Политико - правовое учение К. Н. Леонтьева
|
Введение
Глава I. Философские начала политико-правовых идей К.Н. Леонтьева
§1. Основные стадии становления идеологии К.Н. Леонтьева………………..8
§2. Философское понимание истории К.Н. Леонтьева……………………......20
Глава II. Политическое учение К.Н. Леонтьева……………………………28
§1. Представления К.Н. Леонтьева о государстве……………………………..28
§2. Политические взгляды К.Н. Леонтьева в контексте идей консерватизма
Глава III. Правовое учение К.Н. Леонтьева………………………………...49
§1. Основы правовых идей философа……….…………………………….…...49
§2. Размышления К.Н. Леонтьев о категориях «мораль», «этика», «свобода» и «равенство»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Глава I. Философские начала политико-правовых идей К.Н. Леонтьева
§1. Основные стадии становления идеологии К.Н. Леонтьева………………..8
§2. Философское понимание истории К.Н. Леонтьева……………………......20
Глава II. Политическое учение К.Н. Леонтьева……………………………28
§1. Представления К.Н. Леонтьева о государстве……………………………..28
§2. Политические взгляды К.Н. Леонтьева в контексте идей консерватизма
Глава III. Правовое учение К.Н. Леонтьева………………………………...49
§1. Основы правовых идей философа……….…………………………….…...49
§2. Размышления К.Н. Леонтьев о категориях «мораль», «этика», «свобода» и «равенство»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы диссертационного исследования объясняется тем, что в современном обществе постмодернистская потребительская культура, которая под видом глобализации завладела умами человечества, ставит под сомнение перспективы его дальнейшего существования и развития. Ввиду этого, сейчас особенно актуальным является поиск альтернатив, противопоставленных западной утилитарной цивилизации, поскольку, как справедливо отмечают мыслители А. В. Иванов, И. В. Фотнева, М. Ю. Шишин: «сегодня западная цивилизация несомненно находится в стадии деградации, а потому и навязывает всему миру наихудшую и наиопаснейшую из всех возможных утопий - «утопию вечного настоящего» и под этим пропагандистским лозунгом продолжает бесцеремонно паразитировать на чужих сырьевых, энергетических и экологических ресурсах. Поскольку же объём ресурсов конечен, то…нас всех ждёт…неизбежное исчезновение с лица Земли».
Более того, социальные катаклизмы в истории XX века привели к пониманию того, что либеральные и социалистические преобразования, кем бы они не осуществлялись, в итоге в равной степени вызывают пагубные последствия. Крах предпринятых реформ объясняется прежде всего тем, что они оказались противоестественными для традиционного уклада российского общества, поэтому вполне обоснованным кажется возникший интерес к отечественной консервативной мысли, которая базировалась на политическом, экономическом, национальном и духовном своеобразии русской культуры, а также на гармоничном сочетании интересов человека и общества, личности и государства.
На фоне вышеперечисленных проблем изучение политико-правового мировоззрения философа, публициста, социолога, писателя Константина Николаевича Леонтьева имеет огромную важность не только в рамках данного исследования, поскольку в структуре современного российского правоведения внушительный творческий потенциал интеллектуального наследия Леонтьева ещё не получил заслуженного отклика и не нашёл должного применения.
В отечественной и зарубежной науке едва ли можно обнаружить комплексные труды, которые во всей полноте отражали бы идеи Леонтьева в отношении институтов государства и права, что является исторической несправедливостью по отношению к мыслителю, ведь с точки зрения некоторых отечественных и западных исследователей, он «...самый крупный, единственный крупный мыслитель из консервативного лагеря», да и вообще один из самых блестящих и своеобразных умов в русской литературе...», ибо философское наследие К. Н. Леонтьева существует вне времени, продолжая удивлять нас своей актуальностью и в XXI веке.
