Введение
Глава I. Понятие и природа риска…………………………………………....11
§ 1.1 Теоретическая основа анализа феномена риска……………................11
§ 1.2 Место риска в экономических политиках государств………………..21
§ 1.3 Внешнеполитические риски в современных международных отношениях
Глава II. Развитие турецко-российских экономических отношений: факторы риска и возможные сценарии
§ 2.1 Торгово-экономические связи Турции и России в ΧΧ веке………….45
§ 2.2 Современное состояние торгово-экономических отношений Турции и России
§ 2.3 Внешнеполитические риски в торгово-экономических отношениях Турции и России: перспективы и возможности
Заключение
Список литературы
Актуальность темы диссертации. Актуальность темы диссертационного исследования является бесспорной. На протяжении всей истории отношения России и Турции носили противоречивый характер и претерпевали самые разнообразные изменения. Причину такого положения дел можно усматривать как в географической близости двух стран, так и в различных экономических и политических факторах. На сегодняшний день российско-турецкие отношения имеют позитивное содержание и обладают всем потенциалом для того, чтобы оба государства стали стратегическими партнерами в будущем.
О степени значимости российско-турецких отношений заявляют оба президента. На состоявшихся совсем недавно переговорах в рамках восьмого заседания российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня президент России Владимир Путин отметил положительную динамику двусторонних отношений. В частности президент подчеркнул, что: «Мы наблюдаем и констатируем хороший уровень развития наших отношений: темп роста торговли – 16%, общий объем достиг $25 млрд. Реализуются крупные проекты: и «Аккую» - электростанция, которую мы должны запустить к 2023 году в соответствии с пожеланиями турецкой стороны, и «Турецкий поток» - совсем недавно произошла стыковка морской и наземной частей .Президент Турции Реджеп Эрдоган, со своей стороны, отметил, что «стороны полны решимости довести данный показатель до отметки в 100 миллиардов долларов . Более того, недавний опрос показал, что 70% турецких граждан позитивно оценивает политический и экономический союз с Россией, а также сотрудничество с ней в области безопасности .
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что российско-турецкие отношения не могут рассматриваться безотносительно к общей международной политической конъюнктуры, поскольку косвенно, а порой и напрямую на турецко-российские отношения оказывают влияние другие государства, среди которых можно выделить страны Персидского залива, Израиль, Иран, а также США и страны Европейского Союза.
Исходя из этого, исследование и всесторонний анализ влияния внешнеполитических рисков на российско-турецкие отношения и в особенности их экономическую составляющую является чрезвычайно актуальным. Более того, частая переменчивость, характерная для отношений двух стран в прошлом, делает исследование влияния рисков на эти отношения очевидной научной необходимостью. В современное время риски становятся главным фактором, который берется в расчет при принятии решений в целом, а для области международной политики риски приобретает еще большее значение в силу их прямого влияния на жизни миллионов рядовых граждан. В этой связи, экономическая составляющая российско-турецких отношений, которая играет наряду с безопасностью системообразующую роль в этих отношениях, становится той областью, которая больше всех оказывается подвержена влиянием различного рода рисков. Причиной тому является перманентная борьба и конкуренция государств за ресурсы на международной арене, где Турция и Россия в силу разных обстоятельств играют далеко не последнюю роль. Порождая риски, эта борьба, с одной стороны, вынуждает государства заключать союзы на различных основаниях для противостояния этим рискам, а с другой стороны, вновь образованные союзы и их отношения выступают причиной новых рисков, которые генерируются теми, кто не согласен с таким распределением ролей и ресурсов.
Степень научной разработанности. Проблема турецко-российских отношений вызывала постоянный интерес со стороны многих исследователей. Среди таких исследователей мы можем отметить следующих российских, турецких и других зарубежных специалистов: Моисеев П.П., Розалиев Ю.Н., Гасратян М.А., Чихачев П.А., Густерин П.В., Волкова С.Л., Гурьев А.А., Данилов В.И., Корицкий А., Стародубцев И.И., Ульченко Н.Ю., Уразова Е.И., Калугин П.Е., Арслан М., Баджик Г., Берч Н.,Айдын А.,Актюрк Ш., Оздер Ф., Йлмаз М.Е., Зенгин Е и др.
Феномену риска, а также проблеме его влияния на экономику посвящаются работы следующих авторов: Луман Н., Бэк У., Гидденс Э., Гранатуров В.А., Альгин А.П., Чалый-Прилуцкий В. А., Гвоздарева Л.П., Яковлева С.Ю.,Миэринь Л.А., Ренн О.,Бачкаи Т.,Тэпман Л.Н., Бернстайн Л.А., Найт Ф.Х., Хайнес Дж.,Хилсон Д.А., Вентцель Е.С., Кеннет Р.и др.
Тем не менее, анализ научной литературы показал недостаточную изученность влияния рисков, в целом, и внешнеполитических рисков, в частности, на экономическую сторону межгосударственных отношений России и Турции, несмотря на то, что именно экономическая сфера двусторонних отношений является чрезвычайно чувствительной к воздействию рисков.
Вышеуказанные обстоятельства определили выбор темы диссертационного исследования, его цель и основные задачи.
Целью диссертационного исследования является выявление внешнеполитических рисков и анализ их воздействия на торгово-экономические отношения России и Турции.
В соответствие с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
- проанализировать теоретические основы феномена риска;
- определить место риска в экономических политиках государств;
- раскрыть сущность внешнеполитических рисков в современных международных отношениях;
- рассмотреть торгово-экономические отношения Турции и России в двадцатом веке;
- провести анализ современного состояния торгово-экономических отношений Турции и России;
- выявить и проанализировать место и роль внешнеполитических рисков в торгово-экономических отношениях России и Турции
Объектом исследования являются отношения России и Турции в сфере экономики.
Предметом исследования является внешнеполитические риски и их воздействие на торгово-экономические отношения Турции и России.
Положения, выносимые на защиту:
1. Риски являются неотъемлемой частью нашей жизни как потеря или возможность в разных формах и в разных измерениях. Более того, риск есть в некотором смысле предконфликтная стадия. Иными словами, риск является предполагаемой человеком возможностью изменения условий или обстоятельств жизни, которая может обернуться угрозой для индивида, а может оказаться и выигрышем, в случае если риски основательно просчитаны.
