ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Эволюция латиноамериканской политики при правительствах Бачелет (2006-2010, 2014-2018) 13
1.1. Тихоокеанский вектор внешней политики Чили 13
1.2. Атлантическое направление внешней политики Чили 14
1.2.1 Место МЕРКОСУР во внешней политике Чили 14
1.2.2 Отношения Чили со странами Южного конуса 17
1.3. Чили в региональных организациях 18
1.3.1 УНАСУР в концепции внешней политики Чили 18
1.3.2 Перспективы партнерства Чили и СЕЛАК 19
1.4 Территориальные споры в период правительств Бачелет 21
Глава 2.Внешняя политика ЛА при правительствах Пиньеры (2010-2014; 2018-наст время) 28
2.1 Чили в тихоокеанском регионе при Пиньере: формирование тихоокеанского альянса 28
2.2 Эволюция отношений Чили со странами атлантического побережья 31
2.2.1 Чили и Меркосур: особенности сотрудничества 31
2.2.2 Чили и государства Южного конуса 32
2.3. Место региональных организациях во внешней политике Чили 36
2.3.1 УНАСУР во внешней политики Чили 36
2.3.2 Партнерство Чили с СЕЛАК 37
2.4. Морской спор в Латиноамериканской политике Чили в период президенства Пиньеры 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Список источников: 48
Список литературы:
В настоящее время Чили - государство, которое имеет либеральные взгляды и открытую экономику. В своем регионе данная страна отличается небольшим уровнем коррупции, государственного долга. Также стоит отметить макроэкономическую стабильность и высокую эффективность власти. Основными внешнеэкономическими задачами правительства считаются - реализация возможностей страны с помощью участия в интеграционных организациях и заключения соглашений о свободной торговле.
Большое количество социальных и политических изменений в Чили произошли в первый срок правления Мишель Бачелет (2006—2010). Они были вызваны процессами неолиберальной глобализации, от которой государство было в прошлом изолировано.
На сегодняшний день в государстве действует правоцентристское правительство Себастьяна Пиньеры (2010—2014, 2018—н/в), пришедшее к управлению уже во второй раз.
Причинами смены правящих сил в стране можно считать усталость народа от политики левоцентристов и долгого пребывания их у руководства, разочарование итогами работы правительств и желание общества изменить свою жизнь и страну к лучшему
Себастьян Пиньера имеет свою собственную концепцию развития Чили, отличную от Мишель Бачелет, в которой делает акцент на возможность дальнейшего плодотворного сотрудничества с Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом на основе уже имеющихся соглашений.
Актуальность темы исследования связана, таким образом, с различными тенденциями в латиноамериканской политике меняющихся между собой президентов, которые влекут за собой изменения жизни Чили относительно латиноамериканского региона.
Новизна данного исследования заключается в анализе различий деятельности правительств при Мишель Бачелет и Себастьяне Пиньере, в рамках латиноамериканского региона и влиянии этих отличий на репутацию страны и жизнь общества, в целом. В то время как в отечественном литературе этот вопрос освещается частично и без сравнения концепций политики Бачелет и Пиньеры по данной теме во время их руководства страной.
Саркисова Р. А., студентка кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, в своей статье «Особенности и перспективы региональной интеграции в Латинский Америке»
раскрыла проблему развития интеграции стран Латинской Америки, в целом. Автор рассматривает исторический аспект развития интеграционных группировок и обозначает основные проблемы вовлечения латиноамериканского региона в мировую торговлю.
В последнее время вышли работы Н. С. Аниськевич, аспиранта Института Латинской Америки РАН, посвященные этой тематике. У автора существует достаточно большое количество статей посвященных политике Чили. Например, в статье «Внешняя политика М. Бачелет в латиноамериканском регионе» анализируется внешнеполитический курс Чили в Латинской Америке во время президентства Мишель Бачелет. В результате работы автор делает выводы, что чилийская региональная внешняя политика эффективна и благодаря развитию двусторонних отношений и заключению договоров о свободной торговле правительство смогло бать толчок экономике и, как итог, позиционировать государство в роли одного из лидеров региона.
Также Наталья Сергеевна Аниськевич в статье «Внешняя политика Себастьяна Пиньеры в латиноамериканском регионе» анализирует внешнюю политику Чили в период президентства Себастьяна Пиньеры. Дается оценка его первого и нынешнего руководства страной, выделяются преимущества и недостатки, исследуются основные направления внешней политики.
