Эволюция миграционной политики ФРГ с 1991 по 2019 годы
|
Введение 3
Глава I. Причины изменения миграционного и интеграционного законодательства ФРГ с 1991 по 2019 гг. 10
1.1 Факторы, повлиявшие на эволюцию миграционного и интеграционного законодательства ФРГ в 1991-2019 гг. 10
1.2 Проблемы в сфере интеграции и интеграционной политики ФРГ в 1991-2019 гг. 23
Глава II. Эволюция миграционного и интеграционного законодательства ФРГ с 1991 по 2019 гг. 35
2.1 Эволюция законодательных мер в миграционной политике ФРГ с 1991 по 2019 гг. 35
2.2 Эволюция законодательных мер в интеграционной политике ФРГ с 2004 по 2019 гг. 57
Заключение 67
Список источников и литературы 70
Глава I. Причины изменения миграционного и интеграционного законодательства ФРГ с 1991 по 2019 гг. 10
1.1 Факторы, повлиявшие на эволюцию миграционного и интеграционного законодательства ФРГ в 1991-2019 гг. 10
1.2 Проблемы в сфере интеграции и интеграционной политики ФРГ в 1991-2019 гг. 23
Глава II. Эволюция миграционного и интеграционного законодательства ФРГ с 1991 по 2019 гг. 35
2.1 Эволюция законодательных мер в миграционной политике ФРГ с 1991 по 2019 гг. 35
2.2 Эволюция законодательных мер в интеграционной политике ФРГ с 2004 по 2019 гг. 57
Заключение 67
Список источников и литературы 70
К 2019 году ФРГ имела наибольшее количество иммигрантов среди стран Западной Европы, около 13 миллионов человек, что составило 12.2% от общего числа ее населения (в 1990 году мигранты составляли 6.6%). Рост числа мигрантов потребовал изменения миграционного законодательства Германии в связи с новыми вызовами и угрозами, например, безработицей и экстремизмом.
Изменения в миграционном законодательстве ФРГ в период 1991-2014 годов сформировали законодательную базу, на основе которой Германия должна была приспособиться к новым реалиям одновременно с ее превращением в «страну иммиграции», но она оказалась неустойчивой в условиях возникновения миграционного кризиса осенью 2015 года. В данной выпускной квалификационной работе будет рассмотрена эволюция миграционной политики ФРГ с 1991 по 2019 годы.
Актуальность исследования обуславливается тем, что изучение данной проблемы поможет более эффективно решать задачи миграции и интеграции актуальные во всем мире, в том числе и в РФ.
Ежегодно в мире происходит рост числа международных мигрантов, если в 1990 их численность составляла 153 миллиона человек (2,9% от населения Земли), в 2000 году около 175 миллионов человек (2,9%), то уже в 2019 году их количество увеличилось до 272 миллионов человек (3,5%) . Проблема контроля растущих миграционных потоков и управления ими, а также необходимость последующей интеграции мигрантов в принимающие общества является весьма актуальной темой для современной науки. В этой связи большое внимание исследователей привлекло развитие миграционной и интеграционной политики ФРГ, прошедшей путь от отрицания того, что она является страной иммиграции, до обсуждения возможностей превращения в страну иммиграции по типу США и Канады. Вследствие этого изучение эволюции миграционной политики ФРГ представляется крайне важным.
Цель данной работы состоит в определении ключевых особенностей эволюции миграционной политики ФРГ с 1991 по 2019 годы. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Изучить изменения в миграционном и интеграционном законодательстве;
2. Определить факторы, влиявшие на эволюцию миграционной и интеграционной политики;
3. Изучить ключевые концепции миграционной и интеграционной политики, существовавшие в ФРГ в 1991-2019 годах.
Хронологические рамки данной ВКР были выбраны, исходя из того, что 1990-е годы стали переломными как для ФРГ: в октябре 1990 года произошло падение Берлинской стены, так и для всего мира: в декабре 1991 года распад СССР и социалистического лагеря. С начала 1991 года в ФРГ устремляются мигранты из стран Восточной Европы и затем уже бывшего Советского Союза, германское правительство оказывается вынужденным перейти к разработке и проведению новой иммиграционной политики.
