СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Введение
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
РАЗДЕЛ III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования совершенствования системы социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловлена потребностями практического совершенствования механизма социальной защиты в нашей стране в условиях продолжающейся общественной трансформации. Задачи социального развития и соблюдение международных принципов социальной поддержки инвалидов предполагают активизацию управленческих ресурсов в процессе их социальной адаптации и реабилитации. Разработка и реализация этого механизма в нашей стране выступает, на наш взгляд, не менее актуальной задачей, чем такие глобальные проблемы, как формирование гражданского общества и построение правового государства.
Степень разработанности проблемы. Научно-практические исследования социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, отражают эволюцию оценки общественной значимости этой проблемы. Медико-социальный характер исследований явился характерной чертой работ первого этапа. На втором этапе в связи с развертыванием изучения проблем социальной и образовательной политики стали преобладать работы психолого¬педагогического характера. На третьем этапе, который формируется с начала 2000 г., появились специальные социологические исследования.
Вопросы развития государственной социальной политики, улучшение условий и качества жизни людей, обеспечение их социальных потребностей на муниципальном уровне рассматривается в работах отечественных ученых А.Н. Аверина, Н.А. Волгина, Л.А. Кочемасова и др .
Разработке положений, направленных на повышение эффективности социальной защиты населения, посвящены исследования таких авторов, как И.В. Возняк, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова, Г.И. Климантова и др. .
Таким образом, в отечественной науке управления проблема социальной защиты семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, ее сущности и содержания разработана недостаточно. Особенно заметным становится в последнее время отсутствие работ, разрабатывающих данную тему системно, во взаимосвязи с различными аспектами социального развития.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации этого процесса на муниципальном уровне.
В качестве основной гипотезы выпускной квалификационной работы выступает предположение о том, что основные проблемы функционирования системы социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в Старооскольском городском округе связаны с реформированием системы льгот и пособий и обусловлены несовершенством механизмов эффективного использования ресурсов.
Объектом выпускной квалификационной работы является система социальной защиты населения в муниципальном образовании.
В качестве предмета исследования выступают механизмы организации социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в Старооскольском городском округе.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить существующую на муниципальном уровне организацию социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, выявить ее недостатки и предложить способы решения существующих проблем.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
1) ознакомиться с теоретическими основами государственной политики в сфере социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) проанализировать существующую практику социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в Старооскольском городском оруге;
3) предложить направления совершенствования системы социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в Старооскольском городском округе.
В качестве основных методов исследования применялись методы системного и сравнительного анализа, логического и структурного синтеза, методы обобщений и классификации. Также использовались междисциплинарные методы, а обработка эмпирических данных осуществлялась посредством математической статистики.
В основу эмпирической базы исследования входят законодательные и нормативные документы Российской Федерации по вопросам управления социальной защитой населения, аналитические и программные материалы Правительства Белгородской области и администрации Старооскольского городского округа.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из содержания, введения, трёх разделов, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.
Важнейшими организационными условиями современной эффективной социальной поддержки детей с ограниченными возможностями являются: опора в процессе обеспечения социальной защиты детей-инвалидов на дифференцированный подход, ориентация на адекватное субъектное включение ребенка-инвалида в процесс социальной защиты; интеграция ребенка-инвалида в процесс обучения в массовой школе совместно со здоровыми детьми; ориентация на получение детьми-инвалидами профессионального образования и включение их в ту или иную деятельность, а также организацию досуга различных групп инвалидов.
Основными проблемами в функционировании системы социальной поддержки детей с ограниченными возможностями на территории Старооскольского городского округа можно назвать такие проблемы, как отсутствие специализированного дошкольного образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностям, недостаток квалифицированных специалистов узкого профиля для лечения и реабилитации детей со сложными или редкими диагнозами; отсутствие специализированных центров реабилитации направленные на конкретный диагноз детей с ограниченными возможностями, нехватка психологической поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.
Перспективными направлениями социальной политики на муниципальном уровне в ближайшее время, на наш взгляд, должны стать улучшение качества социального обслуживания детей с ограниченными возможностями (в частности, социального обслуживания на дому) оптимизация деятельности учреждений дополнительного образования для оказания образовательных услуг детям с ограниченными возможностями.
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц.текст. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2012. - 32 с.
2. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 [Текст] // Российская газета. - № 4263.
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_156558.
4. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 гг.: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.base.consultant.ru
5. Социальный кодекс Белгородской области [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области от 28 декабря 2004 года №165 // Консультант Плюс: справочно-правовая система - Режим доступа: http://www.base.consultant.ru.
6. О долгосрочной целевой программе Белгородской области «Доступная среда
на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 года №353-пп // Консультант Плюс: справочно-правовая система - Режим доступа:
http://www.base.consultant.ru.
7. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года №27-пп // Консультант Плюс: справочно-правовая система - Режим доступа:
http://www.base.consultant.ru.
