ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования имиджевой политики
1.1 Имидж государства как инструмент внешней политики
1.2 Основные компоненты имиджа государства
1.3 Экологический вектор имиджевой политики государства
ГЛАВА 2. Место и роль России в международных экологических инициативах
2.1 Этапы формирования и основное содержание глобальной экологической повестки
2.2 Россия в Парижском соглашении по климату
2.3 Экологический компонент имиджа России в фокусе международных рейтинговых систем
ГЛАВА 3. Экологический контекст имиджевой политики России
3.1 Анализ национальных документов РФ в экологической сфере
3.2 Экологический компонент в деятельности российских компаний
3.3 Рекомендации по использованию экологического компонента для улучшения имиджа России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы данного исследования обусловлена целым рядом глобальных факторов:
Во-первых, одним из самых заметных глобальных трендов в мире сегодня являются глобальные экологические проблемы. Техногенное влияние человека на окружающую среду оказывает существенное воздействие, в связи с чем возникает потребность в решении возникших экологических проблем. С учетом существующей концентрации парниковых газов (которые оказывают крайне негативный эффект на окружающую среду и влияют на изменение климата) и их продолжающихся выбросов весьма вероятно, что к концу этого столетия средняя глобальная температура повысится на 1-20 С по сравнению с уровнем 1990 года и на 1,5 - 2,50 С по сравнению с доиндустриальной эпохой. Все мировое сообщество крайне озадачено данным вопросом, так как изменение климата порождает целую цепочку других проблем: массовая гибель живых организмов, таяние ледников и повышение уровня моря (увеличивает риски природных катастроф), экстремально жаркая температура в летнее время и, как следствие, возникновение лесных пожаров, засуха, рост различных заболеваний, нарушение функционирования экологических систем. Изменение климата также оказывает существенное влияние на производство продовольствия и экономику в целом. Так, проблема изменения климата носит масштабный характер и требует к себе особого внимания в ее решении.
Во-вторых, наблюдается большое внимание ООН к глобальным экологическим проблемам. Проблема климатических изменений отражена в различных нормативно-правовых документах ООН, призванных оказать существенное воздействие в решении данной проблемы: Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Парижское соглашение (пришедшее на смену Киотскому протоколу). Также в 2015 году ООН приняла повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года, которая содержит в себе 17 целей, направленных на защиту нашей планеты (борьба с изменением климата и защита окружающей среды).
В сентябре 2019 года Генеральный секретарь ООН провел Саммит по климату, на котором обсуждались проблемы в данной области. Мировые лидеры выступали с докладами о предпринимаемых мерах и запланированных мероприятиях в преддверии Конференции ООН по климату 2020 года. Саммит был посвящен главным образом ключевым областям, которые имеют наибольшее значение в решении задач в области изменения климата: тяжелая промышленность, природные решения, города, энергетика и финансирование мер по борьбе с изменением климата.
В-третьих, все больше возрастает активность международных организаций в сфере экологии, решения проблем окружающей среды и устойчивого развития. С середины ХХ века создаются и развиваются подобные различные объединения, некоторые из них существую до сих пор и отличаются эффективной деятельностью. Среди подобных международных организаций необходимо выделить Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Программу ООН по окружающей среде, Международную Комиссию по окружающей среде и развитию, Межправительственную группу по изменению климата, Комиссию по устойчивому развитию и Программу развития ООН. Государства-участники этих организаций проводят всевозможные встречи, саммиты, взаимные консультации, обмены специалистами, совместные программы и т.д.
В-четвертых, важно учитывать деятельность неформальных клубов и крупных общественных организаций, например, Институт проблем будущего, Международный фонд «Человечество в 2000 году», Общество по изучению будущего мира, Римский клуб, которые в некоторых ситуациях создают больший резонанс, привлекают больше внимания и предлагают более эффективные методы для разрешения ключевых проблем, чем основные акторы международных отношений.
В-пятых, все более актуальным в условиях глобализации становится положительный имидж государств, который необходим для развития широкого спектра внешних связей и поддержания положения основного актора на мировой арене. В связи с распространением глобальных экологических проблем возрастает роль экологического имиджа государства. Такой имидж создает конкурентное преимущество, позволяет стране продвигать свои идеи и реализовывать свои интересы, быть услышанной мировым сообществом.
