ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Характеристика расстройств аутистического спектра 6
1.2. Строение речевого аппарата и процесс речеобразования 10
1.3. Особенности речи типично развивающихся детей и детей с расстройствами аутистического спектра 15
1.3.1. Особенности строения речевого аппарата и мозговой организации речи ребёнка 15
1.3.2 Особенности речи типично развивающихся детей в возрасте 5-11 лет 17
1.3.3. Особенности речи детей с расстройствами аутистического спектра 17
2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Объект исследования 21
2.2. Дизайн исследования 22
2.3. Подготовка тестовых последовательностей и перцептивный эксперимент 22
2.4. Акустический спектрографический анализ 24
2.5. Статистическая обработка данных 27
3. РЕЗУЛЬТАТЫ 28
3.1. Характеристика речевого развития детей 28
3.1.1. Характеристика речевого развития типично развивающихся детей 28
3.1.2. Характеристика речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра 28
3.2. Определение взрослыми значений слов детей 29
3.3. Акустические характеристики слов детей 32
3.3.1. Длительность ударных и безударных гласных из слов детей с расстройствами аутистического спектра и типично развивающих детей 33
3.3.2. Значения частоты основного тона речи детей с расстройствами аутистического спектра и типично развивающих детей 35
3.3.3. Значения формантных частот гласных из слов детей с расстройствами аутистического спектра и типично развивающих детей 40
3.4. Определение взрослыми пола, возраста и эмоционального состояния детей по характеристикам их речи 49
3.4.1. Определение взрослыми пола и возраста детей 49
3.4.2. Определение взрослыми эмоционального состояния детей 52
3.4.3. Диапазон частоты основного тона слов и гласных из слов детей с расстройствами аутистического спектра и типично развивающихся детей 53
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 55
ВЫВОДЫ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Под расстройствами аутистического спектра (РАС) понимают группу первазивных расстройств развития, объединенных комплексом общих симптомов, называющихся «аутистической триадой». Триада включает в себя нарушение или атипичность эмоционального, интеллектуального и социального развития, особенности межличностных коммуникаций, ограниченность форм поведения и склонность к стереотипным действиям, и нарушение речи на разных уровнях ее организации (Wing, 1993). Степень и возраст проявления всей симптоматики индивидуальны.
Одним из главных нарушений, характерных для РАС, является нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в виде недоразвития или отсутствия у детей навыков разговорной речи по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. В работах, посвящённых изучению невербальной коммуникации при РАС, показана способность к распознаванию состояния подростков с высокофункциональным аутизмом (ВФА) (Grossman et al., 2013) и детей с тяжёлой формой аутизма (Ляксо и др., 2016) по динамической мимической экспрессии и характеристикам голоса.
Нарушения речи у детей с РАС, зависимости от тяжести расстройства, могут проявляться на разных уровнях её организации (артикуляционном, грамматическом, прагматическом). Общими патологическими особенностями речи для большинства детей с РАС являются эхолалия, бедный по сравнению со сверстниками словарный запас, нарушение грамматического строя фраз. Специфика речи детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) подробно описана на материале русского языка (Шипицына, 1997).
В отношении акустических характеристик речи детей с РАС данные противоречивы. В одних работах показаны высокие значения частоты основного тона (ЧОТ) (Sharda et al., 2010; Lyakso, Frolova, Grigorev, 2016) и её вариативность (Lyakso, Frolova, Grigorev, 2016), в других работах показано отсутствие значимых различий между значениями ЧОТ детей с РАС и типично развивающихся детей (Schriberg et al., 2011). Исследования посвящены преимущественно речи детей c синдромом Аспергера (Scharfstein, et. al, 2011), и ВФА (Grossman et. al., 2010; Grossman, Edelson, Tager-Flusberg, 2013). На материале русского языка исследования акустических и перцептивных характеристик речи детей с РАС единичны (Lyakso, Frolova, Grigorev, 2016).
Цель исследования ‒ изучение особенностей распознавания взрослыми значений слов детей 5-11 лет с расстройствами аутистического спектра, определения их пола и возраста при прослушивании речевых сигналов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности распознавания взрослыми значений слов детей с расстройствами аутистического спектра и типично развивающихся детей.
2. Проанализировать возможность определения взрослыми пола и возраста детей с расстройствами аутистического спектра и типично развивающихся детей при прослушивании их речевых сигналов.
