Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема участия России в миротворческих операциях на территории Югославии в 1992-2003 гг

Работа №135379

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Внешняя политика России в контексте конфликта на Балканах 13
1.1. Балканская политика Москвы в первые годы кризиса в Югославии 14
1.2. Внешняя политика России во время косовского конфликта 24
Глава 2. Участие российского воинского контингента в миротворческой операции в бывшей Югославии 31
2.1. Участие российского воинского контингента в миротворческой операции в Хорватии и Боснии 32
2.2. Участие российского воинского контингента в миротворческой операции в Косово 41
Глава 3. Уроки и последствия миротворческой деятельности РФ на территории бывшей Югославии 56
Заключение 75
Список литературы


Для современной международной обстановки характерно увеличение числа локальных вооруженных столкновений на основании межэтнических и межрелигиозных конфликтов. С окончанием холодной войны сила стала главным аргументом при решении споров, враждующие стороны всё меньше предпочитают договариваться. Особую озабоченность вызывает тот факт, что последствия военных действий оказывают прямое влияние на европейскую безопасность и безопасность России в частности. Россия как страна, претендующая на роль региональной сверхдержавы, вынуждена реагировать на возникающие угрозы как у своих границ, так и за её пределами. Усилия России направлены на то, чтобы совместно с международным сообществом положить конец конфликтам, склонить стороны к переговорам. Югославские войны имеют схожие черты с современными конфликтами.
Так, конфликт на территории Донецкой и Луганской областей Украины имеет схожие черты с балканским кризисом. Как и в ситуации с Югославией, боевые действия происходят на территории Европы. Однако теперь вооруженные столкновения происходят прямо у границ Российской Федерации, поэтому мирное урегулирование украинского кризиса является одной из актуальных задач для российской внешней политики. Межнациональный конфликт на Украине повторяет хорватский сценарий, в котором вследствие развала Союзного государства на территории новообразованной страны появляются анклавы, отличающиеся по национальному составу и тяготеющие к соседнему государству. Миротворческая миссия в Хорватии была первой на территории Югославии, именно с неё началось активное продвижение НАТО на Балканах. В отношении украинского конфликта также идет активное обсуждение возможности проведения миротворческой операции. Поэтому анализ югославского опыт не теряет свою актуальность.
В результате сирийского конфликта Европу захлестнул огромный поток беженцев, который застал европейские страны врасплох. В последний раз такое масштабное перемещение большого количества людей было во время боснийского конфликта. Прослеживаются и другие параллели сирийского конфликта с конфликтом в Югославии. Так, Россия и Европа поддерживают разные стороны конфликта, что усложняет процесс мирного урегулирования. Западные страны оказывают давление на Россию, полагая, что российское руководство поддерживает виновных в зверствах по отношению к собственному народу. Точно так же Североатлантический альянс активно склонял к сотрудничеству руководство молодой России в начале 1990-ых годов, убеждая, что исключительно боснийские сербы несут ответственность за военные преступления, а потому требуется нанести им военное поражение для установления мирного процесса. Как в 1990-ых, так и сейчас западные страны стремятся использовать Россию как ключ к несговорчивой стороне: в том числе благодаря усилиям российских дипломатов сербы шли на многочисленные уступки как в боснийском, так и в косовском конфликтах. Того же сейчас ожидают от России и в отношении сирийского руководства. Однако Российская Федерация занимает активную позицию как на переговорах, так и на поле боя, поэтому усилия многих западных политиков направлены на то, чтобы склонить российское руководство к сотрудничеству и действию в рамках коалиции.
Первый и последний опыт взаимодействия сил НАТО и России произошёл именно в рамках югославского конфликта. Уже в начале миротворческой миссии в Хорватии стало очевидно, что операция ООН не способна решить сложившуюся проблему в условиях активных боевых действий гражданской войны. Совместными усилиями России и НАТО были сформированы многонациональные миротворческие силы, которые имели широкий круг целей и задач и должны были способствовать установлению мира. Был создан уникальный механизм взаимодействия между российскими и западными военными, который затем был применен и в миротворческой операции в Косово. Впервые бывшие противники по холодной войне бок о бок работали над установлением мира и порядка. С 1995 по 2003 года российские военные, по воспоминаниям их коллег по коалиции, успешно несли службу в горячей точке Европы. Однако, несмотря на это, вывод российских миротворцев был стремительным и внезапным. Объяснить, почему Российская Федерация покидает Балканы, было сложно. Также, как и объяснить, с какой целью Россия так стремилась участвовать в югославских операциях.
