Особенности стратегического партнёрства России и Индии в XXI веке
|
Введение 3
Глава I – ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКО-ИНДИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ 20 И НАЧАЛЕ 21 ВЕКА. 11
1.1 Сотрудничество между Россией и Индией после распада СССР. 11
1.2 Декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Индией. 19
1.3 Особое и привилегированное стратегическое партнерство. 30
Глава 2 – Направления сотрудничества между Индии и России. 42
2.1 Оборона 42
2.2 Торговля. 51
2.3Энергетика 61
Глава 3. Кейс анализ: Влияние Американских санкций на двусторонние отношения между Россией и Индией. 71
3.1 Синопсис - Обзор санкций, наложенных западом 71
3.2 Вторичные санкции 73
3.3 Секторальные санкции 75
3.4 Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA). 77
3.4.1Индийские конгломераты при обнажении. 79
3.4.2 Особое исключение для Индии. 80
3.5Вывод и Рекомендации 81
Заключение 84
Список источников и литературы 88
Глава I – ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКО-ИНДИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ 20 И НАЧАЛЕ 21 ВЕКА. 11
1.1 Сотрудничество между Россией и Индией после распада СССР. 11
1.2 Декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Индией. 19
1.3 Особое и привилегированное стратегическое партнерство. 30
Глава 2 – Направления сотрудничества между Индии и России. 42
2.1 Оборона 42
2.2 Торговля. 51
2.3Энергетика 61
Глава 3. Кейс анализ: Влияние Американских санкций на двусторонние отношения между Россией и Индией. 71
3.1 Синопсис - Обзор санкций, наложенных западом 71
3.2 Вторичные санкции 73
3.3 Секторальные санкции 75
3.4 Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA). 77
3.4.1Индийские конгломераты при обнажении. 79
3.4.2 Особое исключение для Индии. 80
3.5Вывод и Рекомендации 81
Заключение 84
Список источников и литературы 88
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Российско-Индийские отношения в целом оставались гладкими и непрерывными, хотя в своей истории и развитии они прошли через определенные этапы. Эти этапы затрагивают национальные интересы этих двух стран, а также каждый из этих этапов имеет некоторое отношение к глобальной окружающей среде. Индийско-российские отношения развивались или ухудшались в зависимости от обстоятельств и опыта, который обе страны имели в основном с западными державами. С момента подписания «Декларации о стратегическом партнерстве между Индией и Россией» в октябре 2000 года отношения между Индией и Россией превратились в качественно новые отношения с повышенным уровнем сотрудничества практически во всех областях двусторонних отношений, включая политику, безопасность, оборону, торговлю и экономика, наука и техника, культура. В рамках Стратегического партнерства обе стороны договорились о неучастии в каких-либо военно-политических или любых других союзах или объединениях, вооруженных конфликтах, направленных против другой стороны, или в каких-либо договорах, соглашениях, договоренностях, посягающих на независимость, суверенитет, территориальный целостность или интересы национальной безопасности другой стороны . Несколько институциональных механизмов диалога действуют как на политическом, так и на официальном уровне, чтобы обеспечить регулярное взаимодействие и последующую деятельность по сотрудничеству. Во время визита Президента России в Индию в декабре 2010 года Стратегическое партнерство было поднято до уровня «Особого и привилегированного стратегического партнерства. Ежегодная встреча на высшем уровне между премьер-министром Индии и президентом Российской Федерации является высшим институциональным механизмом диалога в стратегическом партнерстве между Индией и Россией. К настоящему времени 20 ежегодных встреч на высшем уровне поочередно прошли в Индии и России.
Между двумя странами существует регулярное взаимодействие на высшем уровне. Две межправительственные комиссии - одна по торговому, экономическому, научному, технологическому и культурному сотрудничеству (IRIGC-TEC) под со-председательством Министерством Иностранных Дел Индии и Вице-Примером России, а другая по военно-техническому сотрудничеству (IRIGC-MTC) под со-председательством России и министры обороны Индии, встречаются ежегодно .
Помимо двусторонних отношений, Индия и Россия являются заинтересованными сторонами в различных региональных органах, в три из которых входит Китай: БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, и формат RIC, который объединяет российские, индийские и китайские иностранные министры в принципе раз в год. Нью-Дели также пользуется поддержкой России в многосторонних делах. Москва давно поддерживает стремление Индии расширить круг постоянных членов Совета Безопасности и вступить в Группу ядерных поставщиков.
Индия и Россия поддерживают друг друга и в деликатных вопросах. В 2014 году Нью-Дели заявил, что понимает «законные интересы» России в Украине , а индийская дипломатия почти не комментирует о вовлечения России в Сирии, осуждая международный терроризм . Что касается Москвы, то она на очень раннем этапе подтвердила свою позицию, что Кашмир является «двусторонним вопросом», которая же позиция Индии с начала этого конфликта .