Источниковой базой работы являются законодательные акты ФРГ, непосредственно связанные с миграционной и интеграционной политикой, например, Закон о проживании , опубликованные на официальном сайте Федерального министерства юстиции Германии и Конституцию ФРГ от 1949 года с дальнейшими поправками. Также мы использовали статистические ежегодники статистического ведомства Германии , из которых мы взяли информацию об изменении количества мигрантов, прибывших в ФРГ с 1991 по 2019 годы. Далее мы опирались на такую категорию источников как предвыборные партийные программы тех партий, которые в результате выборов получали места в Бундестаге, для выявления изменений в их идеологии и политическом курсе. Также мы обратились к государственным и частным русско-, англо- и немецкоязычным новостным агентствам. Например, РБК , являющийся крупнейшим из негосударственных медиахолдингов России; ТАСС – центральное государственное информационное агентство России; РИА Новости , которое является одним из крупнейших информационных агентств мира и считает своей целью «оперативность, объективность, независимость от политической конъюнктуры» . Из англоязычных новостных изданий мы воспользовались публикациями ежедневной американской газеты The Washington Post , а также нескольких немецких изданий, например, Deutsche Welle , которая является немецкой международной телерадиокомпанией, и к Der Spiegel , являющийся еженедельным журналом Германии, который позиционирует себя самым значимым информационно-политическим журналом Германии и Европы. Материалы СМИ помогли нам более полно представить картину событий, происходящих в Германии до и после принятия важных миграционных и интеграционных законов.
Данная источниковая база является достаточной, так как она представляет полный спектр мнений (государственные и частные СМИ, новостные издания англо-, немецко- и русскоговорящих стран) и позволяет исчерпывающе проследить динамику и изменение конъюнктуры.
Тема изменения миграционного законодательства ФРГ исследовалась неоднократно. В первую очередь стоит отметить работы авторов, занимающихся непосредственно вопросами интеграции. Независимый исследователь Стефан Тринес, исследующий вопрос интеграции беженцев в немецкое общество и экономику, в своей работе «Состояние интеграции беженцев в Германии на 2019 год» анализирует эффективность предпринимаемых правительством ФРГ мер по решению интеграционных проблем. Немецкий экономист Людгер Вёсманн поддерживает только те меры, которые напрямую связаны с интеграцией через получение образования, при этом приходит к выводу, что правительство ФРГ переоценивает достаточность уровня образования и навыков прибывающих беженцев, что не позволяет им проводить эффективную интеграционную политику.
Абсолютно противоположной точки зрения придерживается Давид Абрахам, который не поддерживает миграционную и интеграционную политику, проводимую правительством ФРГ. В своей работе «Кризис беженцев и Германия: от миграционного кризиса к режиму иммиграции и интеграции» он рассматривает миграционное и интеграционное законодательство ФРГ как совершенно неэффективное, автор считает, что правительству ФРГ в данном вопросе стоит перенять опыт США
Среди использованной нами литературы была и та, что посвящена изменению общественного восприятия иммигрантов после начала миграционного кризиса в ФРГ. Инкен Ромель, в сферу интересов которой входит прежде всего входит изучение культурализма и культурного расизма, в своей статье «Мы люди. Миграционный кризис» отмечает поляризацию отношения немцев к прибывавшим беженцам после начала миграционного кризиса, анализирует рост партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) накануне выборов в Бундестаг и их предвыборную программу. Приходит к выводу, что рост поддержки данной партии не был непосредственно связан с провалом политики «открытых дверей» А. Меркель. Кристиан С. Чимара, Александр В. Шмидт-Катран также занимаются вопросами изменения общественного мнения об иммигрантах в Германии, ими был взяты следующие периоды: с начала «миграционного кризиса» и после событий в Германии в ночь с 31 декабря 2015 года на 1 января 2016 года. В своей работе «Беженцев не приветствуют? Изменения в общественной приемлемости иммигрантов и беженцев в Германии в ходе «иммиграционного кризиса» в Европе» на основе опросов общественного мнения они исследовали данный вопрос, разделив его на «категории»: отношение к беженцам, спасающимся от войн и преследований; отношение к принятию мусульман; отношение к иммигрантам по признаку пола. Авторы приходят к выводу, что большинство граждан ФРГ не считают угрозой «исламизацию», о которой часто говорят правые партии.