Цель и задачи данной работы: в сложившейся международной обстановке, когда нашу страну снова стремятся активно привлечь к участию в коалиционных действиях, крайне важно и актуально подробно изучить опыт взаимодействия российских и западных военных, проследить процесс принятия решений российским руководством относительно участия российского миротворческого контингента и проанализировать допущенные ошибки. Для этого необходимо проследить деятельность российских миротворцев параллельно с развитием ситуации в Югославии начиная с операции в рамках миссии ООН и заканчивая выводом российских войск из Боснии и Косово.
Анализ источников: В первую очередь представляют интерес документы, имеющиеся в открытом доступе в сети Интернет, в специализированных журналах, таких как «Дипломатический» вестник» МИД РФ, и в специальных сборниках . Проследить политику России по балканскому кризису можно, опираясь на официальные документы президента РФ (послания президента, выступления, заявления, интервью) и его помощников и советников. Представляют особый интерес материалы российского МИД (выпущенные заявления, пресс-конференции, брифинги). Чтобы составить целостную картину внутренней политики РФ и её влияние на позицию России в югославском кризисе, необходимо изучить документы Верховного Совета и Государственной Думы Российской Федерации. В первую очередь, речь идёт о постановлениях и обращениях к президенту РФ.
Важную роль для всестороннего рассмотрения югославского кризиса играют документы международных организаций. Особое внимание заслуживают доклады Генерального Секретаря ОБСЕ, доклады и письма Генерального Секретаря ООН, резолюции Совета Безопасности по югославскому кризису. Анализируя предложения тех или иных стран и голосование по резолюциям, можно судить о позиции государств относительно балканского конфликта. Документы Контактной Группы крайне важны для изучения, так как в работе данного органа принимала непосредственное участие Россия, а решения этой группы напрямую влияли на переговорный процесс по Югославии. Документы КГ относятся к документации Организации Объединенных Наций.
Сводки информационных агентств, таких как ИТАР-ТАСС, и материалы средств массовой информации помогают составить картину освещения балканского кризиса в периодической печати, содержат интервью с высокопоставленными людьми, ответственными за принятие решений относительно югославского кризиса. В частности, интерес представляют газеты «Коммерсант», «Российская газета», материалы телеканалов «Вести-24» и «НТВ».
Кроме того, важное значение имеют воспоминания политиков - непосредственных участников переговорного процесса и мирного урегулирования. В мемуарах Бориса Николаевича Ельцина освещается период, предшествовавший Дейтонским соглашениям. Отражены колебания, нарастающее недоверие между Россией и Западом, в том числе разочарование тем, что западные партнеры отказывались рассматривать Россию как важную и неотъемлемую часть европейской системы безопасности. Воспоминания Е.М.Примакова позволяют судить о произошедших изменениях позиции российского руководства по отношению к западным странам. Попытки проводить прозападный курс в надежде на включение России в круг равноправных партнеров не оправдались, проводится анализ допущенных ошибок и предлагается иной подход по отношению к балканским странам.
Воспоминания западных политиков также имеют огромное значения для того, чтобы составить объективную картину поведения России на международной арене. В частности, заслуживают внимания мемуары Ричарда Холбрука, одного из авторов Дейтонских соглашений. В них он подробно рассказывает о том, как американские дипломаты склоняли российские власти к содействию и давлению на боснийских сербов. Косовский конфликт, его разрешение и взаимодействие с Россией по вопросу миротворческого процесса рассматривается в мемуарах Строуба Тэлботта, в которых он не стесняясь рассказывает о том давлении, которое оказывалось на президента РФ со стороны американской администрации, о ходе переговоров с министром иностранных дел Ивановым по вопросам размещения российского миротворческого контингента в Косово. Дополняют эти воспоминания мемуары госпожи Мадлен Олбрайт , которая рассказывает о своем отношении к участию России в урегулировании косовского конфликта и размещению российских войск в Косово. В частности, глава Госдепа США настаивала на том, чтобы Россия не получила отдельный сектор в Косово, так как, по её мнению, это привело бы к разделению края. Анализ литературы: На данный момент отсутствуют фундаментальные исследования миротворческой деятельности России в Югославии. В России югославским кризисом занимаются преимущественно специалисты Института Славяноведения Российской Академии Наук. Основными темами их исследований является история Балкан, внешняя политика балканских государств, косовский и боснийский кризис, Дейтонские соглашения, внешняя политика России по отношению к балканским государствам. Однако проблемам российского миротворчества уделяется недостаточное внимание.
Так, из работ, посвященных теме миротворческого контингента, можно выделить сборник статей “Наши миротворцы на Балканах” , подготовленный в Центре по изучению современного балканского кризиса при Институте Славяноведения РАН. Непосредственные воспоминания участников миротворческой операции, безусловно, интересны с исторической точки зрения, однако большая часть имеет чёткую эмоциональную окраску, авторы не ставят перед собой цель быть объективными.
