Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ MILITARY DIPLOMACY AS A TOOL OF FOREIGN POLICY OF RUSSIAN FEDERATION

Работа №135268

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы138
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Дипломатия как инструмент реализации военной составляющей внешней политики 13
1.1. Понятие военной дипломатии в системе международных отношений 13
1.2. Механизмы военной дипломатии 19
Выводы к главе 1 23
2. Военная дипломатия во внешней политике Российской Федерации 24
2.1. Основные приоритеты внешней политики Российской Федерации в сопряжении с военной политикой 25
2.2. Институционально-правовые аспекты военной дипломатии Российской Федерации 46
2.3. Основные инструменты военной дипломатии Российской Федерации 56
2.4. Организация Договора о коллективной безопасности как важнейший вектор реализации военной дипломатии Российской Федерации 69
Выводы к главе 2 80
3. Перспективы военной дипломатии как инструмента внешней политики Российской Федерации 86
3.1. Тенденции развития внешней политики Российской Федерации и военная дипломатия 86
3.2. Оценка эффективности военной дипломатии Российской Федерации 93
Выводы к главе 3 102
Заключение 104
Список использованных источников и литературы 116
Приложение А 132
Приложение Б 134
Приложение В 137
Приложение Г 139


Мировой порядок находится в постоянной динамике, ежедневно претерпевая изменения. Стремительно возросшая угроза международного терроризма, прежде всего в регионе Ближний Восток; вовлеченность государств в региональные конфликты, включая украинский кризис, что поднял волну антироссийских настроений, за которыми последовали санкционный режим и политика сдерживания России со стороны западных государств во главе с США; подрыв стратегической стабильности и международной безопасности, в том числе посредством выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности; преобладающий фактор силы в международных отношениях, демонстрируемый провокационным расширением военной инфраструктуры Североатлантического альянса вблизи границ России – одни из многих событий последних лет, подвергающих изменению архитектуры мирового порядка на современном этапе.
Будущая система международных отношений требует формирования новых ключевых принципов уже сейчас, а потому на мировой арене «выстраивается очередь» государств, стремящихся заполучить лидерство в участии процесса этой глобальной тенденции современного мироустройства.
Каждое государство позиционирует себя на мировой арене в наиболее устойчивой, развитой и выгодной для себя сфере. В качестве таких сфер прежде всего выступают экономическая и военная.
Военный потенциал и высокая обороноспособность всегда были первоопределяющей мощью Российской Федерации на мировой арене.
Обеспечение обороны страны осуществляется на основании принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе путем применения методов и средств невоенного реагирования, механизмов дипломатии и миротворчества и расширения международного военного и военно-технического сотрудничества.
В рамках современной международной системы, призывающей исключение государствами войны в любых ее проявлениях, дипломатия является единственным приемлемым способом осуществления своих внешнеполитических интересов. «Лучше десять лет переговоров, чем один день войны», – считал великий советский дипломат Громыко Андрей Андреевич. Реализация целей государства эффективнее с минимальными затратами путем использования дипломатической деятельности, чем на поле боя через силовой инструмент – войну.
Напряжение мировой обстановки в целом характеризует систему международных отношений, и взаимно наоборот. Последние десятилетия такая система требует искусного пера дипломатического диалога не только в разрешении экономических, политических, социальных сферах жизни, но и в особенности военной составляющей. Действие новой международной системы стремится к новому равновесию даже в военной области, хотя могут понадобиться десятки лет для того, чтобы прийти к такому положению.
Необходимость разрядки международной напряженности и достижения конкретных соглашений, касающихся военной составляющей внешнеполитического курса государств, предполагает активное взаимодействие государств как в двустороннем, так и многостороннем формате, что определяет потребность в дипломатии именно военного порядка.
Внешняя политика предполагает предпринятые государством действия, направленные на максимизацию реализации национальных интересов, минимизируя опасности. Максимизация возможностей посредством взаимодействия требует использование способствующего этому масштабного комплекса инструментов.
Военная дипломатия должна быть рассмотрена в качестве инструмента внешней политики России, удовлетворяющей поиск новых способов реализации ее национальных интересов.
Актуальность темы обусловлена динамичным развитием дипломатической деятельности на мировой арене в различных ее проявлениях, что приводит к появлению современных видов дипломатии, в том числе военной, и отсутствием в российском дискурсе единого концепта военной дипломатии. Особый интерес представляет систематизирование элементов дипломатии России, касающихся характера военной составляющей, что вносит вклад в понимание военно-дипломатической деятельности Российской Федерации в ее внешнеполитическом курсе. Научная актуальность связана с потребностью конкретизации образа действий военной дипломатии России и их эффективности для государства. Помимо прочего, исследование данной темы будет способствовать пониманию того, как используется дипломатия в военно-политических межгосударственных отношениях с участием России.
