Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Литературные описания наставника Цзи-гуна

Работа №135324

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Литературные и исторические описания о монахе Цзи-гуне: подробное описание материала исследования 6
Глава 2. Культурно-историческая характеристика рассматриваемого периода: влияние культурно-исторических процессов на формирование литературных описаний о монахе Цзи-гуне 14
2.1. Влияние развития литературных жанров эпох Сун-Цин 14
2.2. Религиозно-историческое влияние развития буддизма в Китае 22
2.3. Социокультурное влияние внутренней обстановки в Китае в период Сун-Цин 29
Глава 3. Анализ литературных описаний о Цзи-гуне 31
3.1. Эволюция литературных описаний о Цзи-гуне 31
3.2. Эволюция литературного образа монаха Цзи-гуна 37
3.3. Значение парадоксальности и эксцентричности образа Цзи-гуна 53
3.4. Идейное содержание литературных описаний 66
Заключение 73
Список литературы 75


Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию культурного и литературного персонажа – монаха Цзи-гуна, которому в китайской художественной литературе посвящено немало произведений, неоднородных по жанру и объему. Монах Цзи-гун – это популярный персонаж народного фольклора, пользующийся популярностью среди китайской аудитории как во времена династий Юань, Мин и Цин, так и сегодня, перейдя на экраны телевизоров. Он родился и жил во времена династии Южная Сун, но его культурный и литературный образ сформировался позднее – в эпоху Мин и Цин. На формирование этого образа оказывали влияние различные факторы, что и отразилось на посвященных ему литературных описаниях [36].
В данной работе рассматриваются ключевые литературные произведения, посвященные монаху Цзи-гуну, а также сохранившиеся исторические описания о нем. Также затрагиваются факторы религиозного, исторического, социокультурного и литературного развития в период правления династий Сун-Цин, оказавшие определенное воздействие на создание вышеупомянутых памятников и литературных описаний, и на формирование в них образа монаха Цзи-гуна.
Следует отметить, что в отечественном литературоведении работ, посвященных монаху Цзи-гуну и его образу в китайской культуре и литературе, нам встретить не удалось. В относительно западном литературоведении имеется одна знаковая монография «Безумный Цзи: Китайская религия и популярная литература» [23], написанная израильским исследователем Меиром Шахаром, который попытался исследовать историю культа Цзи-гуна и его литературного образа. Основная масса научных трудов, посвященных проблеме литературных описаний монаха Цзи-гуна и его образу в них, принадлежит в основном китайскому литературоведению. Вопрос произведений о монахе Цзи-гуне затрагивали такие китайские ученые, как Ху Шэн, Сунь Кайди, Хуан Сянянь, Люй Хуннянь, Цзэн Гого и т.д.
Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы определяется крайне малой изученностью в отечественном литературоведении проблемы культурного и литературного образа Цзи-гуна и литературных произведений, в которых этот образ раскрывается. Современность предмета изучения обуславливается тем, что данный культурный персонаж и сегодня сохраняет свою популярность в Китае и в китаеязычных странах.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней предпринята попытка комплексного изучения посвященного монаху Цзи-гуну литературного творчества и формирования его образа в китайской культуре. Кроме того, особенность настоящего исследования также состоит в попытке интерпретации отраженного в литературных описаниях содержания.
Цель данной работы: проанализировать предания о Цзи-гуне на базе культурно-исторического фона и определить его ценности и место в китайской литературе. Поставленная цель предопределила ряд исследовательских задач, необходимых для ее достижения:
1. Изучить дошедшие до наших дней литературные описания о Цзи-гуне и связанные с ним косвенно или напрямую исследования;
2. Проследить хронологию и историю их создания;
3. Проанализировать с какими историко-религиозными, литературными и социокультурными явлениями связаны литературные описания о Цзи-гуне;
4. Выявить и описать как эволюционируют литературные описания о Цзи-гуне;
5. Рассмотреть изменение образа монаха Цзи-гуна в литературных описаниях, а также выявить и проанализировать его характерные черты;
6. Выявить основное идейное содержание литературных описаний, отраженное в образе монаха Цзи-гуна.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступают литературные произведения, созданные в период XII-XIX веков, в которых монах Цзи-гун выступает главным персонажем. Предметом данного исследования являются содержащиеся в этих произведениях литературные описания, посвященные монаху Цзи-гуну.
