ИНОСТРАННЫЕ АБИТУРИЕНТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА
|
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты мотивации выбора вуза иностранными абитуриентами
1.1.Теория образовательной мотивации
1.2. Теория образовательной миграции…………………………………….12
1.3. Феномен академической мобильности…………………………………14
1.4. Образовательная политика Российской Федерации в области экспорта образования
1.5. Особенности приема иностранных абитуриентов в СПбГУ…………23
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. Мотивация выбора иностранными абитуриентами Санкт-Петербургского государственного университета…………………………..35
2.1. Результаты контент-анализа мотивационных писем……………… 35
2.1.1. Общая характеристика основных мотивов выбора Росси и СПбГУ иностранными абитуриентами
2.1.2. Особенности мотивации выбора специальностей иностранными абитуриентами СПбГУ
2.1.3 Региональные особенности мотивации выбора СПбГУ
2.2. Результаты анкетирования
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература и источники……………
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты мотивации выбора вуза иностранными абитуриентами
1.1.Теория образовательной мотивации
1.2. Теория образовательной миграции…………………………………….12
1.3. Феномен академической мобильности…………………………………14
1.4. Образовательная политика Российской Федерации в области экспорта образования
1.5. Особенности приема иностранных абитуриентов в СПбГУ…………23
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. Мотивация выбора иностранными абитуриентами Санкт-Петербургского государственного университета…………………………..35
2.1. Результаты контент-анализа мотивационных писем……………… 35
2.1.1. Общая характеристика основных мотивов выбора Росси и СПбГУ иностранными абитуриентами
2.1.2. Особенности мотивации выбора специальностей иностранными абитуриентами СПбГУ
2.1.3 Региональные особенности мотивации выбора СПбГУ
2.2. Результаты анкетирования
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература и источники……………
Актуальность исследования обусловлена тем, что интернационализация образования и привлечение иностранных студентов на сегодняшний день являются одной из приоритетных задач, поставленных перед российскими вузами Правительством РФ. Доля обучающихся иностранных граждан - один из самых значимых показателей, определяющих место вуза в международных рейтингах, что в дальнейшем влияет на конкурентоспособность российского образования в мировом образовательном пространстве, а также позволяет решать ряд экономических и политических задач внутри страны. СПбГУ является одним из крупнейших вузов страны, ведущим в последние несколько лет активную политику по привлечению иностранцев. На сегодняшний день перед руководством СПбГУ стоит задача увеличения количества принимаемых на обучение иностранных граждан, в том числе за счет приема граждан из стран дальнего зарубежья. Изучение факторов, влияющих на выбор иностранными студентами СПбГУ в качестве места получения образования, поможет эффективному взаимодействию с обучающимися, а также выстраиванию стратегии привлечения новых кандидатов.
Практическая значимость работы выражается в ее проектной направленности по созданию предложений по изменению существующего порядка отбора иностранных граждан.
Объектом исследования выступают иностранные студенты, обучающиеся в СПбГУ в период с 2014 по 2016 годы.
Предметом исследования является мотивация выбора вуза иностранными абитуриентами.
Цель работы состоит в определении мотивации иностранных абитуриентов при выборе СПбГУ и предполагает решение следующих научно-исследовательских задач:
• изучить научно-исследовательскую литературу, посвященную академической мобильности в России и в мире, определить факторы, влияющие на выбор иностранными студентами места для обучения; провести типологию мотивов.
• охарактеризовать основные направления политики РФ в области экспорта образования;
• проанализировать статистические данные по количеству и структуре иностранных студентов, обучающихся в СПбГУ.
• охарактеризовать основные направления деятельности СПбГУ в части приема иностранных граждан;
• На основании контент-анализа мотивационных писем выявить особенности стартовой мотивации выбора вуза и страны обучения;
• на основании анкетирования уточнить гипотезу о мотивах выбора вуза, а также выявить степень удовлетворенности получаемым образованием в СПбГУ.
