Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования «спортивной дипломатии» в современной политической науке…
1.1. Основные концептуальные подходы к определению понятия «спортивной дипломатии
1.2. Спорт, дипломатия и «мягкая сила» в современном мире………………
1.3. Особенности китайских подходов к пониманию спортивной дипломатии как инструмента «мягкой силы»
Глава 2. Внешнеполитические аспекты спортивной дипломатии Китая: инструменты, формы, механизмы
2.1. Анализ институциональной системы реализации спортивной дипломатии Китая
2.2. Участие Китая в проведении международных спортивных мега-событий
2.3. Особые формы спортивной дипломатии Китая (пин-понговая, стадионовая и др.)
Глава 3. Двусторонний уровень сотрудничества в области спорта на примере российско-китайского взаимодействия
3.1. Анализ основных мероприятий Китая и России в рамках сотрудничества в области спорта
3.2. Проблема бойкота спортивных мероприятий России и Китая в современной мирополитической практике
3.3. Проблема допинга как стратегия удара «мягкой силы»: подходы России и Китая
Заключение
Актуальность темы исследования обусловлена повышением значения фактора спорта в мировой политике XXI века в целом, в политике современного Китая, в частности.
Сегодня в арсенале многих стран представлена активная политика в области спорта, которая рассматривается как эффективный инструмент формирования позитивного имиджа страны, повышения ее международного статуса, установления плодотворных двусторонних контактов с другими странами. Сегодня спорт – неотъемлемая часть международного сотрудничества, мирополитической практики, в контексте которой спорт выполняет важные функции - интегративную и миротворческую, сплачивая народы разных стран и регионов, вне зависимости от их политических и религиозных взглядов, выступает эффективным инструментом разрешения конфликтов и установления межкультурного диалога: «Язык» спорта понятен всем и способен перебрасывать мост взаимопонимания, сотрудничества, доброй воли между народами независимо от расы, вероисповедания, идеологических взглядов, преодолевать локальную ограниченность» .
Спорт востребован сегодня и в дипломатической деятельности национальных государств. В современных геополитических условиях, в контексте политического напряжения в отношениях группы стран идет поиск новых способов достижения компромисса, консенсуса, поиск выхода из сложившейся кризисной ситуации. В этом контексте востребованными становятся так называемые «несиловые методы достижения своих целей державами, среди которых: духовная и материальная культура, творческая мощь нации, привлекательность социального строя и модели развития страны, спортивные успехи держав». Именно в этом контексте спорт, спортивная дипломатия выступают как инструмент «мягкой» силы современных государств в разных регионах мира: России, США, Франции, Японии, Южной Корее и Китае.
Китай, как держава, стремящаяся сегодня к глобальному лидерству, нацелен на достижение комплексного лидерства во всех сферах, в числе которых спорт и здоровье населения. Руководством КНР поставлена задача превращения Китая в мировую спортивную державу: «превращение Китая из “сильной в спорте страны в спортивную державу”». В 2009 году в Китае впервые провели Всенародный день физической культуры – первый китайский официальный спортивный праздник. Далее, в 2011 году был представлен «План по развитию массовой физической культуры» сроком на 5 лет, а в 2014 году китайское правительство официально внесло массовую физическую культуру в государственную стратегию . Наконец, в 2016 году была представлена программа «Здоровый Китай-2030», рассчитанная на 15 лет. На XIX съезде КПК 18 октября 2017 года Си Цзиньпин отметил следующее: «Здоровье народа - важный показатель национального процветания, государственного богатства и могущества» . Тем самым, «продвижение развития массового спорта, содействие полному достижению среднезажиточного общества» – стали приоритетами китайской политики на ближайшие годы.
Лидерство Китая в области спорта сегодня ориентировано не только на сферу внутренней политики, но и внешней. Этому способствовали как успехи китайских спортсменов на крупных международных спортивных соревнованиях (например, на Азиатских играх 1996 и 1999 годов китайские спортсмены стали лидерами по золотым медалям; в 2002 году китайская спортсменка Ян Ян завоевала первую Олимпийскую медаль на ХIХ Олимпийских играх ), так и организация и проведение Китаем Олимпийских игр в Пекине в 2008 и 2022 годах. Для Китая спорт стал одним из источников, а также инструментом политики «мягкой» силы, направленной на формирование позитивного образа Китая в глазах мирового сообщества, продвижения его комплексного мирового лидерства.
