличия оппозиционного мнения, подмена смыслов, употребление специфической лексики, негативная стериотипизация, могут служить приёмами манипуляции общественным сознанием.
Мы поговорили с журналистом Александром Чиженком, который в 2014 году был в командировках в Донецке в качестве продюсера со съемочными группами телеканала ARD (1-е немецкое телевидение), а также сопоставили телерепортажи «Сегодня» (НТВ) и «Сейчас» (Пятый канал). Изучив полученные данные, мы выявили следующие тенденции: тенденция игнорировать точки зрения, противоречащие позиции, популяризируемой телеканалом, практика подмены смыслов, создание стереотипов, а также тенденция к использованию методов манипуляции общественным сознанием.
Данное исследование особенно актуально сейчас, когда в мире то и дело вспыхивают новые конфликты, на которые отправляются журналисты со всего мира. По итогам работы мы смогли доказать, что телерепортажи российских журналистов играют важную роль в формировании представления общества о происходящем в зоне вооруженного столкновения. От того, насколько объективен и убедителен будет журналист, зависит эскалация конфликта и его скорейшее урегулирование. Мы считаем, что главное, чего не хватает российским тележурналистам сейчас, это осознание меры ответственности, которое на них возлагает профессия журналиста, и понимания, что журналист, прежде всего, миротворец.
1. Авраамов, Д. С. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2003. – С.122.
2. Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1999. – С.193.
3. Ветров К.В. Средства массовой информации постсоветской России. Особый путь вдоль проторенной дороги. М.: Книга и бизнес. 2004. – С. 92.
4. Гуревич П., Ружников В. Советское радиовещание. Страницы истории. М., 1976. С.178.
5. Казаков Ю.В. Плавать необходимо, но плыть – трудно (об особенностях процесса становления саморегулирования в России). Саморегулирование журналистского сообщества: опыт и проблемы жизнедеятельности. Перспективы становления в России. М.: Издательский дом «Стратегия», 2003– С. 237.
6. Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2002. – С. 164.
7. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – С.208
8. Корконосенко С.Г. Правовая и этическая культура журналиста. Основы творческой деятельности журналиста. СПб. 2000. – С. 168.
9. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5 изд., том 12. М.: Издательство политической литературы, 1968. – С. 100.
10. Материалы XXVII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1936. – C.50.
11. Мельников М. Прикладная конфликтология для журналистов. М.: Права человека, 2006. – С. 155-158.
12. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2009. – С.193.
13. Нигматуллина К.Р. Защитники процессов глобализации в журналистике: есть ли спрос? // Журналистика в мире политики: спрос на интеллект. Материалы секционного заседания конференции «Дни Петербургской философии – 2007». СПб. 2008. – С. 109-110.
14. Паттин Б. [Pattyn B.]. ed. Media Ethics: Opening Social Dialogue. Leuven: Peeters Publishers, 2000, Р. 16. Цит. по Назаретян К.А. // Этическая мысль. Вып. 10. М.: ИФ РАН. 2010. – С. 220.
15. Поляков Ю.А. Международное гуманитарное право и СМИ. М., 2003. – С.38.
...