Введение 3
Глава 1. Научно-популярная периодика в России. Современное состояние 7
1.1 Современное состояние на рынке печатной научно-популярной периодики 7
1.2 Научно-популярные ресурсы 14
2. Структурные элементы композиционно-графической модели издания и ее визуальное восприятие 18
3. Особенности КГМ научно-популярных изданий 28
Глава 2. Тематическая концепция и композиционно-графическая модель журнала «Научрок» 43
2.1 Тематическая концепция издания 43
2.2 Особенности композиционно-графической модели 49
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 64
Во все времена, с тех пор как было совершено первое научное открытие, была проблема: как рассказать о результате людям, которые не разбираются в науке? Как привлечь в науку, такую сложную для понимания область, больше людей? Другими словами, как пишет Э. Лазаревич, «популяризации науки почти столько же лет, сколько самой науке1».
Роль популяризатора быстро стала выполнять печатная пресса, из которой выделилось целое научно-популярное направление. Сложно переоценить роль научно-популярной периодики в обществе. Она обеспечивает население новыми знаниями, заставляет их думать, объясняет, толкует непонятные вещи, привлекает к участию. Очевидно, что научно-популярная периодика необходима — существует явная зависимость между богатством государства и образованностью населения. Очевидно, что без научного прогресса любое общество, любое государство обречено на отставание, и, следовательно — на падение уровня жизни и конкурентоспособности по сравнению с остальными странами. Безусловно, допускать это нельзя ни в коем случае. Во многом этим и вызвано создание этого проекта.
Может сложиться впечатление, что падение тиражей научно-популярных изданий и снижение их популярности сегодня — явление объективное, и связано не столько с развитием Интернета, сколько с отсутствием надобности в популяризации науки в принципе? Конечно, это не так. Несмотря на падение интереса к науке в российском обществе, популяризация науки важна для:
1. Самой науки. Ее популяризация и корректное освещение результатов исследований поднимет престиж науки в обществе и в перспективе привлечет в науку новые кадры.
2. Государства. Научно-популярная журналистика выступает еще одним инструментом образования населения, что отражается на экономических показателях. Уровень образования во многом определяет экономическое развитие страны. Принято считать, что в развитых странах 60% прироста национального дохода определяется увеличением объема знаний и образованности общества. Следовательно, вложенные государством сегодня средства в образование людей, завтра обеспечат прирост ВВП2.
3. Популяризация науки важна для бизнеса — в будущем это обеспечит приток квалифицированных и образованных специалистов.
4. Для общества — научно-популярная периодика удовлетворяет потребность человека в знании об окружающем мире, обществе, других людях. Также она работает на устойчивое развитие стандартов критического мышления, и как следствие — экономический рост.
Таким образом, актуальность данного проекта связана с потребностью общества в научно-популярной периодике и тех функциях, которые она для этого общества выполняет. По мнению некоторых экспертов в России на сегодняшний день нет сформированного рынка научно-популярных изданий, что располагает к созданию такого издания. Например, об этом в своем обзоре говорят эксперты «Национальной тиражной службы»3. Кроме того, нам кажется, что момент для создания научно-популярного издания выбран как нельзя кстати: некоторые эксперты говорят о том, что «в 2010 году наметился перелом в отношении государства к экономическому развитию России, ее модернизации, а значит — и к науке»4. Все говорит о том, что ситуация и на рынке периодической печати, и в обществе — самая подходящая.
Новизна работы заключена в нескольких факторах. Во-первых, она касается создания первого научно-популярного издания для выбранной нами аудитории. Во-вторых, мы постарались в моделировании и дизайне издания с одной стороны, ориентироваться на устоявшиеся правила создания композиционно-графических моделей научно-популярных изданий, а с другой стороны придумать новое издание.
Объектом исследования является современный медиарынок научно-популярных изданий.
Предметом исследования является композиционно-графическая модель печатного научно-популярного издания.
Цель проекта – создание тематической концепции и композиционно-графической модели научно-популярного издания для молодежи «Научрок».
Задачами исследования являются:
1. Изучить структурные элементы композиционно-графической модели издания и их визуальное восприятие.
2. Определить особенности тематической концепции и композиционно-графической модели научно-популярных изданий на примере анализа ближайших аналогов.
3. Разработать и предложить свой проект издания на основе полученных данных.
4. Проанализировать целевую аудиторию, рассмотреть ее особенности восприятия информации.
Методы, потребовавшиеся для воплощения проекта, включают творческие (моделирование, проектирование) и исследовательские (сопоставительный анализ, анализ рыночных сегментов, анализ аудитории, количественный анализ).