Между Индией и Россией существует давнее и широкое сотрудничество в области обороны. Военно-техническое сотрудничество между Индией и Россией превратилось из системы покупателя-продавца в систему, предусматривающую совместные исследования, разработку и производство передовых оборонных технологий и систем. Ракетный комплекс BrahMos, а также лицензионное производство в Индии самолетов Су-30 и танков Т-90 являются примерами такого флагманского сотрудничества. Хотя доля России в продажах оружия Индии снижается, она остается существенной: за 2014–2018 годы на Россию приходилось 58% закупок вооружений Индии, при этом Израиль (15%) и США (12%) значительно отставали . Помимо вооружения, военное сотрудничество развивается. Первые в истории учения Tri-Services - «ИНДРА-2017» прошли во Владивостоке с 19 по 29 октября 2017 года. 13-16 декабря прошли двусторонние российско-индийские военно-морские учения Indra Navy-2018 проходил в Бенгальском заливе . Совместное учение трех сервисов «INDRA 2019» между Индией и Россией было проведено одновременно в Бабине, Пуне и Гоа с 8 по 10-19 декабря 2019 года .
Россия является важным партнером Индии в области мирного использования атомной энергии. В то время как Франция и США еще не смогли реализовать свои проекты атомных электростанций в Индии, Россия развивает площадку Куданкулам на Дальнем Юге Индии, где в конечном итоге будет шесть реакторов, первый из которых введен в эксплуатацию с 2013 года.
Укрепление торгово-экономических отношений было определено лидерами обеих сторон как один из главных приоритетов, что ясно видно из пересмотренных целей увеличения двусторонних инвестиций до 50 миллиардов долларов США и двусторонней торговли до 30 миллиардов долларов США к 2025 году. C 2013 года общий объем торговли между двумя странами имел тенденцию к снижению до 2016 года, а в 2017 году наблюдался положительный рост, при этом товарооборот вырос на 21,6%. С 2018 года наблюдается положительная тенденция роста, прирост на 17,25% по сравнению с предыдущим годом и достиг показателя 10,969 млрд долларов США.
Индия представила свою политику «Действуй на Дальнем Востоке» на 20-м ежегодном саммите Индии и России, который проходил во Владивостоке. Эта новая политика продолжает свою экономическую дипломатию. Премьер-министр Индии объявил о предоставлении кредитной линии в размере 1 миллиарда долларов для развития этого богатого ресурсами региона . Эта политика поможет Нью-Дели больше инвестировать и сотрудничать с регионом и укрепить отношения между двумя странами. По состоянию на 15 июля 2019 года Индия и Россия совместно работают над созданием нового платежного метода с использованием их собственных национальных валют для облегчения оборонных сделок в надежде избежать угрозы санкций США. Индия и Россия особо отметили потенциал увеличения торговли сельскохозяйственной продукцией. Они надеются на расширение участия российского бизнеса в программе «Делай в Индии», которая поощряет предприятия производить продукцию в стране, а также на инвестиции индийских компаний в проекты в России.
Российские инвестиции в Индию по состоянию на 2017 год составляют 18 миллиардов долларов, а общий объем инвестиций Индии в Россию на данный момент составляет 13 миллиардов долларов. Общая инвестиционная цель в 30 миллиардов долларов, установленная на 2025 год, уже достигнута, несмотря на все эти события, обе страны по-прежнему занимают низкие места в списках торговых партнеров друг друга. Торговля между Индией и Россией в 2018 году составила всего около 11 миллиардов долларов США, при этом на Индию приходится лишь пятая часть этого объема. У Индии и России на данный момент нет двустороннего соглашения о свободной торговле, они планируют совместно работать над устранением торговых барьеров посредством диалога с использованием таких платформ, как предлагаемый Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - торговый пакт с Индией.
В связи с общим замедлением экономического роста и продолжающимся спором между Россией и Западом по украинскому вопросу, Россия сделала упор на импортозамещение, которое привело к значительному сокращению внешней торговли России. Это сокращение российского экспорта и импорта коснулось также Индии. Запуск «Службы единого окна» Министерством экономического развития России в октябре 2018 года для облегчения беспрепятственного инвестирования индийскими компаниями поможет в достижении цели взаимной торговли и инвестиций. Ключевые приоритетные отрасли для целевого взаимодействия включают углеводороды, фармацевтику, горнодобывающую промышленность, удобрения, тяжелое машиностроение, драгоценные камни и ювелирные изделия, химикаты, удобрения, а также сельское хозяйство и пищевую промышленность.
некоторые важные шаги / проекты, которые могут стимулировать двустороннюю торговлю: ввод в действие проекта «Зеленый коридор»; Международный транспортный коридор Север-Юг и подписание Соглашения о свободной торговле с ЕАЭС .
Изучение двухсторонних отношений и их препятствие может стать вкладом в стратегические отношения между Индией и Россией в 21 веке. Проект направлен на анализ текущих состояний стратегических отношений и более пристальный взгляд на препятствия двухсторонних отношений и предположение возможных решений этих препятствий. Особое внимание уделяется сотрудничеству в сфере экономики, обороны, и энергетики.
