ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ 12
1.1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 12
1.2. КОНФЛИКТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 30
1.3. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНФЛИКТАХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 41
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 54
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ 57
2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СОДЕРЖАНИИ И СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ 57
2.2. РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА «ПОДРОСТКИ В КОНФЛИКТАХ» 69
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 78
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И ПОЛА О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ И ПОВЕДЕНИИ ЛЮДЕЙ В НИХ (С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА «ПОДРОСТКИ В КОНФЛИКТАХ») 81
3.1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 82
3.2. ПОДРОСТКИ О ПРОЦЕССЕ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА 89
3.3. МНЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СОСТОЯНИЯХ, ПЕРЕЖИВАНИЯХ ЛЮДЕЙ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ КОНФЛИКТОВ, ОЦЕНКЕ КОНФЛИКТОВ 105
3.4. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ 119
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 143
ПРИЛОЖЕНИЯ 162
Диссертация, доставка из библиотеки РГБ
Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что подростко-вый возраст в психологии ХХ столетия изучался достаточно подробно, со-временные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей (Д.И. Фельдштейн, 1994; И.В. Дубровина, 1997; Г.А. Цукерман, 1998; Н.В. Майсак, 2001 и др.). Среди них исследователями отмечается повышенная конфликтность под-ростков в условиях школы в целом и в педагогическом процессе в частно-сти (В.Н. Лозовцева, 1986; Д.И. Фельдштейн, Л.И. Воробьева, 1986; Э.И. Киршбаум, В.П. Трусов, 1989; И.П. Андриади, 1991; М.М. Рыбакова, 1991 и др.), в межличностном общении со сверстниками (Т.В. Драгунова, 1972; В.М. Афонькова, 1974; В.Н. Лозовцева, 1986; А.И. Сорокина, 1996; А.К. Колеченко, 1998; А.В. Дорохова, 1999 и др.), со взрослыми, и, преж-де всего, родителями (А.И. Сорокина, 1996; Т.В. Барлас, 1997 и др.). Со-временные подростки чаще стали демонстрировать девиантное и даже де-линквентное поведение (Л.Б. Филонов, 1998; М.В. Цилуйко, 1998; Н.В. Майсак, 2001 и др.).
Практика показывает, что подростки не умеют разрешать возникаю-щие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструк-тивные тенденции. Для снижения остроты подобных явлений и более про-дуктивного разрешения межличностных конфликтов, необходимо их пси-хологическое сопровождение. Успешность взаимодействия с подростками учителя и школьного психолога во многом определяется пониманием воз-растной специфики конфликтности и избранием адекватных средств и спо-собов работы с ними.
Одной из составляющих конфликтной ситуации является ее образ – то, как воспринимают друг друга и ситуацию участники конфликтного взаимодействия. Собственное представление о конфликте и способах его разрешения оказывает определяющее влияние на общение подростков, по-скольку человек реагирует не на реальность, а на то, как он ее себе пред-ставляет (Г.Э Белицкая, О.П. Николаева, 1993; В. Дуаз, 1994; С. Москови-чи, 1992; С.В. Трушкова, 1998; Е.В. Улыбина, 1999; К.А. Абульханова-Славская, 2000; Г.М. Андреева, 2000; Е.Б. Маценова, 2001 и др.).
Знание специфики и половозрастных особенностей этих представле-ний необходимо для психокоррекционной работы с подростками разных категорий (И.В. Дубровина, 1997; Р.В. Овчарова, 2000 и др.). Разработка социально-психологических тренингов и индивидуальных программ по-мощи подросткам, имеющих коммуникативные проблемы, в целом, и от-личающиеся повышенной конфликтностью, в частности, требует создания психодиагностического инструментария, позволяющего изучить как ис-ходный уровень представлений, так и их динамику.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена практиче-ским запросом современного общественного развития, потребностями школьной психологической службы, а также логикой дальнейшего науч-ного познания генезиса представлений о конфликте у субъектов межлич-ностного общения.
Объектом исследования являются межличностные конфликты; пред-метом – особенности и динамика представлений современных подростков о структуре, содержании и развитии межличностных конфликтов, психо-логических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
Целью настоящего исследования – выявить и изучить половозраст-ную специфику и динамику представлений о конфликте у подростков.
Гипотезой исследования является предположение о том, что если су-ществуют отличия и динамика представлений подростков разного пола о межличностном конфликте, то они проявляются в форме и содержании суждений о сути, структуре и динамике конфликтов, психологических со-стояниях и переживаниях, их сопровождающих.
Частными гипотезами являются предположения:
Подросткам разных возрастов свойственно представление о половой дифференцированности протекания межличностных конфликтов.
Существуют гетерохронные отличия в изменениях представлений маль-чиков и девочек о структуре, содержании, динамике и эмоциональном сопровождении межличностных конфликтов.
От младшего к старшему подростковому возрасту происходит переход от гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. в теоретическом плане – на основе теоретико-методологического ана-лиза выявить состояние изучения проблемы межличностных конфлик-тов и представлений о них у подростков в современной отечественной и зарубежной социально-психологической науке;
2. в методическом плане – создать и апробировать методический инстру-ментарий для исследования формы и содержания представлений под-ростков о структурных компонентах, сути и процессе протекания кон-фликтов, состояниях и переживаниях, оценке и индивидуальных осо-бенностях поведения людей в конфликтах;
3. в эмпирическом плане – выявить и сравнить особенности формы и со-держания представлений подростков разных возрастов и пола о струк-турных компонентах, сути и процессе протекания конфликтов, сопут-ствующих состояниях и переживаниях, оценке и индивидуальных осо-бенностях поведения людей в конфликтах.
Методологической основой исследования являлись принципы, раз-рабатываемые в отечественной материалистически ориентированной есте-ственнонаучной психологии: принцип системного подхода, принцип раз-вития, принцип конкретно-исторического подхода.
