Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социальная инклюзия пожилых людей в информационном пространстве……………………………………………………………………..11
1.1 Особенности социального статуса пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………..11
1.2 Характеристика информационного пространства и специфика цифрового неравенства………………………………………………………………………16
Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт цифровой инклюзии пожилых людей……………………………..………………………………………………24
2.1. Отечественная практика вовлечения пожилых людей в цифровое пространство………………………………………………………………….….24
2.2. Зарубежная практика вовлечения пожилых людей в цифровое-пространство………………………………………………………………….….33
Глава 3. Исследование информационного пространства пожилых людей (по результатам социологических исследований) .……………………………….39
3.1. Возможности и барьеры использования пожилыми людьми информационного пространства (анкетный опрос пожилых людей и интервью специалистов по компьютерной грамотности Еврейской Благотворительной организации «ЕВА» и КЦСОН «Калининский») ………………………….…39
3.2. Исследование роли социальных сетей и мессенджеров для пожилых людей в период пандемии Covid-19 (анкетный опрос) …..…….………………….…52
3.3. Анализ применения искусственного интеллекта в повседневной жизни пожилых людей и готовности к роботизации в социальном обслуживании (анкетный опрос) ……………………………….……………………………….57
Заключение…………………………………………………………………..…..66
Список литературы……………………………………………………………...69
Приложение 1 …………………………………………………………………...84
Приложение 2 …………………………………………………………………..89
Приложение 3 …………………………………………………………………..99
Приложение 4 …………………………………………………………………..102
Приложение 5 …………………………………………………………………..114
Приложение 6 …………………………………………………………………..119
В настоящее время во всём мире наблюдается ситуация демографического старения за счёт того, что продолжительность жизни увеличивается, а рождаемость падает ниже уровня воспроизводства. К тому же причиной старения населения становится сохраняющаяся высокая смертность трудоспособного населения. Вместе с тем в современном мире тенденцию к увеличению продолжительности жизни человека создало развитие экономики, промышленности, а также медицины. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, на 1 января 2022 года проживало 145.9 млн. человек, из них 29,9% – старше 55 лет (от 55 лет до 64 – 13,4%, от 65 лет и старше – 16.5%)1.
Необходимо осознавать, что старость – это один из рисков, которого не удаётся избежать. Однако И.А. Григорьева отмечает, что «старость – это не «вдруг» наступающий риск, поэтому профилактика преждевременного старения, сохранение практического здоровья и активного долголетия являются задачей всего жизненного сценария каждого человека»2. В свою очередь, А.Б. Эйдельман подчёркивает, что «период старости и старения становится более продолжительным и насыщенным, но современный уклад жизни не гарантирует человеку психологическое и позитивное функционирование личности в этот период»3. Впрочем, и ранее никогда не было гарантии, что данный период будет проходить в позитивном ключе.
Поэтому прикладывать усилия необходимо как самим пожилым людям, чтобы этот период был интересным и продуктивным, так и государству, и обществу нужно создавать условия и возможности для активного периода жизни пожилых людей. В связи с этим есть необходимость переосмысливать традиционное понимание «пожилого человека» в связи с интеграцией пожилых людей во все сферы общественной жизни. Например, Стратегия в интересах граждан старшего поколения определяет, что «граждане старшего поколения являются носителями знаний и опыта, вносят существенный вклад в совокупный интеллектуальный потенциал, в социально-экономическое развитие Российской Федерации, стремятся к осуществлению трудовой деятельности, являются создателями значимой части материальных благ»4.
Также в данной Стратегии указано, что «пожилые люди активно участвуют в процессах социального развития, сохраняют и приумножают богатство культуры страны и передают его молодым поколениям, выступают хранителями важнейших духовно-нравственных ценностей и обеспечивают связь и солидарность поколений»5. Данные характеристики пожилых людей направлены на то, чтобы пожилые люди стали воспринимать себя как активных участников общества, а также чтобы общество воспринимало их как ресурс, а не как объект социальной помощи. К сожалению, такие стереотипы до сих пор живут в Российском обществе.
Тем не менее важно учитывать, что пожилые люди – это большая социально-демографическая группа, которая разделяет граждан старшего поколения на людей с совершенно различным образом жизни. Безусловно, у пожилых людей есть какие-либо сходства, как и у любой другой демографической группы, но нужно понимать, что это ровно те же люди, что и раньше, у которых присутствуют свои интересы и взгляды на жизнь. Из этого следует, что не все пожилые люди будут являться активными участниками в жизни общества. Однако важно проводить процессы социальной инклюзии для активного участия пожилых людей в жизни общества.
