Введение………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………………………...8
1.1. Основные международные документы в области защиты прав и свобод человека..8
1.2. Международно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека………..….11
1.2.1. Деятельность ООН по защите прав человека………………………………...12
1.2.2. Региональные системы защиты прав человека……………………………….15
1.3. Проблемы защиты прав и свобод человека………………………………………….19
ГЛАВА 2. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА………………………………..25
2.1. Взаимосвязь между правами человека и защитой окружающей среды…….25
2.2. История формирования концепции устойчивого развития…………………30
2.3. Права человека в свете концепции устойчивого развития………………….36
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ……………………………………………………………………………………...43
3.1. Международная проблема обеспечения экологической безопасности в контексте устойчивого развития………………………………………………………43
3.2. Институты гражданского общества в сфере реализации правозащитной деятельности.....................................................................................................................48
Заключение……………………………………………………………………………………...52
Список источников и литературы……………………………………………………………..56
Приложения……………………………………………………………………………………..62
Актуальность темы исследования. XXI век становится критическим столетием в развитии цивилизации. По причине различных рыночных, политических и институциональных неудач долгие годы природный капитал использовался экономически неэффективными и расточительными способами без достаточного расчета реальных издержек истощения ресурсов. Сжигание ископаемого топлива поддерживало рост на протяжении десятилетий, но также стало причиной резкого изменения климата, которое угрожает стабильному развитию планеты. Помимо этого, данный рост коснулся не всего населения Земли, а лишь его части, оставив без его благ миллионы людей: 1,2 миллиона остаются без доступа к электричеству, 870 миллионов испытывают дефицит питания, и 780 миллионов до сих пор не имеют доступ к чистой безопасной питьевой воде1.
В то же время за последние два десятилетия экономический рост позволил миллионам людей улучшить свое благосостояние, вырваться из пут бедности, отсталости и изолированности. Зачастую это происходило за счет жесткой эксплуатации природной среды, ухудшения условий жизнедеятельности беднейших слоев населения. С одной стороны, это является продвижением в области экономического, технологического, социального развития, а с другой – уже вполне реальная угроза существованию человечества2.
Вместе с тем речь идет не только об ухудшении состояния окружающей среды. Так, в своем ежегодном докладе Салил Шетти, генеральный секретарь одной из ведущих неправительственных организаций в мире по защите прав человека – Amnesty International, заявил буквально следующее: «В 2016 году в международной политике снова стал эксплуатироваться страх перед «другими», беженцами и иммигрантами. Границы допустимого сдвинулись. Политики беззастенчиво ввели в оборот лексику, основанную на нетерпимости к другим, женоненавистническую, расистскую и ксенофобскую»3. В мире растет количество вооруженных конфликтов, которые, как правило, сопровождаются нарушением основных прав и свобод человека. Зачастую эти нарушения совершаются руководителями государств, то есть теми, кто в первую очередь должен защищать своих граждан, предоставлять им максимальный доступ к правам, согласно международным принципам и национальному законодательству. В большинстве случаев власти, прикрывая чрезмерное применение силы и гибель людей, говорят о так называемой защите мирного населения от террористической угрозы4.
Глобализация ставит перед человечеством все новые вызовы. Можно наблюдать, что даже локальные конфликты оказывают влияние на все мировое сообщество, затрагивая различные социальные группы. Поэтому столь важным становится объединение усилий и использование новых методов по предотвращению кризисов. Глобальные проблемы, так же как и государства, более не существуют обособленно, они перерастают одна в другую, усугубляют друг друга, становятся все более нестабильными. Поэтому и решение их должно быть всеобъемлющим, затрагивающим все сферы жизни общества.
В сентябре 2015 года, во время Нью-Йоркского саммита, государства-члены ООН согласовали 17 целей устойчивого развития, которые, помимо всего прочего, должны положить конец нищете, добиться гендерного равенства и обеспечить продовольственную безопасность во всех уголках земного шара к 2030 году. Принятие данных целей стало огромным рывков на пути становления общества устойчивого развития, которое защищает интересы всех людей, проживающих на планете Земля, вне зависимости от их социального положения.