Степень научной разработанности проблемы. Среди исследователей индийско-российских отношений можно назвать К.П.С. Менон, ШринатхСахай, ХаршПант, Дж. А. Найк, АрунМоханти, Чандра Реха, Щелгова М.А., Татьяна Шаумян, Анурадха М. Ченой. Отдельно необходимо выделить вклад в изучение и анализ двусторонних отношений между Индией и Россией Межправительственной комиссией Индии Россия, совместной исследовательской группой, Культурным центром Джавахарлала Неру, Центром русских исследований университет Джавахарлала Неру, Дели, Индийским советом по мировым делам (ICWA), Институтом оборонных исследований и анализа МанохараПаррикара.
В рамках данного исследования было использовано большое количество литературы, которую можно разделить на части, такие как литература, охватывающая восстановление двусторонних отношений между Индией и Россией после распада СССР, направления стратегических отношений между Индией и Россией с его недостатки и перспективы развития и препятствия созданы западными санкциями для развития стратегического партнерства России и Индии. Первая группа литературы посвящена восстановлению отношений между Индией и Россией после 1991 г. В этой группе входят работы, прокрывающие развитие и вызовы стратегического партнерства России и Индии (Щеглова М. А, Акарашов Исмаил Сейдаминович, ЧандраРеха, КанвалСиббал), геополитические интересы России в тихоокеанском регионе (В. Л. Ларин ), влияние других стран на Российско-Индийских отношения хорошо проанализированы в работе Др. Марк А. Смит , Иан Хил , Алексей Захаров . Вторая группа литературы посвящена направлению стратегического партнерства между Россией и Индией в 21 веке, недостаткам сотрудничества в различных секторах, таких как Экономика (НиведитаКапур, АмитБхандари, Чайтанья Гири и КуналКулкарни , ХиманиПант), Оборона (Александр Алексеевич Рахманов, Джйотсина Бакши , Энергетика (Др. ДжунугуруШринивасан, АмейяПимпалхаре , Василий Шикин, АмитБхандари). Третья группа литературы посвящена влиянию западных санкций на Российско-Индийские отношения (Андерс Ослунд и Мария Снеговая, Г. Балачандран, Илья Куса ЛаксманКумар Бехера)
Объектом исследования является двухсторонние отношение России и Индии. В качестве предмета избран стратегическое партнёрство России и Индии.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить особенности стратегического партнёрства России и Индии в 21 веке. В соответствии с ней в рамках исследования поставлены следующие задачи:
• Дать оценку проблемам формирования Российско-Индийских отношений в конце 20 и начале 21 века.
• Проанализировать направления сотрудничества между Россией и Индией- экономика, оборона и энергетика через анализ SWOT.
• Выявить влияние западных санкций на Индийско-Российские отношения.
В ходе исследования для анализа проблем и хронологии российско-индийских двусторонних отношений после 1991 г. использовались методы ивент анализ и интентанализ. Метод SWOT-анализа и сравнительный анализ были использованы для представления всестороннего взгляда на сотрудничество между Россией и Индией в области обороны, торговли и энергетики. Методом Case-Study было проанализировано влияние экономических санкций на Россию, в частности действие закона «CAATSA».
Научная новизна проблемы исследования заключается в следующем:
-Предложен анализ российско-индийских отношений после 1991 г., влияние экономических реформ и реформ во внешней политике России и Индии сразу после 1991 г. и роль других стран на становление двусторонних отношений.
- Впервые были рассмотрены Российско-Индийские отношения в хронологическом порядке 1991–1996, 1996–2006, 2007–2008, 2009-2021 годов через интент анализ и ивент анализ, который помогал установить причинно-следственные связи, выявить складывающиеся тенденции и закономерности развития проблематики, прийти к соответствующим выводам.
- Выявлены сильные и слабы стороны, а также возможности и угрозы Российско-Индийского сотрудничества в области обороны, торговли и энергетики через SWOT анализ и сравнительный анализ в 2021 году и предложены перспективы.
- Впервые был сделан кейс анализ влияния экономических санкции против России со стороны запада особенно США как потенциальное препятствие развитию двухстороннего сотрудничества и предлагает рекомендации чтобы преодолеть эти препятствия
Между двумя странами существует регулярное взаимодействие на высшем уровне. Две межправительственные комиссии - одна по торговому, экономическому, научному, технологическому и культурному сотрудничеству (IRIGC-TEC) под со-председательством Министерством Иностранных Дел Индии и Вице-Примером России, а другая по военно-техническому сотрудничеству (IRIGC-MTC) под со-председательством России и министры обороны Индии, встречаются ежегодно .
Помимо двусторонних отношений, Индия и Россия являются заинтересованными сторонами в различных региональных органах, в три из которых входит Китай: БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, и формат RIC, который объединяет российские, индийские и китайские иностранные министры в принципе раз в год. Нью-Дели также пользуется поддержкой России в многосторонних делах. Москва давно поддерживает стремление Индии расширить круг постоянных членов Совета Безопасности и вступить в Группу ядерных поставщиков.
