Аннотация
Abstract…
Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Депрессия: классификация, клинико-психологические характеристики, диагностика
1.2. Психосоциальные и когнитивные аспекты депрессии…………………19
1.3. Подходы к изучению социального познания у депрессивных больных
1.4. Процессы категоризации и их роль в понимании социального контекста
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Характеристика экспериментальной и контрольной групп……………47
2.2. Методы исследования и стимульный материал………………………...47
2.3. Процедура исследования
2.4. Методы обработки результатов………………………………………….50
Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования и их обсуждение.
3.1. Результаты по данным вербального отчёта……………………………..54
3.2. Результаты по данным глазодвигательной активности………………...61
3.3. Обсуждение результатов экспериментально-психологического исследования
Заключение
Ключевые понятия
Список использованной литературы
По данным ВОЗ в настоящее время показатель заболеваемости депрессией среди общей популяции составляет около 3% [23]. Это означает, что около 100 млн. жителей нашей планеты ежегодно обнаруживают признаки депрессии. Таким образом, сбывается предсказание о наступлении «века меланхолии» (Hagnell O. et. al, 1982) и актуальность изучения данного феномена представляется высоко значимой.
Известно, что при депрессивных расстройствах проявляются нарушения социального восприятия, что способствует снижению трудоспособности и социальной адаптации депрессивных больных [15]. В связи с этим в последние годы осуществляется активное изучение социального познания в рамках различных теоретических подходов (ТоМ, ментализация, социальный интеллект и др.) [35]. Однако данные подходы имеют ряд недостатков. Основной из них заключается в изолированности восприятия психической деятельности, что выражается в объяснении её процессов без учёта культурной обусловленности. В поисках решения этой проблемы ряд исследователей социального познания (Холмогорова А. Б., Зотов М. В., M. Tomasello и др.) обращается к культурно-исторической теории Л. С. Выготского [13, 24, 47]. Кроме того, исследователи в рамках отмеченных подходов склонны констатировать факт дефицита определённых способностей депрессивных лиц, однако не объясняют механизмов, лежащих в основе их нарушения. В связи с этим текущее исследование стремится преодолеть отмеченные проблемы.
Целью настоящей работы является эмпирическое исследование особенностей понимания контекста социальной информации у лиц в депрессивном состоянии. Для реализации этой цели был разработан оригинальный эксперимент, процедура которого состоит в следующем: с помощью бесконтактной технологии регистрации движений глаз демонстрировались «немые» видеоизображения социального взаимодействия, которые в определённый момент внезапно прерывались, после чего испытуемые выполняли задачу «фликера», а также давали объяснение поведения персонажей. Помимо этого, при помощи шкалы депрессии Бека измерялась тяжесть депрессивного состояния и оценивался уровень социальной адаптации депрессивных лиц по результатам беседы.
Соответственно, в качестве объекта исследования выступает когнитивная деятельность депрессивных и здоровых лиц, тогда как предметом являются перцептивные и мыслительные процессы испытуемых во время переработки социальной информации. В связи с целью текущего исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Изучение мыслительной и перцептивной деятельности депрессивных лиц и здоровых испытуемых при переработке ситуаций социального взаимодействия.
2) Анализ влияния степени выраженности депрессивной симптоматики и уровня социальной адаптации на выявленные особенности восприятия и понимания социального контекста депрессивными лицами.
3) Построение теоретической модели понимания социального контекста в норме и при депрессивных состояниях.
В процессе разработки исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1) Мыслительная и перцептивная деятельность депрессивных больных при переработке социальной информации будет качественно отличаться от подобной деятельности у здоровых испытуемых.
2) Особенности восприятия и понимания смысла социальных ситуаций депрессивными больными будут опосредоваться степенью выраженности депрессивной симптоматики и уровнем их социальной адаптации.
Полученные результаты предполагают теоретическую ценность для понимания механизмов когнитивной переработки ситуаций социального взаимодействия. Помимо этого, они также могут оказаться полезными для разработки новых методов диагностики и психокоррекционных мероприятий аффективных расстройств с депрессивным полюсом.
Существующие в настоящее время подходы к изучению социального познания депрессивных больных (ТоМ, ментализация, социальный интеллект и др.) имеют ряд недостатков. Прежде всего, это изолированность восприятия психической деятельности, выражающаяся в объяснении её процессов без учёта культурной обусловленности. В поисках решения этой проблемы ряд исследователей социального познания (Холмогорова А. Б., Зотов М. В., M. Tomasello и др.) обращается к культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Помимо этого, исследователи в рамках отмеченных подходов склонны констатировать факт дефицита определённых способностей депрессивных лиц, однако не объясняют механизмов, лежащих в основе их нарушения. В связи с этим текущее исследование ставило своей задачей преодолеть отмеченные проблемы.
