ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ 12
1.1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 12
1.2. КОНФЛИКТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 30
1.3. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНФЛИКТАХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 41
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 54
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ 57
2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СОДЕРЖАНИИ И СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ 57
2.2. РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА «ПОДРОСТКИ В КОНФЛИКТАХ» 69
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 78
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И ПОЛА О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ И ПОВЕДЕНИИ ЛЮДЕЙ В НИХ (С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА «ПОДРОСТКИ В КОНФЛИКТАХ») 81
3.1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 82
3.2. ПОДРОСТКИ О ПРОЦЕССЕ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА 89
3.3. МНЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СОСТОЯНИЯХ, ПЕРЕЖИВАНИЯХ ЛЮДЕЙ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ КОНФЛИКТОВ, ОЦЕНКЕ КОНФЛИКТОВ 105
3.4. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ 119
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 143
ПРИЛОЖЕНИЯ 162
Диссертация, доставка из библиотеки РГБ
Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ 12
1.1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 12
1.2. КОНФЛИКТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 30
1.3. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНФЛИКТАХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 41
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 54
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ 57
2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СОДЕРЖАНИИ И СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ 57
2.2. РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА «ПОДРОСТКИ В КОНФЛИКТАХ» 69
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 78
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И ПОЛА О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ И ПОВЕДЕНИИ ЛЮДЕЙ В НИХ (С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА «ПОДРОСТКИ В КОНФЛИКТАХ») 81
3.1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 82
3.2. ПОДРОСТКИ О ПРОЦЕССЕ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА 89
3.3. МНЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СОСТОЯНИЯХ, ПЕРЕЖИВАНИЯХ ЛЮДЕЙ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ КОНФЛИКТОВ, ОЦЕНКЕ КОНФЛИКТОВ 105
3.4. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ 119
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 143
ПРИЛОЖЕНИЯ 162
Диссертация, доставка из библиотеки РГБ
Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что подростко-вый возраст в психологии ХХ столетия изучался достаточно подробно, со-временные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей (Д.И. Фельдштейн, 1994; И.В. Дубровина, 1997; Г.А. Цукерман, 1998; Н.В. Майсак, 2001 и др.). Среди них исследователями отмечается повышенная конфликтность под-ростков в условиях школы в целом и в педагогическом процессе в частно-сти (В.Н. Лозовцева, 1986; Д.И. Фельдштейн, Л.И. Воробьева, 1986; Э.И. Киршбаум, В.П. Трусов, 1989; И.П. Андриади, 1991; М.М. Рыбакова, 1991 и др.), в межличностном общении со сверстниками (Т.В. Драгунова, 1972; В.М. Афонькова, 1974; В.Н. Лозовцева, 1986; А.И. Сорокина, 1996; А.К. Колеченко, 1998; А.В. Дорохова, 1999 и др.), со взрослыми, и, преж-де всего, родителями (А.И. Сорокина, 1996; Т.В. Барлас, 1997 и др.). Со-временные подростки чаще стали демонстрировать девиантное и даже де-линквентное поведение (Л.Б. Филонов, 1998; М.В. Цилуйко, 1998; Н.В. Майсак, 2001 и др.).
Практика показывает, что подростки не умеют разрешать возникаю-щие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструк-тивные тенденции. Для снижения остроты подобных явлений и более про-дуктивного разрешения межличностных конфликтов, необходимо их пси-хологическое сопровождение. Успешность взаимодействия с подростками учителя и школьного психолога во многом определяется пониманием воз-растной специфики конфликтности и избранием адекватных средств и спо-собов работы с ними.
Одной из составляющих конфликтной ситуации является ее образ – то, как воспринимают друг друга и ситуацию участники конфликтного взаимодействия. Собственное представление о конфликте и способах его разрешения оказывает определяющее влияние на общение подростков, по-скольку человек реагирует не на реальность, а на то, как он ее себе пред-ставляет (Г.Э Белицкая, О.П. Николаева, 1993; В. Дуаз, 1994; С. Москови-чи, 1992; С.В. Трушкова, 1998; Е.В. Улыбина, 1999; К.А. Абульханова-Славская, 2000; Г.М. Андреева, 2000; Е.Б. Маценова, 2001 и др.).
Знание специфики и половозрастных особенностей этих представле-ний необходимо для психокоррекционной работы с подростками разных категорий (И.В. Дубровина, 1997; Р.В. Овчарова, 2000 и др.). Разработка социально-психологических тренингов и индивидуальных программ по-мощи подросткам, имеющих коммуникативные проблемы, в целом, и от-личающиеся повышенной конфликтностью, в частности, требует создания психодиагностического инструментария, позволяющего изучить как ис-ходный уровень представлений, так и их динамику.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена практиче-ским запросом современного общественного развития, потребностями школьной психологической службы, а также логикой дальнейшего науч-ного познания генезиса представлений о конфликте у субъектов межлич-ностного общения.