Методология исследования включает традиционные для литературоведческого анализа методы: культурно-исторический и сравнительно-исторический.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, литературные описания о Цзи-гуне, рассмотренные в данной работе, представляют собой обширное поле для дальнейших исследований, поскольку сюжеты преданий складывались в течение продолжительного и чрезвычайно насыщенного во всех сферах жизни страны исторического периода. Они охватывают период от эпохи Южной Сун, когда, как считается, жил реальный чаньский монах Дао-цзи, до конца XX века.
За это время литературные описания и образ монаха Цзи-гуна в них претерпели различные изменения. На формировании литературных описаний о Цзи-гуне повлияли как литературные, так и историко-религиозные и социокультурные явления и тенденции указанного периода.
Так, литературные описания о Цзи-гуне отразили развитие литературных жанров главным образом эпох Мин и Цин. В самих преданиях о Цзи-гуне запечатлена атмосфера возрождающегося после танских гонений буддизма и главным образом атмосфера гор Тяньтай. Популярность преданий о Цзи-гуне была обусловлена социокультурной восприимчивостью к такого рода образам и персонажам.
По мере развития литературных описаний о Цзи-гуне рос объем текста, проводились попытки переоценки образа Цзи-гуна, в результате которых Цзи-гун в конце концов превратился в обожествленного народного героя традиционного для китайской простонародной литературы жанра многоглавого романа.
Тем не менее, вне зависимости от изменения, в литературных описаниях о монахе Цзи-гуне прослеживается определенный костяк сюжетов, а также отрывков, особенно стихотворных. Функции Цзи-гуна также сохраняются и постепенно расширяются по мере обожествления его литературного образа.
Сам образ монаха Цзи-гуна, уходящий корнями в сунские и юаньские историко-географические записи, а также формы устных и песенных сказов и постановок, главным образом носит парадоксальный и эксцентричный характер, который играл важную эстетическую и сакральную роль. Эта парадоксальность по мере его обожествления к рубежу XIX-XX вв. достигает своего апогея.
Несмотря на то, что Цзи-гун является литературным персонажем простонародной, популярной литературы, он отразил в себе некоторые базовые аспекты реального буддийского учения и главным образом принцип спасения всех живых существ.



1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Наука. 1989. – 272 с.
2. Алимов. Бицзи. // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. – М.: Вост. лит., 2006 – Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л. Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 217-220.
3. Алимов И.А., Кравцова М.Е. История классической китайской литературы с древности и до XIII в.: Поэзия. Проза. Часть вторая. // История китайской классической литературы с древности и до XIII в.: поэзия, проза: в 2 ч. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2014. – С. 1223-1256
4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990. – 543 с.
5. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. 2-е изд. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 488 с.
6. Вэй Фэн. Жанр уся: Трансляция традиций китайской культуры в кинематограф США. // МОЛОДЕЖЬ, НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: ООО «Наука и просвещение», 2021. – С. 246-250.
7. Гуревич И.С. Линь-цзи лу. – СПб: Петербургское востоковедение. 2001. – 272 с.
8. Жун Синьцзян. 18 лекций о Дуньхуане / Пер. с кит. Ивлева Л.А. – М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2019. – 487 с.
9. История Китайской Цивилизации. Том 3. От династий Суй и Тан до середины правления династии Мин (581–1525) // История китайской цивилизации: в 4 т. / Гл. редколл. Юань Синпэй и др.; пер. с кит. под ред. Поповой И.Ф. – М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2020. – 735 с.
