Особенности инновационной деятельности фармацевтических ТНК на российском рынке
|
Введение 2
Глава 1.Фармацевтические ТНК как объект экономико-социологического исследования 7
1.1. Фармацевтические ТНК на мировом рынке 7
1.2. Особенности функционирования фармацевтических ТНК в РФ 16
1.3. Рынок анальгетиков в РФ 24
Глава 2. Теоретико-методологическая основа исследования инновационной деятельности ТНК 34
2.1. Экономические и социологические теории инноваций 34
2.2. Социально-экономический подход к анализу инновационной деятельности ТНК 44
Глава 3. Социологическое исследование инновационной деятельности фармацевтической ТНК Новартис 49
3.1. Экономический и социальный портрет ТНК Новартис 49
3.2. Вольтарен-эмульгель – инновационный препарат ТНК Новартис 60
3.3. Результаты исследования «Социальный эффект от инновационной деятельности компании Новартис на российском рынке 65
Заключение 74
Литература 76
Приложение 1 87
Приложение2 94
Глава 1.Фармацевтические ТНК как объект экономико-социологического исследования 7
1.1. Фармацевтические ТНК на мировом рынке 7
1.2. Особенности функционирования фармацевтических ТНК в РФ 16
1.3. Рынок анальгетиков в РФ 24
Глава 2. Теоретико-методологическая основа исследования инновационной деятельности ТНК 34
2.1. Экономические и социологические теории инноваций 34
2.2. Социально-экономический подход к анализу инновационной деятельности ТНК 44
Глава 3. Социологическое исследование инновационной деятельности фармацевтической ТНК Новартис 49
3.1. Экономический и социальный портрет ТНК Новартис 49
3.2. Вольтарен-эмульгель – инновационный препарат ТНК Новартис 60
3.3. Результаты исследования «Социальный эффект от инновационной деятельности компании Новартис на российском рынке 65
Заключение 74
Литература 76
Приложение 1 87
Приложение2 94
Актуальность темы. Транснациональные корпорации (ТНК) - это крупные хозяйственные комплексы с международной сферой деятельности, отличительной особенностью которых является то, что они работают по всему миру, но имеют головную часть компанию в стране происхождения и тесно связаны с ней. Появление и бурное развитие ТНК стало происходить после Второй мировой войны в связи с экспансией североамериканских компаний в страны Западной Европы. В настоящее время деятельность транснациональных корпораций является главной движущей силой экономического роста в условиях глобализации.
Одним из наиболее крупных игроков на мировом рынке является фармацевтическая индустрия. За последнее время фармацевтическая отрасль претерпела значительные изменения. Фармацевтические ТНК имеют сейчас крупные производства, научно-исследовательские лаборатории и клинические базы по испытанию препаратов, маркетинговые отделы, широкую сеть дистрибьютеров, рынок ценных бумаг.
Отдельного рассмотрения требует инновационная деятельность фармацевтических ТНК. Сегодня фармацевтические компании не только производят лекарственные препараты, но и берут на себя новые функции. Они занимаются активными научными разработками и клиническими исследованиями с целью создания новых лекарственных препаратов для потребителей. Разработка и внедрение инновационных препаратов фармацевтических ТНК, эффективность которых научно доказана, являются важной частью маркетинговой стратегии.
Компании постоянно расширяют сферу своего влияния за счет сотрудничества с медицинскими представителями - профессионалами, которые доносят информацию до врачей, используя их для продвижения лекарственных препаратов. В результате часто возникают противоречия между интересами, направленными на оказание оптимальной медицинской помощи, и финансовыми мотивами. В литературе имеются сведения о том, что производители часто распространяют некорректные сведения об эффективности и безопасности лекарственных средств . Кроме того, с помощью различных маркетинговых приемов фармацевтическая индустрия оказывает воздействие на массовое сознание. Мы постоянно видим активную рекламу лекарств на экране телевизора, в печатных изданиях, слышим из радиоприемников. Рекламные слоганы: «не терпи боль», «не дайте боли испортить ваши планы», «избавьтесь от привычного стресса», «спокоен ребенок – счастлива мама» и др. известны практически каждому из нас. По данным TNS, в 2013 году реклама лекарственных препаратов составила 12,6% всего российского рекламного рынка и находилась на втором месте среди всех товаров . Путем такого «диалога» фармацевтические компании незаметно трансформируют наше сознание и привычный образ жизни. Результат всех этих процессов – повышение потребления лекарственных средств, что способствует увеличению прибыли их производителей. Рост потребления медикаментов означает также увеличение расходов на здравоохранение, что становится проблемой и для правительства, и для граждан. Все это дает нам понять весь масштаб влияния фармацевтических ТНК на экономическое и социальное пространство, который будет только увеличиваться впоследствии.