2. Капиталистическая экономика и порожденная ею современная конкуренция обуславливает существующую анархию во всей системе товарного производства. Результатом такого социального порядка выступает тотальное напряжение сил индивидов и необходимость просчитывать каждый шаг в долгосрочной перспективе. Риски в данном случае являются угрозой достижения поставленной цели, но парадокс жизни заключаются в том, что конкуренция делает самих индивидов носителями рисков, поскольку, в сущности, каждый из них преследует одинаковую цель и тем самым препятствует достижению цели других индивидов. Государство в свою очередь должно умерять этот конфликт и стремится минимизировать риски как для собственных граждан, так и для себя в целом. Минимизирую риски для своих граждан и, стремясь постоянно оказаться победителем в конкурентной борьбе на международном поприще, государство поддерживает собственную основу существования.
3. Всеобщая конкуренция делает внешнеполитические риски главными индикаторами возможного изменения условий, угрожающего уменьшением доли государства в общем мировом богатстве. В этой связи государство вынуждено постоянно просчитывать свои сильные и слабые стороны для выявления возможных рисков и извлечения выгоды из них.
4. В начале 20-го века отношения два крупных соперников, столкнувшиеся с историческим соперничеством, претерпевали периодические изменения, приобретая различные измерения с течением времени. Экономическое сотрудничество имело место во многих областях в период, предшествовавший второй мировой войне, проблемы и разногласия между Турцией и Советским Союзом находились под контролем. С началом Второй мировой войны отношения начали ухудшаться и, как следствие, до 1960 года невозможно говорить о существовании примечательный торгово-экономический отношений между Советским Союзом и Турцией. С 1960-х годов экономические отношения постепенно начали улучшаться, и постепенно диверсифицируясь они достигли различных масштабов.
5. Пересмотренные двусторонние отношения и шаги, предпринятые в позитивном направлении после холодной войны, приобретают продуктивную идентичность как в экономическом, так и в политическом плане. Заявления, сделанные новыми лидерами также подчеркивают это. С проектами, реализованными на основе стратегического партнерства, а не конкуренции, несмотря на некоторые проблемы, пройденное расстояние как в частном, так и в государственном секторе является ощутимым.
6. Несмотря на то, что стоимость действий в условиях кризиса с Россией не может быть недооценена для России, эти риски гораздо больше, с точки зрения Турции. Когда рассматриваются сильные стороны России, и зависимость Турции от России по энергии, единственный способ сохранить и развивать отношения к лучшему - защита политики торгового баланса Турции. С другой стороны, анализируя ожидания от турецко-российских торгово-экономических отношений, должна быть особо рассмотрена попытка перераспределения доверия России и Турции особенно после кризиса 2015 года. Среди важнейших внешнеполитических рисков также следует рассматривать проблемы в между Турцией и европейскими странами и США; риски перед лицом политики НАТО в отношении России в разных регионах, ожидаемые положительные результаты, которые Россия получит после того, как она устанавливает хорошие отношения с Турцией; риски в связи с выгодой большего рынка энергии в Турции, ее геополитическое положение и транзитный пропуск.
Теоретическую базу исследования составили труды ведущих российских, турецких и зарубежных ученых, посвященных проблемам российско-турецких отношений и влияния рисков на сферу экономической деятельности на уровне межгосударственных связей.
Эмпирическую базу исследования составили вторичный анализ статистических данных, международные соглашения и нормативно-правовые акты.
Теоретико-методологические основания исследования. Для решения поставленных задач в процессе исследования общенаучные и специальные подходы: анализ и синтез, конфликтологический подход, экономический, исторический, статистический и сравнительный анализ, единство логического и исторического метода.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые был дан конфликтологический анализ влияния внешнеполитических рисков на торгово-экономические отношения России и Турции с учетом исторического прошлого и их возможных сценарий развития в будущем.
Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут служить углублению теоретических знаний об отношениях Турции и России в области экономики и торговли. Результаты исследования, основные выводы могут быть использованы специалистами в сфере экономики и международных отношений при формировании и совершенствовании стратегий внешней экономической политики обеих стран.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В этом исследовании, определены риски, их место и значение в определении стратегий, того, как они развиваются, и хорошо ли оценены эти риски во всех сферах нашей жизни, а также то, как лица, учреждения или организации, принимающие решение, могут получить результаты с наименьшей возможной потерей или с выгодами на всех уровнях от индивидуальных измерений до национальных, международных и даже глобальных; анализ рисков подкреплен примерами, а влияние рисков на внешнеполитические стратегии в турецко-российских торгово-экономических отношениях объяснялись в историческом процессе.
Восприятие существования рисков в каждом этапе и области жизни, лица, принимающие решения, которые работали над риском, могут анализировать свои решения со всеми измерениями. Таким образом, они могут готовиться ко всем сценариям, которые могут быть реализованы, они приведут стоимость результата к наименьшей потере или выгоде.
Самая важная вещь, о которой следует знать при проведении анализа рисков, — это то, как происходит событие. Возможность реализации события, событие, которое происходит или событие, которое обязательно произойдет, как долго будет происходить событие и как оно влияет на работу анализа рисков. Анализ риска против внезапного инцидента снова должен быть связан с внезапным принятием решения. Если событие является прогрессивным, риски должны быть исследованы на каждом этапе; если это долгосрочное событие, его следует постоянно исследовать через регулярные промежутки времени. Таким образом, в то время как проводятся новые исследования о текущих рисках, одновременно пересматриваются и проверяются запланированные стратегии для ранее выявленных рисков будут.
Иногда результаты, которые не были отрефлексированы сквозь призму рисков, могут принести потери или выгоды на критическом уровне. Иногда можно сказать, что существуют противоположные сценарии. Другими словами, субъект, идентифицировался как риск, по которому аналитики разработали стратегии, и фокусировались на них, потому что он не представляет риск, событие может быть не таким, как ожидалось. Следовательно, определение ситуации без риска как риска также является риском. Результаты рисков, принятых в прошлом, оцениваются в глобальном масштабе, а статистика и результаты, полученные по прошествии определенных событий, изучаются, и пошаговый анализ и процесс принятия решений в свете этой информации обеспечат решение для максимальной выгоды - минимальных потерь для лиц, принимающих решения.
История лиц, принимающих решения, учреждений или организаций, в исследованиях о риске, которые они брали на себя ранее, имеет большое значение. В этом случае психологические условия не могут быть исключены в процессе определения, анализа и принятия риска. Если осознание риска развивается с молодого возраста, считается, что люди могут принимать более здоровые решения с этого возраста, и принятие решения приведут к минимальной потери, т.е. максимальной выгоде. Когда они вырастут, они будут играть роль в крупных организациях и учреждениях, на важных уровнях государства, и даже в крупных компаниях на международном уровне. Осведомленность этих людей будет играть роль в человеческих, общественных, межобщественных отношениях на всех уровнях, таким образом, они будут эффективны в принятии более здоровых решений, сводя к минимуму большую погрешность в стратегиях.