Объектом данного исследования выступает спортивная дипломатия Китая.
Предмет исследования – политика «мягкой» силы современного Китая.
Целью данного диссертационного исследования является выявление места спортивной дипломатии в политике «мягкой» силы современного Китая.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
во-первых, определить теоретические основы исследования феномена «спортивной дипломатии»;
во-вторых, выявить особенности китайских подходов к пониманию спортивной дипломатии как инструмента «мягкой силы»;
в-третьих, дать общую характеристику институциональной системы реализации спортивной дипломатии Китая;
в-четвертых, определить и оценить особые формы спортивной дипломатии Китая (пин-понговая, стадионовая и др.);
в-пятых, проанализировать двусторонний уровень сотрудничества в области спорта на примере российско-китайского взаимодействия;
в-шестых, выявить ключевые проблемы реализации спортивной дипломатии Китая.
Степень научной разработанности проблемы. Для достижения поставленной цели и решения задач диссертанту потребовалось изучить широкий круг источников и литературы на русском, английском и китайском языках.
Концептуальные основы темы данного исследования, а именно вопросы взаимодействия спорта и мировой политики, международных отношений, теоретические основы концепции спортивной дипломатии являются предметом научного осмысления как российских, так и зарубежных исследователей. Так, среди российских авторов следует назвать работы Н.М.Боголюбовой и Ю.В.Николаевой, Т.В.Зоновой, В.И. Столярова, С.Ю. Баринова, М.М. Орешкина, Л.Ю.Ананьевой, и др. В работах данных авторов дается определение «спортивной дипломатии», рассматриваются ее функции, ключевые акторы и т.д. В последние годы данная тема весьма популярна среди молодых исследователей, которые успешно защищают кандидатские диссертации на тему спорта и политики и спортивной дипломатии. Материалы данных диссертаций оказались также полезны для нашего исследования.
Однако, следует констатировать, что более детально тема спорта и политики, спорта и дипломатии проработана в работах западных исследователей. Прежде всего, следует назвать австралийского исследователя С.Мюррея, определение «спортивной дипломатии» которого является одним из наиболее популярных. В его работах представлен наиболее подробный анализ концепта «спортивной дипломатии». В числе авторов активно разрабатывающих тему спортивной политики и спортивной дипломатии также следует назвать: Г.А.Пигмана, Дж. Де-Сан-Эудженио, Х. Джинеста, и Дж. Ксифра, Р.Пэрриш, С.Бэнвилл, Дж. Трункос и Б. Хиир, и др. Важным источником в контексте исследования концептуальных основ спортивной дипломатии стал альманах, подготовленный при грантовой поддержке ЕС, посвященный обзору научной литературы на тему спортивной дипломатии.
Следующих блок литературы посвящен определению «мягкой» силы как инструмента спортивной дипломатии. В первую очередь, автор обратился к работам автора концепта «мягкой» силы – Дж.Ная-мл. Известно, что китайское понимание и интерпретация концепта «мягкой» силы получила некоторые отличия от классического концепта Дж.Ная-мл. Так, особенности китайской интерпретации «мягкой» силы раскрываются в работах китайских исследователей: Ван Хонгуинг и Ен-Чен Лю , ХуангМуй, Джанг Джан и Ли Хайджун, Пэн Жоньин и др. Китайский подход к «мягкой» силе отличает более комплексный характер. Анализ китайского понимания политики «мягкой» силы Китая можно найти и в работах российских исследователей: например, работы И.Г. Актамова и Т.Б. Бадмацыренова, А.И.Харитонова, и др. Важным источником информации, раскрывающим китайскую специфику политики «мягкой» силы стал текст кандидатской диссертации Р.Х.Бу, в теоретической части которой последовательно раскрываются концептуальные основы китайского концепта «мягкой» силы.
Тема взаимосвязи концептов «спортивной дипломатии» и «мягкой» раскрывается в большей степени в работах западных авторов (В.Манзенрейтер, Н.Лекакис, Дж.Трункос и Б.Хиир и др.), в которых исследователи отмечают, что крупные международные спортивные мероприятия можно рассматривать как часть стратегии «мягкой» силы государства. В российской литературе также стали появляться публикации, посвященные определению спортивной дипломатии как инструмента «мягкой» силы государства: А.О. Наумов, П.В.Черкасова, и др. Однако, следует отметить отсутствие фундаментальных, монографических работ на эту тему.
