Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Спортивное телевидение в России: перспективы развития (на примере «Матч ТВ»)

Работа №135370

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. История появления спортивных трансляций на российском телевидении 8
1.1. Основные этапы развития спортивных трансляций на радио и телевидении 8
1.2. История появления федеральных спортивных телеканалов после развала Советского Союза 11
1.3. Спорт на неспециализированных федеральных каналах 13
1.3.1. Телеканал «Россия» (РТР) 13
1.3.3. Первый канал 16
1.3.4. НТВ 17
1.3.5. ТВЦ, «Рен ТВ» 18
1.4. Специализированные общедоступные спортивные телеканалы 19
1.4.2. «7ТВ» 20
1.4.1. «Спорт» (Россия 2) 22
Глава 2. Предпосылки создания телеканала «Матч ТВ» 27
Глава 3. Структура и тенденции телеканала «Матч ТВ» 33
3.1 Структура телеканала «Матч ТВ» 33
3.2 Сетка вещания и характерные форматы телеканала «Матч ТВ» 38
3.4. Аналитические и развлекательные шоу 49
Заключение 56
Список литературы: 60
Приложение 62


В современном обществе огромное внимание уделяется такой деятельности человека как спорт. По объемам и темпам своего вторжения в мир, по массовости охвата и масштабам распространения, по уровню репрезентации в информационном пространстве, по количеству и многообразию включенных в его орбиту целевых групп и по многим другим показателям спорт занимает одно из первых мест. В соответствии с интересом аудитории телевидение уделяет профессиональному спорту большое внимание, от новостных сюжетов до прямых трансляций событий с последующими аналитическими передачами.
Спорт является особым феноменом социокультурной и информационной деятельности, он «охватывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Спорт влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, моду, этические ценности, формирует соответствующий образ жизни людей». В связи с этим государства уделяют спорту большое внимание, и Россия не является исключением. Если советские лидеры рассматривали спорт как возможность доказать превосходство социализма над капитализмом, то нынешняя государственная политика рассматривает спорт как способ оздоровления нации, вовлечения в занятие физкультурой, профилактики и предотвращения асоциальных явлений. «Активизация массового спорта в стране признана одним из приоритетных направлений политики, а организация мероприятий на своей территории (зимней Олимпиады в 2014 г., чемпионата мира по хоккею в 2016 г., чемпионата мира по футболу в 2018 г.), помимо оживления и поднятия интереса к спорту внутри страны, должно способствовать улучшению имиджа России в глазах мирового сообщества».
Помочь выполнить эти задачи призвано и государственное телевидение. В 2015 году на рынке спортивных медиа произошли кардинальные изменения. Телекомпания «НТВ Плюс», входящая в холдинг «Газпром Медиа», перестала существовать. На ее базе был создан холдинг «Матч»; для новой компании у ВГТРК была выкуплена эфирная частота телеканал «Россия-2». На этой частоте появился федеральный спортивный телеканал «Матч ТВ», призванный популяризировать спорт и здоровый образ жизни в нашей стране. Решение о запуске телеканала принималось на самом высшем государственном уровне, а указ о его создании был подписан лично президентом России Владимиром Путиным.
В первый год работы «Матч ТВ» не смог завоевать популярность у зрителей и потерял часть аудитории. Это определяет актуальность данного исследования, которая обусловлена необходимостью обобщения практического опыта работы спортивных телеканалов, изучение существующей структуры и перспектив телеканала, который является важной частью государственной политики по оздоровлению и воспитанию нации.
Степень изученности данной темы нельзя считать достаточной. Исследования по этому вопросу чаще всего либо охватывают телевидение в целом либо спортивную журналистику. Что не позволяет уделить внимание конкретным аспектам специфики работы спортивного телеканала. На настоящий момент отечественные исследователи еще не смогли проанализировать телеканал, функционирующий менее двух лет. Отдельного внимания заслушивают работы Е. А. Войтик, Р. Эдельмана и исследователей нашего университета К. А. Алексееву и С. Н. Ильченко, посвященные спортивной журналистике в России.
Научная новизна работы состоит в обобщении опыта работы нового субъекта телевизионного вещания, который был создан на базе нескольких каналов, и понять степень оригинальности производимого контента.
Объектом работы стал контент российских телеканалов постсоветского периода, в частности содержание и структура контента телеканала «Матч ТВ».
Предмет исследования – факторы, влияющие на формирование контента «Матч ТВ».
Цель работы — определить перспективы развития спортивного телевидения в России на примере опыта функционирования телеканала «Матч ТВ».
В связи с поставленной целью, автору работы необходимо было выполнить следующие задачи:
1) Проанализировать характерные особенности спортивного телевещания в России в постсоветский период;
2) Выявить объективные и субъективные предпосылки, которые привели к созданию телеканала «Матч ТВ»;
3) Описать и проанализировать контент телеканала, определить тенденции к его формированию;
4)Проанализировать контент телеканала «Матч ТВ» с учетом тематического, форматного и кадрового принципа.
Теоретической базой исследования стали работы историков и теоретиков спортивной журналистики о советском и российском телевидении, а также развитии спорта в нашей стране в целом. Это работы отечественных и зарубежных авторов, в том числе С. Н Ильченко, Р. Эдельмана, Г. В. Кузнецова, К. А. Алексеева. А также публикации в различных средствах массовой информации, рассказывающее о работе спортивных телевизионных каналах.
Методология исследования предполагает использование совокупности методов теоретико-эмпирического исследования, то есть исторический метод с привлечением сравнительного анализа и наблюдения, кроме того в данном исследовании использовался описательно-аналитический метод, который предусматривает систематизацию наблюдаемых фактов в ходе изучения анализируемых явлений, и метод контент-анализа.
Эмпирическую базу составили записи программ и эфирная сетка телеканалов «Спорт», «Россия 2», «7 ТВ» и телеканала «Матч ТВ».
Хронологические рамки исследования составляют период с ноября 2015 года по май 2017 года.
