ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ТУРИЗМА 7
1.1 Понятие и виды литературного туризма 7
1.2 Ресурсы литературного туризма 10
1.3 Основные мировые литературные центры 12
1.4 Потенциал и проблемы развития литературного туризма 18
1.5 Сегментация потребителей услуг 20
1.6 Особенности организации литературных туров 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ТУРОВ В РФ 27
2.1 Анализ предложений экскурсий и туров по внутренним направлениям 27
2.2 Анализ предложений экскурсий и туров по международным направлениям 32
2.3 Турция как перспективное направление литературного туризма 40
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНОГО МАРШРУТА 51
3. 1 Обоснование турпродукта 51
3.2 Описание турпродукта 54
3.3 Программа турпродукта 55
3.4 Калькуляция стоимости турпродукта и расчет эффективности 60
3.5 Рекомендации по продвижению 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Литературные произведения на протяжении многих столетий являлись источником вдохновения для своих читателей, истории героев могли воодушевлять на приключения и новые свершения, а жизнь писателей вызывала интерес у поклонников со всего мира, притягивая их в разные города и страны, желая узнать больше и проникнуться особой атмосферой. Такой интерес присущ и современным читателям, которые нередко выбирают именно литературные маршруты для своих путешествий.
Актуальность. Рассматриваемая тема является одной из наиболее актуальных в индустрии туризма на данный момент, поскольку культурный туризм, и, соответственно, литературный его аспект, является одним из наиболее динамично развивающихся направлений. Заинтересованность туристов произведениями зарубежной литературы растёт с каждым годом, что обуславливает спрос на литературные путешествия по международным направлениям. На данный момент, в условиях закрытия транспортного сообщения с наиболее популярными литературными центрами, необходимо переориентировать спрос на более доступную дестинацию, интересную для россиян с точки зрения культурного наследия и литературы. В настоящем времени можно наблюдать популяризацию восточной культуры и расширение культурного обмена между странами, например, в рамках «перекрестного» года культуры и туризма Россия — Турция, что способствует увеличению возможностей и перспектив развития литературного туризма, популяризацию культурного наследия, увеличения туристического потенциала стран.
Данный вид туризма исследуется на протяжении продолжительного периода времени, однако вопросы взаимосвязи путешествий и чтения литературных произведений, а также тема проектирования данного типа туров на базе современной литературы остается актуальным.
Теоретико-методологической основой исследования являются учебные пособия, статьи научных журналов и работы как российских, так и иностранных специалистов, таких как: М. Д. Сущинская, А. П. Дурович, Т. Е. Фомина, К. Томпсон, Д. Франк, М. Макгаикан, Н. Ватсон и др. Были изучены статистические материалы в области культурного и литературного туризма, к числу которых можно отнести данные Всемирной туристской организации. Помимо этого, важным стал анализ интернет-ресурсов: официальных туристических порталов, сайтов туроператоров, различных литературных объектов показа, сайтов с отзывами туристов. Всего в процессе работы было изучено 72 источника, в том числе 4 учебных пособия, 13 отечественных статей, 8 зарубежных источников и 47 интернет-ресурсов.
Новизна данной работы состоит в исследовании особенностей разработки литературных туров, изучении потенциала литературного туризма в Турции, а также разработке уникального тематического маршрута.
Теоретическая значимость работы обусловлена получением более обширного представления о сущности литературного туризма и особенностях проектирования литературных туров.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы при разработке тематических литературных маршрутов по международным направлениям, в том числе Турции.
Объектом исследования в дипломной работе являются литературные туры.
Предметом исследования являются особенности формирования литературных туров по международным направлениям.
Целью данного исследования является выявление особенностей формирования литературных туров и создание перспективного литературного маршрута по международному направлению.
На основе поставленной цели были выявлены следующие задачи исследования:
1. Изучение теоретических материалов по теме литературного туризма;
2. Изучение особенностей формирования литературных туров;
3. Анализ наиболее популярных международных культурных центров;
4. Анализ литературных предложений на российском рынке;
5. Исследование востребованности Турции как направления культурного туризма среди россиян и определение наиболее значимых литературных ресурсов в Турции;
6. Создание литературного маршрута по мотивам значимых и популярных деятелей турецкой культуры.
В ходе работы для достижения поставленной цели были применены следующие методы:
• Библиографический метод;
• Описательный метод;
• Метод терминологического анализа;
Метод классификации;
• Метод анкетирования;
• Метод сравнительного анализа.