Теоретической базой исследования являлись основные положения:
социальной психологии представлений (Ж. Абрик, К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.И Донцов, В. Дуаз, Т.П. Емельянова, Д. Жоделе, А. Клеменс, Ж.-П. Кодол, С. Московичи, У. Пионтковски, Е.В. Улыбина, Б. Шефер, Б. Шледер и др.)
психологии и социологии конфликта (И.П. Андриади, А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, А.И. Донцов, А.В. Дорохова, Т.В. Драгунова, Ф.М. Бородкин, Л.И. Воробьева, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, Э.И. Кирш-баум, А.К. Колеченко, Н.М. Коряк, В.Н. Лозовцева, Т.А. Полозова, М.М. Рыбакова, А.И. Сорокина, В.П. Трусов, Д.И. Фельдштейн и др.)
социальной психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Столяренко, П.Н. Шихирев, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов и др.)
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач исполь-зовались следующие методы исследования: теоретический анализ литера-туры, контент-анализ документов, моделирование, экспертные оценки, опросы. В частности, в работе применялись метод «Свободного семанти-ческого описания» (В.А. Лабунская, 1984), а также разработанный и апро-бированный нами опросник «Подростки в конфликтах» (А.В. Семенов, 2001), направленный на изучение представлений подростков о структур-ных компонентах, содержании и процессе протекания конфликтов, состоя-ниях и переживаниях, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах.
Для обработки результатов эмпирического исследования использова-лись методы математико-статистической обработки данных: частотный анализ, метод группового анализа (достоверность различий средних зна-чений и моды в исследуемых группах проверялась при помощи t-критерия Стьюдента). При обработке данных применялся статистический пакет Sta-tistica (5,0).
Ход исследования. Исследование проводилось в пять этапов.
1 этап исследования включал в себя разработку плана диссертации, обоснование актуальности исследования, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач исследования.
На 2 этапе исследования анализировалась разработанность пробле-мы в отечественной и зарубежной социальной психологии представлений, психологии и социологии конфликта, социальной психологии личности.
3 этап исследования характеризовался разработкой эмпирического исследования, в том числе: подбором и созданием методик, отвечающих цели и задачам исследования.
4 этап исследования представлял собой эмпирическое исследование, состоящее из двух серий:
Первая серия исследования состояла из трех частей. В первой части выявлялись представления о конфликте методом «Свободного семанти-ческого описания» (В.А. Лабунская, 1984). Во второй части уточня-лись результаты контент-анализа представлений о конфликте. В треть-ей части выявлялись семантические поля явлений и состояний, сопро-вождающие межличностный конфликт (с помощью указанного выше метода).
Вторая серия включала в себя исследование представлений о структуре, содержании и динамике межличностных конфликтов, психологических состояниях и переживаниях у подростков 5-9 классов с помощью раз-работанного нами опросника «Подростки в конфликтах».
На 5 этапе исследования производились обработка, анализ и описа-ние полученных данных, разработка практических рекомендаций, оформ-ление проделанной работы.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в г. Москве с 2000 по 2002 гг. на базе школ №641, №1304, гимназии №1579, УВК №1647. В первой части первой серии исследования приняло участие 199 подростков 5-9 классов (95 мальчиков, 104 девочки), в том числе: 68 пятиклассников (34 мальчика, 34 девочки), 67 семиклассников (31 маль-чик, 36 девочек), 64 девятиклассника (30 мальчиков, 34 девочки). Во вто-рой части исследования приняло участие 200 подростков 5-9 классов (94 мальчика, 104 девочки), в том числе: 70 пятиклассников (32 мальчика, 38 девочек), 68 семиклассников (32 мальчика, 36 девочек), 62 девятиклассни-ка (30 мальчиков, 32 девочки). В третьей части исследования приняло участие 197 подростков (95 мальчиков, 102 девочки), в том числе: 68 пя-тиклассников (35 мальчиков, 33 девочки), 64 семиклассника (30 мальчи-ков, 34 девочки), 65 девятиклассников (30 мальчиков, 35 девочек). В апробации опросника участвовало 33 человека.
Во второй серии исследования приняло участие 389 подростков 5-9 классов (173 мальчика, 216 девочек), в том числе: 76 пятиклассников (34 мальчика, 42 девочки), 84 шестиклассника (41 мальчик, 43 девочки), 81 семиклассник (33 мальчика, 48 девочек), 67 восьмиклассников (30 мальчи-ков, 37 девочек), 81 девятиклассник (35 мальчиков, 46 девочек).
Общий объем выборки составил 1018 человек.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Выявлено, что к подростковому возрасту формируются представления о конфликте, включающие понимание как самой категории «конфликт» (которая для современных подростков синонимична категориям «ссо-ра», «драка», «спор»), так и его значения, сути, структуры и динамики протекания, состояний и переживаний их сопровождающих, индивиду-альных и половых особенностей конфликтного поведения людей.
2. Выявлены половые различия, проявляющиеся в форме и содержании представлений. У девочек к концу подросткового периода преобладают сложные по форме суждения о конфликтах (79,71%). Девочкам более свойственны максималистские суждения по содержанию об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости физической агрессии, мести, о мирном решении конфликтов, при оценивании испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании нежела-тельных («виновный», «проигравший») и желательных («сильный», «умный», «победитель») образов в конфликтах.
3. Обнаружены гетерохронные возрастные изменения содержания пред-ставлений о межличностных конфликтах и психологических процессах их сопровождающих, характеризующихся скачком изменений у маль-чиков в 11-12 лет, у девочек – в 12-13 лет. Сложность суждений возрас-тает от 10-11 лет к 14-15 годам более интенсивно у девочек (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).
