ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА ИРАНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ………………………………..…………..……………………………….6
1.1. Возникновение ядерной программы Ирана в шахский период (1953 – 1978 гг.)…………………………………………………………….………………...………...6
1.2. Трансформация роли ядерной программы в Исламской республике Иран (1979-2002 гг.)…………………………………………………………………………………15
1.3. Иранская ядерная проблема: международный аспект (2002-2015 гг.)………………………………………………………………………..………….......25
ГЛАВА 2. ИРИ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………35
2.1. Проблема урегулирования иранского ядерного кризиса……………………..….......................................................................................35
2.2. Постсанкционный этап: вызовы и возможности для международного сотрудничества………………………………………………………………………...44
2.3. Перспективы двусторонних отношений РФ и ИРИ в условиях отмены санкционного режима…………………………………………………………………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………....61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………...66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………....85
Глобализационные процессы, берущие начало еще в XX в., обуславливают тесную взаимосвязь государств мира, проницаемость границ, взаимозависимость национальных экономик, формирующих мировой рынок, таким образом, способствуя процессу интеграции стран, ведущей к общему всестороннему развитию. Подобные положительные тенденции, однако, являются не единственным следствием глобализации. Одним из результатов тесного сближения стран является актуализация вопроса безопасности, выражающегося в необходимости обеспечения стабильности, мирного характера развития всех государств как элементов единой системы на фоне ряда ее дисфункций – локальных конфликтов, находящихся в активном или замороженном состоянии, агрессивных действий со стороны различных организаций, террористических групп и т.д. Последнее делает крайне значимым вопрос нераспространения ядерного оружия, применение которого грозит крупномасштабными и долгосрочными последствиями. С учетом активизации воинствующих бандформирований, способных получить доступ к ядерным материалам, в чувствительном регионе Ближнего Востока, ядерный вопрос Исламской Республики Иран приобретает первостепенное значение для поддержания мира и укрепления системы региональной безопасности, в том числе через создание зоны свободной от ядерного оружия в ближневосточном регионе. Затяжной характер рассматриваемой проблемы делает ее тем интереснее, что при совместных усилиях часто противопоставляемых друг другу акторов мировой политики, удалось добиться соглашения, таким образом, разрешив критические противоречия. Однако, исторический контекст определяемый антагонизмом основных сторон переговорного процесса по ядерной программе – Ирана и США, создает условия для обнуления прогресса.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена значительной ролью ядерной проблематики в рамках системы международных отношений в условиях актуализации проблем безопасности, в том числе связанных с режимом нераспространения.
Целью представленной работы является комплексный анализ ядерного фактора в истории Ирана, его влияния на отношения Ирана с другими государствами мира, с последующей оценкой процесса урегулирования и его последствий.
Задачами данного исследования ставятся:
1. Рассмотрение процесса становления и развития ядерной программы Ирана в различные исторические периоды, а именно во времена правления шахской династии Пехлеви, исламского режима, установленного в стране в ходе Исламской революции 1979 г.
2. Отслеживание основных этапов кризиса, возникшего вокруг ядерной программы со времени возникновения Исламской Республики Иран
3. Оценка перспектив, возникших в связи с достижением соглашения по ядерной программе
4. Оценка возможных угроз реализации положений достигнутого соглашения
5. Оценка перспектив двусторонних российско-иранских отношений после достижения соглашения
Объектом исследования в данной работе выступает современный Иран в контексте глобальной политики.
Предметом исследования является ядерная программа Ирана на различных исторических этапах.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили системный и исторический подходы.
Источниковедческой базой данного исследования выступают нормативные акты МАГАТЭ, двусторонние межгосударственные договоры и соглашения различных лет, рассекреченные документы американских разведывательных и внешнеполитических органов, а также международные и национальные акты, имеющие отношение к установлению санкционного режима в отношении ИРИ.