Государства — это абстрактные образования, которые люди сформировали вместе, чтобы сформировать общество, а их правила формируются людьми, которые являются гражданами государства. Поэтому позиция лиц, принимающих решения, в отношении рисков, стоящих перед государствами, имеет большое значение. Существует соглашение о состоянии этого общественного порядка, который был сформирован. Согласно этому соглашению, называемому общественным договором, государство обязано обеспечивать безопасность, а граждане обязаны платить налоги. Экономическая безопасность является наиболее деликатным вопросом, которое государство должно учитывать больше всего, поскольку государство не сможет сохранить этот цикл до того, как оно не сможет достичь своего экономического цикла.
Риски, с которыми сталкивается государство в плане экономической безопасности, могут быть связаны как с внутренней динамикой, так и с отношениями с другими государствами, а также с событиями в глобальном измерении. Тот факт, что государство учитывает всю эту динамику при разработке стратегий против рисков, является необходимостью. Не следует забывать, что каждое решение в области экономики имеет риск стоимости, но в то же время государству необходимо расширить свои экономические зоны влияния, чтобы увеличить сумму налогов, которые оно собирает. Как и процесс принятия решений, которому должны следовать одни и те же люди, государства также должны принимать решения на основе минимального повреждения-максимальной выгоды.
По мере роста экономики государств риски, с которыми они сталкиваются, будут расти и диверсифицироваться. Следовательно, когда государства совершают прорыв в области экономики, выполняют рост, в то же время они должны быть в состоянии сохранить экономику и те области экономического воздействия, которые они уже контролируют. Можно сказать, что государства, которые проводят исследования и планы на этот счет и укрепляют их с помощью правильного анализа рисков, а также государства, которые принимают правильные и эффективные решения и стратегии, являются успешными как в микроуровне, так и в глобальном масштабе. Эти государства имеют более процветающую социальную структуру и производственный процесс.
Технологии и инновационный процесс, к которым они привели, являются фактором в эпоху общения, в которой мы живем, играет ключевую роль во всех измерениях коммуникации, развиваются быстрее и мощным образом, чем когда-либо прежде в истории. В этом случае, можно говорить о появлении новых рисков, которых раньше не было, и о том, что многие события, рассматриваемые как риск, больше не являются риском. В этом контексте отмечается, что особенно государственная политика создает глобальные риски, наблюдается, что даже события на одном конце света влияют на другой конец света. По этой причине правительствам необходимо сотрудничать в борьбе с глобальными рисками, а неправительственные организации должны работать более эффективно. В противном случае, учитывая риски, с которыми столкнется мир, один актер сам не сможет выработать стратегию против этих рисков.
Когда международные отношения принимаются во внимание, термин безопасность становится очень важным. В контексте взаимосвязи между риском и безопасностью, безопасность - это цель, над которой государство должно работать всегда, состояние в котором нет никаких угроз общественному порядку, тот факт, что риски присутствуют во всех аспектах нашей жизни, также показывает, что безопасность - это «безрисковое» условие, которое никогда не может быть достигнуто на 100%. Политика, разработанная странами, и риски, связанные с измерением международных отношений, полностью связаны с властью и взаимоотношениями государств и тем, как иностранные страны могут влиять на эти отношения. Не следует забывать, что каждое решение, принимаемое государствами, любые отношения, которые должны быть установлены, каждое соглашение, которое должно быть подписано государством с точки зрения внутренней динамики, другой стороны, внешнего участника, учреждений или организаций также может иметь стоимость. Даже в этих случаях политики, разработчики стратегии могут использовать риски в качестве оправдания.
Еще одна тема, которую необходимо решать в сфере двусторонних отношений, — это зависимость. Зависимость описывает ситуации, когда присутствие одной страны является препятствием для политического развития другой страны; перед лицом решений одной страны, другая страна не может сделать шаг. Зависимость имеет аспекты в политическом, культурном и особенно в экономическом измерениях. Основным критерием в этих отношениях является сила государств, как описано ранее. С точки зрения зависимого состояния, чувство давления противоположной стороны и мысль о том, что это давление будет расти дальше, может стать причиной для поиска новых партнеров; а с точки зрения другого государства (сильного государства) устранение этой независимости представляет собой риск. В случае взаимозависимости можно сказать, что темы доверия и сотрудничества выходят на первый план. В этом смысле, в то время как государства получают из противоположного государства в областях, где они отсутствуют, в ответ они поддерживают другую сторону своими сильными сторонами. Таким образом, имеющееся сотрудничество не только улучшает двусторонние отношения, но и поощряет сотрудничество других государств на региональном и глобальном уровнях. Но каждое сотрудничество должно иметь предел, точку, где оно может остановиться. Если сотрудничество достигает сложного уровня взаимозависимости - разностороннего сотрудничества - сценарии между государствами на этом этапе достигают серьезных уровней. Государства могут захотеть объединиться или в результате несбалансированных отношений маленькое государство может присоединиться к большему государству непреднамеренно или может эти отношения превращаться в односторонние отношения зависимости. Поэтому, в отношениях, которые будут основываться на идее, каждый сделанный шаг имеет стоимость, все риски должны оцениваться во всех измерениях.
В этом исследовании, в котором объясняется теоретическая сфера риска, периодические изменения турецко-российских экономических торговых отношений в 20-м и 21-м века проанализированы с учетом объяснений событий, теорий и последствий. В этом контексте, в результате битвы за Дарданеллы, один из фронтов Первой мировой войны, союзники Британия и Франция не смогли помочь Царской России, и это было расценено как одна из причин большевистской революции. Поскольку империалистические силы поддерживали белую армию против большевистской революции, в то время формирование сильной организации против этих империалистических держав в Анатолии было главной причиной начала новой эры в турецко-русской истории посредством общего врага. Официальные лица правительства большевиков поддержали войну за независимость Турции и в результате соглашений поддержали Мустафы Кемаля, националистическое движение Кувайи Миллие оружием и деньгами. Если условия периода оцениваются, можно сказать, что под давлением экономического положения в Советском Союзе эта поддержка туркам, нашла широкий отклик в Турции, уважение к этой поддержке проявляется на протяжении многих лет. Эта новая конъюнктура, которая появилась в отношениях СССР-Турции был неожиданный шаг для всего мира.