В современном российском обществе остро ощущается нехватка основополагающих духовных ценностей, которые помогли бы преодолеть западный культ фетишизма и низменного потребительства. В данной ситуации может помочь обращение к «охранительной» правовой доктрине и к традиционному российскому наследию, объединивших в себе весь ценностный потенциал, созданный нашим народом в течение его исторического существования. Исследование политико-правового учения К. Н. Леонтьева в этом ключе является стремлением познать особенности национальной правовой культуры и понять суть российского народного правосознания.
Объектом исследования выступает философское наследие К. Н. Леонтьева, причём особый интерес представляют идейно-теоретические аспекты его творчества.
Предметом исследования являются политико-правовые воззрения K. Н. Леонтьева, процесс их становления и развития.
Основная цель работы – комплексное воссоздание политико-правового учения К.Н. Леонтьева с углубленным изучением его отдельных аспектов. Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:
- рассмотреть основные стадии становления идеологии К. Н. Леонтьева;
- проанализировать философское понимание истории К. Н. Леонтьева;
- раскрыть своеобразие взглядов мыслителя в отношении понятия «государство»;
- дать характеристику политико-правовых воззрений К. Н. Леонтьева как представителя русского консерватизма;
- исследовать теоретические истоки правового учения К.Н. Леонтьева;
- определить место правовых взглядов К.Н. Леонтьева в соотношении с классическими доктринами правопонимания;
- выявить особенности восприятия философом категорий «мораль», «этика», «свобода» и «равенство»;
Методологической основой диссертации являются диалектические принципы объективизма, логичности, последовательности, системности в анализе политико-правового учения К. Н. Леонтьева. Кроме того, в работе использовались общенаучные методы: анализ и синтез, то есть умственное разделение предмета изучения на логические части и отдельные элементы с последующим их соединением в общую картину, отражающую положение всего объекта исследования; сравнение и обобщение, индукция (выведение общих закономерностей на основе имеющейся фактической и информационной базы) и дедукция (распространение общих выводов и положений на конкретные аспекты или фрагменты данной темы); движение от абстрактного к конкретному, а также другие различные методы: системный, сравнительный, формально-юридический, исторический, проблемно-теоретический и др.
В теоретическую основу исследования были положены работы юристов, историков, публицистов, философов, политологов: Л. Р. Авдеевой, А. А. Александрова, Е. Н. Базуриной, Н. А. Бердяева, А. А. Васильева, Д. М. Володихина, Б. А. Грифцова, Ю. Н. Говоруха-Отрока, В. А. Гусева, Н. Я. Данилевского, К. М. Долгова, С. В. Зубова, Ю. П. Иваска, И. А. Исаева, А. А. Королькова, А. М. Коноплянцева, Г. Б. Кремнева, Ф. Ф. Куклярского, Г. Масарика, С. Г. Осьмачко, В. В. Розанова, Г. Спенсера, С. М. Сергеева, А. Ф. Сивака, В. С. Соловьева, С. Н. Трубецкого, Г. В. Флоровского, И. Фуделя, C. В. Хатунцева, М. М. Цимермана, М. Ю. Чернавского, Н. А. Шестакова, Л. А. Шульгиной, А. Л. Янова и др. исследователей.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1) миропонимание К.Н. Леонтьева не являлось «константным» в процессе его жизненного пути: его взгляды на развитие истории, сущность государства и права, внутреннюю и внешнюю политику России, её дальнейшую судьбу и другие проблемы российского общества подвергались изменениям. Политико-правовое учение философа было связано с консервативными убеждениями, в результате чего идеологические умозаключения К. Н. Леонтьева были обращены на критику политико-правовых институтов либерального течения;
2) на отношение К. Н. Леонтьева к понятию «государство» оказала влияние органическая концепция, которая подразумевала органический характер принципов существования и развития общества и государственности. Процесс преобразования государственных институтов К.Н. Леонтьев рассматривал в соотношений с разработанной им теорией «триединого» процесса развития, согласно которой социальный организм, процесс или явление проходит три основных стадии развития. Суть этого процесса, с его точки зрения, заключается в постепенной утрате, угасании жизненной энергии нации, их разнообразия и уникальности, что обусловлено появлением в социальной жизни демократии, политических свобод, анархии и индивидуализма;
3) правопонимание мыслителя содержит элементы естественно-правового и этатистского подходов, но, по сути, оно ориентировано в большей мере на религиозно-мистическое познание права. В философском наследии К.Н. Леонтьева сложно обнаружить какую-либо систематизированную и доктринально обозначенную концепцию права, то есть упорядоченно представленные рассуждения об истоках возникновения права, его сущности и функциях в регулировании жизни общества.
