Введение 3
ГЛАВА 1. Политический имидж в СМИ 6
1.1 Понятие политического имиджа и медиаобраза 6
1.2 Механизмы формирования политического имиджа 16
1.3 Типы политического имиджа 21
1.4 Роль СМИ в формировании политического имиджа 26
ГЛАВА 2. Медиаимидж П.А. Порошенко в Великобритании и России 32
2.1 Личность президента Украины 32
2.2 Медиаобраз президента в британских онлайн-версиях печатных изданий 35
2.3 Медиаобраз президента в российских онлайн-версиях печатных изданий 40
Заключение 49
Библиографический список 53
Актуальность исследования. Настоящую актуальность проблема изучения имиджа приобретает в XX веке, во время активного развития демократических институтов. Судьба правителя стала зависеть от того, как его деятельность воспринимается электоратом. Отсутствие динамики и смены курса, в случае несогласия с ним граждан, как правило, заканчивался сменой политических элит. В связи с этим выстраивание положительного имиджа и внедрение его в массовое сознание стало одной из важнейших задач и возможностей оставаться у власти максимально долгое время.
В современном обществе идеалы и ценности транслируются в общество посредством СМИ, которые приобрели весомое значение. Также, важную роль СМИ играют в формировании общественного сознания, привлечения к политическим идеям общественных групп, социализации личности, принятию и усвоению политических идей и ценностей, а также в побуждении к определенным политическим действиям.
В последние несколько лет внимание мирового сообщества приковано к ситуации на Украине. О нем регулярно пишут большинство общественно-политических изданий в России, ряд изданий в европейских странах. Действующему президенту Украины важно иметь имидж надежного, уверенного, готового к переменам и компромиссам политика. Однако переориентация политического курса страны на Запад негативно сказывается на отношениях с давним и крупнейшим партнером – Россией. Сложное и не всегда однонаправленное взаимодействие между политическими и медиаявлениями определяет многие действия самого украинского Президента и реакцию на них общества в России и Европе. Именно поэтому важно проанализировать и понять, какой имидж Президента Порошенко формируется в западных и российских изданиях.
Изучением понятия политического имиджа занималось большое количество как российских, так и зарубежных ученых. Среди них "Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники" А.Ю. Панасюка, "Имидж политического лидера как фактор легитимации политической власти в современной России" А. В. Соколова, "Приемы мягкой пропаганды в качественной прессе" А.С Миронова, а также "Профессия: имиджмейкер" Г.Г. Почепцова. Работы по определению понятий медиаимидж и медиаобраз можно найти у Е.П Соколова "Медиаобраз иномерного политика", Л.В. Хочцунской "Медиаобраз как диалог ценностей", Л.Б. Зубановой "Медиаобраз действительности: ценностное пространство современных средств массовой информации", К.В. Киуру "Имиджевый медиатекст в политической коммуникации", также эти вопросы были изучены и исследованы в большом количестве диссертаций и научных статей. Работы по изучению словесного ряда можно встретить у Ю.В Клюева "Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного взаимодействия", Е.И. Шейгала "Семиотика политического дискурса", А.П. Чудинова "Политическая лингвистика".
Объект исследования – формирование политического имиджа СМИ.
Предмет исследования – медиаобразы Петра Порошенко в интернет-СМИ Великобритании и России.
Цель работы заключается в изучении медиаимиджа президента Украины Петра Порошенко в британских и российских изданиях.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к понятию политического имиджа, а также медиаобраза;
2. рассмотреть основные технологии построения медиаобраза;
3. изучить конструируемый медиаимидж президента Украины Петра Порошенко в британских и российских СМИ;
4. проанализировать сходства и различия медиаобразов президента.
В процессе работы для изучения теоретических вопросов автор использовал метод традиционного анализа литературы по теме. Эмпирические методы, используемые в работе: контент-анализ источников, сравнительный анализ.
Метод анализа литературы был использован для изучения теоретических аспектов понятий политического имиджа, медиаимиджа и медиаобраза.