«На повестке дня права и интересы всех людей. Этот план действий по искоренению нищеты во всех ее измерениях является необратимым и повсеместным и никого не оставляет позади», – отметил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун после того, как цели были согласованы на заседании5.
Международная концепция устойчивого развития исходит из того, что рост должен быть как всеобъемлющим, так и экологически безопасным с точки зрения сокращения масштабов нищеты и обеспечения общего благосостояния для сегодняшнего населения и дальнейшего удовлетворения потребностей будущих поколений6.
Тремя составляющими концептульных основ устойчивого развития являются «экономический рост, разумное использование окружающей среды и социальная интеграция». Они должны осуществляться во всех секторах развития общества: от городов, сталкивающихся с проблемой быстрой урбанизацией, до сельского хозяйства, развития инфраструктуры, использования энергии, наличия доступа к чистой воде и транспорту. Все эти сферы тесно связаны с человеческим благосостоянием. Строго говоря, именно их функционирование позволяет обществу развиваться в направлении максимального удовлетворения потребностей его членов и реализации их прав и свобод, зафиксированных в международных декларациях и конвенциях. Нарушение устойчивости любого компонентов устойчивого развития может разрушить систему, создает реальную угрозу развитию человечества. Поэтому можно сказать, что вопрос внедрения концепции устойчивого развития является частью системы национальной и международной безопасности.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что используемые в наше время развития и прогресса методы защиты прав и свобод человека не обеспечивают реализацию предоставленного членам общества правового статуса. В повестке дня стоит вопрос поиска новых подходов к решению данной проблемы.
Научная новизна работы состоит в определении степени влияния концепции устойчивого развития на деятельность международного сообщества по защите прав и свобод человека.
Объектом настоящего исследования является международное сотрудничество в области защиты прав человека в контексте международной концепции устойчивого развития, а предметом – непосредственно деятельность ООН по защите прав человека.
Целью исследования является определение действенности целей концепции устойчивого развития в обеспечении защиты и гарантий прав человека.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные механизмы и направления деятельности ООН по защите прав человека;
2. Выявить главные проблемы, связанные с реализацией прав и свобод человека;
3. Проанализировать этапы формирования международной концепции устойчивого развития в контексте защиты права человека на благоприятную окружающую среду, на безопасные условия жизнедеятельности, на социальные гарантии и т.д.;
4. Представить концепцию устойчивого развития в качестве эффективной основы по защите прав человека.
5. Сделать выводы и предложения по совершенствованию механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.
Методологическая основа исследования – общенаучные (исторический, логический) и политологические (системный анализ) методы.
Для успешного достижения задач данного исследования потребовалось изучение большого числа документов ООН, связанных с защитой прав человека и реализацией принципов и целей устойчивого развития. В числе них: Всеобщая декларация прав человека7, Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды8, принятая Конференцией Организации Объединенных Наций в Стокгольме в 1972 г., Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее»9, Повестка дня на XXI век10, Декларация тысячелетия ООН11, резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 27 июля 2012 года 66/288 «Будущее, которого мы хотим». Особое место среди них занимает резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года 70/1, которая получила название «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» и поставила цели развития перед мировым сообществом, которые необходимо достичь 2030 г. для предотвращения глобального антропогенного кризиса.
Данная работа опирается также на результаты исследований, как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди отечественной литературы по данному вопросу особого внимания заслуживают монография Карташкина В.А. «ООН и международная защита прав человека в ХХI веке»12 о современной системе защиты прав человека, монография А.А.Алимова, М.А.Ермолиной, Ю.Г.Дунаевой и других авторов «Гуманитарные аспекты устойчивого развития»13, а также труды А.Д. Урсула, чья исследовательская работа посвящена будущему концепции устойчивого развития и перспективам имплементации ее во все сферы жизни общества. Следует также отметить монографию А.М. Солнцева «Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека»14. Среди зарубежных исследователей следует выделить монографию Де Сальвиа М. «Европейская конвенция по правам человека», а также исследование по проблемам защиты прав и свобод человека, проведенное Marks S.15 и работу Du Pisani Jacobus A. об истории формирования концепции устойчивого развития16.