4) мыслитель настаивал на невозможности применения норм морали в социально-политической сфере и доказывал, что нельзя давать оценку государству с помощью этических норм, поскольку попытки задействовать эти нормы для того, для чего они изначально не предусмотрены, могут нанести большой урон обществу и государству;
5) Леонтьев в своём правовом учении рассматривал категорию «свобода» в двух её значениях: внешней и внутренней. Внутренняя свобода связывается с добровольным и осознанным подчинением человека божественному началу, а внешняя свобода выражается в необходимости подчиняться предписаниям, исходящим от человека. К.Н. Леонтьев выступал за её разумное дифференцированное ограничение, поскольку единые для всех абстрактные права человека не применимы в данном вопросе, и необходим баланс между свободой в меру ответственности и уровнем развития личности.
Настоящая магистерская диссертация соответствует всем требованиям, предъявленным к ее написанию и оформлению. Состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы.
Более того, социальные катаклизмы в истории XX века привели к пониманию того, что либеральные и социалистические преобразования, кем бы они не осуществлялись, в итоге в равной степени вызывают пагубные последствия. Крах предпринятых реформ объясняется прежде всего тем, что они оказались противоестественными для традиционного уклада российского общества, поэтому вполне обоснованным кажется возникший интерес к отечественной консервативной мысли, которая базировалась на политическом, экономическом, национальном и духовном своеобразии русской культуры, а также на гармоничном сочетании интересов человека и общества, личности и государства.
На фоне вышеперечисленных проблем изучение политико-правового мировоззрения философа, публициста, социолога, писателя Константина Николаевича Леонтьева имеет огромную важность не только в рамках данного исследования, поскольку в структуре современного российского правоведения внушительный творческий потенциал интеллектуального наследия Леонтьева ещё не получил заслуженного отклика и не нашёл должного применения.
В отечественной и зарубежной науке едва ли можно обнаружить комплексные труды, которые во всей полноте отражали бы идеи Леонтьева в отношении институтов государства и права, что является исторической несправедливостью по отношению к мыслителю, ведь с точки зрения некоторых отечественных и западных исследователей, он «...самый крупный, единственный крупный мыслитель из консервативного лагеря», да и вообще один из самых блестящих и своеобразных умов в русской литературе...», ибо философское наследие К. Н. Леонтьева существует вне времени, продолжая удивлять нас своей актуальностью и в XXI веке.
В современном российском обществе остро ощущается нехватка основополагающих духовных ценностей, которые помогли бы преодолеть западный культ фетишизма и низменного потребительства. В данной ситуации может помочь обращение к «охранительной» правовой доктрине и к традиционному российскому наследию, объединивших в себе весь ценностный потенциал, созданный нашим народом в течение его исторического существования. Исследование политико-правового учения К. Н. Леонтьева в этом ключе является стремлением познать особенности национальной правовой культуры и понять суть российского народного правосознания.
Объектом исследования выступает философское наследие К. Н. Леонтьева, причём особый интерес представляют идейно-теоретические аспекты его творчества.
Предметом исследования являются политико-правовые воззрения K. Н. Леонтьева, процесс их становления и развития.
