ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ПРЕССА 6
1.1. Тенденции развития современной деловой прессы 6
1.2. Понятие и типология деловой прессы 20
1.3. Экономический контент в структуре деловой прессы 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЖУРНАЛОВ «КОММЕРСАНТЪ ДЕНЬГИ» И «ЭКСПЕРТ СЕВЕРО-ЗАПАД» 36
2.1. Экономический контент в деловой прессе на примере журнала «Коммерсантъ ДЕНЬГИ» 36
2.2. Экономический контент в региональной деловой прессе на примере журнала «Эксперт Северо-Запад» 45
2.3. Сравнительный анализ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение 64
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что к деловой журналистике растет интерес у всех групп россиян. Начиная крупных бизнесменов, и заканчивая простыми гражданами проявляющими интерес к экономическим новостям деловая журналистика удовлетворяет потребности огромной и неоднородной аудитории.
В наиболее выигрышном положении в такой ситуации оказываются универсальные деловые издания, поскольку рынок специализированных СМИ не предоставляет столь обширной информации, необходимой деловым людям для принятия экономических решений и простым обывателям, для того что бы оставаться в курсе происходящих событий.
Помимо информирования деловая пресса выполняет важнейшую еще одну важнейшую функцию, а именно обеспечивает коммуникации между субъектами экономики, бизнеса и членами общества. Влияние деловой прессы на экономику велико, поэтому важно исследовать информацию, которую деловая пресса предоставляет своим читателям.
Объект исследования: экономический контент деловой прессы.
Предмет: тематическое разнообразие экономического контента деловой прессы.
Цель работы: сравнение информационной политики деловых изданий.
Задачи:
• изучить особенности современной деловой прессы;
• определить понятие экономическая журналистика;
• выявить различия между бизнесом, финансами и экономикой;
• выявить критерии различия деловых СМИ;
• провести контент-анализ журналов «Эксперт Северо-Запад» и «Коммерсантъ ДЕНЬГИ».
Степень изученности темы. При подготовке выпускной квалификационной работы была использована научная литература по типологии, функционированию и развитию деловых СМИ. Так вопросом типологии занимался Д. А. Мурзин, в частности, он рассматривает особенности корпоративной прессы. Также типологию СМИ изучали В. Н. Тищенко, в статье «деловая журналистика: типология и видовые признаки» она анализирует основные признаки, по которым выделяет деловое издание из массива качественной прессы, и А. А. Грабельников, который в статье «Виды деловой прессы» определяет, что можно включить в понятие деловая пресса, и чем она отличается от деловой журналистики.
Особенностями функционирования деловых СМИ занимались Г. С. Мельник и С. М. Виноградова. В своем учебном пособии «Деловая журналистика» они обобщили имеющуюся на 2009 год информацию о деловых СМИ, начиная с рассмотрения деловой прессы как институционального образования и заканчивая языковыми особенностями деловых газет.
Особенностями деловых СМИ и бизнес-коммуникаций занималась Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский изучал бизнес-процессы в новостных СМИ и рассматривал особенности и различия российских и зарубежных деловых СМИ.
В. М. Амиров и А. А. Белоусов рассматривали проблематику развития деловой журналистики в России. Особенности современного состояния деловой прессы изучает Ларина А.В. Также особенности современных деловых СМИ вошли в сферу научных интересов С. И. Симаковой и М. В. Синдинской. Проблему монетизации контента онлайн СМИ исследовали Е. В. Струкова и А. А. Амзин.
Важно также рассматривать деловую прессу с лексической точки зрения. Вопросами лексики в деловой журналистике в статье «Тенденции развития языка современной деловой прессы» занималась А. М. Толстунова и М. А. Городничева в статье «Приёмы языковой игры в заголовках деловой прессы рассматривает».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе уделено внимание теоретическому аспекту изучения деловых СМИ. Изучена история становления современных деловых изданий, выявлены типологические признаки. Во второй главе проанализирован контент двух деловых еженедельников: «Коммерсантъ ДЕНЬГИ» и «Эксперт Северо-Запад».
Методы, использованные при написании выпускной квалификационной работы: контент-анализ, сравнительный анализ.
Эмпирическая база. Для изучения экономического контента в деловой прессе в данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены универсальные еженедельные деловые издания: «Эксперт Северо-Запад» и «Коммерсантъ ДЕНЬГИ». В выборку вошли первые номера месяца журнала «Коммерсантъ ДЕНЬГИ» за 2017 и 2016 годы и журнала «Эксперт Северо-Запад» за 2018, 2017 и 2016 годы.