Научная новизна и практическая значимость работы обусловлена сравнительно небольшим количеством отечественных комплексных исследований рассматриваемой проблемы, являющейся принципиально важной с точки зрения выстраивания внешней политики РФ в современных условиях, характеризующихся взаимозависимостью государств, главным образом в вопросах обеспечения безопасности. Также, важным представляется то, что подписание Совместного всеобъемлющего плана действий в июле 2015 г. положило начало процессу «выбора ориентации» Тегерана на международной арене. Россия, будучи традиционным партнером Ирана, в новых условиях, когда ИРИ становится привлекательной для других государств, должна тщательно подходить к вопросу выработки стратегии двустороннего российско-иранского взаимодействия, учитывая возможность столкновения интересов двух сторон в определенных сферах.
Ядерная программа Ирана, начавшаяся благодаря инициативе президента США Дуайта Эйзенхауэра «Атом для мира» (1953), в период правления Мохаммеда Резы Пехлеви получила значительную поддержку со стороны стран Запада. Сотрудничество Вашингтона с Тегераном в сфере ядерной энергии может рассматриваться в более общем контексте американо-иранских отношений того периода. Последние характеризовались стремлением США к оформлению в Иране лояльного режима в целях распространения влияния в ближневосточном регионе, создания регионального центра силы в лице Тегерана в контексте противоборства с СССР, а также заинтересованностью Вашингтона в обеспечении доступа к значительным запасам энергоресурсов, как в самом Иране, так и в близлежащих странах. Противоречия в вопросе развития ядерной программы проявились еще в шахский период и были обусловлены амбициями шаха в области развития ядерной мощи страны. При этом в процессе урегулирования возникших вопросов, Запад шел на значительные уступки Ирану, обсуждая, в том числе возможность строительства завода по переработке урана, а также хранения ОЯТ на иранской территории. Исламский режим, установленный в ходе Исламской революции 1979 г. в Иране во главе с аятоллой Хомейни, проводя политику отторжения Запада на почве отстаивания идеи культурной автономии, приостанавливает национальную ядерную программу, однако, получающую развитие в период ирано-иракской войны 1980-1988 гг. и рассматривающуюся в качестве фактора обеспечения безопасности страны через ядерное сдерживание. Кроме того, начавшийся в стране в конце 70-х гг., и усугубившийся во время ирано-иракской войны энергетический кризис, привел к актуализации ядерной программы в качестве дополнительного источника электроэнергии. Подпольный характер активности Тегерана в ядерной сфере, развитие ракетной программы, поддержка Хезболлы и ХАМАСа определяют усиление противоречий между Ираном и Западом, увеличивая подозрения последнего в разработке ИРИ ядерного оружия. С начала 1990-х гг. возобновляется деятельность в атомной энергетической сфере при поддержке России. Начало подобного сотрудничества, во многом, носило вынужденный характер и определялось, фактически, отсутствием альтернатив у Ирана, в связи с препятствованием США в налаживании сотрудничества с европейскими и азиатскими государствами, неспособными или нежелающими оказать сопротивление Вашингтону.
Период 2002- 2015 гг. является кризисным этапом ядерной программы Ирана и характеризуется действием санкционного режима, опирающегося как на международные, так и на односторонние национальные акты. В это же время имеет место переговорный процесс в формате «Евротройки», с последующим присоединением новых сторон и образованием «шестерки», в создании и деятельности которой Россия играла ведущую роль. Достигнутое в июле 2015 г. соглашение открыло новый этап в истории ядерной программы и самой ИРИ.