Индия и Россия поддерживают друг друга и в деликатных вопросах. В 2014 году Нью-Дели заявил, что понимает «законные интересы» России в Украине , а индийская дипломатия почти не комментирует о вовлечения России в Сирии, осуждая международный терроризм . Что касается Москвы, то она на очень раннем этапе подтвердила свою позицию, что Кашмир является «двусторонним вопросом», которая же позиция Индии с начала этого конфликта .
Между Индией и Россией существует давнее и широкое сотрудничество в области обороны. Военно-техническое сотрудничество между Индией и Россией превратилось из системы покупателя-продавца в систему, предусматривающую совместные исследования, разработку и производство передовых оборонных технологий и систем. Ракетный комплекс BrahMos, а также лицензионное производство в Индии самолетов Су-30 и танков Т-90 являются примерами такого флагманского сотрудничества. Хотя доля России в продажах оружия Индии снижается, она остается существенной: за 2014–2018 годы на Россию приходилось 58% закупок вооружений Индии, при этом Израиль (15%) и США (12%) значительно отставали . Помимо вооружения, военное сотрудничество развивается. Первые в истории учения Tri-Services - «ИНДРА-2017» прошли во Владивостоке с 19 по 29 октября 2017 года. 13-16 декабря прошли двусторонние российско-индийские военно-морские учения Indra Navy-2018 проходил в Бенгальском заливе . Совместное учение трех сервисов «INDRA 2019» между Индией и Россией было проведено одновременно в Бабине, Пуне и Гоа с 8 по 10-19 декабря 2019 года .
Россия является важным партнером Индии в области мирного использования атомной энергии. В то время как Франция и США еще не смогли реализовать свои проекты атомных электростанций в Индии, Россия развивает площадку Куданкулам на Дальнем Юге Индии, где в конечном итоге будет шесть реакторов, первый из которых введен в эксплуатацию с 2013 года.
Укрепление торгово-экономических отношений было определено лидерами обеих сторон как один из главных приоритетов, что ясно видно из пересмотренных целей увеличения двусторонних инвестиций до 50 миллиардов долларов США и двусторонней торговли до 30 миллиардов долларов США к 2025 году. C 2013 года общий объем торговли между двумя странами имел тенденцию к снижению до 2016 года, а в 2017 году наблюдался положительный рост, при этом товарооборот вырос на 21,6%. С 2018 года наблюдается положительная тенденция роста, прирост на 17,25% по сравнению с предыдущим годом и достиг показателя 10,969 млрд долларов США.
Индия представила свою политику «Действуй на Дальнем Востоке» на 20-м ежегодном саммите Индии и России, который проходил во Владивостоке. Эта новая политика продолжает свою экономическую дипломатию. Премьер-министр Индии объявил о предоставлении кредитной линии в размере 1 миллиарда долларов для развития этого богатого ресурсами региона . Эта политика поможет Нью-Дели больше инвестировать и сотрудничать с регионом и укрепить отношения между двумя странами. По состоянию на 15 июля 2019 года Индия и Россия совместно работают над созданием нового платежного метода с использованием их собственных национальных валют для облегчения оборонных сделок в надежде избежать угрозы санкций США. Индия и Россия особо отметили потенциал увеличения торговли сельскохозяйственной продукцией. Они надеются на расширение участия российского бизнеса в программе «Делай в Индии», которая поощряет предприятия производить продукцию в стране, а также на инвестиции индийских компаний в проекты в России.
Российские инвестиции в Индию по состоянию на 2017 год составляют 18 миллиардов долларов, а общий объем инвестиций Индии в Россию на данный момент составляет 13 миллиардов долларов. Общая инвестиционная цель в 30 миллиардов долларов, установленная на 2025 год, уже достигнута, несмотря на все эти события, обе страны по-прежнему занимают низкие места в списках торговых партнеров друг друга. Торговля между Индией и Россией в 2018 году составила всего около 11 миллиардов долларов США, при этом на Индию приходится лишь пятая часть этого объема. У Индии и России на данный момент нет двустороннего соглашения о свободной торговле, они планируют совместно работать над устранением торговых барьеров посредством диалога с использованием таких платформ, как предлагаемый Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - торговый пакт с Индией.
В связи с общим замедлением экономического роста и продолжающимся спором между Россией и Западом по украинскому вопросу, Россия сделала упор на импортозамещение, которое привело к значительному сокращению внешней торговли России. Это сокращение российского экспорта и импорта коснулось также Индии. Запуск «Службы единого окна» Министерством экономического развития России в октябре 2018 года для облегчения беспрепятственного инвестирования индийскими компаниями поможет в достижении цели взаимной торговли и инвестиций. Ключевые приоритетные отрасли для целевого взаимодействия включают углеводороды, фармацевтику, горнодобывающую промышленность, удобрения, тяжелое машиностроение, драгоценные камни и ювелирные изделия, химикаты, удобрения, а также сельское хозяйство и пищевую промышленность.
некоторые важные шаги / проекты, которые могут стимулировать двустороннюю торговлю: ввод в действие проекта «Зеленый коридор»; Международный транспортный коридор Север-Юг и подписание Соглашения о свободной торговле с ЕАЭС .