Объектом исследования являются межличностные конфликты; пред-метом – особенности и динамика представлений современных подростков о структуре, содержании и развитии межличностных конфликтов, психо-логических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
Целью настоящего исследования – выявить и изучить половозраст-ную специфику и динамику представлений о конфликте у подростков.
Гипотезой исследования является предположение о том, что если су-ществуют отличия и динамика представлений подростков разного пола о межличностном конфликте, то они проявляются в форме и содержании суждений о сути, структуре и динамике конфликтов, психологических со-стояниях и переживаниях, их сопровождающих.
Частными гипотезами являются предположения:
Подросткам разных возрастов свойственно представление о половой дифференцированности протекания межличностных конфликтов.
Существуют гетерохронные отличия в изменениях представлений маль-чиков и девочек о структуре, содержании, динамике и эмоциональном сопровождении межличностных конфликтов.
От младшего к старшему подростковому возрасту происходит переход от гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. в теоретическом плане – на основе теоретико-методологического ана-лиза выявить состояние изучения проблемы межличностных конфлик-тов и представлений о них у подростков в современной отечественной и зарубежной социально-психологической науке;
2. в методическом плане – создать и апробировать методический инстру-ментарий для исследования формы и содержания представлений под-ростков о структурных компонентах, сути и процессе протекания кон-фликтов, состояниях и переживаниях, оценке и индивидуальных осо-бенностях поведения людей в конфликтах;
3. в эмпирическом плане – выявить и сравнить особенности формы и со-держания представлений подростков разных возрастов и пола о струк-турных компонентах, сути и процессе протекания конфликтов, сопут-ствующих состояниях и переживаниях, оценке и индивидуальных осо-бенностях поведения людей в конфликтах.
Методологической основой исследования являлись принципы, раз-рабатываемые в отечественной материалистически ориентированной есте-ственнонаучной психологии: принцип системного подхода, принцип раз-вития, принцип конкретно-исторического подхода.
Теоретической базой исследования являлись основные положения:
социальной психологии представлений (Ж. Абрик, К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.И Донцов, В. Дуаз, Т.П. Емельянова, Д. Жоделе, А. Клеменс, Ж.-П. Кодол, С. Московичи, У. Пионтковски, Е.В. Улыбина, Б. Шефер, Б. Шледер и др.)
психологии и социологии конфликта (И.П. Андриади, А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, А.И. Донцов, А.В. Дорохова, Т.В. Драгунова, Ф.М. Бородкин, Л.И. Воробьева, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, Э.И. Кирш-баум, А.К. Колеченко, Н.М. Коряк, В.Н. Лозовцева, Т.А. Полозова, М.М. Рыбакова, А.И. Сорокина, В.П. Трусов, Д.И. Фельдштейн и др.)
социальной психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Столяренко, П.Н. Шихирев, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов и др.)
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач исполь-зовались следующие методы исследования: теоретический анализ литера-туры, контент-анализ документов, моделирование, экспертные оценки, опросы. В частности, в работе применялись метод «Свободного семанти-ческого описания» (В.А. Лабунская, 1984), а также разработанный и апро-бированный нами опросник «Подростки в конфликтах» (А.В. Семенов, 2001), направленный на изучение представлений подростков о структур-ных компонентах, содержании и процессе протекания конфликтов, состоя-ниях и переживаниях, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах.
Для обработки результатов эмпирического исследования использова-лись методы математико-статистической обработки данных: частотный анализ, метод группового анализа (достоверность различий средних зна-чений и моды в исследуемых группах проверялась при помощи t-критерия Стьюдента). При обработке данных применялся статистический пакет Sta-tistica (5,0).
Ход исследования. Исследование проводилось в пять этапов.
1 этап исследования включал в себя разработку плана диссертации, обоснование актуальности исследования, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач исследования.
На 2 этапе исследования анализировалась разработанность пробле-мы в отечественной и зарубежной социальной психологии представлений, психологии и социологии конфликта, социальной психологии личности.
3 этап исследования характеризовался разработкой эмпирического исследования, в том числе: подбором и созданием методик, отвечающих цели и задачам исследования.
4 этап исследования представлял собой эмпирическое исследование, состоящее из двух серий:
Первая серия исследования состояла из трех частей. В первой части выявлялись представления о конфликте методом «Свободного семанти-ческого описания» (В.А. Лабунская, 1984). Во второй части уточня-лись результаты контент-анализа представлений о конфликте. В треть-ей части выявлялись семантические поля явлений и состояний, сопро-вождающие межличностный конфликт (с помощью указанного выше метода).
