ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЧЕНИЙ ИМПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗДЕЛ II ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ИМПОРТА ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ 28
РАЗДЕЛ III НАПРАВЛЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ ТОВАРОВ НА ТАМОЖНИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ИМПОРТА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Актуальность темы дипломного исследования. Проблемы коренной перестройки таможенного законодательства в современных условиях развития российской таможни приобретают особую значимость. Это обуславливается появлением новых форм интеграционных объединений между странами, происходящими структурными изменениями экономики, интенсификацией производства и как следствие развитием внешнеторговых отношений.
Очевидно, что повышение роли интеграционных процессов в мировой экономике повлекло за собой развитие множества методов регулирования внешнеторговой деятельности в целях защиты экономики государств, участвующих в международной торговле. Разными странами вводятся отдельные ограничения во внешней торговле, направленные в первую очередь на поддержание своего внутреннего рынка, а также защиту потребителей от неправомерно ввезенной или вывезенной недоброкачественной продукции.
Наиболее эффективным регулятором внешнеторгового оборота на сегодняшний день выступают нетарифные методы, занимающие ключевое место в процессе разработки внешнеэкономической политики страны и ее реализации. Нетарифные ограничения являются неотъемлемой частью регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) международных экономических организаций, путем введения количественных ограничений, а также иных запретов и норм для соблюдения одного из необходимых условий успешного функционирования государства - экономической безопасности.
В последнее время экономические санкции стали следствием введения запретов на значительный перечень продовольственных импортных товаров со стороны России. Изменения, происходящие в мировой экономике и международных экономических отношениях, вызванные ведением санкционной политики между странами свидетельствуют о наличии различных нетарифных барьеров. С одной стороны, они защищают внутренний рынок, но с другой стороны влекут снижение спроса на товары из-за более высокой цены.
Следовательно, в условиях действия санкций в нашей стране особую актуальность приобретают вопросы совершенствования нетарифных инструментов в системе мер государственного регулирования ВЭД по сдерживанию нежелательного импорта, возникающего при расширении международной торговли, и ведущего к дисбалансу между показателями внешнеторгового оборота.
Степень разработанности темы. Изучению проблем нетарифных ограничений внешней торговли в системе государственного регулирования ВЭД посвящено значительное количество публикаций в отечественных периодических научных изданиях.
Теоретические основы экономической сущности мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, а также подходы к их классификации подробно изложены в работах В.В. Килина, О.В. Калининой, А.В. Кулешова, А.А. Семенихиной, С.А. Хапилина . В них описаны методы государственного регулирования внешней торговли, приводится классификация нетарифных ограничений, обосновывается повышение роли нетарифных мер. При этом особое внимание авторы уделяют рассмотрению запретов и ограничений, применяемых к отдельным группам ввозимых на таможенную территорию России товаров и вывозимых за ее пределы.
Некоторым проблемным вопросам развития нетарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в том числе и в России, как одной из стран-участниц союза посвящены труды А.А. Дубровской, Е.В. Дробота, Е.С. Киреенко, Ю.С. Суховой1. В своих работах специалисты проводят анализ практики применения нетарифных мер экономического характера в отношении отдельных видов товаров и предлагают перспективные пути решения выявленных проблем, которые направлены в первую очередь на повышение эффективности применения нетарифных ограничений в рамках ЕАЭС.
В исследованиях К.Ю. Кутузовой, Е.А. Обуховой, Е.И. Пантелеевой, С.К. Семенова, К.М. Татарникова, К.П. Федоренко рассматриваются особенности влияния нетарифных мер регулирования на импорт товаров в Российскую Федерацию, вопросы импортозамещения, а также обуславливается роль протекционистской функции государства в контексте расширения международных экономических отношений и развития секторов экономики России.
В указанных выше трудах представлены аспекты, затрагивающие механизмы и проблемы нетарифного регулирования внешней торговли, что говорит о значимости изучения данной тематики. В связи с быстрыми изменениями законодательно-правовых актов, а также созданием ЕАЭС необходимо разработать систематический подход к исследованию совершенствования существующих проблем нетарифных ограничений импорта товаров в Российской Федерации.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью изучения нетарифных ограничений импорта товаров в Российской Федерации и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по оптимизации данного процесса на региональном уровне. На практике неразрешенность этого противоречия приводит к снижению эффективности нетарифных мер в системе методов государственного регулирования ВЭД.