Вопросы становления, развития и институционального оформления спортивной политики и дипломатии КНР раскрывается в работах Ан Я., Ван Ч., Чанг Ф., Фан Ч., Чен Я., Ли Дж., Ван Б., Яао Я., Бу Т., Ли П., Чжанг Я.,Даи Дж., Линь П. и др. В российской и западной литературе данная тема практически не раскрыта. При этом следует отметить, что в последние годы тема спорта, спортивной политики, спортивной дипломатии стала занимать центральное место в публикациях китайских авторов. Китайские авторы в своих публикациях анализируют особенности спортивной политики КНР, роль и значение спортивных мега-событий с участием китайских спортсменов и организованных на территории самого Китая , отдельное внимание уделяется проблемам, с которыми сталкивается современный Китай в области реализации своей спортивной политики и спортивной дипломатии .
Таким образом, можно сделать вывод, что тема спортивной дипломатии Китая как инструмента «мягкой» силы достаточно хорошо раскрыта в работах китайских исследователей, тогда как в западных и российских политологических исследованиях больше внимания уделяется общим вопросам взаимосвязи спорта и политики, разработке концепта «спортивной дипломатии». В то же время следует констатировать отсутствие фундаментальных монографических исследований по теме исследования.
Источниковую базу исследования составили следующие группы:
- официальные нормативно-правовые документы в области спорта;
- тексты официальных выступлений китайских политических деятелей;
- доклады и отчеты съездов Коммунистической партии Китая;
- публикации ведущих китайских СМИ, содержащиеся в них аналитические и информационные материалы.
Теоретико-методологическая основа исследования
Теоретическую основу исследования в основном составили работы российских, западных и китайских ученых, выполненные в русле неолиберальной традиции в изучении международных отношений. Так, принципиально важной для данного исследования стала ставшая классической концепция «мягкой» силы Дж.Ная-мл.
Методология исследования данного диссертационного исследования представляет собой сочетание следующих групп методов: общенаучных, общегуманитарных и методов политической науки. В диссертационном исследовании были использованы следующие методы:
- методы анализа и синтеза позволили обработать большую часть представленной в тексте диссертации фактологической информации.
- метод исторической ретроспективы оказался востребован при выявлении истоков формирования китайского трактования концепта «мягкой» силы, а также при исследовании процесса становления и развития спортивной дипломатии Китая;
- метод анализа документов был применен при исследовании стратегических внешнеполитических документов КНР;
- метод сравнительного анализа оказался полезен при сравнении западного и китайского подходов к пониманию концепта «мягкой» силы;
- метод институционального анализа был использован для анализа институциональной системы реализации спортивной дипломатии Китая.
Положения, выносимые на защиту:
- невоенные методы продвижения национальных интересов на мировой арене являются неотъемлемым компонентом китайской внешней политики с давних времен до современности, что свидетельствует о формировании определенных историко-философских традиций Китая в данной сфере (основы китайского понимания политики «мягкой» силы были заложены еще древними китайскими мыслителями, в числе которых Конфуций, Лао-цзы, Сунь-цзы, Менсиус и др.);
- концепция «мягкой» сила Дж.Ная- мл. была воспринята китайским руководством как идеологическая основа для формирования позитивного имиджа КНР на мировой арене, и легла в основу современной внешней политики Китая, однако прошла качественную адаптацию, с учетом особенностей политической культуры Китая и его потребностей; в результате спорт стал одним из инструментов политики Китая. В частности, стадионная дипломатия отвечала устремление государства на взаимоотношения с развивающимися странами, «пинг-понг дипломатия» послужила средством для налаживания отношений с США.
- одной из стратегических задач внешней политики современного Китая является достижение статуса мировой спортивной державы, в связи с чем государство стало более гибким в использовании всех возможностей спортивной дипломатии и ее инструментов.
Научную новизну исследования составили следующие положения:
- Во-первых, была проведена комплексная систематизация всех направлений китайской спортивной дипломатии, как в исторической ретроспективе, так и политической проекции в наши дни.