10. Кравцова М.Е. История культуры Китая. 4-е изд., испр. и доп. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. – 416 с.
11. Мыцик Ю.С. Речные заводи – первый китайский роман в стиле «уся» // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы II Международной научной конференции – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 50-52.
12. Повествовательная проза на языке байхуа. // Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. Т.3: Литература. Язык и письменность. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006.  С. 93-109
13. Поповцев Д. В. Бодхисаттва Авалокитешвара. История формирования и развития махаянского культа. – СПб, ЕВРАЗИЯ. 2012.  496 с.
14. Сорокин В.Ф. Китайская классическая драма XIII-XIV вв. – М.: Наука, 1979. – 334 с.
15. Сорокин В.Ф. Буддийские сюжеты в китайской драме XIV-XV вв. // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. – М.: Наука, 1970. – С. 104-111.
16. Сторожук А.Г. Три учения и культура Китая: конфуцианство, буддизм и даосизм в художественном творчестве эпохи Тан. – СПб, Береста. 2010  552 с.
Литература на английском языке:
17. American Indian Myths and Legends. Selected and edited by Richard Erdoes and Alfonso Ortiz. – NY.: Pantheon Books. – 527 pp.
18. Collingswood R. G. Essays in the Philosophy of Art – Bloomington, Indiana: Indiana University Press, 1946. – 248 pp.
19. Hyers M. Conrad. The Comic Perspective in Zen Literature and Art. // The Eastern Buddhist NEW SERIES, Vol. 5, №5 – Kyoto: Eastern Buddhist Society, 1972. – 26-46 pp.
20. John Morreall. Taking Laughter Seriously. – Albany: State University of New York Press, 1983. – 144 pp.
21. Ma Z.G. Trickster-Like Teachings in Tibetan Buddhism // Asian Research Journal of Arts & Social Sciences, 5(1): 1-9, 2018.
22. Shahar Meir and Weller, Robert P. Introduction: Gods and Society in China. // Unruly gods. Divinity and society in China. – Honolulu: University of Hawaii Press, 1996. – P. 1-36.
23. Shahar Meir. Religion and Vernacular Fiction in China // Crazy Ji : Chinese Religion and Popular Literature. Cambridge. – MA: Harvard University Asia Center. 1998. – 330 pp.
Литература на китайском языке:
24. 陳東有.。濟公系列小說。— 瀋陽:遼寧教育出版社,2000 — 99頁。[Чэнь Дунъю. Серия рассказов о Цзи-гуне. – Шэньян: Изд-во «Ляонин цзяоюй чубаньшэ», 2000.  99 с.]
25. 陳汝衡:說書史話。— 作家出版社, 1956。— 第78頁,第115頁。[Чэнь Жухэн. Исторические беседы об устных рассказах шохуа. – Изд-во «Цзоцзя чубаньшэ», 1956. – С. 78, 115.]
26. 郭小亭。濟公全傳 // 中國古代大神話小說。— 北京:中國文聯出版公司,1996。— 943 頁。[Го Сяотин. Полное собрание преданий о Цзи-гуне. Пекин. 1996.  943 с.]
27. 胡勝.。濟公小說的成因及形象演變。// 明清小說研究,第03期。— 1997。— 第66-68頁 [Ху Шэн. Эволюция романов о Цзи-гуне. Исследование прозы эпохи Мин и Цин. Сборник «Исследования прозы Мин и Цин», вып. 3. – 1997 – С. 66-68.]