Степень научной разработанности проблемы.
В процессе анализирования современной научной литературы, как зарубежной, так и отечественной, конкретного и четкого понимания военной дипломатии, а также ее принципов, направлений и инструментов найдено не было.
Проблеме военной дипломатии посвящены работы таких зарубежных экспертов, как Эндрю Котти из Ирландского национального университета в Корке и Энтони Форстер, вице-канцлер Эссекского университета в Великобритании, что рассматривают военную дипломатию в качестве необходимого инструмента внешней политики государства. Индийский полковник К. Мутанна также характеризует военную дипломатию как использование вооруженных сил в качестве инструмента внешней политики. П. Русиньяк, доктор философских наук факультета международных отношений Экономического университета в Братиславе определяет военную дипломатию, ориентируясь на вопросы политической безопасности государства. Особенно обширный анализ концепта военной дипломатии можно найти у Эрика Пайтинка, доктора философских наук словацкого университета Матея Бела в Банска-Бистрице, который идентифицирует военную дипломатию с нескольких сторон с акцентом на деятельность компонентов Министерства обороны государства.
В российском дискурсе изучения концепта военной дипломатии России, который недостаточно исследован в качестве инструмента реализации российских внешнеполитических задач, интерес представляет исследование Вербицкой Татьяны Владимировны, ассистента кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета, которая применяет трактовку военной дипломатии американского профессора Колумбийского университета Дэниела Бимана.
Вопросами определения современных понятий традиционной дипломатии занимались в монографии «Понимание международной дипломатии: теория, практика и этика» Корнелиу Бьола, профессор кафедры дипломатических исследований Оксфордского университета и Маркус Корнпробст, профессор кафедры международных отношений, акцентируя внимание на институциализированный и коммуникативный характер дипломатии, который подтверждает Иоланд Кемп, научный сотрудник кафедры африканской дипломатии и внешней политики Университета Йоханнесбурга в Южной Африке, в работе «Глобальная дипломатия и международное сообщество».
Теория и практика современной дипломатической деятельности Российской Федерации нашли свое отражение в многолетних учебно-методических трудах МГИМО-Университета с участием таких российских экспертов, как Печатнов Владимир Олегович, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Попов Виктор Иванович, доктор исторических наук, Райков Юрий Андреевич, доктор исторических наук, Чрезвычайный и полномочный Посол Российской Федерации, что раскрыли в монографии «История дипломатии России» потенциал российской дипломатической деятельности. Особое внимание данному вопросу уделил Лихачев Василий Николаевич, доктор юридических наук, Чрезвычайный и полномочный Посол, который исследовал тренд влияния дипломатии России на сегодняшний и будущий мировой порядок.
Внешнюю политику России в контексте отношений с отдельными странами, положения дел в отдельных регионах и специфику развития ключевых функциональных направлений современного мироустройства и международных отношений на среднесрочную перспективу изучали отечественные исследователи Российского совета по международным делам в докладе «Глобальный прогноз РСМД 2019 – 2024», где были собраны взгляды Кортунова Андрея Вадимовича, генерального директора Российского совета по международным делам и Тимофеева Ивана Николаевича, кандидата политических наук, программного директора Российского совета по международным делам и Иванова Игоря Сергеевича, профессора МГИМО МИД России, президента Российского совета по международным делам, Чрезвычайного и полномочного Посла.
Развитие мироустройства в сопряжении с предполагаемыми трансформациями принципов курса внешней политики Российской Федерации исследовал Саямов Юрий Николаевич, кандидат исторических наук, доктор политических наук Университета Кионг Хи (Сеул, Республика Корея).
Вопросу приоритетов внешней политики Российской Федерации, в том числе ее военной составляющей, в своих научных трудах уделили внимание ведущие российские эксперты Колдунова Екатерина, кандидат политических наук, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России, эксперт РСМД и Лавров Сергей Викторович, Министр иностранных дел Российской Федерации, в рамках исследования стратегического партнерства России с Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Вышеупомянутые отечественные эксперты Кортунов Андрей Вадимович и Тимофеев Иван Николаевич совместно с Уткиным Сергеем Валентиновичем, кандидатом политических наук, руководителем группы стратегических оценок Центра ситуационного анализа ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, экспертом Российского совета по международным делам, в докладе «Тезисы по внешней политике и позиционированию России в мире (2017 – 2024 гг.)» изучили приоритеты внешней политики России и представили один из ее основных интересов на мировой арене, который заключается в содействии реализации сценария урегулирования конфликтов на мировом пространстве и создания демократичной, управляемой и безопасной международной среды без ограничительных линий и расколов.