Основная цель работы – комплексное воссоздание политико-правового учения К.Н. Леонтьева с углубленным изучением его отдельных аспектов. Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:
- рассмотреть основные стадии становления идеологии К. Н. Леонтьева;
- проанализировать философское понимание истории К. Н. Леонтьева;
- раскрыть своеобразие взглядов мыслителя в отношении понятия «государство»;
- дать характеристику политико-правовых воззрений К. Н. Леонтьева как представителя русского консерватизма;
- исследовать теоретические истоки правового учения К.Н. Леонтьева;
- определить место правовых взглядов К.Н. Леонтьева в соотношении с классическими доктринами правопонимания;
- выявить особенности восприятия философом категорий «мораль», «этика», «свобода» и «равенство»;
Методологической основой диссертации являются диалектические принципы объективизма, логичности, последовательности, системности в анализе политико-правового учения К. Н. Леонтьева. Кроме того, в работе использовались общенаучные методы: анализ и синтез, то есть умственное разделение предмета изучения на логические части и отдельные элементы с последующим их соединением в общую картину, отражающую положение всего объекта исследования; сравнение и обобщение, индукция (выведение общих закономерностей на основе имеющейся фактической и информационной базы) и дедукция (распространение общих выводов и положений на конкретные аспекты или фрагменты данной темы); движение от абстрактного к конкретному, а также другие различные методы: системный, сравнительный, формально-юридический, исторический, проблемно-теоретический и др.
В теоретическую основу исследования были положены работы юристов, историков, публицистов, философов, политологов: Л. Р. Авдеевой, А. А. Александрова, Е. Н. Базуриной, Н. А. Бердяева, А. А. Васильева, Д. М. Володихина, Б. А. Грифцова, Ю. Н. Говоруха-Отрока, В. А. Гусева, Н. Я. Данилевского, К. М. Долгова, С. В. Зубова, Ю. П. Иваска, И. А. Исаева, А. А. Королькова, А. М. Коноплянцева, Г. Б. Кремнева, Ф. Ф. Куклярского, Г. Масарика, С. Г. Осьмачко, В. В. Розанова, Г. Спенсера, С. М. Сергеева, А. Ф. Сивака, В. С. Соловьева, С. Н. Трубецкого, Г. В. Флоровского, И. Фуделя, C. В. Хатунцева, М. М. Цимермана, М. Ю. Чернавского, Н. А. Шестакова, Л. А. Шульгиной, А. Л. Янова и др. исследователей.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1) миропонимание К.Н. Леонтьева не являлось «константным» в процессе его жизненного пути: его взгляды на развитие истории, сущность государства и права, внутреннюю и внешнюю политику России, её дальнейшую судьбу и другие проблемы российского общества подвергались изменениям. Политико-правовое учение философа было связано с консервативными убеждениями, в результате чего идеологические умозаключения К. Н. Леонтьева были обращены на критику политико-правовых институтов либерального течения;
2) на отношение К. Н. Леонтьева к понятию «государство» оказала влияние органическая концепция, которая подразумевала органический характер принципов существования и развития общества и государственности. Процесс преобразования государственных институтов К.Н. Леонтьев рассматривал в соотношений с разработанной им теорией «триединого» процесса развития, согласно которой социальный организм, процесс или явление проходит три основных стадии развития. Суть этого процесса, с его точки зрения, заключается в постепенной утрате, угасании жизненной энергии нации, их разнообразия и уникальности, что обусловлено появлением в социальной жизни демократии, политических свобод, анархии и индивидуализма;
3) правопонимание мыслителя содержит элементы естественно-правового и этатистского подходов, но, по сути, оно ориентировано в большей мере на религиозно-мистическое познание права. В философском наследии К.Н. Леонтьева сложно обнаружить какую-либо систематизированную и доктринально обозначенную концепцию права, то есть упорядоченно представленные рассуждения об истоках возникновения права, его сущности и функциях в регулировании жизни общества.
