Роль и место Грузии в современных геополитических процессах
|
Введение 3
Глава 1 Политический процесс в Грузии (1991-2012 гг.) 8
1.1. Звиад Константинович Гамсахурдия (1991-1992 гг.) 8
1.2. Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе (1992-2003 гг.) 11
1.3. Михаил Николозович Саакашвили (2004-2013 гг.) 17
1.4. Становление экономики независимой Грузии 33
1.5. Концепция национальной безопасности Грузии 39
Глава 2 Положение Грузии в современном геополитическом процессе 46
2.1. Геополитический потенциал Республики Грузия: вызовы и угрозы 46
2.2. Динамика развития грузино-российских отношений: стратегии и приоритеты развития 60
2.3. Грузия и США: партнерский потенциал и интеграционные структуры 86
Заключение 99
Список использованной литературы 102
Глава 1 Политический процесс в Грузии (1991-2012 гг.) 8
1.1. Звиад Константинович Гамсахурдия (1991-1992 гг.) 8
1.2. Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе (1992-2003 гг.) 11
1.3. Михаил Николозович Саакашвили (2004-2013 гг.) 17
1.4. Становление экономики независимой Грузии 33
1.5. Концепция национальной безопасности Грузии 39
Глава 2 Положение Грузии в современном геополитическом процессе 46
2.1. Геополитический потенциал Республики Грузия: вызовы и угрозы 46
2.2. Динамика развития грузино-российских отношений: стратегии и приоритеты развития 60
2.3. Грузия и США: партнерский потенциал и интеграционные структуры 86
Заключение 99
Список использованной литературы 102
Актуальность исследования. В конце XX – начале XXI века современное общество вступает в новый этап политического развития. Распад СССР привел к разрушению биполярной системы, в рамках которой существовал мир. Важную роль во внутригосударственной политике занимают процессы глобализации и регионализации.
Определяющим событием в новой мировой системе стало участие внешних субъектов политического процесса в изменении политической структуры государств, а также в ослаблении региональных акторов в данном процессе, которым не хватает ресурсов влияния. Являясь доминантными мировыми актороми и применяя свои политические, экономические, военные ресурсы, они могут влиять на политические процессы, как на региональном, так и на государственном уровне, ограничивая суверенитет государств и получая возможность «внешнего управления» их политикой.
Вследствие этого актуально исследование геополитических процессов, протекающих в республике Грузия – важном региональном игроке на мировой арене, а также исследование роли Грузии в осуществлении локальной безопасности в Закавказье для сохранения и развития евразийского геополитического пространства.
При определении места и роли в современной геополитике Грузии – государства, которое на протяжении веков находилось под гнётом шахского Ирана и Османской Турции, входило в состав Российской Империи, а после Советского Союза, государства находящегося на пересечение важных торговых путей, испытывающего постоянную политическую нестабильность, следует обратить внимание на интересы ряда доминантных акторов мировой геополитики, таких как США, Россия и ЕС, а также локальных игроков, таких как Иран, Турция, Азербайджан. Важно понять, как при большом количестве этнических групп, различающихся культурой, жизненными взглядами, вероисповеданием, в условиях неурегулированных межэтнических конфликтов и отсутствия ресурсной базы для их решения, Грузия взаимодействует с внешними игроками геополитического процесса.
В 2018 году важными субъектами, оказывающими внешнее воздействие на политическую деятельность в Грузии, являются США, ЕС и Россия. Отмечается наращивание влияния Китая, Турции и Азербайджана, но на данном этапе они занимают лишь второстепенную роль.
Следует уточнить, что для России Закавказье исторически играет важную роль для осуществления национальной безопасности и до сих пор является стратегической зоной российских внешнеполитических интересов. Уменьшение торгово-экономического оборота, разрыв прочных культурных связей двух христианских народов, полное вытеснение российского влияния в регионе, являются выгодными с точки зрения геополитических интересов для любого стороннего актора.