Таким образом, актуальность проблемы обусловлена тем, что широкая инновационная деятельность фармацевтических ТНК, присутствие которых мы все больше и больше ощущаем в своей жизни, в настоящее время оказывает значительное влияние на повседневную жизнь человека. Поскольку фармацевтический рынок является, наряду с рынком продовольственных товаров, наиболее социально значимым и востребованным у потребителей, последствия такого влияния могут быть непредсказуемыми. В данной работе сделана попытка исследовать взаимодействие ТНК и конечного потребителя на рынке фармацевтических товаров в России.
Объектом исследования в данной работе выступают фармацевтические транснациональные корпорации. Эмпирическим объектом исследования является фармацевтическая ТНК Новартис.
В рамках объекта выделяется предмет исследования: особенности инновационной деятельности компании Новартис на российском рынке.
Целью исследования является социально-экономический анализ особенностей инновационной деятельности фармацевтической ТНК Новартис на российском рынке.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать особенности мирового фармацевтического рынка.
2. Охарактеризовать особенности функционирования фармацевтических ТНК в РФ.
3. Изучить рынок анальгетиков в РФ.
4. Проанализировать теоретические подходы к изучению инноваций как социального процесса.
5. Определить социологические теории, которые позволяют раскрыть тему исследования.
6. Дать экономический и социальный портрет компании Новартис.
7. Изучить инновационную деятельность фармацевтической компании Новартис на рынке обезболивающих препаратов.
8. Провести эмперическое исследование социального эффекта от инновационной деятельности фармацевтической ТНК Новартис.
Гипотеза
В данной работе выдвигается предположение о том, что производство инновационных фармацевтических продуктов ТНК поддерживается маркетинговой стратегией по распространению товара на международных рынках и направлено на увеличение прибыли и удержание лидерства. Благодаря инновационному характеру продукции, создающему социальный эффект, достижение финансовой цели становится возможным. Утверждается, что фармацевтическая ТНК стремится сделать большую часть своих потребителей проводниками (трансляторами) концепции компании. Однако ТНК так же обладает сетью посредников (трансформаторов), которые выполняют функцию критики, обеспечивая тем самым развитие идеи инновационного продукта.
В качестве теоретико-методологической базы выступали работы таких зарубежных и отечественных исследователей деятельности транснациональных компаний, в том числе фармацевтических, как: Дж. Даннинг, С.П. Перегудов, А.Г.Мовсесян Д.В.Мелик-Гусейнов, С.Б.Пашутин, А.В.Басов, А.С. Вавренчук, А.В. Евстратов, А.В.Кучеренко, Я.А.Гойдин, П.В.Подгорнев, Т.Н.Сухова, И.А Ломачинская, И.В. Журавлева, Л.М.Капустина. При изучении инноваций как социальных явлений использовались труды Й.Шумпетера, К.Фримена, Л.Соете, С.Г.Ицковича, Л.Лейдесдорфа, С.Клайна, Н. Розенберга, Дж.Шмуклера, Р.Айреса , К.Факуда, К. Ватанабе , В.Хвана, Г.Хоровитта, В.М.Комарова.
Теоретико-методологическим обоснованием исследования являются следующие социологические подходы: акторно-сетевая теория (Б. Латур) и теория социального конструирования научного факта (Б. Латур, С. Вулгар) .