По ее мнению, первый период правления С.Пиньеры не вполне соответствовал общественным ожиданиям. Акцент во внешней политике будет, как и прежде, делаться на региональную кооперацию и ориентацию на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Еще одним примером взаимного сотрудничества стала статья Н. С. Аниськевич с А. С. Андреевым, научным сотрудником Центра ибероамериканских исследований СПбГУ, и Роблес Эррера А. ,старшим преподавателем кафедры международного предпринимательства ГУАП. Место и роль Чили в Тихоокеанском альянсе показана в статье «Чили в контексте Тихоокеанского альянса». Отмечается важность таких факторов, как активность демократической оппозиции, гражданского общества и лидеров партий, а также значимость политической традиции страны. В качестве вывода авторы утверждают, что роль Азиатско-Тихоокеанского региона, как одного из наиболее динамично развивающихся игроков на мировой арене, очень высока для Чили.
Н.С. Аниськевич, А.С. Андреев «Чилийско-уругвайское стратегическое партнерство в контексте региональных отношений». Статья авторов посвящена основным проблемам и спорам в чилийско-уругвайских отношений в контексте регионального политического и социально-экономического развития. Авторы приходят к выводу, что отношения между Чили и Уругваем являются одним из наиболее перспективных направлений региональной интеграции в Южной Америке
Дьякова Л. В., кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Центра политических исследований, являясь специалистом по истории и развитию политических процессов в Латинской Америке, в своих работах рассматривает правительства при М. Бачелет и С. Пиньеры , конфликты между Чили и Боливией, анализируя прошлое и настоящее данного спора.
«Себастьян Пиньера: год у власти»
В статье анализируются результаты первого года президентства Себастьяна Пиньеры, особенности его лидерства, успехи и проблемы политики нового кабинета. Особое внимание уделяется ряду критических ситуаций, сложившихся на протяжении 2010 г., а также планам и проектам правительства Чили.
«Роль сложносоставных конфликтов в процессе модернизации. Конфликт между Чили и Боливией: прошлое, настоящее... будущее?»
В статье дан анализ «морского конфликта» между Боливией и Чили, рассматриваются его исторические корни и современное состояние. Показано, как различные черты политической культуры каждой из данных стран обуславливают позиции их правящих элит, от которых будет зависеть разрешение конфликтной ситуации.
«Деятельность правительства Мишель Бачелет в 2006–2008»
В статье анализируются планы и результаты трех лет социально-политической деятельности правительства М.Бачелет, дается оценка эффективности государственной политики на протяжении 2006-2008 гг. Реализация масштабного проекта построения «Чили для всех», заявленного еще в предвыборной программе нынешнего президента, была сопряжена с серьезными проблемами. Власти столкнулись с протестными движениями, с повышенным уровнем социальных ожиданий общества, серьезным сопротивлением оппозиции. Высокий экономический рост и активная социальная политика не были положительно оценены большинством широких слоев населения, недовольных своей реальной ситуацией. Таким образом, предварительные итоги работы правительства весьма неоднозначны: наряду с очевидными достижениями наблюдаются и серьезные неудачи.
Хейфец В.Л., доктор исторических наук, профессор СПбГУи Правдюк Д.А., магистрант факультета международных отношений СПбГУ, рассматривают отношения между Чили и Боливией с момента когда Международный суд ООН начал фигурировать в дискурсе боливийского президента Эво Моралеса по вопросу территориального спора.
В статье «Современные чилийско-боливийские отношения в контексте поиска решения «морской проблемы» Боливии рассматриваются отношения между Чили и Боливией с 2011 по 2015 г. — с момента когда Международный суд ООН начал фигурировать в дискурсе боливийского президента Эво Моралеса по вопросу территориального спора. Новая стратегия боливийских властей по решению «морской проблемы» перевела противостояние между двумя странами в принципиально иную плоскость.
Мир вошел в новый этап хозяйственной эволюции, который характеризуется резким усилением неустойчивости международной торговли и ухудшением конъюнктуры на мировых рынках сырья, энергоносителей и продовольствия. Клочковский Л.Л., доктор экономических наук, профессор, в своей статье «Новые тенденции мирохозяйственного развития и Латинская Америка» приходит к выводу, что это фундаментально меняет внешнеэкономические условия развития многих периферийных стран. Новая обстановка серьезно отражается на экономической динамике и характере развития большинства государств Латинской Америки и делает насущно необходимой для российских латиноамериканистов корректировку имеющихся теоретических обобщений и выводов.