В работе Валецкого О.В. “Миротворческие силы в войне против Югославии” рассматривается миротворческая операция ООН, а затем и МНС в целом, делая акцент на характере действий сил Североатлантического блока. Рассматривается тактика западных военных, анализируется опыт применения новейших вооружений в условиях ограниченного конфликта. Тем не менее, действиям российского военного контингента уделяется мало внимания, российские миротворцы рассматриваются лишь в контексте общей миротворческой миссии.
Наиболее подробно деятельность российских военных рассматривают в своих работах бывшие военные Ю.В.Морозов, В.В.Глушков и А.А.Шаравин, а также в совместной книге “Балканы сегодня и завтра: военно-политические аспекты миротворчества”. В данной работе заслуживают внимание технические аспекты военной операции, подробное описание механизма взаимодействия вооруженных сил России и НАТО на основании фактического материала. Кроме того, содержатся схемы и карты зон ответственности миротворческих контингентов, приводятся полные тексты некоторых соглашений, что ввиду недоступности архивов Министерства Обороны способствует тщательному изучению проблемы. При этом авторы занимают двоякую позицию относительно участия России в миротворческих операциях: критикуя деятельность сил НАТО, они при этом весьма положительно оценивают опыт взаимодействия и продуктивность совместных действий. Таким образом, они одновременно указывают на дестабилизирующую роль НАТО и важную роль коалиции в установлении мира и порядка на Балканах.
Заслуживают внимания и работы участника миротворческого контингента Криворучко А.А., который подробно останавливается на теме участия российских миротворцев в Косово и характере взаимодействия между российскими и западными военными, делится своим собственным опытом. Кроме того, автор подробно останавливается на последствиях действий НАТО для российской внешней политики, однако делает это крайне предвзято, рассматривая действия западных военных однозначно как попытку оккупации Балкан с целью полностью уничтожить Сербию.
Особого внимания заслуживают работы бывшего спичрайтера президента РФ, директора Института Славяноведения К. В. Никифорова. В своей книге «Между Кремлем и Республикой Сербской» он описывает внешнюю политику России в отношении боснийского конфликта, подробно разбирает позицию МИДа и президента РФ относительно размещения российских миротворцев в Боснии. При этом он основывается как на личном опыте, так и на большом количестве документов и архивных данных, которые ему были доступны в период работы в Кремле. Однако работа охватывает лишь небольшой период с 1994 по 1995 год. Автор активно критикует позицию министерства иностранных дел и полагает, что министр Козырев намеренно саботировал многие решения президента РФ, проводя свою политику в интересах иностранных государств.
Той же позиции придерживается и Е.Ю.Гуськова в своей работе “История югославского кризиса (1990-2000)”, называя действия первого министра иностранных дел не соответствующими интересам России. Елена Юрьевна подробно рассматривает политику России на Балканах, участие в мирном урегулировании. По мнению Гуськовой Е.Ю., Россия должна была с самого начала поддерживать сербов, не рассчитывая на сотрудничество с западными партнёрами. По её мнению, ввод российских миротворцев позволил отсрочить продвижение НАТО на Восток и способствовал защите сербского населения. В целом работы Гуськовой имеют просербскую направленность, автор рассматривает югославский конфликт только с точки зрения защиты сербских интересов. Елена Юрьевна исходит из мысли, что только защита сербского населения могла обеспечить России достойные позиции на Балканском полуострове. В работе “Агрессия НАТО против Югославии в 1999 году и процесс мирного урегулирования” Е.Ю.Гуськова подробно останавливается на переговорном процессе относительно будущего Косово и мирного урегулирования, в том числе размещения российского воинского контингента. Однако ввод российских миротворцев в Косово автор описывает со слов Л.Г.Ивашова, всецело доверяя его воспоминаниям и не предпринимая попыток проверить их. В целом же, работы Е.Ю.Гуськовой отличаются комплексным анализом событий, автор опирается на многочисленные документы и личный опыт.