4. Показано, что в представлениях подростков половая дифференциро-ванность протекания межличностных конфликтов проявляется в раз-личной роли и мере участия лиц разного пола на разных стадиях кон-фликта, в постконфликтном взаимодействии, в мере проявления раз-личных (в первую очередь агрессивных) состояний, переживаний и осо-знании конфликтной ситуации (чаще конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт инициируют мальчики, к завершению конфликтов стремятся девочки, в постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более свойственна мальчикам, а «злопамятность» – девочкам, мальчи-кам более свойственна физическая и вербальная агрессия, а девочкам – косвенная, к мести прибегают девочки, к мирному решению конфликтов более склонны девочки, выигрывают конфликты мальчики).
5. Выявлены изменения представлений подростков о конфликтах сверст-ников, характеризующиеся переходом от гетерогенности к гомогенно-сти конфликтных взаимоотношений, что проявляется, в первую оче-редь, в суждениях об участниках конфликтов, об инициаторах конфлик-тов, об эскалации конфликтов, о проявлении агрессивных состояний, о применимости мести; в представлениях об участниках конфликтных си-туаций гетерогенность конфликтных взаимоотношений снижается, но остается на более высоком уровне, чем представления о гомогенности взаимоотношений сверстников в конфликтных ситуациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. К подростковому возрасту формируются представления о конфликте, включающие понимание как самой категории «конфликт», так и инфор-мацию о его значении, сути, структуре и динамике протекания, состоя-ниях и переживаниях их сопровождающих, индивидуальных и половых особенностях конфликтного поведения людей. Представления по сути являются житейскими понятиями (Л.С. Выготский) и проявляются у подростков в форме простых и сложных суждений.
2. Представления о конфликте различаются у подростков разных катего-рий пола и возраста по форме и содержанию поля представлений, от-ражая специфику их восприятия и понимания конфликта как феномена межличностного общения. Динамика представлений о конфликтах у подростков разного пола носит гетерохронный характер. Девочки об-гоняют мальчиков в темпах формирования сложных суждений о кон-фликтах. Наиболее резкие (скачкообразные) изменения содержания представлений о сути, структуре, динамике и психологическом сопро-вождении межличностных конфликтов происходят у подростков муж-ского пола в 11-12 лет, у подростков женского пола – в 12-13 лет.
3. В представлении подростков, половая дифференцированность протекания меж-личностных конфликтов проявляется в различной роли и мере участия лиц раз-ного пола на разных стадиях конфликта (в ходе инцидента, при эскалации кон-фликта, при завершении конфликтного взаимодействия), в постконфликтном вза-имодействии, в мере проявления различных (в первую очередь агрессивных) со-стояний, переживаний и осознании конфликтной ситуации.
4. Изменения представлений подростков о конфликтах сверстников, нали-чии конфликтной ситуации, об участниках конфликта, понимании инци-дента, ходе эскалации конфликта, постконфликтном взаимодействии, мере проявления переживаний и состояний, характеризуются перехо-дом от гетерогенных (у младших подростков) к гомогенным (у старших подростков) установкам на конфликтные взаимоотношения.
Обоснованность и достоверность полученных результатов исследо-вания обеспечивалась исходными методологическими позициями, приме-нением единых апробированных методик, адекватностью групп по возрас-ту и составу, нахождением учащихся в условиях школы, статистическими методами качественного и количественного анализа данных, значимостью различий между изучаемыми параметрами.
...............
ников. Наиболее ярко эти тенденции наблюдаются в следующих пред-ставлениях: об участниках конфликтных ситуаций, об участниках кон-фликтов, об инициаторах конфликтов, об эскалации конфликтов, о про-явлении агрессивных состояний, о применимости мести. При этом, в представлениях подростков об участниках конфликтных ситуаций кон-фликтогенность взаимоотношений разнополых сверстников снижается к 14-15 годам, но остается на более высоком уровне, чем взаимоотноше-ния однополых сверстников, а в остальных случаях – конфликтоген-ность взаимоотношений разнополых сверстников, первоначально более высокая, к 14-15 годам определяется как более низкая, чем конфликто-генность взаимоотношений однополых сверстников.
9. Наблюдается определенная динамика различий представлений мальчи-ков и девочек. Наиболее сильно различаются представления о межлич-ностных конфликтах мальчиков и девочек 10-11 (обнаружено 30 значи-мых различий) и 14-15 (28 значимых различий) лет. Меньше различа-ются представления мальчиков и девочек 13-14 (22 значимых разли-чия), 11-12 (17 значимых различий) и 12-13 (15 значимых различий) лет.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования до-кладывались на Международном конгрессе «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, 2002), на V Всероссийской конференции РПО «Психология и ее приложения» (Москва, 2002), на Российской научно-практической конференции «Теоретические основы и вариативные техно-логии позитивной «Я-концепции» (Рязань, 1999), на пятых педагогических чтениях факультета социальной педагогики МГСУ (Москва, 2002), неод-нократно обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии МГСУ.
Нам представляется, что проведенное исследование откроет возмож-ности для дальнейшего изучения проблемы по следующим направлениям:
1. Изучение половозрастной динамики представлений о конфликте в сто-рону уменьшения и увеличения возрастов респондентов. Особенно ин-тересным автору кажется изучение представлений о конфликтах в пе-риод второго переходного возраста в жизни человека (45-50 лет).
2. Изучение различий в представлениях подростков с девиантным пове-дением и подростков, причисляемых к норме, различий в представле-ниях подростков элитарных и общеобразовательных школ о межлич-ностном конфликте.
3. Изучение различий представлений о межличностных конфликтах в за-висимости от гендерных ролей подростков.
4. Последовательному изучению подлежит анализ действенности скры-тых особенностей представлений в реальной практике конфликтного поведения подростков.
5. Важным направлением также необходимо считать разработку пси-хокоррекционных технологий работы с неадекватными представлени-ями подростков.
