Особенности Я-концепции подростков с саморазрушающим поведением
|
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Я-концепция личности и ее функции. Саморазрушающее поведение подростков
1.1 Теоретические аспекты, определения понятий, структура
феномена «Я-концепции»………………………………………..…………….....9
1.2 Особенности «Я-концепции» подросткового возраста………………..…20
1.3 Феномен саморазрушающего поведения в подростковом возрасте: типы, формы, особенности влияния на личность
1.4 Феномен самоповреждающего поведения……………………………….36
1.4.1 Концепции и модели самоповреждающего поведения………………….36
1.4.2 Самоповреждающее поведение: признаки, классификации……..……..39
1.4.3 Особенности несуицидального самоповреждающего поведения в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования…………………………..……53
2.1 Цели и задачи исследования
2.2 Описание выборки исследования…………………………………………...55
2.3 Методы исследования……………………………………………………..…56
2.3.1 Опросник Самоотношения
2.3.2 Методика «Индекс жизненного стиля»………………………………...…58
2.3.3 Опросник образа собственного тела………………………………………61
2.3.4 Методика «Шкала диспозиционного эгоизма»…………………………..62
2.3.5 Методика «Суверенность психологического пространства»………...…63
2.3.6 Тест эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ)…………………………….…..64
2.3.7 Hand-test (Тест-руки)…………………………………………………….…65
2.3.8 Проективная методика «Автопортрет»………………………………..….66
2.4 Процедура исследования
2.5 Математико-статистические методы обработки данных…
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение………………..……...…69
3.1 Результаты сравнительного анализа……………………….……………......69
3.1.1 Результаты исследования уровня самоотношения между группами…...69
3.1.2 Результаты исследования отношения к своему телу между группами...70
3.1.3 Результаты глубинного исследования личности и склонности к проявлению открытой агрессии между группами
3.1.4 Результаты исследования уровня личностного эгоцентризма и эгоизма между группами
3.1.5 Результаты исследования механизмов психологической защиты «Я» между группами
3.1.6 Результаты исследования суверенности психологического пространства между группами
3.1.7 Результаты исследования бессознательных эмоциональных компонентов личности между группами
3.2 Результаты корреляционного анализа………………………………….......78
3.2.1 Результаты корреляционного анализа основной группы……………….78
3.2.2 Результаты корреляционного анализа контрольной группы……….......82
3.3 Обсуждение результатов исследования…………………………………….84
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А…
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Я-концепция личности и ее функции. Саморазрушающее поведение подростков
1.1 Теоретические аспекты, определения понятий, структура
феномена «Я-концепции»………………………………………..…………….....9
1.2 Особенности «Я-концепции» подросткового возраста………………..…20
1.3 Феномен саморазрушающего поведения в подростковом возрасте: типы, формы, особенности влияния на личность
1.4 Феномен самоповреждающего поведения……………………………….36
1.4.1 Концепции и модели самоповреждающего поведения………………….36
1.4.2 Самоповреждающее поведение: признаки, классификации……..……..39
1.4.3 Особенности несуицидального самоповреждающего поведения в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования…………………………..……53
2.1 Цели и задачи исследования
2.2 Описание выборки исследования…………………………………………...55
2.3 Методы исследования……………………………………………………..…56
2.3.1 Опросник Самоотношения
2.3.2 Методика «Индекс жизненного стиля»………………………………...…58
2.3.3 Опросник образа собственного тела………………………………………61
2.3.4 Методика «Шкала диспозиционного эгоизма»…………………………..62
2.3.5 Методика «Суверенность психологического пространства»………...…63
2.3.6 Тест эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ)…………………………….…..64
2.3.7 Hand-test (Тест-руки)…………………………………………………….…65
2.3.8 Проективная методика «Автопортрет»………………………………..….66
2.4 Процедура исследования
2.5 Математико-статистические методы обработки данных…
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение………………..……...…69
3.1 Результаты сравнительного анализа……………………….……………......69
3.1.1 Результаты исследования уровня самоотношения между группами…...69
3.1.2 Результаты исследования отношения к своему телу между группами...70
3.1.3 Результаты глубинного исследования личности и склонности к проявлению открытой агрессии между группами
3.1.4 Результаты исследования уровня личностного эгоцентризма и эгоизма между группами
3.1.5 Результаты исследования механизмов психологической защиты «Я» между группами
3.1.6 Результаты исследования суверенности психологического пространства между группами
3.1.7 Результаты исследования бессознательных эмоциональных компонентов личности между группами
3.2 Результаты корреляционного анализа………………………………….......78
3.2.1 Результаты корреляционного анализа основной группы……………….78
3.2.2 Результаты корреляционного анализа контрольной группы……….......82
3.3 Обсуждение результатов исследования…………………………………….84
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А…
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………