Изучение двухсторонних отношений и их препятствие может стать вкладом в стратегические отношения между Индией и Россией в 21 веке. Проект направлен на анализ текущих состояний стратегических отношений и более пристальный взгляд на препятствия двухсторонних отношений и предположение возможных решений этих препятствий. Особое внимание уделяется сотрудничеству в сфере экономики, обороны, и энергетики.
Степень научной разработанности проблемы. Среди исследователей индийско-российских отношений можно назвать К.П.С. Менон, ШринатхСахай, ХаршПант, Дж. А. Найк, АрунМоханти, Чандра Реха, Щелгова М.А., Татьяна Шаумян, Анурадха М. Ченой. Отдельно необходимо выделить вклад в изучение и анализ двусторонних отношений между Индией и Россией Межправительственной комиссией Индии Россия, совместной исследовательской группой, Культурным центром Джавахарлала Неру, Центром русских исследований университет Джавахарлала Неру, Дели, Индийским советом по мировым делам (ICWA), Институтом оборонных исследований и анализа МанохараПаррикара.
В рамках данного исследования было использовано большое количество литературы, которую можно разделить на части, такие как литература, охватывающая восстановление двусторонних отношений между Индией и Россией после распада СССР, направления стратегических отношений между Индией и Россией с его недостатки и перспективы развития и препятствия созданы западными санкциями для развития стратегического партнерства России и Индии. Первая группа литературы посвящена восстановлению отношений между Индией и Россией после 1991 г. В этой группе входят работы, прокрывающие развитие и вызовы стратегического партнерства России и Индии (Щеглова М. А, Акарашов Исмаил Сейдаминович, ЧандраРеха, КанвалСиббал), геополитические интересы России в тихоокеанском регионе (В. Л. Ларин ), влияние других стран на Российско-Индийских отношения хорошо проанализированы в работе Др. Марк А. Смит , Иан Хил , Алексей Захаров . Вторая группа литературы посвящена направлению стратегического партнерства между Россией и Индией в 21 веке, недостаткам сотрудничества в различных секторах, таких как Экономика (НиведитаКапур, АмитБхандари, Чайтанья Гири и КуналКулкарни , ХиманиПант), Оборона (Александр Алексеевич Рахманов, Джйотсина Бакши , Энергетика (Др. ДжунугуруШринивасан, АмейяПимпалхаре , Василий Шикин, АмитБхандари). Третья группа литературы посвящена влиянию западных санкций на Российско-Индийские отношения (Андерс Ослунд и Мария Снеговая, Г. Балачандран, Илья Куса ЛаксманКумар Бехера)
Объектом исследования является двухсторонние отношение России и Индии. В качестве предмета избран стратегическое партнёрство России и Индии.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить особенности стратегического партнёрства России и Индии в 21 веке. В соответствии с ней в рамках исследования поставлены следующие задачи:
• Дать оценку проблемам формирования Российско-Индийских отношений в конце 20 и начале 21 века.
• Проанализировать направления сотрудничества между Россией и Индией- экономика, оборона и энергетика через анализ SWOT.
• Выявить влияние западных санкций на Индийско-Российские отношения.
В ходе исследования для анализа проблем и хронологии российско-индийских двусторонних отношений после 1991 г. использовались методы ивент анализ и интентанализ. Метод SWOT-анализа и сравнительный анализ были использованы для представления всестороннего взгляда на сотрудничество между Россией и Индией в области обороны, торговли и энергетики. Методом Case-Study было проанализировано влияние экономических санкций на Россию, в частности действие закона «CAATSA».
Научная новизна проблемы исследования заключается в следующем:
-Предложен анализ российско-индийских отношений после 1991 г., влияние экономических реформ и реформ во внешней политике России и Индии сразу после 1991 г. и роль других стран на становление двусторонних отношений.
- Впервые были рассмотрены Российско-Индийские отношения в хронологическом порядке 1991–1996, 1996–2006, 2007–2008, 2009-2021 годов через интент анализ и ивент анализ, который помогал установить причинно-следственные связи, выявить складывающиеся тенденции и закономерности развития проблематики, прийти к соответствующим выводам.
- Выявлены сильные и слабы стороны, а также возможности и угрозы Российско-Индийского сотрудничества в области обороны, торговли и энергетики через SWOT анализ и сравнительный анализ в 2021 году и предложены перспективы.