3. Определить временные и спектральные характеристики гласных из слов детей, значения которых определены взрослыми с высокой (0,75 ‒ 1,0) и низкой (0 ‒ 0,25) вероятностью.
4. Сравнить акустические характеристики слов типично развивающихся детей и детей с расстройствами аутистического спектра.
1. Взрослые с высокой вероятностью (0,75 ‒ 1,0) распознают значения 32% слов детей с РАС, имеющих по логопедическому заключению низкий уровень сформированности речи, 70% слов детей с РАС, имеющих высокий уровень сформированности речи, и 74% слов ТР-детей.
2. Наличие у взрослых опыта взаимодействия с детьми влияет на определение значений слов детей с РАС с низким уровнем сформированности речи.
3. Взрослые определяют возраст детей с РАС как более низкий по сравнению с реальным возрастом и возрастом ТР-сверстников. Значимых различий при определении пола детей с РАС и ТР-детей не выявлено.
4. Слова ТР-детей и детей с РАС, значения которых определены взрослыми с вероятностью 0,75-1,0, отличаются от слов, распознанных взрослыми с вероятностью 0-0,25 большими значениями площадей формантных треугольников гласных и меньшей длительностью ударных и безударных гласных.
5. Значения ЧОТ слов, ударных и безударных гласных из слов, диапазон ЧОТ слов у детей с РАС выше, чем у ТР-детей. Значения площадей формантных треугольников ударных и безударных гласных в словах ТР-детей больше, чем у детей с РАС. Длительность ударных и безударных гласных в словах детей с РАС больше длительности ударных и безударных гласных в словах ТР-детей.
1. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.
2. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – M.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 287с.
3. Белякова, Л.И. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа / Л.И.Белякова, Ю.О.Филатова // Речь ребенка: проблемы и решения, коллективная монография под ред. Т.Н. Ушаковой. М.: Институт психологии РАН, 2008. – С.40–54.
4. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. – СПб.: Издательство СПбГУ, 1998.
5. Вартанян И.А. Нейрофизиологические основы речевой деятельности / И.А.Вартанян // Механизмы деятельности мозга человека. Часть 1. Нейрофизиология человека. – Л.: Наука, 1988. – С. 608–666.
6. Верещагина Н.В., Николаева Е.И. К вопросу о механизмах нарушения мышления и речи у детей с аутистическими состояниями (результаты патопсихологического исследования) // Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. – Т. 2. – № 2. – С. 45–51.
7. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.
8. Григорьев А.С., Ляксо Е.Е. Особенности восприятия взрослыми слов детей 5–7 летнего возраста, исключенных из контекста фразы. // Вестник СПбГУ, Серия 3. Биология. Вып. 2012. – С. 79–90.
9. Григорьев А.С., Ляксо Е.Е. Слуховое восприятие слов детей 5–8 лет // Сенсорные системы. 2014. – № 3. – С. 28–35.
10. Деркач М.Ф., Гумецкий Р.Я., Губа Б.М., Чабан М.Е. Динамические спектры речевых сигналов. – Львов: Высшая школа, 1983.
11. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., Высшая школа, 1979. – 312 с.
12. Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина, 1981. – 206 с.
13. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. – М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2001. – 592 с.
14. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: нач. проявления. – М.: Просвещение, 1991. – 53 с.
15. Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2002.
16. Ляксо Е. Е., Громова А. Д., Куражова А. В. Акустический аспект речи детей 4-, 5-летних и ее распознавание взрослыми // Язык, сознание, культура / под ред. Н. В. Уфимцева. 2007. – С. 128–140.
17. Ляксо Е. Е., Столярова Э. И. Специфика реализации речевых навыков 4–5-летних детей в диалоге // Психологический журнал, 2008. – Т. 29, № 3. – С. 48–57.
18. Ляксо Е.Е, Григорьев А.С., Куражова А.В., Гайкова Ю.С., Бедная Е.Д. Акустика детской речи: динамика спектральных характеристик гласных // Сб. XXV сес. Рос. акустич. общ. Акустика речи, медицинская и биологическая акустика. – М.: Геос, 2012. – Т. 3. – С. 32–36.
19. Ляксо Е.Е. Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни // Физиологический журнал. 2003. – Т.89. – № 2. – С. 207–218.