4) мыслитель настаивал на невозможности применения норм морали в социально-политической сфере и доказывал, что нельзя давать оценку государству с помощью этических норм, поскольку попытки задействовать эти нормы для того, для чего они изначально не предусмотрены, могут нанести большой урон обществу и государству;
5) Леонтьев в своём правовом учении рассматривал категорию «свобода» в двух её значениях: внешней и внутренней. Внутренняя свобода связывается с добровольным и осознанным подчинением человека божественному началу, а внешняя свобода выражается в необходимости подчиняться предписаниям, исходящим от человека. К.Н. Леонтьев выступал за её разумное дифференцированное ограничение, поскольку единые для всех абстрактные права человека не применимы в данном вопросе, и необходим баланс между свободой в меру ответственности и уровнем развития личности.
Настоящая магистерская диссертация соответствует всем требованиям, предъявленным к ее написанию и оформлению. Состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы.
Можно смело утверждать, что в истории русской политической мысли нет мыслителя, кроме К. Н. Леонтьева, который столь откровенно обозначил бы свою консервативную, если не сказать реакционную, позицию. Вместе с тем, в его мировоззрении органически соединились эстетизм, религиозность, верность самодержавию и империи, а также духовный аристократизм и неприятие политического эгалитаризма.
Следует отметить, что политико-правовое учение философа обусловлено типологическими особенностями консервативного мировоззрения, нашедшими свое воплощение в его эмпиризме, историзме, обосновании приоритета мистического (духовного) над рациональным. Все идеологические построения К.Н. Леонтьева направлены на критику либерализма, в частности его политико-правовых конструкций. Леонтьев настаивал на том, что пути исторического развития России основаны на православно-консервативных, то есть антизападнических принципах, и полагал, что поддержание самого бытия России возможно только в случае, если наша страна останется верной имперской, византийской идее. Он выработал конкретные способы решения узловых религиозных, социальных и экономических проблем во имя сохранения духовно-культурного и социально-политического своеобразия, которые являются актуальными для нас и сейчас по прошествии стольких лет, в период поиска идейных основ для дальнейшего развития общества и государства.
Исследование политико-правового учения К.Н. Леонтьева позволило прийти к ряду выводов и заключений. Во-первых, мировосприятие мыслителя в течение его жизни не было постоянным: его взгляды на мировую историю, сущность государства и права, внутреннюю и внешнюю политику России, её дальнейшие перспективы и пр. претерпевали изменения. С юных лет впитавший в себя уважение к царской семье и веру в непоколебимость монархии в отчем доме, К.Н. Леонтьев в университетские годы на недолгий период поддался вольнодумным настроениям либерального реформизма и отдал предпочтение республиканской форме правления. Впрочем, уже в начале 60-х гг. XIX века мыслитель разочаровался в либерально - демократических идеалах, обратив свое внимание на ценности консерватизма, воплощенные в институте самодержавной монархии. В начале 70-х годов XIX века политико-правовые воззрения философа окончательно сформировались, и в дальнейшем до конца его жизни они изменялись лишь незначительно в отношении отдельных вопросов.
Во-вторых, на отношение К. Н. Леонтьева к понятию «государство» оказала влияние органическая концепция, подразумевающая органический характер закономерностей происхождения и развития общества и государственности. Процесс преобразования государственных институтов К.Н. Леонтьев рассматривал в соотношений разработанной им теории «триединого» процесса развития, согласно которой социальный организм, процесс или явление проходит три основных стадии развития. Суть этого процесса он видит в постепенной утрате, угасании жизненной энергии нации, их разнообразия и уникальности, что обусловлено появлением в социальной жизни демократии, политических свобод, анархии и индивидуализма;
В-третьих, в понимании права К. Н. Леонтьева содержатся элементы естественно-правового и этатистского подходов, но, по сути, оно ориентировано по большей мере на религиозно-мистическое познание права. В философском наследии К.Н. Леонтьева сложно найти какую-либо систематизированную и доктринально изложенную концепцию права, то есть упорядоченно представленные рассуждения об истоках происхождения права, его предназначении и роли в регулировании жизни общества.