Лавут А.А., кандидат экономических наук, «Тихоокеанский альянс Латиноамериканской четверки». В статье рассматриваются причины, цели и перспективы создания нового интеграционного объединения четырех латиноамериканских стран - Мексики, Колумбии, Перу и Чили, направленного на развитие экономических связей с Азиатско-тихоокеанским регионом (АТР). В рамках этой группы предполагается достижение высокого уровня интеграции - общего рынка товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Анализируются проблемы экономических отношений между АТР и Латинской Америкой, тенденции к их переходу с двустороннего на региональный и субрегиональный уровни. Высказаны предположения относительно влияния нового союза на развитие процессов латиноамериканской региональной интеграции.
Лисоволик Я. Д., Доктор экономических наук. Профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ, «Чили: стратегия торговой либерализации». В статье рассматривается чилийский опыт либерализации внешней торговли, одним из инструментов которой является гибкая тарифная политика. Чили является признанным лидером развития и диверсификации двусторонних торгово-экономических связей, в том числе путем создания зон свободной торговли как с соседями по континенту и в рамках интеграционных союзов, так и с такими странами, как США, члены АТЭС, с Евросоюзом.
Хмелевская Н. Г., к.э.н., доцент МГИМО МИД России, «Интеграционные процессы в Латинской Америке через призму региональной торговли (на примере Меркосур и Тихоокеанского альянса)». В статье анализируются интеграционные процессы в Меркосур и Тихоокеанском альянсе на основе показателей торговой интеграции. Выводы автора: опыт Бразилии доказывает, что региональная торговля может стать средой для удержания конкурентных преимуществ, а также опорой для внутренних рыночных преобразований. В рамках модели «открытого регионализма» приоритетом развития для Тихоокеанского альянса стали международные связи, и на их основе выстраивается единая деловая среда.
Хмелевская Н. Г. , к.э.н., доцент МГИМО МИД России, «Интеграционный вектор экономической политики: опыт Меркосур и Тихоокеанского альянса».
В статье изучены пути вовлечения региональной интеграции в решение задач экономического развития на примере Меркосур и Тихоокеанского альянса, во многом схожих с Таможенным союзом Белоруссии, России и Казахстана. В этих интеграционных группировках страны-члены все более опираются на общую деловую инфраструктуру и региональную торговлю. Для их акторов региональная торговля стала средой для удержания конкурентных преимуществ (Бразилия и Аргентина) и диверсификации экспортных рынков (Чили и Мексика). Для менее крупных участников, Парагвая, Уругвая - условием экономической стабильности, Перу и Колумбии - и развития внутренних рынков.
Среди иностранной литературы, нельзя не отметить Чилийских авторовстатей и местных СМИ.
Alvarez Mariano, профессор по инструментам и системам международного сотрудничества,«Los 20 años del MERCOSUR: una integración a dos velocidades».
В своем исследовании в первую очередь отражает эволюцию и нынешнее состояние МЕРКОСУР, тем самым устанавливая статус интеграции де-юре в субрегионе, который понимается как правовые обязательства, взятые государствами в рамках договоров и протоколов.
После этого анализируются торговые связи, существующие при заключении соглашений, которые привели к этому процессу, и наблюдается тенденция, за которой следует ряд отобранных показателей, с тем чтобы получить четкое представление о движениях, за которыми следует де-факто интеграция, понимаемая как взаимозависимость торговли. К этому добавляются показатели качества международной интеграции МЕРКОСУР и его членов.
CEPAL - экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна презентует на своем сайте публикации посвященные различной деятельности в Латинской Америке, например, в статье«Panorama de la Inserción Internacional de América Latina y el Caribe 2011-2012: crisis duradera en el centro y nuevas oportunidades para las economías en desarrollo»анализируется период бума цен на сырьевые товары, начавшийся примерно в 2003 году, и его влияние на изменение стоимости экспорта в регионе. Особое внимание уделяется растущей роли развивающихся стран Азии, особенно Китая, в качестве страны назначения для экспорта таких товаров из Латинской Америки и Карибского бассейна. В то же время анализируются последние результаты и краткосрочные перспективы торговли и экономической интеграции в регионе.