Возможность внешнего давления на Грузию, как на субъект политического процесса позволяет использовать ее транзитный потенциал крупными ТНК для создания альтернативных путей доставки грузов (Один пояс, один путь / Экономический пояс Шелкового пути) и энергоресурсов (газ, нефть и др.) в обход Российской Федерации.
С момента подписания Акта о восстановлении государственной независимости Грузии в 1991 году, страна начала собственный путь развития, стала самостоятельно определять свои приоритеты в мировой геополитике, а после незаконной смены власти в 2003 году и избрания нового президента Михаила Саакашвили, объявила прозападный (проамериканский) курс.
Бывший президент Грузии Саакашвили, позволил США вмешаться во внутриполитический процесс своей страны, определить состав государственного аппарата и дальнейший курс политического развития. Ограничив свой суверенитет, Грузия взамен получила финансовые средства, содействие в становлении новой политической элиты, а также военных консультантов, оружие и новую программу реформ, которой действующие власти республики следуют до сих пор, а главное - своё место в мировом геополитическом процессе.
Исследование внешнего и внутреннего курса Грузии, субъектов геополитического процесса, действующих в своих интересах и факторов при которых возможны конфликты между данными субъектами является актуальным для экспертных советов, занимающихся аналитической деятельностью. Определение важности Грузии в мировой геополитике, её участия в глобализации и регионализации, также может быть актуальным для государственных организаций, средств массовой информации, а так же НКО.
Изучая геополитический процесс в Грузии, была предпринята попытка определения роли и места республики в современной геополитике, и выявления основных субъектов, влияющих на формирование новой политической системы.
Степень научной разработанности темы. Для максимально объективного исследования данной темы, необходимо обратиться к большому количеству историографических материалов отечественных и зарубежных авторов, которые описывают разнообразные аспекты внешней и внутренней политики Грузии в рамках поставленной проблемы. В ходе написания выпускной квалификационной работы для изучения предмета и объекта исследования были тщательно проанализированы отечественные и зарубежные монографии, диссертации, экспертные российские, грузинские и зарубежные статьи, связанные с развитием геополитической и экономической систем на Южном Кавказе.
При написании выпускной квалификационной работы особое внимание уделялось работам авторов, которые исследовали теоретико-методологические основы политического процесса: А.Бентли, С. Хантингтон, Дж. Мангейм, Д. Истон, Г.Алмонд .
Особое значение имеют исследовательские труды, связанные с геополитикой и политическими процессами на Южном Кавказе. Проблемы территориальной целостности Грузии, исследование геополитического статуса представлены в работах: К.С. Гаджиева, Р. Гачичеладзе, М. Мацаберидзе, П.Асанишвили, А.Туквадзе, Д.О. Панков, М. Мусхелишвили, Е.Прокопенко, Р.Садыгов, Р.Асатеани, В.Бурдули, А. Рондели, В.Согомян, С. Петрова, А. Самохин, Д. Гаспарян.
Объектом исследования является участие Республики Грузия в современных геополитических процессах.
Предметом исследования выступают особенности внешнеполитической деятельности Грузии в Закавказье в условиях столкновения интересов доминантных мировых акторов.
Цель выпускной квалификационной работы – выявить положение Грузии в современных геополитических процессах (с 1991 по 2018 гг.)
Для достижения цели исследования определены следующие задачи:
1. Исследовать ключевые этапы политического процесса в независимой Грузии (с 1991 по 2012 гг.).
2. Выявить значение геополитического фактора для развития политической системы в Республике Грузия.
3. Проанализировать средства геополитического влияния региональных соседей и стратегических партнеров на политический процесс в Республике Грузия.
4. Установить методы реализации геополитических интересов США и Российской Федерации в Грузии.
Географические рамки исследования охватывают территорию Южного Кавказа.
Хронологические рамки исследования охватывают период с апреля 1991 по октябрь 2012 гг. то есть от принятия «Акта о восстановлении государственной независимости Грузии» до парламентских выборов 2012 г., в которых победу одержала правящая партия «Грузинская мечта». Внешнеполитический курс нового руководства до сих пор не сформирован до конца и поэтому его анализ возможен в рамках отдельного исследования.