Практическая значимость работы проявляется в том, что учет полу-ченных данных проведенного исследования повысит эффективность рабо-ты с подростками социальных педагогов и психологов при разрешении и предупреждении конфликтов, возникающих в школе, в семье или со сверстниками, повысит эффективность взаимодействия с подростками.
Полученные в исследовании результаты можно использовать при изучении вопросов социализации подростков, специфики представлений подростков о конфликтах в рамках вузовских курсов «Социальная психо-логия», «Возрастная психология», «Конфликтология» и др.
На основе проведенного исследования были выработаны следующие практические рекомендации:
1. В курсах психологии, читаемых в средней школе, учителю психологии необходимо при прохождении основ психологии общения, расширять информацию о конфликтах, опираясь на полученные в исследовании данные о преобладании в понимании подростков экспрессивно выра-женных форм конфликта, таких как «ссоры», «драки», «споры».
2. Школьному психологу при разработке тренинговых занятий по кон-фликтологии целесообразно проводить отдельные занятия для мальчи-ков и девочек, посвященные проблеме однополых конфликтов. В част-ности, необходимо обратить внимание на повышение агрессивности со-временных девочек-подростков, проявляющейся в конфликтных отно-шениях между собой.
3. Практическому психологу в индивидуальной работе с конфликтными подростками учитывать большую когнитивную простоту понимания межличностных конфликтов у мальчиков.
4. Отдельными направлениями психокоррекционной работы школьного психолога с подростками должны стать занятия, ориентированные на анализ переживаний участников конфликтов. Здесь необходимо прора-батывать как собственные переживания и методы их саморегуляции подростками, так и формировать у них эмпатийное понимание партне-ра, технологии учета чужих переживаний.
5. Преподавателям вузов непсихологического профиля при чтении таких дисциплин, как «Социальная психология», «Конфликтология», «Воз-растная психология», «Дифференциальная психология» и др. желатель-но знакомить слушателей с данными о гетерохронном характере дина-мики представлений подростков о межличностных конфликтах, о пере-ходе от
...............
1. Амбрамова А.Г., Тихоненко В.А. Социально-психологическая деза-даптация и профилактика суицида// Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91 – 101.
2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии лично-сти// Психологический журнал. – 1989. – Т. 2, № 1. – С. 29 – 37.
3. Абульханова-Славская К.А. Российский менталитет: Кросс-культурный и типологический подход// Российский менталитет: Во-просы психологической теории и практики. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – С. 7 – 78.
4. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: про-блемы и стратегии исследования// Социальная психология в трудах отечественных психологов/ Сост. и общ. ред. А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер, 2000. – С. 289 – 314.
5. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельно-сти подростков// Вопросы психологии. – 1985. – № 6. – С. 38 – 45.
6. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологи-ческие проблемы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 240 с.
7. Алексеева А.И. Влияние самооценки на способ разрешения кон-фликтной ситуации: Дис. … канд. психол. наук. – Л., 1983. – 167 с.
8. Аллахвердян А.Г. К вопросу о генезисе конфликтных ситуаций в научном коллективе// Актуальные проблемы истории и теории пси-хологии. – Ереван, 1976. – С. 164 – 171.
9. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки// Избранные психо-логические труды. – М.: Педагогика, 1980. – Т. II. – С.128 – 268.
10. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс делового обще-ния и ораторского мастерства. – М.: Международная педагогическая академия,1995. – 152 с.
11. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
12. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994. – 324 с.
13. Андриади И.П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт. – М.: Изд-во Гос. центр. ин-та физ. культуры, 1991. – 30 с.
14. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупрежде-ния и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. – М.: ГАВС, 1992. – 262 с.
15. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.
16. Анцупов А Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М.: ГАВС, 1992. – 230 с.
17. Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в кол-лективе// Общение как педагогическая проблема. – М.: Изд-во АПН СССР, 1974. – С. 28 – 40.
18. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 201 с.
19. Барлас Т. В. Популярная психология: от конфликтов к обретению «Я». – М.: Владос, 1997. – 164 с.
20. Беличева С.А. Преступность и асоциальное поведение несовершен-нолетних. Автореф. канд. дис. – Л., 1977. – 18 с.
21. Белоусова Н.Ю. Особенности переговоров между представителями различных организационных культур: Автореф. дисс. … канд. пси-хол. наук. – М., 1998. – 17 с.
22. Березина Т.Н. Жизненный путь личности: осознаваемые и неосозна-ваемые аспекты// Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – С. 313 – 322.
23. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
24. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Международная педа-гогическая академия, 1994. – 106 с.
25. Бобрышева Т.В. Социальные представления как объект психологиче-ского исследования: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 1996. – 22 с.
26. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1989. – 186 с.
27. Брок-Утне Б. Роль образования в формировании морально-этических норм, связанных с войной и окружающей средой// Мо-рально-этические нормы, война, окружающая среда/ Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Мир, 1989. – С. 123 – 142.
28. Буева Л.П. Деятельность как объект социальной психологии// Мето-дологические проблемы социальной психологии/ Отв. ред. Е.В. Шо-рохова. – М.: Наука, 1975. – С. 45 – 62.
29. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
30. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991. – 141 с.
31. Варга А.Я. О некоторых особенностях российской ментальности и их проявлениях в процессе семейной психотерапии// Вестник МГУ: Пси-хология. – 1996. – № 3. – С. 68 – 77.
32. Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1996. – 372 с.
33. Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилакти-ки нервно-психических нарушений у детей и подростков. – Костро-ма: Изд-во Костром. гос. пед. ун-та, 1994. – 250 с.
34. Власова Е.И. Личностные механизмы становления социальной ак-тивности подростков: Дис. … канд. пед. наук. – Киев, 1989. – 135 с.
35. Вольфсон Э.Н. Конфликтология: Учебное пособие. – Кемерово, 1997. – 150 с.
36. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. – М.: Новая школа, 1994. – 78 с.
37. Выготский Л.С. Мышление и речь// Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 тт. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2. – 504 с.