- Впервые был сделан кейс анализ влияния экономических санкции против России со стороны запада особенно США как потенциальное препятствие развитию двухстороннего сотрудничества и предлагает рекомендации чтобы преодолеть эти препятствия
Двусторонние отношения между Индией и Россией время от времени сталкивались с некоторыми потрясениями, но различия пока не были настолько большими, чтобы вызывать беспокойство у политиков. За десятилетия эти двусторонние отношения превратились из деловых отношений в стратегическое партнерство и далее в особое и привилегированное партнерство. Двусторонние отношения между Индией и Россией основаны на доверии, поскольку обе страны всегда стремились понять интересы безопасности друг друга. Оборона является основой стратегических отношений между Россией и Индией. Несмотря на очень низкий объем торговли, России и Индии удалось сохранить тесный контакт и проявить зрелость в преодолении периодических расхождений в национальных интересах обеих стран, что является уникальным для российско-индийского стратегического партнерства и доказывает, что проверенное временем и партнерские отношения на основе доверия могут поддерживаться даже при не столь значительном экономическом обмене. Но по мере того, как мир стал более динамичным, и государства пытаются создать собственное стратегическое пространство для маневра в международных отношениях, потребность в диверсификации сфер сотрудничества больше, чем когда-либо. Поскольку западные страны проявляют более враждебное отношение к России, а Китай становится серьезной проблемой безопасности для Индии, и России, и Индии необходимо искать новые пути для укрепления этого стратегического партнерства. В современных международных отношениях великие державы всегда стремятся расширить сферу своего влияния, что иногда может стать поводом для трений между такими стратегическими партнерами, как Россия и Индия.
Можно выделить 3 таких особенности российско-индийского стратегического партнерства.
1) Стратегическая автономия во внешней политике России и Индии. - В отличие от многих других стран, Россия и Индия обладают собственной стратегической автономией и независимой внешней политикой, что является необходимым условием для любой страны, стремящейся стать сверхдержавой. Эта стратегическая автономия, которой обладают Россия и Индия, способствовала поддержанию стратегического партнерства на протяжении десятилетий, даже когда на них оказывалось большое влияние и давление с Запада. Хотя она послужила для России и Индии в 21 веке инструментом для продолжения тесных политических контактов и прочного оборонного партнерства, важно отметить, что эта стратегическая автономия также может стать поводом для беспокойства для обеих сторон, как это было засвидетельствовано в последнее время Индия начала участвовать в таких платформах, как QUAD и Россия приняла решение снять эмбарго на поставки оружия в Пакистан. Поскольку отношение Запада к России становится все более и более враждебным, для Индии важно сохранить эту стратегическую автономию и поддерживать очень тесные контакты с российскими коллегами для сохранения взаимного доверия. С другой стороны, углубление российско-индийского стратегического партнерства также дает Индии необходимые рычаги воздействия на Запад для сохранения своего стратегического пространства. Аналогичным образом, для России Индия может служить доверенным партнером, который фактически может помешать таким платформам, как QUAD, стать еще одним антироссийским блоком, о чем свидетельствовала недавняя встреча QUAD, на которой Индия отказалась обсуждать российско-украинский конфликт, видя географию, в которой предполагается QUAD функционировать. В настоящее время Индия и Россия нуждаются в сохранении этой стратегической автономии, чего можно достичь, предоставляя друг другу больше пространства для заключения многочисленных позиций и контактов с другими странами, и в то же время расширяя и диверсифицируя двустороннее сотрудничество. Другими словами, стратегическая автономия России и Индии и их стратегическое партнерство дополняют друг друга, и здесь необходимо поддерживать очень тонкий баланс, поскольку восприятие Китая и Запада в России и в Индии совершенно противоположны друг другу. В то время как для России Китай стал важным партнером почти во всех аспектах, для Индии Китай представляет собой вызов безопасности. Точно так же растущее сотрудничество Индии с Западом открывает новые возможности, но расширение НАТО создает для России угрозы безопасности. Российско-индийское стратегическое партнерство стоит на переломном этапе, когда в этом десятилетии оно столкнется с многочисленными испытаниями, и результаты этих испытаний заложат основу будущего этого Стратегического партнерства и стратегической автономии как России, так и Индии.
2) Внутренняя политика России и Индии и необходимость диверсификации спектра двусторонних отношений. - Во внутренней политике России и Индии произошли значительные изменения с 2014 года, когда Россия столкнулась с финансовыми санкциями со стороны Запада, а Индия проголосовала за приход к власти националистического правительства. С 2014 года Россия стремится уменьшить свою зависимость от Запада в плане финансов, технологий и другого импорта, заменив его отечественными альтернативами. Индия также с 2014 года сосредоточилась на внутреннем производстве, чтобы сократить импорт и увеличить свои промышленные мощности, но для этой цели Индия полагалась на прямые иностранные инвестиции, которые в основном поступали с запада. Планы Индии по самостоятельности в оборонном секторе в долгосрочной перспективе сократят ее оборонный импорт и могут также привести к сокращению оборонных закупок в России. Поскольку оборона по-прежнему является основой этого стратегического партнерства, для Индии и России важно изучить новые направления сотрудничества, такие как финансовые технологии, искусственный интеллект, экологически чистая энергия и управление отходами. Хотя в настоящее время существует потенциал для расширения сотрудничества в энергетическом секторе на основе традиционных углеводородов в следующие два десятилетия, приверженность и внутренняя политика Индии в отношении производства зеленого водорода и расширения ее зависимости от солнечной энергии ограничат возможности долгосрочного сотрудничества в области углеводородов. Политика импортозамещения и опоры на собственные силы, проводимая как Индией, так и Россией, может как создать разрыв, так и заставить обе страны объединиться для создания альтернатив. Тесные политические связи между Россией и Индией необходимо преобразовать в надежное партнерство с частным сектором. Отсутствие представительства российского бизнес-сообщества в Индии и индийского бизнес-сообщества в России ограничивает экономическое сотрудничество.