Научная новизна выпускной квалификационной работы определяется установленной целью и задачами исследования и заключается в следующем:
- Определены основные виды политического процесса
- Исследованы ключевые этапы политического процесса в независимой Грузии (с 1991 по 2012 гг.)
- Выявлено значение геополитического фактора для развития политической системы в Республике Грузия;
- Проанализированы средства политического влияния региональных соседей и стратегических партнеров на политический процесс в Республике Грузия.
- Установлены методы исполнения геополитических интересов США и России.
Определяющим событием в новой мировой системе стало участие внешних субъектов политического процесса в изменении политической структуры государств, а также в ослаблении региональных акторов в данном процессе, которым не хватает ресурсов влияния. Являясь доминантными мировыми актороми и применяя свои политические, экономические, военные ресурсы, они могут влиять на политические процессы, как на региональном, так и на государственном уровне, ограничивая суверенитет государств и получая возможность «внешнего управления» их политикой.
Вследствие этого актуально исследование геополитических процессов, протекающих в республике Грузия – важном региональном игроке на мировой арене, а также исследование роли Грузии в осуществлении локальной безопасности в Закавказье для сохранения и развития евразийского геополитического пространства.
При определении места и роли в современной геополитике Грузии – государства, которое на протяжении веков находилось под гнётом шахского Ирана и Османской Турции, входило в состав Российской Империи, а после Советского Союза, государства находящегося на пересечение важных торговых путей, испытывающего постоянную политическую нестабильность, следует обратить внимание на интересы ряда доминантных акторов мировой геополитики, таких как США, Россия и ЕС, а также локальных игроков, таких как Иран, Турция, Азербайджан. Важно понять, как при большом количестве этнических групп, различающихся культурой, жизненными взглядами, вероисповеданием, в условиях неурегулированных межэтнических конфликтов и отсутствия ресурсной базы для их решения, Грузия взаимодействует с внешними игроками геополитического процесса.
В 2018 году важными субъектами, оказывающими внешнее воздействие на политическую деятельность в Грузии, являются США, ЕС и Россия. Отмечается наращивание влияния Китая, Турции и Азербайджана, но на данном этапе они занимают лишь второстепенную роль.
Следует уточнить, что для России Закавказье исторически играет важную роль для осуществления национальной безопасности и до сих пор является стратегической зоной российских внешнеполитических интересов. Уменьшение торгово-экономического оборота, разрыв прочных культурных связей двух христианских народов, полное вытеснение российского влияния в регионе, являются выгодными с точки зрения геополитических интересов для любого стороннего актора.
Возможность внешнего давления на Грузию, как на субъект политического процесса позволяет использовать ее транзитный потенциал крупными ТНК для создания альтернативных путей доставки грузов (Один пояс, один путь / Экономический пояс Шелкового пути) и энергоресурсов (газ, нефть и др.) в обход Российской Федерации.
С момента подписания Акта о восстановлении государственной независимости Грузии в 1991 году, страна начала собственный путь развития, стала самостоятельно определять свои приоритеты в мировой геополитике, а после незаконной смены власти в 2003 году и избрания нового президента Михаила Саакашвили, объявила прозападный (проамериканский) курс.
Бывший президент Грузии Саакашвили, позволил США вмешаться во внутриполитический процесс своей страны, определить состав государственного аппарата и дальнейший курс политического развития. Ограничив свой суверенитет, Грузия взамен получила финансовые средства, содействие в становлении новой политической элиты, а также военных консультантов, оружие и новую программу реформ, которой действующие власти республики следуют до сих пор, а главное - своё место в мировом геополитическом процессе.
Исследование внешнего и внутреннего курса Грузии, субъектов геополитического процесса, действующих в своих интересах и факторов при которых возможны конфликты между данными субъектами является актуальным для экспертных советов, занимающихся аналитической деятельностью. Определение важности Грузии в мировой геополитике, её участия в глобализации и регионализации, также может быть актуальным для государственных организаций, средств массовой информации, а так же НКО.