Рассматривается сложная международная экономическая ситуация и ее перспективы на оставшуюся часть десятилетия. Кроме того, анализ развития внешней торговли Латинской Америки и Карибского бассейна в 2011 и 2012 годах по основным партнерам и категориям товаров проводится для всего региона и его субрегионов. Наконец, в нем рассматривается вопрос о международной интеграции стран Латинской Америки и Карибского бассейна с учетом тенденций, изложенных в остальной части документа. Региональная экспортная деятельность оценивается в трех измерениях: a) производственно-сбытовые цепочки, b) занятость в экспортирующем секторе и c) экспортирующие компании. В заключение документ содержит ряд политических рекомендаций.
La Tercera, ежедневная газета, издаваемая в Сантьяго, Чили. В своей работе, они раскрывают различные сферы жизни, в том числе и политическую.
¿Qué es la agenda de los 13 puntos que Chile y Bolivia buscan retomar?
URL: http://www.latercera.com/noticia/que-es-la-agenda-de-los-13-puntos-que-chile-y-bolivia-buscan-retomar/
В статье обсуждается двусторонние отношения между Чили и Боливией в отношении морского спора между странами. Повестка дня касалась морского вопроса и включала “политические консультации", которые завершились в 2010 году.
Также данный вопрос освящают в других иностранных СМИ, таких как:
El País, Испанская ежедневная общественно-политическая газета пишет о Чили. Автором статьи «Convergencia en la diversidad: la nueva política latinoamericana de Chile» является Heraldo Muñoz , который был канцлером Чили во время администрации Мишель Бачелет. Он был послом Чили при ОАГ, Бразилии и Организации Объединенных Наций (2003-2010 годы). Он председательствовал в Совете Безопасности ООН, комиссии ООН по миростроительству, выступал в качестве посредника в реформах Совета Безопасности
В своей стать автор приходит к выводу, что внешняя стратегия Чили не будет иметь идеологической предвзятости, но будет способствовать более интегрированному региону с собственной идентичностью
Revista de Relaciones Internacionales de la UNAM - Мексиканский журнал ЮНАМ по международным отношениям посвящен темам, присущим международной реальности, включая международную политику, внешнюю политику Мексики, региональные исследования, международное право, международное сотрудничество, развитие человеческого потенциала, международную экономику и внешнюю торговлю и т.д
В статье Rodríguez Minor R. «Alianza del Pacífico vs Mercosur.¿ Integración o exclusión regional?» предлагается, что двусторонний альянс не представляется возможным в краткосрочной перспективе, несмотря на то, насколько продуктивным и благотворным это было бы для латиноамериканской интеграции.
Цель дипломной работы заключается в выявлении особенностей латиноамериканской политики правительств Мишель Бачелет и Себастьяна Пиньеры в период 2006 - наст время
Для соответствующего анализа были поставить исследовательские задачи:
-Выявить изменения внешней политики в латиноамериканском регионе в период двух правительств президентов Чили
-Охарактеризовать тенденции развития тихоокеанского вектора
-Дать характеристику развития атлантического направления
-Проанализировать общие и различные особенности в латиноамериканской политике Бачелет и Пиньеры
Методы исследования: В работе использованы общенаучные методы системного, контекстуального, критического, сравнительного анализа, а также политологические и исторические методы.
Подводя итог данной работы, нужно отметить, что на сегодняшний день Чили играет ключевую роль в развитии Тихоокеанского альянса. Выступив одним из инициаторов формирования интеграции, данное государство внесло большой вклад в развитие альянса и пытается найти новые пути укрепления его престижа и статуса. В то же время для Чили Тихоокеанский альянс является хотя и значимой платформой, но далеко не единственной. Сегодня исследуются линии взаимодействия и с другими интеграционными блоками, как в рамках альянса, так и по линии двустороннего взаимодействия.
Торгово-экономический и инвестиционный поворот Латинской Америки в сторону тихоокеанской Азии стал важным фактором в жизни Чили. Это - крупный геополитический сдвиг, который несет в себе как новые широкие возможности, так и крупные риски, бросающие серьезный вызов правящим и деловым кругам латиноамериканских государств.