Актуальность исследования. В настоящее время к наиболее важным направлениям современных исследований в научном сообществе следует отнести изучение саморазрушающего поведения в подростковом возрасте. Саморазрушающее поведение несовершеннолетних на сегодняшний день рассматривается как одна из наиболее опасных, распространенных общесоциальных проблем, угрожающих человечеству. В отличие от Европейских стран, в России за 2016 год по сравнению с предыдущими годами возросла численность несовершеннолетних до 17 лет с попытками суицида (2840 человек) и совершенными суицидами (погибло 738 человек). По прогнозам российского врача, государственного деятеля Г. Онищенко, к 2020 году самоубийство, как причина смерти, займет второе место во всем мире (Пучнина М.Ю., 2017). Главными социально-демографическими факторами суицидального поведения считается пол и возраст: акты самоповреждения и попытки лишения себя жизни чаще совершают женщины 15-24 лет (Susan Howson, Sarah Huline-Dickens., 2016; Польская Н.А., 2017). Самоповреждающее поведение, как преднамеренное причинение физического вреда своему телу увеличивает риск возникновения суицидальных тенденций в подростковой среде, вдобавок имеет эпидемическое распространение. Я-концепция как продукт самосознания, и одновременно условие способствующее приобретению внутренней согласованности личности, служит источником установок и ожиданий, определяет интерпретацию полученного опыта, а также контролирует поведение индивидуума (Сидоренко Д.П., 2015). Нарушение какого-либо структурного элемента Я-концепции может вызвать искажение самовосприятия, ригидность саморегуляции, снижение самоуважения, а также отклонения в поведении. Теоретико-методологической основой исследования составили научные работы принципов анализа самосознания и сознания, «Я» и «Я-концепции» отечественных и зарубежных ученых (У.Джеймса, Р.Бернса, К.Роджерса, В.В. Столина и пр.). Исследование Я-концепции подростков с саморазрушающим поведением, по нашему мнению, необходимо, из-за возможности более глубокого погружения в особенности психики несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, так как развитие личности, ее деятельность и поведение основаны Я-концепции, и находятся под достаточно значимым ее влиянием.
Объект исследования: 60 подростков женского пола от 15 до 17 лет с саморазрушающим, а именно самоповреждающим поведением, совершающие самопорезы в основном рук и тела.
Предмет исследования: Я-концепция подростков с самоповреждающим поведением.
Цель исследования: Проведение сравнительного анализа Я-концепции подростков с саморазрушающим поведением и их сверстниками, характеризующихся нормативным поведением.
Задачи исследования:
1.Теоретический анализ современных научных подходов и экспериментальных исследований, посвященных изучению Я-концепции подростков с нормативным и саморазрушающим поведением;
2. Сравнительный анализ выраженности отдельных элементов Я-концепции подростков с саморазрушающим и нормативным поведением;
3. Сравнительный анализ структуры взаимосвязей элементов Я-концепции с отдельными показателями социальной адаптации подростков;
4. Определение особенностей взаимосвязи самоотношения с механизмами психологической защиты;
5. Исследование разницы в проявлениях эгоизма, эгоцентризма подростков;
6. Проведение анализа взаимосвязей отдельных параметров самоотношения, взаимоотношений с окружающими, и параметрами, относящимися к суверенности психологического пространства у подростков с самоповреждающим и нормативным поведением.
В рамках представленного исследования проверялись следующие гипотезы:
Общая гипотеза исследования: Я-концепция подростков с саморазрушающим поведением дисфункциональна.
Частные гипотезы:
1. У подростков с самоповреждающим поведением самоотношение более негативно по сравнению с подростками с нормативным поведением;
2. Подростки с самоповреждающим поведением имеют большие трудности с социальной адаптацией по сравнению с подростками с нормативным поведением.
Используемые методы исследования: Тест-опросник Самоотношения, Методика «Индекс жизненного стиля», Опросник образа собственного тела, Методика «Шкала диспозиционного эгоизма», Методика «Суверенность психологического пространства», Тест Эгоцентрических ассоциаций, Hand-test (Тест руки), Проективная методика «Автопортрет».
Объект исследования: 60 подростков женского пола от 15 до 17 лет с саморазрушающим, а именно самоповреждающим поведением, совершающие самопорезы в основном рук и тела.
Предмет исследования: Я-концепция подростков с самоповреждающим поведением.
Цель исследования: Проведение сравнительного анализа Я-концепции подростков с саморазрушающим поведением и их сверстниками, характеризующихся нормативным поведением.
Задачи исследования:
1.Теоретический анализ современных научных подходов и экспериментальных исследований, посвященных изучению Я-концепции подростков с нормативным и саморазрушающим поведением;
2. Сравнительный анализ выраженности отдельных элементов Я-концепции подростков с саморазрушающим и нормативным поведением;
3. Сравнительный анализ структуры взаимосвязей элементов Я-концепции с отдельными показателями социальной адаптации подростков;
4. Определение особенностей взаимосвязи самоотношения с механизмами психологической защиты;
5. Исследование разницы в проявлениях эгоизма, эгоцентризма подростков;
6. Проведение анализа взаимосвязей отдельных параметров самоотношения, взаимоотношений с окружающими, и параметрами, относящимися к суверенности психологического пространства у подростков с самоповреждающим и нормативным поведением.