Изучая геополитический процесс в Грузии, была предпринята попытка определения роли и места республики в современной геополитике, и выявления основных субъектов, влияющих на формирование новой политической системы.
Степень научной разработанности темы. Для максимально объективного исследования данной темы, необходимо обратиться к большому количеству историографических материалов отечественных и зарубежных авторов, которые описывают разнообразные аспекты внешней и внутренней политики Грузии в рамках поставленной проблемы. В ходе написания выпускной квалификационной работы для изучения предмета и объекта исследования были тщательно проанализированы отечественные и зарубежные монографии, диссертации, экспертные российские, грузинские и зарубежные статьи, связанные с развитием геополитической и экономической систем на Южном Кавказе.
При написании выпускной квалификационной работы особое внимание уделялось работам авторов, которые исследовали теоретико-методологические основы политического процесса: А.Бентли, С. Хантингтон, Дж. Мангейм, Д. Истон, Г.Алмонд .
Особое значение имеют исследовательские труды, связанные с геополитикой и политическими процессами на Южном Кавказе. Проблемы территориальной целостности Грузии, исследование геополитического статуса представлены в работах: К.С. Гаджиева, Р. Гачичеладзе, М. Мацаберидзе, П.Асанишвили, А.Туквадзе, Д.О. Панков, М. Мусхелишвили, Е.Прокопенко, Р.Садыгов, Р.Асатеани, В.Бурдули, А. Рондели, В.Согомян, С. Петрова, А. Самохин, Д. Гаспарян.
Объектом исследования является участие Республики Грузия в современных геополитических процессах.
Предметом исследования выступают особенности внешнеполитической деятельности Грузии в Закавказье в условиях столкновения интересов доминантных мировых акторов.
Цель выпускной квалификационной работы – выявить положение Грузии в современных геополитических процессах (с 1991 по 2018 гг.)
Для достижения цели исследования определены следующие задачи:
1. Исследовать ключевые этапы политического процесса в независимой Грузии (с 1991 по 2012 гг.).
2. Выявить значение геополитического фактора для развития политической системы в Республике Грузия.
3. Проанализировать средства геополитического влияния региональных соседей и стратегических партнеров на политический процесс в Республике Грузия.
4. Установить методы реализации геополитических интересов США и Российской Федерации в Грузии.
Географические рамки исследования охватывают территорию Южного Кавказа.
Хронологические рамки исследования охватывают период с апреля 1991 по октябрь 2012 гг. то есть от принятия «Акта о восстановлении государственной независимости Грузии» до парламентских выборов 2012 г., в которых победу одержала правящая партия «Грузинская мечта». Внешнеполитический курс нового руководства до сих пор не сформирован до конца и поэтому его анализ возможен в рамках отдельного исследования.
Научная новизна выпускной квалификационной работы определяется установленной целью и задачами исследования и заключается в следующем:
- Определены основные виды политического процесса
- Исследованы ключевые этапы политического процесса в независимой Грузии (с 1991 по 2012 гг.)
- Выявлено значение геополитического фактора для развития политической системы в Республике Грузия;
- Проанализированы средства политического влияния региональных соседей и стратегических партнеров на политический процесс в Республике Грузия.
- Установлены методы исполнения геополитических интересов США и России.
США и Российская Федерация на протяжении уже более двадцати пяти лет ведут ожесточенное соперничество за обретение влияния над Грузией. Учитывая, что Грузия приняла прозападный курс и отказалась от предложенных Россией энергетических и инфраструктурных проектов, национальная безопасность России в этом регионе находится под угрозой.
Главный элемент геополитической роли Грузии - это её статус транзитной страны. Оказавшись в нач. 90-х гг. в катастрофическом экономическом положении, Грузия стремилась воспользоваться предложениями западных политических кругов в реализации ряда коммуникационных проектов, (в т. ч. транспортировка нефти и газа из Азербайджана), как «гарантов» безопасности страны и локомотивного фактора экономического развития».