Военная составляющая внешнеполитического курса России раскрыта в монографии «Современная военная политика России», автором которой является Подберезкин Алексей Иванович, доктор исторических наук, Директор Центра военно-политических исследований. В данной монографии представлен обзор современного этапа военной политики и особенностей обеспечения безопасности современной России. Кабаченко Александр Матвеевич, кандидат военных наук, преподаватель Военной кафедры МГИМО МИД России, на основе прогноза развития современной военно-политической обстановки определил военную организацию России и систему обеспечения безопасности государства в условиях вызовов современных угроз. Особенности военной политики России с учетом ее внешнеполитического курса изучены Павловым Александром Львовичем, кандидатом политических наук, преподавателем ФГКВОУ «Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны».
Объект исследования – военная дипломатия Российской Федерации в системе международных отношений.
Предмет исследования – военно-дипломатическая деятельность Российской Федерации, ее инструменты и их роль в реализации внешней политики Российской Федерации.
Цель исследования – определить роль военной дипломатии в реализации внешней политики Российской Федерации.
Задачами исследования, согласно поставленной цели, являются:
1. выявить и систематизировать основные концептуальные подходы к определению понятия «военная дипломатия» в системе международных отношений;
2. определить механизмы военной дипломатии;
3. проанализировать нормативно-правовую базу военной дипломатии Российской Федерации;
4. выявить инструменты военной дипломатии Российской Федерации;
5. раскрыть роль Организации Договора о коллективной безопасности в реализации военной дипломатии Российской Федерации;
6. определить основные приоритеты внешней политики Российской Федерации на современном этапе в сопряжении с военной составляющей;
7. определить эффективность использования военной дипломатии Российской Федерацией, выработав рекомендации.
Методологические основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования стало систематизирование концепта военной дипломатии посредством метода аналогии и дальнейшего его обобщения на основе свойств и черт традиционной дипломатии, что позволило автору самостоятельно определить механизмы и инструменты военной дипломатии, а также институционально-правовые аспекты с помощью анализа нормативно-правовой базы, в ходе которого автор также определил структуру регулирования деятельности военной дипломатии России и систематизировал ее нормативно-правовую базу.
На основе анализа военной дипломатии автором был использован метод дедукции, с помощью которого было сформировано собственное видение концепта военной дипломатии России.
При изучении приоритетов внешней политики Российской Федерации был применен сравнительный анализ Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 года и Концепции внешней политики Российской Федерации 2013 года, а также контент-анализ ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации за период 2015 – 2020 гг., что также позволило выявить причины трансформации внешнеполитического курса Российской Федерации в сопряжении с военной политикой.
Использование SWOT-анализа и теории игр, сопровождаемых статистико-экономическим методом по данным статистических исследований Стокгольмского института исследования проблем мира (SIRPI), Упсальской Программы данных о конфликтах (UCDP) и Глобальной базы данных по терроризму (GTD), позволили оценить эффективность военной дипломатии России.
Источниковую базу исследования составляют официальные документы по вопросам внешней политики, обороны и военной политики, безопасности Российской Федерации. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию позволили определить приоритетные направления внешнеполитического курса Российской Федерации.
Такие международные договора и соглашения, как Венская конвенция о дипломатических сношениях, Договор о коллективной безопасности; Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности; Соглашение о Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств; Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о координации деятельности в военной области; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке использования и содержания радиостанции Вилейка, расположенной на территории Республики Беларусь; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан; Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизской Республики констатируют факт сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в рамках военно-дипломатической деятельности.
Материалы, опубликованные на официальных сайтах Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Организации Договора о коллективной безопасности, Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности и Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств сыграли существенную роль в систематизировании инструментов военной дипломатии, задействованных во внешней политике Российской Федерации.
Научная новизна исследования:
1. В работе представлено определение военной дипломатии, элементами которого определены ненасильственные методы и ненасильственный характер деятельности; деятельность военного и гражданского компонентов Министерства обороны государства и Вооруженных сил в мирное время; осуществление в целях реализации внешнеполитических целей государства и его политики безопасности.
2. Определены конкретные механизмы, инструменты и институционально-правовые аспекты военной дипломатии Российской Федерации;
3. Раскрыты основные приоритеты внешней политики Российской Федерации: в качестве глобальных приоритетов определены поддержание международной безопасности и мира, обеспечение верховенства международного права, международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и предотвращении региональных конфликтов, разработка новых договоренностей в области контроля над вооружениями, сокращение ядерных потенциалов и участие в международной миротворческой деятельности, а в качестве региональных – государства-участники Содружества Независимых Государств, Евро-Атлантический регион с целью нормализации отношений с США и Евросоюзом, Азиатско-Тихоокеанский регион, прежде всего Китайская Народная Республика и Ближний Восток, прежде всего в рамках двусторонних отношений России и Сирии. з
4. Выявлено, что внешняя и военная политика являются неотъемлемыми и взаимоопределяющими частями друг друга, так как реализация задач внешнеполитического курса в рамках глобальных и региональных приоритетов напрямую сопровождается военно-дипломатической деятельностью в сопряжении с принципами военной политики, что определяет военную дипломатию основным средством реализации внешней политики государства.