3) Россия и Индия стремятся к многополярному мировому порядку. - Недавнее превращение в оружие финансовой инфраструктуры, в которой доминирует Запад, сделало потребность в многополярном мире более актуальной, чем когда-либо, в котором существуют альтернативные системы для хеджирования финансовых рисков страны и уменьшения ее подверженности единой монополистической системе. Индия и Россия заинтересованы в многополярном мировом порядке, свободном от монополии какого-либо блока или страны. Подходы Индии и России к достижению многополярного мира в одних случаях совпадают, а в других расходятся. Индия более склонна балансировать отношения с западными и незападными партнерами, стремясь сдерживать китайскую напористость, чего Индия не может сделать в одиночку. С другой стороны, Россия более или менее бросает вызов доминированию Запада, уделяя больше внимания востоку, где Китай является ключевым партнером России. Сотрудничество на многосторонних платформах, таких как БРИКС и ШОС, наряду с развитием альтернативных маршрутов судоходства, таких как коридор Север-Юг, а также морской коридор Ченнаи-Владивосток, — это лишь немногие области, в которых подходы Индии и России совпадают. Обеим странам необходимо срочно разработать альтернативную систему финансовых транзакций, которую могут использовать не только Россия и Индия, но и любая другая страна, которая не хочет подвергать себя финансовой архитектуре, в которой доминирует Запад. Однако для достижения многополярного миропорядка важно также следить за тем, чтобы Индия и Россия не поляризовались в своих новообретенных авантюрах, что может привести к прямой или косвенной конфронтации между обеими странами. Другим очень важным аспектом является вооружение финансовых инструментов доминирующими державами, чтобы избежать этого, и Россия, и Индия должны извлечь максимальную пользу из своих теплых отношений с Китаем и Западом соответственно и объединиться, чтобы использовать образовавшийся вакуум. Многополярный мир может быть достигнут, когда и Индия, и Россия стремятся добиться статуса равноправных партнеров с Западом и Китаем соответственно и отказываются играть роль младших братьев. Одним из способов достижения этого является создание совместных предприятий между Россией и Индией в других странах, особенно в Южной Азии и Африке. Это может стать альтернативой малым странам, которые в настоящее время так или иначе вынуждены выбирать между Китаем и США. Чем теснее Россия и Индия будут сотрудничать, тем меньше будет вероятность того, что мировой порядок снова окажется биполярным.
Можно выделить 3 таких особенности российско-индийского стратегического партнерства.
1) Стратегическая автономия во внешней политике России и Индии. - В отличие от многих других стран, Россия и Индия обладают собственной стратегической автономией и независимой внешней политикой, что является необходимым условием для любой страны, стремящейся стать сверхдержавой. Эта стратегическая автономия, которой обладают Россия и Индия, способствовала поддержанию стратегического партнерства на протяжении десятилетий, даже когда на них оказывалось большое влияние и давление с Запада. Хотя она послужила для России и Индии в 21 веке инструментом для продолжения тесных политических контактов и прочного оборонного партнерства, важно отметить, что эта стратегическая автономия также может стать поводом для беспокойства для обеих сторон, как это было засвидетельствовано в последнее время Индия начала участвовать в таких платформах, как QUAD и Россия приняла решение снять эмбарго на поставки оружия в Пакистан. Поскольку отношение Запада к России становится все более и более враждебным, для Индии важно сохранить эту стратегическую автономию и поддерживать очень тесные контакты с российскими коллегами для сохранения взаимного доверия. С другой стороны, углубление российско-индийского стратегического партнерства также дает Индии необходимые рычаги воздействия на Запад для сохранения своего стратегического пространства. Аналогичным образом, для России Индия может служить доверенным партнером, который фактически может помешать таким платформам, как QUAD, стать еще одним антироссийским блоком, о чем свидетельствовала недавняя встреча QUAD, на которой Индия отказалась обсуждать российско-украинский конфликт, видя географию, в которой предполагается QUAD функционировать. В настоящее время Индия и Россия нуждаются в сохранении этой стратегической автономии, чего можно достичь, предоставляя друг другу больше пространства для заключения многочисленных позиций и контактов с другими странами, и в то же время расширяя и диверсифицируя двустороннее сотрудничество. Другими словами, стратегическая автономия России и Индии и их стратегическое партнерство дополняют друг друга, и здесь необходимо поддерживать очень тонкий баланс, поскольку восприятие Китая и Запада в России и в Индии совершенно противоположны друг другу. В то время как для России Китай стал важным партнером почти во всех аспектах, для Индии Китай представляет собой вызов безопасности. Точно так же растущее сотрудничество Индии с Западом открывает новые возможности, но расширение НАТО создает для России угрозы безопасности. Российско-индийское стратегическое партнерство стоит на переломном этапе, когда в этом десятилетии оно столкнется с многочисленными испытаниями, и результаты этих испытаний заложат основу будущего этого Стратегического партнерства и стратегической автономии как России, так и Индии.