Структура дипломной работы обусловлена поставленными целями и задачами, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первая глава рассматривает теоретические основы литературного туризма, раскрывает его понятия и классификации, историю развития данного вида туризма, проблемы и перспективы его развития, а также выделяет особенности создания литературных туров.
Вторая глава посвящена анализу существующих предложений на российском рынке как по внутреннему, так и международному направлению. Даётся характеристика основных литературных дестинаций, рассматриваются особенности представленных литературных туров. Кроме того, проводится анализ Турции как наиболее популярного направления выездного туризма среди россиян, страна рассматривается с точки зрения перспективного центра культурного и литературного туризма для россиян. Помимо этого, определяются основные литературные объекты показа, объекты туристской инфраструктуры, а также наиболее значимые деятели турецкой литературы, чье творчество может стать ресурсом для проектирования литературных маршрутов.
Третья глава включает в себя разработку литературного маршрута, его калькуляцию и экономическое обоснование, а также стратегии маркетингового продвижения.
В заключении подводятся итоги проделанной работы и формулируются основные выводы.
Литературный туризм, безусловно, является популярным направлением культурного туризма. Включение литературных маршрутов в экскурсионные программы способствует получению туристом уникального опыта, позволяет расширить представления о культуре выбранной дестинации. Всесезонность, а также широкое распространение литературных ресурсов, дает возможность создавать тематические туры на круглогодичной основе и формировать продукт, соответствующий интересам широкой аудитории, что говорит о значимости литературного туризма для развития индустрии в целом.
К основным итогам работы можно отнести:
1. Выявление, описание и анализ особенностей, необходимых для создания литературных туров. К их числу относятся отличительные черты проведения и составления графика тематических экскурсий, специфика выбора объектов показа, размещения и питания, формирование групп по принципу однородности интересов и особенности организации литературных туров для групп разных возрастов.
Анализ существующих на данный момент литературных предложений позволяет констатировать, что рынок внутреннего литературного туризма характеризуется достаточной насыщенностью и многообразием самых разных туров для туристов всех возрастов, однако число тематических туров по международным направлениям на данный момент, несмотря на имеющийся спрос на заграничные поездки, сокращается и временно не реализуется в связи с наличием транспортных ограничений. По этой причине в работе рассматривается более доступное и активно набирающее популярность направление культурного туризма - Стамбул.
Изучение особенностей Стамбула как культурного центра позволяет установить, что основная доля предложений связана с посещением городов древних цивилизаций и объектов султанского наследия, при этом, литературные предложения крайне ограничены, что говорит о том, что данная ниша является достаточно свободной. Несмотря на это, на основе данных стратегии развития туризма в Турции можно сказать, что в настоящий момент происходит всестороннее развитие Стамбула как центра культурного туризма, в следствие чего возможно активное продвижение на рынок литературных туров.
Был проанализирован потенциал Стамбула как перспективного литературного центра для российских туристов, определены тематические объекты питания и размещения, рассмотрены авторы, чьё творчество может быть задействовано при создании продукта. После рассмотрения нескольких популярных писателей было выявлено, что на данный момент Орхан Памук и его работы могут стать эффективным ресурсом для литературных маршрутов.
Были выявлены 13 литературных достопримечательностей на территории Турции, 11 из которых находятся в Стамбуле. На основании анализа имеющихся отзывов были выделены наиболее привлекательные объекты, которые представляют особый интерес для формирования тематического тура.
Таким образом, в процессе работы были осуществлены задачи, необходимые для достижения цели работы, а именно:
• Раскрыто понятие литературного туризма, его ресурсов, особенностей, видов, а также выделены основные формы проведения литературных экскурсий.
• Проанализированы существующие литературные центры, а также рассмотрены предложения российского рынка литературных туров по внутренним и международным направлениям, что дало возможность охарактеризовать рынок литературных предложений в России.
• Выявлены особенности формирования литературных экскурсий и туров, специфика задействованных при проектировании объектов туристской инфраструктуры.
• Исследован потенциал Турции как перспективного направления культурного и литературного туризма для россиян, выявлены наиболее привлекательные объекты показа и ресурсы литературного туризма в стране.
Основным итогом проделанной работы является создание перспективного литературного тура. Отличительными чертами продукта являются его уникальность, соответствие темы маршрута интересам современных читателей. Исключительность обусловлена ограниченным количеством литературных маршрутов и туров в выбранной тематике по данному направлению. Тур «По страницам Стамбула» совмещает в себе знаковые достопримечательности Турции и позволяет туристам увидеть город глазами знаменитого автора и его персонажей, истории которых разворачивались на улицах Стамбула, города с богатейшим и многогранным культурным наследием.