Всего было обследовано 25 интеллектуально сохранных лиц с депрессивными расстройствами, проходящих лечение в «Городской психиатрической больнице №6» и 28 студентов психологического факультета СпбГУ, никогда ранее не обнаруживавших эпизодов депрессии.
В результате исследования было обнаружено, что депрессивные пациенты в среднем достоверно хуже понимают ситуации социального взаимодействия по сравнению со здоровыми испытуемыми, что отражается на параметрах их глазодвигательной активности при просмотре видеороликов, демонстрирующих коммуникативные ситуации. Депрессивные лица в среднем совершают достоверно меньшее количество перцептивных визитов на существенные области социальных сцен, дают ложные интерпретации действий персонажей и затрудняются построить прогноз дальнейшего развития событий. Мы считаем, что это связано с нарушением мыслительной деятельности лиц с депрессивными расстройствами на двух уровнях: 1) распознавания сценариев поведения персонажей и 2) осуществления прогноза развития сценариев. Мы также предполагаем, что данные особенности когнитивной деятельности депрессивных больных способствуют нарушениям в их социальном функционировании, что может влиять на поддержание и усугубление депрессивной симптоматики. Однако результаты исследования не позволяют сделать вывод о влиянии выраженности депрессивных симптомов и уровня социальной адаптации пациентов на выявленные дисфункции.
На основании полученных результатов была построена теоретическая модель понимания социальных ситуаций в норме и при депрессивных расстройствах. Выявленные данные имеют как теоретическую, так и практическую ценность, поскольку с одной стороны проясняют закономерности нарушения механизмов когнитивной переработки социальной информации, с другой - могут быть использованы при разработке новых диагностических методов, а также в психологической коррекции депрессивных расстройств.
1. Бауманн У., Перре М. Клиническая психология. 1-е изд. –– СПб.: Питер, 1998. – 965 с.
2. Бауманн У., Перре М. Клиническая психология и психотерапия. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 944 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
4. Бахтин М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. – М.: Лабиринт, 2000. – 640 с.
5. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб.: Питер, 2003. - 304 с.
6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000 — 387 с.
7. Большой психологический словарь. - Издание 4-е, расширенное. Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: АСТ Москва; Спб.: Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4-й: Детская психология. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
9. Выготский Л.С. Лекции по педологии. – Ижевск: Удмуртский университет, 2001. – 304 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
11. Грибкова Ю.М., Пуговкина О.Д. Исследование ментализации у больных депрессией. - Материалы Всероссийской конференции «Повышение эффективности лечебно-реабилитационной помощи психически больным» / Москва, 12—14 декабря 2011г. С. 305.
12. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
13. Зотов М. В., Андрианова Н. Е., Попова Д. А., Гусева М. С. Видеть посредством чужих глаз: восприятие социального взаимодействия в норме и при шизофрении. - Культурно-историческая психология Т. 11. № 4, 2015. - С. 4—21.
14. Каплан Г.И., Сэдок Б.Д. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т. 1. М.: Медицина, 1994. - 528 с.
15. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология: Учебник. - СПб.: Питер, 2004. - 960 с.
16. Лакофф Д. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 792 с.
17. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
18. Нуллер Ю. Л., Циркин С. Ю. Международная классификация болезней, 10 пересмотр. - СПб.: Адис, 1994. - 304 с.
19. Пуговкина О. Д. Нарушение социального интеллекта у пациентов с реккурентной депрессией. - Московский научно исследовательский институт психиатрии филиал ФГБУ «ФМИЦПН» Минздрава России, Московский городской психолого-педагогический университет, 2014. – С. 16-20.
20. Пуговкина О. Д. Нарушение социального познания при депрессии: теоретические подходы, методы изучения и выделенные дефициты. – Консультативная психология и психотерапия, № 4, 2014. – С. 80-97.
21. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 415 с.
22. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - 215 с.
23. Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине: Руководство для врачей. - М., 2007. – 256 с.
24. Холмогорова А. Б. Природа нарушений социального познания при психической патологии: как примирить «био» и «социо»? – Консультативная психология и психотерапия. №4. – 2014, С. 10-29.
25. Anderson, R. C., Pichert, J. W. Recall of previously unrecallable information. - Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, vol. 17, 1978. - 1-12.