Из отечественных исследований мы опирались на работы следующих авторов:
Скорняков И.А. и Голикова С.Н. в своих научных работах рассматривали проблему правового регулирования миграционной политики ФРГ; анализировали нормативно-правовые акты, регулирующие репатриационные, иммиграционные и интеграционные процессы в Германии.
Н.Н. Большова также изучала изменения в миграционной политике современной Германии, однако для ее работы больше характерно исследование интеллектуальной миграции в Германию и из нее. Она поднимала проблемы нехватки кадров в наукоемких отраслях экономики и «утечки мозгов», из-за которых Германии пришлось активизировать политику по привлечению высококвалифицированных специалистов.
О.Р. Гулина провела масштабную работу сравнения предвыборных программ основных политических партий и их мнения по актуальным вопросам в сфере иммиграционной политики, в том числе она исследовала дебаты конца XX – начала XXI веков по вопросу принятия Закона «Об иммиграции» от 2004 года.
С.В. Погорельская занимается вопросом проведения интеграционной политики и политики мультикультурализма в Германии. В своих работах она исследует, существовала ли в Германии политика мултикультурализма, а также какой характер имела миграционная политика.
Несмотря на большое количество направлений в исследовании миграционной политики, в настоящее время не существует работ, посвященных непосредственно анализу всей эволюции миграционного законодательства ФРГ с учетом новейших событий.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определяются хронологические и территориальные рамки, ставится цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрены причины изменения миграционного и интеграционного законодательства ФРГ с 1991 по 2019 гг.В параграфе 1.1. выявлены факторы, которые повлияли на эволюцию миграционного и интеграционного законодательства ФРГ в 1991-2019 гг. В параграфе 1.2. проанализированы проблемы, существовавшие в сфере интеграции и интеграционной политики ФРГ в 1991-2019 гг. Во второй главе рассмотрены изменения в миграционном и интеграционном законодательстве ФРГ с 1991 по 2019 гг. В параграфе 2.1 анализируются законодательные меры в миграционной политике, а в параграфе 2.2 законодательные меры в интеграционной политике ФРГ с 1991 по 2019 гг.
Изменения в миграционном законодательстве ФРГ в период 1991-2014 годов сформировали законодательную базу, на основе которой Германия должна была приспособиться к новым реалиям одновременно с ее превращением в «страну иммиграции», но она оказалась неустойчивой в условиях возникновения миграционного кризиса осенью 2015 года. В данной выпускной квалификационной работе будет рассмотрена эволюция миграционной политики ФРГ с 1991 по 2019 годы.
Актуальность исследования обуславливается тем, что изучение данной проблемы поможет более эффективно решать задачи миграции и интеграции актуальные во всем мире, в том числе и в РФ.
Ежегодно в мире происходит рост числа международных мигрантов, если в 1990 их численность составляла 153 миллиона человек (2,9% от населения Земли), в 2000 году около 175 миллионов человек (2,9%), то уже в 2019 году их количество увеличилось до 272 миллионов человек (3,5%) . Проблема контроля растущих миграционных потоков и управления ими, а также необходимость последующей интеграции мигрантов в принимающие общества является весьма актуальной темой для современной науки. В этой связи большое внимание исследователей привлекло развитие миграционной и интеграционной политики ФРГ, прошедшей путь от отрицания того, что она является страной иммиграции, до обсуждения возможностей превращения в страну иммиграции по типу США и Канады. Вследствие этого изучение эволюции миграционной политики ФРГ представляется крайне важным.
Цель данной работы состоит в определении ключевых особенностей эволюции миграционной политики ФРГ с 1991 по 2019 годы. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Изучить изменения в миграционном и интеграционном законодательстве;
2. Определить факторы, влиявшие на эволюцию миграционной и интеграционной политики;
3. Изучить ключевые концепции миграционной и интеграционной политики, существовавшие в ФРГ в 1991-2019 годах.
