Концепция «умный город»: выбор направлений развития в городе Петергоф
|
Введение 4
Глава 1. Концепция «умный город» 6
1.1 Содержание концепции «умный город» 6
1.2 Элементы «умного города» 10
Выводы 19
Глава 2. Внедрение концепции «умный город» в МО г. Петергоф 20
2.1 Анализ городского развития города Петергоф 20
2.1.1 Общая характеристика 20
2.1.2 Городская инфраструктура 23
2.1.3. «Умные граждане» 25
2.1.4 Информационно – коммуникационные технологии 33
2.2 Международный опыт применения концепции «умный город» 34
2.3 Рекомендации по внедрению элементов концепции «умный город» в городе Петергоф 40
Выводы 44
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 52
Приложение 1. Полномочия органов местного самоуправления города Петергоф 52
Глава 1. Концепция «умный город» 6
1.1 Содержание концепции «умный город» 6
1.2 Элементы «умного города» 10
Выводы 19
Глава 2. Внедрение концепции «умный город» в МО г. Петергоф 20
2.1 Анализ городского развития города Петергоф 20
2.1.1 Общая характеристика 20
2.1.2 Городская инфраструктура 23
2.1.3. «Умные граждане» 25
2.1.4 Информационно – коммуникационные технологии 33
2.2 Международный опыт применения концепции «умный город» 34
2.3 Рекомендации по внедрению элементов концепции «умный город» в городе Петергоф 40
Выводы 44
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 52
Приложение 1. Полномочия органов местного самоуправления города Петергоф 52
Современные тенденции – концентрация все большего числа жителей в городах, внедрение информационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь человека, децентрализация управления, согласно которой местные органы власти получают больше полномочий и ресурсов для решения социальных, экологических и экономических задач, усиление конкуренции между городами – требуют совершенно нового и инновационного инструмента городского стратегирования и управления, способного их учитывать, а также более качественно и оперативно принимать управленческие решения по отношению к ним. Данный инструмент был впервые использован в 1992 г. и получил название концепция «умного города». На сегодняшний день многие зарубежные страны уже применяют данную концепцию, однако в России существуют лишь небольшое количество городов, предпринявших попытки ее внедрения. В качестве такого первопроходца выступил г. Санкт-Петербург, уже реализовавший некоторые инициативы. Следовательно, муниципальным образованиям города, учитывая деятельность г. Санкт-Петербурга, важно последовать его примеру для решения проблем и повышения качества жизни населения. Однако отсутствие у муниципальных органов власти четкого понимания концепции и ее преимуществ, а также соответствующих полномочий по ее внедрению становятся для них существенными барьерами, снижающими стимулы.
Целью написания выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по внедрению элементов концепции «умный город» в городе Петергоф.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
1. исследование концепции «умный город» и ее элементов;
2. анализ городского развития города Петергоф и выявление проблем;
3. анализ международного опыта применения концепции «умный город» для решения выделенных проблем;
4. разработка рекомендаций по внедрению проектов «умный город» в городе Петергоф.
Формат работы – консультационный проект.
Объект исследования - муниципальное образование город Петергоф.
Предмет исследования – внедрение концепции «умный город» в МО г. Петергоф.
В работе используется следующие методы исследования: сбор и обработка данных, классификация, анализ и синтез, сравнение, интерпретация полученных результатов; анализ статистических данных, сравнительный анализ.
В качестве источников информации используются базы данных (Лань, Google Scholar), базы данных статистических показателей и статистические сборники, официальные сайты органов власти г. Санкт-Петербурга, сайты реализованных проектов с применением концепции «умный город», аналитические и научные публикации российских и зарубежных авторов.
Целью написания выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по внедрению элементов концепции «умный город» в городе Петергоф.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
1. исследование концепции «умный город» и ее элементов;
2. анализ городского развития города Петергоф и выявление проблем;
3. анализ международного опыта применения концепции «умный город» для решения выделенных проблем;
4. разработка рекомендаций по внедрению проектов «умный город» в городе Петергоф.
