Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности восприятия социального взаимодействия у лиц с депрессивными состояниями» по специальности 030302 – Клиническая психология

Работа №135321

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Abstract…
Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Депрессия: классификация, клинико-психологические характеристики, диагностика
1.2. Психосоциальные и когнитивные аспекты депрессии…………………19
1.3. Подходы к изучению социального познания у депрессивных больных
1.4. Процессы категоризации и их роль в понимании социального контекста
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Характеристика экспериментальной и контрольной групп……………47
2.2. Методы исследования и стимульный материал………………………...47
2.3. Процедура исследования
2.4. Методы обработки результатов………………………………………….50
Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования и их обсуждение.
3.1. Результаты по данным вербального отчёта……………………………..54
3.2. Результаты по данным глазодвигательной активности………………...61
3.3. Обсуждение результатов экспериментально-психологического исследования
Заключение
Ключевые понятия
Список использованной литературы


По данным ВОЗ в настоящее время показатель заболеваемости депрессией среди общей популяции составляет около 3% [23]. Это означает, что около 100 млн. жителей нашей планеты ежегодно обнаруживают признаки депрессии. Таким образом, сбывается предсказание о наступлении «века меланхолии» (Hagnell O. et. al, 1982) и актуальность изучения данного феномена представляется высоко значимой.
Известно, что при депрессивных расстройствах проявляются нарушения социального восприятия, что способствует снижению трудоспособности и социальной адаптации депрессивных больных [15]. В связи с этим в последние годы осуществляется активное изучение социального познания в рамках различных теоретических подходов (ТоМ, ментализация, социальный интеллект и др.) [35]. Однако данные подходы имеют ряд недостатков. Основной из них заключается в изолированности восприятия психической деятельности, что выражается в объяснении её процессов без учёта культурной обусловленности. В поисках решения этой проблемы ряд исследователей социального познания (Холмогорова А. Б., Зотов М. В., M. Tomasello и др.) обращается к культурно-исторической теории Л. С. Выготского [13, 24, 47]. Кроме того, исследователи в рамках отмеченных подходов склонны констатировать факт дефицита определённых способностей депрессивных лиц, однако не объясняют механизмов, лежащих в основе их нарушения. В связи с этим текущее исследование стремится преодолеть отмеченные проблемы.
Целью настоящей работы является эмпирическое исследование особенностей понимания контекста социальной информации у лиц в депрессивном состоянии. Для реализации этой цели был разработан оригинальный эксперимент, процедура которого состоит в следующем: с помощью бесконтактной технологии регистрации движений глаз демонстрировались «немые» видеоизображения социального взаимодействия, которые в определённый момент внезапно прерывались, после чего испытуемые выполняли задачу «фликера», а также давали объяснение поведения персонажей. Помимо этого, при помощи шкалы депрессии Бека измерялась тяжесть депрессивного состояния и оценивался уровень социальной адаптации депрессивных лиц по результатам беседы.
Соответственно, в качестве объекта исследования выступает когнитивная деятельность депрессивных и здоровых лиц, тогда как предметом являются перцептивные и мыслительные процессы испытуемых во время переработки социальной информации. В связи с целью текущего исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Изучение мыслительной и перцептивной деятельности депрессивных лиц и здоровых испытуемых при переработке ситуаций социального взаимодействия.
2) Анализ влияния степени выраженности депрессивной симптоматики и уровня социальной адаптации на выявленные особенности восприятия и понимания социального контекста депрессивными лицами.
3) Построение теоретической модели понимания социального контекста в норме и при депрессивных состояниях.
В процессе разработки исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1) Мыслительная и перцептивная деятельность депрессивных больных при переработке социальной информации будет качественно отличаться от подобной деятельности у здоровых испытуемых.
2) Особенности восприятия и понимания смысла социальных ситуаций депрессивными больными будут опосредоваться степенью выраженности депрессивной симптоматики и уровнем их социальной адаптации.
Полученные результаты предполагают теоретическую ценность для понимания механизмов когнитивной переработки ситуаций социального взаимодействия. Помимо этого, они также могут оказаться полезными для разработки новых методов диагностики и психокоррекционных мероприятий аффективных расстройств с депрессивным полюсом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Существующие в настоящее время подходы к изучению социального познания депрессивных больных (ТоМ, ментализация, социальный интеллект и др.) имеют ряд недостатков. Прежде всего, это изолированность восприятия психической деятельности, выражающаяся в объяснении её процессов без учёта культурной обусловленности. В поисках решения этой проблемы ряд исследователей социального познания (Холмогорова А. Б., Зотов М. В., M. Tomasello и др.) обращается к культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Помимо этого, исследователи в рамках отмеченных подходов склонны констатировать факт дефицита определённых способностей депрессивных лиц, однако не объясняют механизмов, лежащих в основе их нарушения. В связи с этим текущее исследование ставило своей задачей преодолеть отмеченные проблемы.