Процесс урегулирования в отношениях ускорился благодаря шагам, предпринятым как по экономическим, так и по политическим вопросам. До конца 1920-х годов все проблемы, которые не обсуждались, продолжали решаться. В процессе намерения установить хорошие отношения, Турция стала одной из пострадавших стран в результате мирового кризиса 1929 г. Основная причина сложившейся ситуации заключается в том, что новое государство переживает индустриализацию и политическую стабильность. В то время Советский Союз выделился со своим опытом одной из ведущих стран с наименьшим повреждениями. Когда Турция пыталась пройти через этот период кризиса, она видела самый большой недостаток в экономике неэффективность и недостаток индустриализации, и разработала план развития в этом отношении. В этом отношении, Советский Союз, который Турция рассматривал как друг плохих дней сначала в качестве консультанта, а потом и непосредственно помогал Турции, в то же время он поддержал фундамент развития путем разработанных моделей индустриализации и экономической помощи.
Изменения и продвижения технологий, создавая новые ожидания, устанавливая новые балансы, новую конъюнктуру международных отношений, вызвали конфликт интересов и отрицательно влияли на отношения между Советским Союзом и Турцией. Самой важной причиной для этого является желание Турции, которая стала единолично принимать решение о проливах после Конвенции Монтре и стала ключевой точкой в глобальном масштабе геополитического положения, оставалась нейтральной в первой мировой войне, хотя Советский Союз являлся самым большим сторонником Турции в процессе Монтре. Тот факт, что она провозгласила запрет для военных кораблей в войне, привлек реакцию Советского Союза и других заинтересованных стран. Это решение создало атмосферу разногласий, и можно сказать, что эта глобальная война, одна из величайших войн в мировой истории, привела к некоторой поляризации. Глядя на этот период, стремление Советского Союза на проливы и земли Турции на северо-востоке, данные дипломатические ноты, дело в том, что соглашение 1925 года уже не важно для Советского Союза в атмосфере в которой мировые условия меняются, так и в отношениях с другими государствами эта ситуация влияет на Турцию, стали большими рисками для Турции. С влиянием экономических и политических отношений между двумя странами, которые пришли к остановке, Турция хотела обратиться к западным моделям, как доктрина Трумэна и план Маршалла, таким образом, можно сказать, что она пыталась защитить себя от «советской угрозы».
Отношения пришли к остановке между 1945-1960 гг., а затем через 15 лет после войны, когда время доходит до 1960-х годов, отношения между Турцией и Советским Союзом вступили в процесс нормализации, через некоторое время они снова достигли измерении сотрудничества в отношениях. В точке реализации запланированных стратегий развития, Турция нашла Советский Союз рядом в позиции сторонника. В отличие от предыдущего периода, новые требование, создаваемые развивающимися технологиями с более быстрым ускорением, сделали необходимостью предпринять более серьезные программы и шаги. Турецко-российские отношения, которые получили быстрый импульс в этот период, были украшены важными соглашениями в 1960-х годах, в результате соглашений в 1970-х годах были получены результаты. Как и в 1930-х годах, очевидно, в этой отрасли прорыв Турции снова Советский Союз играл активную роль в промышленном развитии и в точке установления развития экономическое сотрудничество с Советским Союзом имеет большое значение.
Когда дело доходит до 1980, в результате военного переворота в Турции новая конституция была принята, Турция предприняла шаги для того, чтобы следовать более сбалансированной политике и разработала новые экономические политики. Турция анализировала развития и в западных странах, и в Советском Союзе, включала в повестку дня дефицит энергии и зависимости от собственной экономики и особенно темпов роста отрасли. Было принято соглашение об импорте природного газа Турции из Советского Союза и исследовании маршрута газопровода. Два года спустя первого соглашения, утверждение этого соглашения сделано, и Турция начала покупать природный газ из Советского Союза в 1987 году. Это соглашение также открыло многогранный коридор экономического сотрудничества для более поздних периодов.
С распадом СССР в 1991 году и созданием Российской Федерации можно сказать в отношениях двух стран сделаны более конструктивные шаги. В этот момент выражения новых официальных лиц недавно установленной Российской Федерации оставаться верным соглашениям, подписанным в период Советского Союза, имеют большое значение. В 1992 году с соглашением о принципах отношений между Турецкой Республикой и Российской Федерацией официально утвержден, что отношения будут иметь гораздо лучшее измерение. Это соглашение создало основу для новых отношений. Граждане стран, которые покидали Советский Союз стали чаще посещать Турцию, и эта ситуация увеличила индивидуальную деловую активность. Оживление торговли товарами отражалось и в сфере услуг. Турецкий строительный сектор вышел на рынок Российской Федерации в результате соглашений. Можно сказать, что двусторонние отношения отражаются и на других государствах региона. На данный момент шаги, предпринятые с созданием Организации Черноморского Экономического Сотрудничества в 1992 году внесли значительный вклад в экономику стран-членов.
Увеличение населения, развитие промышленности все больше и больше с каждым днем, растущие энергетические потребности Турции потребовали добавление новых соглашений между двумя странами. Коммерческие соглашения периода Советского Союза были пересмотрены с целью преобразования в обычные коммерческие соглашения, в 1997 году договор газопровода «Голубой поток», подписанного между Турцией и Российской Федерацией поднял коммерческие отношения на более высокий уровень.
Политика, которая показывает, что распространение рыночной экономики в стране является полезным способом президента Российской Федерации Бориса Ельцина, который работал над западными экономическими моделями и нашла поддержку и приняла реакцию конкретных групп. С давлением, которое связано со стратегиями управления над Ельциным, увеличивалось с учетом потребностей системы, он должен был уйти в отставку в конце 90-х годов и оставил свое место Владимиру Путину. С началом ΧΧΙ века как в Турции и России новые периоды начались, лидеры, разделяющие близкие взгляды, пришли к власти. В процессе, последовавшем за этими событиями, взаимными контактами и договоренностей, новые лидеры Эрдоган и Путин являются архитекторами нового процесса, который будет способствовать укреплению отношений в области экономики.
В качестве одной из тем, которые увеличивают свою долю в стоимости и торговых отношениях во всем мире, очевидно, что политики, принятые двумя странами в отношении энергетики, затронуты соседними странами, и они также обновляют свои конкретные стратегии экономически. После проекта Голубой поток, совместный проект атомной электростанция вывела отношения на новый уровень, потом Турецкий Поток трубопровода, которому Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал название, показывают большие шаги в двусторонних отношений и свидетельствуют о последней ситуации в отношениях. Крупные инвестиции представляют большую ценность для обеих стран. В период с момента заключения первого соглашения по природному газу до сегодняшнего дня размер проектов в области энергетики показывает, что выгодно сотрудничать и в других областях и продвигаться в соответствии с общими экономическими целями.