Активная внешняя политика Бачелет в латиноамериканском регионе привела к позитивным изменениям как во внутренней ситуации, так и в положении страны на международной арене. Двусторонние договоренности, соглашения о свободной торговле, активизация интеграционных процессов придали мощный импульс экономическому развитию страны, позволили позиционировать Чили в качестве одного из лидеров региона, свободного, демократического и эффективного государства.
При Бачелет правительство (2014-2018) можно положительно оценить уровень сотрудничества с другими странами региона за исключением Боливии, налаживанию связей с которой препятствует территориальный спор.
М.Бачелет реализовала намеченные планы в отношении латиноамериканской политики, о чем говорят успехи в активизации связей с государствами региона и укреплении позиций страны в ЛКА. Чили является связующим звеном в построении доверительных отношений, настаивая на совместной работе без привязки к идеологическим установкам.
Правительство Пиньеры также рассматривает связи в латиноамериканском регионе как приоритетные, однако их развитие осуществляется по следующим принципам: в большинстве случаев сотрудничество происходит исходя из политико-идеологической близости и основывалось на торгово-экономической выгоде. За время правительств С.Пиньеры были утрачены налаженные добрососедские отношения Чили в регионе.
Таким образом, в период первого срока правления Пиньеры внешняя политика Чили имела две отличительные особенности. Первая — преемственность в области направлений развития торговли, регионального сотрудничества и международной безопасности. Это подтверждается подписанием новых соглашений о свободной торговле, активным продвижением сотрудничества с АТР, постоянным участием в региональных форумах (таких, как Unasur и CELAC), посредничеством в создании Тихоокеанского Альянса и содействием миротворческим операциям. Второй отличительной чертой является региональное сотрудничество, особенно с соседними странами, где имели место идеологические разногласия. Если в рамках кооперации с Аргентиной и Перу консенсус был найден и не произошло значительного взаимного отдаления стран, то в случае с управляемой левоцентристами Боливией последствия внешней политики право центристов оказались губительными и привели к значительному ослаблению доверия между государствами.
На основе проведенного анализа внешнеполитической стратегии правительства Пиньеры можно сделать вывод, что она имела характерные черты сходства с направлениями деятельности предыдущих правительств.
Но несмотря на заявления, содержавшиеся в программе Пиньеры, о продолжении внешнеполитической линии, начатой Бачелет, экономические и политические отношения со странами Латинской Америки, особенно с соседними государствами, не улучшились.
Стоит также отметить, что в течение незначительного периода нахождения у власти новый президент действует более последовательно, чем во время первого срока правления.
Нынешний президент Чили, Себастьян Пиньера, проводит политику, направленную на укрепление отношений со странами региона, но делает акцент на активное взаимодействие с АТР.
В будущем вряд ли следует ожидать резких перемен во внешнеполитическом курсе Чили. Правительство Бачелет, находившееся у власти до Пиньеры, уже проделало серьезную работу как в рамках внутренней, так и внешней политики. Скорее всего деятельность нынешнего руководства будет ориентирована на успехи прошлого и приумножение уже достигнутого, развитие региональной кооперации
и на продолжение сближения со странами АТР.
1. Declaraciones Presidenciales, Declaración de Paranal,6 .06. 2011, URL:https://www.cancilleria.gov.co/content/declaración-de-paranal-vi-cumbre-presidencial-de-la-alianza-del-pac%C3%ADfico-observatorio-de-ant
2. Tratado de Asunción, URL:http://www.mercosur.int/innovaportal/v/97/2/innova.front/tratado-de-asuncion
3. Ministerio de Relaciones Exteriores de Chile, Prioridades de la Política Exterior, URL: https://minrel.gob.cl/minrel/site/artic/20080822/pags/20080822175434.html#vtxt_cuerpo_T4
4. Ministerio de Relaciones Exteriores. Gobierno de Chile. «Presencia de Inversiones Directas de Capitales Chilenos en Uruguay 1990- diciembre 2015». 11. 07. 2016.