Более того, сейчас имидж является неотъемлемой частью концепции мягкой силы, которую можно назвать одной из основных и актуальных для государств в процессе реализации как внешней, так и внутренней политики. Термин «мягкая сила» предложил американский политолог Дж. Най, который подразумевал под этим способность государств влиять на общественное мнение при помощи инструментов публичной дипломатии, маркетинга и, в частности, имиджмейкинга.
Степень разработанности проблемы. Темы имиджа, экологического имиджа государства, экологических проблем, сотрудничества по глобальным экологическим вопросам в разное время освещали в своих работах как отечественные, так и зарубежные авторы.
Основоположником в изучении имиджа как феномена стал К. Боулдинг. Тема имиджа и брендинга исследовалась в работах Ф. Котлера , У.Д.Т. Митчела, Т. Блэкетт, К. Динни, Г. Уоллес, У. Олинс . Среди отечественных авторов это В.Ю. Мамаева и В.В. Мацько. Непосредственно имиджелогией и вопросами формирования имиджа занимались Л.Ф. Адилова, В.М. Шепель, Т. Быстрова, А.А. Гравер. Подробнее об имидже государства, в том числе об экологическом имидже, писали Ю.Г. Жиглова, С.С. Сагалаева, М.В. Якубина, Цай Пэй, Т.П. Лебедева и Т.А. Михайленко, О.С. Городина и Е.К. Дворникова. Особенности имиджа России описывали Э.А. Галумов А.В. Марушак, И.А. Василенко.
Важно выделить авторов, которые рассматривали имидж как инструмент мягкой силы, как один из ее неотъемлемых инструментов. Как было отмечено ранее, впервые о мягкой силе писал Дж. Най, Й. Фан. Среди отечественных исследователей, чьи работы затрагивают данную тематику, стоит отметить В.Е. Цыганова, А.Э. Матосян и А.М. Торотоеву.
Вопросы экологии, глобальных экологических проблем, национальных и международных инструментов, международного сотрудничества в данной сфере поднимают Н. Пискулова, Т.В. Алферова, Е.А. Третьякова, М.Ю. Осипова и Ю. И. Суркова, И.А. Цверианашвили, А.М. Тарко, А. И. Копытин, В.А. Волков. Об экологической безопасности России, а также о роли и месте нашей страны в фокусе решения международных экологических проблем в своих трудах рассуждали Е.А. Козловцев и Е.Н. Козловцева, Ю.Ю. Дгебуадзе, Н.Н. Алексеева, М.А. Аршинова и А.И. Банчева. В качестве дополнительной литературы по теме использовались также энциклопедии, справочники, новостные информационно-аналитические порталы и др.
Источниковая база исследования. Источники, которые используются в данной работе, представлены на русском и английском языках. Все источники представлены несколькими группами:
- Документы и статистические данные международных организаций и объединений. К таким документам в основном относятся акты ООН, а также других площадок, клубов, саммитов: Декларация конференции ООН по проблемам окружающей среды, Конвенция о биологическом разнообразии, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, Повестка дня на XXI век, Декларация тысячелетия ООН, Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию , Парижское соглашение, Доклады международного дискуссионного клуба «Валдай»;
- Отчеты аналитических и экспертных центров. Например, были использованы отчеты FutureBrand за разные временные периоды, важным представился статистический обзор транснациональной нефтегазовой компании ВР относительно потребляемой современным человечеством энергии и ее возобновляемых источников. В работе также использовались Доклад о человеческом развитии в РФ, различные рейтинги стран по всевозможным показателям от таких центров, как EPI, PWC от 2016 г., PWC от 2020 г., Climate Change Performance Index, The Global Cleantech Innovation Index и др.
- Нормативно-правовые акты и другие документы Российской Федерации. Данный список источников представлен в основном Указами Президента РФ: Указ о государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития , Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию , Указ о стратегии национальной безопасности. Также в основу источниковой базы легли распоряжения Правительства РФ, например Распоряжение об утверждении стратегии развития лесного комплекса до 2030, документы отраслевых министерств, например, доклад Минэкономразвития РФ о ходе осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Нефинансовые отчеты российских компаний в различных отраслях, официальные документы российских компаний, деятельность которых тесно связана с экологической сферой, например, итоги деятельности «РОСАТОМ» , нефинансовая отчетность «Газпром нефть» и «Роснефть».