Турция с его успешным прошлым опытом на мировом рынке вышла на рынок России после соглашения о природном газе, подписанном в 1984 году. Турция и Россия в качестве партнера успешно расширили также этот рынок. Даже в период кризиса 2008 года в США, благодаря правильному анализу рисков с минимальным повреждением, этот сектор продолжал оставаться важным предметом торговли между двумя странами.
Другой сектор набирает обороты в 2000-х годах, индустрия туризма, которая была разработана Турцией с 1980-х годов. Туристы из России и стран, покидающих Советский Союз, постоянно растут экспоненциально до сегодняшнего дня. Исходя из данных, предоставленных соответствующими учреждениями, мы можем сказать, что Россия занимает второе место после Германии по количеству посетителей. Несмотря на некоторые кризисы в политическом масштабе, положительное влияние быстроразвивающихся процессов урегулирования — это успех правительств двух стран. Можно сказать, что сектор туризма, который поддерживается экономической политикой, разработанной с учетом объема двусторонней торговли, сохранил свое значение как инвестиционный коридор, который всегда получал взаимную выгоду.
В турецко-российских торгово-экономических отношениях предмет, который имеет критический размер и максимальную чувствительность к риску - торговля С-400 ракетной системой. Это событие, которое является отличным сотрудничеством, изменило восприятие отношений по многим вопросам. Особенно думая о зависимости Турции от России от энергии в то же время это военно-торговое соглашение для Турции и несмотря на НАТО и США Турция выдвигает свои отношения с Россией на первый план, ее решимость по поводу этого соглашения имеет большое значение. В тени постоянной угрозы Соединенных Штатов Турцией, было заявлено, что это коммерческие отношения непременно произойдет. Сделано много работ по риску изменения оси Турции западными силами, НАТО союзники пытались вступить в разные переговоры, Турция также показала, что у нее есть альтернативы. С точки зрения России, тот факт, что продажа ракетной системы С-400 стране НАТО, никогда не бывает простым событием. В связи с этим предметом, когда рассматриваются и влияние актеров НАТО и динамика двусторонних отношений, учитывая чувствительность факторов риска на торгово-экономические отношения России и Турции, совершенно ясно, что отношения должны оставаться гораздо чувствительными в данном процессе. Тем не менее, в сценарии будущего в которой Турция будет применять политики баланса между Россией и Западом, если диспропорция в российско-турецких экономических отношениях уменьшится, то это обеспечит сохранение хорошего уровня двусторонних отношений, при которых два исторического конкурента превратились в стратегических партнеров.
1. Agarwal, P. (2017). What Is Economic Growth.[Электронный ресурс] /// (https://www.intelligenteconomist.com/economic-growth/).
2. AkçadağAlagöz, E. (2016). EkonomikKarşılıklıBağımlılıkKapsamında AB-Çinİlişkileri(Отношения Европейского Союза и Китая в рамках экономической взаимозависимости). U.Ü. SosyalBilimlerEnstitüsüDergisi (Улудагский университет - Журнал Института социальных наук).
3. Aktürk, Ş. (2013). Türk-Rusilişkilerininrealistikbirdeğerlendirmesi, 2002-2012: Zirvedendibe mi? (Реалистичная оценка турецко-российских отношений, 2002-2012 гг.: от вершины ко дну?) HazarStratejiEnstitüsü, HazarRaporu 2013. (Каспийский стратегический институт, Каспийский отчет 2013).
4. Anbar, A. &Eker, M. (2009). BireyselYatırımcılarınFinansalRiskAlgılamalarınıEtkileyenDemografikveSosyoekonomikFaktörler (Демографические и социально-экономические факторы, влияющие на восприятия финансового риска индивидуальных инвесторов). ZKÜ SosyalBilimlerDergisi, Cilt 5, Sayı 9 (ЗКУ Журнал Социальных Наук, объем 5, номер 9).
5. Aran, B. (2018). ABD, Çin, TicaretSavaşlarıveTürkiye. (США, Китай, торговые войны и Турция). TürkiyeEkonomiPolitikalarıAraştırmaVakfı, TicaretÇalışmalarıMerkezi (Фонд исследования экономической политики Турции, Центр торговых исследований).
6. Aşan, H. (2018). MustafaKemalAtatürkDöneminde (1919-1938) Türk-Sovyetİlişkileri (Турецко-Советские отношения в период Мустафы КемаляАтатюрка (1919-1938)). AfyonKocatepeÜniversitesiSosyalBilimlerEnstitüsüTarihAnabilimDalı (Университет АфьонаКокатепе, Институт социальных наук, исторический факультет) .
7. Aydin, A. (2016). TürkiyeileRusyaArasındakiDoğalGazİşbirliğininTürkiye’ninEnerjiGüvenliğineEtkisi (Влияние сотрудничества природного газа между Турцией и Россией на энергетическую безопасность Турции). UluslararasıSosyalAraştırmalarDergisi. Cilt:9 Sayı:43 (Международный журнал социальных исследований.Объем: 9 Номер: 43.).
8. Balta, E., Özkan, B. (2016). Türkiye-Rusyaİlişkilerine ‘Tarih’ ileBakmak (Взгляд на турецко-российские отношения с «историей»). BoğaziçiÜniversitesi-TÜSİAD DışPolitikaForumuAraştırmaRaporu (Университет Богазичи - Турецкая ассоциация промышленности и бизнеса, Отчет по исследованию внешнеполитического форума).
9. Benhür, Ç. (2004). StalinDönemiTürk-Sovyetİlişkileri (Турецко-Советские отношения в период Сталина). SelçukÜniversitesiTürkiyatAraştırmalarıDergisi, (15), 325-337 (Сельчукский университет, Журнал тюркологии, Номер 15, 325-337).
10. Benhür, Ç. (2008). 1920’li YıllardaTürk-Sovyetİlişkileri: KronolojikBirÇalışma (Турецко-советские отношения в 1920-х годах: хронологическое исследование). TürkiyatAraştırmalarıDergisiSayı 24(Журнал исследований тюркологии, Номер 24).
11. Benhür, Ç. (2008). StalinDönemiTürk-Rusİlişkileri (Турецко-Советские отношения в период Сталина). SelçukÜniversitesiTarihAnaBilimDalıAtatürkİlkeleriveİnkılapTarihiBilimDalıDoktoraTezi (Сельчукский университет, кафедра истории, принципов Ататюрка и истории турецкой революции, кандидатская диссертация).