Существует также подход, согласно которому официальные действия России, направленные на сотрудничество с западными партнерами, были оправданы. Так, позицию МИДа в боснийском конфликте защищает министр иностранных дел Козырев в своих многочисленных статьях . Андрей Владимирович полагает, что действия МИДа позволили России не попасть в изоляцию, стать частью западного сообщества на равных правах. Российскому руководству следовало отказаться от старых союзников и наладить связи с развитым миром. По мнению Козырева, Россия должна была участвовать в мирном урегулировании в тесной связи с НАТО, вместе работая на благо мира, а не поддерживать сербскую сторону, повинную в многочисленных преступлениях. В этой связи Андрей Владимирович активно критикует позицию, сложившуюся на тот момент в обществе и в парламенте, согласно которой Россия должна во что бы то ни стало защищать сербов. Козырев указывает на угрозу национальной безопасности России поддержку панславистских идей и акцент на поддержке православных сербов, так как Российская Федерация - многонациональная и многоконфессиональная страна, а поддержка по религиозному и национальному признаку способна расколоть российское общество. Кроме того, поддержка сербов лишит Россию поддержки со стороны всех остальных балканских государств. По мнению бывшего министра иностранных дел, Россия должна руководствоваться в первую очередь здравым смыслом и стремиться занять место среди развитых стран, отказаться от имперских амбиций и не рассматривать Балканы как регион своего влияния. Позицию Козырева поддерживает в своих работах А.А. Язькова, которая полагает, что действия России в боснийском конфликте способствовали установлению мира на Балканах, а поддержка позиции западных партнеров обеспечила России усиление позиций на международной арене.
Об обострении внутриполитической борьбы в России во время боснийского кризиса пишет в своих работах П.Е.Кандель. В частности, он указывает на то, что российский курс на Балканах стал меняться под давлением Верховного Совета после выборов 1993 года. Б.А.Шмелев также рассматривает влияние Верховного Совета на изменение политики России в отношении Сербии, подчеркивает, что российские дипломаты под давлением стали добиваться того, чтобы сербская сторона не рассматривалась как единственные виновники конфликта. Однако просербского поворота в тот момент удалось избежать, что, по мнению автора, положительно сказалось на политике России и позволило дистанцироваться от сторон конфликта, не выступая на чьей-либо стороне. Е.Ю.Гуськова и А.В.Карасев также указывают на усилия Верховного Совета по изменению курса российского МИДа.
Недолгий период нахождения Е.М. Примакова на посту министра иностранных дел в целом все авторы оценивают положительно, отмечая частичный отказ от прозападной политики, проведение более независимого курса. Например, об этом пишет в своих работах Ю.И.Алимов. Однако Елена Юрьевна Гуськова, также положительно оценивая действия Примакова, замечает, что приступил к своим обязанностям Евгений Примаков в 1996 году, однако активный внешнеполитический курс нового министра коснулся Балканского региона только в 1998 году. Примаков выступал против военного вмешательства и против отделения Косово от Сербии, в дальнейшем данную позицию будет занимать и следующий министр иностранных дел И.С.Иванов. В.Б. Пастухов в свою очередь критикует курс Примакова, полагая, что Россия фактически поддерживала этнические чистки в Косово, проводимые сербами в отношении албанского населения.
Курс И.С.Иванова наиболее подробно рассматривает Е.Ю.Гуськова, отмечая попытки нового министра продолжить курс Примакова на противодействие военному вмешательству НАТО. Новый министр рассчитывал добиться равноправного партнерства от западных стран. Но, по мнению Елены Юрьевны, назначение Черномырдина на пост специального представителя президента РФ по урегулированию ситуации в Югославии помешало и дальше проводить независимую политику. С точки зрения Гуськовой, именно вмешательство Черномырдина повлияло на российскую политику по давлению на Югославию с целью принять западный план урегулирования. Однако Е.Ю.Гуськова уделяет мало внимания объективным причинам, по которым могло быть принято решение о назначении Черномырдина на пост специального представителя президента РФ. Елена Юрьевна лишь делится своими предположениями о том, что Черномырдин действовал исходя из своих личных амбиций и следовал указаниям Госдепа США.
Труды западных авторов в основном содержат информацию о деятельности натовских военных. В большей степени внимание уделяется операциям “Обдуманная сила” и “Союзная сила”, оценке допустимости военного вмешательства НАТО в дела независимых государств без санкции ООН, рассматривается роль НАТО в мире после крушения социалистического блока. Взаимодействие с российским контингентом либо не упоминается вовсе, либо упоминается в недостаточном объеме. Так, в книге “Bosnia and the New Collective Security” Элинор Слоан рассматривается взаимодействие великих держав, в том числе России, с точки зрения общей эволюции миротворческих операций и действий мирового сообщества. Взаимодействие России и НАТО упоминается лишь в контексте общих действий коалиции, при этом автор не выделяет и не рассматривает отдельно сотрудничество между российскими и западными военными.
Продолжает эту традицию Дана Аллин, автор доклада 1997 Международной комиссии по Балканам. В его книге “NATO's Balkan Interventions” действия России рассматриваются в рамках противоречий между союзниками по вопросам применения силы. Однако основное внимание уделяется взаимодействию между странами НАТО и противоречиям между ними.
