ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2. Значение развития физических качеств у старших дошкольников 10
1.3. Игровая гимнастика как средство развития физических качеств у
старших дошкольников 12
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Методы исследования 19
2.2. Организация исследования 24
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.. 26
3.1. Описание экспериментальной методики 26
3.2. Обработка полученных данных и анализ эффективности
применяемых методик 33
ВЫВОДЫ 36
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Актуальность исследования.
Наличие здорового будущего завтра - это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. А пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не должны сводиться к средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Нельзя лишать ребенка естественной активности.
Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
В этом возрасте ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Необходима систематическая и хорошо организованная работа с целью направленного развития физических качеств учащихся дошкольного возраста.
Многие десятилетия исследователей волновал вопрос развития основных видов движений у дошкольников, так как основные движения - это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в разнообразной деятельности на протяжении всей жизни. К ним относятся метание, лазанье, ходьба, бег, прыжки и т.д.
В связи с тем, что обучение основным движениям происходит в дошкольном возрасте, их развитие является важной задачей современного педагогического процесса, эффективное решение которой зависит от содержательных и структурно - функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды, способствующей физическому развитию дошкольников.
К сожалению, в настоящее время в условиях возрастания объёма учебно - познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребёнка- дошкольника. Он всё больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач.
Помимо этого сложная ситуация обстоит и с детской заболеваемостью, I группу здоровья (клинически здоровые дети) в детском саду в данный момент имеет всего 10 - 35% детей в зависимости от региона. Наибольшее число детей имеет II и III группу здоровья, что говорит о том, что у детей есть проблемы со здоровьем. Это может и лишний вес, аллергические реакции, часто болеющие ОРЗ, также заболевания, имеющие хронический характер с периодическими обострениями и ремиссиями.
Выход из сложившейся ситуации в контексте перечисленного один - поиск средств и методов физической культуры для воспитания гармонично развитой личности, начиная уже с дошкольного возраста.
В связи с этим на фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача повышения интереса у детей к двигательной деятельности, которая требует своего решения.
Таким образом, в настоящее время в связи с состоянием здоровья детей все острее осознается необходимость разработки программ и технологий, которые не просто ориентируются на нормативно возрастные закономерности детского развития, но направлены на решение проблем, осложняющих развитие и образование ребенка, учитывают феноменологические особенности развития современного ребенка. Особенно важно, чтобы такие технологии имели своевременное подключение к процессу развития и образования ребенка, поскольку максимальная пластичность головного мозга отмечается именно в дошкольный период развития ребенка, следовательно, важно не пропустить этот период и использовать не стандартные, а феноменологически оправданные технологии развития и образования ребенка
Игровую деятельность у детей дошкольного и младшего школьного возраста Л.С.Выготский определил как ведущую. Именно посредством игры ребенок познает наш мир и сам развивается и преображается в ходе этого познания. Игровая деятельность осуществляется в основном с помощью двигательных действий и поэтому составляет основу для физического развития ребенка. Эти знания определяют целесообразность игрового построения занятий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. Поэтому наиболее эффективным видом физкультурно¬оздоровительной деятельности дошкольников является игровая гимнастика. Этот вид физкультурной деятельности объединяет в себе многие здоровьесберегающие технологии.
Этим обусловлена актуальность темы данного исследования.
Объект исследования - процесс развития физических качеств дошкольников.
Предмет исследования - методика развития физических качеств у старших дошкольников.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить методику развития физических качеств у старших дошкольников с использованием игровой гимнастики.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно - методическую литературу по проблеме применения игровой гимнастики для развития физических качеств у старших дошкольников;
2. Разработать методику развития физических качеств у старших дошкольников на основе игровой гимнастики;
3. Выявить эффективность методики, направленной на развитие физических качеств старших дошкольников с использованием игровой гимнастики;
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования развитие физических качеств старших дошкольников будет эффективным, если применять игровую гимнастику, включающую танцевально - ритмический, креативный и другие модули.
Основные методы исследования: анализ психолого - педагогической, методической литературы по теме исследования; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Элементы новизны исследования заключаются в разработке и экспериментальном обосновании методики применения игровой гимнастики в развитии физических качеств у старших дошкольников.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми старшего дошкольного возраста, а так же, в процессе аттестации дошкольных учреждений, при подготовке специалистов по физической культуре дошкольников в педагогических колледжах и ВУЗах, а также при повышении квалификации педагогов, организующих двигательную деятельность дошкольников.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, три главы, выводы, практические рекомендации, список использованной литературы и приложения.
1. Игровая гимнастика имеет образовательно - развивающую направленность и способствует разностороннему, гармоническому развитию и совершенствованию двигательных функций учащихся.
Занятия по игровой гимнастике имеют оздоровительный эффект, который заключается в укреплении функций организма - сердечно - сосудистой системы, дыхательной, нервной и др. Многогранный эффект занятий обусловлен спецификой игровой музыкально - двигательной деятельности, которую можно охарактеризовать как интегрированную, синтезированную на основе двигательной, музыкальной, игровой и познавательной.
2. В разработанную методику по развитию физических качеств у старших дошкольников с использованием игровой гимнастики входили модули: танцевально - ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. В танцевально - ритмическую гимнастику включены разделы: игроритмика, игрогимнастика, игротанец. В нетрадиционные виды упражнений включены разделы: игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально - подвижные игры. В креативную гимнастику включены разделы: музыкально - творческие игры и специальные задания.