• сопоставить полученные данные с официальными принципами набора иностранных студентов, сделать вывод об их соответствии или несоответствии.
• определить основные направления изменения стратегии набора и обучения иностранных граждан в СПбГУ.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуто следующее предположение:
Основным мотивом поступления иностранных граждан в СПбГУ является престиж вуза и качество предоставляемого университетом образования. Представление об СПбГУ не совпадает с реальной ситуацией, с которой сталкиваются студенты в процессе обучения. Реализуемая в СПбГУ стратегия набора иностранных граждан требует внесения изменений.
Степень научной разработанности проблемы
В последние десятилетия в связи с увеличением академической мобильности и необходимостью интернационализации российских вузов появилось значительно количество как российских, так и зарубежных исследований в области социологии, педагогики, менеджмента, посвященных изучению мотивов приезда в Россию иностранцев, проблемам их адаптации, особенностям их обучения, разработке рекрутинговых стратегий. Вопросам мотивации посвящены фундаментальные работы А. Маслоу, Х.Хеккаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклеланда, Д.А. Леонтьева, понятие образовательной мотивации наиболее полно отражено в работах следующих исследователей: Л.С. Илюшин, Е.И. Казакова, Г.И.Щукина, Л.И. Божович, З.И.Васильева, А.К.Маркова, О. С. Гребенюк. Проблема академической мобильности и образовательной миграции активно изучается зарубежными исследователями (Maia Chankseliani, Рeter Bodycott, Tran LeHuu Nghia). Среди отечественных исследователей наиболее значительный вклад в исследование иностранных студентов, проживающих в России, внесли Л.А. Арефьев, Н.Е. Боревская, Ф.Э. Шереги, А.Г. Ларин, вопросам адаптации посвящены работы Лебедевой О.А, Скопиной Ю.И., Дрожжиной Д.С., феномен образовательной миграции отражен в исследованиях Е.И. Самофалова, М.А. Сафонова, И.В.Ивахнюк.
Научная новизна состоит в том, что проведенное исследование позволило дополнить существующее знание об иностранных студентах ранее не изученным материалом одного из ведущих российских вузов – СПбГУ.
Методологическая основа исследования послужили положения системно-деятельностного подхода к обучению.
Информационная база исследования
Анализ статистических данных, опубликованных на официальных сайтах Института статистики ЮНЕСКО (http://uis.unesco.org), Международного департамента Минобрнауки РФ (www.russia.edu.ru), а также в статистических сборниках “Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации”, издаваемых Центром мониторинга и статистики образования Минобрнауки РФ под редакцией А.Л. Арефьева, Ф.Э. Шереги.
Анализ статистических данных СПбГУ, предоставленных Управлением по организации приема и Учебным управлением СПбГУ.
Результаты контент-анализа мотивационных писем абитуриентов, принимавших участие в конкурсе для поступления в СПбГУ в 2014-2016 годах.
Результаты полузакрытого анкетирования 86 иностранных студентов СПбГУ из 29 стран.
Этапы исследования
На первом – теоретическом этапе (2015-2016 гг.) был проведен анализ теоретических источников, посвященных выбранной теме исследования.
На втором – диагностическом этапе (2016-2017гг.) был выполнен контент-анализ мотивационных писем и проведено полузакрытое анкетирование студентов.
В процессе обобщения результатов проведенного исследования были получены следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. Мотивы выбора СПбГУ во многом зависят от страны проживания кандидатов и политических и экономических отношений между странами. Основными мотивами для всех категорий абитуриентов будут престижность вуза и качество предоставляемого образования.
2. Многие абитуриенты не удовлетворены качеством получаемого образования. Основная проблема у стран дальнего зарубежья - отсутствие подготовки по русскому языку, бытовые трудности и сложности в преодолении бюрократических барьеров.