Вторая серия включала в себя исследование представлений о структуре, содержании и динамике межличностных конфликтов, психологических состояниях и переживаниях у подростков 5-9 классов с помощью раз-работанного нами опросника «Подростки в конфликтах».
На 5 этапе исследования производились обработка, анализ и описа-ние полученных данных, разработка практических рекомендаций, оформ-ление проделанной работы.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в г. Москве с 2000 по 2002 гг. на базе школ №641, №1304, гимназии №1579, УВК №1647. В первой части первой серии исследования приняло участие 199 подростков 5-9 классов (95 мальчиков, 104 девочки), в том числе: 68 пятиклассников (34 мальчика, 34 девочки), 67 семиклассников (31 маль-чик, 36 девочек), 64 девятиклассника (30 мальчиков, 34 девочки). Во вто-рой части исследования приняло участие 200 подростков 5-9 классов (94 мальчика, 104 девочки), в том числе: 70 пятиклассников (32 мальчика, 38 девочек), 68 семиклассников (32 мальчика, 36 девочек), 62 девятиклассни-ка (30 мальчиков, 32 девочки). В третьей части исследования приняло участие 197 подростков (95 мальчиков, 102 девочки), в том числе: 68 пя-тиклассников (35 мальчиков, 33 девочки), 64 семиклассника (30 мальчи-ков, 34 девочки), 65 девятиклассников (30 мальчиков, 35 девочек). В апробации опросника участвовало 33 человека.
Во второй серии исследования приняло участие 389 подростков 5-9 классов (173 мальчика, 216 девочек), в том числе: 76 пятиклассников (34 мальчика, 42 девочки), 84 шестиклассника (41 мальчик, 43 девочки), 81 семиклассник (33 мальчика, 48 девочек), 67 восьмиклассников (30 мальчи-ков, 37 девочек), 81 девятиклассник (35 мальчиков, 46 девочек).
Общий объем выборки составил 1018 человек.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Выявлено, что к подростковому возрасту формируются представления о конфликте, включающие понимание как самой категории «конфликт» (которая для современных подростков синонимична категориям «ссо-ра», «драка», «спор»), так и его значения, сути, структуры и динамики протекания, состояний и переживаний их сопровождающих, индивиду-альных и половых особенностей конфликтного поведения людей.
2. Выявлены половые различия, проявляющиеся в форме и содержании представлений. У девочек к концу подросткового периода преобладают сложные по форме суждения о конфликтах (79,71%). Девочкам более свойственны максималистские суждения по содержанию об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости физической агрессии, мести, о мирном решении конфликтов, при оценивании испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании нежела-тельных («виновный», «проигравший») и желательных («сильный», «умный», «победитель») образов в конфликтах.
3. Обнаружены гетерохронные возрастные изменения содержания пред-ставлений о межличностных конфликтах и психологических процессах их сопровождающих, характеризующихся скачком изменений у маль-чиков в 11-12 лет, у девочек – в 12-13 лет. Сложность суждений возрас-тает от 10-11 лет к 14-15 годам более интенсивно у девочек (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).
4. Показано, что в представлениях подростков половая дифференциро-ванность протекания межличностных конфликтов проявляется в раз-личной роли и мере участия лиц разного пола на разных стадиях кон-фликта, в постконфликтном взаимодействии, в мере проявления раз-личных (в первую очередь агрессивных) состояний, переживаний и осо-знании конфликтной ситуации (чаще конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт инициируют мальчики, к завершению конфликтов стремятся девочки, в постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более свойственна мальчикам, а «злопамятность» – девочкам, мальчи-кам более свойственна физическая и вербальная агрессия, а девочкам – косвенная, к мести прибегают девочки, к мирному решению конфликтов более склонны девочки, выигрывают конфликты мальчики).
5. Выявлены изменения представлений подростков о конфликтах сверст-ников, характеризующиеся переходом от гетерогенности к гомогенно-сти конфликтных взаимоотношений, что проявляется, в первую оче-редь, в суждениях об участниках конфликтов, об инициаторах конфлик-тов, об эскалации конфликтов, о проявлении агрессивных состояний, о применимости мести; в представлениях об участниках конфликтных си-туаций гетерогенность конфликтных взаимоотношений снижается, но остается на более высоком уровне, чем представления о гомогенности взаимоотношений сверстников в конфликтных ситуациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. К подростковому возрасту формируются представления о конфликте, включающие понимание как самой категории «конфликт», так и инфор-мацию о его значении, сути, структуре и динамике протекания, состоя-ниях и переживаниях их сопровождающих, индивидуальных и половых особенностях конфликтного поведения людей. Представления по сути являются житейскими понятиями (Л.С. Выготский) и проявляются у подростков в форме простых и сложных суждений.