Эмпирическую базу исследования составили 6 онлайн-версий российских и английских изданий за период с момента избрания Порошенко на пост президента Украины и до настоящего момента. Из английских газет были выбраны онлайн-версии The Sun, Daily Express, а также The Guardian. Из российских изданий были выбраны онлайн-версии Комсомольской Правды, Российской газеты и Независимой газеты. Генеральная совокупность составила 40 статей, была использована сплошная выборка, таким образом, результаты следует считать репрезентативными.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников. В первой главе изучены теоретические подходы к понятиям политический имидж, медиаобраз и медиаимидж. Во второй главе изучен и проанализирован медиаобраз П. Порошенко в британских и российских источниках. В заключении сделан вывод по результатам данной работы.
Важность формирования положительного имиджа в сознании населения властные структуры понимали уже давно. Положительный имидж позволял находиться у власти как можно дольше, а также продвигать желаемый политический курс. Для его формирования в массовом сознании в течение долгих лет использовались различные инструменты.
За последние несколько десятков лет СМИ превратились в могущественный инструмент, позволяющий транслировать и закреплять в массовом сознании необходимые социальные установки. Помимо этого они играют не последнюю роль в привлечении внимания граждан к политической арене, побуждению к определенным политическим действиям.
На данный момент категория имиджа становится центральной, если мы говорим о сфере коммуникаций или социологии.
Однако ввиду крайне высокого развития технологий в настоящее время и колоссально возросшей роли СМИ в формировании имиджа в массовом сознании, следует сказать о появлении относительно нового понятия ̶ медиаобраз. Именно медиаобразы, которые транслируют через СМИ авторы материалов, формируют необходимые образы и оценки субъектов в массовом сознании. Важным становится выделение наиболее ярких и характерных особенностей субъекта, которые транслируются с использованием необходимых оценочных визуальных и речевых инструментов.
Целью данной работы стало изучение, анализ и сравнение медиаобразов президента Украины Петра Порошенко в российской и британской прессе. Причем наиболее интересным было выяснить, как сильно и в чем различаются эти медиаобразы, например, в изданиях, выражающих взгляды правящей политической силы и тех, кто выражает точку зрения политической оппозиции. А также изучить и выявить, в чем заключается разница в восприятии личности президента в России и Великобритании.
В процессе работы были изучены теоретические подходы к понятию политического имиджа, а также медиаобраза. Наиболее важной особенностью имиджа является его целенаправленное формирование в сознании субъектов. Также важной характеристикой имиджа является то, что он является результатом работы психики субъекта над образом, в результате чего формируется личностная оценка.
В ходе исследования выяснилось, что методология формирования медиаобраза не изучена еще до конца. В настоящий момент идет активное изучение этого феномена. Но можно сказать, что СМИ сейчас используют такие инструменты как трюизмы, сравнения, исторические аналогии, апелляция к экспертному мнению и проч.
Далее в дипломной работе был проведен анализ публикаций, в которых можно было проследить, какой образ президента Украины формируют британские и российские СМИ. Для анализа были выбраны издания, отражающие точку зрения правящей политической силы, оппозиционные, а также массовые издания. Подобная выборка была обусловлена желанием изучить медиаобраз президента с разных точек зрения, а также понять, насколько этот образ будет отличаться в изданиях, ориентированных на массового читателя.
Следует сказать, что британские издания по сравнению с российскими уделяют гораздо меньше внимания украинскому вопросу и, соответственно, личности президента. В массовом издании данной проблеме были выделены лишь 2 информационные заметки, носящие нейтральный характер. Поэтому можно говорить о том, что оно не принимает особого участия в формировании медиаобраза Порошенко в сознании среднестатистического британца.
В результате исследования публикаций в изданиях, которые выражают точку зрения правящей политической силы и оппозиционной, выяснилось, что в целом они рисуют схожий медиаобраз президента. То есть они выделяют примерно одинаковые, наиболее яркие черты, которые могут ассоциироваться с Порошенко у читателей. Среди них можно выделить его активность, желание как можно скорее достичь мира в проблемных регионах, а также стремление укрепить отношения с Европой и НАТО. Помимо этого, одной из наиболее ярких черт становится его негативное отношение к России, что выражается в ярких и веских цитатах. Так как в данном вопросе точка зрения Порошенко и европейских лидеров совпадает, что также является дополнительной причиной весьма благожелательного отношения. Однако стоит заметить, что в целом отношение к президенту можно охарактеризовать как нейтральное, и лишь местами положительное. Несмотря на некоторые моменты, британская пресса весьма сдержанна и осторожна в своих высказываниях и даваемых характеристиках.