Всего было обследовано 25 интеллектуально сохранных лиц с депрессивными расстройствами, проходящих лечение в «Городской психиатрической больнице №6» и 28 студентов психологического факультета СпбГУ, никогда ранее не обнаруживавших эпизодов депрессии.
В результате исследования было обнаружено, что депрессивные пациенты в среднем достоверно хуже понимают ситуации социального взаимодействия по сравнению со здоровыми испытуемыми, что отражается на параметрах их глазодвигательной активности при просмотре видеороликов, демонстрирующих коммуникативные ситуации. Депрессивные лица в среднем совершают достоверно меньшее количество перцептивных визитов на существенные области социальных сцен, дают ложные интерпретации действий персонажей и затрудняются построить прогноз дальнейшего развития событий. Мы считаем, что это связано с нарушением мыслительной деятельности лиц с депрессивными расстройствами на двух уровнях: 1) распознавания сценариев поведения персонажей и 2) осуществления прогноза развития сценариев. Мы также предполагаем, что данные особенности когнитивной деятельности депрессивных больных способствуют нарушениям в их социальном функционировании, что может влиять на поддержание и усугубление депрессивной симптоматики. Однако результаты исследования не позволяют сделать вывод о влиянии выраженности депрессивных симптомов и уровня социальной адаптации пациентов на выявленные дисфункции.
На основании полученных результатов была построена теоретическая модель понимания социальных ситуаций в норме и при депрессивных расстройствах. Выявленные данные имеют как теоретическую, так и практическую ценность, поскольку с одной стороны проясняют закономерности нарушения механизмов когнитивной переработки социальной информации, с другой - могут быть использованы при разработке новых диагностических методов, а также в психологической коррекции депрессивных расстройств.



1. Бауманн У., Перре М. Клиническая психология. 1-е изд. –– СПб.: Питер, 1998. – 965 с.
2. Бауманн У., Перре М. Клиническая психология и психотерапия. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 944 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
4. Бахтин М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. – М.: Лабиринт, 2000. – 640 с.
5. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб.: Питер, 2003. - 304 с.
6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000 — 387 с.
7. Большой психологический словарь. - Издание 4-е, расширенное. Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: АСТ Москва; Спб.: Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4-й: Детская психология. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
9. Выготский Л.С. Лекции по педологии. – Ижевск: Удмуртский университет, 2001. – 304 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
11. Грибкова Ю.М., Пуговкина О.Д. Исследование ментализации у больных депрессией. - Материалы Всероссийской конференции «Повышение эффективности лечебно-реабилитационной помощи психически больным» / Москва, 12—14 декабря 2011г. С. 305.
12. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
13. Зотов М. В., Андрианова Н. Е., Попова Д. А., Гусева М. С. Видеть посредством чужих глаз: восприятие социального взаимодействия в норме и при шизофрении. - Культурно-историческая психология Т. 11. № 4, 2015. - С. 4—21.
14. Каплан Г.И., Сэдок Б.Д. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т. 1. М.: Медицина, 1994. - 528 с.
15. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология: Учебник. - СПб.: Питер, 2004. - 960 с.
16. Лакофф Д. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 792 с.
17. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
18. Нуллер Ю. Л., Циркин С. Ю. Международная классификация болезней, 10 пересмотр. - СПб.: Адис, 1994. - 304 с.
19. Пуговкина О. Д. Нарушение социального интеллекта у пациентов с реккурентной депрессией. - Московский научно исследовательский институт психиатрии филиал ФГБУ «ФМИЦПН» Минздрава России, Московский городской психолого-педагогический университет, 2014. – С. 16-20.
20. Пуговкина О. Д. Нарушение социального познания при депрессии: теоретические подходы, методы изучения и выделенные дефициты. – Консультативная психология и психотерапия, № 4, 2014. – С. 80-97.
21. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 415 с.
22. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - 215 с.
23. Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине: Руководство для врачей. - М., 2007. – 256 с.
24. Холмогорова А. Б. Природа нарушений социального познания при психической патологии: как примирить «био» и «социо»? – Консультативная психология и психотерапия. №4. – 2014, С. 10-29.
25. Anderson, R. C., Pichert, J. W. Recall of previously unrecallable information. - Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, vol. 17, 1978. - 1-12.