20. Ляксо Е.Е., Григорьев А.С. Динамика длительности и частотных характеристик гласных на протяжении первых семи лет жизни детей // Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. 2013. – № 9. – С. 1097–1110.
21. Ляксо Е.Е., Огородникова Е.А., Алексеев Н.П. Психофизиология слухового восприятия: учебное пособие. – СПб.: СПбГИПСР, 2013. – 111 с.
22. Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Григорьев А.С. Методы и подходы к изучению акустики детской речи // Сборник трудов 1-ой Всероссийской акустической конференции. Москва, 2014. – С. 32–39.
23. Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Григорьев А.С., Куражова А.В., Бедная Е.Д., Гайкова Ю.С., Остроухов А.В. Динамика спектральных и временных характеристик гласных с возрастом ребёнка в спонтанной речи, при имитации и чтении: исследование на материале русского языка // XXIV сессия Российского Акустического Общества Акустика речи, медицинская и биологическая акустика. – М.: Геос, 2011. – С. 69–72.
24. Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Григорьев А.С., Соколова В.Д., Яроцкая К.А. Распознавание взрослыми эмоционального состояния типично развивающихся детей и детей с расстройствами аутистического спектра // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2016. – Т.102. № 6. – С.729–741.
25. Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Смирнов А.Г., Куражова А.В., Гайкова Ю.С., Бедная Е.Д., Григорьев А.С. Уровень речевого развития детей на этапе формирования навыка чтения // Психологический журнал. 2012. – Т. 33. № 1. – С. 73–87.
26. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб: Речь, 2007.
27. Николаева Е.И., Буркова С.А., Казначеева Н.Б. Проблемы обучения одаренных детей и феномен двойной исключительности в общеобразовательной школе // Российский гуманитарный журнал. 2016. – Том 5. №5. – С. 474–487.
28. Незнанов Н. Г., Александровский Ю. А., Барденштейн Л. М., Вид В. Д., Краснова В. Н., Попов Ю. В. Психиатрия – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 512 с.
29. Радионова Е.А. Анализ звуковых сигналов в слуховой системе: Нейрофизиологические механизмы. – Л.: Наука, 1987. – 270 с.
30. Симашкова Н.В. Расстройства аутистического спектра у детей: Научно-практическое руководство – М.: Авторская академия, 2013. – 264 с.
31. Семянникова А. А. Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. – №32.
32. Слепокурова Н.А. О положении фонемной границы между гласными [i]-[e], [u]-[o], [ü]-[ö] // Анализ речевых сигналов человеком. Проблемы физиологической акустики. Вып. 7. Т. 36. – Л.: Наука, 1971. – С. 138.
33. Фант Г. Акустическая теория речеобразования. – М.: Наука, 1964. – 284 с.
34. Фант Г. Анализ и синтез речи. – Новосибирск: Наука, 1970.
35. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
36. Цейтлин С.Н., Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
37. Чистович Л.А., Кожевников В.А. Речь. Артикуляция и восприятие. – М., Л.: Наука, 1965. – 241 с.
38. Шапошникова А. Ф. Структурно-динамические особенности высокофункциональных аутистических расстройств у детей младшего школьного возраста: дисс. канд. мед. н. – М., 2014. – 159 с.
39. Шипицына Л.М. Детский аутизм: хрестоматия – СПб: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997 – 254 с.
40. Bauman M., Kemper T.L. Histoanatomic observations of the brain in early infantile autism // Neurology. 1985 Jun; 35(6):866-74.
41. Bailey A., Luthert P., Dean A., Harding B., Janota I., Montgomery M., Rutter M., Lantos P. A clinicopathological study of autism // Brain. 1998 May; 121.
42. Bonneh Y.S., Levanon Y., Dean-Pardo O., Lossos L., Adini Y. Abnormal speech spectrum and increased pitch variability in young autistic children // Frontiers in Human Neuroscience. 2011. – N. 4. – P. 237.
43. Courchesne E., Saitoh O., Yeung-Courchesne R., Press G.A., Lincoln A.J., Haas R.H., Schreibman L. Abnormality of cerebellar vermian lobules VI and VII in patients with infantile autism: identification of hypoplastic and hyperplastic subgroups with MR imaging // AJR Am. J. Roentgenol. 1994 Jan;162(1):123-30
44. Goldstein U. G. An articulatory model for the vocal tracts of growing children, Ph.D. thesis. – Cambridge, MIT, 1980.