3. Существующий порядок отбора иностранных граждан на бюджетные места не позволяет адекватно оценить уровень подготовки кандидата, особенно уровень владения русским языком. При отборе кандидатов необходимо проводить собеседование с использованием систем электронной связи.
4. Основой стратегии СПбГУ по привлечению иностранных граждан в данном случае могло бы стать создание ряда целевых образовательных программ, ориентированных на существующие в конкретных регионах запросы, а также развитие программ двойного диплома и программ, ориентированных на принципы либерального образования.
Структура работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы (71 источник) и 23 рисунков. Работа выполнена на 80 страницах.
Практическая значимость работы выражается в ее проектной направленности по созданию предложений по изменению существующего порядка отбора иностранных граждан.
Объектом исследования выступают иностранные студенты, обучающиеся в СПбГУ в период с 2014 по 2016 годы.
Предметом исследования является мотивация выбора вуза иностранными абитуриентами.
Цель работы состоит в определении мотивации иностранных абитуриентов при выборе СПбГУ и предполагает решение следующих научно-исследовательских задач:
• изучить научно-исследовательскую литературу, посвященную академической мобильности в России и в мире, определить факторы, влияющие на выбор иностранными студентами места для обучения; провести типологию мотивов.
• охарактеризовать основные направления политики РФ в области экспорта образования;
• проанализировать статистические данные по количеству и структуре иностранных студентов, обучающихся в СПбГУ.
• охарактеризовать основные направления деятельности СПбГУ в части приема иностранных граждан;
• На основании контент-анализа мотивационных писем выявить особенности стартовой мотивации выбора вуза и страны обучения;
• на основании анкетирования уточнить гипотезу о мотивах выбора вуза, а также выявить степень удовлетворенности получаемым образованием в СПбГУ.
• сопоставить полученные данные с официальными принципами набора иностранных студентов, сделать вывод об их соответствии или несоответствии.
• определить основные направления изменения стратегии набора и обучения иностранных граждан в СПбГУ.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуто следующее предположение:
Основным мотивом поступления иностранных граждан в СПбГУ является престиж вуза и качество предоставляемого университетом образования. Представление об СПбГУ не совпадает с реальной ситуацией, с которой сталкиваются студенты в процессе обучения. Реализуемая в СПбГУ стратегия набора иностранных граждан требует внесения изменений.
Степень научной разработанности проблемы
В последние десятилетия в связи с увеличением академической мобильности и необходимостью интернационализации российских вузов появилось значительно количество как российских, так и зарубежных исследований в области социологии, педагогики, менеджмента, посвященных изучению мотивов приезда в Россию иностранцев, проблемам их адаптации, особенностям их обучения, разработке рекрутинговых стратегий. Вопросам мотивации посвящены фундаментальные работы А. Маслоу, Х.Хеккаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклеланда, Д.А. Леонтьева, понятие образовательной мотивации наиболее полно отражено в работах следующих исследователей: Л.С. Илюшин, Е.И. Казакова, Г.И.Щукина, Л.И. Божович, З.И.Васильева, А.К.Маркова, О. С. Гребенюк. Проблема академической мобильности и образовательной миграции активно изучается зарубежными исследователями (Maia Chankseliani, Рeter Bodycott, Tran LeHuu Nghia). Среди отечественных исследователей наиболее значительный вклад в исследование иностранных студентов, проживающих в России, внесли Л.А. Арефьев, Н.Е. Боревская, Ф.Э. Шереги, А.Г. Ларин, вопросам адаптации посвящены работы Лебедевой О.А, Скопиной Ю.И., Дрожжиной Д.С., феномен образовательной миграции отражен в исследованиях Е.И. Самофалова, М.А. Сафонова, И.В.Ивахнюк.
Научная новизна состоит в том, что проведенное исследование позволило дополнить существующее знание об иностранных студентах ранее не изученным материалом одного из ведущих российских вузов – СПбГУ.
Методологическая основа исследования послужили положения системно-деятельностного подхода к обучению.
