Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коммуникативные стратегии и тактики в современном российском феминистском дискурсе

Работа №135282

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Феминистский дискурс как особая разновидность дискурса. 5
1.1. Общая характеристика понятия «дискурс» 5
1.2. Определение феминизма. История женского освободительного движения в России и за рубежом. 10
1.3. Феминизм в лингвистике 16
1.4. Специфика феминистского дискурса 20
Глава 2. Коммуникативные стратегии и тактики. 26
Глава 3. Коммуникативные стратегии и тактики феминистского дискурса. 29
1. Стратегия информирования. 30
2. Стратегия размежевания. 37
2.1. Стратегия дискредитации 38
2.2. Стратегия идеализации. 49
3. Стратегия кооперации 60
Заключение 67
Список источников исследованных текстов 70
Список использованной литературы 71
Приложение. Примеры текстов, на материале которых проводилось исследование 75


В современном обществе наблюдается все больший интерес к феминизму как общественно-политическому явлению. В СМИ публикуются материалы, посвященные этому движению, освещается деятельность отдельных инициативных групп; все больше женщин открыто называют себя феминистками. Тем не менее, феминизм все еще продолжает восприниматься как явление негативное и чуждое российской культуре. Причина этого – недостаток знания об идеологии феминизма, наличие в общественном сознании множества стереотипов и мифов. Результатом становится распространение идей нетерпимости по отношению к феминисткам. Однако, несмотря на широко распространенное негативное отношение к феминизму, женское движение в России постепенно развивается, в связи с этим формируется феминистский дискурс. Исследование последнего может в скором времени стать популярным направлением в лингвистике.
Данная работа посвящена выявлению основных коммуникативных стратегий и тактик в дискурсе российского феминистского движения.
Актуальность работы определяется, с одной стороны, возрастающим интересом к феминизму как социально-политическому явлению, с другой стороны–недостаточной исследованностью феминистского дискурса в отечественной лингвистике.
Объектом исследования является феминистский дискурс как лингвистический феномен.
Предмет исследования составляют коммуникативные стратегии и тактики, используемые в русскоязычных феминистских текстах.
Исследование проводилось на материале текстов статей феминистской тематики, опубликованных в интернет-источниках соответствующей направленности. Примеры таких текстов даны в Приложении.
Цель данной работы заключается в выявлении основных коммуникативных стратегий и тактик, характерных для российского феминистского дискурса.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать определения ключевых понятий работы («феминистский дискурс», «коммуникативная стратегия»);
2. очертить основные характеристики феминистского дискурса, позволяющие отделить его от других разновидностей дискурса;
3. изучить историю возникновения и развития феминистского дискурса в России и зарубежом;
4. выявить и систематизировать коммуникативные стратегии и тактики, использованные в исследованных текстах;
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования ее результатов в дальнейших работах, посвященных исследованию феминистского дискурса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном обществе все большее распространение получают идеи такого общественно-политического движения, как феминизм. В рамках этого движения постепенно развивается феминистский дискурс, который можно понимать как комплекс текстов, созданных участниками этого движения и предназначенных для обсуждения проблем в области дискриминации женщин, гендерного неравенства и необходимости совершенствования взаимоотношений между мужчинами и женщинами.
Целью данной работы стало исследование коммуникативных стратегий и тактик, применяемых в современном российском феминистском дискурсе.
В рамках достижения указанной цели были решены следующие задачи:
1. Сделана попытка дать наиболее точное определение дискурса, а также обзор возможных классификаций дискурса. С этой целью был проведен анализ имеющейся литературы по теме исследований дискурса.
2. Было рассмотрено развитие феминистского движения в исторической перспективе. В этой связи сделана попытка подобрать наиболее точное определение самого понятия «феминизм». Выделены и прокомментированы три этапа (называемых «волнами») наивысшей активности феминистского движения. В работе дан краткий обзор основных идеологий и направлений феминистской мысли в нашей стране и за рубежом.
3. Были выявлены основные характеристики феминистского дискурса, позволяющие отделить его от других разновидностей дискурса. Мы отмечаем, что феминистский дискурс относится к числу статусно-ориентированных институциональных дискурсов. Кроме того, феминистский дискурс можно однозначно охарактеризовать как воздействующий, поскольку основной его целью является коррекция восприятия мира адресатом, формирование у него феминистски релевантного мировоззрения и регулирование его поведения соответствующим образом. В этом отмечается сходство феминистского дискурса с политическим.