В рамках представленного исследования проверялись следующие гипотезы:
Общая гипотеза исследования: Я-концепция подростков с саморазрушающим поведением дисфункциональна.
Частные гипотезы:
1. У подростков с самоповреждающим поведением самоотношение более негативно по сравнению с подростками с нормативным поведением;
2. Подростки с самоповреждающим поведением имеют большие трудности с социальной адаптацией по сравнению с подростками с нормативным поведением.
Используемые методы исследования: Тест-опросник Самоотношения, Методика «Индекс жизненного стиля», Опросник образа собственного тела, Методика «Шкала диспозиционного эгоизма», Методика «Суверенность психологического пространства», Тест Эгоцентрических ассоциаций, Hand-test (Тест руки), Проективная методика «Автопортрет».
Частота встречаемости и увеличение численности несовершеннолетних использующих самоповреждающее поведение, указывает на недостаточную изученность данной проблемы.
Я-концепция представляя собой многоуровневую движущую силу задающую параметры мышления, самочувствия, действий определяет уровень эффективности и производительности во всех сферах нашей жизни. Структурные элементы Я-концепции оказывают регулирующее влияние на поведение подростка. Негативное представление о своей личности, пониженная самооценка, выраженные отрицательные эмоции в адрес своего «Я», неуверенность, а также непринятие себя, могут выступать как значимые факторы риска использования самоповреждающего поведения.
Полученные результаты говорят об определенных особенностях функционирования Я-концепции несовершеннолетних с самоповреждающим поведением. Так, в основе неправильного функционирования Я-концепции подростков с самоповреждающим поведением лежит недовольство собственным телом, его отчужденность, «не любовь» к телу. У подростков с СП достаточно негативное самоотношение с выраженным самообвинением и аутоагрессией. Нанесение самопорезов связано с целью привлечения внимания и для определения границ тела. Выраженное недовольство собственным телом и депривированность отдельных компонентов психологического пространства взаимосвязано с аутоагрессивными тенденциями и восприятием своего тела, как лишнего, не соответствующее ценностям, которыми он придерживается. Подросткам использующих акты самоповреждения, свойственно сниженное самоуважение и самопринятие, неуверенность в себе, использование наиболее примитивных защитных механизмов, эгоцентризм, повышенная чувствительность к критике, а также трудности в межличностной коммуникации.
Выводы по результатам проведенного исследования, могут быть использованы в работе практического психолога при составлении программ, направленных на коррекцию саморазрушающего поведения. Результаты работы также могут быть полезны для дальнейшего изучения различных психологических особенностей подростков с саморазрушающим поведением.
Я-концепция представляя собой многоуровневую движущую силу задающую параметры мышления, самочувствия, действий определяет уровень эффективности и производительности во всех сферах нашей жизни. Структурные элементы Я-концепции оказывают регулирующее влияние на поведение подростка. Негативное представление о своей личности, пониженная самооценка, выраженные отрицательные эмоции в адрес своего «Я», неуверенность, а также непринятие себя, могут выступать как значимые факторы риска использования самоповреждающего поведения.
Полученные результаты говорят об определенных особенностях функционирования Я-концепции несовершеннолетних с самоповреждающим поведением. Так, в основе неправильного функционирования Я-концепции подростков с самоповреждающим поведением лежит недовольство собственным телом, его отчужденность, «не любовь» к телу. У подростков с СП достаточно негативное самоотношение с выраженным самообвинением и аутоагрессией. Нанесение самопорезов связано с целью привлечения внимания и для определения границ тела. Выраженное недовольство собственным телом и депривированность отдельных компонентов психологического пространства взаимосвязано с аутоагрессивными тенденциями и восприятием своего тела, как лишнего, не соответствующее ценностям, которыми он придерживается. Подросткам использующих акты самоповреждения, свойственно сниженное самоуважение и самопринятие, неуверенность в себе, использование наиболее примитивных защитных механизмов, эгоцентризм, повышенная чувствительность к критике, а также трудности в межличностной коммуникации.
Выводы по результатам проведенного исследования, могут быть использованы в работе практического психолога при составлении программ, направленных на коррекцию саморазрушающего поведения. Результаты работы также могут быть полезны для дальнейшего изучения различных психологических особенностей подростков с саморазрушающим поведением.
Подобные работы
- Проблема личностной идентификации подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Нарушения ментализации как фактор самоповреждающего поведения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ - ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ Я КОНЦЕПЦИИ, ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ У ЛИЦ С ХИМИЧЕСКИМИ АДДИКЦИЯМИ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 8100 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ГБУ РТ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ КЫЗЫЛСКОГО КОЖУУНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ,СКЛОННЫМ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АУТОДИСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017