URL: https://www.direcon.gob.cl/inversion-exterior/presencia-de-inversiones-directas-de-capitales-chilenos-en-uruguay1990-diciembre-2015
5. Ministerio de Relaciones Exteriores de Chile, Hitos de la política exterior durante el Gobierno de la Presidenta Michelle Bachelet 2006– 2010, URL:http://www.minrel.gob.cl/minrel/site/artic/20091230/pags/20091230083503.html
6. Ministerio de Relaciones Exteriores. Gobierno de Chile. «Presencia de Inversiones Directas de Capitales Chilenos en Uruguay 1990- diciembre 2015». 11.07.2016. URL: https://www.direcon.gob.cl/inversion-exterior/presencia-de-inversiones-directas-de-capitales-chilenos-en-uruguay1990-diciembre-2015
7. Ministerio de Relaciones Exteriores. Gobierno de Chile. «RelacionesBilaterales con Uruguay» URL: http://chile.gob.cl/uruguay/relacion-bilateral/
8. Congreso Nacional de Chile, Acuerdo entre MERCOSUR y Chile sobre Membresía Asociada URL: http://www.congreso.cl/
Список литературы:
1. Аниськевич Н. С., Роблес Эррера А., Чили в контексте Тихоокеанского альянса, // Актуальные проблемы экономики и управления, 2017, №2, с.94-101
2. Аниськевич Н. С., Роблес Эррера А, Латиноамериканский Южный конус: перспективы взаимодействия Аргентины, Чили и Уругвая в XXI в., // Актуальные проблемы экономики и управления , 2017, №4, с.114-120
3. Аниськевич Н. С., Внешняя политика М. Бачелет в латиноамериканском регионе// Латинская Америка, 2017, С.48-57
4. Аниськевич Н.С., Внешняя политика Себастьяна Пиньеры в латиноамериканском регионе // Латинская Америка, 2019, № 5, с. 23-24
5. АниськевичН.С.,АндреевА.С., Чилийско-уругвайское стратегическое партнерство в контексте региональных отношений, // Латинская Америка, №9, 2018
6. Брагин М. Ю., Экономика и политика. Чили: под знаком свободной торговли // Латинская Америка», 2004, №1, с.35-42
7. Боливия не получит выхода к морю — решение суда в Гааге,2018, URL: https://regnum.ru/news/2492525.html
8. Бондарев И. И., Современные тенденции развития интеграционных объединений (на примере МЕРКОСУР) // Современные тенденции развития интеграционных объединений (на примере МЕРКОСУР), Молодой ученый, 2014, №17,c. 243-245
9. Дьякова Л. В., Себастьян Пиньера: год у власти, // Латинская Америка, 2011, №5, C.58-68
10. Дьякова Л. В., Роль сложносоставных конфликтов в процессе модернизации.Конфликт между Чили и Боливией: прошлое, настоящее... будущее?, Ибероамериканские тетради, 2013, №1(1), 260-272
11. Дьякова Л.В. Деятельность правительства Мишель Бачелет в 2006–2008. // Латинская Америка, 2009, № 3, с. 27–37
12. ДьяковаЛ.В., Территориальный вопрос в политике Чили в начале ХХI в. , // Ибероамериканские тетради, 2014,№ 3(5),
13. Карташов И., В Латинской Америке появится новый политический союз, 21.03.2019, URL: https://rg.ru/2019/03/21/v-latinskoj-amerike-poiavitsia-novyj-politicheskij-soiuz.html
14. КлочковскийЛ.Л. Новые тенденции мирохозяйственного развития и Латинская Америка // Мировая экономика и международные отношения. 2016, № 4. С. 48-60.
15. Кудрявцева Е. Энергетическая составляющая экономической интеграции стран МЕРКОСУР //Мировая экономика и международные отношения., 2008. №. 2., С. 76-85.