Информационная базаисследования состоит из:
• материалов веб-страниц компании Новартис в публичном доступе: www.novartis.com, www.novartis.ru,www.ru.gsk.com, www.voltaren.ru
• материалы портала о Боли: www.paininfo.ru
• официальных внутренних документов экономической и социальной отчетности компании Новартис: novartis-annual-report-2016; q4-20140media-presentation; Novartis-cr-performance-report-2016; novartis-20-f-2014
Эмпирическая база исследования. Для подтверждения гипотезы было проведено эмпирическое исследование «Социальный эффект от инновационной деятельности компании Новартис на фармацевтическом рынке России». Социологическое исследование было проведено автором в Санкт-Петербурге в октябре-ноябре 2016 года. Объектом исследования выступили 12 человек, использующих препарат Вольтарен Эмульгель для купирования болевого синдрома, предметом исследования стали изменения их привычек мышления в отношении приема обезболивающих препаратов. Методами сбора первичной социологической информации выступили: ведение дневников наблюдения и функциональные интервью.
Методы исследования. В работе использовались общенаучные методы исследования: анализ и синтез данных, полученных из научной литературы и информационных источников, индукция, дедукция и специальные социологические качественные методы исследования - составление дневников наблюдения и интервьюирование.
Степень разработанности проблемы. Изучением деятельности транснациональных компаний занимались многие ученые из различных областей знаний. Взаимодействие ТНК с национальными правительствами рассматривали ученые: А.Бонет, У.Бек, Т.Моран, Д.Лекроу, И.Валтер, Р.Робинсон, Д.Бауман, Р. Гильпина, Н.А. Николаева, Е.В. Троицкая. В этих работах уделяется большое внимание влиянию международных компаний на политическую жизнь той страны, где они функционируют.
Экономические исследования затрагивают вопросы происхождения, производственной и инвестиционной деятельности ТНК, особенностей их функционирования в условиях глобализации, рассматривают положительное и отрицательное влияние деятельности ТНК на экономический рост, динамику внешней торговли, технологический уровень и конкурентоспособность. В этом отношении интерес представляют работы Дж. Даннинга, Г.Стонхауса, С.Хаймера, А.М. Либман, П.Бакли, Ф.Никкербоккера, М. Кассона, Л.В. Богатыревой, И.Г. Владимировой А.Н.Зеленюк, Т.М. Исаченко, Э.Г.Кочетова, С.П. Перегудова, А.Г.Мовсесяна, И.П. Фаминского, Л.Д. Градобитовой, Л.М.Капустиной, В.С.Панькова, С.Б. Огнивцева, Е.Д.Фроловой, П.Д. Шимко.
В рамках новой экономической социологии можно отметить исследования Г.Джереффи, Ф.Э. Кардозо, И. Валлерстайна, Р.Э.Мэллера, К. Чейз-Данна, Ф.Борншира, Р.С.Хилла, в которых ТНК рассматриваются в качестве агентов транснационального капитализма, изучается взаимодействие ТНК и государства в отношении направления развития промышленности страны, стратегий промышленно-торговых организаций и др.
С точки зрения изучения инновационного процесса представляют интерес труды социологов и экономистов Й. Шумпетера, Г.Ицковича, Л.Лейдесдорфа, С.Клайна, Н. Розенберга, К.Фримана, Л.Соете, Р.Айреса, К.Факуда, К.Ватанабе, В.Хвана, Г.Хоровитт, Б. Твисса, Г.Менша и пр.
Проблема взаимоотношений на фармацевтическом рынке лекарств начала активно рассматриваться с 60-х годов XX в.. Первое масштабное социологическое исследование фармацевтической отрасли было проведено в Великобритании в 1983 г. (так называемое «Исследование Нуффилда»).В последующем было проведено множество исследований деятельности фармацевтических компаний, большинство которых касается маркетинговых стратегий и не оценивает социально-экономические последствия их функционирования. Здесь следует выделить работы Д.В.Мелик-Гусейнова, С.Б. Пашутина, О.П.Фельдмана. В работах В.В. Власова, Е.А.Вольской, П.А.Воробьева, Т.П. Лагуткиной, В.И.Петрова, Н.Н.Седовой рассматриваются медицинские проблемы, связанные с функционированием фармацевтических компаний. С точки зрения социологии фармации представляют интерес исследования М. Анджели, Д. Блюменталь, Д. Хели, Дж. Лексчин, Б. Минцез, Р.Мойнихан,Я.А.Гойдина, Е.В.Лузик, М.В. Чудновского, Я.Г. Кузьменко, Г.Ю. Бударина, Т.Н. Будариной, А.В.Басова,С.Н.Фомичевой, А.Н. Боязитовой, в которых изучались социальные аспекты деятельности фармацевтических компаний и последствия медикализации населения.