12. Bilgiçli, İ., Altınkaynak, F. (2016). TurizmEndüstrisininTürkiyeEkonomisiİçindekiYeriveÖnemi (Роль и значение индустрии туризма в экономике Турции); EkonomiParadigmasıylaYaklaşım (Подход к экономической парадигме). UluslararasıYönetimİktisatveİşletmeDergisi, UluslararasıMuhasebeveFinansAraştırmalarıKongresi(ICAFR 16) ÖzelSayısı (Международный журнал экономики и менеджменда, Международный конгресс по исследованию бухгалтерского учета и финансов, Специальный номер).
13. Büyükakıncı, E. (2012). Türk–RusİlişkilerininDeğerlendirilmesi: GüvenlikSorunsalındanÇokBoyutluDerinliğeGeçiş (Оценка турецко-российских отношений: переход от проблемы безопасности к многомерной глубине). SovyetlerBirliği’ninDağılmasındanYirmiYılsonraRusyaFederasyonu: TürkdilliHalklarveTürkiyeileİlişkiler, (Российская Федерация спустя двадцать лет после распада Советского Союза: Связи с общественностью говорящие по-турецкии и Турции).Ankara, AtatürkKültürMerkeziYayınları (Анкара, Публикации Ататюркского культурного центра).
14. Çelikpala, M. (2007). 1990’lardan GünümüzeTürk-Rus İlişkileri (Турецко-российские отношения с 1990-х годов до наших дней). AvrasyaDosyasıCilt 13, Sayı 1 (Евразийский файл Объем 13, Номер 1).
15. Çımat, A., Bahar, O. (2003). TurizmSektörününTürkiyeEkonomisiİçindekiYeriveÖnemiÜzerineBirDeğerlendirme (Оценка роли и значения сектора туризма в экономике Турции). Akdeniz İ.İ.B.F. Dergisi (6) (Университет Акдениз, Журнал факультета экономики и административных наук, Номер 6).
16. Çulha, E. (2016). Türk-RusİlişkilerininKronolojisi (1991-2017) (Хронология турецко-российских отношений). MarmaraTürkiyatAraştırmalarıDergisi • Cilt III, Sayı 2 (журнал исследований по тюркологии Мармары, объем 3, Номер 2).
17. Demiryol, T. (2018). Türkiye-RusyaİlişkilerindeEnerjininRolü: AsimetrikKarşılıklıBağımlılıkveSınırları (Роль энергетики в отношениях между Турцией и Россией:Асимметричная взаимозависимость и пределы).GaziantepUniversityJournalofSocialSciences, 17 (4).
18. DevÜlkedeDevPazar: Rusya (Гигантский рынок в гигантской стране:Россия). [Электронный ресурс] /// (http://www.insaatdunyasi.com.tr/uncategorized/69-dev-ulkede-dev-pazar-rusya/#relatedposts_562127919_2).
19. Duffy, M. (2009). Battles – The Gallipoli Front – An Overview. [Электронный ресурс] /// (https://www.firstworldwar.com/battles/overview_gf.htm).
20. Eğri, Canan Ö. (2017). 11 EylülSonrasıDeğişenGüvenlikAlgısıveEkonomikGüvenlik: TürkiyeÖrneği(Изменение восприятия безопасности и экономической безопасности после 11 сентября:Дело Турции). İstanbulÜniversitesiSosyalBilimlerEnstitüsü, Doktoratezi(Стамбульский университет, Институт социальных наук, кандидатская диссертация).
21. Elmas, M. S. (2013). ModernToplumunGüvenlikÇıkmazı: Tehdit, RiskveRiskToplumuPerspektifindenGüvenlik (Тупик безопасности современного общества:Безопасность с точки зрения угрозы, рисков и общества риска).UluslararasıStratejikAraştırmalarKurumu (USAK) (Международная организация стратегических исследований).
22. Ertem, B. (2009). Türkiye-ABD İlişkilerindeTrumanDoktriniveMarshallPlanı (Доктрина Трумэна и план Маршалла в Турции-американских отношений). BalıkesirÜniversitesiSosyalBilimlerEnstitüsüDergisiCilt 12 Sayı 21 (ниверситетБалыкесир, журнал института социальных наук Объем 12, Номер 21).
23. Five Questions on a US-China Trade War. [Электронный ресурс] /// (http://www.arabnews.com/node/1042371/business-economy).
24. Gençalp, E. (2014). TürkBasınındaİkiliZiyaretlerBoyutundaTürk-Sovyetİlişkileri (1965-1980) (Турецко-советские отношения в аспекте двусторонних визитов в турецкой прессе (1965-1980)). ÇağdaşTürkiyeTarihiAraştırmalarıDergisi Journal Of Modern Turkish History Studies XIV/29 (2014-Güz/Autumn).
25. Gökçen, S. (2007). Ankara-MoskovaİlişkilerininGelişimive 1925 DostlukveSaldırmazlıkAndlaşması (РазвитиеотношениймеждуАнкаройиМосквойидоговородружбеиненападении 1925 года). UluslararasıKaradenizİncelemeleriDergisi, vol.2 (Международный журнал черноморских исследований, Объем 2).
26. Göksedef, E. (2016). PutindönemiTürk-Rusilişkileri(Турецко-российские отношения в период Путина). [Электронный ресурс] /// (http://www.aljazeera.com.tr/al-jazeera-ozel/putin-donemi-turk-rus-iliskileri).
27. Grafiklerle: Suriye’de 8. Yılınagirensavaş(Со графиками: 8-й год войны в Сирии). [Электронный ресурс] /// (https://www.bbc.com/turkce/haberler-dunya-43414137).
28. Gürkaynak, MuharremveYalçıner, Serhan, “UluslararasıPolitikadaKarşılıklıBağımlılıkveKüreselleşmeÜzerineBirİnceleme” (Анализ взаимозависимости и глобализации в международной политике), Uluslararasıİlişkiler, Cilt 6, Sayı 23 (Güz 2009)(Международные отношения, объем 6, номер 23 (осень 2009 года)).
29. Haynes, J. (1895). Risk As An Economic Factor. The Quarterly Journal of Economics, Vol. 9, No. 4.
30. Hillson, D. (2010). ‘Risk Management in Practice’. The AMA Handbook of Project Management (3rd Edition). (eds.) Cabanis-Brewin, J. & Dinsmore, P.C. New York: Amacon Books.
31. Hillson D. A. (2002). When Is A Risk Not A Risk? [Электронный ресурс] /// (https://www.who.int/management/general/risk/en/).