Объектом дипломного исследования выступают нетарифные ограничения импорта товаров.
Предметом дипломного исследования являются нетарифные отношения, складывающиеся в процессе нетарифных ограничений импорта товаров на региональном уровне.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию нетарифных ограничений импорта товаров в системе мер нетарифного регулирования ВЭД.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы нетарифных ограничений импорта товаров в Российской Федерации;
- проанализировать практику применения нетарифных ограничений импорта товаров на примере Белгородской таможни;
- предложить направления совершенствования нетарифных ограничений импорта товаров на примере Белгородской таможни.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на основных положениях, касающихся изучения проблем нетарифного регулирования ВЭД, описанные в работах отечественных исследователей В.А. Нестеровой, Н.Г. Ныровой, Ф.И. Салпагаровой, О.В. Тахумовой, В.Ф. Хайрнасовой, которые позволяют дать оценку мерам экономического и административного воздействия на импорт, как основных инструментов таможенной политики и развития внешнеэкономических связей в целом. Особое влияние на формирование теоретических основ исследования оказали фундаментальные и прикладные труды, раскрывающие сущность подходов классификации нетарифных ограничений, форм и методов нетарифного регулирования ВЭД и некоторые направления по разработке современных механизмов для поддержания экономики государства .
В процессе изучении проблемного вопроса исследования основными методами выступали: сравнение, описание, логический метод, метод системно-структурного анализа для изучения понятий и процессов применения запретов и ограничений во внешней торговле, графический, табличный, статистико-экономический метод.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты, регламентирующие механизмы нетарифного регулирования ВЭД на территории ЕАЭС , законодательные акты, предусматривающие применение нетарифных ограничений импорта товаров в процессе государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации1, а также официальные данные статистических источников .
Научно-практическая значимость. Проведенный в дипломном исследовании анализ во многом позволит расширить знания, затрагивающие правовые основы и особенности нетарифного регулирования как метода государственного регулирования ВЭД на региональном уровне. Исследование содержит основные рекомендации по совершенствованию нетарифных ограничений импорта товаров на примере Белгородской таможни, которые позволят в первую очередь обеспечить эффективное экономическое развитие региона, а также разработать меры по внешнеэкономической безопасности и стабилизации внешнеторгового оборота.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные в процессе дипломного исследования выводы и утверждения дополняют выявленные ранее положения о нетарифных ограничениях импорта товаров.
Структура дипломного исследования представлена введением, тремя основными разделами, заключением, списком источников и литературы, приложениями.
Государственное регулирование ВЭД направлено на поддержание внешнеэкономического равновесия в структуре экспорта и импорта, стимулирования отечественного товаропроизводителя по наращиванию отечественной продукции и привлечение инвестиционных капиталов в экономику страны. Нетарифные ограничения внешнеторговой деятельности являются эффективным средством по регулированию объема ввозимых и вывозимых товаров (работ, услуг), посредством которых правительственные органы могут оказывать воздействие на цену и количество импортируемого иностранного товара.
На практике применение нетарифных мер обусловлено рядом целей: необходимостью выполнения обязательств государства по заключенным международным договорам; обеспечение безопасности государства; защита отечественных товаропроизводителей; защита здоровья населения; защита среды обитания человека; защита культурного состояния государства; защита фауны и флоры.
Государственными контрольными органами в рамках проведения внешнеторговой, таможенной политики государства могут вводиться следующие нетарифные ограничения по сдерживанию импорта товара: таможенные формальности, технические процедуры, антидемпинговые процедуры, импортные процедуры, квотирование, лицензирование. При этом правовое регулирование по применению различного рода запретов и ограничений может осуществляться как на уровне ЕАЭС, так и на уровне законодательства Российской Фежерации.
Белгородская таможня входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством ЦТУ, которому непосредственно подчинена Белгородская таможня.