5. Выявлено, что военная дипломатия на сегодняшний день и в среднесрочной перспективе является эффективным инструментом внешней политики Российской Федерации;
6. Разработаны рекомендации для более эффективного применения военной дипломатии в качестве инструмента внешней политики Российской Федерации;
7. Определены тенденции развития внешней политики Российской Федерации в среднесрочной перспективе, выявление которых необходимо для оценки эффективности российской военной дипломатии: возрастание роли Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки, сохранение постсоветского пространства с такими объединениями как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Китая в качестве глобальных приоритетов внешней политики России; продолжение российской политики налаживания взаимоотношений с Евро-Атлантическим регионом; налаживание российско-украинских отношений и сохранение в качестве глобальных приоритетов верховенство международного права, поддержание стратегической стабильности и международной безопасности, а также снижение угрозы международного терроризма и региональных конфликтов.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и четырех приложений.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная дипломатия – важнейший фактор эффективного развития и позиционирования России в XXI веке. Российская Федерация на сегодняшний день одно из немногих государств, способное успешно «шагать» дипломатическими средствами к осуществлению военной составляющей своего внешнеполитического курса.
Основной сферой задач военной дипломатии являются острые вопросы безопасности и обороны государства, которые во многих случаях носят непубличный характер, что является основной причиной непрозрачности концепта военной дипломатии, которая неоднозначно понимается как в научных источниках, так и в практике дипломатической деятельности, и используется в ряде различных значений.
В ходе анализа трудов иностранных и отечественных экспертов, автором были выделены следующие элементы понятия «военной дипломатии»:
 ненасильственные методы, ненасильственный характер деятельности (Академики Эндрю Котти из Ирландского национального университета в Корке и Энтони Форстер, вице-канцлер Эссекского университета в Великобритании);
 деятельность военного и гражданского компонентов Министерства обороны государства и Вооруженных сил в мирное время (Эрик Пайтинка, доктор философских наук словацкого университета Матея Бела в Банска-Бистрице, индийский полковник К. Мутанна);
 осуществление внешнеполитических целей государства и его политики безопасности (П. Русиньяк, доктор философских наук факультета международных отношений Экономического университета в Братиславе).
Таким образом, было сформулировано собственное определение военной дипломатии как совокупности политической и военной составляющей внешнеполитического курса государства, достигнутой уровня разработки, принятия и реализации решений и действий ненасильственного характера в отношении другого актора системы международных отношений с помощью военных компонентов специализированных ведомств (учреждений), оказывая на него определенное воздействие, и преследующая в качестве цели обеспечение всеобъемлющей безопасности государства и его граждан и защиту национальных интересов на международной арене.
Военная дипломатия базируется на выработке путей укрепления отношений, способствующих существованию национального государства в безопасности, поощряя защиту собственных и коллективных интересов, в рамках двух основных механизмов – двустороннего и многостороннего. Особая роль механизмам военной дипломатии отводится в глобальных международных организациях, таких как ООН и ее специализированных учреждениях, и военно-политических организациях – НАТО и ОДКБ.
Двусторонний механизм военной дипломатии является основным строительным блоком в военной составляющей отношений между государствами и эффективным механизмом продвижения интересов государства на мировой арене.
В ходе анализа нормативно-правовой базы военной дипломатии были определены такие институционально-правовые аспекты, как оборона государства, что регулируется ФЗ от 31.05.1996 г. №61-ФЗ «Об обороне»; аспект безопасности, регулируемый ФЗ от 28.12.2010 г. №390-ФЗ «О безопасности»; международное военное сотрудничество, включающее в себя военно-политическое сотрудничество с иностранными государствами, регулируемое положениями Военной доктрины Российской Федерации и военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, регулируемое Военной доктриной Российской Федерации и ФЗ от 19.07.1998 г. №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
Вышестоящими документами нормативно-правовой базы военной дипломатии России определены Конституция Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и заключенные международные договора, а ключевыми институционально-правовыми «фигурами», способными управлять деятельностью военной дипломатии России выступили президент Российской Федерации и Совет Безопасности Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации, включающее в себя Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации и Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, автор систематизировал нормативно-правовую базу военной дипломатии России и определил структуру ее регулирования.