Цель данного исследования - изучить влияние глобальной экологической повестки на формирование имиджевой политики России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить феномен имиджа государства как инструмента внешней политики;
2. Выявить основные компоненты имиджа государства;
3. Проанализировать экологический вектор имиджевой политики государства;
4. Выделить этапы формирования и определить основное содержание глобальной экологической повестки;
5. Изучить роль и место России в Парижском соглашении по климату;
6. Проанализировать экологический компонент имиджа России в фокусе международных рейтинговых систем;
7. Провести анализ национальных документов РФ в экологической сфере;
8. Изучить экологический компонент в деятельности российских компаний.
Объект исследования - имиджевая политика России.
Предмет исследования – влияние глобальной экологической повестки на формировании имиджевой политики России.
Методологические основы исследования. В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ, системный подход, ивент-анализ, проблемно-хронологический подход в историческом анализе, метод изучения документов (как часть метода инструментального наблюдения), контент-анализ.
При помощи метода анализа и системного подхода изучен феномен имиджа в контексте международных отношений, его основные компоненты, а также связь с международной экологической повесткой в решении глобальных экологических проблем. В данном случае системный подход позволяет выделять и фиксировать изменения в системе международных отношений, а также находить факторы, влияющие на данные изменения и на взаимодействие государств и международных организаций в сфере экологии.
Ивент-анализ применялся для изучения и анализа ключевых событий, произошедших на мировой арене и в России в контексте становления экологической политики и экологического имиджа. Например, такому виду анализа были подвержены встречи Генассамблеи ООН, Римского клуба, российских компаний и т.д.
Проблемно-хронологический подход в историческом анализе использовался для выявления закономерностей и тенденций в развитии и становлении глобальной экологической повестки, а именно в появлении национальных, региональных и международных организаций и общественных объединений, которые призваны объединять государства с целью обсуждения и решения вопросов экологии.
Метод изучения документов (как часть метода инструментального наблюдения) и метод контент-анализа (без расчета количественных показателей) позволили изучить источниковую базу в виде международных и национальных нормативно-правовых актов, документов, постановлений и решений в сфере экологии. Данные методы позволяют не только изучит содержимое исследуемых документов, но и установить намерения акторов, инициирующих эти документы, а также выявить существующие тенденции.
Научная новизна исследования обуславливается тем, что роль экологической повестки в формировании имиджевой политики государства все больше возрастает и влияет на имидж страны в целом, а влияние экологического аспекта на имидж начинает чаще исследоваться в трудах отечественных и зарубежных авторов. В связи с этим, в работе предложено понятие экологического имиджа, обосновано его место и роль в контексте выработки имиджевой политики государства. Дана авторская интерпретация экологического подхода к изучению имиджа государства. Предложены теоретические и практические рекомендации по использованию экологического компонента для улучшения имиджа России.
Структура работы. Диссертация включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, а также список используемых источников и литературы.
В ходе проведенного исследования был изучен феномен имиджа, в частности, экологического имиджа государства, выявлены его основные компоненты и особенности формирования. Необходимо отметить, что проблема имиджа стала актуальной с середины ХХ века, возникли такие направления в науке, как имиджеведение и имиджмейкинг. Под имиджем разные отечественные и зарубежные авторы понимают целый спектр явлений: от манипуляции сознанием человека до инструмента мягкой силы, при помощи которого можно сформировать у человека определенный эмоционально-психологический образ государства или территории.
В качестве дефиниции, взятой за основу в данном исследовании, было выбрано определение имиджа, предложенное Ю.Г. Жегловой и описывающее имидж как конструкт (искусственно созданный), позволяющий приблизить реальный образ объекта к желаемому или сделать его идеальным. Под имиджем государства понимается, согласно Э.А. Галумову, некий комплекс объективных и совокупных характеристик государственной системы, сформированных в сознании людей и складывающихся в процессе развития конкретного государства. При этом данные характеристики охватывают все сферы жизнедеятельности страны: политическую, экономическую, социальную, военную, гуманитарную, экологическую и т.д.