2. Представления о конфликте различаются у подростков разных катего-рий пола и возраста по форме и содержанию поля представлений, от-ражая специфику их восприятия и понимания конфликта как феномена межличностного общения. Динамика представлений о конфликтах у подростков разного пола носит гетерохронный характер. Девочки об-гоняют мальчиков в темпах формирования сложных суждений о кон-фликтах. Наиболее резкие (скачкообразные) изменения содержания представлений о сути, структуре, динамике и психологическом сопро-вождении межличностных конфликтов происходят у подростков муж-ского пола в 11-12 лет, у подростков женского пола – в 12-13 лет.
3. В представлении подростков, половая дифференцированность протекания меж-личностных конфликтов проявляется в различной роли и мере участия лиц раз-ного пола на разных стадиях конфликта (в ходе инцидента, при эскалации кон-фликта, при завершении конфликтного взаимодействия), в постконфликтном вза-имодействии, в мере проявления различных (в первую очередь агрессивных) со-стояний, переживаний и осознании конфликтной ситуации.
4. Изменения представлений подростков о конфликтах сверстников, нали-чии конфликтной ситуации, об участниках конфликта, понимании инци-дента, ходе эскалации конфликта, постконфликтном взаимодействии, мере проявления переживаний и состояний, характеризуются перехо-дом от гетерогенных (у младших подростков) к гомогенным (у старших подростков) установкам на конфликтные взаимоотношения.
Обоснованность и достоверность полученных результатов исследо-вания обеспечивалась исходными методологическими позициями, приме-нением единых апробированных методик, адекватностью групп по возрас-ту и составу, нахождением учащихся в условиях школы, статистическими методами качественного и количественного анализа данных, значимостью различий между изучаемыми параметрами.
Практика показывает, что подростки не умеют разрешать возникаю-щие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструк-тивные тенденции. Для снижения остроты подобных явлений и более про-дуктивного разрешения межличностных конфликтов, необходимо их пси-хологическое сопровождение. Успешность взаимодействия с подростками учителя и школьного психолога во многом определяется пониманием воз-растной специфики конфликтности и избранием адекватных средств и спо-собов работы с ними.
Одной из составляющих конфликтной ситуации является ее образ – то, как воспринимают друг друга и ситуацию участники конфликтного взаимодействия. Собственное представление о конфликте и способах его разрешения оказывает определяющее влияние на общение подростков, по-скольку человек реагирует не на реальность, а на то, как он ее себе пред-ставляет (Г.Э Белицкая, О.П. Николаева, 1993; В. Дуаз, 1994; С. Москови-чи, 1992; С.В. Трушкова, 1998; Е.В. Улыбина, 1999; К.А. Абульханова-Славская, 2000; Г.М. Андреева, 2000; Е.Б. Маценова, 2001 и др.).
Знание специфики и половозрастных особенностей этих представле-ний необходимо для психокоррекционной работы с подростками разных категорий (И.В. Дубровина, 1997; Р.В. Овчарова, 2000 и др.). Разработка социально-психологических тренингов и индивидуальных программ по-мощи подросткам, имеющих коммуникативные проблемы, в целом, и от-личающиеся повышенной конфликтностью, в частности, требует создания психодиагностического инструментария, позволяющего изучить как ис-ходный уровень представлений, так и их динамику.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена практиче-ским запросом современного общественного развития, потребностями школьной психологической службы, а также логикой дальнейшего науч-ного познания генезиса представлений о конфликте у субъектов межлич-ностного общения.
Объектом исследования являются межличностные конфликты; пред-метом – особенности и динамика представлений современных подростков о структуре, содержании и развитии межличностных конфликтов, психо-логических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
Целью настоящего исследования – выявить и изучить половозраст-ную специфику и динамику представлений о конфликте у подростков.
Гипотезой исследования является предположение о том, что если су-ществуют отличия и динамика представлений подростков разного пола о межличностном конфликте, то они проявляются в форме и содержании суждений о сути, структуре и динамике конфликтов, психологических со-стояниях и переживаниях, их сопровождающих.
Частными гипотезами являются предположения:
Подросткам разных возрастов свойственно представление о половой дифференцированности протекания межличностных конфликтов.
Существуют гетерохронные отличия в изменениях представлений маль-чиков и девочек о структуре, содержании, динамике и эмоциональном сопровождении межличностных конфликтов.
От младшего к старшему подростковому возрасту происходит переход от гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. в теоретическом плане – на основе теоретико-методологического ана-лиза выявить состояние изучения проблемы межличностных конфлик-тов и представлений о них у подростков в современной отечественной и зарубежной социально-психологической науке;
2. в методическом плане – создать и апробировать методический инстру-ментарий для исследования формы и содержания представлений под-ростков о структурных компонентах, сути и процессе протекания кон-фликтов, состояниях и переживаниях, оценке и индивидуальных осо-бенностях поведения людей в конфликтах;
3. в эмпирическом плане – выявить и сравнить особенности формы и со-держания представлений подростков разных возрастов и пола о струк-турных компонентах, сути и процессе протекания конфликтов, сопут-ствующих состояниях и переживаниях, оценке и индивидуальных осо-бенностях поведения людей в конфликтах.