Оба издания «Эксперт Северо-Запад» и «Комммерсантъ ДЕНЬГИ» – являются универсальными изданиями, которые освещают большое число разнообразных тем.
Анализ контента, показал что в журнале «Эксперт Северо-Запад» преобладают тексты про бизнес как российский, так и международный и в то время как внимание финансовой сфере практически не уделено. В еженедельнике «Коммерсантъ ДЕНЬГИ» категория «бизнес» – самая малочисленная, а доля экономики и финансов приблизительно равна.
Также анализ показал, что Коммерсант – больше микроэкономика; Эксперт Северо-Запад в большей степени освящает проблемы отраслевого, макроэкономического уровня, в то время как внимание редакции коммерсанта сосредоточено главным образом на проблемах уровня предприятий и организаций.
«Коммесантъ Деньги» – часть еженедельного коммерсанта со своей группой в Вконтакте, эксперт северо-запад – самостоятельный журнал
При написании текстов Эксперт пользуется услугами «сторонних экспертов», в то время как Коммерсант пишет тексты самостоятельно.
В региональном журнале также находится место мировым новостям, преобладающее количество текстов посвящено Санкт-Петербургу, однако в «Эксперте Северо-Запад» внимание уделено и общероссийским проблемам и зарубежным.
Периодичность выпусков у эксперта не совсем еженедельная (несколько месяцев подряд был всего один номер в месяц, а в 2018 году так вообще один номер за два месяца)
Коммерсант деньги предлагает pdf версии своих изданий за плату в размере 59 рублей, в то время как жксперт предоставляет свои тексты в формате pdf бесплатно.
Эксперт Северо-Запад проводит такие мероприятия как рейтинг 250 лучших компаний СЗФО, Эксперт года и активно участвует в жизни и деятельности компаний Северо-Западного федерального округа.
1. Амзин А. Paywall: краткое руководство к действию // МЫ и Жо [Электронный ресурс] URL: https://themedia.center/2014/08/20/paywall/ Дата доступа 18.02.2018
2. Амиров В.М., Белоусов А.А. Деловая журналистика: Социальный компонент в бизнес-коммуникации 2013 с.8
3. Бакланов А. Сотрудники «Коммерсанта» сообщили о закрытии журналов «Деньги» и «Власть»// СНОБ [Электронный ресурс] URL: https://snob.ru/selected/entry/119124 Дата доступа 23.04.2018
4. Бейненсон В.А. Продвижение СМИ в социальных сетях: возможности и проблемы // Вестник ННГУ. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prodvizhenie-smi-v-sotsialnyh-setyah-vozmozhnosti-i-problemy (дата обращения: 08.05.2018).
5. Голова К. В. К проблеме информированности современного делового журналиста // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-informirovannosti-sovremennogo-delovogo-zhurnalista (дата обращения: 06.03.2018).
6. Готовы ли российские читатели платить за контент VC.RU [Электронный ресурс] URL: https://vc.ru/3897-rbc-paywall Дата доступа 18.02.2018
7. Грабельников А.А. Виды деловой прессы URL: http://www.dzyalosh.ru/01-comm/books/delov-pressa/1-grabelnikov.html [Электронный ресурс] дата доступа: 18.12.2017
8. Гуревич В. С. Делать сугубо деловое издание сегодня очень рискованно… // Деловая пресса России: настоящее и будущее [Электронный ресурс] URL http://www.dzyalosh.ru/01-comm/books/delov-pressa/1-gurevish.html дата доступа 12.04.2018
9. Деловые журналы и газеты: Россия // Каталог российской
10. Деловой прессы: MavicaNET — Многоязычный поисковый каталог: Информационный справочник для подписчиков на газеты, журналы, книги, иные средства массовой информации // www.presslist.info
11. Демина И. Н. Сущность экономической журналистики // Известия БГУ. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ekonomicheskoy-zhurnalistiki (дата обращения: 08.05.2018).
12. Дорогая редакция //«Коммерсантъ ДЕНБГИ»[Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/23718 Дата доступа 26.02.2018
13. «Заранее понятно, что на тебя все равно обидятся» Бывший главный редактор «Ведомостей» Татьяна Лысова — о видах давления на СМИ// meduza [Электронный ресурс] URL: https://meduza.io/feature/2017/11/20/zaranee-ponyatno-chto-na-tebya-vse-ravno-obidyatsya Дата доступа 18.02.2018
14. Иванов А.Д. Чат-бот в Telegram и ВКонтакте как новый канал распространения новостей // Вестник ВУиТ. 2016. №3. С.131
15. История компании// РБК [Электронный ресурс] URL: http://www.rbcholding.ru/history95.shtml Дата доступа: 04.03.2018
...