Хронологические рамки данной ВКР были выбраны, исходя из того, что 1990-е годы стали переломными как для ФРГ: в октябре 1990 года произошло падение Берлинской стены, так и для всего мира: в декабре 1991 года распад СССР и социалистического лагеря. С начала 1991 года в ФРГ устремляются мигранты из стран Восточной Европы и затем уже бывшего Советского Союза, германское правительство оказывается вынужденным перейти к разработке и проведению новой иммиграционной политики.
Источниковой базой работы являются законодательные акты ФРГ, непосредственно связанные с миграционной и интеграционной политикой, например, Закон о проживании , опубликованные на официальном сайте Федерального министерства юстиции Германии и Конституцию ФРГ от 1949 года с дальнейшими поправками. Также мы использовали статистические ежегодники статистического ведомства Германии , из которых мы взяли информацию об изменении количества мигрантов, прибывших в ФРГ с 1991 по 2019 годы. Далее мы опирались на такую категорию источников как предвыборные партийные программы тех партий, которые в результате выборов получали места в Бундестаге, для выявления изменений в их идеологии и политическом курсе. Также мы обратились к государственным и частным русско-, англо- и немецкоязычным новостным агентствам. Например, РБК , являющийся крупнейшим из негосударственных медиахолдингов России; ТАСС – центральное государственное информационное агентство России; РИА Новости , которое является одним из крупнейших информационных агентств мира и считает своей целью «оперативность, объективность, независимость от политической конъюнктуры» . Из англоязычных новостных изданий мы воспользовались публикациями ежедневной американской газеты The Washington Post , а также нескольких немецких изданий, например, Deutsche Welle , которая является немецкой международной телерадиокомпанией, и к Der Spiegel , являющийся еженедельным журналом Германии, который позиционирует себя самым значимым информационно-политическим журналом Германии и Европы. Материалы СМИ помогли нам более полно представить картину событий, происходящих в Германии до и после принятия важных миграционных и интеграционных законов.
Данная источниковая база является достаточной, так как она представляет полный спектр мнений (государственные и частные СМИ, новостные издания англо-, немецко- и русскоговорящих стран) и позволяет исчерпывающе проследить динамику и изменение конъюнктуры.
Тема изменения миграционного законодательства ФРГ исследовалась неоднократно. В первую очередь стоит отметить работы авторов, занимающихся непосредственно вопросами интеграции. Независимый исследователь Стефан Тринес, исследующий вопрос интеграции беженцев в немецкое общество и экономику, в своей работе «Состояние интеграции беженцев в Германии на 2019 год» анализирует эффективность предпринимаемых правительством ФРГ мер по решению интеграционных проблем. Немецкий экономист Людгер Вёсманн поддерживает только те меры, которые напрямую связаны с интеграцией через получение образования, при этом приходит к выводу, что правительство ФРГ переоценивает достаточность уровня образования и навыков прибывающих беженцев, что не позволяет им проводить эффективную интеграционную политику.
Абсолютно противоположной точки зрения придерживается Давид Абрахам, который не поддерживает миграционную и интеграционную политику, проводимую правительством ФРГ. В своей работе «Кризис беженцев и Германия: от миграционного кризиса к режиму иммиграции и интеграции» он рассматривает миграционное и интеграционное законодательство ФРГ как совершенно неэффективное, автор считает, что правительству ФРГ в данном вопросе стоит перенять опыт США
Среди использованной нами литературы была и та, что посвящена изменению общественного восприятия иммигрантов после начала миграционного кризиса в ФРГ. Инкен Ромель, в сферу интересов которой входит прежде всего входит изучение культурализма и культурного расизма, в своей статье «Мы люди. Миграционный кризис» отмечает поляризацию отношения немцев к прибывавшим беженцам после начала миграционного кризиса, анализирует рост партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) накануне выборов в Бундестаг и их предвыборную программу. Приходит к выводу, что рост поддержки данной партии не был непосредственно связан с провалом политики «открытых дверей» А. Меркель. Кристиан С. Чимара, Александр В. Шмидт-Катран также занимаются вопросами изменения общественного мнения об иммигрантах в Германии, ими был взяты следующие периоды: с начала «миграционного кризиса» и после событий в Германии в ночь с 31 декабря 2015 года на 1 января 2016 года. В своей работе «Беженцев не приветствуют? Изменения в общественной приемлемости иммигрантов и беженцев в Германии в ходе «иммиграционного кризиса» в Европе» на основе опросов общественного мнения они исследовали данный вопрос, разделив его на «категории»: отношение к беженцам, спасающимся от войн и преследований; отношение к принятию мусульман; отношение к иммигрантам по признаку пола. Авторы приходят к выводу, что большинство граждан ФРГ не считают угрозой «исламизацию», о которой часто говорят правые партии.