38. Ганеев А.М., Тронова Л.С. Конфликтология: практикум. – Казань: Изд-во КФЭИ, 1996. – 280 с.
39. Гиляров Е.М. Конфликтология: лекция. – Домодедово: РИПК МВД РФ, 1995. – 32 с.
40. Глушак Е.В. Психологические особенности динамики формирования представлений при использовании тематических видеофрагментов: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – СПб., 2001. – 17 с.
41. Гришина Н.В. Если возникает конфликт…// Психология в управле-нии. – Л., 1983. – С. 37 – 55.
42. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типоло-гии производственных конфликтов// Психология – производству и воспитанию. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. – С. 19 – 24.
43. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
44. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. д-ра психол. наук. – СПб, 1995. – 361 с.
45. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – Л.: Ле-низдат, 1990. – 174 с.
46. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2001. – 320 с.
47. Громова О.Н. Конфликтология: учебное пособие. – М.: ГАУ, 1993. – 42 с.
48. Грошев И.В. Психология половых различий: Монография. – Там-бов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 683 с.
49. Губина С.Г. Динамика социальных представлений учащейся моло-дежи в условиях социально-экономического кризиса (на примере курсантов летного училища): Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Самара, 2000. – 17 с.
50. Джидарьян И.А. Представления о счастье в русском менталитете// Психологический журнал. – 1997. – № 3. – С. 13 – 25.
51. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.
52. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М.: РАН, 1993. – 207 с.
53. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987. – 205 с.
54. Дольто Ф. На стороне подростка. – СПб.: Изд-во «Петербург – XXI век», 1997. – 278 с.
55. Донцов А. И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представле-ний в современной французской психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 128 с.
56. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминаций межличностного конфликта в группе// Вестник МГУ, сер. 14, Психо-логия. – М., 1977. – № 4. – С. 23 – 32.
57. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев: Политиздат Украины, 1987. – 175 с.
58. Дорохова А.В. Учебный курс как средство становления конфликтной компетентности подростков: Дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 1999. – 151 с.
59. Драгунова Т.В. Общение с товарищами как особая сфера жизни подростков// Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – С. 68 – 92.
60. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Во-просы психологии. – 1972. – № 2. – С. 25 – 38.
61. Драгунова Т.В. Психические особенности подростка// Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. – М.: Про-свещение, 1973. – С. 98 – 141.
62. Дуаз В. Явление анкеровки// Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 1. – С. 34 – 52.
63. Дугина Е.В. Субъективно-психологические представления о благосо-стоянии в контексте удовлетворенности человека жизнью: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2001. – 16 с.
64. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представлений кол-лективные// Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 1995. – С. 23 – 58.
65. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. – Саратов: Изд-во Саратовского гос. университета, 1980.- 97 с.
66. Ерина С.И. Ролевой конфликт в деятельности руководителя первич-ного производственного коллектива: Дисс… канд. психол. наук. – Л., 1982. – 224 с.
67. Ершов А.А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе, их разрешение). – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. – 238 с.
68. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов// Со-циальная психология и социальное планирование. – Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1973. – С. 33 – 39.
69. Зазыкин В.Г. Методические разработки по теме: «Социально-психоло¬гический климат и проблема конфликтов в коллективе». – М.: Изд-во Всесоюз. ин-та повышения квалификации работников те-левидения и радиовещания, 1988. – 82 с.
70. Заиченко Н.У. Психологические аспекты и возможности разрешения межличностных конфликтов// Психология конфликта. – М.: МГУПС, 2000. – Часть II. – 60 с.
71. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт (политологический анализ): Дисс. … д-ра филос. наук. – Ростов-н/Д., 1992. – 239 с.
72. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптими-зации взаимоотношений в конфликтной семье// Вопросы психологии. – 1981. – № 3. – С. 58 – 68.
73. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодо-ления кризиса. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 319 с.
74. Зейгарник Б.В. К вопросу о механизмах развития личности// Вестник МГУ, серия Психология. – М., 1979. – № 1. – С. 3 – 9.
75. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – 347 с.
76. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. – Киев, 1981. – 210 с.
77. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обма-на// Психологический журнал. – 1997. – № 1. – С. 38 – 49.
78. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. – Мн.: Унiверсi¬тэцкае, 1996. – 128 с.
79. Йолов Г., Граднев Д. Общение: сотрудничество, дистантность, кон-фликтность: Реферат. – М., 1990. – 38 с.
80. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологиче-скому активу/ Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: Полит-издат, 1990. – 288 с.
81. Кан-Калик В.А. Грамматика Общения. – М.: Роспедагентство, 1995. – 108 с.
82. Киршбаум Э.И., Трусов В.П. Конструктивное и деструктивное раз-решение педагогических конфликтов// Психологическое обеспечение социального развития человека/ Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1989. – С. 51 – 58.
83. Китов А.И., Коссов Б.Б. Проблема прогнозирования событий в кон-фликтных ситуациях// Психологические проблемы повышения эф-фективности и качества труда (Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР). – М., 1977. – Ч. 1. – С. 35 – 46.
84. Кле М. Психология подростка// Психология подростка: Хрестома-тия/ Сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С. 103 – 140.
85. Колеченко А.К. Ученическое посредничество в школьных конфлик-тах (конфликт-менеджмент в школе): Методические рекомендации. – СПб.: УПМ, 1998. – 58 с.
86. Коломинский Я.Л. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989. – 362 с.
87. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск: Народная асвета, 1969. – 234 с.
88. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Про-гресс, 1984. – 240 с.
89. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980. – 276 с.
90. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988. – 270 с.
91. Конфликтные ситуации: Методические указания. – Красноярск, 1996. – 84 с.
92. Конфликты в школьном возрасте: Пути их преодоления и предупре-ждения. – М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1986. – 246 с.