26. Charniak, E. Towards a model of children's story comprehension. Technical Report, Artificial Intelligence Laboratory, Massachusetts Institute of Technology, 1972. – 266 pp.
27. Clark H. H. Coordinating With Each Other in a Material World. Discourse Studies. – Sage Publications, London, Thousand Oaks, CA, Vol. 7, 2005. – 507-525.
28. Cummins R. Meaning and Mental Representation. - The MIT Press, 3-rd edition, 1995. – 179 pp.
29. Dabrowska E., Divijak D. Handbook of Cognitive Linguistics. - Berlin & Boston: De Gruyter Mouton, 2015. - 232–252.
30. Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5. — 5th ed. Washington, DC: American Psychiatric Association, 2013. - 947 pp.
31. Fielder K., Semin G., Bolten S. Language use and reification of social information: top-down and bottom-up processing in person cognition. European Journal of Social Psychology, Vol. 19, 1989. - 271-295.
32. Fischer-Kern M., Fonagy P., Kapusta N., et al. Mentalizing in Female Inpatients With Major Depressive Disorder. - Journal of Nervous and Mental Disease, №. 3. 2013. - 202—207.
33. Fizke Е., Buchheim А., Juen F. Activation of the attachment system and mentalization in depressive and healthy individuals – an experimental control study. - PSIHOLOGIJA, Vol. 46 (2), 2013. - 161–176.
34. Gergle D., Kraut R. E., Fussel S. R. Action as a Language in a Shared Visual Space. - Proceedings of the 2004 ACM conference on Computer supported cooperative work, 2004. – 487-496.
35. Hansenne М. Emotional intelligence and personality in major depression: Trait versus state effects. - Psychiatry Research, № 1. 2007. - 63—68.
36. Inoue Y., Tonooka Y., Yamada K., Kanba S. Deficiency of theory of mind in patients with remitted mood disorder. - Journal of Affective Disorders, 82, 2004. - 403–409.
37. Inoue Y., Yamada K., Kanba S. Deficit in theory of mind is a risk for relapse of major depression: Brief report. - Journal of Affective Disorders, 95, 2006. - 125–127.
38. Lee L. T., Harkness K. L., Sabbagh M. A., Jacobson J. A. Mental state decoding abilities in clinical depression. - Journal of Affective Disorders, 86, 2005. - 247–258.
39. Lockhead G., Pomerantz J. R. The Perception of Structure. - American Psychological Association, Washington, D.C., 1991. – 338 pp.
40. Nolen-Hoeksema, S. The role of rumination in depressive disorders and mixed anxiety/depressive symptoms. - Journal of Abnormal Psychology, Vol. 109(3), 2000. - 504-511.
41. Nolen-Hoeksema S., Wisco B. E., Lyubomirsky S. Rethinking Rumination. – Yale University and University of California, Riverside. Perspectives on Psychological Science, 2008: 400-404.
42. Schank R. C., Abelson R. P. Scripts, plans, goals and understanding: an inquiry into human knowledge structures. - Hilsdale, NJ: Erlbaum, 1977. - 248 pp.
43. Segrin C. Social skills deficits associated with depression. - Clinical Psychology Review. 2000. № 3. - 379—403.
44. Srull T. K., Wyer R. S. Human Cognition in Its Social Context. - American Psychological Association, Psychological Review. Vol. 93, 1986. - 322-359.
45. Taubner S., Kessler H., Buchheim A., et al. The Role of Mentalization in the Psychoanalytic Treatment of Chronic Depression. - Psychiatry — Interpersonal and Biological Processes, V. 74. 2011. - 49—57.
46. Tomasello M., Carpenter M., Moll H., Koring K. Infants Determine Others' Focus of Attention by Pragmatics and Exclusion. - Journal of Cognition and Development, 7:3, 2006. - 411–430.
47. Tomasello M., Carpenter M. Shared intentionality. - Developmental Science 10:1, 2007. - 121–125.
48. Wang Y., Wang Y., Chen S., Zhu C., Wang K. Theory of mind disability in major depression with or without psychotic symptoms: A componential view. Psychiatry Research, 161, 2008.- 153–161.
49. Williams J. M. G., Watts F. N., MacLeod C. M., Mathews А. Cognitive Psychology and Emotional Disorders. - 2nd Edition, 1997. – 404 рр.
50. Wolkenstein L., Schönenberg M., Schirm E., Hautzinger M. I can see what you feel, but I can't deal with it: Impaired theory of mind in depression. - Journal of Affective Disorders, 132, 2011. - 104–111.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