С каждым годом фармацевтические ТНК все стремительнее вторгаются в нашу повседневную жизнь. Однако социальные последствия деятельности фармацевтических ТНК изучены недостаточно. Вот почему предметом особого интереса уже для социологов является изучение последствий такого сближения. Дипломная работа и посвящена такому исследованию.
Научная новизна. В данной работе сделана попытка провести социологический анализ инновационной деятельности фармацевтических компаний и проанализировать ее влияние на конкретном примере наиболее часто используемых потребителями лекарственных средств.
Одним из наиболее крупных игроков на мировом рынке является фармацевтическая индустрия. За последнее время фармацевтическая отрасль претерпела значительные изменения. Фармацевтические ТНК имеют сейчас крупные производства, научно-исследовательские лаборатории и клинические базы по испытанию препаратов, маркетинговые отделы, широкую сеть дистрибьютеров, рынок ценных бумаг.
Отдельного рассмотрения требует инновационная деятельность фармацевтических ТНК. Сегодня фармацевтические компании не только производят лекарственные препараты, но и берут на себя новые функции. Они занимаются активными научными разработками и клиническими исследованиями с целью создания новых лекарственных препаратов для потребителей. Разработка и внедрение инновационных препаратов фармацевтических ТНК, эффективность которых научно доказана, являются важной частью маркетинговой стратегии.
Компании постоянно расширяют сферу своего влияния за счет сотрудничества с медицинскими представителями - профессионалами, которые доносят информацию до врачей, используя их для продвижения лекарственных препаратов. В результате часто возникают противоречия между интересами, направленными на оказание оптимальной медицинской помощи, и финансовыми мотивами. В литературе имеются сведения о том, что производители часто распространяют некорректные сведения об эффективности и безопасности лекарственных средств . Кроме того, с помощью различных маркетинговых приемов фармацевтическая индустрия оказывает воздействие на массовое сознание. Мы постоянно видим активную рекламу лекарств на экране телевизора, в печатных изданиях, слышим из радиоприемников. Рекламные слоганы: «не терпи боль», «не дайте боли испортить ваши планы», «избавьтесь от привычного стресса», «спокоен ребенок – счастлива мама» и др. известны практически каждому из нас. По данным TNS, в 2013 году реклама лекарственных препаратов составила 12,6% всего российского рекламного рынка и находилась на втором месте среди всех товаров . Путем такого «диалога» фармацевтические компании незаметно трансформируют наше сознание и привычный образ жизни. Результат всех этих процессов – повышение потребления лекарственных средств, что способствует увеличению прибыли их производителей. Рост потребления медикаментов означает также увеличение расходов на здравоохранение, что становится проблемой и для правительства, и для граждан. Все это дает нам понять весь масштаб влияния фармацевтических ТНК на экономическое и социальное пространство, который будет только увеличиваться впоследствии.
Таким образом, актуальность проблемы обусловлена тем, что широкая инновационная деятельность фармацевтических ТНК, присутствие которых мы все больше и больше ощущаем в своей жизни, в настоящее время оказывает значительное влияние на повседневную жизнь человека. Поскольку фармацевтический рынок является, наряду с рынком продовольственных товаров, наиболее социально значимым и востребованным у потребителей, последствия такого влияния могут быть непредсказуемыми. В данной работе сделана попытка исследовать взаимодействие ТНК и конечного потребителя на рынке фармацевтических товаров в России.
Объектом исследования в данной работе выступают фармацевтические транснациональные корпорации. Эмпирическим объектом исследования является фармацевтическая ТНК Новартис.
В рамках объекта выделяется предмет исследования: особенности инновационной деятельности компании Новартис на российском рынке.