С помощью метода аналогии с аспектами традиционной дипломатии и дальнейшего его обобщения выявлены конкретные инструменты военной дипломатии в России:
1. Встречи, визиты и переговоры высокого уровня Министра обороны РФ, его заместителей, начальников генеральных штабов с представителями иностранных ведомств:
 2017 год – встреча исполняющего обязанности Генерального секретаря ОДКБ Семерикова Валерия Анатольевича и заместителя Генерального секретаря ООН Жан-Пьера;
 2018 год – встреча исполняющего обязанности Генерального секретаря ОДКБ Семерикова Валерия Анатольевича и помощника Генерального секретаря ООН по вопросам верховенства права и институтам безопасности Александром Зуевым;
 2018 год – встреча начальника Управления политического сотрудничества ОДКБ Бадаляна Ара Генриховича с Директором Европейского управления Политического департамента Секретариата ООН Левентом Билманом;
 2019 год – встреча Министра обороны Российской Федерации с главой индийского военного ведомства Раджнатхом Сингхом;
 2019 год – встреча исполняющего обязанности Генерального секретаря ОДКБ Семерикова Валерия Анатольевича и помощника Генерального секретаря ООН по политическим вопросам и вопросам миростроительства и операций по поддержанию мира Мирославом Йенчей;
 2019 год – встреча исполняющего обязанности Генерального секретаря ОДКБ Семерикова Валерия Анатольевича и главы Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии Натальи Герман;
 март 2020 года – встреча Министра обороны Российской Федерации с президентом Сирии Башаром Асадом.
2. Международные форумы, конференции, симпозиумы, семинары, заседания по военной тематике:
 Саммит Россия – Турция – Иран под названием «Астанинский формат». В 2017 году первоочередной задачей саммита являлось прекращение боевых действий в Сирии Определение механизмов реализации режима прекращения боевых действий и условий для участников конфликта, а также координации действий, вовлеченных в работу «астанинского формата» стали основными пунктами повестки;
 Конгресс национального диалога Сирии, что прошел в Сочи в 2018 году, запустил «военный» трек переговоров, достигнув согласованности усилий трёх государств-гарантов Астанинского мирного и запустив процесс создания Конституционного комитета, что оставило положительный след в истории российского миротворчества, дипломатической и военной деятельности;
 В 2019 году на повестке дня Астанинского формата актуальными стали вопросы постконфликтного восстановления и экономической реконструкции Сирии, гуманитарной помощи. К переговорам были подключены делегации из Ирака и Ливана, благодаря чему соседние арабские с Сирией (Иордания, Ливан, Ирак, Турция) оказались вовлеченными в переговорную площадку, что придало большей легитимности астанинским переговорам;
 Международный военно-технический форум «Армия», который проводится на территории России с 2015 года;
 межгосударственные заседания в рамках постоянных комиссий МПА СНГ по различным сферам взаимодействия, в особенности по вопросам обороны, безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам на постсоветском пространстве.
3. Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами:
 постсоветского пространства – ведущие государства в военно-техническом сотрудничестве с Россией Республика Казахстан и Республика Беларусь с показателями 1373 и 818 соответственно за пятилетний период ежегодных непрерывающихся поставок вооружения с 2015 по 2019 год;
 Азиатско-тихоокеанского региона – ведущие государства в военно-техническом сотрудничестве с Россией Республика Индия и Китайская Народная Республика с объемом поставленного вооружения более 7500 и 4758 соответственно за период 2015 – 2019 гг.;
 Ближнего Востока и Африки – ведущие государства в военно-техническом сотрудничестве с Россией Алжир и Египет с показателями 4131 и 2870 за 2015 – 2019 гг.
4. Коллективные международные учения:
 масштабное ежегодное учение «Боевое братство», охватывающее всех государств-членов ОДКБ;
 учение с силами и средствами разведывательных подразделений вооруженных сил государств-членов ОДКБ «Поиск»;
 учение Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие»;
 учение Миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое братство»;
 учение Коллективных авиационных сил ОДКБ «Воздушный мост»;
 учение сил и средств материально-технического обеспечения государств-членов ОДКБ «Эшелон»;
 антитеррористическое учение ОДКБ «Кобальт»;
 антинаркотическое учение ОДКБ «Гром»;
 российско-белорусские учения «Запад» и «Щит» в рамках Союзного государства;
 тактическое учение Вооруженных Сил России, Белоруссии и Сербии «Славянское братство»;
 российско-китайское морское учение «Морское взаимодействие»;
 учение «Индра» с участием Индии и России;
 российско-лаосское военное учение;
 российско-пакистанское тактическое учение «Дружба»;
 российско-египетское антитеррористическое учение «Защитники дружбы».
5. Международная миротворческая деятельность;
 российская инициатива соглашения о перемирии с группировками вооружённой оппозиции Сирии совместно с США;
 учение «Индра» с участием Индии, что проводится ежегодно в течение последних 10 лет и в рамках которого отрабатываются вопросы создания совместной группировки войск в фокусе мандата ООН для проведения совместной миротворческой операции, а также тактические действия по нейтрализации условных незаконных вооруженных формирований
 Российский центр по примирению враждующих сторон в Сирии, созданный в 2016 году на территории сирийской авиабазы Хмеймим;
 миротворческая деятельность в борьбе с мировой угрозой вируса COVID-19 на территории Италии и Сербии.