93. Конфликты: сущность и преодоление/ Сост. Г.М. Потанин, А.И. Са-харов. – М.: МГИУУ, 1990. – 160 с.
94. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый: Практическое ру-ководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. – М.: Стрингер, 1992. – 216 с.
95. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
96. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. – М.: Наука, 1991. – 174 с.
97. Куликов В.Н., Галицкий В.П. Применение психологического воздей-ствия в конфликтных ситуациях// Проблемы психологического воз-действия. – Иваново, 1979. – С. 86 – 93.
98. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. – Ростов-н/Д., 1995. – 160 с.
99. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Р-н/Д., 1986. – 135 с.
100. Леванова Е. Готовясь работать с подростками. – М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. – 126 с.
101. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способа-ми мышления в современной психологии// Психологический журнал. – 1990. – № 5. – с. 134 – 158.
102. Лейенс Ж.-Ф., Дарден Б. Основные концепции и подходы в социаль-ном познании// Перспективы социальной психологии. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 128 – 153.
103. Леонов Н.И. Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситу-ации: Дис. … канд. психол. наук. – Пермь, 1996. – 174 с.
104. Липатов С.А. Организационная культура: социальное познание в ор-ганизационном контексте// Мир психологии. – 1999. – № 3.
105. Лозовцева В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформиро-ванных взаимоотношений подростка с одноклассниками// Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ Под ред. Е.А, Шумилина. – М., 1986. – С. 26 – 39.
106. Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения. – М.: БКШ при ЦК ВЛКСМ, 1987. – 320 с.
107. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Ростов-н/Д., 1991. – 224 с.
108. Луцковская С.Д. Психологические условия становления представле-ний о времени у младшего школьника: Автореф. дисс. … канд. пси-хол. наук. – М., 2000. – 23 с.
109. Люблинская А.А. Система отношений – основа нравственного отно-шения личности// Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 74 – 83.
110. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиа-нтным поведением: Дисс. … канд. психол. наук. – М., 2001. – 193 с.
111. Махов Ф.С. Социально-психологические характеристики личности несовершеннолетнего правонарушителя: Дис. … канд. психол. наук. – Л., 1972. – 203 с.
112. Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклас-сников и студентов: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2001. – 24 с.
113. Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучше-ния общения. – М.: Просвещение, 1986. – 316 с.
114. Мерлин В.С. Психологические конфликты// Проблемы эксперимен-тальной психологии личности: Учён. зап. / Перм. пед. ин-т. – Пермь, 1970. – Т. 77. – С. 103 – 164.
115. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – 240 с.
116. Мироненко В.В., Носатов В.Т. Личностные конфликтные ситуации и общее в характеристике их разрешения// Тезисы докладов к III Все-союзному съезду общества психологов СССР. – М., 1968. – Т. III, вып. 1. – С. 56 – 58 с.
117. Мороз О.М. Изучение некоторых психологических факторов кор-рекции поведения трудных подростков// Психология производству и воспитанию. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. – С. 272 – 277.
118. Московичи С. От коллективных представлений – к социальным// Во-просы социологии. – 1992. – № 2. – С. 24 – 64 с.
119. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Класс, 1994. – 144 с.
120. Мягков Ю.И. Межличностные инновационные конфликты во взаи-модействиях офицеров и психологические условия их конструктив-ного разрешения: Дисс… канд. психол. наук. – М., 1994. – 227 с.
121. Мясищев В.Н. Личности и неврозы. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. – 224 с.
122. Немов Р.С. Психология. – М., 1994. – Т. 1. – 496 с.
123. Нечипоренко П.А. Буржуазная «социология конфликта». – М.: По-литиздат, 1982. – 142 с.
124. Николаева О.П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 1992. – 20 с.
125. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996. – 360 с.
126. Общение и формирование личности школьника/ Под ред. А.А. Бода-лева, Р.Л. Кричевского. – М.: Наука, 1987. – 284 с.
127. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. – Мн.: Высшая школа, 1994. – 307 с.
128. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конкретной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия// Психоло-гические проблемы социальной регуляции поведения. – М.: Наука, 1976. – С. 319 – 342.
129. Основы конфликтологии: Учебное пособие/ Под. ред. В.Н. Кудряв-цева. – М.: Юристъ, 1997. – 200 с.
130. Парыгин Б.Ф. Основы социально-психологический теории. – М.: Мысль, 1971. – 351 с.
131. Петровская Л.А. Неадекватность восприятия как фактор социально-психологического конфликта// Теоретические и прикладные пробле-мы психологии познания людьми друг друга. – Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1975. – С. 48 – 50.
132. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. – С. 126 – 143.
133. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 364 с.
134. Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологи-ческого явления// Вопросы психологии. – 1994. – №1. – 34 – 48 с.
135. Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе (теоретические принципы и опыт экспериментального исследования): Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 1980. – 21 с.
136. Помазков Н.В., Труве Э.И. Особенности общения как фактор деза-даптации младших школьников и подростков при переходе из начальной в среднюю школу// Журнал практического психолога. – 1996. – № 4. – С. 3 – 7.
137. Попова И.М. Социальные представления в обыденном сознании// Социологические исследования. – 1991. – № 11. – С. 66 – 76.
138. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и жизни. – М.: «Знание», 1990. – 80 с.
139. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
140. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988. – 256 с.
141. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образова-нии: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
142. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у де-тей дошкольного возраста: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2000. – 23 с.
143. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во «Пи-тер», 1999. – 720 с.
144. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 170 с.
145. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про-цессе. – М.: Просвещение, 1991. – 246 с.
146. Савченко Т.Н. Моделирование поведения в конфликтных ситуациях. Дисс. … канд. психол. наук. – М., 1993. – 117 с.
147. Смирнова Н.Л. Социальные репрезентации интеллектуальности (на примере российской выборки)// Психологический журнал. – 1994. – № 6. – С. 51 – 60.
148. Сорокина А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков. – Уфа, 1996. – 130 с.
149. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 1997. – 320 с.
150. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практи-ческой психологии, 1996. – 171 с.
151. Тагиров Э.Р., Тронова Л.С. Конфликты в обществе: от противостоя-ния к согласию. – Казань, 1996. – 162 с.
152. Тащева А.И. Исследование семантического поля понятия «конфликт» как один из способов диагностики уровня развития малой группы// Проблемы развития личности и коллектива/ Отв. ред. В.К. Боярчук. – Ростов-н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1986. – С. 86 – 91.
153. Тимофеев Ю.П., Коваленков Н.Н. Конфликтология: Учебное пособие по курсу «Конфликтология». – Астрахань, 1996. – 184 с.
154. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 270 с.
155. Толстых А. Возрасты жизни. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 223 с.
156. Трушкова С.В. Анализ матрицы интеркорреляций как метод локали-зации структурного ядра социальных представлений// Вестник МГУ, сер. 14, Психология. – 1998. – № 1. – С. 52 – 57.
157. Трушкова С.В. Особенности представлений о средней школе в раз-личных социальных группах: Дисс. … канд. психол. наук. – М., 1996. – 157 с.
158. Улыбина Е.В. Психологически особенности представлений студентов пединститута о научной работе: Дисс. … канд. психол. наук. – М., 1988. – 161 с.
159. Улыбина Е.В. Обыденное сознание в картине мира личности (Психо-семантический подход): Дисс. … д. психол. наук. – Ставрополь, 1999. – 386 с.
160. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психоло-гии: Избранные психологические труды. - М.: Междунар. пед. ака-демия, 1994. – 368 с.
161. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. – М.: Педагогика, 1982. – 174 с.
162. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Дет-ства. – М.: Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1997. – 160 с.
163. Фельдштейн Д.И., Воробьева Л.И. Конфликты в условиях школы// Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупре-ждения/ Под ред. Е.А. Шумилина. – М., 1986. – С. 4 – 17.
164. Филатов Ф.Р. Психосемантический анализ социальных представле-ний о здоровье: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Р-н/Д., 2001. – 18 с.
165. Филонов Л.Б. Принципы диагностики отклонений в поведении и раз-витии личности // Социальная антропология на пороге XXI века. Те-зисы и материалы конференции. 20-21 ноября 1997 г. – М. – 1998. – С. 304 – 307.
166. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. – М.: Наука, 1992. – 158 с.
167. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций// Хрестоматия по истории психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – с. 148 – 184.
168. Харрис Т.А. Я хороший – Ты хороший. – М., 1993. – 176 с.
169. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. – Красноярск, 1996. – 224 с.
170. Хасан Б.И. Психотехника конфликта: учебное пособие. – Красно-ярск, 1995. – 198 с.
171. Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 240 с.
172. Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления социальной сте-реотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. - № 1. – С. 32 – 40.
173. Цукерман Г.А. Десяти – двенадцатилетние школьники: «ничья зем-ля» в возрастной психологии// Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 17 – 31.
174. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544 с.
175. Шефер Б., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое созна-ние как медиаторы межгруппового поведения// Психологический журнал. – 1993. – Т. 1. № 1. – С. 34 – 56.
176. Шипилов А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях. – М.: ВУ, 1999. – 172 с.
177. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН; КСП+ – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 448 с.
178. Шморина Е.В. Представления о педагогическом общении у разных групп учителей: Дисс. … канд. психол. наук. – М., 1996. – 182 с.
179. Шорохова Е.В. Социальная психология (проблемы и задачи)// Мето-дологические проблемы социальной психологии/ Отв. ред. Е.В. Шо-рохова. - М.: Наука, 1975. – С. 3 – 16.
180. Шугуров М.В. Социальный конфликт и самоосуществление лично-сти. – Саратов, 1994. – 236 с.
181. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М.: Прогресс, 1969. – 238 с.
182. Эльконин Д.Б. Учебная деятельность; место учения в жизни подрост-ков пятиклассников// Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – С. 14 – 28.
183. Яковенко А. Когда конфликт неизбежен. – М., 1989. – 176 с.
184. Abric J.C. Pratiques sociales et representations. – Paris: Presses Univer-sitaires de France, 1994. – 240 p.
185. Augoustinos M., Innes J.M. Towards an Integration of Social Represen-tations and Social Schema Theory// British Journal of Social Psychology. – 1990. – # 29. – P. 213 – 321.
186. Bixenstine V.E., O’Relly E.F. Money Versus Electric Shock as Pay in a Prisoner’s Dilemma Game// Psychol. Record. – 1966. – # 16. – P. 251 – 264.
187. Bixenstine V.E., Potach H.M. & Wilson K.V. Effect of Level of Coopera-tive Choice by the Other Player on Choices in a Prisoner’s Dilemma Game// J. Abnormal Social Psychol. – 1963. – # 66. – P. 308 – 313.
188. Blake R.R., Mouton J.S. Overevaluation of Own Group’s Product in In-tergroup Competition// J. of Abnorm. Social Psychol. – 1962. – # 64. – P. 237 – 238.
189. Bond J.R., Vinacke W.E. Coalitions in Mixed Sex Triads// Sociometry. – 1961. – # 24. – P. 61 – 75.
190. Boulding K.E. Organization and Conflict// Journal of Conflict Resolu-tion. – 1975. – Vol. 1, # 2. – P. 122 – 134.
191. Buss A.H. Aggression Pays// The Control of Aggression and Violence/ Ed. by J.L. Singer. – New York: Academic Press, 1971. – P. 112-130.
192. Buss A.H., Durkee A. An Inventory for Assessing Different Kinds of Hostility// Journal of Consulting Psychology. – 1957. – #21. – P. 343-348
193. Codol J.-P. Estimation et expression de la ressemblance et de la differ-ence entre pairs// Anne Psychologyque. – 1986. – # 86. – P. 527 – 550.
