Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНОСТРАННЫЕ АБИТУРИЕНТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА

Работа №135021

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4985 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты мотивации выбора вуза иностранными абитуриентами
1.1.Теория образовательной мотивации
1.2. Теория образовательной миграции…………………………………….12
1.3. Феномен академической мобильности…………………………………14
1.4. Образовательная политика Российской Федерации в области экспорта образования
1.5. Особенности приема иностранных абитуриентов в СПбГУ…………23
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. Мотивация выбора иностранными абитуриентами Санкт-Петербургского государственного университета…………………………..35
2.1. Результаты контент-анализа мотивационных писем……………… 35
2.1.1. Общая характеристика основных мотивов выбора Росси и СПбГУ иностранными абитуриентами
2.1.2. Особенности мотивации выбора специальностей иностранными абитуриентами СПбГУ
2.1.3 Региональные особенности мотивации выбора СПбГУ
2.2. Результаты анкетирования
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература и источники……………


Актуальность исследования обусловлена тем, что интернационализация образования и привлечение иностранных студентов на сегодняшний день являются одной из приоритетных задач, поставленных перед российскими вузами Правительством РФ. Доля обучающихся иностранных граждан - один из самых значимых показателей, определяющих место вуза в международных рейтингах, что в дальнейшем влияет на конкурентоспособность российского образования в мировом образовательном пространстве, а также позволяет решать ряд экономических и политических задач внутри страны. СПбГУ является одним из крупнейших вузов страны, ведущим в последние несколько лет активную политику по привлечению иностранцев. На сегодняшний день перед руководством СПбГУ стоит задача увеличения количества принимаемых на обучение иностранных граждан, в том числе за счет приема граждан из стран дальнего зарубежья. Изучение факторов, влияющих на выбор иностранными студентами СПбГУ в качестве места получения образования, поможет эффективному взаимодействию с обучающимися, а также выстраиванию стратегии привлечения новых кандидатов.
Практическая значимость работы выражается в ее проектной направленности по созданию предложений по изменению существующего порядка отбора иностранных граждан.
Объектом исследования выступают иностранные студенты, обучающиеся в СПбГУ в период с 2014 по 2016 годы.
Предметом исследования является мотивация выбора вуза иностранными абитуриентами.
Цель работы состоит в определении мотивации иностранных абитуриентов при выборе СПбГУ и предполагает решение следующих научно-исследовательских задач:
• изучить научно-исследовательскую литературу, посвященную академической мобильности в России и в мире, определить факторы, влияющие на выбор иностранными студентами места для обучения; провести типологию мотивов.
• охарактеризовать основные направления политики РФ в области экспорта образования;
• проанализировать статистические данные по количеству и структуре иностранных студентов, обучающихся в СПбГУ.
• охарактеризовать основные направления деятельности СПбГУ в части приема иностранных граждан;
• На основании контент-анализа мотивационных писем выявить особенности стартовой мотивации выбора вуза и страны обучения;
• на основании анкетирования уточнить гипотезу о мотивах выбора вуза, а также выявить степень удовлетворенности получаемым образованием в СПбГУ.
• сопоставить полученные данные с официальными принципами набора иностранных студентов, сделать вывод об их соответствии или несоответствии.
• определить основные направления изменения стратегии набора и обучения иностранных граждан в СПбГУ.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуто следующее предположение:
Основным мотивом поступления иностранных граждан в СПбГУ является престиж вуза и качество предоставляемого университетом образования. Представление об СПбГУ не совпадает с реальной ситуацией, с которой сталкиваются студенты в процессе обучения. Реализуемая в СПбГУ стратегия набора иностранных граждан требует внесения изменений.