Наиболее подробно рассматривается роль России в боснийском мирном урегулировании в работе Джеймса Гоу “Triumph of the Lack of Will: International Diplomacy and the Yugoslav War” . Очень подробно освещены переговоры Контактной группы, рассматриваются причины неудачных действий международного сообщества относительно конфликта в Боснии. Позиция России подвергается критике: по мнению автора, попытки российской стороны избежать военного вмешательства только усложняли ситуацию и усугубляли конфликт, который мог быть разрешен гораздо раньше при наличии политической воли.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В целом, опыт российского миротворчества на Балканах оказался неудачным. В Косово Россия повторила все ошибки боснийской операции. Российский МИД не смог выстроить четкую линию защиты своих интересов. Как в боснийском, так и в косовском конфликтах Россия стремилась, с одной стороны, защитить сербов, руководствуясь требованиями общественного мнения и сочувствующих парламентариев. С другой стороны, российские дипломаты находились под постоянным давлением США и его союзников. У России не было необходимых ресурсов для того, чтобы вести независимую политику, при этом российские дипломаты надеялись на равноправные отношения с западными партнерами. Ко всему этому добавлялась борьба между парламентом и министерствами, между парламентом и президентом, между гражданскими и военными. Президент РФ порой имел слабое представление о том, что происходит во внешней политике, доверяя эту сферу целиком министерству иностранных дел, но при этом оставался действиями дипломатов недоволен. В свою очередь, дипломаты часто не выказывали особого интереса к делам в Югославии, раз за разом упуская инициативу. Поэтому после того, как ситуация выходила из под контроля, к миротворческому контингенту прибегали как к последней надежде на то, чтобы оказать какое-то влияние на разрешение конфликта, или хотя бы сделать вид, что ситуация не вышла из под контроля. Тем не менее, западные страны предоставляли право России участвовать в миротворческих операциях только под руководством НАТО, тем самым влияние миротворцев России сводилось фактически к нулю. Поэтому невозможно говорить о том, что Россия получила опыт участия в настоящей коалиции. И для России, и для НАТО это скорее был имиджевый ход. Российское руководство могло отчитаться, что страной оказывается влияние на балканский конфликт, что Россия не выброшена на задворки мирового сообщества, а находится в самом эпицентре событий. В целом, это был продукт для внутреннего употребления. А руководство НАТО с помощью российского присутствия решало проблему видимости законности. Участие России придавало легитимность, позволяло привлечь сербскую сторону к подписанию необходимых соглашений и принятию всех требуемых мер. В Боснии присутствие российских солдат и обещание разместить их в Посавинском коридоре смогло убедить боснийских сербов сотрудничать. В ином случае миротворческая операция воспринималась бы однозначно как оккупация, что не способствовало бы мирному урегулированию.
Можно констатировать, что участие российских миротворцев после 1995 года не было результатом четкой твердой линии российского правительства по достижению мира и стабильности. Участие российских миротворцев в миссиях НАТО в Боснии и Косово представляется как импульсивные действия, за которыми не стояло глубокого понимания ситуации и анализа сложившейся ситуации. В пользу такого вывода говорит то, что Россия дважды не смогла обеспечить себе приемлемые условия для размещения контингента миротворцев. Миротворцы становились предметом торга для дипломатов, однако ни разу не удавалось выторговать хотя бы какие-то преимущества, после чего российское руководство быстро теряло к миротворцам интерес. Уже в 1999 году стало окончательно ясно, что попытки российского руководства сохранить влияние на Балканах провалились, однако сочувствие общественного мнения и необходимость сохранить лицо позволили отсрочить вывод российских миротворцев с территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославия.
В последующем Россия будет принимать участие только в миротворческих операциях в рамках миссий ООН и СНГ. Однако по масштабу они будут значительно отличаться от миротворческих операций в Боснии и Косово. Югославский опыт в дальнейшем учитывался, а российскими военными были сделаны выводы, которые нашли отражение сначала в Концепции национальной безопасности , так и в последовавшей за ней Военной доктрине. Так, уже в Концепции национальной безопасности в 2000 году отмечается переход НАТО к практике военных действий за пределами ответственности блока и без санкции со стороны ООН. Особый акцент сделан на угрозе расширения НАТО на Восток, чему способствовали в том числе неудачные действия России на Балканах. Военная доктрина РФ редакции 2014 года только подтверждает эту тенденцию. Вместе с тем военной доктриной предусмотрено проведение миротворческих операций только в рамках ОДКБ и ООН. Это свидетельствует о том, что опыт югославских миротворческих операций заставил российское руководство отказаться от практики импульсивного вмешательства в международные конфликты. Одновременно с этим российское руководство стало гораздо осторожнее относиться к предложениям стран Североатлантического блока действовать в рамках одной коалиции.