Методологической основой исследования являлись принципы, раз-рабатываемые в отечественной материалистически ориентированной есте-ственнонаучной психологии: принцип системного подхода, принцип раз-вития, принцип конкретно-исторического подхода.
Теоретической базой исследования являлись основные положения:
социальной психологии представлений (Ж. Абрик, К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.И Донцов, В. Дуаз, Т.П. Емельянова, Д. Жоделе, А. Клеменс, Ж.-П. Кодол, С. Московичи, У. Пионтковски, Е.В. Улыбина, Б. Шефер, Б. Шледер и др.)
психологии и социологии конфликта (И.П. Андриади, А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, А.И. Донцов, А.В. Дорохова, Т.В. Драгунова, Ф.М. Бородкин, Л.И. Воробьева, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, Э.И. Кирш-баум, А.К. Колеченко, Н.М. Коряк, В.Н. Лозовцева, Т.А. Полозова, М.М. Рыбакова, А.И. Сорокина, В.П. Трусов, Д.И. Фельдштейн и др.)
социальной психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Столяренко, П.Н. Шихирев, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов и др.)
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач исполь-зовались следующие методы исследования: теоретический анализ литера-туры, контент-анализ документов, моделирование, экспертные оценки, опросы. В частности, в работе применялись метод «Свободного семанти-ческого описания» (В.А. Лабунская, 1984), а также разработанный и апро-бированный нами опросник «Подростки в конфликтах» (А.В. Семенов, 2001), направленный на изучение представлений подростков о структур-ных компонентах, содержании и процессе протекания конфликтов, состоя-ниях и переживаниях, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах.
Для обработки результатов эмпирического исследования использова-лись методы математико-статистической обработки данных: частотный анализ, метод группового анализа (достоверность различий средних зна-чений и моды в исследуемых группах проверялась при помощи t-критерия Стьюдента). При обработке данных применялся статистический пакет Sta-tistica (5,0).
Ход исследования. Исследование проводилось в пять этапов.
1 этап исследования включал в себя разработку плана диссертации, обоснование актуальности исследования, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач исследования.
На 2 этапе исследования анализировалась разработанность пробле-мы в отечественной и зарубежной социальной психологии представлений, психологии и социологии конфликта, социальной психологии личности.
3 этап исследования характеризовался разработкой эмпирического исследования, в том числе: подбором и созданием методик, отвечающих цели и задачам исследования.
4 этап исследования представлял собой эмпирическое исследование, состоящее из двух серий:
Первая серия исследования состояла из трех частей. В первой части выявлялись представления о конфликте методом «Свободного семанти-ческого описания» (В.А. Лабунская, 1984). Во второй части уточня-лись результаты контент-анализа представлений о конфликте. В треть-ей части выявлялись семантические поля явлений и состояний, сопро-вождающие межличностный конфликт (с помощью указанного выше метода).
Вторая серия включала в себя исследование представлений о структуре, содержании и динамике межличностных конфликтов, психологических состояниях и переживаниях у подростков 5-9 классов с помощью раз-работанного нами опросника «Подростки в конфликтах».
На 5 этапе исследования производились обработка, анализ и описа-ние полученных данных, разработка практических рекомендаций, оформ-ление проделанной работы.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в г. Москве с 2000 по 2002 гг. на базе школ №641, №1304, гимназии №1579, УВК №1647. В первой части первой серии исследования приняло участие 199 подростков 5-9 классов (95 мальчиков, 104 девочки), в том числе: 68 пятиклассников (34 мальчика, 34 девочки), 67 семиклассников (31 маль-чик, 36 девочек), 64 девятиклассника (30 мальчиков, 34 девочки). Во вто-рой части исследования приняло участие 200 подростков 5-9 классов (94 мальчика, 104 девочки), в том числе: 70 пятиклассников (32 мальчика, 38 девочек), 68 семиклассников (32 мальчика, 36 девочек), 62 девятиклассни-ка (30 мальчиков, 32 девочки). В третьей части исследования приняло участие 197 подростков (95 мальчиков, 102 девочки), в том числе: 68 пя-тиклассников (35 мальчиков, 33 девочки), 64 семиклассника (30 мальчи-ков, 34 девочки), 65 девятиклассников (30 мальчиков, 35 девочек). В апробации опросника участвовало 33 человека.
Во второй серии исследования приняло участие 389 подростков 5-9 классов (173 мальчика, 216 девочек), в том числе: 76 пятиклассников (34 мальчика, 42 девочки), 84 шестиклассника (41 мальчик, 43 девочки), 81 семиклассник (33 мальчика, 48 девочек), 67 восьмиклассников (30 мальчи-ков, 37 девочек), 81 девятиклассник (35 мальчиков, 46 девочек).