В связи с этим государству и обществу необходимо рассматривать граждан старшей возрастной группы, как людей с определённым ресурсом, опытом и потенциалом. Подобный подход уже отражается в нормативно-правовых документах, например, в Стратегии указано, что «сейчас возникает потребность не только в определении направлений государственной политики, касающейся оказания помощи гражданам старшего поколения, их семьям, социальным институтам, взаимодействующим с указанной категорией граждан, но и в активном вовлечении граждан старшего поколения в жизнь общества»6.
Важно отметить, что приоритеты Российской Федерации, которые отражены в проекте «Старшее поколение»7, направлены на поддержание и развитие активного долголетия, в том числе и через социальное включение пожилых людей в информационное пространство. В свою очередь от этого зависит участие пожилого человека в социальной, экономической, духовной, политической сферах общества.
Участие пожилого человека в жизни социума напрямую зависит от его цифровой включённости, особенно в пандемию COVID-19, когда интернет становится практически одним из жизненно необходимых источников получения информации и коммуникации с внешним миром. Согласно результатам исследования цифровой грамотности россиян в 2021 году, самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет. Также, согласно результатам этого исследования, хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры8. В связи с этим, проблема риска социального исключения по причине низких цифровых компетенций пожилых людей остаётся актуальной.
Особенно эту проблему подчеркнула пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, которая с одной стороны, стала причиной социального исключения пожилых людей9, а с другой способствовала развитию цифровых технологий, которые могут способствовать нивелированию этого риска. Так, Всемирная организация здравоохранения10 в качестве одной из стратегий профилактики социального исключения пожилых людей на уровне сообщества выделяет развитие цифровой инклюзии среди пожилого населения.
В современном быстро меняющемся мире пожилые люди подвержены ряду рисков, которые могут привести к их социальному исключению из общества. Наиболее часто выделяют такие распространенные риски, как выход на пенсию без продолжения трудовой деятельности, потеря близких и друзей, помещение в закрытое интернатное учреждение11. Всё более возрастающим риском социального исключения пожилого человека наравне с уже перечисленными в современном обществе становится низкий уровень его цифровых компетенций. Поскольку отсутствие компетенций в digital-среде приводит к уменьшению частоты повседневного взаимодействия с привычным окружением, отсутствию возможности получения мер социальной помощи и социальных услуг в ряде случаев, уменьшению шансов на сохранение рабочего места в постпенсионный период.
Особенно, это важно, когда в пандемию COVID-19 многие рабочие места перешли в дистанционный формат. Поэтому пожилым людям необходимо обучаться цифровой компетентности, чтобы быть востребованными на рынке труда. Например, как отмечает К.А. Галкин «удалённая работа стала для пожилых людей не только превентивной мерой, но и возможностью быть интегрированными в социальную жизнь»12. Автор отмечает, что из многих важных факторов выступают «как доступ пожилых людей из разных регионов к информационным ресурсам, так и мотивация к использованию информационных технологий для занятости и трудоустройства»13. Таким образом, пожилым людям необходимо иметь навыки интернет-грамотности, чтобы не быть исключёнными из общественной жизни и рынка труда.
При этом стоит обратить внимание на то, что современные цифровые сервисы предназначены как для пожилых людей, способных к самообслуживанию, так и для пожилых, которые утратили способность к самообслуживанию, но сохранили навыки коммуникации (например, современные технологии с использованием подхода телемедицины).
Также необходимо отметить, что развитие цифрового пространства для пожилых людей происходит в четырёх направлениях. С одной стороны, появляются новые социальные платформы и развиваются прежние – приложения, социальные сети, мессенджеры для коммуникации с другими людьми, такие как Telegram, WhatsApp, Viber. С другой стороны, у пожилых людей есть возможность напрямую коммуницировать с государственными структурами, например, со следующими порталами: Госуслуги, ПФР России, Мой налог, Активный гражданин. С третьей стороны, уже, как правило, в государственных учреждениях, внедрены цифровые сервисы, например: автоматы электронной очереди и компьютеры для самообслуживания. С такими цифровыми сервисами пожилые люди не всегда могут справиться в связи с тем, что отсутствуют ИКТ-компетенции. Но, как правило, в таких случаях в организациях предусмотрены сотрудники, которые могут оказать консультативную поддержку по использованию цифровых сервисов, что способствует как социальной, так и цифровой инклюзии пожилого населения. С четвёртой стороны, начинают появляться роботизированные устройства в некоторых регионах России, в частности: в Банках14, в Многофункциональных центрах, например, в Перми15 и в Москве16. К тому же в Перми появилось кибер-кафе17, где всё делает робот с внешностью человека, а в парке в Сочи18, робот проводит экскурсии. Из этого следует, что роботы уже внедряются в жизнь людей, как для досуга, так и для решения различных вопросов. Таким образом, важно развивать цифровую инклюзию пожилых людей в данных направлениях.