Постепенно Россия стремиться вернуть утраченные позиции на балканском полуострове за счет активной деятельности в Сербии. Однако значительное расширение сотрудничества с сербскими вооруженными силами происходит на фоне присоединения большинства стран региона к Североатлантическому альянсу. В 2009 году к НАТО присоединились Хорватия и Албания, а в 2017 к ним присоединилась Черногория. Босния и Македония являются участниками плана действий по членству, тем самым выражая своё стремление также стать членами Североатлантического блока. Всё это является отголоском тех ошибок, что были совершены с 1992 по 2003 года. За позиции на Балканах еще можно и нужно побороться, однако нельзя допустить, чтобы Россия снова опоздала, упустила стратегическую инициативу. Данное замечание касается не только балканского региона, но и любых стран, где Россия должна защищать свои интересы ради своей национальной безопасности.



1.1 Вестник министерства иностранных дел СССР. 1990-1991.
1.2 Внешняя политика России. Сборник документов 1990-1992. М. 1996. - 608 С.
1.3 Внешняя политика России. Сборник документов 1995. М. 2000. - 501 С.
1.4 Дипломатический вестник. 1992-2000.
1.5 Документы ООН:
1.5.1 Документ ООН. - S/1995/ 222
1.5.2 Документ ООН. - S/ PRST/ 1997/ 48
1.5.3 Документ ООН. - S/ PV. 3930
1.5.4 Документ ООН. - S/ PRST/ 1998/ 6
1.5.5 Документ ООН. - S/ PRST/ 1998/ 9
1.5.6 Документ ООН. - SIRE/ 1145/ 1998
1.5.7 Документ ООН. - S/ RES/1160 (1998)
1.5.8 Документ ООН. - S/ RES/ 1199 (1998)
1.5.9 Документ ООН. - S/ RES/ 1244 (1999)
1.5.10 Документ ООН. - S/ PRST/1999/ 2
1.5.11 Документ ООН. - S/ 1999/ 96
1.5.12 Документ ООН. - S/ 1999/ 107
1.5.13 Документ ООН. - S/ 1999/315
1.5.14 Документ ООН. - S/ 1999/ 429
1.5.15 Документ ООН. - S/ 1999/ 516
1.5.16 Документ ООН. - S/1999/ 615
1.5.17 Документ ООН. - S/1999/ 663
1.5.18 Документ ООН. - S/1999/ 711
1.5.19 Документ ООН. - S/ 1999/ 1062
1.5.20 Документ ООН. - S/ PV. 3988
1.5.21 Документ ООН. - S/ PV. 4003
1.5.22 Документ ООН. - А/ 52/ 920
1.5.23 Документ ООН. - S/ PRST/ 2000/ 35
1.5.24 Документ ООН. - S/ PV. 4225
1.6 Документы ОБСЕ:
1.6.1 Ежегодный доклад Генерального секретаря. 1994 год. Вена. 14 ноября 1994 г.
1.6.2 Ежегодный доклад Генерального секретаря за 1995 год о деятельности ОБСЕ. Вена. 30 ноября 1995 г.
1.6.3 Ежегодный доклад Генерального секретаря за 1999 год о деятельности ОБСЕ (1 декабря 1998 г. - 31 октября 1999 г.)
1.7 Документ НАТО. -NAS-S (99) 65
1.8 Международные организации и кризис на Балканах: Документы. М., 2000. Т. 1-2.-495 С.
1.9 Международные организации и кризис на Балканах: Документы. М., 2000. Т. 3. - 287 С.
1.10 Югославия в огне: документы, факты, комментарии. Отв. ред. Е.Ю. Гуськова. М., 1992.-372 С.
1.11 Югославский кризис и Россия. Отв. ред. Е.Ю. Гуськова. М., 1993. - 503 С.
1.12 Морозов Ю.В., Глушков В.В., Шаравин А.А. Балканы сегодня и завтра: военно-политические аспекты миротворчества. - М., 2001. С.285
2. Мемуары:
2.1 Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994. - 415 С.
2.2 Примаков Е.М. Годы в большой политике. М., 1999. - 445С.
2.3 Билл и Борис. Записки о президентской дипломатии Строуб Тэлботт М., 2003. 546с.
2.4 Госпожа госсекретарь. Мемуары Мадлен Олбрайт. М., 2004. 644с.
2.5 Черномырдин В.С. Вызов М., 2003, с.201
2.6 Richard Holbrooke To End a War: The Conflict in Yugoslavia--America's Inside Story--Negotiating with Milosevic, 1999, 456p.