Структура дипломной работы сформирована исходя из поставленной цели и сформулированных задач и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. В первой главе описывается процесс эволюции спортивных трансляций на российском телевидении, выявление основных этапов развития. И история появления федеральных спортивных телеканалов в период после распада советского союза. Во второй главе выявляются предпосылки, которые привели к созданию федерального спортивного телеканала «Матч ТВ». В третей комплексно анализируется контент спортивного телеканала «Матч ТВ», рассматривается его структура.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования можно заявить, что спортивное телевидение в России жило в постоянном развитии и изменении: от практически ежедневных трансляций спортивных передач по федеральному телевидению, до практически его полного перехода на платные телеканалы, частных спортивных телекомпаний до полной монополии государства на этом рынке.
С появлением на рынке телеканала «Матч ТВ» это движение продолжилось. Неразрывное развитие технологий диктует все новые и новые условия, поэтому на данный момент телеканал развивает свои интернет и мобильные сервисы. Спорт на «Матч ТВ» теперь возможно смотреть не только на экране телевизора, но на интернет-сайте телеканала через компьютер или ноутбук. Более того, установив на свой смартфон специальное приложение «Матч! Клуб», зрители могут не отключаться от просмотра даже находясь на улице.
Для достижения поставленной во введении цели, мы выполнили 4 задачи, первой из которых было проанализировать характерные особенности постсоветского спортивного телевидения. По выполнении данной задачи мы сделали вывод, что с уменьшением интереса у аудитории, снижалось и количество часов спортивного вещания в общем доступе. Бесплатные спортивные каналы за всю постсоветскую историю никогда не приносили пробыли его создателям и проигрывали по популярности каналом развлекательной и общей направленности. Однако такие телеканалы могли позволить себе пропагандировать здоровый образ жизни и любительский спорт.
Далее мы выявили предпосылки к созданию телеканала «Матч ТВ». На основе проанализированных источников информации можно говорить о нескольких факторах, самым важным из которых является политическая воля руководства РФ. Бесплатный спортивный телеканал никогда не приносил прибыли, а экономическая выгода от отсутствия конкуренции во время закупки телеправ в России не является существенным фактором. Так, например, в 2015 году в среднем клубы российской футбольной премьер-лиги получали от «НТВ Плюс» 1,4 млн евро, в то же время клубы английской футбольной премьер-лиги получали доход 96 млн. Евро на команду . Для популяризации спорта в РФ и укрепления лидирующих позиций нашей страны на мировой арене государство проводит значимые спортивные состязания: Олимпийские игры в Сочи, чемпионат мира по футболу, чемпионат мира по хоккею. На этом фоне пропаганда спорта может с подвигнуть граждан вести здоровый и активный образ жизни.
Исходя из проблематики работы, была также выполнена задача по описанию и анализу контента «Матч ТВ». Творческая группа двигается в сторону вариативности в выборе жанров. Предпринимаются попытки адоптировать несвойственные спортивной тематике жанры как реалити-шоу. Также адаптируют на российский экран успешно работающее в других странах аналитические программы, такие как «Тотальный разбор с Валерием Карпиным», аналоги которой есть во многих развитых, с футбольной точки зрения, странах. Редакторы данных программ постоянно ее развивают (используют специальные камеры, которые не задействованы непосредственно в трансляции футбольного матча, добавляют компьютерную графику и пр.). Возможности телекомпании не позволяют каналу в режиме круглосуточного вещания показывать исключительно собственные передачи и фильмы, поэтому зачастую в ночное время в эфире показывают зарубежные художественные фильмы спортивной тематики.
Анализ контента телеканала «Матч ТВ» с учетом тематического и кадрового принципа показал, что доминирующим видом спорта на канале является футбол, на который приходится большая часть спортивных трансляций и передач собственного производства. На втором месте по частоте трансляций стоят биатлон и хоккей. Данные аналитической компании Mediascopeговорят о том, что биатлон является вторым по популярности у аудитории спортом на телеканале, однако из-за частоты матчей в сезоне КХЛ хоккей в количественном отношении не отстает от биатлона. Согласно нашему исследованию, следующим по времени показа в эфире является баскетбол. Это большая четверка с большим отрывом от остальных видов спорта лидирует по количеству трансляций и сопровождающих их программ.
Другой заметной тенденцией на телеканале является стремление к увеличению числа бывших профессиональных спортсменов, изначально выбор падал на бывших футболистов, но анализ их работы, который был приведен в главе 3.3, показал, что уровень квалификации и речевой грамотности не позволяет им работать в федеральном эфире. На данный момент, телеканал стремиться привлекать тренеров, которые по уровню тактической грамотности превосходят обычных футболистов. Ярким примером является Валерий Карпин, который с осени 2016 года стал привлекаться в качестве эксперта на телеканал, а с февраля 2017 года занял одну из руководящих должностей. Карпин регулярно привлекается к футбольным трансляциям в качестве эксперта, также он ведет еженедельную программу «Тактический разбор с Валерием Карпиным».
Таким образом, проанализировав структуру телеканала «Матч ТВ» за 16 месяцев работу и российское спортивное телевидение в постсоветский период, мы можем сделать ряд прогнозов на ближайшее будущее.
В преддверии чемпионата мира по футболу в России внимание к самому популярному спорту будет только увеличиваться, что будет отрицательно сказываться на количестве времени, предоставляемого другим видам спорта. Снижению количества часов трансляций непопулярного спорта на телеканале поспособствует зависимость от рейтингов. Руководство телеканала не решится возвращать футбольные трансляции, которые имеют самые высокие цифры доли и рейтинга, на платные телеканалы, поэтому в ближайшем будущем возможно перепрофилирование тематических каналов холдинга или же их закрытие в связи с непопулярностью.
Сохранится текущая кадровая политика, которая направлена на увеличение количества экспертов. В аналитических передачах журналисты буду занимать роль ведущих и задавать вопросы экспертам, а не высказывать собственную позицию.