Степень научной разработанности проблемы
В последние десятилетия в связи с увеличением академической мобильности и необходимостью интернационализации российских вузов появилось значительно количество как российских, так и зарубежных исследований в области социологии, педагогики, менеджмента, посвященных изучению мотивов приезда в Россию иностранцев, проблемам их адаптации, особенностям их обучения, разработке рекрутинговых стратегий. Вопросам мотивации посвящены фундаментальные работы А. Маслоу, Х.Хеккаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклеланда, Д.А. Леонтьева, понятие образовательной мотивации наиболее полно отражено в работах следующих исследователей: Л.С. Илюшин, Е.И. Казакова, Г.И.Щукина, Л.И. Божович, З.И.Васильева, А.К.Маркова, О. С. Гребенюк. Проблема академической мобильности и образовательной миграции активно изучается зарубежными исследователями (Maia Chankseliani, Рeter Bodycott, Tran LeHuu Nghia). Среди отечественных исследователей наиболее значительный вклад в исследование иностранных студентов, проживающих в России, внесли Л.А. Арефьев, Н.Е. Боревская, Ф.Э. Шереги, А.Г. Ларин, вопросам адаптации посвящены работы Лебедевой О.А, Скопиной Ю.И., Дрожжиной Д.С., феномен образовательной миграции отражен в исследованиях Е.И. Самофалова, М.А. Сафонова, И.В.Ивахнюк.
Научная новизна состоит в том, что проведенное исследование позволило дополнить существующее знание об иностранных студентах ранее не изученным материалом одного из ведущих российских вузов – СПбГУ.
Методологическая основа исследования послужили положения системно-деятельностного подхода к обучению.
Информационная база исследования
Анализ статистических данных, опубликованных на официальных сайтах Института статистики ЮНЕСКО (http://uis.unesco.org), Международного департамента Минобрнауки РФ (www.russia.edu.ru), а также в статистических сборниках “Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации”, издаваемых Центром мониторинга и статистики образования Минобрнауки РФ под редакцией А.Л. Арефьева, Ф.Э. Шереги.
Анализ статистических данных СПбГУ, предоставленных Управлением по организации приема и Учебным управлением СПбГУ.
Результаты контент-анализа мотивационных писем абитуриентов, принимавших участие в конкурсе для поступления в СПбГУ в 2014-2016 годах.
Результаты полузакрытого анкетирования 86 иностранных студентов СПбГУ из 29 стран.
Этапы исследования
На первом – теоретическом этапе (2015-2016 гг.) был проведен анализ теоретических источников, посвященных выбранной теме исследования.
На втором – диагностическом этапе (2016-2017гг.) был выполнен контент-анализ мотивационных писем и проведено полузакрытое анкетирование студентов.
В процессе обобщения результатов проведенного исследования были получены следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. Мотивы выбора СПбГУ во многом зависят от страны проживания кандидатов и политических и экономических отношений между странами. Основными мотивами для всех категорий абитуриентов будут престижность вуза и качество предоставляемого образования.
2. Многие абитуриенты не удовлетворены качеством получаемого образования. Основная проблема у стран дальнего зарубежья - отсутствие подготовки по русскому языку, бытовые трудности и сложности в преодолении бюрократических барьеров.
3. Существующий порядок отбора иностранных граждан на бюджетные места не позволяет адекватно оценить уровень подготовки кандидата, особенно уровень владения русским языком. При отборе кандидатов необходимо проводить собеседование с использованием систем электронной связи.
4. Основой стратегии СПбГУ по привлечению иностранных граждан в данном случае могло бы стать создание ряда целевых образовательных программ, ориентированных на существующие в конкретных регионах запросы, а также развитие программ двойного диплома и программ, ориентированных на принципы либерального образования.
Структура работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы (71 источник) и 23 рисунков. Работа выполнена на 80 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данной работы заключалась в определении мотивации иностранных абитуриентов при выборе места обучения. Практическая направленность работы состояла в разработке предложений по изменению существующего порядка отбора иностранных граждан.
В результате анализа статистических данных и нормативных документов была описана общая картина приема и обучения иностранных граждан в СПбГУ, характеризующаяся следующими тенденциями: стремлением увеличить число принимаемых абитуриентов (в основном на бюджетные места), преобладание количества бюджетных студентов над платными, ориентацией на прием абитуриентов из стран дальнего зарубежья за счет сокращения принятых граждан СНГ, большой процент отчисленных иностранных студентов.