Целью исследования является социально-экономический анализ особенностей инновационной деятельности фармацевтической ТНК Новартис на российском рынке.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать особенности мирового фармацевтического рынка.
2. Охарактеризовать особенности функционирования фармацевтических ТНК в РФ.
3. Изучить рынок анальгетиков в РФ.
4. Проанализировать теоретические подходы к изучению инноваций как социального процесса.
5. Определить социологические теории, которые позволяют раскрыть тему исследования.
6. Дать экономический и социальный портрет компании Новартис.
7. Изучить инновационную деятельность фармацевтической компании Новартис на рынке обезболивающих препаратов.
8. Провести эмперическое исследование социального эффекта от инновационной деятельности фармацевтической ТНК Новартис.
Гипотеза
В данной работе выдвигается предположение о том, что производство инновационных фармацевтических продуктов ТНК поддерживается маркетинговой стратегией по распространению товара на международных рынках и направлено на увеличение прибыли и удержание лидерства. Благодаря инновационному характеру продукции, создающему социальный эффект, достижение финансовой цели становится возможным. Утверждается, что фармацевтическая ТНК стремится сделать большую часть своих потребителей проводниками (трансляторами) концепции компании. Однако ТНК так же обладает сетью посредников (трансформаторов), которые выполняют функцию критики, обеспечивая тем самым развитие идеи инновационного продукта.
В качестве теоретико-методологической базы выступали работы таких зарубежных и отечественных исследователей деятельности транснациональных компаний, в том числе фармацевтических, как: Дж. Даннинг, С.П. Перегудов, А.Г.Мовсесян Д.В.Мелик-Гусейнов, С.Б.Пашутин, А.В.Басов, А.С. Вавренчук, А.В. Евстратов, А.В.Кучеренко, Я.А.Гойдин, П.В.Подгорнев, Т.Н.Сухова, И.А Ломачинская, И.В. Журавлева, Л.М.Капустина. При изучении инноваций как социальных явлений использовались труды Й.Шумпетера, К.Фримена, Л.Соете, С.Г.Ицковича, Л.Лейдесдорфа, С.Клайна, Н. Розенберга, Дж.Шмуклера, Р.Айреса , К.Факуда, К. Ватанабе , В.Хвана, Г.Хоровитта, В.М.Комарова.
Теоретико-методологическим обоснованием исследования являются следующие социологические подходы: акторно-сетевая теория (Б. Латур) и теория социального конструирования научного факта (Б. Латур, С. Вулгар) .
Информационная базаисследования состоит из:
• материалов веб-страниц компании Новартис в публичном доступе: www.novartis.com, www.novartis.ru,www.ru.gsk.com, www.voltaren.ru
• материалы портала о Боли: www.paininfo.ru
• официальных внутренних документов экономической и социальной отчетности компании Новартис: novartis-annual-report-2016; q4-20140media-presentation; Novartis-cr-performance-report-2016; novartis-20-f-2014
Эмпирическая база исследования. Для подтверждения гипотезы было проведено эмпирическое исследование «Социальный эффект от инновационной деятельности компании Новартис на фармацевтическом рынке России». Социологическое исследование было проведено автором в Санкт-Петербурге в октябре-ноябре 2016 года. Объектом исследования выступили 12 человек, использующих препарат Вольтарен Эмульгель для купирования болевого синдрома, предметом исследования стали изменения их привычек мышления в отношении приема обезболивающих препаратов. Методами сбора первичной социологической информации выступили: ведение дневников наблюдения и функциональные интервью.
Методы исследования. В работе использовались общенаучные методы исследования: анализ и синтез данных, полученных из научной литературы и информационных источников, индукция, дедукция и специальные социологические качественные методы исследования - составление дневников наблюдения и интервьюирование.
Степень разработанности проблемы. Изучением деятельности транснациональных компаний занимались многие ученые из различных областей знаний. Взаимодействие ТНК с национальными правительствами рассматривали ученые: А.Бонет, У.Бек, Т.Моран, Д.Лекроу, И.Валтер, Р.Робинсон, Д.Бауман, Р. Гильпина, Н.А. Николаева, Е.В. Троицкая. В этих работах уделяется большое внимание влиянию международных компаний на политическую жизнь той страны, где они функционируют.