Информационная база исследования
Анализ статистических данных, опубликованных на официальных сайтах Института статистики ЮНЕСКО (http://uis.unesco.org), Международного департамента Минобрнауки РФ (www.russia.edu.ru), а также в статистических сборниках “Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации”, издаваемых Центром мониторинга и статистики образования Минобрнауки РФ под редакцией А.Л. Арефьева, Ф.Э. Шереги.
Анализ статистических данных СПбГУ, предоставленных Управлением по организации приема и Учебным управлением СПбГУ.
Результаты контент-анализа мотивационных писем абитуриентов, принимавших участие в конкурсе для поступления в СПбГУ в 2014-2016 годах.
Результаты полузакрытого анкетирования 86 иностранных студентов СПбГУ из 29 стран.
Этапы исследования
На первом – теоретическом этапе (2015-2016 гг.) был проведен анализ теоретических источников, посвященных выбранной теме исследования.
На втором – диагностическом этапе (2016-2017гг.) был выполнен контент-анализ мотивационных писем и проведено полузакрытое анкетирование студентов.
В процессе обобщения результатов проведенного исследования были получены следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. Мотивы выбора СПбГУ во многом зависят от страны проживания кандидатов и политических и экономических отношений между странами. Основными мотивами для всех категорий абитуриентов будут престижность вуза и качество предоставляемого образования.
2. Многие абитуриенты не удовлетворены качеством получаемого образования. Основная проблема у стран дальнего зарубежья - отсутствие подготовки по русскому языку, бытовые трудности и сложности в преодолении бюрократических барьеров.
3. Существующий порядок отбора иностранных граждан на бюджетные места не позволяет адекватно оценить уровень подготовки кандидата, особенно уровень владения русским языком. При отборе кандидатов необходимо проводить собеседование с использованием систем электронной связи.
4. Основой стратегии СПбГУ по привлечению иностранных граждан в данном случае могло бы стать создание ряда целевых образовательных программ, ориентированных на существующие в конкретных регионах запросы, а также развитие программ двойного диплома и программ, ориентированных на принципы либерального образования.
Структура работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы (71 источник) и 23 рисунков. Работа выполнена на 80 страницах.
Цель данной работы заключалась в определении мотивации иностранных абитуриентов при выборе места обучения. Практическая направленность работы состояла в разработке предложений по изменению существующего порядка отбора иностранных граждан.
В результате анализа статистических данных и нормативных документов была описана общая картина приема и обучения иностранных граждан в СПбГУ, характеризующаяся следующими тенденциями: стремлением увеличить число принимаемых абитуриентов (в основном на бюджетные места), преобладание количества бюджетных студентов над платными, ориентацией на прием абитуриентов из стран дальнего зарубежья за счет сокращения принятых граждан СНГ, большой процент отчисленных иностранных студентов.
Диагностическая часть исследования проходила в два этапа – на первом в результате контент-анализа мотивационных писем абитуриентов, поступавших в СПбГУ в 2014-2016 годах, была определена стартовая мотивация выбора России и СПбГУ. Были выделены следующие мотивы: качество образования, престижность вуза, интерес к России, ее культуре, желание изучать русский язык, возможность учиться бесплатно, преимущества в карьере, желание остаться жить в России, наличие русских корней, советы родственников или знакомых, опыт пребывания в России, стремление получить новый опыт, образовательный интерес, отсутствие специальностей в стране проживания. Были проанализированы мотивы выбора конкретных образовательных программ, а также региональные особенности мотивации. Были перечислены наиболее востребованные у иностранцев специальности и указаны причины их популярности, а также описана зависимость мотивов выбора страны и вуза от страны проживания кандидатов. Полученные данные могут использоваться в процессе набора иностранцев и создании или модификации образовательных программ СПбГУ, исходя из их интересов.