Также дана краткая характеристика особенностей российского феминистского дискурса. Он характеризуется несформированностью, производностью от англоязычного феминистского дискурса, представлен главным образом на тематических интернет-ресурсах.
4. В практической части работы были описаны и систематизированы коммуникативные стратегии и тактики, используемые российским феминистским дискурсом. В данной работе мы опирались на определение стратегии и тактики, предложенное О. С. Иссерс. С целью исследования был собран корпус текстов, имеющих отношение к социально-политической практике феминизма.
В исследованных текстах был выявлен ряд распространенных стратегий и тактик, в том числе:
• стратегия, направленная на информирование читателя о феминизме (и формирование положительного мнения о нем);
• стратегия, направленная на конструирование образов «своих» и «чужих» с точки зрения феминизма (в рамках этой стратегии был выявлен ряд других, более частных, стратегий);
• стратегия, направленная на кооперацию женщин, разделяющих феминистские взгляды.
Каждая из этих стратегий реализуется посредством определенного набора тактик. Большинство из них нельзя характеризовать как типичные исключительно для феминистского дискурса, так как они во многом перекликаются с тактиками, выделяемыми в политическом дискурсе. Тем не менее, набор конкретных лексических средств создает своеобразие этого типа дискурса.
Анализ тактик феминистского дискурса показал, что некоторые из них могут использоваться для реализации разных стратегий (например, тактика «анализ-плюс», обнаруженная в рамках стратегии информирования, употребляется также и в текстах, реализующих стратегию кооперации). Кроме того, характерно использование одних и тех же лексических средств для реализации одних и тех же стратегий и тактик. Ярким примером является повсеместное употребление военной метафоры. Как еще одну интересную особенность феминистских текстов можно назвать регулярное нарушение речевых норм, вызванное необходимостью устранить гендерную асимметрию в языке, в частности, попытки использовать женский род в именах прилагательных и местоимениях как стилистически нейтральный.
Отмечаются некоторые закономерности в использовании языковых средств в текстах, выражающих разные направления феминистской идеологии. Так, радикально-феминистские тексты характеризуются бо́льшей наукообразностью, синтаксической сложностью; либерально-феминистские тексты содержат более обиходную лексику и не столь сложны для восприятия. Помимо этого, в радикально-феминистских текстах чаще реализуются тактики вербальной агрессии, в частности, тактики обвинения и оскорбления. Для либерально-феминистских текстов характерно большое количество экспрессивной лексики, как правило, с положительной коннотацией.
Проведенный анализ феминистского дискурса может послужить теоретической базой для дальнейших исследований феминистского дискурса.



1. AcciónPositiva (радикально-феминистский блог): https://accion-positiva.livejournal.com/
2. Proud of Being a Womyn: https://vk.com/proud_of_being_a_womyn
3. Womenation: информационный портал женского освободительного движения: http://womenation.org/
4. Блог Бодипозитива: https://positivebodyblog.wordpress.com/
5. Блог Любови Калугиной: https://lili-dunkerk.livejournal.com/
6. Блог Татьяны Сухаревой: https://tatsuhareva.livejournal.com/
7. Великолепная Авторская Колонка: https://vk.com/femitexts
8. Злая Критикесса: https://vk.com/angrylady
9. Сайт РФО «ОНА»: http://ona.org.ru/
10. Свобода быть собой: https://vk.com/womens_freedom
11. Смешанный феминизм (ЛисФем): https://vk.com/lisfem
12. Страшная и горжусь этим: https://vk.com/nekrasiva
13. Феминистское сообщество FemUnity: https://femunity.livejournal.com/
14. Школа феминизма https://vk.com/fem_school
Список использованной литературы
1. Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. № 6. С. 153—169.
2. Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории). М., 1998.
3. Акопова Д. Р. Стратегии и тактики политического дискурса. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 6 (1).C. 403–409.
4. Бакерина В. В., Шестакова Л.Л. Краткий словарь политического языка. М., 2002.
5. Баркович А. А. Интернет-дискурс. Компьютерно-опосредованная коммуникация: учебное пособие по интернет-лингвистике. М., 2016.
6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М., 1979.
7. Бочина Т. Г. Лингвопрагматический аспект иронии. // Актуальные проблемы вербальной коммуникации: язык и общество. Сборник научных трудов. / Под общ.ред. Л. А. Кудрявцевой. – Киев, 2004. – C.283-287.
8. БТС: Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 1998.