Экономические исследования затрагивают вопросы происхождения, производственной и инвестиционной деятельности ТНК, особенностей их функционирования в условиях глобализации, рассматривают положительное и отрицательное влияние деятельности ТНК на экономический рост, динамику внешней торговли, технологический уровень и конкурентоспособность. В этом отношении интерес представляют работы Дж. Даннинга, Г.Стонхауса, С.Хаймера, А.М. Либман, П.Бакли, Ф.Никкербоккера, М. Кассона, Л.В. Богатыревой, И.Г. Владимировой А.Н.Зеленюк, Т.М. Исаченко, Э.Г.Кочетова, С.П. Перегудова, А.Г.Мовсесяна, И.П. Фаминского, Л.Д. Градобитовой, Л.М.Капустиной, В.С.Панькова, С.Б. Огнивцева, Е.Д.Фроловой, П.Д. Шимко.
В рамках новой экономической социологии можно отметить исследования Г.Джереффи, Ф.Э. Кардозо, И. Валлерстайна, Р.Э.Мэллера, К. Чейз-Данна, Ф.Борншира, Р.С.Хилла, в которых ТНК рассматриваются в качестве агентов транснационального капитализма, изучается взаимодействие ТНК и государства в отношении направления развития промышленности страны, стратегий промышленно-торговых организаций и др.
С точки зрения изучения инновационного процесса представляют интерес труды социологов и экономистов Й. Шумпетера, Г.Ицковича, Л.Лейдесдорфа, С.Клайна, Н. Розенберга, К.Фримана, Л.Соете, Р.Айреса, К.Факуда, К.Ватанабе, В.Хвана, Г.Хоровитт, Б. Твисса, Г.Менша и пр.
Проблема взаимоотношений на фармацевтическом рынке лекарств начала активно рассматриваться с 60-х годов XX в.. Первое масштабное социологическое исследование фармацевтической отрасли было проведено в Великобритании в 1983 г. (так называемое «Исследование Нуффилда»).В последующем было проведено множество исследований деятельности фармацевтических компаний, большинство которых касается маркетинговых стратегий и не оценивает социально-экономические последствия их функционирования. Здесь следует выделить работы Д.В.Мелик-Гусейнова, С.Б. Пашутина, О.П.Фельдмана. В работах В.В. Власова, Е.А.Вольской, П.А.Воробьева, Т.П. Лагуткиной, В.И.Петрова, Н.Н.Седовой рассматриваются медицинские проблемы, связанные с функционированием фармацевтических компаний. С точки зрения социологии фармации представляют интерес исследования М. Анджели, Д. Блюменталь, Д. Хели, Дж. Лексчин, Б. Минцез, Р.Мойнихан,Я.А.Гойдина, Е.В.Лузик, М.В. Чудновского, Я.Г. Кузьменко, Г.Ю. Бударина, Т.Н. Будариной, А.В.Басова,С.Н.Фомичевой, А.Н. Боязитовой, в которых изучались социальные аспекты деятельности фармацевтических компаний и последствия медикализации населения.
С каждым годом фармацевтические ТНК все стремительнее вторгаются в нашу повседневную жизнь. Однако социальные последствия деятельности фармацевтических ТНК изучены недостаточно. Вот почему предметом особого интереса уже для социологов является изучение последствий такого сближения. Дипломная работа и посвящена такому исследованию.
Научная новизна. В данной работе сделана попытка провести социологический анализ инновационной деятельности фармацевтических компаний и проанализировать ее влияние на конкретном примере наиболее часто используемых потребителями лекарственных средств.
Данная исследовательская работа складывается из двух элементов: обширной теоретической части, базирующейся на многочисленных работах зарубежных и российских исследователей деятельности фармацевтических ТНК и производства инновационных продуктов, и глубинного эмперического исследования, состоящего из подробного анализа деятельности конкретной фармакологической ТНК Новартис в рамках отобранных социологических теорий и обследования группы пациентов – потребителей продукции компании.