32. Hodaloğulları, Z &Aydın, A. (2015). Türkiye’ninDoğalgazNoktasındaRusya’yaBağımlılıkDurumununSoğukSavaşSonrasıTürkDış PolitikasınaYansıması (Состояние отражения зависимости Турции от России в точки зрении природного газа на турецкие внешние политики после холодной войны). KahramanmaraşSütçüİmamÜniversitesi, İktisadiveİdariBilimlerFakültesiDergisi. Cilt 5, Sayı 2 (Университет им. КахраманмарасаСутку Имама, журнал факультета экономики и административных наук, объем 5, номер 2).
33. ISO (International Organization for Standardization) 31000 (2018). RiskManagement – Guidelines. ISO Standarts, Geneva.
34. Işıksal, H. To What Extend Complex Interdependence Theorists Challenge to Structural Realist School of International Relations? Alternatives: Turkish Journal of International Relations, Vol. 3, Number: 2&3; Summer&Fall 2004.
35. İsmayıl T. (2016). Türkiye-Rusyaİlişkileri: “SoğukKış’tanSıcakBahar’a” Dönüşebilecek mi? (Отношения между Турцией и Россией: будут ли они из холодной зимы в горячую весну?) EkoAvrasyaEkonomikveStratejikAraştırmalarDergisiSayı 33 (ЭкоАврася, Журнал экономических и стратегических исследований, номер 33).
36. Kasapoğlu, C. (2017). Türkiye’nin S-400 İkilemi (Дилемма Турции о С-400). EkonomiveDışPolitikaAraştırmalarMerkezi, EDAM DışPolitikaveGüvenlikKağıtlarıSerisi 2017/5 (Центр экономических и внешнеполитических исследований, серия документов по внешней политике и безопасности 2017/5).
37. Korhan, T. (2012). TürkiyeCumhuriyeti’ninİlkYıllarındaTürk-RusTicariveEkonomikİlişkileriÜzerine (В первые годы существования Турецкой Республики, о турецко-российских торгово-экономических отношениях). AbantİzzetBaysalÜniversitesiSosyalBilimlerEnstitüsüDergisi, Vol. 2012-1 (Университет АбантаИззетаБайсала, журнал Института социальных наук, объем 2012-1).
38. Krueger, Norris & R. Dickson, Peter. (2007). How Believing in Ourselves Increases Risk Taking: Perceived Self‐Efficacy and Opportunity Recognition. DecisionSciences.
39. Kungwani, P. Risk Management-An Analytical Study. IOSR Journal of Business and Management, Volume 16, Issue 3, (Feb. 2014).
40. Mark Zuckerberg’in Y CombinatorYoutubekanalındakiröportajı (ИнтервьюМарка Цукерберга на канале Y Combinator на Youtube). [Электронный ресурс] /// (https://www.youtube.com/watch?v=Lb4IcGF5iTQ).
41. Mercan, G.M. (2014). Rusya Dosyası /// TUİÇ Akademi( Файл России /// ТУИЧ Академия): Putin’in Rusyası (Путинская Россия). [Электронный ресурс] /// (https://stratejikoperasyon.wordpress.com/page/142/).
42. Mesjasz, Krakov, “EkonomikGüvenlik” (Экономическая безопасность), Uluslararasıİlişkiler, Cilt 5, Sayı 18 (Yaz 2008) (Международные отношения, объем 5, номер 18 (лето 2008 года)).
43. Moore, C. (2003). The Mediation Process: Practical Strategies for Resolving Conflict. NewJersey: Jossey-BassPublishers.
44. Müdderrisoğlu, A. (2000). KurtuluşSavaşınınMaliKaynakları(Финансовые ресурсы войны за независимость). AtatürkAraştırmaMerkezi (Ататюркский исследовательский центр).
45. OECD (2018), “Risks that Matter: Early Results from the 2018 OECD Cross-National Survey on Social and Economic Risks,” Policy Brief on the Future of Work. [Электронный ресурс] /// (www.oecd.org/social/risks-thatmatter.htm).
46. Ökte, S. AnaHatlarıylaTürkiye-IMF İlişkileri(Отношения между Турцией и МВФ с основной линией).
47. Özbay, F. (2011). SoğukSavaşSonrasıTürkiye-Rusyaİlişkileri: 1992-2010 (Отношения между Турцией и Россией после холодной войны: 1992-2010). BilgeStrateji, Cilt 2, Sayı 4 (Мудрая стратегия, объем 2, номер 4).
48. Özcan, Nihat A. (2018). ŞirketlerArasıMuharebedenÜlkelerArasıEkonomikSavaşa (от войны между компаниями до экономической войны между странами). [Электронный ресурс] /// (http://www.milliyet.com.tr/yazarlar/nihat-ali-ozcan/sirketler-arasi-muharebeden--2701419/).
49. Özdemir, Aydın&Saygılı, Metin&Yıldırım, Kadir. (2016). RiskAlmaveBaşarmaİhtiyacınınGirişimcilikPotansiyelineEtkisi (Влияние риска и необходимости достижения на предпринимательский потенциал): ÜniversiteÖğrencileriÜzerineBirAraştırma(Исследование над студентами университета). İşletmeBilimiDergisi (Журнал науки менеджмента).
50. Özder, F. (2017). BirinciBeşYıllıkSanayiPlanıEksenindeAtatürkDönemiTürk-SovyetEkonomikveTicariİlişkileri(На оси первой пятилетки промышленного плана Турецко-советские экономические и торговые отношения в период Ататюрка). AnkaraÜniversitesiTürkİnkılâpTarihiEnstitüsüAtatürkYoluDergisiSayı: 60 (Анкарский университет, институт истории Турецкой Революции, журнал пути Ататюрка, номер 60).
51. Özen, Ç. (2017). DemirelDönemiTürkiye'ninSovyetlerBirliğiPolitikasıve 1967 MoskovaGörüşmeleri (Политики Турции о Советском Союзе в период Демиреля и московские переговоры 1967 года). MülkiyeUluslararasıİlişkilerKongresi, EkimDevrimi’ninYüzüncüYılındaSovyetlerBirliği, SoğukSavaşveUluslararasıİlişkilerBildiriKitabı(Конгресс факультета политических наук Анкарского университета по международным отношениям, отчет книга «В столетие Октябрьской революции Советский Союз, холодная война и международные отношения»).
52. Pettinger, Tejvan. (2018). Policies For Economic Development. [Электронный ресурс] /// (https://www.economicshelp.org/blog/4998/development/policies-for-economic-development/).
53. Rana, W. Theory of Complex Interdependence: A Comparative Analysis of Realist and Neoliberal Thoughts. International Journal of Business and Social Science, Vol. 6, No. 2; February 2015.