В-четвёртых, мыслитель настаивал на невозможности применения норм морали в социальной политической жизни и доказывал, что государство и его политику нельзя оценивать с помощью этических норм, поскольку попытки использовать эти нормы для того, для чего они изначально не предусмотрены, могут нанести огромный вред государству и обществу;
В-пятых, Леонтьев в своём правовом учении указывает, что чрезмерная свобода, доведенная до крайности, разрушает формообразующие основы государственности, что вызывает распад всей системы. Мыслитель, обращая внимание на материалистическую парадоксальность свободы, не отрицал свободу как таковую, а лишь выступал за её разумное дифференцированное ограничение, поскольку далеко не каждый человек имеет жизненный опыт, интеллектуальный потенциал и мудрость для того, чтобы правильно распорядиться своей свободой. Поскольку единые для всех абстрактные права человека не применимы в данном вопросе, то, по мнению Леонтьева, необходим баланс между свободой в меру ответственности и уровнем развитая личности.
Таким образом, изучение философского наследия К.Н. Леонтьева предполагает выведение своеобразной формулы политико-правовых представлений мыслителя. Она представляет собой постулируемую философом необходимость сохранения деспотической объединяющей идеи в российской государственности. Свою «охранительную» позицию К.Н. Леонтьев аргументировал очень убедительно: «Что-нибудь одно: или думать так, как мы думаем, или уж прямо отказаться и от государства вообще, и от национальных форм, если только они хоть сколько-нибудь теснят так называемую личность».
Кроме того, анализ политико-правовых идей К.Н. Леонтьева позволяет критически взглянуть на некоторые, предлагаемые современными идеологами государства и права, концепции развития отечественной государственности. Традиционное консервативное мышление россиянина приводит к тому, что попытки заимствования политических и правовых форм, являющихся более совершенными по своей конструкции, сталкиваются с их активным неприятием обществом. Особенности национальной правовой культуры, российского народного правосознания, отмеченные К. Н. Леонтьевым еще в XIX веке, сохраняют свою актуальность и по прошествии более сотни лет, что свидетельствует о том, что ценностное ядро нашей идеократической российской государственности, консолидирующее в себе тот нравственный потенциал, который был создан народом за всю его историю, еще обладает жизнеспособностью.
История русского государства и права показывает, что именно консервативные убеждения русского общества позволили сохранить отечественную культуру, государственную независимость и духовную самобытность России. Западная культура давно стала заложницей вещественного начала и потеряла высшие духовные скрепы своего бытия. Поэтому свобода в таком обществе фикция, самообман, так как обеспечивается не внутренним выбором и совестью человека, а внешним контролем государства и силой закона. России же, с учетом прозрений охранительных мыслей, необходимо преодолевать зло западной культуры и избавляться от комплекса собственной культурной неполноценности. Ведь за спиной у нас собственный неиссякаемый источник духовного совершенства – наша история, святыни, традиции, мощная энергетика государственности и права, которые неизмеримо духовно превосходят либеральные ценности.
Мы можем не соглашаться с какими-то утверждениями философа или даже полностью отвергать их, но очевиден тот факт, что Константин Николаевич искренне и глубоко любил Россию, особенно феодально-крепостническую, барскую, общинную, и одновременно не принимал изменений, привносимых в российскую жизнь «треклятым прогрессом» и «холерой демократии».
Но, пожалуй, самым главным выводом диссертационного исследования следует признать то, философ пытался в своем учении показать обществу, что Россия вполне может обойтись без европеизации, что у нее иной характер и навязывание чуждых элементов лишь ослабит ее. На самом деле, это стремление к заимствованию (причём не столь важно - у Европы или Америки), которое особенно популярно в наше время, не вполне понятно. Современная молодежь как никто другой является показателем степени этой зависимости. Западная музыка, телевидение, литература, живопись, стиль одежды, вкрапление в русскую речь иностранных слов - откуда берёт корни эта зависимость? Бесспорно, во многом виноваты СМИ, но еще виновата семья и воспитание, которые не смогли научить ценить окружающую действительность и помнить традиции предков. Необходимо детей воспитывать в почитании к своим традициям с детства, чтобы византийское наследие действительно стало наследием, а не зазорным элементом в «биографии». Ведь «изменяя, даже в тайных помыслах наших, этому византизму, мы погубим Россию», - завещал нам К. Н. Леонтьев.