Совершенно другая ситуация наблюдается в российских изданиях. Очевидно, что украинский вопрос намного больше занимает российскую общественность по сравнению с гражданами Соединенного Королевства. Соответственно, количество материалов в СМИ гораздо больше, а также они полнее, объемнее и зачастую носят несколько более эмоционально-оценочный характер, нежели публикации в британских газетах. В массовом издании также нашлось не слишком много публикаций о президенте, однако, в противовес британскому таблоиду, здесь они носили ярко-выраженный отрицательный характер. Порошенко был изображен своеобразным клоуном или шоуменом, которого нельзя воспринимать всерьез. Его негативные черты несколько гипертрофированны, что даже подтверждается ироничными шутками-изображениями, которые сопутствуют публикации.
Немного более сдержанный, но в целом похожий медиаобраз рисует и издание, которое выражает точку зрения правящей политической силы. Суммируя, можно сказать, что Российская газета во всех выбранных публикациях выделяет несколько основных следующих черт, которые характеризуют Порошенко: отрицательное отношение к России, некомпетентность в роли лидера и неспособность решать проблемы, политическая "слабость", активное желание наладить как можно более крепкие взаимоотношения с ЕС и НАТО, а также наличие серьезных проблем в управлении государством. Гораздо более сдержанный и нейтральный медиаобраз рисует Независимая газета ̶ издание, которое выражает оппозиционную точку зрения. Также можно сказать, что в отличие от других газет она в своих материалах пишет о различных точках зрения на конкретный вопрос. Зачастую фамилия президента заменялась безличным Киевом, что говорит о нейтральности характера публикации. Однако здесь все равно президент демонстрируется в качестве легитимного, активного политика. В то же время, издание несколько скептически подходит к вопросу о сближении Украины и Европы. И здесь уже появляются сомнения в компетентности Порошенко.
Таким образом, можно заключить, что в российских и британских изданиях формируются два совершенно различных медиаимиджа. Следует отметить, что точки зрения проправительственного и оппозиционного изданий в Британии совпадают значительно сильнее, чем в российских. А также можно говорить о том, что в целом имидж Петра Порошенко в Европе гораздо более нейтрально-положителен по сравнению с Россией.
1. Аверченко, Л.К. Практическая имиджелогия. Новосибирск: СибАГС, 2013. 439 с.
2. Алексеева Л.А. Имидж организации работодателя на рынке труда как фактор привлечения потенциальных работников: формирование и оценка: дисс. … к. экон. наук. М., 2010. 25 с.
3. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М.: Аст-ПРЕСС, 2008. 416 с.
4. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб, 2001. 253 с.
5. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: учеб.пособие. М.: Аспект Пресс, 2012. 317 с.
6. Информация и общественное мнение: От репортажа в СМИ к реальным переменам / Под ред. Румин Ислам. – М., 2010. – 380 с..
7. Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. Воронеж, 2003. 153 с.
8. Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. Воронеж, 2003. 114 с.
9. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. М., 1997. 304 с.
10. Коновалов В.Н. Политология. Словарь. М., 2010. 290 с.
11. Кравченко А. Краткий социологический словарь. М.: Проспект, 2013. 352 с.
12. Крысин Л. Современный словарь иностранных слов. М.: Аст-пресс Книга, 2012. 416 с.
13. Лиллиан Б. Имидж – путь к успеху. СПб: ИД «Питер», 2001. 95 с.
14. Лю Юаньюань. Имидж Китая в восприятии российского общества: дисс. … к.соц.н. - М., 2012. 20 с.
15. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. 3-е изд. М.: Дело, 2001. 239 с.
...