28. 郎豐霞。論清朝宗教管理制度中的»納銀給牒»之法。// 中國人民大學清史研究所。昆明學院學報。— 2018。— 第95-100頁。 [Лан Фэнся. О системе «на инь гэй де» в монастырской системе управления эпохи Цин. // Исследовательский институт «Чжунго жэньминь дасюэ цинши яньцзюсо». Журнал «Куньмин сюэюань сюэбао». – 2018. – С. 95-100]
29. 魯迅。中國小說的歷史的變遷。— 西安:西安大學出版社,1925。— 第41-49頁。[Лу Синь. Лекции об истории китайской малой прозы. – Сиань: Издательство Сианьского университета, 1925 – С. 41-49]
30. 濟顛大師醉菩提全傳。天花藏主人編次(保仁堂刊)。// 古本小說集成1124。 — 上海:上海古籍出版社,1994。— 338頁。[Полное собрание [преданий] о хмельном прозрении чаньского наставника Цзи-дяня. Комп. Господина Тяньхуа, ксил. Баожэньтан. // Многотомное собрание «Губэнь сяошо цзичэн», т. 1124. – Шанхай: Изд-во «Шанхай гуцзи чубаньшэ», 1994. – 338 с.]
31. 錢塘湖隱濟顛禪師語錄。沈孟柈敍述(明刊)。// 古本小說集成4001。 — 上海:上海古籍出版社,1994。— 138頁。[Записи речей чаньского наставника Цзи-дяня [по прозвищу] Хуинь [округа] Цяньтан. В перелож. Шэнь Мэнбаня, ксил. дин. Мин. // Многотомное собрание «Губэнь сяошо цзичэн», т. 4001. – Шанхай: Изд-во «Шанхай гуцзи чубаньшэ», 1994. – 138 с.]
32. 孫楷第。中國通俗小說書目。— 北京:中華書局,2012。— 381頁。[Сунь Кайди. Каталог китайской популярной литературы. – Пекин: Изд-во «Чжунхуа шуцзюй», 2012. – 381 с.]
33. 新編佛教辭典。陳兵編著。— 北京:中國世界語出版社,1994. — 788 頁。[Буддийский словарь в новой редакции. Сост. Чэнь Бин. – Пекин: Изд-во «Чжунго шицзеюй чубаньшэ» – 788 с.]
34. 曾果果。論《醉菩提》中的濟公形象。¬// 中國戲曲學院學報。第33卷第2期。— 2012. — 第42-47頁。[Цзэн Гого. Об образе Цзи-гуна в сборнике «Цзуй пути» // Журнал «Чжунго сицюй сюэюань сюэбао», т. 3, вып. 2 – 2012. – С. 42-47.]
Интернет-источники
35. 佛祖歷代通載. 卷八. Фоцзу лидай тунцзай. [Электронный ресурс]/URL: https://www.zhonghuadiancang.com/foxuebaodian/fozulidaitongzai/36170.html (дата обращения: 04.05.2022)
36. 黃夏年. 濟公文化的現代意義。中國佛學院。Хуан Сянянь. Современное значение культуры Цзи-гуна [Электронный ресурс]/URL: http://www.zgfxy.cn/Item/819.aspx (дата обращения: 04.05.2022)
37. Mark Weeks. Comic Theory and Perceptions of a Disappearing Self. [Электронный ресурс]/URL: https://www.lang.nagoya-u.ac.jp/proj/genbunronshu/34-1/weeks.pdf (дата обращения: 04.05.2022)
38. 錢塘湖隱濟顛禪師語錄1 [Электронный ресурс]/URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/50233893 (дата обращения: 04.05.2022)
39. 錢塘湖隱濟顛禪師語錄2 [Электронный ресурс]/URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/50234042 (дата обращения: 04.05.2022)
40. 麹頭陀傳。[明]香嬰居士。Сборник «Предания странствующего монаха Цюя», сост. Отшельник Сянъин. [Электронный ресурс]/URL: http://ab.newdu.com/book/book.php?bid=15876 (дата обращения: 04.05.2022)
41. 易經。系辭上。Ицзин. Комментарий. [Электронный ресурс]/URL: http://www.360doc.com/content/19/0404/02/56972265_826295438.shtml (дата обращения: 29.05.22)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