9. Гайфуллина А. Н. Гендерные особенности вербализации концепта «мужчина» в Интернет-дискурсе. // Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. филол. наук. Казань, 2010.
10. Григорян А. А. К вопросу о гендерной маркированности английского языка. // Женщина в российском обществе. 2014. № 1. – С. 81-86.
11. Григорян А. А. Об особенностях «третьей» волны феминистской лингвистики // Женщина в российском обществе. 2004. № 1. – С. 30-33.
12. Демидов О. В. Инвективная лексика в СМИ (на примере политического журналистского дискурса) // Вестник Челябинского государственного университета. 2004. № 1. – С. 90 – 94.
13. Демьянков В.З. Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста. Вып. 2. Методы анализа текста. М., 1982.
14. Зауэр А. А. Популяризация феминизма в российских медиа и политическое движение: постановка проблемы. // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 1 (9), 2017.
15. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2008.
16. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград, 2002.
17. Кваскова Л. В. Дисфемизация речи как коммуникативная тактика в дискурсе // Преподаватель ХХI век, 2016. – Выпуск № 2. Том 3. – С. 352–357.
18. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
19. Кирилина А.В. Мужская и женская речь. // Словарь гендерных терминов. / Под ред. А.А. Денисовой. М., 2002. – С. 151-154.
20. Коваленко Е. Н. Основные понятия политического дискурса российского феминизма в сети Интернет // Вестник Пермского университета, серия Политология. Выпуск 2 (14). Пермь, 2011. — С. 21-33.
21. Колесников Н.П. Толковый словарь названий женщин: Более 7000 единиц / Н. П. Колесников. — М., 2002.
22. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. 2-е изд. М., 2000.
23. ЛЭС: Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.,1990.
24. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М., 2003.
25. Михалёва О. Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. М., 2009.
26. Назарова Л. В. Гипертекст и интернет-дискурс. // Текст – Дискурс. Гипертекст – Интернет-дискурс: Сборник научных статей. – СПб., 2010. – С. 137-158.
27. Николаева И. Ю. Наименование лиц женского пола по профессии, должности. // Вестник Московского государственного областного университета, серия 'Русская филология' № 2, 2010 г. – С. 93-97.
28. Полякова С. Е. Эвфемизация в политическом дискурсе как намеренная тактика информационной неточности. // Текст – Дискурс. Гипертекст – Интернет-дискурс: Сборник научных статей. – СПб., 2010. – С. 87-90.
29. Пушкарева Н. Л. Историческая феминология, женская и гендерная история: итоги и перспективы. // Женщина в российском обществе. 2002. № 2. С. 32-37.
30. Русский язык и советское общество. Т. 2. Словообразование современного русского литературного языка Текст. / под ред. М. В. Панова. М., 1968.
31. Словарь иностранных слов. 13-е изд. М., 1986.
32. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века. Сб. статей. М., 1995.
33. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Под ред. Г. Н. Скляревской. М., 2006.
34. Хасбулатова О. А. Женское движение в России как фактор социального прогресса (1900 – 1917 гг.) //Женщина в российском обществе. 2017. № 2. – С. 5-14
35. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 2000.
36. Шабанова Т. А. Метафорическое моделирование лингвокультурологи-ческой категории СВОИ − ЧУЖИЕ в феминистском дискурсе России и США. // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013.
37. Шмелева О. Н. Дискурсивный анализ феминистских текстов (на материале проблемно-портретных очерков германского политического феминистского журнала «EMMA»). // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. филол. наук. М., 2006.
38. Lakoff R. Language and Woman's Place. New York, 1975.
39. Tannen D. Gender and Discourse. Oxford University Press, 1996.
40. ГасанГусейнов. «Берлогавеблога». Введение в эрратическую семантику // «Говорим по-русски», март 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.speakrus.ru/gg/microprosa_erratica-1.htm (дата обращения 18. 10. 2017 г.)
41. Попкова Л.Гендер для чайников: феминизм в России и в мире. [Электронный ресурс]. 5.05. 2016 г.URL: https://www.colta.ru/articles/specials/10972 (дата обращения 19.05.2017 г.)
42. Прима А.М. Типология феминистского дискурса. [Электронный ресурс] URL: http://docplayer.ru/37342442-Tipologiya-feministskogo-diskursa.html(дата обращения 15.05 2018 г.)
43. Словарь гендерных терминов / Составитель З. В. Шевченко [Электронный pecypc]. URL: http://a-z-gender.net/(дата обращения 15.05 2018 г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