Отдел товарной номенклатуры происхождения товаров и торговых ограничений Белгородской таможни является структурным подразделением Белгородской таможни, которое отвечает за эффективность применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД. К числу основных направлений деятельности ОТНПТиТО относятся:
- проверка правильности определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, и своевременное пресечение и выявление недостоверного декларирования;
- контроль полноты заполнения графы 31 ДТ в соответствии с профилями риска;
- выявление и пресечение случаев, связанных с недостоверным отражением декларантами сведений по стране происхождения перемещаемого через таможенную границу ЕАЭС товара;
- контроль за соблюдением участниками ВЭД запретов и ограничений;
- контроль за совершением таможенных операций с товаром, в отношении которого могут применяться (не применяться) тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством стран-участниц ЕАЭС и РФ.
Рассмотрение основных направлений деятельности ОТНПТиТО, в том числе касающиеся порядка осуществления документального контроля, состояния экспортно-импортных отношений Белгородской области со странами дальнего зарубежья (ДЗ) и СНГ в разрезе товарной структуры экспорта и импорта, а также анализ объемов грузооборота таможни за 2014-2016 гг. позволяет выделить в качестве основных проблем нетарифного регулирования импорта товаров следующие:
1. Вследствие введения политических и экономических санкций со стороны ряда стран в отношении России в качестве основной проблемы на Белгородской таможне является снижение общего объема выпущенных ДТ по импортным операциям.
2. Чрезмерная зависимость от импорта некоторых групп товаров (машиностроительная продукция) способствует развитию «серого» импорта при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС.
3. Проведенный анализ товарной структуры импорта Белгородской области свидетельствует о низкой конкурентоспособности отечественного производства готовой продукции в виде машин, оборудования. Следовательно, в ближайшее время в силу сложившихся экономических и политических обстоятельств необходимо проведение более эффективной политики импортозамещения с целью переориентации товарной структуры импорта страны.
Совершенствование нетарифных ограничений импорта товаров в Белгородской области, в первую очередь, должно происходить с учетом деятельности таможенных органов Белгородской таможни с одновременным созданием благоприятных условий по продвижению отечественной продукции, развитию конкуренции инновационных товаров, а также проведения эффективной политики импортозамещения.
Таким образом, в качестве приоритетных мероприятий по поддержанию внешнеэкономических отношений области и налаживанию эффективной работы Белгородской таможни были определены:
- совершенствование информационно-технического обеспечения в работе таможенных органов (оптимизация приемов по использованию СУР) путем утверждения проектов региональных и целевых профилей рисков;
- создание специализированных мобильных групп в таможенной службе для более «плотного» взаимодействия с правоохранительными органами (например, подразделения МВД), органами Россельхознадзора и иными контролирующими ведомствами, осуществляющими выборочный контроль за ввозом и вывозом товаров и транспортных средств на участках государственной границы России;
- совершенствование автоматизированного выявления рисков недостоверной классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС за счет использования двух основных инструментов: единой базы по выявлению существующих рисков, содержащихся в профилях рисков и единой библиотеки решений по классификации товаров;
- разработка классификационной системы запретов и ограничений на основе утвержденной классификационной системы нетарифных ограничений, разработанной ЮНКТАД;
- развитие таможенной статистики, которая отражает объемы и товарную номенклатуру ввезенных и вывезенных товаров, и выявление основных партнеров Белгородской области;
- развитие импортозамещающих производств в области путем государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Международные правовые акты». Информ. банк «Международное право».
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) [Текст] (ред. от 08.05.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») [Электронный ресурс] : Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 (ред. от 15.11.2016) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
4. Об Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров [Текст] : Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 262 (ред. от 02.07.2014) // Таможенный вестник. - 2010. - № 12. - июнь.
5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
9. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.
10. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Российская газета. - 2004. - № 162. - 31 июля.
11. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров [Электронный ресурс] : федер. закон от 08 декабря 2003 г. № 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
12. О валютном регулировании и валютном контроле [Текст] : федер. закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. - 2003. - № 253. - 17 декабря.
13. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
14. О защите конкуренции [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
15. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 28 декабря 2010 г. 394-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 2010. - № 296. - 30 декабря.
16. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р (ред. от 12.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 28. - Ст. 3926.