Общий объем выборки составил 1018 человек.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Выявлено, что к подростковому возрасту формируются представления о конфликте, включающие понимание как самой категории «конфликт» (которая для современных подростков синонимична категориям «ссо-ра», «драка», «спор»), так и его значения, сути, структуры и динамики протекания, состояний и переживаний их сопровождающих, индивиду-альных и половых особенностей конфликтного поведения людей.
2. Выявлены половые различия, проявляющиеся в форме и содержании представлений. У девочек к концу подросткового периода преобладают сложные по форме суждения о конфликтах (79,71%). Девочкам более свойственны максималистские суждения по содержанию об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости физической агрессии, мести, о мирном решении конфликтов, при оценивании испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании нежела-тельных («виновный», «проигравший») и желательных («сильный», «умный», «победитель») образов в конфликтах.
3. Обнаружены гетерохронные возрастные изменения содержания пред-ставлений о межличностных конфликтах и психологических процессах их сопровождающих, характеризующихся скачком изменений у маль-чиков в 11-12 лет, у девочек – в 12-13 лет. Сложность суждений возрас-тает от 10-11 лет к 14-15 годам более интенсивно у девочек (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).
4. Показано, что в представлениях подростков половая дифференциро-ванность протекания межличностных конфликтов проявляется в раз-личной роли и мере участия лиц разного пола на разных стадиях кон-фликта, в постконфликтном взаимодействии, в мере проявления раз-личных (в первую очередь агрессивных) состояний, переживаний и осо-знании конфликтной ситуации (чаще конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт инициируют мальчики, к завершению конфликтов стремятся девочки, в постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более свойственна мальчикам, а «злопамятность» – девочкам, мальчи-кам более свойственна физическая и вербальная агрессия, а девочкам – косвенная, к мести прибегают девочки, к мирному решению конфликтов более склонны девочки, выигрывают конфликты мальчики).
5. Выявлены изменения представлений подростков о конфликтах сверст-ников, характеризующиеся переходом от гетерогенности к гомогенно-сти конфликтных взаимоотношений, что проявляется, в первую оче-редь, в суждениях об участниках конфликтов, об инициаторах конфлик-тов, об эскалации конфликтов, о проявлении агрессивных состояний, о применимости мести; в представлениях об участниках конфликтных си-туаций гетерогенность конфликтных взаимоотношений снижается, но остается на более высоком уровне, чем представления о гомогенности взаимоотношений сверстников в конфликтных ситуациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. К подростковому возрасту формируются представления о конфликте, включающие понимание как самой категории «конфликт», так и инфор-мацию о его значении, сути, структуре и динамике протекания, состоя-ниях и переживаниях их сопровождающих, индивидуальных и половых особенностях конфликтного поведения людей. Представления по сути являются житейскими понятиями (Л.С. Выготский) и проявляются у подростков в форме простых и сложных суждений.
2. Представления о конфликте различаются у подростков разных катего-рий пола и возраста по форме и содержанию поля представлений, от-ражая специфику их восприятия и понимания конфликта как феномена межличностного общения. Динамика представлений о конфликтах у подростков разного пола носит гетерохронный характер. Девочки об-гоняют мальчиков в темпах формирования сложных суждений о кон-фликтах. Наиболее резкие (скачкообразные) изменения содержания представлений о сути, структуре, динамике и психологическом сопро-вождении межличностных конфликтов происходят у подростков муж-ского пола в 11-12 лет, у подростков женского пола – в 12-13 лет.
3. В представлении подростков, половая дифференцированность протекания меж-личностных конфликтов проявляется в различной роли и мере участия лиц раз-ного пола на разных стадиях конфликта (в ходе инцидента, при эскалации кон-фликта, при завершении конфликтного взаимодействия), в постконфликтном вза-имодействии, в мере проявления различных (в первую очередь агрессивных) со-стояний, переживаний и осознании конфликтной ситуации.
4. Изменения представлений подростков о конфликтах сверстников, нали-чии конфликтной ситуации, об участниках конфликта, понимании инци-дента, ходе эскалации конфликта, постконфликтном взаимодействии, мере проявления переживаний и состояний, характеризуются перехо-дом от гетерогенных (у младших подростков) к гомогенным (у старших подростков) установкам на конфликтные взаимоотношения.
Обоснованность и достоверность полученных результатов исследо-вания обеспечивалась исходными методологическими позициями, приме-нением единых апробированных методик, адекватностью групп по возрас-ту и составу, нахождением учащихся в условиях школы, статистическими методами качественного и количественного анализа данных, значимостью различий между изучаемыми параметрами.