1. ГОСТ Р 50681- 2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»: национальный стандарт РФ от 01.07.2011.
2. Агенство путешествий Россита: сайт / Туры в Ирландию. – URL: https://rossita-travel.com/irlandija/tury/ (дата обращения: 01.03.2022)
3. Анекс Туризм туроператор: сайт / Авторский тур с Михаилом Васильевым. – URL: https://www.anextour.com/excursion-tours/spain/avtorskii-tur-s-mv (дата обращения: 25.02.2022)
4. Асламова К. В. Литературный туризм как фактор развития культурного воспитания (на примере Омского региона) / К. В. Асламова, Карасев И. Е. // Вестник Югорского государстарсвенного университета. – 2015. № S4 (39) – С. 161-166.
5. Галустян А. Ш. Литературный туризм как фактор межкультурной коммуникации (на примере РФ и РА) / А. Ш. Галустян // Сервис в России и за рубежом. – 2015. – № 5. – С. 12-25.
6. Глобал контакт туроператор: сайт / Групповые туры в Лондон. – URL: http://www.londonforyou.ru (дата обращения: 01.03.2022)
7. Гуров С.А. Литературный туризм: систематика и географические тенденции развития / С. А. Гуров, Н. В. Страчкова, Алексеенко М.А. // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. – 2018. – С. 4-14.
8. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме: учебное пособие / А.П. Дурович. СПб: Издательство Питер, 2008. – 384 с.
9. Интернет-портал «Год литературы»: сайт / Почему Памук? – URL: https://godliteratury.ru/articles/2017/02/17/pochemu-pamuk (дата обращения: 27.03.2022)
10. Интернет-портал «Год литературы»: сайт / Студенты и предприниматели читают больше всех. – URL: https://godliteratury.ru/articles/2020/12/15/studenty-i-predprinimateli-chitaiut-bolshe-vseh (дата обращения: 12.02.2022)
11. Кабаева Е.С. Перспективы развития литературного туризма / Е.С. Кабаева // Сборник статьей Самарской государственной областной академии. – 2013. - С.20-22.
12. Колупаев А.А., Характеристика туристской деятельности, / А.А. Колупав // Науки и туризм: стратегии взаимодействия. – 2017.– № 6 (4). – C. 45-67.
13. Лапочкина В.В. Ключевые аспекты становления и перспективы развития тематического литературного туризма: отечественный и зарубежный опыт / В. В7 Лапочкина // Вестник ассоциации университетов туризма и сервиса. – 2015. – № 2 (9). – С.66-76.
14. Магазин Путешествий туроператор: сайт / Расписание однодневных экскурсий – URL: https://magput.ru/?id=633 (дата обращения: 01.04.2022)
15. Магазин Путешествий туроператор: сайт / Тур «Гении русской литературы» – URL: https://magput.ru/?viewprog=15127 (дата обращения: 01.02.2022)
16. Магазин Путешествий туроператор: сайт / Тур «Империя русских поэтов» – URL: https://magput.ru/?viewprog=10788 (дата обращения: 01.04.2022)
17. Магазин Путешествий туроператор: сайт / Тур «Литературная империя русских поэтов» – URL: https://magput.ru/?viewprog=29436 (дата обращения: 01.04.2022)
18. Магазин Путешествий туроператор: сайт / Тур «Литературные истоки России» – URL: https://magput.ru/?viewprog=11410 (дата обращения: 01.04.2022)
19. Мартьянова Е.Г. Особенности исследования и развития литературного туризма как разновидности культурного туризма в России и Тульской области / Е. Г. Мартьянова, Е. Н. Чеснова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2017. – № 1 (12). – С. 69-79.