17. О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
18. О Федеральной таможенной службе (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе») [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 (ред. от 01.07.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
19. Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 06 марта 2012 г. № 191 (ред. от 12.08.2015) // Собр. законодательства Рос. Федераци. - 2012. - № 12. - Ст. 1415.
20. Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении [Текст] : Приказ ФТС России от 26 мая 2011 г. № 1067 (ред. от 06.03.2014) // Таможенные ведомости. - 2011. - 8 августа.
21. О порядке сбора, обработки, передачи электронных копий деклараций на товары и формирования баз данных всех уровней в рамках Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов [Текст] : Приказ ФТС России от 23 декабря 2008 г. № 1648 (ред. от 09.06.2012) // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». Информ. банк. «Версия Проф.». Разд. «Законодательство».
22. Алябьева, К. Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования [Текст] / К. Алябьева, В. Коварда // Молодой ученый. - 2016. - № 20. - С. 252-254.
23. Бернев, А. Э. Комментарий к Федеральному закону от 08 декабря
2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» [Электронный ресурс] /
А. Э. Бернев, Н. В. Богатырева, О. А. Стрижова (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Постатейные комментарии и книги».
24. Быков, А. М. О таможенном контроле товаров Таможенного союза, перемещаемых через таможенную границу [Текст] / А. М. Быков // Научно-теоретический журнал. - 2016. - № 3. - С. 22-28.
25. Дробот, Е. В. Направления повышения эффективности нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС и вступления в ВТО [Текст] / Е. В. Дробот // Структурные реформы для стимулирования роста экономики регионов: опыт России и ФРГ. Материалы Международной науч.-практ. конф. / под ред. Л. П. Совершаевой. - СПб. : ООО «Скифия-принт», 2014. - С. 155-159.
26. Дробот, Е. В. Проблемы и перспективы развития системы управления рисками как метода таможенного администрирования и рычага воздействия при выявлении признаков возможного нарушения законодательства о таможенном деле [Текст] / Е. В. Дробот, А. В. Клевлеева // Таможенные чтения - 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: взгляд молодых лидеров: сб. материалов Всероссийской молодежной науч.-практ. конф. / под общ. ред. проф. С. Н. Гамидуллаева. - СПб. : Санкт- Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2015. - С. 120-123.
27. Дробот, Е. В. Защитные меры в современной системе регулирования международной торговли [Текст] / Е. В. Дробот, Кутузова А. О. / Таможенные чтения - 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: взгляд молодых лидеров: сб. материалов Всероссийской молодежной науч.-практ. конф. / под общ. ред. проф. С. Н. Гамидуллаева. - СПб. : Санкт- Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2015. - С. 128-131.
28. Дубровская, А. Перспективы развития нетарифного регулирования в России [Текст] / А. Дубровская, Е. Киреенко // Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей: материалы Региональной науч.-практ. интернет-конф. / отв. ред. канд. экон. наук, доц. Т. А. Танганова. - Улан-Удэ : ВСГУТУ, 2015. - С. 67-70.
29. Зуева, Т. С. Удаленный выпуск как результат развития технологии интернет-декларирования [Текст] / Т. С. Зуева // Таможенное дело. - 2015. - № 3. - С. 3-5.
30. Кабаков, В. С. Точнее, проще, справедливее [Текст] /
B. С. Кабаков // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - 2015. - № 7. - С. 17-27.
31. Калинина, О. В. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России [Текст] / О. В. Калинина // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2016. - № 5. - С. 124-132.
32. Килин, В. В. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности России в условиях Таможенного союза ЕврАзЭС и ВТО [Текст] / В. В. Килин // Управленец. - 2014. - № 4 (50). - C. 20-28.
33. Коробов, А. А. Система управления рисками: проблемы внедрения и реализации в таможенных органах России [Текст] / А. А. Коробов // Молодой ученый. - 2016. - № 10.1. - С. 31-36.
34. Кулешов, А. В. Классификация мер нетарифного регулирования: мировой опыт и особенности классификации в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации [Текст] / А. В. Кулешов // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала РТА. - 2014. - № 4 (52). - С. 44-52.