Из отечественных исследований мы опирались на работы следующих авторов:
Скорняков И.А. и Голикова С.Н. в своих научных работах рассматривали проблему правового регулирования миграционной политики ФРГ; анализировали нормативно-правовые акты, регулирующие репатриационные, иммиграционные и интеграционные процессы в Германии.
Н.Н. Большова также изучала изменения в миграционной политике современной Германии, однако для ее работы больше характерно исследование интеллектуальной миграции в Германию и из нее. Она поднимала проблемы нехватки кадров в наукоемких отраслях экономики и «утечки мозгов», из-за которых Германии пришлось активизировать политику по привлечению высококвалифицированных специалистов.
О.Р. Гулина провела масштабную работу сравнения предвыборных программ основных политических партий и их мнения по актуальным вопросам в сфере иммиграционной политики, в том числе она исследовала дебаты конца XX – начала XXI веков по вопросу принятия Закона «Об иммиграции» от 2004 года.
С.В. Погорельская занимается вопросом проведения интеграционной политики и политики мультикультурализма в Германии. В своих работах она исследует, существовала ли в Германии политика мултикультурализма, а также какой характер имела миграционная политика.
Несмотря на большое количество направлений в исследовании миграционной политики, в настоящее время не существует работ, посвященных непосредственно анализу всей эволюции миграционного законодательства ФРГ с учетом новейших событий.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определяются хронологические и территориальные рамки, ставится цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрены причины изменения миграционного и интеграционного законодательства ФРГ с 1991 по 2019 гг.В параграфе 1.1. выявлены факторы, которые повлияли на эволюцию миграционного и интеграционного законодательства ФРГ в 1991-2019 гг. В параграфе 1.2. проанализированы проблемы, существовавшие в сфере интеграции и интеграционной политики ФРГ в 1991-2019 гг. Во второй главе рассмотрены изменения в миграционном и интеграционном законодательстве ФРГ с 1991 по 2019 гг. В параграфе 2.1 анализируются законодательные меры в миграционной политике, а в параграфе 2.2 законодательные меры в интеграционной политике ФРГ с 1991 по 2019 гг.
Проанализировав эволюцию миграционной и интеграционной политики ФРГ за период 1991-2019 гг., мы можем выделить следующие её особенности:
Первой ключевой особенностью миграционной политики ФРГ являлось то, что она не была представлена какой-то конкретной моделью. Только с 2004 года после принятия закона «Об иммиграции» начались попытки ее структурирования на краткосрочную перспективу, мигрантов стали интегрировать в «руководящую культуру», вводили преференции для студентов и бизнесменов, начали регулировать трудовую миграцию. Ранее же в Германии даже не было таких понятий как иммигрант и иммиграционная политика, принимали только репатриантов, остальные (рабочие, беженцы) принимались «временно».
Второй особенностью миграционной политики ФРГ являлось то, что она не действовала на опережение, а всегда решала проблемы по мере их поступления. Правительству Германии была свойственна некоторая хаотичность в проведении миграционной политики, не имелось четкого плана действий. Данная особенность характерна для всего рассматриваемого нами периода. Однако стоит отметить, что новый миграционный закон от 1 марта 2020 года, является попыткой правительства действовать на перспективу, в то же самое время оно признает, что закон еще будет дорабатываться, так как содержит в себе «пробелы».