20. Невские сезоны туроператор: сайт / Тур «Литературный Петербург» – URL: https://nevaseasons.ru/school/ (дата обращения: 02.04.2022)
21. Невские сезоны туроператор: сайт / Экскурсии по Петербургу и пригородам / – URL: https://nevaseasons.ru/space (дата обращения: 02.04.2022)
22. Официальный сайт «Ассоциация Туроператоров России»: сайт / В АТОР подвели туристические итоги 2021 года. – URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58171.html (дата обращения: 27.03.2022)
23. Официальный сайт «Ассоциация Туроператоров России»: сайт / Россия и Турция поделили майские праздники. – URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/59762.html (дата обращения. 05.04.2022)
24. Официальный сайт Института статистики Испании: сайт / TouristMovementonBorders. – URL: https://www.ine.es/jaxiT3/Tabla.htm?t=10822 (дата обращения: 02.04.2022)
25. Официальный сайт информационного туристического портала «GoTürkiye»: сайт / Маршруты по культурным достопримечательностям. – URL: https://cultureturkiye.com/ (дата обращения: 10.02.2022)
26. Официальный сайт комитета по развитию туризма в Санкт-Петербурге: сайт. – URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/news/229496/ (дата обращения: 12.03.2022)
27. Официальный сайт компании «Weekendtour»: сайт / Литературный тур - Франц Кафка. – URL: http://www.weekendtour.ru/wetours/literaturniy-tur-frants-kafka.html (дата обращения: 02.04.2022)
28. Официальный сайт круизный компании «Volgadream»: сайт. – URL: https://www.volgadream.ru/ (дата обращения: 12.03.2022)
29. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации: сайт / «Перекрестный» Год культуры и туризма Россия — Турция. – URL: https://culture.gov.ru/press/news/perekrestnyy_god_kultury_rossiya_turtsiya_zavershitsya_v_stambule_russkoy_mozaikoy/ (дата обращения:10.03.2022)
30. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации: сайт / Определены регионы – участники «Музейных маршрутов России» в 2022 году. – URL: https://culture.gov.ru/press/news/opredeleny_regiony_uchastniki_muzeynykh_marshrutov_rossii_v_2022_godu/ (дата обращения: 27.03.2022)
31. Официальный сайт портала Музеи России: сайт. – URL: http://www.museum.ru/ (дата обращения: 22.03.2022)
32. Официальный сайт сетевого издания «Forbes: сайт / Орхан Памук, Джонатан Франзен, Майя Лунде: 15 главных книг весны-лета 2022 года. – URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/455331-orhan-pamuk-dzonatan-franzen-maja-lunde-15-glavnyh-knig-vesny-leta-2022-goda (дата обращения. 27.02.2022)
33. Официальный сайт электронного фонда правовых и нормативно-технических документов «Кодекс» / Проектирование туристских услуг. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200083215 (дата обращения: 12.02.2022)
34. ОфициальныйсайтЮНВТО / UNWTO World Tourism Barometer (Russian version) - Statistical annex, May 2021. – URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/envir_e/unwto_barom21.pdf (датаобращения: 02.04.2022)
35. Официальный сайт ЮНЕСКО: сайт / Сеть творческих городов ЮНЕСКО. – URL http://unesco.ru/activity/ccn/ ( дата обращения: 19.03.2022)
36. Петротур туроператор: сайт / Тур «Русь купцов и поэтов» – URL: https://petrotour.ru/tours/8253.html (дата обращения: 02.04.2022)
37. Пушкарева А. Историко-краеведческий журнал «Мономах». / А. Пушкарёва // Историко-краеведческий, культурно-просветительский журнал «Ульяновская правда». – Ульяновск – 2016. – № 1 (97). – С. 5.
38. Сервис онлайн-бронирования экскурсий Tripster: сайт / Экскурсии в Париже. – URL: https://experience.tripster.ru/experience/Paris/ (дата обращеня 01.03.2022)
39. Сервис онлайн-бронирования экскурсий Экстрагид: сайт / Прага: легенды, писатели, книги и их герои. – URL: https://extraguide.ru/czech-republic/prague/excursion-1167/ (дата обращения: 25.02.2022)
40. Сервис электронных книг ЛитРес: сайт / Орхан Памук. – URL: https://www.litres.ru/orhan-pamuk-2/ (дата обращения: 23.02.2022)
41. Серебряное кольцо туроператор: сайт / Тур «Москва литературная» – URL: https://www.silver-ring.ru/ru/trip/ru/moskvaisolotoyekoltso/moskva-literaturnaya/ (дата обращения: 02.04.2022)
42. Серебряное кольцо туроператор: сайт / Тур «Неделя в Париже. Литературный променад» – URL: https://www.silver-ring.ru/ru/trip/eu/turyvofranciyu/paris-literaturniy/ (дата обращения: 02.03.2022)
43. Созвездие туроператор: сайт / Туры в Чехию в 2022 году. – URL: https://sozvezdie-tour.ru/cat/tury/chekhiya (дата обращения: 25.02.2022)
44. СтарТур туроператор: сайт / Тур «Париж по-русски!» – URL: https://startour.ru/eks/avtorskiy-tur-russkiy-parizh-mini-gruppa-204574 (дата обращения: 02.04.2022)
45. Студия индивидуального отдыха и туризма Свои люди: сайт / Экскурсионные туры. – URL: https://www.svoiludi.ru/ (дата обращения: 01.03.2022)
46. Сущинская М.Д. Культурный туризм: учебное пособие / М.Д. Сущинская. – СПб. : Издательство СПбГУЭФ, 2010. – 128 с.
47. Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса / Фонд «Центр стратегических разработок»: официальный сайт. – URL: https://www.csr.ru/ru/publications/turindustriya-cherez-prizmu-drayverov-i-barerov-biznesa/ (дата обращения: 15.03.2022)
48. Туристическая компания Кариатида: сайт / Тур "Harry Potter & Лондон». – URL: https://www.kariatida.com/world/abroad/greatbritain/tours/6079/ (дата обращения: 18.03.2022)
49. Туристический портал «GuidePrague»: сайт / Франц Кафка и Прага. – URL: https://www.guide-prague.cz/rus/ (дата обращения: 25.02.2022)
50. Туроператор «Дэйли»: сайт / Тур «Дворянин на Волге» – URL: https://www.dailyltd.ru/dvorianin_na_volge (дата обращения: 09.04.2022)
51. Фошина Т. Е. Современное состояние и перспективы развития литературного туризма в России / Т. Е. Фомина // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования – 2009. – С. 681-684.
52. Челнокова Е. А. Социальные факторы развития литературного туризма в Нижегородской области / Е.А. Челнокова, С.Н. Казначеев // Достижения в области экономики, бизнеса и управленческих исследований. – 2016 – Т. 139. – С. 588-592.
53. Шинкаренко Я.В., Литературный туризм как перспективное направление развития культурно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области / Я. В. Шинкаренко, Е. С. Миленчук // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2021. – № 2 (9). – С.66-75
54. Шульпяков Г. Сетевое издание «Горький»: сайт / Глеб Шульпяков «Стамбул как книга». – URL: https://gorky.media/context/stambul-kak-kniga/ (дата обращения: 10.03.2022)
55. A. Hoppen Literary places and tourism. – UK: Bournemouth University, 2012. – 96 p.
56. Edinburg tourism action group: website / Facts and figures 2019. – URL: https://www.etag.org.uk/2019/02/etag-2019-conference/ (дата обращения: 05.03.2022)
57. Frank, J. Regenerating Regional Culture: A Study of the International Book Town Movement. – N.Y.: Palgrave Macmillan, 2017 – 240 р.
58. Jenkins I. Literary Tourism: Theories, Practice and Case Studies. – UK.: CABI International, 2019. – 197 р.
59. K. Thompson Literary tourism market analysis in the northern periphery area. – Dublin: ICBAN, 2018. – P. 2- 45.
60. Mayor of London: website. – URL: https://www.london.gov.uk/ (дата обращения: 24.03.2022)
61. McGuckian M. Literary Tourism and Yeats. – Ireland: THRIC, 2015. – Р. 2-15.
62. Mintel market intelligence agency: website / Costumers trends in 2021, travel and tourism market research. / – URL: https://www.mintel.com/travel-and-tourism-market-research (дата обращения: 27.03.2022)
63. Nicola J. Watson The Literary Tourist Readers and Places in Romantic &Victorian Britain. – N.Y..: Palgrave Macmillan, 2006. – 232 p.
64. Pacgroup туроператор: сайт / Экскурсионные туры в Ирландию.– URL: https://www.pac.ru/tour/search/city-213217/rest-14/country-213129/ (дата обращения: 01.03.2022)
65. Paris Convention and Visitors Bureau: website. – URL: https://en.parisinfo.com/ (дата обращения: 03.03.2022)
66. R. Batler Tourism Area Life Cycle, Vol. 2: Conceptual And Theoretical Issues. – N.Y.: Channel View Publications, 2006. – p. 101-123
67. Tour operator British Tours: website. – URL: https://www.britishtours.com/literary-tours-england (дата обращения: 01.04.2022)
68. Tourism Ireland: website. – URL: https://www.tourismireland.com/ (дата обращения: 03.03.2022)
69. UNESCOWorldHeritageCentre: сайт / Исторические районы Стамбула. – URL: https://whc.unesco.org/ru/list/356 (дата обращения: 12.02.2022)
70. VisitDublin: website. – URL: https://www.visitdublin.com/ (дата обращения: 01.04.2022)
71. VisitScotland: website /Edinburgh and Lothians Factsheet 2019. – URL: https://www.visitscotland.org/research-insights/regions/edinburgh-lothians (дата обращения: 05.04.2022)
72. VisitScotland: website. – URL: https://www.visitscotland.com/ (дата обращения: 28.03.2022)