Следует отметить, что политико-правовое учение философа обусловлено типологическими особенностями консервативного мировоззрения, нашедшими свое воплощение в его эмпиризме, историзме, обосновании приоритета мистического (духовного) над рациональным. Все идеологические построения К.Н. Леонтьева направлены на критику либерализма, в частности его политико-правовых конструкций. Леонтьев настаивал на том, что пути исторического развития России основаны на православно-консервативных, то есть антизападнических принципах, и полагал, что поддержание самого бытия России возможно только в случае, если наша страна останется верной имперской, византийской идее. Он выработал конкретные способы решения узловых религиозных, социальных и экономических проблем во имя сохранения духовно-культурного и социально-политического своеобразия, которые являются актуальными для нас и сейчас по прошествии стольких лет, в период поиска идейных основ для дальнейшего развития общества и государства.
Исследование политико-правового учения К.Н. Леонтьева позволило прийти к ряду выводов и заключений. Во-первых, мировосприятие мыслителя в течение его жизни не было постоянным: его взгляды на мировую историю, сущность государства и права, внутреннюю и внешнюю политику России, её дальнейшие перспективы и пр. претерпевали изменения. С юных лет впитавший в себя уважение к царской семье и веру в непоколебимость монархии в отчем доме, К.Н. Леонтьев в университетские годы на недолгий период поддался вольнодумным настроениям либерального реформизма и отдал предпочтение республиканской форме правления. Впрочем, уже в начале 60-х гг. XIX века мыслитель разочаровался в либерально - демократических идеалах, обратив свое внимание на ценности консерватизма, воплощенные в институте самодержавной монархии. В начале 70-х годов XIX века политико-правовые воззрения философа окончательно сформировались, и в дальнейшем до конца его жизни они изменялись лишь незначительно в отношении отдельных вопросов.
Во-вторых, на отношение К. Н. Леонтьева к понятию «государство» оказала влияние органическая концепция, подразумевающая органический характер закономерностей происхождения и развития общества и государственности. Процесс преобразования государственных институтов К.Н. Леонтьев рассматривал в соотношений разработанной им теории «триединого» процесса развития, согласно которой социальный организм, процесс или явление проходит три основных стадии развития. Суть этого процесса он видит в постепенной утрате, угасании жизненной энергии нации, их разнообразия и уникальности, что обусловлено появлением в социальной жизни демократии, политических свобод, анархии и индивидуализма;
В-третьих, в понимании права К. Н. Леонтьева содержатся элементы естественно-правового и этатистского подходов, но, по сути, оно ориентировано по большей мере на религиозно-мистическое познание права. В философском наследии К.Н. Леонтьева сложно найти какую-либо систематизированную и доктринально изложенную концепцию права, то есть упорядоченно представленные рассуждения об истоках происхождения права, его предназначении и роли в регулировании жизни общества.
В-четвёртых, мыслитель настаивал на невозможности применения норм морали в социальной политической жизни и доказывал, что государство и его политику нельзя оценивать с помощью этических норм, поскольку попытки использовать эти нормы для того, для чего они изначально не предусмотрены, могут нанести огромный вред государству и обществу;
В-пятых, Леонтьев в своём правовом учении указывает, что чрезмерная свобода, доведенная до крайности, разрушает формообразующие основы государственности, что вызывает распад всей системы. Мыслитель, обращая внимание на материалистическую парадоксальность свободы, не отрицал свободу как таковую, а лишь выступал за её разумное дифференцированное ограничение, поскольку далеко не каждый человек имеет жизненный опыт, интеллектуальный потенциал и мудрость для того, чтобы правильно распорядиться своей свободой. Поскольку единые для всех абстрактные права человека не применимы в данном вопросе, то, по мнению Леонтьева, необходим баланс между свободой в меру ответственности и уровнем развитая личности.