6. Международные военно-спортивные мероприятия:
 Армейские международные игры, в которых принимают участие около 35 стран с регионов Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки и постсоветского пространства на территориях 10 государств – Республики Беларусь, Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Индия, Исламской Республика Иран, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Республики Монголия, Республики Узбекистан и Российской Федерации.
7. Подготовка кадрового состава иностранных государств по данным 2019 года осуществляется для 5500 военных из 43 зарубежных стран, в том числе из:
 Беларуси, Армении, Казахстана и других стран СНГ;
 Вьетнама, Индии, Таиланда;
 стран Южной Америки;
 стран Африки.
8. Использование российской военной инфраструктуры (объектов) за рубежом:
 российско-белорусская Восточноевропейская объединённая региональная система ПВО;
 102-я российская военная база в Армении воинских подразделений России и 5-го армейского корпуса Вооруженных сил Армении;
 военная авиабаза в Чуйской области Киргизии;
 военная база в Таджикистане для 201-й армии России;
 Российский центр по примирению враждующих сторон в Сирии, созданный в 2016 году на территории авиабазы Хмеймим, где размещена российская авиагруппа;
 оперативная база российских военных вирусологов Италии и Сербии, размещенная с целью борьбы пандемии вируса COVID-19.
Таким образом, военно-дипломатическая деятельность России осуществляется также в рамках участия ОДКБ на регулярной основе в конференциях, совещаниях и встречах, организуемых департаментами и управлениями Секретариата ООН, посвященным противодействию международному терроризму, незаконному обороту наркотиков, транснациональной организованной преступности, а также важным аспектам проблематики предотвращения и урегулирования конфликтов, миротворчества, беженцев и мигрантов.
В результате изучения широкого спектра действия ОДКБ можно заключить, что Организация является важнейшим вектором реализации военной дипломатии Российской Федерации, так как в ходе исследования автор выявил, что инструменты военной дипломатии – встречи, визиты и переговоры высокого уровня Министра обороны РФ, его заместителей, начальников генеральных штабов с представителями иностранных ведомств; коллективные международные учения; использование российской военной инфраструктуры за рубежом; международные форумы, конференции, симпозиумы, семинары, заседания по военной тематике; миротворчество; военно-техническое сотрудничество с государствами-членами Организации – активно реализуются на таких платформах взаимодействия государств – участников Организации Договора о коллективной безопасности, как Коллективные силы быстрого реагирования ОДКБ, Коллективные авиационные силы ОДКБ, Миротворческие силы ОДКБ, Объединенный штаб ОДКБ, Парламентская Ассамблея ОДКБ, а также ООН и ее специализированные учреждения.
В результате проделанного контент-анализа таких документов, как Концепция внешней политики Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Военная доктрины Российской Федерации, а также посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию за 2015 – 2020 гг., автор пришел к следующим выводам. Сопряжение внешней и военной политики сопровождается отражением в Военной доктрине Российской Федерации задач внешнеполитической деятельности России. Задача обеспечения безопасности страны в Концепции внешней политики возможно при осознании внутренних и внешних военных опасностей, указанных в Военной доктрине. Созданию благоприятных внешних условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности экономики России способствует реализация задач развития военной организации и военно-политическое и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами. Задача внешнеполитического курса России укрепления международного мира, всеобщей безопасности и стабильности предполагает осуществление задач Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов путем участия в международной миротворческой деятельности под эгидой ООН и других международных организациях данного формата, что также отражено в обоих документах.
