Введение 3
Глава 1. Уголовно наказуемое хулиганство в истории уголовного права России и уголовном законодательстве зарубежных стран 6
1.1. История развития понятия уголовно наказуемого хулиганства в России 6
1.2. Ответственность за хулиганство в уголовном праве зарубежных стран 11
Глава 2. Основные признаки уголовно-наказуемого хулиганства 17
2.1 Уголовно-правовая характеристика состава хулиганства 17
2.1.1. Объект преступления. 17
2.1.2. Субъект преступления. 18
2.1.3. Объективная сторона преступления. 18
2.1.4. Субъективная сторона преступления. 23
2.2 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки хулиганства 26
Глава 3. Отграничение хулиганства от смежных составов 30
3.1. Разграничение хулиганства и преступления против личности. 30
3.2. Разграничение хулиганства и преступлений против собственности. 33
3.3. Разграничение хулиганства и преступлений против общественной безопасности. 36
Глава 4. Совершенствование законодательства и практики Верховного Суда Российской Федерации 39
4.1. Внесение изменений в Постановление Пленума Верховного Суда от 15.11.2007 г. № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» 39
4.2. Внесение изменений в статью 213 Уголовного кодекса Российской Федерации 42
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Установление уголовно-правового запрета с конституционной точки зрения должно иметь веские основания, вследствие того, что уголовное наказание предполагается как крайняя мера реагирования государства.
Возможность законодателя устанавливать уголовно-правовые запреты в пределах своих полномочий и интересов общества определяется ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Установление уголовной ответственности за хулиганство обусловлено необходимостью защиты интересов общества в целом, а также наличием общественной опасности данного деяния.
Хулиганство посягает как непосредственно на интересы граждан, так и на интересы общества в целом, в связи с чем законодатель и устанавливает уголовную ответственность за его совершение.
В связи со сложностью квалификации уголовно-наказуемого хулиганства, для правильной интерпретации деяний, разграничения его со смежными составами, предполагается необходимым выявить особенности признаков хулиганства, установить критерии разграничения.
Также крайне важно выявить типичные ошибки, совершаемые правоприменителем при квалификации деяния по статье 213 Уголовного кодекса Российской Федерации, чтобы найти разумные пути решения данных проблем.
Кроме того, на данный момент Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» не соответствует Уголовному кодексу Российской Федерации, вследствие чего явно нуждается в приведении в соответствие с действующим законодательством.
Помимо этого, с учётом выявленных особенностей состава, количества преступлений, их направленности, а также ошибок применения, необходимо совершенствовать уголовное законодательство для сохранения баланса между общественной опасностью и степенью государственного реагирования на её проявления.
В соответствии со статистикой Министерства внутренних дел за январь – декабрь 2021 года хулиганство составляет 0,1 % от общего количества преступлений в России.1
За январь-декабрь 2022 года2, а также за январь-февраль 2023 года показатели аналогичные – 0,1% от общего количества преступлений в России3.
Стоит отметить, что процент раскрываемости в 2021 году по сведениям Министерства внутренних дел составляет 67,2%, в 2022 году процент раскрываемости был высокий – 97,9 %, а за период январь-февраль 2023 года данный показатель составляет 73,9%.
В соответствии со статистикой Министерства внутренних дел за январь-декабрь 2022 год, 61,5% от общего количества преступлений, предусмотренных ст. 213 УК РФ, совершаются в общественных местах и на улицах, а также на дорогах и трассах вне населённых пунктов.4
Криминологические исследования позволяют определить характеристики лиц, чаще всего совершающих хулиганство.
Так, статистические данные указывают на то, что среди таковых значительно больше мужчин, чем женщин (89, 3% против 10,7% соответственно). Хулиганство чаще всего совершают лица в возрасте от 18 до 24 лет (28,6%), в то время как количество лиц 14-15 лет составляет 2,4% от общего числа, 16-17 лет – 8,7%, 25-30 – 14,7%. Реже всего хулиганство совершается лицами старше 50 лет. Более 80% лиц, осуждённых за хулиганство, в момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного опьянения.5
Таким образом, уголовно наказуемое хулиганство является преступлением, непосредственно касающимся благополучия граждан, проживающих в Российской Федерации, и требует особого внимания при квалификации и решении вопроса о привлечении лица к ответственности.
Специфика хулиганства существенно осложняет правильную квалификацию данного преступления.
Несмотря на то, что объективная сторона хулиганства схожа со многими иными преступлениями, она имеет свои неповторимые особенности, позволяющими отграничить хулиганство от иных составов.
Кроме того, тем, что особенно отличает уголовно-наказуемое хулиганство от иных составов, которым характерно применение насилия, уничтожение имущества, является хулиганский мотив. Данный признак субъективной стороны является ярко выраженным, что также позволяет правильно отграничить хулиганство от иных преступлений.
Несмотря на то, что хулиганство давно наличествует в уголовном законодательстве России, правоприменители, тем не менее, иногда неправильно квалифицируют деяния лиц. Например, квалифицируют по ст. 213 УК РФ причинение тяжкого вреда здоровью, что является абсолютно неверным.
Кроме того, необходимо отметить, что ПП ВС от 15.11.2007 года № 45 явно требует внесения изменений в соответствии с действующей редакцией УК РФ, о чём было подробно указано в данной работе. В целом, данное Постановление было вынесено в 2007 году и с того момента не претерпело изменений, несмотря на то, что за это время в статью 213 УК РФ множество раз были внесены различные изменения.
Кроме того, текст Постановления требует не только приведения в соответствие действующей редакции закона, но и внесения дополнений.
Возможно, существует необходимость не в обновлении текста существующего Постановления, а вынесение уже нового Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъясняющего применение ст. 213 УК РФ.
В действиях законодателя в целом прослеживается путь «возвращения» к тому виду уголовно-наказуемого хулиганства, который оно имело в УК РСФСР 1960 года. В связи с этим представляется необходимым внесение изменения в Уголовный кодекс, связанных с применением признаков, содержащихся в ст. 206 УК РСФСР 1960 года, такими как «исключительный цинизм» и «особая дерзость», а также введение новых квалифицирующих признаков «совершение хулиганства в ходе массового мероприятия» и «совершение хулиганства, связанного со срывом массового мероприятия».
Некоторые существующие квалифицирующие признаки уголовно наказуемого хулиганства нуждаются в уточнении.
1. Конституция Российской Федерации;
2. Декрет Совета Народных Комиссаров от 04.05.1918 г. «О революционных трибуналах»;
3. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.;
4. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.;
5. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. (ред. от 27.08.1993 г.);
6. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (ред. от 14.04.2023 г.);
7. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оружии»;
8. «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 28.02.2023);
9. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2022);
10. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»;
11. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (ред. от 05.12.2022);
12. Федеральный закон от 24.07.2007 № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»;
13. Федеральный закон от 07.03.2011 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»;
14. Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
15. Федеральный закон от 24.11.2014 № 370-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
...