54. RusTürkİşAdamlarıDerneğiRusyaİnşaatSektöründekiGelişmelerveTürkFirmaları. Şubat 2019 (Ассоциация Российско-Турецких изнесменов, События в российской строительной индустрии и турецких фирмах.Февраль 2019).
55. Sever, A. (1997). YeniBulgularIşığında- 1962 KübaKriziveTürkiye (В свете новых открытий- 1962 Кубинский кризис и Турция). AnkaraÜniversitesi SBF Dergisi, 52 (01) (Анкарский университет, журнал СБФ, 52 (01)).
56. Sputnik MedyaKuruluşuResmiSayfası. TürkAkımıdoğalgazboruhattı(Официальная страница Спутник Медии Компании. Газопровод "Турецкий поток"). [Электронный ресурс] /// (https://tr.sputniknews.com/infografik/201811201036245122-turk-akimi-dogalgaz-gazprom-rusya-turkiye/).
57. SWOT Analysis: Discover New Opportunities, Manage and Eliminate Threats. [Электронный ресурс] /// (https://www.mindtools.com/pages/article/newTMC_05.htm)
58. Şen, H. &Aktan, C. (2001). EkonomikKriz: NedenlerveÇözümÖnerileri. YeniTürkiye, EkonomikKrizÖzelSayısı (Экономический кризис: причины и пути решения. Новая Турция, экономический кризис. Специальный номер).
59. TicaretSavaşıNedir? (Что такое торговая война?) [Электронный ресурс] /// (https://dunyadaticaret.com/ticaret-savasi-nedir.html)
60. TicaretSavaşıNedir? (Что такое торговая война?) [Электронный ресурс] /// (https://konupara.com/ekonomist/ekonomi/ticaret-savasi-nedir-14934/).
61. Tokgöz, E. (2011). DündenBugüneTürkiye-RusyaEkonomikİlişkilerindeÜçBüyükDönem(Со вчерашнего дня на сегодняшний день три основных периода в экономических отношениях Турции и России). UfukÜniversitesiSosyalBilimlerEnstitüsüDergisi/ Journal of Ufuk University Institute of Social Sciences, Cilt/Vol: 1, Sayı/No: 1, 2011.
62. Tunçdemir, C. (2018). TicaretSavaşıNedirveNedenHerkesBunuKonuşuyor? (Что такое торговая война и почему все об этом говорят?) [Электронный ресурс] /// (http://amerikabulteni.com/2018/03/07/ticaret-savasi-nedir-ve-neden-herkes-bunu-konusuyor/).
63. Turan. İ. Türk-Rusİlişkileri: SorunlarveFırsatlar (Турецко-российские отношения: проблемы и возможности).
64. TürkDilKurumuresmiinternetsayfası (Официальный сайт Ассоциации Турецкого Языка). [Электронный ресурс] /// (http://www.tdk.gov.tr/index.php?option=com_bts&arama=kelime&guid=TDK.GTS.5c5afc25b75155.71664428).
65. TürkiyeCumhuriyetiEnerjiveTabiiKaynaklarBakanlığıResmiSitesi(Официальный сайт Республики Турции Министерства энергетики и природных ресурсов). [Электронный ресурс] /// (https://www.enerji.gov.tr/tr-tr/sayfalar/dogal-gaz-boru-hatlari-ve-projeleri).
66. TürkiyeCumhuriyetiResmiGazete (Официальная газета Турецкой Республики). 2 Haziran 1967, sayı: 12611 (2 июня 1967 года, номер: 12611).
67. TürkiyeCumhuriyetiResmiGazete (Официальная газета Турецкой Республики). 6 Ekim 2010, sayı: 27721 (6 октября 2010 г., номер: 27721).
68. TürkiyeİstatistikKurumu (TUİK) (Статистический институт Турции). İstatistikGöstergeler, 1923 – 2013 (Статистические показатели, 1923 – 2013).
69. Türkiye’dekiSuriyeliSayısıŞubat 2019 (Число сирийцев в Турции, февраль 2019 года). [Электронный ресурс] /// (https://multeciler.org.tr/turkiyedeki-suriyeli-sayisi/)
70. TürofedTurizmRaporu 2019/1. Sayı 14 (Федерация Отельеров Турции, Отчет о туризме 2019/1. номер 14).
71. Uyar, T. (2017). RiskNedir? (Что такое риск?) [Электронный ресурс] /// (https://www.herkesebilimteknoloji.com/yazarlar/tevfikuyar/risk-nedir)
72. World Economic Forum – The Global Risks Report 2019
73. Yalçınkaya, A. (2017). KuruluşundanGünümüzeKaradenizEkonomikİşbirliğiÖrgütü(С момента основания Организация Черноморского Экономического Сотрудничества). Marmara ÜniversitesiSiyasalBilimlerDergisi • Marmara University Journal of Political Science • Cilt 5, ÖzelSayı(Журнал политических наук Университета Мармары, объем 5, Специальныйномер).
74. Yılmaz Bingöl, T. &Uysal, R. (2014). Ergenlerde Risk Alma DavranışınınÖz-yeterlikveFarklıDeğişkenlerAçısındanİncelenmesi (Исследование рискованного поведения точки зрения самоэффективности и различных переменных у подростков). ASOS Journal AkademikSosyalAraştırmalarDergisi (АСОС Журнал академических социальных исследований).
75. Yılmaz, M. E. (2010). SoğukSavaşSonrasıDönemdeTürk-Rusİlişkileri (Турецко-российские отношения в период после холодной войны). BalıkesirÜniversitesi, Bandırma İİBF Akademik Fener Dergisi, 13 (Балыкесирский университет, Бандырмский факультет экономических и административных наук, журнал Академический Фонаря, 13).
76. Yılmaz, S., Yakşi, A. (2016). OsmanlıDevleti’ndenGünümüzeTürk-Rusİlişkileri (Турецко-российские отношения от Османской империи до наших дней). TYB AkademiSayı 17 (TYB Академия номер 17).
77. Yiğittepe, L. (2018). NATO veRusyaArasındaTürkiye’ninGüvenlikAlgılaması: S-400 KriziÖrneği (Обнаружение безопасности Турции между НАТО и Россией: Кризисный пример С-400).YönetimveEkonomiAraştırmalarıDergisi, Cilt 16 (Журнал управления и экономических исследований, объем 16).
78. Zengin, E. (2015). TürkiyeveRusyaFederasyonuTicariİlişkileri (Торговые отношения между Турцией и Российской Федерацией). AvrasyaİncelemeleriDergisi (Журнал евразийских исследований).