16. Кузьмин В. В. Внешняя торговля Чили на рубеже веков: особенности развития// Латинская Америка, 2006, №8, C.4-20
17. Кудрявцева, Е. Ю. МЕРКОСУР: трудности и ожидания современного этапа // Латинская Америка, 2008, № 3, с. 47-60
18. Лавут А.А., Тихоокеанский альянс Латиноамериканской четверки // Латинская Америка, 2012, №4, с.11-24
19. Лавут А.А., МЕРКОСУР: Современный этап развития, особенности функционирования и торговой политики в отношении третьих стран// Российский внешнеэкономический вестник, 2010, №6, с.64-74
20. Лисоволик Я. Д., Чили: стратегия торговой либерализации // Латинская Америка, 2008, №4, C.12-16
21. Рохас Шерер Н,Прогрессивный блок и Тихоокеанский альянс, 2013, URL:https://inosmi.ru/world/20131004/213568942.html
22. Саркисова Р. А., Особенности и перспективы региональной интеграции в Латинский Америке // Факторы успеха, 2016, № 2 (7)
23. СударевВ. П., Территориальные конфликты не уходят в прошлое// Латинская Америка , 2018, №12, с.49-58
24. Хейфец В.Л., Правдюк Д.А., Современные чилийско- боливийские отношенияв контексте поиска решения «морской проблемы» Боливии // Латинская Америка, 2015, №9, с. 60-72
25. В.Л.Хейфец, Л.С.Хейфец. Политика по Лобачевскому. Новые измерения латиноамериканской политики. // Латинская Америка, 2011, № 8, с. 101-113
26. Хмелевская Н. Г. Интеграционные процессы в Латинской Америке через призму региональной торговли (на примере Меркосур и Тихоокеанского альянса), // Ибероамериканские тетради, 2014, №3, с.131-141
27. Хмелевская Н. Г., Интеграционный вектор экономической политики: опыт Меркосур и Тихоокеанского альянса // Российский внешнеэкономический вестник, 2014, №10, с.11-20
28. Хмелевская, Н. Г. Торговая интеграция в MERCOSURvsинфраструктурная интеграция в Тихоокеанском альянсе // ЛатинскаяАмерика, 2015, № 2, с. 48–58
29. Чили выходит из Союза южноамериканских наций, 23.04.2019, URL: https://regnum.ru/news/polit/2617725.html
30. Южноамериканские государства создали Союз наций, Корреспондент.net, 24 .05. 2008, URL: https://korrespondent.net/world/471753-yuzhnoamerikanskie-gosudarstva-sozdali-soyuz-nacij
31. Яковлев П., Геополитический разворот стран Латинской Америки, // Мировая экономика и международные отношения, 2014, №7, с.55-66.
32. Янушпольская М. Ю. Участие Чили в соглашениях о свободной торговле // Латинская Америка, 2015, №12, с.36-37
33. Яковлев П., Геополитический разворот стран Латинской Америки // Мировая экономика и международные отношения, 2014, №7, с. 55-66
34. Alvarez Mariano, Los 20 años del MERCOSUR: una integración a dos velocidades// CEPAL, 2011, №108
35. Bolivia can't force Chile to negotiate on sea access, UN court rules, 1.10.2018, URL: https://www.dw.com/en/bolivia-cant-force-chile-to-negotiate-on-sea-access-un-court-rules/a-45716462
36. Cassandra Garrison, Daniel Ramos, World Court ruling on Bolivia sea access could force Chile to negotiate//Reuters, September 28 2018, https://www.reuters.com/article/us-bolivia-chile-court-oceanaccess/world-court-ruling-on-bolivia-sea-access-could-force-chile-to-negotiate-idUSKCN1M72V4
37. Cancilleres de la Celac se reunirán en Chile, 19.01.2018, URL:http://www.granma.cu/mundo/2018-01-19/cancilleres-de-la-celac-se-reuniran-en-chile-19-01-2018-21-01-44CEPAL. Panorama de la insercion internacional de America Latina у el Caribe. 2011-2012, 2012.
38. Ceppi N., La política exterior de Bolivia en tiempos de Evo Morales Ayma // Si Somos Americanos, 2014, № 1, URL: www.scielo.cl/scielo.php?pid=S0719-094820140001 00007&script=sci_arttext
39. Chile's Love for Bachelet Goes Only So Far, 15.XII.2009, http://articles.latimes.com/ 2009/dec/15/world/la-fg-chile15-2009dec15
40. China-CELAC FORUM: Latin American and Caribbean states invited to join Belt and Road initiative, 23.01.2018, URL: https://news.cgtn.com/news/3d556a4d35674464776c6d636a4e6e62684a4856/share_p.html
41. China-CELAC FORUM: Latin American and Caribbean states invited to join Belt and Road initiative, 23.01.2018, URL: https://news.cgtn.com/news/3d556a4d35674464776c6d636a4e6e62684a4856/share_p.htmlCongreso Nacional de Chile, Acuerdo entre MERCOSUR y Chile sobre Membresía Asociada, URL: http://www.congreso.cl/
42. Detienen en Chile al ex juez Otilio Romano. // Río Negro. URL: https://www.rionegro.com.ar/argentina/detienen-en-chile-al-ex-juez-otilio-romano-PCRN_822368
43. Diz M.L.D. , Los liderazgos políticos y sus dilemas en el presente de Argentina y Chile. // Postdata. 2014, №1. p. 229–241.