Важно подчеркнуть, что имидж является инструментом для формирования внешней политики государства и неотъемлемой частью мягкой силы страны, которая включена в основные направления внешнеполитической деятельности. При этом главной задачей мягкой силы является создание положительного и привлекательного образа государства для своих граждан и других акторов, который позволяет реализовать и отстоять национальные интересы на мировой арене.
Также в процессе работы был проведен анализ этапов формирования глобальной экологической повестки, ее основное содержание. К числу глобальных экологических проблем относят изменение климата, выбросы парниковых газов, истощение природных ресурсов, сокращение биоразнообразия, сокращение лесов, истощение озонового слоя, перенаселенность планеты и др.
Экологическая повестка на мировой арене формируется с 1970 г. и включает в себя несколько этапов: формирование концепции устойчивого развития; масштабные институциональные и организационные преобразования в направлении устойчивого развития; объединение усилий всех государств мира в реализации цивилизационной стратегии устойчивого развития; современный этап - время глобальных действий в области устойчивого развития. Сейчас глобальная экологическая повестка представлена концептуальными документами ООН (устойчивое развитие, климатическое соглашение, перспективы развития человечества в целом, доклады и декларации по окружающей среде и развитию). Значительный вклад в данной сфере вносят и такие организации, как ЮНЕСКО, ЮНЕП, Римский клуб, региональные интеграционные объединения и т.д.
Тематика борьбы с экологическими проблемами стала глобальной и актуальной, в связи с чем набирает популярность и такой феномен как экологический имидж страны. Учитывая тот факт, что вопросы защиты окружающей среды вышли за рамки национальных и государства не справляются с кризисными ситуациями самостоятельно, они вынуждены поддерживать положительный экологический имидж, чтобы найти поддержку на мировой арене в лице международных организаций и объединений, совместных национальных проектов, ресурсов и возможностей.
Россия занимает одну из ключевых ролей в борьбе с экологическими проблемами, что обуславливает необходимость поддержания и продвижения ее положительного экологического имиджа. Так, наша страна участвует в ключевом для мирового сообщества Парижском соглашении по климату, которое направлено на существенное сокращение глобальных выбросов парниковых газов и ограничение повышения глобальной температуры в этом столетии до 2 градусов Цельсия при одновременном поиске средств для большего ограничения этого повышения (до 1,5 градуса). Сложность в том, что Россия подписала соглашение, однако не ратифицировала его. Тем не менее, страна исполняет принятые на себя обязательства по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов, защите и повышению качества поглотителей и накопителей парниковых газов и реализует в соответствии с данными обязательствами вектор внешней политики.
Экологический имидж государства, его положительные или отрицательные особенности, зачастую оценивается по международным рейтинговым системам, специальным индексам. Согласно индексу экологической эффективности, Россия занимает 58 место и уступает странам с развитой экономикой. Индекс низкоуглеродной экономики является одним из благоприятных для РФ - в нем страна занимает 7 место из 20. По индексу готовности к будущему Россия занимает 12 место среди стран Большой двадцатки. Глобальный индекс адаптации к климатическим изменениям оценивает 181 страну; Россия занимает 34 место. Низкие показатели у России отмечаются в рейтинге по глобальному инновационному индексу экологически чистых технологий (39 место из 40) и по индексу эффективности действий в области изменения климата (52 место из 57). Необходимо подчеркнуть, что в целом Россия вносит значительный вклад в борьбу с глобальными экологическими проблемами и международных рейтингах занимает удовлетворительное положение, однако зачастую уступает странам Юго-Восточной Азии и Европы.
Важно отметить, что национальное законодательство РФ в сфере экологии не является расширенным и многоаспектным. Оно основывается на Конституции РФ и зачастую представлено такими документами, как Указы президента о стратегии национальной безопасности, о национальных целях развития до 2030 г., Распоряжения Правительства, локальные нормативные акты в регионах. Непосредственно документов федерального значения, освещающих тему борьбы с глобальными или региональными экологическими проблемами в России нет. Исследователи отмечают, что в этом может заключаться сложность включения РФ в более активное взаимодействие с другими странами в сфере экологии и достижения более высоких рейтингов. Тем не менее, в указанных ранее законодательных актах обязательно содержатся разделы об экологическом сотрудничестве и направлениях деятельности России в сфере экологии во внешнеполитическом и внутриполитическом дискурсах.