26. Charniak, E. Towards a model of children's story comprehension. Technical Report, Artificial Intelligence Laboratory, Massachusetts Institute of Technology, 1972. – 266 pp.
27. Clark H. H. Coordinating With Each Other in a Material World. Discourse Studies. – Sage Publications, London, Thousand Oaks, CA, Vol. 7, 2005. – 507-525.
28. Cummins R. Meaning and Mental Representation. - The MIT Press, 3-rd edition, 1995. – 179 pp.
29. Dabrowska E., Divijak D. Handbook of Cognitive Linguistics. - Berlin & Boston: De Gruyter Mouton, 2015. - 232–252.
30. Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5. — 5th ed. Washington, DC: American Psychiatric Association, 2013. - 947 pp.
31. Fielder K., Semin G., Bolten S. Language use and reification of social information: top-down and bottom-up processing in person cognition. European Journal of Social Psychology, Vol. 19, 1989. - 271-295.
32. Fischer-Kern M., Fonagy P., Kapusta N., et al. Mentalizing in Female Inpatients With Major Depressive Disorder. - Journal of Nervous and Mental Disease, №. 3. 2013. - 202—207.
33. Fizke Е., Buchheim А., Juen F. Activation of the attachment system and mentalization in depressive and healthy individuals – an experimental control study. - PSIHOLOGIJA, Vol. 46 (2), 2013. - 161–176.
34. Gergle D., Kraut R. E., Fussel S. R. Action as a Language in a Shared Visual Space. - Proceedings of the 2004 ACM conference on Computer supported cooperative work, 2004. – 487-496.
35. Hansenne М. Emotional intelligence and personality in major depression: Trait versus state effects. - Psychiatry Research, № 1. 2007. - 63—68.
36. Inoue Y., Tonooka Y., Yamada K., Kanba S. Deficiency of theory of mind in patients with remitted mood disorder. - Journal of Affective Disorders, 82, 2004. - 403–409.
37. Inoue Y., Yamada K., Kanba S. Deficit in theory of mind is a risk for relapse of major depression: Brief report. - Journal of Affective Disorders, 95, 2006. - 125–127.
38. Lee L. T., Harkness K. L., Sabbagh M. A., Jacobson J. A. Mental state decoding abilities in clinical depression. - Journal of Affective Disorders, 86, 2005. - 247–258.
39. Lockhead G., Pomerantz J. R. The Perception of Structure. - American Psychological Association, Washington, D.C., 1991. – 338 pp.
40. Nolen-Hoeksema, S. The role of rumination in depressive disorders and mixed anxiety/depressive symptoms. - Journal of Abnormal Psychology, Vol. 109(3), 2000. - 504-511.
41. Nolen-Hoeksema S., Wisco B. E., Lyubomirsky S. Rethinking Rumination. – Yale University and University of California, Riverside. Perspectives on Psychological Science, 2008: 400-404.
42. Schank R. C., Abelson R. P. Scripts, plans, goals and understanding: an inquiry into human knowledge structures. - Hilsdale, NJ: Erlbaum, 1977. - 248 pp.
43. Segrin C. Social skills deficits associated with depression. - Clinical Psychology Review. 2000. № 3. - 379—403.
44. Srull T. K., Wyer R. S. Human Cognition in Its Social Context. - American Psychological Association, Psychological Review. Vol. 93, 1986. - 322-359.
45. Taubner S., Kessler H., Buchheim A., et al. The Role of Mentalization in the Psychoanalytic Treatment of Chronic Depression. - Psychiatry — Interpersonal and Biological Processes, V. 74. 2011. - 49—57.
46. Tomasello M., Carpenter M., Moll H., Koring K. Infants Determine Others' Focus of Attention by Pragmatics and Exclusion. - Journal of Cognition and Development, 7:3, 2006. - 411–430.
47. Tomasello M., Carpenter M. Shared intentionality. - Developmental Science 10:1, 2007. - 121–125.
48. Wang Y., Wang Y., Chen S., Zhu C., Wang K. Theory of mind disability in major depression with or without psychotic symptoms: A componential view. Psychiatry Research, 161, 2008.- 153–161.
49. Williams J. M. G., Watts F. N., MacLeod C. M., Mathews А. Cognitive Psychology and Emotional Disorders. - 2nd Edition, 1997. – 404 рр.
50. Wolkenstein L., Schönenberg M., Schirm E., Hautzinger M. I can see what you feel, but I can't deal with it: Impaired theory of mind in depression. - Journal of Affective Disorders, 132, 2011. - 104–111.