44. Garrison C., Ramos D., World Court ruling on Bolivia sea access could force Chile to negotiate // Reuters, 28.09. 2018, URL: https://www.reuters.com/article/us-bolivia-chile-court-oceanaccess/world-court-ruling-on-bolivia-sea-access-could-force-chile-to-negotiate-idUSKCN1M72V4
45. Hitos de la política exterior durante el Gobierno de la Presidenta Michelle Bachelet 2006–2010. , Ministerio de Relaciones Exteriores de Chile, URL: http://www.minrel.gob.cl/minrel/site/artic/20091230/pags/20091230083503.html
46. Las diferencias y semejanzas entre la Unasur de Bachelet y el Prosur de Piñera // emol, 20.02.2019, URL: https://www.emol.com/noticias/Nacional/2019/02/20/938528/Un-pais-en-crisis-y-una-cumbre-latinoamericana-en-Chile-Las-semejanzas-entre-la-Unasur-de-Bachelet-y-el-Prosur-de-Pinera.html
47. Los picos altos y bajos en la relación entre Bolivia y Chile en la era Evo Morales // La Razón, 24.04.2013, URL: www.la-razon.com/mundo/relacion-Bolivia-Chile-Evo-Morales_0_1820817985.html
48. Maira L., Fuentes C., Escóbar Llanos F., Fernández Saavedra.G., Bolivia y Chile hacia la construcción de agendas conjuntas. Fundación Friedrich Ebert, 2007, p. 256.
49. Ministerio de Relaciones Exteriores de Chile, Hitos de la política exterior durante el Gobierno de la Presidenta Michelle Bachelet 2006– 2010, URL: http://www.minrel.gob.cl/minrel/site/artic/20091230/pags/20091230083503.html
50. Miguel Otero en Argentina: al embajador pinochetista la va como el ajo // The Clinic. URL: http://www.theclinic.cl/2010/06/07/miguel-otero-en-argentina-al-embajador-le-va-como-el-ajo/
51. Muñoz, H., Convergencia en la diversidad: la nueva política latinoamericana de Chile // El País. 12.03.2014, http://elpais.com/elpais/2014/03/12/opinion/1394642773_153377.html
52. Oyarzún L., Rojas F. , La Alianza del Pacífico en América Latina. ¿Contrapeso regional? , Cuadernos sobre Relaciones Internacionales, Regionalismo y Desarrollo, 2012, № 8(16), p. 9–30.
53. Obligation to Negotiate Access to the Pacific Ocean (Bolivia v. Chile), URL: https://www.icj-cij.org/en/case/153
54. Piñera S. Las soluciones a los problemas en Latinoamérica están en la unión, 24.10.2013, URL: http://www.celac.gob. ve./
55. Piñera afirma que el fallo de La Haya ha confirmado los argumentos de Chile. // La Razón. URL: http://www.la-razon.com/mundo/Pinera-afirma-confirmado-argumentos-Chile_0_1987601274.html
56. Portales l. C.Desafíos para la política exterior en las próximas décadas: Chile y la región en un mundo global. — Estudios Internacionales. Instituto de Estudios Internacionales – Universidad de Chile, 2011, N 169, p. 171–193.
57. Rosales O. , La Alianza del Pacífico y el MERCOSUR. Hacia la convergencia en la diversidad, CEPAL-Naciones Unidas, Santiago de Chile ,2014
http://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/37304/S1420838_es.pdf
58. Rodríguez Minor R. Alianza del Pacífico vs Mercosur.¿ Integración o exclusión regional? //Revista de Relaciones Internacionales de la UNAM, 2016, №. 125
59. V a l d a F l o r e s. D.Construcción de una política comunicacional para la cooperación entre Chile y Bolivia. Análisis mediático de la prensa en 2006–2007 y visión de los actores y expertos. Instituto de Estudios Internacionales — Universidad de Chile, 2010, p. 143.
60. ¿Qué es la agenda de los 13 puntos que Chile y Bolivia buscan retomar? // La Tercera, 29.I.2015, URL: http://www.latercera.com/noticia/que-es-la-agenda-de-los-13-puntos-que-chile-y-bolivia-buscan-retomar/
61. Quiroga. М.M., The Concertación's Defeat in Chile's 2009–2010 Presidential Elections. // Latin American Politics and Society, 2012, № 2, p. 79–107.