Диагностическая часть исследования проходила в два этапа – на первом в результате контент-анализа мотивационных писем абитуриентов, поступавших в СПбГУ в 2014-2016 годах, была определена стартовая мотивация выбора России и СПбГУ. Были выделены следующие мотивы: качество образования, престижность вуза, интерес к России, ее культуре, желание изучать русский язык, возможность учиться бесплатно, преимущества в карьере, желание остаться жить в России, наличие русских корней, советы родственников или знакомых, опыт пребывания в России, стремление получить новый опыт, образовательный интерес, отсутствие специальностей в стране проживания. Были проанализированы мотивы выбора конкретных образовательных программ, а также региональные особенности мотивации. Были перечислены наиболее востребованные у иностранцев специальности и указаны причины их популярности, а также описана зависимость мотивов выбора страны и вуза от страны проживания кандидатов. Полученные данные могут использоваться в процессе набора иностранцев и создании или модификации образовательных программ СПбГУ, исходя из их интересов.
На втором этапе было проведено полузакрытое анкетирование среди обучающихся в СПбГУ иностранных студентов. Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что основными мотивами выбора СПбГУ являются престижность вуза и качество предоставляемого образования.
Результаты опроса также позволили выявить ряд проблем, с которыми сталкиваются иностранные граждане при обучении в СПбГУ и сформулировать рекомендации для СПбГУ по корректировке стратегии набора иностранных студентов.
Чаще всего иностранные обучающиеся сталкиваются с трудностями, заключающимися в отсутствии достаточной подготовки по русскому языку, бытовыми трудностями и сложностями в преодолении бюрократических барьеров.
Основные пути решения проблем заключаются во внесении изменений в порядок отбора иностранных граждан как на бюджетные, так и на платные места – введение он-лайн собеседования для кандидатов, поступающих на бюджет и упрощение процедуры поступления на места с оплатой стоимости обучения, создание ряда целевых образовательных программ, ориентированных на существующие в конкретных регионах запросы, развитие программ, востребованных у иностранных абитуриентов, а также развитие программ двойного диплома и программ, ориентированных на принципы либерального образования.



1. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: ЦСП, 2007 - 700 с.
2. Арефьев А.Л. Состояние и перспективы экспорта российского образования. М.: РУДН, 2010, 117 с.
3. Арефьев А.Л. Тенденции в обучении китайских граждан в российских вузах. М.: ЦСП, 2006 - 56 с.
4. Арефьев А.Л.Тенденции экспорта российского образования. М.: ЦСПиМ, 2010, 240 с.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
6. Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. М.: Восточная книга, 2009 - 512с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М.: Книга по Требованию, 2012. – 130 с.
8. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. — 672 с.
9. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-e изд. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с.
10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003 - 860 с.
Научные статьи
11. Арефьев А. Л. Глобальные рейтинги университетов как новое явление в российской высшей школе // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 3. С. 5-24.
12. Арефьев А.Л. Американские студенты в России. URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/publ/Amerikanskie_studenty.pdf. Дата обращения 24.04.2017.
13. Арефьев А.Л. О государственной политике в области экспорта образования. URL: http://www.polisportal.ru/index.php?page_id=51&id=145. Дата обращения 29.04.2017.
14. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. — М.: "Педагогика", 1972. — С. 7—44.
15. Боревская Н.Е. Национальная специфика образования в эпоху глобализации: поможет ли нам опыт КНР? URL:http://www.perspektivy.info/print.php?ID=35994 . Дата обращения 13.04.2017.
16. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т. — Калининград, 2000. — 572 с.
17. Дана Рикса Буана, Степина Н.В. Особенности учебно-профессиональной мотивации иностранных студентов (Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3. г. Челябинск, 2016. 226 с.)
18. Дрожжина Д. С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Universitas. 2013. Т. 1. № №3. С. 33-47
19. Дубовицка Ленка, ШварцзоваХайди, Вархолова Татьяна. Интернационализация высшего образования как часть Болонского процесса // Научный диалог. 2013. №2 (14). С. 8-21.
20. Ефимова И.Н. Мотивация абитуриентов при выборе вуза (на примере Нижегородской области) // Университетское управление. 2011. № 6. С. 60-68.