2.7 The Mediator: A Biography of Martti Ahtisaari. Hurst; Tra edition, 2015. с.177
2.8 General Sir Mike Jackson Soldier: The Autobiography, 2007, p.283
3. Периодическая печать и другие СМИ
3.1 Вести.ру. 2003
3.2 Коммерсант. 1992-2003
3.3 Российская газета. 1992-2003
3.4 Известия. 1991-1999
4. Литература
4.1 Алимов Ю.И. К концепции внешней политики России на пороге XXI века// Дипломатический вестник. М„ 1997. № 10. С. 67-75
4.2 Арбатова Н.К. Проблема Косово в контексте европейской безопасности/I Косовская мина в Европе? - М., 2006.
4.3 Арбатова Н.К Уроки Югославии для России и Запада // Мировая экономика и международные отношения. 1995. №2.
4.4 Балканы сегодня и завтра: военно-политические аспекты миротворчества / Ю.В. Морозов, В.В. Глушков, А.А. Шаравин; Центр воен.-стратег. исслед. Генер. штаба Вооруж. Сил Рос. Федерации, Ин-т полит. и воен. анализа. - М. : Центр воен.-стратег. исслед. Генер. штаба ВС РФ : Ин-т полит. и воен. анализа, 2001. – 375
4.5 Бордачев Т.В. Европейская политика России: крушение иллюзий // Экспорт вооружений. 1999.
4.6 Валецкий О. В. Миротворческие силы в войне против Югославии. — М.: Издатель Воробьев А. В., 2016.
4.7 Волков В.К. Россия и Балканы. Вчера, сегодня, завтра. - М., 2000.
4.8 Гаврилов В. А. Миротворчество в зеркале национальных интересов //Независимое военное обозрение. 1998. №29.
4.9 Гаврилов В. А. Миротворчество в Косово и исторический опыт//Независимое военное обозрение. 1999. № 28.
4.10 Горелик А.С. СООНО - работая во имя мира // Международная жизнь. 1995. № 4-5.
4.11 Гуськова Е. Ю. Агрессия НАТО против Югославии в 1999 году и процесс мирного урегулирования. М.: «Индрик», 2013. 312 с.
4.12 Гуськова Е.Ю. Балканский кризис и политика России// Посткоммунистическая Восточная Европа: новые международные отношения и внешнеполитические ориентиры. М., 1996. С. 89-116
4.13 Гуськова Е.Ю. Балканский кризис, дейтонские соглашения и роль НАТО в Европе// Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях. М., 1998. С. 220-228
4.14 Гуськова Е.Ю. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии. М., 1998. - 156 С.
4.15 Гуськова Е.Ю. Динамика косовского кризиса и политика России// Косово: международный аспект кризиса. М., 1999. С. 32-66
4.16 Гуськова Е. Ю. История югославского кризиса (1990-2000). — Москва: Русское право / Русский национальный фонд, 2001. — 720 с.
4.17 Гуськова Е.Ю. Кто победит в Косове?// Москва. М., 1999. №3. С.16-24
4.18 Гуськова Е.Ю. Продолжающийся Балканский кризис и политика России// Обозреватель. М., 1999. № 12. С. 35-40
4.19 Гуськова Е.Ю., Карасев A.B. Балканская трагедия: 90-е гг. X X века// Очаги тревоги в Восточной Европе. М., 1994. С. 292-315
4.20 Давыдов Ю. Проблема Косово в российском внутриполитическом аспекте // Косово: международные аспекты кризиса. - М., 1999.
4.21 Живанов С. Россия и югославский кризис// Свободная мысль. М., 1996. №2. С. 37-46
4.22 Иванов В.И. Миротворческая деятельность ООН на современном этапе //Зарубежное военное обозрение. 1994. № 10.
4.23 Ивашов Л.Г. Косовский кризис 1999 года. Бросок на Приштину с.110
4.24 Кандель П.Е. Балканские интересы России: подлинные и мнимые// Россия на Балканах. М., 1996
4.25 Кандель П.Е. Россия, Балканы и постсоветское пространство// Европейский альманах. История. Традиции. Культура. М., 1998. С. 67-79
4.26 Кандель П.Е. Что нам Балканы? Ссора с Европой из-за Югославии как способ свалить правительство России.// Югославский кризис и Россия. Под. общ. ред. Е.Ю. Гуськовой. М., 1993. С. 420-424
4.27 Кандель П.Е. Что нам Балканы? Ссора с Европой из-за Югославии как способ свалить правительство России.// Югославский кризис и Россия. Под. общ. ред. Е.Ю. Гуськовой. М., 1993. С. 420-424
4.28 Козырев А. Внешняя политика преобразующейся России// Вопросы истории. М., 1996. Хо1. С. 3-12
4.29 Козырев А. На чьей стороне Россия в югославском кризисе// Югославский кризис и Россия. Под. общ. ред. Е.Ю. Гуськовой. М., 1993. С. 342-344
4.30 Котов В. Что ждёт Россию на Балканах?// Россия XXI в., М., 1996. № 3-4. С. 186-190
4.31 Криворучко А.А. Российские миротворцы в Косово в контексте внешней политики РФ, М: 2012, 136 с.