В заключение автором данного исследования были предложены рекомендации по использованию экологического компонента для улучшения имиджа России в данной сфере:
- Целесообразно не только принимать активное участие в международных проектах в области решения экологических проблем, но также важно сформировать «эко-френдли» концепцию, которая поможет изменить ситуацию внутри страны и повлиять на зарубежную аудиторию. Смысл концепции эко-френли заключается в том, что государство, которое заботится об окружающей среде, заботится и о судьбе своих граждан (и всего человечества). Такое государство не может быть агрессором (априори). Не секрет, что в России на данный момент сформировался идеологический вакуум. По нашему мнению, данный вакуум можно заполнить упомянутой концепцией;
- В рамках формирования данной концепции необходимо делать упор на поддержку научно - технического прогресса (с упором на развитие атомной энергетики), вклада в «зеленое» образование на уровне детских садов и школ;
- Кроме этого, важно отобразить нацеленность на данную концепцию в рамках фундаментальных документов, формирующих направление внешней и внутренней политики. Также важно четко определить сроки по достижению поставленных целей. Благодаря этому будет проще отслеживать достижение конкретных результатов или замечать отсутствие таких результатов и своевременно реагировать;
- Ключевое предложение здесь - создать государственный проект (совместно с Росатомом), который будет направлен на финансовую поддержку экологических инноваций, которые в последующем будут внедряться как внутри России, так и в международных проектах. Инновации, поддерживаемые государством, поспособствуют прорыву России в области технического прогресса. Этот прогресс улучшит жизнь не только граждан страны, но также повлияет на жизнь всего человечества;
- Для решения проблемы слабой поддержки новой образовательной парадигмы со стороны властей, невысокого социального статуса идей устойчивого развития, общей деградации системы образования и культуры (по мнению небольшого количества экспертов) необходимо интегрировать в образовательные программы обязательный предмет, разработать и внедрить методические материалы в работу школ и детских садов, оказывать финансовую поддержку педагогам и воспитателям.
Кроме перечисленного, к общим рекомендациям также можно отнести создание социальных роликов, которые будут информировать граждан о существующих экологических проблемах и призывать к раздельному сбору мусора, рациональному потреблению и т.д. В рамках национального законодательства стоит обязать производителей подготовиться к переходу использования упаковок, которые можно отправлять на переработку и отказаться от использования пластика в последующем.
Таким образом, необходимо отметить, что цель исследования достигнута, задачи выполнены. Данная работа содержит комплексный анализ не только феномена имиджа, в частности, экологического имиджа, но глобальной экологической повестки. Более того, в работе изучена роль глобальных экологических приоритетов в формировании экологического имиджа России, особенности его становления, законодательного и документального подкрепления. В исследовании впервые даны теоретические и практические рекомендации по улучшению экологического имиджа РФ при помощи использования экологического компонента и его составляющих. Вышеперечисленные факторы вновь обуславливают актуальность и новизну работы, а также теоретическую и практическую значимость данного исследования.