Проведенный анализ показал, что, несмотря на то, что правозащитные организации в своих докладах регулярно подчеркивают важность укрепления национальных институтов защиты прав человека в целях предотвращения их нарушений, пока не созданы механизмы международного контроля, которые бы могли наложить санкции на те государства, которые не исполняют свои обязательства по защите прав и свобод человека в пределах своих границ. На данном этапе суверенитет государственной власти оказывается выше ответственности за нарушение международных соглашений.
В выпускной квалификационной работе сделан вывод о том, что особое значение для укрепления уважения прав и свобод человека имеет доступ к образованию. Как отмечено во многих международных актах, проблема неграмотности тесно связана с проблемой бедности. Эти два фактора, на наш взгляд, становятся одними из самых важных для совершенствования механизмов защиты прав человека. К сожалению, до сих пор правительства многих стран не могут обеспечить своим гражданам равный доступ к качественному образованию ввиду отсутствия средств и инфраструктуры.
Указанные проблемы отражают недостатки не каких-то определенных учреждений, ответственных за продвижение прав и свобод, а самой международной системы защиты прав человека.
Не первый год ведутся дискуссии о необходимости реформирования Организации Объединенных Наций. Она была создана более 70 лет назад, и в той форме, в которой существует сейчас, не отвечает должным образом вызовам XXI века. ООН неузнаваемо изменилась с момента своего создания в 1945 г.: все значительнее становится влияние на ее деятельность развивающихся стран, составляющих подавляющее большинство среди членов ООН, неизмеримо возросло влияние и масштаб решаемых Организацией проблем.
Полагаю, что ООН обладает достаточным потенциалом для того, чтобы стать глобальным инструментом, способным на деле бороться с различного рода кризисами. Однако для этого международному сообществу необходимо расширять спектр подходов к улучшению развития современной цивилизации, реформировать ООН с учетом складывающейся ситуации в современном глобализирующимся мире.
В настоящем исследовании сделан вывод о том, что мировому сообществу необходимо сделать переход от принятия различных деклараций и договоров к их всеобщему исполнению. В XX веке для этого были созданы все необходимые условия и предпосылки. Практически во всех регионах мира существуют механизмы по защите прав и свобод человека, однако мало где наблюдается реальный прогресс в решении данной проблемы. Принципы и нормы по защите прав человека приобрели в современных международных отношениях универсальный характер, ценности правового государства становятся реальными. Однако их реализация сталкивается с неравномерностью политического, экономического, социального развития государств.
Именно поэтому особое значение имеет реформирование международных контрольных органов в целях расширения их компетенции и влияния на мировое сообщество. Для того чтобы международная система по защите прав человека обрела по-настоящему глобальный характер, необходим подход, имплементация которого во все сферы жизнедеятельности общества позволила бы дать новый толчок развитию человечества и движения в защиту прав и свобод человека в направлении, более устойчивому к воздействию как внешних, так и внутренних факторов.
Таким подходом, как представляется, может стать провозглашенная мировым сообществом концепция устойчивого развития, начало которой было положено в конце 90-х гг. прошлого века. Проблемы, вызванные неконтролируемым экономическим ростом и ведущие к резкому ухудшению состояния окружающей среды, оказывают воздействие на все аспекты жизнедеятельности человека, которые находятся под международно-правовым контролем. Изменение климата потенциально оказывает негативное воздействие на реализацию таких прав, как право человека на достаточное жилище, на достаточный жизненный уровень, право человека на доступ на воде, т.е. на те права, которые являются необходимым минимумом для выживания человека. От защиты этих прав зависит реализация всех остальных. Поэтому в целях защиты всех прав и свобод человека необходимо обеспечить должный уровень охраны окружающей среды.
Первый принцип Стокгольмской декларации, принятой на Конференции еще в 1972 г., гласит: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений».
Нельзя не заметить, что развитие человечества долгое время не характеризовалось понятием «цели». Переход от стихийного к осознанно-целевому развитию в глобальном масштабе стал необходимым, когда стало ясно, что стихийное развитие человечества, подразумевающее первостепенность индивидуальных и корпоративных интересов, может привести к гибели человечества уже в этом столетии.
Начав свое становление с осознания проблем окружающей среды, стратегия устойчивого развития охватывает все больше сфер человеческой деятельности. Возможность выживания цивилизации зависит не только от решения проблем окружающей среды, но и от более широкого спектра проблем развития человечества.