2) Внутренняя политика России и Индии и необходимость диверсификации спектра двусторонних отношений. - Во внутренней политике России и Индии произошли значительные изменения с 2014 года, когда Россия столкнулась с финансовыми санкциями со стороны Запада, а Индия проголосовала за приход к власти националистического правительства. С 2014 года Россия стремится уменьшить свою зависимость от Запада в плане финансов, технологий и другого импорта, заменив его отечественными альтернативами. Индия также с 2014 года сосредоточилась на внутреннем производстве, чтобы сократить импорт и увеличить свои промышленные мощности, но для этой цели Индия полагалась на прямые иностранные инвестиции, которые в основном поступали с запада. Планы Индии по самостоятельности в оборонном секторе в долгосрочной перспективе сократят ее оборонный импорт и могут также привести к сокращению оборонных закупок в России. Поскольку оборона по-прежнему является основой этого стратегического партнерства, для Индии и России важно изучить новые направления сотрудничества, такие как финансовые технологии, искусственный интеллект, экологически чистая энергия и управление отходами. Хотя в настоящее время существует потенциал для расширения сотрудничества в энергетическом секторе на основе традиционных углеводородов в следующие два десятилетия, приверженность и внутренняя политика Индии в отношении производства зеленого водорода и расширения ее зависимости от солнечной энергии ограничат возможности долгосрочного сотрудничества в области углеводородов. Политика импортозамещения и опоры на собственные силы, проводимая как Индией, так и Россией, может как создать разрыв, так и заставить обе страны объединиться для создания альтернатив. Тесные политические связи между Россией и Индией необходимо преобразовать в надежное партнерство с частным сектором. Отсутствие представительства российского бизнес-сообщества в Индии и индийского бизнес-сообщества в России ограничивает экономическое сотрудничество.
3) Россия и Индия стремятся к многополярному мировому порядку. - Недавнее превращение в оружие финансовой инфраструктуры, в которой доминирует Запад, сделало потребность в многополярном мире более актуальной, чем когда-либо, в котором существуют альтернативные системы для хеджирования финансовых рисков страны и уменьшения ее подверженности единой монополистической системе. Индия и Россия заинтересованы в многополярном мировом порядке, свободном от монополии какого-либо блока или страны. Подходы Индии и России к достижению многополярного мира в одних случаях совпадают, а в других расходятся. Индия более склонна балансировать отношения с западными и незападными партнерами, стремясь сдерживать китайскую напористость, чего Индия не может сделать в одиночку. С другой стороны, Россия более или менее бросает вызов доминированию Запада, уделяя больше внимания востоку, где Китай является ключевым партнером России. Сотрудничество на многосторонних платформах, таких как БРИКС и ШОС, наряду с развитием альтернативных маршрутов судоходства, таких как коридор Север-Юг, а также морской коридор Ченнаи-Владивосток, — это лишь немногие области, в которых подходы Индии и России совпадают. Обеим странам необходимо срочно разработать альтернативную систему финансовых транзакций, которую могут использовать не только Россия и Индия, но и любая другая страна, которая не хочет подвергать себя финансовой архитектуре, в которой доминирует Запад. Однако для достижения многополярного миропорядка важно также следить за тем, чтобы Индия и Россия не поляризовались в своих новообретенных авантюрах, что может привести к прямой или косвенной конфронтации между обеими странами. Другим очень важным аспектом является вооружение финансовых инструментов доминирующими державами, чтобы избежать этого, и Россия, и Индия должны извлечь максимальную пользу из своих теплых отношений с Китаем и Западом соответственно и объединиться, чтобы использовать образовавшийся вакуум. Многополярный мир может быть достигнут, когда и Индия, и Россия стремятся добиться статуса равноправных партнеров с Западом и Китаем соответственно и отказываются играть роль младших братьев. Одним из способов достижения этого является создание совместных предприятий между Россией и Индией в других странах, особенно в Южной Азии и Африке. Это может стать альтернативой малым странам, которые в настоящее время так или иначе вынуждены выбирать между Китаем и США. Чем теснее Россия и Индия будут сотрудничать, тем меньше будет вероятность того, что мировой порядок снова окажется биполярным.
Подобные работы
- Российско-китайское экономическое сотрудничество в 21 веке
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - Политика Японии в области обеспечения международной безопасности на рубеже XX — XXI веков
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА РОССИИ И КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ИМИДЖА КИТАЯ В РОССИИ В 1991 - 2021 ГГ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Стратегическое партнерство и союзнические отношения Российской Федерации и Республики Таджикистан
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Политика КНР и США в Юго-Восточной Азии вначале XXI в.: соперничество ТУ сотрудничество
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Сравнительный анализ двусторонних отношений между Россией и другими странами БРИКС
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Основные направления экономического и политического взаимоотношения России и Китая в рамках БРИКС
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