1. Декларация конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей среды. Стокгольм, 1972 год. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml
2. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
3. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. Резолюция 2. План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/plan_wssd.pdf
4. Об утверждении стратегии развития лесного комплекса до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 года №1989-р. Официальный сайт Правительства России. URL: http://static.government.ru/media/files/cA4eYSe0MObgNpm5hSavTdIxID77KCTL.pdf
5. Парижское соглашение. Меры по борьбе с изменением климата. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement
6. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml
7. Указ Президента от 01.12.2016 №642 «О стратегии научно - технологического развития. Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449/page/2
8. Указ Президента от 08.02.2021 г. №76 «О мерах по реализации государственной научно - технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений». Официальный интернет портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102080007
9. Указ президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120
10. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
11. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. №640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации. Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451/page/1
12. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683 «О стратегии национальной безопасности». Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391/page/1
13. Указ президента РФ от 1 апреля 1996 г. №440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=233558#05886123888999173
14. Указ президента РФ от 4 февраля 1994 г. №236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3079/c64e8098f84ea5e1a63bcd75128620f88f4c2ccc/
15. «Роснефть» сегодня. Окомпании. Официальныйсайт «Роснефти». URL: https://www.rosneft.ru/about/Glance/
16. 75 лет ООН: 4 главных экологических проекта Организации Объединенных Наций. Экосфера пресс. Онлайн - газета об экологии. URL: https://ecosphere.press/2020/10/24/75-let-oon-4-glavnyh-ekologicheskih-proekta-organizaczii-obedinyonnyh-naczij/
17. Гаджиев, А. Цели и задачи Парижского соглашения // Российский Совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sandbox/tseli-i-zadachi-parizhskogo-soglasheniya/
18. Дгебуадзе, Ю. Ю. Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» // Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской Академии Наук. URL: https://sev-in.ru/ru/rossiiskii-komitet-po-programme-unesko-celovek-i-biosfera
19. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/dcbc39abeafb0418d9d48c06c958e454/obzor.pdf
20. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. Цели устойчивого развития ООН и Россия, 2019. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/11068.pdf
21. Изменение климата. Глобальные вопросы повестки дня. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/climate-change/index.html
22. Индекс готовности к будущему 2019. Официальный сайт «Валдай» Международный дискуссионный клуб. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/reports/indeks-gotovnosti-k-budushchemu-2019/
23. Итоги деятельности государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ» за 2019 год. Официальный сайт Госкорпорации Росатом. URL: https://www.rosatom.ru/upload/iblock/033/03395b2a9751b4fcd385d746a2f9df15.pdf
24. Конвенция о биологическом разнообразии. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/youth/cbd/cbd.shtml
25. Минтранс подтвердил план перехода к бесплатному транспорту к 2035 году. Официальный сайт медиахолдинга РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/11/09/2020/5f5b6a889a794702299c9fba
26. НадзорзаESGвопросами: руководстводлядиректоров. АудиторскаякомпанияPwC. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/collection/esg-guidebook-russian.pdf
27. НациональныйРегистриБиблиотекакорпоративныхнефинансовыхотчетов. Российскийсоюзпромышленниковипредпринимателей. URL: https://old.rspp.ru/simplepage/157
28. Неожиданное открытие: пластик не только загрязняет планету, но и способствует глобальному потеплению, 2018. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://news.un.org/ru/story/2018/08/1336842
29. Окомпании «Газпромнефть». ОфициальныйсайтГазпромнефть. URL: https://www.gazprom-neft.ru/company/about/at-a-glance/
30. О Росатоме. Официальный сайт Госкорпорации Росатом. URL: https://www.rosatom.ru/about/
31. Отчетобустойчивомразвитии, 2019. ОфициальныйсайтГазпромнефть. URL: https://www.gazprom-neft.ru/files/documents/PDF_2019.pdf
32. Повестка дня на XXI век. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml
33. Проекты в сфере экологии. Официальный сайт Госкорпорации Росатом. URL: https://www.rosatom.ru/production/ekologicheskie-resheniya/
34. Российский комитет программы «Человек и биосфера». Официальный сайт Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. URL: http://unesco.ru/activity/mab/
35. Саммит по устойчивому развитию 2015 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/summit/
36. Создаембудущеевместе. Отчетвобластиустойчивогоразвития 2019. Официальныйсайт «Роснефти». URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/Rosneft_CSR2019_RUS.pdf