21. Ивахнюк И.В. Развитие миграционной теории в условиях глобализации.Век глобализации. Выпуск №1(15)/2015. С. 67–79
22. Ларин А. Г. Китайская образовательная миграция в России: невесёлая картина // Общество и государство в Китае. 2012. №42-2. С. 285–289
23. Лебедева О. А. Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям жизни и обучения в России / О.А. Лебедева, Ю. И. Скопина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. − 2014. − №35-1. – С. 92−98.
24. Леонтьев Д. А. Психология выбора. Часть I. За пределами рациональности // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 5. С. 5-18.
25. Леонтьев Д. А. Психология выбора. Часть II. Личностные предпосылки и личностные последствия выбора // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 6. С. 56-68.
26. Самофалова Е.И. Особенности изучения образовательной миграции в работах зарубежных авторов// Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. № 1(29). С. 104-119.
27. Сафонова М. А. Институционально-исторические основания системы международной студенческой мобильности // Социология науки и технологий. 2012. Т. 3. № 1. С. 98-121.
28. Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М: Смысл, 2002. — 342 с.
29. Торкунов А.В. Образование как инструмент «Мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО. 2012. №4.С. 85-93
30. Трубников В.В. Международный имидж вузов в массовом сознании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 3. С. 133-138.;
31. Фам А. Х., Леонтьев Д. А. Индивидуальные стратегии выбора за пределами планирования и принятия решений // В кн.: Личность в ситуациях выбора: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: Сборник тезисов. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2015. С. 174-181.
32. Христофорова И.В. Колгушкина А.В. Александрова Н.А. Раздымаха Ю.Ю. Сущность и структура имиджа высшего образования // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. №1. С. 45-52.
33. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
34. Ярыгин Г.О., Цветкова, Н.А., Лопач, О.В. Политика международной академической мобильности российской федерации. // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2015. - № 4 (13). - С. 108-115.

Диссертации и авторефераты
35. Дин Вэйлин. Мотивация обучения китайских студентов в России: дисс…. магистра. Санкт-Петербургский гос. университет, СПб, 2016
36. Илюшин Л.С. Методология и методика кросс-культурного исследования образовательной мотивации современных школьников: дисс. ... д-ра пед. наук. РГПУ им. А.Н. Герцена, СПб, 2004
37. Куликова О.В. Особенности мотивации учения иностранных студентов: автореферат дисс. ... канд. психол.наук. Курский гос. университет, Курск, 2008
38. Никитенко Е.В. Мотивация выбора вуза иностранными студентами. (на примере китайских студентов, обучающихся в г. Хабаровске): дисс. ... канд. соц. наук, Тихоокеанский гос. университет, Хабаровск, 2016.
Учебные пособия
39. Вершловский С.Г. Матюшкина М.Д. Анкетный опрос в социологическом исследовании. СПб, 2005.

40. Реан А.А. Социальная педагогическая психология: Учеб. пособие для психол. факультетов и психол. дисциплин гуманитарных факультетов вузов / А.А. Реан // СПб, 1999.
41. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М, 1972.

Нормативно-правовые акты и документы, статистические сборники
42. А.Л. Арефьев, А.Ф.Шереги. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуски 1-2. М.: ЦСП, 2007, 2009, 356 с.
43. А.Л.Арефьев, А.Ф.Шереги. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации. Статистический сборник. Выпуски 1-7. М.: ЦСП, 2003-2010,156 с.
44. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Обучение иностран¬ных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 12 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследова¬ний, 2015. — 196 с
45. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 10 /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Центр социологических исследований, 2013. – 139 с
46. Декларация о Европейском пространстве для высшего образования URL: old.agiki.ru/docs/BP/deklaraciyaoevpo.doc. Дата обращения 13.04.2017.
47. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе URL: http://www.russianenic.ru/int/lisbon/conv.html. Дата обращения 12.04.2017.
48. Концепция внешней политики РФ (утвержденная Президентом РФ 12 февраля 2013 г. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186. Дата обращения 14.04.2017.
49. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. URL: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/conception/. Дата обращения 30.04.2017.
50. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://минобрнауки.рф/документы/4717. Дата обращения 30.04.2017.
51. Концепция развития академической мобильности. Электронный ресурс. URL: http://intpr.ntf.ru/DswMedia/koncepciyaakademicheskoymobil-nosti_itog.pdf. Дата обращения - 27.04.2017.
52. Обзор теорий, объясняющих образовательную. миграцию. URL: http://studbooks.net/1169355/ekonomika/obzor_teoriy_obyasnyayuschih_obrazovatelnuyu_migratsiyu. Дата обращения 15.04.2017.
53. Постановление Правительства № 211 "О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров" (ред. от 10.02.2017) URL:http://5top100.ru/documents/regulations/673/. Дата обращения 22.04.2017.
54. Постановление Правительства России от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. URL: http://5top100.ru/documents/regulations/673/. Дата обращения 15.04.2017.
55. Постановление Правительства РФ от 8 октября 2013 года № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». http://government.ru/docs/7126/
56. Правила приема в Санкт-Петербургский государственный университет на обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2017 году. https://abiturient.spbu.ru/files/2017/pravila_priema_2017.pdf
57. Правила проведения открытого конкурса среди иностранных граждан, лиц без гражданства и соотечественников, проживающих за рубежом на получение государственных стипендий для обучения в Санкт-Петербургском государственном университете. https://abiturient.spbu.ru/files/2017/ino/pravila_ino_2017.pdf
58. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 июля 2014 г. N 844 г. Москва "Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" https://rg.ru/2014/12/17/inostranci-dok.html
59. Программа развития ФГБОУВПО “Санкт-Петербургский государственный университет” до 2020 года. http://spbu.ru/structure/documents/programma-razvitija-spbgu
60. Указ Президента Российской Федерации о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки от 7 мая 2012 года; URL: https://rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html. Дата обращения 15.05.2017.
61. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". http://минобрнауки.рф/документы/2974
Тексты СМИ
62. Глебова: РФ приглашает бесплатно учиться в вузах 15 000 иностранцев. URL: https://ria.ru/abitura_world/20160303/1383584036.html
63. Комраков А. Количество иностранных студентов В России выросло на четверть. URL: http://www.ng.ru/economics/2016-07-12/4_students.html
64. Лобов В. Иностранцев ждут российские вузы. http://ckt-astana.ru/impor.
65. Разработка рекомендаций по повышению эффективности привлечения иностранных студентов в российские вузы. URL: https://www.hse.ru/org/projects/123741584. Дата обращения 27.04.2017.
66. Эксперт: экспорт высшего образования мог бы приносить доходы России. URL: https://ria.ru/abitura_rus/20160801/1473314935.html
Иноязычные источники
67. Laddawan Jianvittayakit. Motivation factors of international students in choosing a foreign university. URL: https://www.academia.edu/2920039/Motivation_factors_of_international_students_in_choosing_a_foreign_university.Дата обращения 18.03.2017.
68. Maia Chankseliani, 2016. InternationalstudentmobilityfromRussia, Eastern Europe, Caucasus, and CentralAsiatothe UK: trends, institutionalrationalesandstrategiesforstudentrecruitment.Oxford, UK.
69. Peter Bodycott. Choosing a higher education study abroad destination. //Journal of Research in International Education. December 2009.
70. Tran Le Huu Nghia. Factors influencing prospective international students’ motivation foroverseas study and selection of host countries and institutions: The case of Vietnamese students. URL:http://isana.proceedings.com.au/docs/2015/FullPaper-Tran_Le_Huu_Nghia.pdf. Дата обращения 18.03.2017.
71. New survey highlights international students’ top priorities when considering where to study abroad. URL:http://monitor.icef.com/2014/05/new-survey-highlights-international-students-top-priorities-when-considering-where-to-study-abroad/. Дата обращения 18.03.2017.
72. More International Students at World’s Top-Ranked Universities.
URL:https://www.topuniversities.com/university-rankings-articles/world-university-rankings/more-international-students-worlds-top-ranked-universities. Дата обращения 18.03.2017.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