194. Coser L. Conflict: Social Aspects// International Encyclopedia of the So-cial Sciences/ Ed. by D. Sills. – USA, 1968. – Vol. 3. – P. 232 – 236.
195. Coser L. The Function of Social Conflict. – London: Routledge & Paul, 1968. – 188 p.
196. Deutsch M. An Experimental Study of the Effects of Cooperation & Competition Upon Group Process// Human Relations. – 1949. – # 2. – P. 199 – 231.
197. Deutsch M. The Resolution of Conflict: Constructive & Destructive Pro-cesses. – New Haven & London: Yale Univ. Press, 1973. – 238 p.
198. Deutsch M. The Social-Psychological Study of Conflict: Regioner to a Critic// European Journal of Social Psychology. – 1975. – Vol. 4. – P. 441 – 456.
199. Deutsch M. Trust and Suspicion// Journal of Conflict Resolution. – 1958. – Vol. 2. – P. 265 – 279.
200. Felson R.B., Steadman H.J. Situational Factors in Disputes Leading to Criminal Violence// Criminology. – 1983. – #21. – P. 59 – 74.
201. Field Theory in Social Science: Selected Theoretical Papers by K. Lewin/ Ed. by D. Cartwright. – London: Tavistok Publications, 1963. – 346 p.
202. Goddard R. The Healthy Side of Conflict// Management World. – 1986. – # 15. – P. 8 – 12.
203. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. – N.Y., 1958. – 272 p.
204. Jodelet D. Representation sociale: phenomenes, concept et theorie// Psy-chologie sociale… – 1990. – P. 357 – 378.
205. Jodelet D. Representation sociales: un domaine en expancion// Les repre-sentations sociales. – Paris, 1989. – P. 245 – 264.
206. Mack R.W., Snyder R.C. The Analysis of Social-toward an Overview and Synthesis// Journal of Conflict Resolution. – 1957. – Vol. 1. – # 2. – P. 212 – 248.
207. Moscovici S. Social Change and Social Influence. – N.Y.: Academic Press, 1976. – 286 p.
208. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations// Social Repre-sentations/ Ed. by R. Farr, S. Moscovici. – Cambridge – Paris, 1984. – P. 6 – 35.
209. Moscovici S., Hewstone M. Social Representations and Social Explana-tions: From the “Naive” to the “Amateur” scientist// Attribution Theory: Social and Functional Extensions/ Ed. by M. Hewstone. – Oxford, UK: Basil Blackwell, 1983. – P. 98 – 125.
210. Rabbie J.M., Horwitz M. The Arousal of Intergroup – Outgroup Bias by a Chance Win or Loss// J. Pers. Soc. Psychol. – 1969. – # 13. – P. 269 – 277.
211. Sermat V. Dominance – Submissiveness & Competition in a Mixed – Motive Game// British J. Soc. Clinic. Psychol. – 1968. – # 7. – P. 35 – 44.
212. Sillars A., Weisberg J. Conflict as a Social Skill// Interpersonal Process-es: New Directions in Communication Research/ Ed. by M. Roloff, G. Miller. – Sage Publications, 1987. – P. 140 – 171.
213. Tajfel H., Billig M., Bundy R. & Flament Cl. Social Categorisation & In-tergroup Behavior// Eur. J. Soc. Psychol. – 1971. – # 1. – P. 149 – 178.
214. The Social Work Dictionary/ Ed. by R. Barker. – 2nd ed. – NASW Press, 1991. – 267 p.
215. Thomas K. Issues in Management of Conflict// Management of Conflict. Implications for Community relations and for the World of Work. Pro-ceedings of the 15th Annual Research Conference in Industrial Relations. – Los Angeles, 1974. – P. 5 – 13.
216. Voss J., Wiley J. Acquiring Intellectual Skills// Annual Review of Psy-chology. – 1995. – Vol. 46. – P. 155 – 181.
217. Семенов А.В. Конфликт как причина преступления подростков// Научный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процес-са в современной школе: тезисы докладов конференции студентов, молодых ученых и учителей (Москва, 1997 г.) – М.: Прометей, 1998. – 0,15 п.л.
218. Семенов А.В. Влияние социального окружения на формирование Я-концепции ребенка// Теоретические основы и вариативные техноло-гии позитивной «Я-концепции»: Материалы Российской научно-практической конференции, 29-30 марта 1999 года. – Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. – 0,1 п.л.
219. Семенов А.В. Понимание конфликтных отношений подростками// Когнитивные процессы в общении и обучении: Межвузовский сбор-ник работ молодых ученых. – Калуга – Москва: Принт, 1999. – 0,2 п.л.
220. Семенов А.В. Гендерные различия представлений подростков о кон-фликтном поведении сверстников// Психология и ее приложения (Ежегодник Российского психологического общества): Психология в системе наук (междисциплинарные исследования). – М.: АНО «Учеб-но-методическое объединение «ИНСАЙТ», 2002. – Т. 9, вып. 1. – 0,05 п.л.
221. Семенов А.В. Социально-педагогическая поддержка семей с кон-фликтным ребенком// Материалы Второго Российского конгресса «Мир семьи», часть II/ Сост. и общая ред. С.А. Байкина. – М.: Фонд «Мир семьи», 2002. – 0,25 п.л.
222. Семенов А.В. Особенности понимания подростками категории «кон-фликт» и их учет в работе социального педагога// Материалы пятых научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики (28 марта 2002 г.) – М.: Изд-во «Союз», 2002. – 0,25 п.л.
223. Семенов А.В. Конфликт как категория обыденного сознания под-ростков// Аспирантский сборник. – М.: Изд-во «Союз», 2002. – № 11 – 0,35 п.л.
224. Семенов А.В. Конфликтология в социальной работе: учебно-методические материалы. – М.: Изд-во «Союз», 2002. – 1,8 п.л.