37. Справочник по документации Организации Объединенных Наций. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/resguide/specenv.shtml#intro
38. Устойчивоеразвитие. Официальныйсайт «Роснефти». URL: https://www.rosneft.ru/Development/
39. Устойчивое развитие. Официальный сайт Госкорпорации Росатом. URL: https://www.rosatom.ru/sustainability/
40. BP Statistical Review of World Energy. 2019. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2019-full-report.pdf
41. Climate Change Performance Index 2021. URL: https://ccpi.org/
42. Environmental Performance Index. 2020 EPI Results. Results Overview. URL: https://epi.yale.edu/epi-results/2020/component/epi
43. Future Brand Index. About us. URL: https://www.futurebrand.com/about-us
44. Global reporting initiative. About GRI. URL: https://www.globalreporting.org/about-gri/
45. Global reporting initiative. Standards interpretations. URL: https://www.globalreporting.org/how-to-use-the-gri-standards/standards-interpretations/
46. Global reporting initiative. Standards. The global standards for sustainability reporting. URL: https://www.globalreporting.org/standards/
47. OECD Better life Index. URL: http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/
48. The Future Brand Country Index 2019. Report. // Future Brand, 2019. 153 p. Available at: https://www.futurebrand.com/futurebrand-country-index/download
49. The Future Brand Country Index 2020. Report. // Future Brand, 2020. 83 p.Available at: https://epi.yale.edu/epi-results/2020/component/epi
50. The Global Cleantech Innovation Index. URL: https://www.cleantech.com/indexes/the-global-cleantech-innovation-index/
51. The Low Carbon Economy Index 2016. The Paris Agreement: A turning point? PWC. UK. URL: https://www.pwc.com/gx/en/psrc/publications/assets/the-paris-agreement.pdf
52. The Low Carbon Economy Index 2019. PWC. UK. URL: https://www.pwc.co.uk/services/sustainability-climate-change/insights/net-zero-economy-index.html
53. The Notre Dame Global Adaptation Index 2018. URL: https://gain.nd.edu/our-work/country-index/rankings/
54. X-Prize. URL: https://www.xprize.org/prizes
2. Литература
55. Адилова, Л.Ф. Теоретические подходы к процессу формирования имиджа // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2016. №11-3. - С. 635 - 638.
56. Алферова, Т. В. Третьякова, Е. А. Осипова, М. Ю. Суркова, Ю. И. Эволюцияконцепцииустойчивогоразвитиявконтекстеисторическихпроцессов / Т.В. Альферова, Е.А. Третьякова, М.Ю. Осипова, Ю.И. Суркова. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 185 с.
57. Быстрова, Т. Словарь по имиджелогии / Т. Быстрова URL: http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/image_wse/image_glossary
58. Василенко, И.А. Имидж России: концепция национального брендинга // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2012. №4 (24). - С. 66 - 78.
59. Визгалов, Д.В. Брендинг города / Д.В. Визгалов. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. - 160 с.
60. Волгина, Н.А. Энциклопедический словарь. Социальная политика / Н.А. Волгина. - М.: Академический проект, 2005. - 688 с.
61. Волков, В.А. Формирование концептуальных оснований экологической идеологии // Политэкс. - 2020. №2. - С. 210 - 224.
62. Гаджиев, К.С. Имидж государства как инструмент культурной гегемонии // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. №12. - С. 3 - 14.
63. Галумов, Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования / Э.А. Галумов. - М.: Известия, 2003. - 446 с.
64. Галумов, Э.А. Основы PR / Э.А. Галумов. - М.: Летопись XXI, 2004. - 360 с.
65. Городина, О.С. Дворникова, Е. К вопросу об имидже государства // Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева. - 2019. №1 (7). - С. 75 - 88.
66. Гравер, А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследований // Вестник Томского Государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2012. №3. - С. 29 - 43.
67. Грачев, В.А. Взаимосвязь глобальных экологических проблем, здоровья населения и развития атомнойэнергетики // Экология человека. - 2018. №2. - С. 9 - 15.
68. Дэвис, Скотт М. Бренд - билдинг: создание бизнеса, раскручивающего бренд / Скотт М. Дэвис. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с.
69. Жеглова, Ю.Г. Ограниченность возможностей имиджа государства как инструмента внешней политики // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2016. №2 (767). - С. 45 - 51.
70. Иванов, В.Г. «Charts power» - «рейтинговая сила» как инструмент мягкой силы и экономическое оружие: технологии использования и стратегии противодействия / В.Г. Иванов. - М.: Инфра-М, 2015. - 188 с.
71. Козловцев, Е.А. Козловцева, Л.Н. Экологическая безопасность России как компонент позитивного государственного имиджа // Вопросы современной науки и практики. - 2008. №1 (11). - С. 150 - 156.
72. Копытин, А.И. Обзор: Выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030 - 2100» // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. - 2020. №1. - С. 116 - 119.
73. Лебедева, Т.П. Михайленко, Т.А. Имидж государства в мировом политическом пространстве: структурные модели формирования // Вестник московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). - 2011. №1. - С. 13 - 28.