В силу этих обстоятельств, Грузия стала играть стратегически важную роль в американских геополитических планах в Прикаспийском регионе и на Южном Кавказе. Транзитный коридор «Восток-Запад» через страны Южного Кавказа усиливает значение США в регионе, уменьшая при этом роль России.
В тесном контакте с Грузией и Азербайджаном США способствуют организации транзита углеводородов и товаров в обход России, ликвидируя доминирование российских компаний, торгующих азербайджанской нефтью, тем самым уменьшая её присутствие и возможности на данной территории, и существенно ограничивая внешнеполитическое влияние России.
Грузия и Азербайджан постепенно переходят под патронаж Соединенных Штатов Америки. Оказывая финансовую помощь и обеспечивая безопасность инфраструктурных объектов, США получили новые рычаги своего воздействия на государства Закавказья.
Сотрудничество США и Грузии представляется выгодным для обеих сторон. Грузия получает сильного партнера, который помогает стране кредитами и инвестициями. США, в свою очередь, получают контроль над стратегическими коммуникационными путями и возможность обеспечить в своё экономическое, политическое и военное присутствие.
США используют данные проекты как инструменты внешнего управления политическими процессами, как в целом на Южном Кавказе, так и в Грузии. Соединенные Штаты, как главный субъект геополитического процесса, предпринимают все необходимые меры, не только для того, чтобы контролировать транспортную инфраструктуру Грузии, но и для того, чтобы оказывать влияние на государственные органы управления.
Грузия входит в сферу геостратегических интересов России; через её территорию она может осуществить воздушные, морские и сухопутные коммуникации, с выходом в страны Европы, Ближнего Востока и Центральной Азии. Поэтому, активизация деятельности США в Грузии обозначает не что иное, как противостояние геополитических интересов России и США в Южном Кавказе.
Россия, при реализации своих геополитических целей, должна учитывать возможные последствия проводимой политики в регионе для своего стратегического союзника - Армении. Особенно, сохранение постоянной сухопутной и воздушной связи. В этих условиях невозможно переоценить транзитную роль Грузии для Армении; так как около двух третей товарных поставок из России в Армению идет через порты и территорию Грузии. Поэтому, при выработке решений на этом направлении Москва должна прогнозировать возможные последствия для своего главного союзника в Закавказье.
Следует учитывать, что в сотрудничестве с Арменией проявляют свою «заинтересованность» США. Поэтому нельзя допустить, чтобы в Армении, также, как и в Грузии, смог закрепиться главный геополитический противник Российской Федерации. В связи с недавними попытками провести в Армении «бархатную революцию», именно сейчас Россия должна уделить максимальное внимание региону Южного Кавказа, для сохранения единственного верного союзника в этом регионе.
На восстановление взаимовыгодных политических и экономических отношений между Россией и Грузией могла бы оказать положительное воздействие реализация проектов по созданию транзитного транспортного коридора, который бы крепко связал не только эти два государства, но и весь Кавказ. В числе этих проектов: восстановление железнодорожного сообщения между Москвой и Тбилиси через Абхазию, модернизация Транскама и Военно-Грузинской дороги, прокладка железнодорожных путей по так называемой «Кавказской перевальной железной дороге» и расширение Военно-Сухумской дороги и др.
Нормализация грузино-российских отношений предоставит возможность России и Грузии стать главными локальными акторами геополитического процесса, что позволит им выступать единым фронтом, не теряя при этом свою независимость и тем самым, не становясь ведомыми другими мировыми игроками.
Главный элемент геополитической роли Грузии - это её статус транзитной страны. Оказавшись в нач. 90-х гг. в катастрофическом экономическом положении, Грузия стремилась воспользоваться предложениями западных политических кругов в реализации ряда коммуникационных проектов, (в т. ч. транспортировка нефти и газа из Азербайджана), как «гарантов» безопасности страны и локомотивного фактора экономического развития».