Ключевыми последствиями снятия санкций стали:
1. Для Ирана:
1.1. Приток капиталов, выразившийся в освобождении ранее недоступных, в связи с заморозкой, активов
1.2. Возвращение на мировые рынки нефти и газа
1.3. Восстановление соединения с мировой финансовой и рыночной системами
1.4. Возможность полноценного участия в международных организациях, в частности возобновление процесса вступления в ШОС в качестве полноправного члена
2. Для международных акторов:
2.1. Возможность участия в совместных с иранскими партнерами проектах в энергетической сфере, в том числе нефтегазовой промышленности
2.2. Открытие рынка сбыта товаров и услуг в Иране
2.3. Открытие альтернативного источника энергоносителей в лице Ирана
Успех, достигнутый в ходе диалога по ядерной проблеме, был обусловлен наличием ряда предпосылок, способствующим заключению соглашения. Во-первых, в Иране в условиях действия санкционного режима и как следствие тяжелой экономической ситуации, создался запрос преодоления кризиса, что нашло отражение в победе действующего президента-реформатора Х. Роухани на выборах. Во-вторых, европейские страны-участницы переговорного процесса, а также Китай были заинтересованы в снятии санкций, в связи с ориентацией на широкое экономическое взаимодействие с Тегераном. Кроме того, активизация террористических группировок, главным образом ИГ, в регионе, сделало Иран выгодным союзником, создав, таким образом, объективные условия, подкрепляемые увязкой Ираном вопроса участия в антитеррористической коалиции решением ядерной проблемы, для достижения соглашения.
На постсанкционном этапе Иран реализует прагматичную политику, направленную главным образом на восстановление своей экономики, развитие промышленности и инфраструктуры через привлечение иностранных капиталов, увеличение объемов экспорта нефти. Происходит налаживание отношений с государствами-соседями, ЕС, рассматриваемыми ИРИ потенциальным рынком сбыта энергоресурсов, преимущественно газа. В целом положительная динамика постсанкционного этапа отмечается сохраняющимся напряжением в отношениях ИРИ и США, что также обуславливается высоким уровнем недоверия к Тегерану Тель-Авива. Ракетная программа остается одним из основных пунктов повестки, т.к. рассматривается в качестве механизма производства средств доставки ядерного оружия, а, следовательно, вопрос последнего остается актуальным. Таким образом, срыв реализации положений СВПД может иметь место в случае интенсификации противоречий США, Израиля, стран Запада с одной стороны, Ирана – с другой. В случае выхода одной из сторон из соглашения, возможна реанимация силового сценария разрешения кризиса, что, безусловно, грозит дестабилизацией ситуации в ближневосточном регионе и может привести к глобальным последствиям. Динамика развития отношений и урегулирования существующих противоречий будет зависеть от политики новой администрации США, где в ноябре 2016 г. пройдут президентские выборы, а также позиции будущего президента ИРИ, выборы которого пройдут летом 2017 г.
Двусторонние российско-иранские отношения на постсанкционном этапе в целом характеризуются серьезным потенциалом сотрудничества в различных сферах. Наиболее перспективным представляется военно-политическое и военно-техническое сотрудничество. Снятие санкционного режима с Ирана способствовало интенсификации двусторонних отношений в области политической кооперации, реализации проектов в сфере безопасности и борьбы с терроризмом. Политический вес Ирана в регионе представляется стратегическим фактором, способным повлиять на урегулирование локальных конфликтов, способствовать укреплению системы региональной безопасности, а также режима нераспространения; исключительная боеспособность Корпуса стражей исламской революции (КСИР), с учетом заинтересованности Тегерана в борьбе с терроризмом создает дополнительный потенциал для антитеррористической деятельности, в частности борьбы с ИГ и другими бандформированиями. В военно-технической области Россия может выступить основным поставщиком вооружений Тегерану. При этом, велика вероятность, что поставки оружия могут начаться в соответствии с разрешительным порядком поставок ранее оговоренного в Резолюции СБ ООН № 2231 срока.