...............
ников. Наиболее ярко эти тенденции наблюдаются в следующих пред-ставлениях: об участниках конфликтных ситуаций, об участниках кон-фликтов, об инициаторах конфликтов, об эскалации конфликтов, о про-явлении агрессивных состояний, о применимости мести. При этом, в представлениях подростков об участниках конфликтных ситуаций кон-фликтогенность взаимоотношений разнополых сверстников снижается к 14-15 годам, но остается на более высоком уровне, чем взаимоотноше-ния однополых сверстников, а в остальных случаях – конфликтоген-ность взаимоотношений разнополых сверстников, первоначально более высокая, к 14-15 годам определяется как более низкая, чем конфликто-генность взаимоотношений однополых сверстников.
9. Наблюдается определенная динамика различий представлений мальчи-ков и девочек. Наиболее сильно различаются представления о межлич-ностных конфликтах мальчиков и девочек 10-11 (обнаружено 30 значи-мых различий) и 14-15 (28 значимых различий) лет. Меньше различа-ются представления мальчиков и девочек 13-14 (22 значимых разли-чия), 11-12 (17 значимых различий) и 12-13 (15 значимых различий) лет.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования до-кладывались на Международном конгрессе «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, 2002), на V Всероссийской конференции РПО «Психология и ее приложения» (Москва, 2002), на Российской научно-практической конференции «Теоретические основы и вариативные техно-логии позитивной «Я-концепции» (Рязань, 1999), на пятых педагогических чтениях факультета социальной педагогики МГСУ (Москва, 2002), неод-нократно обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии МГСУ.
Нам представляется, что проведенное исследование откроет возмож-ности для дальнейшего изучения проблемы по следующим направлениям:
1. Изучение половозрастной динамики представлений о конфликте в сто-рону уменьшения и увеличения возрастов респондентов. Особенно ин-тересным автору кажется изучение представлений о конфликтах в пе-риод второго переходного возраста в жизни человека (45-50 лет).
2. Изучение различий в представлениях подростков с девиантным пове-дением и подростков, причисляемых к норме, различий в представле-ниях подростков элитарных и общеобразовательных школ о межлич-ностном конфликте.
3. Изучение различий представлений о межличностных конфликтах в за-висимости от гендерных ролей подростков.
4. Последовательному изучению подлежит анализ действенности скры-тых особенностей представлений в реальной практике конфликтного поведения подростков.
5. Важным направлением также необходимо считать разработку пси-хокоррекционных технологий работы с неадекватными представлени-ями подростков.
Практическая значимость работы проявляется в том, что учет полу-ченных данных проведенного исследования повысит эффективность рабо-ты с подростками социальных педагогов и психологов при разрешении и предупреждении конфликтов, возникающих в школе, в семье или со сверстниками, повысит эффективность взаимодействия с подростками.
Полученные в исследовании результаты можно использовать при изучении вопросов социализации подростков, специфики представлений подростков о конфликтах в рамках вузовских курсов «Социальная психо-логия», «Возрастная психология», «Конфликтология» и др.
На основе проведенного исследования были выработаны следующие практические рекомендации:
1. В курсах психологии, читаемых в средней школе, учителю психологии необходимо при прохождении основ психологии общения, расширять информацию о конфликтах, опираясь на полученные в исследовании данные о преобладании в понимании подростков экспрессивно выра-женных форм конфликта, таких как «ссоры», «драки», «споры».
2. Школьному психологу при разработке тренинговых занятий по кон-фликтологии целесообразно проводить отдельные занятия для мальчи-ков и девочек, посвященные проблеме однополых конфликтов. В част-ности, необходимо обратить внимание на повышение агрессивности со-временных девочек-подростков, проявляющейся в конфликтных отно-шениях между собой.
3. Практическому психологу в индивидуальной работе с конфликтными подростками учитывать большую когнитивную простоту понимания межличностных конфликтов у мальчиков.
4. Отдельными направлениями психокоррекционной работы школьного психолога с подростками должны стать занятия, ориентированные на анализ переживаний участников конфликтов. Здесь необходимо прора-батывать как собственные переживания и методы их саморегуляции подростками, так и формировать у них эмпатийное понимание партне-ра, технологии учета чужих переживаний.
5. Преподавателям вузов непсихологического профиля при чтении таких дисциплин, как «Социальная психология», «Конфликтология», «Воз-растная психология», «Дифференциальная психология» и др. желатель-но знакомить слушателей с данными о гетерохронном характере дина-мики представлений подростков о межличностных конфликтах, о пере-ходе от
...............