4.32 Лутовинов В.И., Морозов Ю.В. Предотвращение и урегулирование конфликтов посредством миротворческой деятельности//Военная мысль. 2001. №1.
4.33 Лутовинов В.И. Российское участие в международных миротворческих операциях // Власть. 2003. № 1.
4.34 Мартынова М.Ю. Балканский кризис: народы и политика. - М., 1998.
4.35 Мигранян А. В действиях Кремля сейчас видна нормальная логика// Независимая газета. М., 1999. 23 октября. С.8
4.36 Мигранян А. Расставание с иллюзиями// Независимая газета. М., 2000. 27 октября. С.8
4.37 Морозов Г.И Балканская война: локальный инцидент или глобальное геополитическое противостояние? - М., 1998.
4.38 Морозов Г.И. Особенности миротворчества США, НАТО и Запада в целом на Балканах (к вопросу об уроках Косовского кризиса). - Н. Новгород, 2004.
4.39 Морозов Ю.В. Балканы в стратегии России. - М., 2000.
4.40 Наши миротворцы на Балканах//Сборник воспоминаний российских офицеров, участвовавших в миротворческой миссии на Балканах в период 1992-2004 гг. / Сост. ответ ред. Е.Ю. Гуськова. - М., 2007.
4.41 Никифоров К. Между Кремлем и Республикой Сербской. М., 1999. С. 259
4.42 Пастухов В. Балканский синдром. История болезни//Полис. М., 1999. №2. С. 114-121
4.43 Петкович Р. Шанс обрести авторитет (роль России в югославском кризисе)// Новое время. М., 1994. № 48. С. 20-21
4.44 Печуров С, Курдов Б. Вооруженные силы в миротворческих операциях: Некоторые рекомендации для России // Обозреватель. 1995. № 1-2.
4.45 Родин В.А. Коалиционные группировки миротворческих сил: проблемы и решения // Военная мысль. 1994. № 6.
4.46 Романенко С.А. Холбрук - блиц// Новое время. М., 1998. № 21. С. 31-32
4.47 Савельев B.C. Россия, ЕС, США: к многополисному миру// Дипломатический вестник. М., 1997. № 9. С. 62-67
4.48 Самуилов С.М. США, НАТО, Россия и боснийский кризис// США: экономика, политика, идеология. М., 1995. № 7. С 16-30
4.49 Сергеев А.М. Формирование первого российского миротворческого контингента // Военно-исторический журнал - 2017, №2, С. 59
4.50 Тягуненко Л.В., Волобуев П.В. Уроки дейтонских соглашений// Свободная мысль. М., 1997. №2. С. 84-91
4.51 Шмелёв Б. Югославский кризис и Россия// Балканы: между прошлым и будущим. М., 1995. С 79-91
4.52 Югославия в XX веке: очерки политической истории / К. В. Никифоров (отв. ред.), А. И. Филимонова, А. Л. Шемякин и др. — М.: Индрик, 2011. — с. 798
4.53 Язькова А. Балканский кризис: подвластно ли будущее историческому прошлому// Югославский кризис и Россия. Под. общ. ред. Е.Ю. Гуськовой. М., 1993. С. 436-441
4.54 Язькова А., Каменецкий В, Санкции были правомерны// Югославский кризис и Россия. Под. общ. ред. Е.Ю. Гуськовой. М., 1993. С. 420- 426
4.55 Agreed Points on Russian Participation in KFOR. Helsinki // NATO's Role in Kosovo. 18 June 1999.
4.56 Dana H. Allin NATO's Balkan Interventions, Routledge, 2014 - 120 p.
4.57 Davor Marjan Oluja. Zagreb: Hrvatski memorijalno-dokumentacijski centar Domovinskog rata, 2007. p.39
4.58 Elinor Camille Sloan Bosnia and the New Collective Security, Greenwood Publishing Group, 1998 - 128 p.
4.59 James Gow Triumph of the Lack of Will: International Diplomacy and the Yugoslav War, Columbia University Press, 1997 - 343 p.
4.60 Nambiar S. UN Peacekeeping Operations in the Former Yugoslavia – from UNPROFOR to Kosovo // United Nations Peacekeeping Operations. Ad hoc Missions. Permanent Engagements. Tokyo, 2001. p.171
4.61 Ramsbotham O., Woodhouse T. Encyclopedia of International Peacekeeping. - Oxf., 1999


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