В силу этих обстоятельств, Грузия стала играть стратегически важную роль в американских геополитических планах в Прикаспийском регионе и на Южном Кавказе. Транзитный коридор «Восток-Запад» через страны Южного Кавказа усиливает значение США в регионе, уменьшая при этом роль России.
В тесном контакте с Грузией и Азербайджаном США способствуют организации транзита углеводородов и товаров в обход России, ликвидируя доминирование российских компаний, торгующих азербайджанской нефтью, тем самым уменьшая её присутствие и возможности на данной территории, и существенно ограничивая внешнеполитическое влияние России.
Грузия и Азербайджан постепенно переходят под патронаж Соединенных Штатов Америки. Оказывая финансовую помощь и обеспечивая безопасность инфраструктурных объектов, США получили новые рычаги своего воздействия на государства Закавказья.
Сотрудничество США и Грузии представляется выгодным для обеих сторон. Грузия получает сильного партнера, который помогает стране кредитами и инвестициями. США, в свою очередь, получают контроль над стратегическими коммуникационными путями и возможность обеспечить в своё экономическое, политическое и военное присутствие.
США используют данные проекты как инструменты внешнего управления политическими процессами, как в целом на Южном Кавказе, так и в Грузии. Соединенные Штаты, как главный субъект геополитического процесса, предпринимают все необходимые меры, не только для того, чтобы контролировать транспортную инфраструктуру Грузии, но и для того, чтобы оказывать влияние на государственные органы управления.
Грузия входит в сферу геостратегических интересов России; через её территорию она может осуществить воздушные, морские и сухопутные коммуникации, с выходом в страны Европы, Ближнего Востока и Центральной Азии. Поэтому, активизация деятельности США в Грузии обозначает не что иное, как противостояние геополитических интересов России и США в Южном Кавказе.
Россия, при реализации своих геополитических целей, должна учитывать возможные последствия проводимой политики в регионе для своего стратегического союзника - Армении. Особенно, сохранение постоянной сухопутной и воздушной связи. В этих условиях невозможно переоценить транзитную роль Грузии для Армении; так как около двух третей товарных поставок из России в Армению идет через порты и территорию Грузии. Поэтому, при выработке решений на этом направлении Москва должна прогнозировать возможные последствия для своего главного союзника в Закавказье.
Следует учитывать, что в сотрудничестве с Арменией проявляют свою «заинтересованность» США. Поэтому нельзя допустить, чтобы в Армении, также, как и в Грузии, смог закрепиться главный геополитический противник Российской Федерации. В связи с недавними попытками провести в Армении «бархатную революцию», именно сейчас Россия должна уделить максимальное внимание региону Южного Кавказа, для сохранения единственного верного союзника в этом регионе.
На восстановление взаимовыгодных политических и экономических отношений между Россией и Грузией могла бы оказать положительное воздействие реализация проектов по созданию транзитного транспортного коридора, который бы крепко связал не только эти два государства, но и весь Кавказ. В числе этих проектов: восстановление железнодорожного сообщения между Москвой и Тбилиси через Абхазию, модернизация Транскама и Военно-Грузинской дороги, прокладка железнодорожных путей по так называемой «Кавказской перевальной железной дороге» и расширение Военно-Сухумской дороги и др.
Нормализация грузино-российских отношений предоставит возможность России и Грузии стать главными локальными акторами геополитического процесса, что позволит им выступать единым фронтом, не теряя при этом свою независимость и тем самым, не становясь ведомыми другими мировыми игроками.
Подобные работы
- Черноморский бассейн как геополитический регион: структура и проблемы
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Экологические риски транспортировки международных транзитных грузов Северным морским путём
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ (1991-2016 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - КИТАЙСКИЕ ДИАСПОРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Национальная безопасность: современные политические технологии
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА
КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ В XIX- НАЧАЛЕ XX ВВ.
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005 - Грузинско-китайские экономические отношения
на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН В XXI ВЕКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ И США
THE ARCTIC REGION IN THE 21ST CENTURY: COMPARATIVE ANALYSIS
OF ARCTIC POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - Казахстан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