Результаты исследования в целом подтвердили рабочую гипотезу, согласно которой инновационная деятельность ТНК является одним из способов продвижения товара на глобальном рынке, направленным на максимизацию доходов корпорации и удержание лидерства. Этому способствует и социальный эффект, возникающий благодаря потреблению инновационной составляющей препарата и проявляющийся в трансформации взглядов людей относительно применения обезболивающих препаратов. Потребители с одобрением встречают на рынке препараты с инновационным компонентом, покупают и используют их, играя роль «проводников» концепции компании, что способствует увеличению прибыли ТНК. Результаты исследования подтвердили существование данного алгоритма взаимодействия. В роли проводников идеологии фармацевтических ТНК выступают, главным образом, медицинские работники и фармацевты, согласно назначениям и рекомендациям которых потребитель покупает лекарственное средство. Для того, чтобы реализовать этот механизм, фармкомпании используют современные маркетинговые технологии, а именно цифровые каналы коммуникации. Фармацевтические ТНК также располагают обширной сетью посредников, начиная сВсемирной Организации Здравоохранения, различных научно-исследовательские институтов, ассоциаций врачей и заканчивая медработниками. Посредники выполняют функцию критики, определенным образом трансформируя первоначальную концепцию, но тем самым способствуют дальнейшему развитию инновационого продукта. В качестве посредников могут выступать и непосредственно потребители продукции, указывая, к примеру, на какие-либо нежелательные эффекты от препарата или отсутствие нужного результата. Результаты исследования подтвердили наличие таких посредников.
Главным приоритетом ТНК всегда является получение прибыли. Однако специфика работы фармацевтических транснациональных корпораций заключается в том, что их деятельность, особенно на российском рынке, строго регламентирована. Закон «О рекламе» жестко ограничивает фармацевтические компании в способах возможных воздействий на потребителей, поэтому компаниям приходится действовать более осторожно, пытаясь всячески скрыть свои истинные цели. Компания Новартис, используя маркетинговые технологии, создает себе положительный имидж организации, которая заботится о здоровье человека и улучшении качества жизни. Над созданием этого имиджа работаютR&D центры Новартис, создающие инновационные лекарственные препараты, которые призваны оказывать все более благотворное влияние на человеческий организм. Научные исследования -это обязательное условие выхода на рынок инновационного препарата. Поэтому компания использует для достижения своих целей авторитетные медицинские организации, известных ученых, которые проводят исследования, серьезные медицинские печатные издания, публикующие материалы исследований, интернет-порталы по лекарственным препаратам, по проблемам боли. Под патронажем фармацевтических компаний поводятся научные конференции, семинары, съезды. В результате наука укрепляет легитимность функционирования компании. Анализ деятельности ТНК Новартис показал активное использование ими всех этих инструментов. Массивная реклама в СМИ, постоянно призывающая к «свободе движения» помогает в процессе трансформации привычек мышления потребителей. Результаты работы показали формирование следующих главных привычек мышления, выгодных для фармкомпаний: забота о собственном здоровье, желание немедленно избавиться от боли, нежелание идти к врачу, ожидание быстрого эффекта от лечения, привычка не обращать внимание на аннотацию к препарату. В данном исследовании было установлено, что потребители часто руководствовались информацией, полученной из рекламы при выборе обезболивающих лекарств.
Несмотря на то, что данное исследование проводилось на отдельном сегменте фармацевтической продукции конкретной ТНК, результаты можно экстраполировать и на другие фармацевтические компании. Технологии и методы воздействия на население, применяемые фармацевтическими компаниями, одинаковы для всех корпораций. Таким образом, следует помнить, что за декларируемой «заботой о здоровье» фармацевтических компаний скрывается также и стремление к обогащению. Поэтому следуя рекламе и покупая лекарственный препарат для самого себя, на самом деле человек принимает решения в пользу фармацевтической ТНК.