8. Об организации областного центра медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями: Постановление правительства Белгородской области от 27 марта 2001 г. № 200 // Информационный портал «Законы РФ» [сайт]. - Режим доступа: http://zakon-region.ru/belgorodskaya-oblast/
9. Положение об Управлении социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области: утверждено решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Старооскольского городского округа от 27 июня 2008 г. № 104. - Режим доступа: http://sznoskol.ru
10. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru
1 1 . Официальный сайт Управления социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sznoskol.ru
12. Ахинов, Г.А. Социальная политика [Текст] / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. - М.: Инфра-М, 2012. - 272 с.
13. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы [Текст] / Н.Ф. Басов. - М.: Академия, 2011. - 288 с.
14. Басов, Н.Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в России: советский период и современность [Текст] / Н.Ф. Басов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2010. Серия 4. - № 19 - С. 56-69.
15. Возняк, И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы, проблемы и перспективы развития [Текст] / И.В. Возняк // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - Ч.1. - С.109¬113.
16. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения [Текст] / В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2013. - 416 с.
17. Гейц, И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации [Текст] / И.В. Гейц. - М.: Дело и сервис, 2013. - 640 с.
18. Гомола, А.И. Социальное управление [Текст] / А.И. Гомола, И.А. Гомола. - М.: Академия, 2012. - 176 с.
19. Гуслова, М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2011. - 272 с.
20. Жукова, Т.Н. Межведомственное взаимодействие учреждений в комплексной реабилитации инвалидов [Текст] / Т.Н. Жукова, И.В. Жукова // Социальная работа. - 2014. - № 3. - С. 8-11.
2 1 .Зарецкий, А.Д. Менеджмент социальной работы [Текст] / А.Д. Зарецкий. - М.: Феникс, 2013. - 192 с.
22. Корсаненкова, Ю.Б. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы [Текст] / Ю.Б. Корсаненкова. - М.: Волтерс Клувер, 2012. - 194 с.
23. Кочемасова, Л.А. Анализ деятельности центров социального обслуживания населения по адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности [Текст] / Л.А. Кочемасова, В.И. Лутошина // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2014. - № 38. - С. 34-41.
24. Крылова, Т. А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска [Текст] / Т.А. Крылова, М.Л. Струкова. - М.: НИИ школьных технологий, 2012. - 184 с.
25. Лутошина, В.И. Адаптация людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в России: социологический анализ [Текст] / В.И. Лутошина // Молодежь. Наука. Будущее: материалы междунар. студ. науч.-практ. конф. - Оренбург: ОГПУ, 2014. - С. 79-81.
26. Ляшенко, А.И. Организация и управление социальной работой в России [Текст] /А.И. Ляшенко. - М.: Дашков и К, 2011. - С. 88
27.Осипов, Н.Е. Содержание и методологическая роль категории «социальная технология» в осмыслении целостности общества [Текст] / Н.Е. Осипова // Вопросы философии. - 2011. - № 6. - С. 16-23.
28. Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы [Текст]/ П.Д. Павленок. - М.: .: Инфра-М, 2012. - 272 с.
29. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст] / П.Д. Павленок. - М.: Инфра-М, 2012. - 272 с.
30. Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы [Текст]/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Академия, 2012. - 352 с.
31. Родионова, О.В. Неопатерналистское государство как оптимальная модель современного соцального государства [Текст] / О.В. Родионова // Общественные науки и современность. - 2012. - №4. - С.95-102.
32. Савинов, А.Н. Организация работы органов социальной защиты [Текст] / А.Н. Савинов. - М.: Академия, 2010. - 224 с.
33. Скворцов, И. Социальная политика региона. Теория и практика [Текст] / И. Скворцов. - М.: Кно-Рус, 2012. - 448 с.
34. Смирнов, Д.А. Социальные выплаты как меры социальной защиты работника [Текст] / Д.А. Смирнов // Социальное и пенсионное право. - 2013. - № 4. - С. 10-14.
35. Тарасенко, В.В. Теоретико-методологический анализ эволюции субъекта социального управления [Текст] / В.В. Тарасенко // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - №1. - С.243-254.
36. Тютюрина, Э.И. Социальная работа с семьей и детьми [Текст] / Э.И. Тютюрина, Н.Ю. Кучукова. - М.: Академия, 2012. - 288 с.
37. Фирсов, М.В. История социальной работы [Текст] / М.В. Фирсов. - Академический Проект, 2013. - 608 с.
38. Фомин, М. Россия. Матрица социальной (не)стабильности [Текст] / М. Фомин // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 8. - С. 56-69.
39. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа [Текст] / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова. - М.: Дашков и К, 2011. - 292 с.
40. Холостова, Е.И. Социальная политика и социальная работа [Текст] / Е.И. Холостова. - М.: Дашко и Ко, 2011. - 208 с.
41. Холостова, Е.И. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Текст] / Е.И. Холостова, Г.И. Климантова. - М.: Дашков и К, 2014. - 752 с.