Проведя сравнительный анализ Концепции внешней политики 2016 года и 2013 года с целью выявления причин трансформации внешнеполитического курса Российской Федерации в сопряжении с военной политикой, можно отметить, что коррективы были внесены и в глобальные и в региональные приоритеты внешнеполитического курса России. Автор выявил, что такие изменения сопровождались увеличением в динамике количества конфликтов силового характера, расширение роли международного терроризма в качестве мировой угрозы и возросшей опасностью глобальных запасов ядерного оружия. По данным Упсальской Программы данных о конфликтах (UCDP) показатель всех видов конфликтов) с участием фактора силы (вооруженные конфликты с участием государств, вооруженные конфликты без участия государств и одностороннее насилие) за период 2010 – 2018 гг. в среднем вырос на 47,8%. Согласно статистической базе данных об инцидентах терроризма в мире (Global Terrorism Database) террористическое насилие достигло своего пика в 2014 году, в связи с чем в ходе исследования были выявлены ряд таких новых положений Концепции внешней политики Российской Федерации, как искаженное толкование экстремистскими силами религиозных ценностей, призывая к применению насильственных методов для достижения различных целей; негативная реакция общества на вызовы современности вследствие навязываемых извне идеологических ценностей; появление международной террористической организации «Исламское государство» и необходимость в борьбе с терроризмом создания широкой международной антитеррористической коалиции. Согласно исследованиям Стокгольмского института исследования проблем мира, глобальный запас ядерного оружия насчитывает более 13000 ядерных боеголовок, из которых Российская Федерация обладает 6500, Соединенные Штаты 6185, Франция 300, Китай 290, Великобритания 200, Пакистан 160, Индия 140, Израиль 90 и Северная Корея 30. Автор утверждает, что по причине такого крупного ядерного потенциала в мире в качестве глобального приоритета Россия преследует сокращение ядерных потенциалов и реализацию договоренности по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы на основе резолюции Совета Безопасности ООН 2231 от 20 июля 2015 года и соответствующих решений Совета управляющих МАГАТЭ в качестве приоритета регионального характера.
В качестве основных глобальных приоритетов внешней политики России определены поддержание международной безопасности и мира, обеспечение верховенства международного права, международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и предотвращении региональных конфликтов, разработка новых договоренностей в области контроля над вооружениями, сокращение ядерных потенциалов и участие в международной миротворческой деятельности.
Основными глобальными приоритетами выступают государства-участники Содружества Независимых Государств, Евро-Атлантический регион с целью нормализации отношений с США и Евросоюзом, Азиатско-Тихоокеанский регион, прежде всего Китайская Народная Республика и возрастающая роль России на ближневосточном пространстве, прежде всего в рамках двусторонних отношений России и Сирии.
Таким образом, внешняя и военная политика являются неотъемлемыми и взаимоопределяющими частями друг друга, а военная дипломатия является основным средством реализации внешней политики государства. Реализация задач внешней политики в рамках как глобальных, так и региональных приоритетов напрямую сопровождается военно-дипломатической деятельностью в сопряжении с принципами военной политики.
Тенденциями развития внешней политики Российской Федерации в среднесрочной перспективе, выявление которых необходимо для оценки эффективности российской военной дипломатии, согласно исследованию будут являться возрастание роли Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки, сохранение постсоветского пространства с такими объединениями как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Китая в качестве глобальных приоритетов внешней политики России; продолжение российской политики налаживания взаимоотношений с Евро-Атлантическим регионом; налаживание российско-украинских отношений и сохранение в качестве глобальных приоритетов верховенство международного права, поддержание стратегической стабильности и международной безопасности, а также снижение угрозы международного терроризма и региональных конфликтов.
Оценка эффективности военной дипломатии России была проведена с помощью SWOT-анализа, в ходе которого были установлены внутренние сильные и слабые стороны, а также внешние возможности и угрозы военной дипломатии в мировой среде, и теории игр, которая показала абсолютную эффективность и необходимость деятельности военной дипломатии. Согласно интерпретации созданной ситуации, предполагавшей 4 варианта развития событий в отношении заключения Меморандума между США и Россией о предотвращении инцидентов в ходе действии авиации двух государств в Сирии или отказа от него – угрозу военного столкновения, ухудшение российско-американских отношений с деструктивным характером имиджа России и США и США и России по отношению друг к другу и компромисс, то есть заключение Меморандума о предотвращении инцидентов в ходе действии авиации двух государств в Сирии, за которым последовало формирование сотрудничества, поддержание безопасности военных специалистов обоих государств и действенная помощь Сирии в урегулировании конфликтной ситуации.
Показателями эффективной военной дипломатии, согласно SWOT-анализу, выступают:
 действие военной дипломатии как в мирное, так и в военное время; действие военной дипломатии как в условиях сотрудничества, так и в конфликтных условиях; глобальный характер военной дипломатии;
 действие многостороннего (коллективного) механизма военной дипломатии;
 установление новых связей военного сотрудничества; углубление союзнического потенциала с иностранными государствами;
 повышение обороноспособности страны;
 улучшение имиджа государства на мировой арене; позиционирование военной дипломатии в качестве «мягкой силы»; восприятие государства-партнера военного сотрудничества.
Возможностями для повышения эффективности военной дипломатии в процессе SWOT-анализа автором были установлены:
 приобретение публичного характера;
 расширение институционально-правовых представителей военной дипломатии;
 расширяющие возможности военной дипломатии оперативные средства связи.