Теоретическая база была сформирована российскими и зарубежными научными работами в области типографики, визуального восприятия, верстки, графического дизайна, работы по теории и типологии СМИ, а также периодические издания и электронные материалы, посвященные созданию шрифтов, дизайну, работе в специализированных программах верстки.
Теоретико-методологическую базу составили материалы, следующих исследователей: Р. Арнхейм, В. В. Лаптев, Дж. Феличи, Тертычный А.А., Виноградов Г.А., Жуков И.А., Лазаревич Э.А., Уайт Ян В., Курушин В.Д., Голомбински К., Хаген Р., Смикиклас М., Брингхерст Р., Эвами М., Васильев С.Л.
В качестве эмпирической базы были выбраны журналы «Вокруг Света», выборочные номера c 1928 по 2016 г, «Кот Шредингера», номера с 2014 по 2016 год, журнал «Популярная механика», номера с 2003 по 2016 год.
Структура данной работы обусловлена ее предметом, целями и задачами. Она состоит из введения, первой главы (в ней мы рассматриваем отечественный рынок научно-популярных изданий), второй главы (в которой представлена тематическая концепция и композиционно-графическая модель разработанного нами журнала «Научрок»), заключения, списка литературы и приложений.
В рамках данной работы мы создали проект журнала, интересного для молодежной аудитории и работающего на популяризацию научного знания. Для этого мы рассмотрели историю научно-популярной периодики, современное состояние рынка, тематические онлайн-ресурсы. Анализ показал, что сегодня существует спрос на научно-популярную периодику — это показывает появление на рынке новых игроков, запуск тематических сайтов и порталов. В рамках нашей работы мы также пришли к выводу, что современный рынок научно-популярной периодики открыт для входа новых участников, и аудитория отнеслась бы благосклонно к появлению нашего журнала на рынке.
Были изучены составляющие визуального восприятия таких структурных элементов композиционно-графической модели как: формат издания, полосность, логотип, плотность и цвет бумаги основного блока и обложки, цветность, структуру первой полосы, иллюстрированность, характер сетки верстки, шрифт и иные графические элементы.
В рамках данной работы были проведены три обширных анализа композиционно-графических моделей журналов «Популярная механика», «Вокруг Света» и «Кот Шредингера». Каждый анализ охватывал разные временные рамки существования изданий на рынке, что помогло нам не только проследить изменения их композиционно-графических моделей с течением времени, но и рассмотреть разные подходы к формированию КГМ и концепции именно научно-популярного издания.
В рамках разработки тематической концепции и композиционно-графической модели научно-популярного издания «Научрок» был составлен портрет аудитории, определена общая концепция издания. Были также созданы примерные рекламные модули, которые могут размещаться на страницах журнала.
В ходе работы над визуальным оформлением журнала мы определили технические и размерные характеристики издания, разработали сетку верстки и шрифтовое расписание, определили стилеобразующие графические приемы, разработали структуру обложки.
Таким образом, были решены все поставленные задачи и достигнута цель данного проекта.
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Перевод на русский язык с изменениями. – М.: Прогресс, 1974 — 386 с.
2. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. М.:Д. Аронов , 2006. — 434 с.
3. Виноградов Г.А., Жуков И.А. Полиграфическое производство: учеб. пособие. / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книга, 1983. — 272 с.
4. Галкин С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2005 — 215 с.
5. Голомбински К. Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики веб и мультимедиа. СПб.: Питер, 2013 — 275 с.
6. Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя. / 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во. Студии Артемия Лебедева, 2013. — 596 с.
7. Иттен И. Искусство цвета. М., 2002. М.: Д. Аронов, 2000 — 96 с.
8. Королькова А. Живая типографика М., «IndexMarket», 2007 — 219 с.
9. Кричевский В. Типографика в терминах и образах. М., 2008 — 310 с.
10. Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама. Самоучитель. Издание второе, стереотипное. М.:ДМК Пресс, 2012. — 272 с.
11. Лазаревич Э. А. Искусство популяризации науки. – 2-е изд. перераб и доп. — М.: Наука, 1978. - 224 с.
12. Лаптев В. В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий. М.:РИП-холдинг, 2007. — 202 с.
13. Мартин Б. Ханингтон Б. Универсальные методы дизайна. СПб.:Питер, 201. — 208 с.
14. Паркер Р. Как сделать красиво на бумаге. М.: Символ-плюс, 2008. —384 с.
15. Рожнова О.И. История журнального дизайна. М.: ИД «Университетская книга», 2009. — 272 с.
...