45. Gouvousis A., Hough A., Paul R., Heilman J., Chawarska K., Volkmar F. Exploring Prosodic Production in Children with Autism Spectrum Disorder // Poster presentation at the American Speech Hearing Association, Chicago, Ill. November 21, 2008.
46. Grossman R. B., Edelson L. R., Tager-Flusberg H. Emotional facial and vocal expressions during story retelling by children and adolescents with high-functioning autism. // J. Speech, Lang. Hearing Res. 2013. – N. 56. –P. 1035–1044.
47. Grossman R.B., Bemis R.H., Skwerer D.P., Tager-Flusberg H. Lexical and Affective Prosody in Children with High Functioning Autism // Journal of speech, language, and hearing research (JSLHR). 2010. – N. 53(3). – P. 778–793.
48. Hagberg B., Aicardi J., Dias K., Ramos O. A progressive syndrome of autism, dementia, ataxia, and loss of purposeful hand use in girls: Rett's syndrome: report of 35 cases. // Annals of neurology. 1983. – Vol. 14, no. 4. – P. 471–479.
49. Kanner L. Autistic Disturbances of Affective Contact // Nervous Child. 1943. – N. 2. – P. 217–250.
50. Kent R. D., Miolo G. Phonetic abilities in the first year of life // The handbook of child language / Eds. P. Fletcher, B. Machinney. – Oxford: Blackwell, 1995. – P.303–334.
51. Lyakso E., Frolova O., Grigorev A. A comparison of acoustic features of speech of typically developing children and children with autism spectrum disorders // Speech and Computer. SPECOM 2016. Lecture Notes in Computer Science. 2016. – N. 9811. – P. 43–50.
52. Lyakso E., Gromova A. The acoustic characteristics of Russian vowels in children of 4 and 5 years of age // Psychology of Language and Communication. 2005. – Vol. 9, N. 2. – P. 5–14.
53. Lyakso E.E., Grigor’ev A.S. Dynamics of the Duration and Frequency Characteristics of Vowels during the First Seven Years of Life in Children // Neuroscience and Behavioral Physiology. 2015. – Vol. 45, Issue 5. – P. 558–567.
54. O'Keefe N., Lindell A.K. Reduced interhemispheric interaction in non-autistic individuals with normal but high levels of autism traits // Brain Cogn. 2013 Nov;83(2):183-9
55. Paul R., Bianchi N., Augustyn A., Klin A., Volkmar F. Production of Syllable Stress in Speakers with Autism Spectrum Disorders // Research in autism spectrum disorders. 2008;2(1):110-124.
56. Perry T.L., Ohde R.N., Ashmead D.H. The acoustic bases for gender identification from children's voices // Journ. Acoust. Soc. Am. – 2001. – Vol. 109. – №6. – Р. 2988-2998.
57. Scharfstein L.A., Beidel D.C., Sims V.K., Rendon Finnell L. Social skills deficits and vocal characteristics of children with social phobia or Asperger's disorder: a comparative study // Journal of abnormal child psychology. 2011. – N. 39(6). – P. 865–875.
58. Sharda M., Subhadra T. P., Sahaya S., Nagaraja Ch., Singh L., Mishra R., Sen A., Singhal N., Erickson D., Singh N. Sounds of melody–Pitch patterns of speech in autism // Neurosci. Let. 2010. – N. 478. – P. 42–45.
59. Tager–Flusberg H. A psycholinguistic perspective on language development in the autistic child //In G. Dawson (Ed.), Autism: New directions in diagnosis, nature and treatment (pp. 92–115). New York: Guilford Press, 1989.
60. Volkmar F.R., Nelson D.S. Seizure disorders in autism // J.Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1990–Vol. 29 – P. 127–129.
61. Vorperian H.K., Kent R.D., Gentry L.R. Magnetic resonance imaging procedures to study the concurrent anatomic development of the vocal tract structures: Preliminary results // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 1999. – Vol. 49. – P. 197–206.
62. Wing L. Asperger syndrome: a clinical account // Psychol Med. 1981. – N. 11(1). – P. 115–129.
63. Wing L., The Definition and Prevalence of Autism: A Review // Eur Child Adolesc Psychiatry. 1993. – N. 2(1). – P. 61–74.