Ввиду среднесрочного прогноза актуальных тенденций внешней политики Российской Федерации, военная дипломатия необходима и перспективна и требует рекомендаций, в процессе разработки которых автор учел слабые стороны и угрозы военной дипломатии России, выявленные в ходе проведения SWOT-анализа. Таким образом, с целью повышения эффективности военно-дипломатической деятельности России на мировой арене необходимо:
 поддерживать и развивать дружественные связи и дипломатические отношения с иностранными государствами;
 расширять число партнеров военного сотрудничества и участников военно-дипломатического взаимодействия;
 сформировать единую концепцию и стратегию военной дипломатии в России;
 упрочнить институционально-правовую базу военной дипломатии России;
 сформировать единый государственный орган, координирующий военную дипломатию России;
 выработать политику финансирования российской военно-дипломатической деятельности.
В результате реализации заложенных в концепциях принципов и конкретных задачи внешней политики, Россия смогла серьезно укрепить свои позиции на мировой арене в качестве державы мирового класса.
Благодаря своей эффективности военная дипломатия может быть успешно использована в качестве ценного инструмента внешней политики и в дальнейшем, в том числе в рамках выявленных в среднесрочной перспективе приоритетов внешнеполитического курса Российского Федерации.
Военная дипломатия выступает как одно из важнейших средств защиты национальных интересов страны, а также сохранения мира против войны. До тех пор, пока сохраняется необходимость уменьшить вероятность возникновения войны, военная дипломатия как мирное средство ведения отношений между государствами и эффективный инструмент внешней политики стран, неизбежно будет использоваться всеми акторами системы международных отношений.
Военная дипломатия, способная противостоять вызовам и угрозам нового тысячелетия, ее устойчивые институционально-правовые компоненты и всеобъемлющее использование инструментария, являются ключевым инструментом эффективности внешней политики Российской Федерации.



Документы:

1. Устав Организации Объединенных Наций (с изменениями на 16 сентября 2005 года) // Нью-Йорк. – 2005;
2. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml (дата обращения: 20.01.2020);
3. Договор о коллективной безопасности (с изменениями на 10 декабря 2010 года, ратифицирован постановлением Верховного Совета от 31 июля 1993 года № 5595-1) // Ташкент. – 2010.;
4. Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года (с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности от 07.10.2002 г., подписанным 06.10.2007 г.) // Кишинев. – 2002.;
5. Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года (с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года, подписанным 10 декабря 2010 год) // Москва. – 2010.;
6. Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года (утв. решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 14.10. 2016 г.) // Москва. – 2016.;
7. Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (с изменениями на 30 ноября 2017 года; ратифицировано Федеральным законом РФ от 29 ноября 2001 года № 159-ФЗ) // Москва. – 2017.;
8. Соглашение об общих принципах создания межгосударственных научно-производственных объединений в Организации Договора о коллективной безопасности по выпуску продукции военного назначения от 10 декабря 2010 года (ратифицировано Федеральным законом РФ от 16 октября 2012 года № 177-ФЗ) // Москва. – 2010.;
9. Соглашение о сохранении специализации предприятий и организаций, участвующих в производстве продукции военного назначения в рамках Организации договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 года (ратифицировано Федеральным законом РФ от 16 октября 2012 года № 176-ФЗ) // Москва. – 2010.;
10. Соглашение о сотрудничестве государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения. Подписано 15 сентября 2015 года (ратифицировано Федеральным законом от 28.12.2016 N 480-ФЗ) // Душанбе. – 2015.;
11. Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств (ратифицировано постановлением Верховного Совета от 12 декабря 1991 года № 2014-1) // Алма-Ата. – 1991.;
12. Соглашение О Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств (Алма-Ата, 27 марта 1992 года) // Алма-Ата. – 1992.;
13. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о координации деятельности в военной области от 20 июля 1992 года (ратифицировано постановлением Верховного Совета от 27.04.1992 г. № 4865-1) // Москва. – 1992.;
14. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь (с изменениями на 2 ноября 2016 года, ратифицировано Федеральным законом РФ от 27 декабря 2009 года № 369-ФЗ) // Москва. – 2016.;
15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке завершения строительства, использования и содержания Узла Барановичи системы предупреждения о ракетном нападении, расположенного на территории Республики Беларусь от 6 января 1995 года (ратифицировано Федеральным законом РФ от 27.05.1996 г. № 59-ФЗ) // Минск. – 1995.;
16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке использования и содержания радиостанции Вилейка, расположенной на территории Республики Беларусь от 6 января 1995 года (ратифицировано Федеральным законом РФ от 27.05.1996 г. № 60-ФЗ) // Минск. – 1995.;
17. Соглашение между Российской Федерации и Республикой Беларусь по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил на территории Республики Беларусь от 6 января 1995 года (ратифицировано Федеральным законом РФ от 30.01.2002 г. № 16-ФЗ) // Минск. – 1995.;
18. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан (ратифицировано Федеральным законом РФ от 07.05.2013 года № 68-ФЗ) // Душанбе. – 2012.;
... Всего источников – 126.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