Третьей особенностью являлась нацеленность на привлечение высококвалифицированных специалистов (имеющих высшее образование) для обеспечения экономического роста страны в период до миграционного кризиса, что связано с обострением демографических проблем в начале 2000-х. А также нацеленность на привлечение и квалифицированных специалистов (имеющих среднее профессиональное образование) для обеспечения экономического роста страны в настоящее время, что связано с продолжающимися демографическими проблемами Германии. Малые и средние бизнесы испытывают в них нехватку, большое количество вакансий по всей стране остаются вакантными.
К четвертой особенности можно отнести тот факт, что миграционная политика ФРГ в области интеграции перешла от программы работы с иммигрантами к государственной интеграционной политике, то есть стала регулироваться «сверху». Это произошло под воздействием возникновения многочисленных «гетто», являющихся причиной замедления натурализации и препятствием к успешной интеграции.
Пятой особенностью было введение ограничительных мер в миграционной политике после начала стремительного падения рейтингов партий «большой коалиции» (ХДС, ХСС, СДПГ) и популяризации правых (в особенности АдГ) и левых партий с осени 2015 года. Эти ограничительные меры состояли прежде всего в ужесточении законодательства по приему мигрантов и облегчении его по высылке тех, кому отказано в предоставлении убежища.
Шестой особенностью стал рост требований в сфере интеграции, что изначально отразилось в разработке интеграционного курса для мигрантов, который предполагает изучение немецкого языка до уровня B1, что является очень высоким по сравнению с другими странами ЕС (во Франции, Швеции и Австрии интеграционные курсы предполагают изучение языка до уровня А1-А2 ). А затем произошел перенос принципа «требовать и поощрять» из сферы экономики в сферу интеграции. Германия отказалась нести самостоятельно полную ответственность за интеграцию мигрантов, переложив часть ее на плечи самих интегрирующихся, тем самым пытаясь добиться новых успехов в данной сфере.
Итак, можно сделать вывод о том, что в целом миграционная политика Германии в период 1991-2014 гг. справлялась с потоками прибывающих иммигрантов, когда большую их часть составляли рабочие, высококвалифицированные работники и этнические немцы, однако присутствовали проблемы в сфере их интеграции.
Но Германия оказалась неготовой к новому вызову – миграционному кризису, в связи с тем, что ей до этого долгое время не приходилось регулировать многотысячные потоки беженцев, а, следовательно, продумывать политику по данному вопросу, а также нахождением вдали от южных границ ЕС (один из самых масштабных путей миграции беженцев во время миграционного кризиса), что являлось гарантией прибытия ограниченного числа возможных беженцев в будущем.
Быстро среагировать на прибытие сотен тысяч беженцев не получилось. Возникли противоречия в обществе, рейтинги правящих партий стремительно падали. Ситуация стабилизировалась в начале 2018 года после формирования правящей коалиции после выборов в Бундестаг в 2017 году. Миграционная и интеграционная политика стали продвигаться более успешно и последовательно, что связано с сокращением количества пребывающих беженцев (отпала необходимость принимать законы и постановления в экстренном порядке) и согласованием проводимой политики в будущем в коалиционном договоре. Несмотря на то, что проблемы в данной сфере еще остаются, количество трудоустроенных среди беженцев, прибывших в период миграционного кризиса, медленно, но увеличивается. Германии удалось справиться(«Wirschaffendas» ), о чем и заявляла неоднократно А. Меркель с августа 2015 года.
Первой ключевой особенностью миграционной политики ФРГ являлось то, что она не была представлена какой-то конкретной моделью. Только с 2004 года после принятия закона «Об иммиграции» начались попытки ее структурирования на краткосрочную перспективу, мигрантов стали интегрировать в «руководящую культуру», вводили преференции для студентов и бизнесменов, начали регулировать трудовую миграцию. Ранее же в Германии даже не было таких понятий как иммигрант и иммиграционная политика, принимали только репатриантов, остальные (рабочие, беженцы) принимались «временно».