3. В результате педагогического эксперимента установлено, что методика развития физических качеств старших дошкольников с использованием игровой гимнастики, способствует более существенному развитию физических качеств.
Так, прирост показателей физической подготовленности по результатам выполнения контрольных упражнений в экспериментальной группе оказался достоверно выше (p<0,05) прироста показателей в контрольной группе: на 7,6% - в беге на 10 метров; на 5,2% - в беге на 30 метров; на 6,6% - в беге на 90 метров; на 7,6% - прыжок в длину с места; на 17% - бросание набивного мяча.
1. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э.Й.Адашкявичене. - М.: Просвещение, 1992. - 159с.
2. Бернштейн, И.А. Физиология движений и активность /
И.А.Бернштейн. - М.: Высшая школа, 1990. - 299 с.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии /Н.А.Бернштейн. - М.: Наука, 1991. - 241 с.
4. Бочарова, Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ: программно - методический комплекс / Н.И.Бочарова. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 270 с.
5. Буцинская, П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / П.П.Буцинская. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 198 с.
6. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость,
выносливость /Е.Н.Вавилова. - М.: Просвещение, 1981. - 98с.
7. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. - 3 - е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 208 с.
8. Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье /Э.С.Вильчковский. - К.: Рад.шк., 2003. - 128 с.
9. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. - М.: Владос, 2001. - 300 с.
10. Голицына, Н.С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников / Н.С.Голицына, Е.Е.Бухарова. - М.: Наука, 2006. - 265 с.
11. Горькова, Л.Д. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий / Л.Д.Горькова, Л.А.Обухова. - М.: Владос, 2007. - 194 с.
12. Гуревич, И.А. 300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию: практическое пособие / И.А.Гуревич. - Мн.: Высшая школа, 1994 - 319с.
13. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В.Запорожец. - М.: Инфо - М, 2000. - 346 с.
14. Иванников, И.А. Программа определения уровня ФП дошкольников: методическая разработка / И.А.Иванников, Ф.Р.Аксянова. М.: Дело, 2010. - 105с.
15. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В.Кенеман. - М: Высшая школа, 1985. - 311 с.
16. Кистякова, М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / М.Ю.Кистяковой. - М.: Премиум, 2006. - 261 с.
17. Клевенко, В.М. Быстрота как развитие физических качеств / В.М.Клевенко. - М.: Владос, 2008. - 290 с. |
18. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжова, М.М.Самодурова. - М.: Академия, 2002. - 320с.
19. Кожухова, Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников и дошкольное воспитание / Н.Н.Кожухова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №3. - с.14 - 16
20. Коновалов, В.Н. Современные подходы к воспитанию, обучению и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении / В.Н.Коновалов. - Красноярск, 2007. - 307с.
21. Лагутин, А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении / А.Б.Лагутин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №11. - с.26 - 27
22. Лайзане, С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет.сада / С.Я.Лайзане. - М.: Просвещение, 2014. - 160с.
23. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2 т. - Т. 1/ П.Ф.Лесгафт. - М.: Академия, 1991. - 367с.
24. Лескова, Т.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / Т.П. Лескова, П.П.Буцинская, Л.С.Васюкова. - М.: Просвещение, 2002. - 197 с.
25. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка / М.Д.Маханева. - М.: Аркти, 2000. - 107с.
26. Минаев, Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б.Н.Минаев, Б.М.Шиян. - М.: Наука, 2012.- 455 с.
27. Нищева, Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики /Н.В.Нищева. - СПб.: Питер, 2008. - 189 с.
28. Осокина, Т.И. Физическая подготовка в детском саду / Т.И.Осокина. - М.: Инфра - М, 2004. - 264 с.
29. Панкратьев, Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста / Е.И.Панкратьев // Теория и практика физической культуры. - 2000 - №11.- с.30 - 34
30. Пензулаева, Л.И. Анатомо - физиологические особенности детей. / Л.И.Пензулаева, Г.М.Лямина. - М.: Академия, 2004. - 305с.
31. Пимонова, Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5 - 7 лет / Е.А Пимонова. - М.: Статут, 2015. - 230 с.
32. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогических вузов и колледжей / М.А.Рунова. - М.: Мозаика - Синтез, 2004. - 178 с.
33. Семенова, Т. Воспитание ловкости у дошкольников / Т.Семенова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №12. - с.10 - 12
34. Сеченов, И.М. Избранные произведения / И.М.Сеченов. - М: Высшая школа, 1953. - 261с.
35. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения / И.М.Сеченов. - М: Инфра - М, 1999. - 324с.
36. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я.Степаненкова. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
37. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г.Сухарев. - М.: Гардарика, 2003. - 314 с.
38. Филиппова, С.О. Мир движений мальчиков и девочек: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / С.О.Филиппова. - СПб.: Детство - Пресс, 2001. - 188 с.
39. Филиппова, С.О. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях / С.О.Филиппова // Дошкольное воспитание - 2002 - №4. - с.25 - 27
40. Фомина, А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: пособие для воспитателя подготовительной группы / А.И.Фомина. - М.: Просвещение, 2004. - 213 с.