На втором этапе было проведено полузакрытое анкетирование среди обучающихся в СПбГУ иностранных студентов. Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что основными мотивами выбора СПбГУ являются престижность вуза и качество предоставляемого образования.
Результаты опроса также позволили выявить ряд проблем, с которыми сталкиваются иностранные граждане при обучении в СПбГУ и сформулировать рекомендации для СПбГУ по корректировке стратегии набора иностранных студентов.
Чаще всего иностранные обучающиеся сталкиваются с трудностями, заключающимися в отсутствии достаточной подготовки по русскому языку, бытовыми трудностями и сложностями в преодолении бюрократических барьеров.
Основные пути решения проблем заключаются во внесении изменений в порядок отбора иностранных граждан как на бюджетные, так и на платные места – введение он-лайн собеседования для кандидатов, поступающих на бюджет и упрощение процедуры поступления на места с оплатой стоимости обучения, создание ряда целевых образовательных программ, ориентированных на существующие в конкретных регионах запросы, развитие программ, востребованных у иностранных абитуриентов, а также развитие программ двойного диплома и программ, ориентированных на принципы либерального образования.
В результате анализа статистических данных и нормативных документов была описана общая картина приема и обучения иностранных граждан в СПбГУ, характеризующаяся следующими тенденциями: стремлением увеличить число принимаемых абитуриентов (в основном на бюджетные места), преобладание количества бюджетных студентов над платными, ориентацией на прием абитуриентов из стран дальнего зарубежья за счет сокращения принятых граждан СНГ, большой процент отчисленных иностранных студентов.
Диагностическая часть исследования проходила в два этапа – на первом в результате контент-анализа мотивационных писем абитуриентов, поступавших в СПбГУ в 2014-2016 годах, была определена стартовая мотивация выбора России и СПбГУ. Были выделены следующие мотивы: качество образования, престижность вуза, интерес к России, ее культуре, желание изучать русский язык, возможность учиться бесплатно, преимущества в карьере, желание остаться жить в России, наличие русских корней, советы родственников или знакомых, опыт пребывания в России, стремление получить новый опыт, образовательный интерес, отсутствие специальностей в стране проживания. Были проанализированы мотивы выбора конкретных образовательных программ, а также региональные особенности мотивации. Были перечислены наиболее востребованные у иностранцев специальности и указаны причины их популярности, а также описана зависимость мотивов выбора страны и вуза от страны проживания кандидатов. Полученные данные могут использоваться в процессе набора иностранцев и создании или модификации образовательных программ СПбГУ, исходя из их интересов.
На втором этапе было проведено полузакрытое анкетирование среди обучающихся в СПбГУ иностранных студентов. Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что основными мотивами выбора СПбГУ являются престижность вуза и качество предоставляемого образования.
Результаты опроса также позволили выявить ряд проблем, с которыми сталкиваются иностранные граждане при обучении в СПбГУ и сформулировать рекомендации для СПбГУ по корректировке стратегии набора иностранных студентов.
Чаще всего иностранные обучающиеся сталкиваются с трудностями, заключающимися в отсутствии достаточной подготовки по русскому языку, бытовыми трудностями и сложностями в преодолении бюрократических барьеров.
Основные пути решения проблем заключаются во внесении изменений в порядок отбора иностранных граждан как на бюджетные, так и на платные места – введение он-лайн собеседования для кандидатов, поступающих на бюджет и упрощение процедуры поступления на места с оплатой стоимости обучения, создание ряда целевых образовательных программ, ориентированных на существующие в конкретных регионах запросы, развитие программ, востребованных у иностранных абитуриентов, а также развитие программ двойного диплома и программ, ориентированных на принципы либерального образования.
Подобные работы
- ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ MBA
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К СИТУАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ДРУГОМ ГОРОДЕ И ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - Особенности подготовки научно-популярного подкаста по издательскому делу
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2025 - АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ТЕХНИЧЕСКОМ
ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие профессионального интереса студентов к проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020