Второй особенностью миграционной политики ФРГ являлось то, что она не действовала на опережение, а всегда решала проблемы по мере их поступления. Правительству Германии была свойственна некоторая хаотичность в проведении миграционной политики, не имелось четкого плана действий. Данная особенность характерна для всего рассматриваемого нами периода. Однако стоит отметить, что новый миграционный закон от 1 марта 2020 года, является попыткой правительства действовать на перспективу, в то же самое время оно признает, что закон еще будет дорабатываться, так как содержит в себе «пробелы».
Третьей особенностью являлась нацеленность на привлечение высококвалифицированных специалистов (имеющих высшее образование) для обеспечения экономического роста страны в период до миграционного кризиса, что связано с обострением демографических проблем в начале 2000-х. А также нацеленность на привлечение и квалифицированных специалистов (имеющих среднее профессиональное образование) для обеспечения экономического роста страны в настоящее время, что связано с продолжающимися демографическими проблемами Германии. Малые и средние бизнесы испытывают в них нехватку, большое количество вакансий по всей стране остаются вакантными.
К четвертой особенности можно отнести тот факт, что миграционная политика ФРГ в области интеграции перешла от программы работы с иммигрантами к государственной интеграционной политике, то есть стала регулироваться «сверху». Это произошло под воздействием возникновения многочисленных «гетто», являющихся причиной замедления натурализации и препятствием к успешной интеграции.
Пятой особенностью было введение ограничительных мер в миграционной политике после начала стремительного падения рейтингов партий «большой коалиции» (ХДС, ХСС, СДПГ) и популяризации правых (в особенности АдГ) и левых партий с осени 2015 года. Эти ограничительные меры состояли прежде всего в ужесточении законодательства по приему мигрантов и облегчении его по высылке тех, кому отказано в предоставлении убежища.
Шестой особенностью стал рост требований в сфере интеграции, что изначально отразилось в разработке интеграционного курса для мигрантов, который предполагает изучение немецкого языка до уровня B1, что является очень высоким по сравнению с другими странами ЕС (во Франции, Швеции и Австрии интеграционные курсы предполагают изучение языка до уровня А1-А2 ). А затем произошел перенос принципа «требовать и поощрять» из сферы экономики в сферу интеграции. Германия отказалась нести самостоятельно полную ответственность за интеграцию мигрантов, переложив часть ее на плечи самих интегрирующихся, тем самым пытаясь добиться новых успехов в данной сфере.
Итак, можно сделать вывод о том, что в целом миграционная политика Германии в период 1991-2014 гг. справлялась с потоками прибывающих иммигрантов, когда большую их часть составляли рабочие, высококвалифицированные работники и этнические немцы, однако присутствовали проблемы в сфере их интеграции.
Но Германия оказалась неготовой к новому вызову – миграционному кризису, в связи с тем, что ей до этого долгое время не приходилось регулировать многотысячные потоки беженцев, а, следовательно, продумывать политику по данному вопросу, а также нахождением вдали от южных границ ЕС (один из самых масштабных путей миграции беженцев во время миграционного кризиса), что являлось гарантией прибытия ограниченного числа возможных беженцев в будущем.
Быстро среагировать на прибытие сотен тысяч беженцев не получилось. Возникли противоречия в обществе, рейтинги правящих партий стремительно падали. Ситуация стабилизировалась в начале 2018 года после формирования правящей коалиции после выборов в Бундестаг в 2017 году. Миграционная и интеграционная политика стали продвигаться более успешно и последовательно, что связано с сокращением количества пребывающих беженцев (отпала необходимость принимать законы и постановления в экстренном порядке) и согласованием проводимой политики в будущем в коалиционном договоре. Несмотря на то, что проблемы в данной сфере еще остаются, количество трудоустроенных среди беженцев, прибывших в период миграционного кризиса, медленно, но увеличивается. Германии удалось справиться(«Wirschaffendas» ), о чем и заявляла неоднократно А. Меркель с августа 2015 года.
Подобные работы
- Развитие миграционной политики Германии во второй половине XX - начале XXI века
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Отношения Германии и США в рамках политики ЕС во втором десятилетии XXI века
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Положение этнолингвистических меньшинств в странах Европейского союза: сравнительный анализ (на примере Испании, Германии и Франции)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021