Таким образом, изучение философского наследия К.Н. Леонтьева предполагает выведение своеобразной формулы политико-правовых представлений мыслителя. Она представляет собой постулируемую философом необходимость сохранения деспотической объединяющей идеи в российской государственности. Свою «охранительную» позицию К.Н. Леонтьев аргументировал очень убедительно: «Что-нибудь одно: или думать так, как мы думаем, или уж прямо отказаться и от государства вообще, и от национальных форм, если только они хоть сколько-нибудь теснят так называемую личность».
Кроме того, анализ политико-правовых идей К.Н. Леонтьева позволяет критически взглянуть на некоторые, предлагаемые современными идеологами государства и права, концепции развития отечественной государственности. Традиционное консервативное мышление россиянина приводит к тому, что попытки заимствования политических и правовых форм, являющихся более совершенными по своей конструкции, сталкиваются с их активным неприятием обществом. Особенности национальной правовой культуры, российского народного правосознания, отмеченные К. Н. Леонтьевым еще в XIX веке, сохраняют свою актуальность и по прошествии более сотни лет, что свидетельствует о том, что ценностное ядро нашей идеократической российской государственности, консолидирующее в себе тот нравственный потенциал, который был создан народом за всю его историю, еще обладает жизнеспособностью.
История русского государства и права показывает, что именно консервативные убеждения русского общества позволили сохранить отечественную культуру, государственную независимость и духовную самобытность России. Западная культура давно стала заложницей вещественного начала и потеряла высшие духовные скрепы своего бытия. Поэтому свобода в таком обществе фикция, самообман, так как обеспечивается не внутренним выбором и совестью человека, а внешним контролем государства и силой закона. России же, с учетом прозрений охранительных мыслей, необходимо преодолевать зло западной культуры и избавляться от комплекса собственной культурной неполноценности. Ведь за спиной у нас собственный неиссякаемый источник духовного совершенства – наша история, святыни, традиции, мощная энергетика государственности и права, которые неизмеримо духовно превосходят либеральные ценности.
Мы можем не соглашаться с какими-то утверждениями философа или даже полностью отвергать их, но очевиден тот факт, что Константин Николаевич искренне и глубоко любил Россию, особенно феодально-крепостническую, барскую, общинную, и одновременно не принимал изменений, привносимых в российскую жизнь «треклятым прогрессом» и «холерой демократии».
Но, пожалуй, самым главным выводом диссертационного исследования следует признать то, философ пытался в своем учении показать обществу, что Россия вполне может обойтись без европеизации, что у нее иной характер и навязывание чуждых элементов лишь ослабит ее. На самом деле, это стремление к заимствованию (причём не столь важно - у Европы или Америки), которое особенно популярно в наше время, не вполне понятно. Современная молодежь как никто другой является показателем степени этой зависимости. Западная музыка, телевидение, литература, живопись, стиль одежды, вкрапление в русскую речь иностранных слов - откуда берёт корни эта зависимость? Бесспорно, во многом виноваты СМИ, но еще виновата семья и воспитание, которые не смогли научить ценить окружающую действительность и помнить традиции предков. Необходимо детей воспитывать в почитании к своим традициям с детства, чтобы византийское наследие действительно стало наследием, а не зазорным элементом в «биографии». Ведь «изменяя, даже в тайных помыслах наших, этому византизму, мы погубим Россию», - завещал нам К. Н. Леонтьев.
Подобные работы
- СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИИ В СВЕТЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Политика Екатерины II по отношению к мусульманскому
населению Среднего Поволжья
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Социальная защита семьи в городе Зеленогорске
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ И В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Правовые меры борьбы с экстремизмом в молодежной среде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА ТУРЦИИ: ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