Проблематичным видится активное участие России в инвестиционной деятельности в Иране на фоне трудной экономической ситуации в стране. При этом, как отмечал в начале февраля 2016 г. Советник Рахбара Али Акбар Велаяти - желание «иметь обширные связи» должно быть подкреплено соответствующими денежными средствами.1
Наиболее острым вопросом взаимодействия видится сфера энергоресурсов. Несмотря на то, что в ближайшей перспективе в силу объективных причин Ирану не удастся занять место России в газовом секторе в Европе, тема сотрудничества в этой сфере, не поднимается со стороны иранских партнеров с момент заключения ядерной сделки. В то же время, известно, что ИРИ прорабатывает различные варианты доставки своего газа в Европу. Так, в частности, известно, что Иран успешно ведет переговоры о поставках газа в ЕС с использованием FLNG – морских судов, сжижающих газ и поставляющих его покупателям.2 Перспективным может рассматриваться сотрудничество России и Ирана как в газовой, так и нефтяной сфере, с учетом заинтересованности обеих стран в высоких ценах на энергоносители и освоении рынков сбыта ресурсов. Вероятность подобного, однако, низка, в силу заинтересованности Тегерана в сохранении ресурсной автономии, способности самостоятельно, пусть и в долгосрочной перспективе осваивать новые рынки. России в подобных условиях необходимо выработать стратегию, позволяющую оказывать влияние и осуществлять контроль над поставками иранских энергоресурсов на рынки. Так, можно изучить возможность включения в условия двусторонних соглашений и контрактов в военно-политической сфере статью, связанную с энергетической безопасностью; обуславливать выдачу кредитов, участие в энергетических проектах, в том числе по ядерной энергии, взаимными гарантиями по поставкам ресурсов; заняться разработкой возможности участия России в создании совместных производств и разработки месторождений; рассмотреть иные механизмы воздействия с участием интеграционных образований.
1. Договор о нераспространении ядерного оружия [Электронный ресурс] // Сайт ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml
2. Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между РФ и ИРИ [Электронный ресурс] // Архив МИД РФ – Режим доступа: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/5D03959EA7B7215943257F7700477720
3. Долгосрочная программа торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между СССР и ИРИ, на период до 2000 года (Москва, 22 июня 1989 г.) [Электронный ресурс] // Bestpravo.ru. – Режим доступа: http://russia.bestpravo.ru/fed1991/data02/tex12913.htm
4. Протокол между Правительством РФ и Правительством ИРИ о внесении дополнения в Соглашение между Правительством РФ и Правительством ИРИ о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана АЭС от 25 августа 1992г. [Электронный ресурс] // Архив МИД РФ. – Режим доступа: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/CC864D1C707216BD43257F77004778EF
5. Протокол к Соглашению между Правительством РФ и Правительством ИРИ о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана АЭС от 25 августа 1992 г. [Электронный ресурс] // Росатом. – Режим доступа: http://www.rosatom.ru/resources/03a10680462aa521b6ecf6d490c073ed/protocol_russia_iran_rus.pdf
6. Резолюция 2231 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7488-м заседании 20 июля 2015 года. [Электронный ресурс] // Резолюции Совета Безопасности ООН от 2015 года. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/2231(2015)
7. Совместный всеобъемлющий план действий, Вена, 14 июля 2015 года [Электронный ресурс] // Сайт ООН. – Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/225/51/PDF/N1522551.pdf?OpenElement
8. Соглашение между Правительством РФ и Правительством ИРИ о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана АЭС [Электронный ресурс] // Архив МИД РФ. – Режим доступа: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/EA6DD2836253625243257F77004797BF
9. Указ Президента РФ от 28.11.2007 г. № 1593 [Электронный ресурс] // Сайт Президента РФ. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26539
10. Указ Президента РФ от 05.05.2008 г. №682 [Электронный ресурс] // Сайт Президента РФ. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/27355
11. Указ Президента РФ от 22.09.2010 г. № 1154 [Электронный ресурс] // Сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/31772
12. GOV/2003/40 [Electronic resource] // IAEA. 6 June.2003. - Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/gov2003-40.pdf
13. GOV/2003/69 [Electronic resource] // IAEA.12 September.2003. - Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/gov2003-69.pdf
14. GOV/2003/75 [Electronic resource] // IAEA.10 November, 2003. - Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/gov2003-75.pdf
15. GOV/2005/77 [Electronic resource] // IAEA. 24 September, 2005. - Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/gov2005-77.pdf
...