- Во-вторых, был проведен анализ бойкота спортивных мероприятий в контексте взаимоотношений России и Китая
- В-третьих, продемонстрирована взаимосвязь между особенностями направлений дипломатии Китая и формировании спортивной политики Китая.
Практическая значимость работы. Результаты представленного диссертационного исследования могут стать основой для написания научных трудов и учебных пособий, направленных на углубленное изучение внешней политики КНР, спортивной дипломатии и политики «мягкой» силы. Выводы исследования могут представлять интерес для внешнеполитических структур федерального и регионального уровней РФ, Министерств Иностранных дел РФ и КНР, Министерств спорта РФ и КНР и др.
Апробация результатов исследования.
В ходе исследования также было опубликовано 3 статьи в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.
В результате проведенного исследования, в соответствие с поставленными целью и задачами исследования, автор пришел к следующим выводам.
Во-первых, в результате проведенного в первом параграфе первой главы анализа основных концептуальных подходов к определению понятия «спортивной дипломатии» в российской и зарубежной литературе, диссертантом было выделено три сложившихся в научной литературе подхода к пониманию феномена спортивной дипломатии:
- спортивная дипломатия как вид публичной дипломатии;
- спортивная дипломатия как вид традиционной дипломатии;
- спортивная дипломатия как инструмент «мягкой» силы.
Все три подхода востребованы в современной мирополитической практике и концептуально дополняют друг друга.
В данном исследовании диссертант определил спортивную дипломатию как вид дипломатической деятельности, реализуемой как государственными, так и негосударственными акторами, направленный на решение стратегических внешнеполитических задач государства. Важнейшей задачей спортивной дипломатии является формирование позитивного имиджа государства на мировой арене. В числе инструментов спортивной дипломатии широкий спектр официальных и неофициальных инструментов, что создает широкие возможности для государства, использующего спортивную дипломатию достигать поставленных целей.
Во-вторых, в современной мирополитической практике спорт стал неотъемлемым атрибутом концепции «мягкой силы», стратегии «мягкой» силы того или иного государства, что позволяет государству «невоенными» способами оказывать влияние на решение тех или иных стратегических задач, в числе которых можно отметить:
- укрепление дипломатических связей между государствами под эгидой спорта и его ценностей, что, соответственно, способствует развитию международных контактов в различных сферах;
- формирование позитивного имиджа страны на мировой арене;
- укрепление мира и поддержание развития.
Однако, в последнее время наряду с «мягким» измерением спортивной дипломатии и политики стало проявляться ее «жесткое» измерение, что придает современной спортивной дипломатии противоречивый характер. Все чаще в современной мирополитической практике спорт не способствует улучшению отношений между странами, а служит инструментом политического давления на отдельные страны, внешнеполитической борьбы. Спорт становится частью большой политики и геополитики.
В-третьих, следует отметить, что Китай имеет давние политико-философские традиции политики «мягкой» силы как способности убеждать других с помощью разума и нравственных, моральных установок. Это обусловило появление китайской версии концепции «мягкой» силы на современном этапе, отличной от концепта Дж. Ная-мл. Главным отличием китайской версии концепта «мягкой» силы является ее комплексный, всеобъемлющий характер. Диссертантом было определено, что китайская интерпретация «мягкой» силы выходит за рамки способности отдельной страны влиять на другие страны посредством своей привлекательности, и включает, в частности, способность формировать в обществе единство путем морального примера и убеждения.
Основной целью политики «мягкой» силы современного Китая является формирование образа открытого, дружелюбного, миролюбивого Китая, нацеленного на построение гармоничного мира. В китайской версии «мягкой» силы наряду с ее традиционными (по Дж.Наю-мл.) источниками (культура, внутренние институты и ценности) спорт рассматривается и определяется как важнейший источника «мягкой» силы КНР. Успехи Китая в последние годы на международных спортивных площадках стали важной вехой в освоении Китаем «мягкой» силы через спорт и способствуют закреплению за Китаем статуса ведущей «спортивной державы».