Поэтому особенно важным этапом в продвижении идеи защиты экологических прав человека представляется проведение в 1992 г. Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в Рио-де-Жанейро, по завершению которой человечество впервые в истории поставило цель – перейти к социоприродному устойчивому развитию как средству предотвращения глобальных антропогенных катастроф для обеспечения существования человечества на будущие неопределенно долгие времена. С тех пор процесс выдвижения целей развития стал неотъемлемой чертой деятельности мирового сообщества по защите окружающей среды в интересах нынешнего и будущих поколений.
В сентябре 2015 г. в Нью-Йорке прошел Саммит ООН по принятию новой повестки дня в области устойчивого развития с 17 целями, получившей название «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В течение предстоящих 15 лет, за которые должны быть достигнуты эти универсально применимые новые цели, страны активизируют усилия, направленные на искоренение нищеты во всех ее формах, борьбу с неравенством и решение проблем, связанных с изменением климата, и обеспечения того, чтобы никто не был забыт.
Цели в области устойчивого развития и связанные с ними задачи являются глобальными по своему характеру и универсально применимыми и при этом учитывают различные уровни развития в мире и принимают во внимание национальные стратегии и приоритеты. Главная особенность ЦУР состоит в том, что они в максимальной степени сосредоточены на мобилизации финансовых ресурсов, развитии технологий, объединении различных институтов, учреждений, групп, мирового сообщества в целом.
Очевидно, что стратегия устойчивого будущего существует на сегодняшний момент лишь в идеальной форме, т.е. в качестве желаемого развития, которое может реализоваться только в том случае, если человечество в целом предпримет соответствующие меры по его воплощению. Для этого должны быть задействованы все возможные механизмы управления, контроля и мобилизации на всех уровнях. Национальные и глобальные процессы внедрения принципов устойчивого развития должны идти одновременно, подпитывая друг друга, несмотря на то, что переход к новой цивилизационной парадигме возможен лишь в глобальном масштабе. Сегодня документы ООН носят лишь рекомендательный характер, представляя собой механизм мягкого права, который мобилизует на их соблюдение и реализацию международного общественного мнения. В связи с этим от мягкого права устойчивого развития необходимо перейти к международным обязывающим правовым документам, которые будут контролировать в мировом масштабе переход к устойчивому развитию. На современном этапе нормативно-правовой процесс обеспечения безопасного перехода к устойчивому развитию формируется на уровне самих государств-членов ООН. Однако необходимо расширять данный процесс, вовлекая в него новые акторы мировой политики. Появляется планетарный субъект обеспечения всеобщей безопасности – это все человечество, ведь переход к устойчивому развитию становится по-настоящему глобальным движением. Отдельный человек и различные объединения также становятся акторами обеспечения безопасности, как на государственном, так и на глобальном уровнях.
Переход к устойчивому развитию предполагает согласованные действия большинства стран по решению глобальных проблем. Вместе с тем, очевидно, что идея устойчивого развития не может быть реализована в мире, разделенном социально-экономическими, политическими и культурными барьерами. Поэтому должен сложиться новый миропорядок, должно быть положено начало формированию глобального гражданского общества, в котором максимально полно будут обеспечены права и свободы граждан с учетом интересов будущих поколений.
Выдвижение идеи устойчивого развития представляет собой инновационное глобальное мировоззрение, ориентированное на гуманистическую цель – спасение всего человечества. До этого момента не было предложено никаких других глобальных проектов, имеющих достаточный потенциал для изменения мира. Очевидно, что если человечество сможет добиться имплементации данной концепции во все сферы своей жизни, то прогресс будет достигнут не только в снижении нагрузки на окружающую человека среду, но и в реализации прав каждого на достойную жизнь и на развитие.
1. Всемирная хартия природы
2. Всеобщая декларация прав человека
3. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды
4. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы
5. Декларация о праве на развитие
6. Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека
7. Декларация прав человека и гражданина
8. Декларация тысячелетия ООН
9. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее»
10. Доклад Генерального секретаря «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» A/59/2005 от 21.03.2005
11. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
12. Европейская социальная хартия
13. Межамериканская конвенция по правам человека
14. Международный билль о правах человека
15. Парижское соглашение
...