35. Кутузова, К. Ю. Практика политики протекционизма Российской Федерации и ее влияние на внешнюю торговлю [Текст] / К. Ю. Кутузова, С. К. Семенов // Молодежь и XXI век - 2015 : материалы V Международной молодежной науч. конф. (26-27 февраля 2015 года), в 3-х томах, Том 1 / под общ. ред. А. А. Горохова. - Курск : ЗАО «Университетская книга», 2015. - С. 129-131.
36. Нырова, Н. Г. Оценка внешнеэкономической деятельности российских промышленных предприятий в условиях государственного регулирования [Текст] / Н. Г. Нырова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 94-98.
37. Обухова, Е. Влияние нетарифных мер регулирования на импорт в Российскую Федерацию овощей и некоторых съедобных корнеплодов [Текст] / Е. Обухова, К. Татарников // Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей: материалы Региональной науч.-практ. интернет-конф. / отв. ред. канд. экон. наук, доц. Т. А. Танганова. - Улан-Удэ : ВСГУТУ, 2015. - С. 148-149.
38. Овсянников, С. А. Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / С. А. Овсянников, Г. Н. Комкова / (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Постатейные комментарии и книги».
39. Пантелеева, Е. Особенности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования взаимной торговли между Россией и Индией [Текст] / Е. Пантелеева, К. Федоренко // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 4. - С. 67-87.
40. Попова, Д. А. Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза [Текст] / Д. А. Попова // Молодой ученый. - 2014. - № 14. - С. 175-177.
41. Салпагарова, Ф. Экономические и административные нетарифные ограничения ВЭД [Текст] / Ф. Салпагарова, О. Тахумова // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей победителей IV Международной науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. - Пенза : «Наука и Просвещение», 2016. - С. 159-161.
42. Семенихина, А. А. Сущность нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и ее значение на практике [Текст] / А. А. Семенихина // Научный альманах. - 2016. - № 9-1 (23). - С. 153-158.
43. Сухова, Ю. С. Анализ мер нетарифного регулирования в рамках Таможенного союза [Текст] / Ю. С. Сухова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2014. - № 6. - С. 240-243.
44. Хайрнасова, В. Экспортный контроль в России: анализ судебной практики [Текст] / В. Хайрнасова, В. Нестерова // Молодой ученый. - 2016. - № 10.1. - С. 60-62.
45. Хапилин, С. А. Направления имплементации европейского опыта таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности [Текст] / С. А. Хапилин // Бизнес в законе. - 2013. - № 1. - С. 227-232.
46. Чекмарева, Г. И. Возможности управления таможенными операциями на современном этапе [Текст] / Г. И. Чекмарева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 1-7.
47. Чернышевская, Е. А. Таможенно-тарифное регулирование [Текст] / Е. А. Чернышевская // Вестник Российской таможенной академии. - 2014. - № 3 (28). - С. 151-159.
48. Шишканова, Е. Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны [Текст] / Е.Э. Шишканова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - № 6. - С. 86-90.
49. Бакаев, М. М. Таможенно-тарифные инструменты в системе правового регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] : дис. ... канд. эконом. наук : 25.00.01 / М. М. Бакаев. - М., 2013. - 122 с.
50. Павлова, Е. Е. Таможенно-тарифное регулирование импорта в России [Текст] : дис. . канд. эконом. наук : 08.00.09 / Е. Е. Павлова. - СПб., 2012. - 104 с.
51. Топкова, И. А. Информационное обеспечение инновационных таможенных технологий в условиях риска [Текст] : дис. . канд. эконом. наук : 08.00.05 / И. А. Топкова. - СПб., 2015. - 180 с.
52. Хапилин, С. А. Развитие Евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования [Текст] : дис. . док. эконом. наук : 08.00.14 / С. А. Халин. - Ростов-на-Дону, 2015. - 510 с.
53. Общая информация о Белгородской таможне [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центрального таможенного управления. - Режим доступа: http://ctu.customs.ru/index.
54. Банк данных «Таможенное законодательство» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной таможенной службы. - Режим доступа: http://customs.consultant.ru/.
55. Официальная статистика «Внешняя торговля» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа : http://www.gks.ru.