На данном этапе, по мнению экспертов, у Китая пока еще нет самостоятельной стратегии спортивной дипломатии, но есть достаточно богатая история спортивной дипломатии (было выделено 6 этапов развития китайской спортивной дипломатии), характеризующаяся весьма противоречивым характером на разных этапах (эволюция от «революционной дипломатии» до «прагматической дипломатии»). Тем не менее, поддержка спорта, спортивной политики и укрепление спортивной дипломатии стало неотъемлемой частью политики нынешнего китайского лидера Си Цзиньпина, развитие которых рассматривается в контексте социально-экономического развития современного Китая.На повестку дня встала актуальная задача выработки собственной стратегии продвижения Китая в области международного спортивного сотрудничества, собственной стратегии спортивной дипломатии.
В-четвертых, рассмотрев систему спортивной дипломатии Китая, ее эволюции и институциональное развитие мы пришли к выводу, что китайская спортивная дипломатия и ее институты имеют ряд отличительных особенностей. В частности, развитие спорта в КНР прочно связано со становлением и развитием Центрального аппарата и идеологии государства. Можно говорить, что основную гибкость и развитие спортивная дипломатия получает с переходом государства к более открытой политике и рыночной экономике. Следует также понимать, что основную линию в вопросах спортивной дипломатии Китая выстраивает Центральный комитет партии. Неудивительно, что она полностью и строго завит от принимаемых решений Центрального аппарата.
На современном этапе Китай преодолевает проблемы коррупции в спорте и выстраивает жесткую спортивную политику. Однако при наличии достаточно крепкой институционной системы органов, занимающихся спортивной дипломатией и спортом, до сих пор отсутствуют специализированные академические институты и аналитические центры, что немного задерживает развитие научного сопровождения научной международной спортивной деятельности.
В-пятых, проанализировав участие Китая в подготовке мега-событий, мы можем отметить, что переход КНР к участию в масштабных международных соревнованиях был предопределен как потребностями внешней, так и внутренней политики Китая. Период экономических реформ позволил Китаю продемонстрировать себя миру с другой стороны, показать свое развитие и успешность. При этом, в условиях достаточно сложной политической обстановки вокруг мега-событий, проводимых в Китае, мы может однозначно признать и успех государства в использовании инструментов «мягкой силы» и улучшения имиджа страны в мире.
В-шестых, спортивная дипломатия Китая во многом связана с основной политикой, которую формулирует Коммунистическая партия Китая и направлена на продвижение Китая в мире и формировании его благоприятного имиджа. Именно спорт стал инструментом для построения международной коммуникации Китая даже в годы Холодной войны, и даже его отличительной чертой, когда мы говорим о «Пинг-понг дипломатии» или «Стадионной дипломатии». Китай использует спортивную дипломатию и свои спортивные успехи для налаживания контактов среди политической международной элиты.
В-седьмых, Россия и Китай доказали свою поддержку на глобальном уровне особенно в сложный период политизации международных соревнований (в частности, Олимпийских игр). Непростой период эпохи COVID 19 и международной турбулентности во многом привели к сближению Китая и России и спорт стал прекрасной проводником совместной политики государства. Проведение Перекрестных годов в области физической культуры и спорта укрепит сотрудничество между странами и продемонстрирует всему миру объединяющую силу спорта, а также крепкий союз двух государств. Оба государства нацелены на поддержку идеи, что «спорт должен быть вне политики».
В-восьмых, проведя исследование феномена бойкота спортивных соревнований как феномена спортивной дипломатии, проявлении ее «жесткого» измерения следует отметить, что юридически феномен бойкота не закреплен в международном праве и скорее является некоторым инструментов отдельных государств для реализации своих политических интересов. Можно говорить даже больше и признать, что бойкот противоречит базовым спортивным принципам и приводит к политизации крупнейших спортивных мероприятий. Нет единого отношения к спортивному бойкоту в науке и политике. е стоит забывать, что бойкот наносит удар и по карьерам спортсменов, которые могут пропустить свой главный шанс, всего лишь из-за того, что они стали жертвами политических интересов своих государств. Четыре года между спортивными мероприятиями могут привести к потери спортивной формы, но, конечно, этот факт не учитывается государствами, что дополнительно свидетельствует о политизации спорта. Необходимо, также подчеркнуть, что как не парадоксально, но бойкот в последние годы сыграл и некоторую положительную роль сблизив Китай и России и не только в спортивной дипломатии.