Результаты исследования в целом подтвердили рабочую гипотезу, согласно которой инновационная деятельность ТНК является одним из способов продвижения товара на глобальном рынке, направленным на максимизацию доходов корпорации и удержание лидерства. Этому способствует и социальный эффект, возникающий благодаря потреблению инновационной составляющей препарата и проявляющийся в трансформации взглядов людей относительно применения обезболивающих препаратов. Потребители с одобрением встречают на рынке препараты с инновационным компонентом, покупают и используют их, играя роль «проводников» концепции компании, что способствует увеличению прибыли ТНК. Результаты исследования подтвердили существование данного алгоритма взаимодействия. В роли проводников идеологии фармацевтических ТНК выступают, главным образом, медицинские работники и фармацевты, согласно назначениям и рекомендациям которых потребитель покупает лекарственное средство. Для того, чтобы реализовать этот механизм, фармкомпании используют современные маркетинговые технологии, а именно цифровые каналы коммуникации. Фармацевтические ТНК также располагают обширной сетью посредников, начиная сВсемирной Организации Здравоохранения, различных научно-исследовательские институтов, ассоциаций врачей и заканчивая медработниками. Посредники выполняют функцию критики, определенным образом трансформируя первоначальную концепцию, но тем самым способствуют дальнейшему развитию инновационого продукта. В качестве посредников могут выступать и непосредственно потребители продукции, указывая, к примеру, на какие-либо нежелательные эффекты от препарата или отсутствие нужного результата. Результаты исследования подтвердили наличие таких посредников.
Главным приоритетом ТНК всегда является получение прибыли. Однако специфика работы фармацевтических транснациональных корпораций заключается в том, что их деятельность, особенно на российском рынке, строго регламентирована. Закон «О рекламе» жестко ограничивает фармацевтические компании в способах возможных воздействий на потребителей, поэтому компаниям приходится действовать более осторожно, пытаясь всячески скрыть свои истинные цели. Компания Новартис, используя маркетинговые технологии, создает себе положительный имидж организации, которая заботится о здоровье человека и улучшении качества жизни. Над созданием этого имиджа работаютR&D центры Новартис, создающие инновационные лекарственные препараты, которые призваны оказывать все более благотворное влияние на человеческий организм. Научные исследования -это обязательное условие выхода на рынок инновационного препарата. Поэтому компания использует для достижения своих целей авторитетные медицинские организации, известных ученых, которые проводят исследования, серьезные медицинские печатные издания, публикующие материалы исследований, интернет-порталы по лекарственным препаратам, по проблемам боли. Под патронажем фармацевтических компаний поводятся научные конференции, семинары, съезды. В результате наука укрепляет легитимность функционирования компании. Анализ деятельности ТНК Новартис показал активное использование ими всех этих инструментов. Массивная реклама в СМИ, постоянно призывающая к «свободе движения» помогает в процессе трансформации привычек мышления потребителей. Результаты работы показали формирование следующих главных привычек мышления, выгодных для фармкомпаний: забота о собственном здоровье, желание немедленно избавиться от боли, нежелание идти к врачу, ожидание быстрого эффекта от лечения, привычка не обращать внимание на аннотацию к препарату. В данном исследовании было установлено, что потребители часто руководствовались информацией, полученной из рекламы при выборе обезболивающих лекарств.
Несмотря на то, что данное исследование проводилось на отдельном сегменте фармацевтической продукции конкретной ТНК, результаты можно экстраполировать и на другие фармацевтические компании. Технологии и методы воздействия на население, применяемые фармацевтическими компаниями, одинаковы для всех корпораций. Таким образом, следует помнить, что за декларируемой «заботой о здоровье» фармацевтических компаний скрывается также и стремление к обогащению. Поэтому следуя рекламе и покупая лекарственный препарат для самого себя, на самом деле человек принимает решения в пользу фармацевтической ТНК.
Подобные работы
- Исследование потенциала сетевого взаимодействия авиакомпаний на региональном рынке авиауслуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Особенности стратегических альянсов фирм-конкурентов в автомобильной промышленности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Особенности стратегических альянсов фирм-конкурентов в автомобильной промышленности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Современные тенденции в организации международной производственной деятельности ТНК (outsourcing, offshoring, reshoring, backshoring, onshoring и nearshoring)
Магистерская диссертация, бизнес планирование. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2024 - Транснациональные корпорации как субъекты глобализации
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие фармацевтической индустрии как части глобальной производственной системы
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020