Целью магистерского исследования является определение возможностей для включения пожилого человека в современное информационное пространство.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Изучить характеристики информационного пространства у пожилых людей, в частности интернет-пространства.
2. Исследовать отечественный и зарубежный опыт цифровой инклюзии пожилых людей.
3. Определить потребности пожилых людей в интернете и роль социальных сетей и мессенджеров в период пандемии Covid-19.
4. Проанализировать специфику работы курсов компьютерной грамотности для пожилых людей, в период пандемии Covid-19.
5. Проанализировать взаимодействие пожилых людей с искусственным интеллектом в повседневной жизни.
6. Исследовать готовность пожилых людей к роботизации в рамках социального обслуживания.
Объект исследования – пожилой человек в информационном пространстве.
Предмет – потребности пожилого человека в информационном пространстве.
Гипотеза: Пожилые люди в период пандемии Covid-19 особенно нуждались в использовании социальных сетей и мессенджеров.
Дополнительная гипотеза: Пожилые люди используют искусственный интеллект в повседневной жизни и готовы к следующему шагу цифрового развития – применение роботизации в социальном обслуживании.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов: анализ научных публикаций в периодических изданиях и в электронных ресурсах, анализ нормативно-правовых актов в сфере старения и цифровой инклюзии пожилых, систематизация и сопоставление статистических данных по проблеме, эмпирический метод, в качестве которого выступили анкетный опрос и интервью со специалистами курсов компьютерной грамотности для пожилых людей.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, рекомендаций, библиографического списка и приложений. В первой и во второй главе по два параграфа, в третьей – три параграфа.
Первая глава посвящена особенностям социального статуса пожилых людей в Российской Федерации и характеристике информационного пространства, а также специфике цифрового неравенства. Во второй главе представлен отечественный опыт включения пожилых людей в информационное пространство и зарубежные практики цифровой инклюзии пожилых людей. В третьей главе представлены результаты эмпирических исследований о возможностях и барьерах информационного пространства пожилых людей, роли онлайн-платформ для коммуникации в период пандемии Covid-19. Также представлен анализ применения искусственного интеллекта в повседневной жизни пожилых людей и их готовности к роботизации в социальной службе.
В теоретическую основу магистерской диссертации вошли труды И.А. Григорьевой, В.Н. Келасьева, К.А. Галкина, Л.А. Даринской, Н.Л. Москвичёвой, А.Б. Эйдельмана, С.Е. Гасумовой, А.А. Ефимова, Н.А. Чикишева и других исследователей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть применены для социальной и цифровой инклюзии пожилых людей – Министерством труда и социальной защиты РФ; Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ; Министерством культуры РФ; Региональными Комитетами по социальной защите и Комитетами по культуре; частными образовательными учреждениями специализирующихся на курсах по компьютерной грамотности; онлайн-школами по обучению удалённым профессиям; специалистами по социальной работе, которые проводят занятия по цифровой компетентности пожилых людей.
Отправной точкой цифрового неравенства является проблема низких показателей цифровой грамотности среди пожилых людей и других социально-демографических групп населения. Неравенство связано не только с физическим доступом, но и с мотивацией самих пожилых людей и их информированностью. К тому же, как отмечают исследователи необходимо работать с недоверием пожилых к интернет-технологиям. Кроме того, есть и другие барьеры, препятствующие использованию онлайн-пространства пожилыми людьми.
По результатам проведённых исследований были разработаны рекомендации по включению пожилых людей в современное информационное пространство, способствующих социальной и цифровой инклюзии граждан старшего поколения. Рекомендации структурированы по уровням управления:
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации:
• Развивать социальную рекламу в печатных СМИ о том, какие возможности откроются с появлением интернета (коммуникация с близкими и новые знакомства через различные сообщества, поддержание своего здоровья посредством онлайн-упражнений и телемедицины, решение социально-бытовых вопросов, возможности для досуга) и где можно пройти бесплатно курсы по компьютерной грамотности. Это может быть отдельная колонка в востребованном печатном СМИ региона по тематике «цифровизация населения». Следовательно, каждую неделю можно подробно рассказывать о той или иной возможности интернет-пространства.
• Дополнительно организовать обучающие курсы для пожилых людей по использованию смартфона/планшета и интернета. Считаем, что сейчас более актуально использование смартфона и планшета, эти цифровые устройства более удобные, мобильные и меньше по стоимости, чем компьютер или ноутбук. Возможно, что пожилых людей, которые пойдут на обучение по смартфону и планшету будет гораздо больше, чем на компьютерные курсы. Поэтому цифровая инклюзия пожилых людей будет проходить интенсивнее. Такие курсы есть в Москве и Санкт-Петербурге, но в остальных регионах данное направление также необходимо развивать.
Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
• Формировать интернет-ресурсы для людей с особенностями здоровья, например, чтобы пожилой человек с нарушениями зрения и слуха смог воспользоваться онлайн-пространством. Сейчас уклон идёт больше на официальные сайты ведомств, в которых есть отдельная версия для слабовидящих. Но, также необходимо создавать онлайн-ресурсы для досуга слабовидящих и слабослышащих людей, так как барьером становится именно не адаптивность российских онлайн-ресурсов.
• Увеличить количество рекламы искусственного интеллекта в виде голосового помощника, так как он полезен пожилым людям. Как было определено в исследовании, ИИ для пожилых – это «друг», который поднимет настроение, напомнит о важном, поможет с бытовым вопросом.
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
• Внедрить роботов для социальной реабилитации, способствующих терапевтическому эффекту, например, он может быть полезен одиноким пожилым людям. Робот по социальной реабилитации может способствовать социальной и цифровой инклюзии, так как робот — это цифровое устройство и у пожилого человека появляется больше коммуникации.
Региональным Комитетам по социальной защите и Комитетам по культуре:
• Развивать социальную рекламу о том, где можно пройти курсы по компьютерной грамотности пожилому человеку на телевидении, радио или в общественном транспорте. В каждом регионе это может быть социальная реклама в общественном транспорте, на региональном канале телевидения или радио.
Местным сообществам и семьям пожилых:
• Повышать информированность ближайшего круга пожилых людей через интернет о том, что цифровую компетентность можно повысить через бесплатные онлайн-платформы, которые уже есть в России. Например, есть возможность скачать и распечатать учебное пособие или включить обучающие бесплатные видеокурсы пожилому человеку, такие как «Азбука Интернета» или «Электронный гражданин», где можно бесплатно воспользоваться учебными пособиями и видео. По данным ресурсам, родственник или другой близкий человек пожилого человека может обучить использованию интернета наиболее эффективно либо предоставить ресурсы пожилому для самостоятельного обучения.
Частным организациям, которые проводят для пожилых людей платные курсы по освоению цифровых устройств и интернета:
• Эффективнее реализовывать рекламу с информацией о том, что проводятся курсы для пожилых людей и, что для пенсионеров предоставляется скидка.
Онлайн-школам по обучению удалённым профессиям:
• Создавать в онлайн-школах по удалённым профессиям курсы для пожилых людей, которые уже освоили онлайн-пространство, но хотят обучиться интернет-профессии, чтобы улучшить своё материальное положение, быть занятым, познавать новое.
Исходя из данных рекомендаций можно сказать о том, что цифровая инклюзия пожилых людей может эффективнее происходить с помощью курсов по освоению смартфона/планшета, информирования об уже имеющихся инструментах в интернете, искусственного интеллекта в виде голосового помощника.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. О страховых пенсиях: Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. (ред. от 26.05.2021) [Электронный ресурс] // Доступ СПС «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 02.02.2022).
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон №442 от 28.12.2013 г. [Электронный ресурс] // Доступ СПС «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ / (дата обращения: 02.05.2021).
3. О средствах массовой информации: Федеральный закон №2124-1 от 27.12.1991 (ред. От 01.07.2021) [Электронный ресурс] // Доступ СПС «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 03.11.2020).
4. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ №164-р от 05.02.2016 г. [Электронный ресурс] // Доступ СПС «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ (дата обращения: 05.02.2022).
5. Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения («Старшее поколение»): Федеральный проект [Электронный ресурс] // URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/3 (дата обращения: 06.02.2022).
6. Информационная структура: Федеральный проект [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/ministry/common/ (дата обращения: 05.05.2022).
7. Указ Президента РФ № 203 от 09.05.2017 г. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс] // Доступ СПС «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 10.04.2022).
8. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Доступ СПС «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 10.02.2022).
9. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Доступ СПС «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения: 10.02.2022).
10. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ СПС «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/ (дата обращения: 07.05.2022).
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
11. Альдохина Е.Н. Стереотипные представления о пожилых людях // Психология зрелости и старения. 2017. №3. С. 63-88.
12. Андреева Н.Ю. Психологические особенности обучения взрослых с учетом различных учебных стилей // Инновационное развитие профессионального образования. 2015. №7. С. 36-41.
13. Аникеева О.А. Старость и активное долголетие в современной России: реальности и тренды перемен // Отечественный журнал социальной работы. 2018. №4. С.60-73.
14. Асланова О.А. Социальное самочувствие пожилых людей в современном информационном обществе // Общество и право. 2011. №4. С.307-310.
15. Белов С.В. Особенности развития информационной компетентности у людей пожилого возраста // Педагогическое образование в России. 2014. №9. С.170-172.
...