74. Мазур, И.И. Чумаков, А.Н. Глобалистика: Энциклопедия / И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. - М.: Радуга, 2003. - 1328 с.
75. Мамаева, В.Ю. Мацько, В.В. Теоретико-методологические основы формирования имиджа: исторические и современные аспекты // Вестник Омского университета. - 2017. №3. - С. 134 - 143.
76. Марущак, А.В. Политико - социальный образ России в американском медиапространстве // Журналистский ежегодник. - 2012. №1. - С. 93 - 96.
77. Матосян, А.Э. Торотоева, А.М. Несиловые инструменты внешней политики в условиях глобализации // Цифровая наука. - 2020. №8. - С. 51 - 54.
78. Пискулова, Н. Место экологии в мировой системе // Журнал «Международные процессы». - 2015. №3 (42). - С. 6 - 25.
79. Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь: [А-Я] / А.М. Прохоров. - СПб.: Норинт, 2002. - 1434 с.
80. Сабина, А.Л. Сычева, И.В. Шульженко, Н.А. Анализ имиджевой привлекательности территориальных образований региона по методике С. Анхольта // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2016. №4-1. - С. 158 - 165.
81. Сагалаева, С.С. Имидж государства: сущность и подходы к определению // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2020. №2 (839). - С. 43 - 53.
82. Старов, С.А. Бренд: понятие, сущность, эволюция // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2008. №2. - С. 3 - 39.
83. Субботина, Л.А. Словарь иностранных слов / Л.А. Субботина. - М.: АСТ, 2013. - 606 с.
84. Тарко, А.М. Новое понимание устойчивости биосферы и глобальное потепление // Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2020. №52-2. - С. 3 - 7.
85. Терских, М.В. Маленова, Е.Д. Имидж региона: теоретический аспект (Российский и зарубежный опыт) // Политическая лингвистика. - 2015. №2. - С. 199 - 205.
86. Цай Пэй, Понятие образа, имиджа и бренда страны, особенности конструирования // Научный журнал. - 2020. №6 (51). - С. 29 - 34.
87. Цверианашвили, И.А. Стокгольмская конференция 1972 г. и ее роль в становлении международного экологического сотрудничества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2016. №1. - С. 89 - 94.
88. Цыганов, В.Е. Мягкая сила как инструмент формирования имиджа субъекта международных отношений // АНИ: экономика и управление. - 2020. №4 (33). - С. 29 - 32.
89. Шепель, В. М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния / В. М. Шепель. - М.: Феникс, 2005. - 480 с.
90. Якубина, М.В. Международный имидж государства как объект научного исследования // Вестник современных исследований. - 2019. №2.16 (29). - С. 160 - 169.
91. Anholt, S. Competitive Identity: the New Brand Management for Nations, Cities and Regions / S. Anholt. - New York: Palgrave Macmillan, 2007. - 147 p.
92. Blackett, T. What is a brand // The Economist. Brands and branding. - 2009. - P. 13 - 25.
93. Boulding, Kenneth E. The Image: Knowledge in Life and Society / Kenneth E. Boulding. - MI.: The University of Michigan Press, 1956. - 194 p.
94. Dinnie, K. National Branding. Concepts, Issues, Practice / K. Dinnie. - Oxford: Butterworth-Heinemann, 2008. - 196 p.
95. Fan, Y. Soft Power: Power of Attraction or Confusion? // Place Branding and Public Diplomacy. - 2008. Vol. 4. №2. - P. 147 - 158.
96. Kotler, P. Gertner D. Country as Brand, Product, and Beyond: A Place Marketing and Brand Management Perspective // Journal of Brand Management. - 2002. - P. 249 - 261.
97. Kotler, P. Marketing Places. United States: Free Press, 2005. - 605 p.
98. Mitchell, W.J.T. Iconology: Image, Text, Ideology / W.J.T. Mitchel. - Chicago: University of Chicago Press, 1986. - 237 p.
99. Nye, J.S. The future of power / J.S. Nye. - N.Y.: Public Affairs, 2011. - 206 p.
100. Ollins, W. Branding the Nation - the Historical Context // Journal of Brand Management. - 2002. - P. 241 - 248.
101. Wallas, G. Human nature in politics / G. Wallas. - M.: Nobel Press. - 2010. - 316 p.