1. Акинфиев С. Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения — часть 1. М.: Кафедра телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, 2008.
2. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Основы спортивной журналистики: Учеб. пособие для студентов вузов. ‒ М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016.
3. Алексеев К. А., Ильченко С.Н. Спортивная журналистика. СПб., 2009.
4. Борецкий Р. А. От информации к проблеме (Заметки о спортивном телевидении) // Советское радио и телевидение. М., 1963. № 10.
5. Войтик Е. А. Раскрытие темы «виды спорта» в системе журналистских практик: концептуально-содержательный аспект. М.: Медиаскоп: Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. 2012. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/1248.
6. Войтик Е. А. Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI в.. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2013.
7. Ильченко С. Н. Спорт и электронные медиа: аспекты коммуникативного взаимодействия. СПб.: ВестникСанкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика, 2009.
8. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. Издание четвертое /Кузнецов Г.В., Юровский А.Я., Цвик В.Л.– М., 2002.
9. Назайкин А. Н. Медиапланирование: учеб. пособие. М., 2010.
10. Эдельман Р. Серьезная забава. История зрелищного спорта в СССР. М.: Советский спорт; АИРО-XXI. 2008.



Электронные ресурсы:

11. Colta.ru. URL: http://www.colta.ru.
12. Comnews.ru. URL:http://www.comnews.ru.
13. Russia.com. URL: http://russia.com.ru.
14. Sports.ru. URL:https://www.sports.ru.
15. Газета.ру. URL: https://www.gazeta.ru.
16. Еженедельник Футбол. URL: https://www.ftbl.ru.
17. Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant.ru.
18. Матч ТВ. URL: http://matchtv.ru.
19. Новая газета. URL: https://www.novayagazeta.ru.
20. Онлайн энциклопедия ЦСКА. URL: http://www.cskalogia.ru.
21. РБК. URL: http://www.rbc.ru.
22. РИА Новости. URL: https://ria.ru.
23. Р-Спорт. URL: http://rsport.ru.
24.Сайт президента РФ.URL: http://kremlin.ru.
25. Советский-Спорт. URL: http://spb.sovsport.ru.
26. Спорт-экспресс. URL: http://www.sport-express.ru.
27. ТАСС. URL: http://tass.ru.
28. Федерация спортивной борьбы России. URL: http://www.wrestrus.ru.
29. Чемпионат.com. URL:https://www.championat.com.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