ников. Наиболее ярко эти тенденции наблюдаются в следующих пред-ставлениях: об участниках конфликтных ситуаций, об участниках кон-фликтов, об инициаторах конфликтов, об эскалации конфликтов, о про-явлении агрессивных состояний, о применимости мести. При этом, в представлениях подростков об участниках конфликтных ситуаций кон-фликтогенность взаимоотношений разнополых сверстников снижается к 14-15 годам, но остается на более высоком уровне, чем взаимоотноше-ния однополых сверстников, а в остальных случаях – конфликтоген-ность взаимоотношений разнополых сверстников, первоначально более высокая, к 14-15 годам определяется как более низкая, чем конфликто-генность взаимоотношений однополых сверстников.
9. Наблюдается определенная динамика различий представлений мальчи-ков и девочек. Наиболее сильно различаются представления о межлич-ностных конфликтах мальчиков и девочек 10-11 (обнаружено 30 значи-мых различий) и 14-15 (28 значимых различий) лет. Меньше различа-ются представления мальчиков и девочек 13-14 (22 значимых разли-чия), 11-12 (17 значимых различий) и 12-13 (15 значимых различий) лет.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования до-кладывались на Международном конгрессе «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, 2002), на V Всероссийской конференции РПО «Психология и ее приложения» (Москва, 2002), на Российской научно-практической конференции «Теоретические основы и вариативные техно-логии позитивной «Я-концепции» (Рязань, 1999), на пятых педагогических чтениях факультета социальной педагогики МГСУ (Москва, 2002), неод-нократно обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии МГСУ.
Нам представляется, что проведенное исследование откроет возмож-ности для дальнейшего изучения проблемы по следующим направлениям:
1. Изучение половозрастной динамики представлений о конфликте в сто-рону уменьшения и увеличения возрастов респондентов. Особенно ин-тересным автору кажется изучение представлений о конфликтах в пе-риод второго переходного возраста в жизни человека (45-50 лет).
2. Изучение различий в представлениях подростков с девиантным пове-дением и подростков, причисляемых к норме, различий в представле-ниях подростков элитарных и общеобразовательных школ о межлич-ностном конфликте.
3. Изучение различий представлений о межличностных конфликтах в за-висимости от гендерных ролей подростков.
4. Последовательному изучению подлежит анализ действенности скры-тых особенностей представлений в реальной практике конфликтного поведения подростков.
5. Важным направлением также необходимо считать разработку пси-хокоррекционных технологий работы с неадекватными представлени-ями подростков.
Практическая значимость работы проявляется в том, что учет полу-ченных данных проведенного исследования повысит эффективность рабо-ты с подростками социальных педагогов и психологов при разрешении и предупреждении конфликтов, возникающих в школе, в семье или со сверстниками, повысит эффективность взаимодействия с подростками.
Полученные в исследовании результаты можно использовать при изучении вопросов социализации подростков, специфики представлений подростков о конфликтах в рамках вузовских курсов «Социальная психо-логия», «Возрастная психология», «Конфликтология» и др.
На основе проведенного исследования были выработаны следующие практические рекомендации:
1. В курсах психологии, читаемых в средней школе, учителю психологии необходимо при прохождении основ психологии общения, расширять информацию о конфликтах, опираясь на полученные в исследовании данные о преобладании в понимании подростков экспрессивно выра-женных форм конфликта, таких как «ссоры», «драки», «споры».
2. Школьному психологу при разработке тренинговых занятий по кон-фликтологии целесообразно проводить отдельные занятия для мальчи-ков и девочек, посвященные проблеме однополых конфликтов. В част-ности, необходимо обратить внимание на повышение агрессивности со-временных девочек-подростков, проявляющейся в конфликтных отно-шениях между собой.
3. Практическому психологу в индивидуальной работе с конфликтными подростками учитывать большую когнитивную простоту понимания межличностных конфликтов у мальчиков.
4. Отдельными направлениями психокоррекционной работы школьного психолога с подростками должны стать занятия, ориентированные на анализ переживаний участников конфликтов. Здесь необходимо прора-батывать как собственные переживания и методы их саморегуляции подростками, так и формировать у них эмпатийное понимание партне-ра, технологии учета чужих переживаний.
5. Преподавателям вузов непсихологического профиля при чтении таких дисциплин, как «Социальная психология», «Конфликтология», «Воз-растная психология», «Дифференциальная психология» и др. желатель-но знакомить слушателей с данными о гетерохронном характере дина-мики представлений подростков о межличностных конфликтах, о пере-ходе от
...............
Подобные работы
- ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ДИНАМИКА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О КОНФЛИКТАХ (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - СТИЛИ ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В СВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ И ГЕНДЕРОМ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНФЛИКТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Исследование представлений об «идеальном» отце у подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ-СУИЦИДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА И
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ.
Диссертация , педагогика. Язык работы: Украинский. Цена: 999 р. Год сдачи: 2005 - РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА И ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ (19.00.01 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА И ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С АГРЕССИВНОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016