Формат работы – консультационный проект.
Объект исследования - муниципальное образование город Петергоф.
Предмет исследования – внедрение концепции «умный город» в МО г. Петергоф.
В работе используется следующие методы исследования: сбор и обработка данных, классификация, анализ и синтез, сравнение, интерпретация полученных результатов; анализ статистических данных, сравнительный анализ.
В качестве источников информации используются базы данных (Лань, Google Scholar), базы данных статистических показателей и статистические сборники, официальные сайты органов власти г. Санкт-Петербурга, сайты реализованных проектов с применением концепции «умный город», аналитические и научные публикации российских и зарубежных авторов.
Концепция «умный город» - единственный инструмент, позволяющий решить проблемы, с которыми сталкиваются современные города. Для внедрения концепции и (или) ее элементов городским властям необходимо понимать, что «умный город» - это не универсальное понятие и применяется оно исключительно для конкретного города с конкретными проблемами и конкретными потребностями. При этом выделяются три базовых элемента – это ИКТ, «умные граждане» и инфраструктура, где основой функционирования «умного города» являются развитые и управляемые властью ИКТ, принятые и востребованные населением – «умными гражданами» и позволяющие собирать и анализировать данные о состоянии инфраструктуры в режиме реального времени для принятия оперативных управленческих решений. Следовательно, существующим городам необходимо в первую очередь трансформировать данные элементы городской среды. Кроме того, городским властям при планировании проектов в рамках концепции также необходимо учитывать, что в «умном городе» большое значение придается уровню безопасности, пространственному развитию города и городскому управлению как элементам, поддерживающим функционирование базовых элементов «умного города».
В работе анализировалась возможность внедрения концепции «умный город» в городе Петергоф - муниципальном образовании г. Санкт-Петербурга. Проведенный анализ показал, что МО г. Петергоф обладает высоким потенциалом для внедрения рассматриваемой концепции по двум причинам:
• наблюдается стремительный рост населения;
• город признан наукоградом, а значит, в городе существует высокий научный и инновационный потенциал, который будет способствовать распространению высоких технологий.
На основании трех выделенных базовых элементов «умного города» была проведена оценка городского развития, в том числе с использованием опроса населения МО г. Петергоф, которая позволила сделать следующие выводы:
• большая часть населения МО г. Петергоф (75%) – «умные граждане»;
• в городе развиты многие компоненты ИКТ: широкополосные сети, электронные услуги и открытое правительство, но отсутствуют «умные» городские пространства;
• инфраструктурными проблемами являются: устаревший жилой фонд, нехватка парковочных мест, нехватка бесплатных мест отдыха, неадаптированность условий городской среды для населения в возрасте от 13 до 45 лет, отсутствие станции метро и мусор на улицах города.
Таким образом, проведенная оценка позволила определить, в рамках каких направлений необходимо разрабатывать предложения с применением концепции «умный город».
Используя лучшие практики, предложены следующие решения:
1. Установка «умных» счетчиков (решение проблемы устаревшего жилого фонда).
2. Установка системы «умной» парковки (решение проблемы большого количества машин во дворах) и установка камер видеонаблюдения и интеллектуальных датчиков (решение проблемы парковки туристических автобусов в неположенном месте).
3. Установка "интеллектуальных скамеек и интеллектуальных деревьев в существующих зонах отдыха (решение проблемы нехватки бесплатных мест отдыха, отсутствия «умных» городских пространств, неадаптированности условий городской среды для населения в возрасте от 13 до 45 лет)
4. Создание мобильного приложения, позволяющего пользователю получать информацию о времени поездки и о более удобном маршруте; установка информационных табло на остановках, извещающих о времени прибытия автобусов (решение проблемы отсутствия станции метро).
5. Установка «умных» мусорных баков на основе данных о передвижении населения и туристов в городе (решение проблемы мусор на улицах города)
Данные элементы «умного города» местные органы самоуправления могут реализовать совместно с уполномоченной на это межведомственной Комиссией по разработке и реализации проекта «Умный город Санкт-Петербург» при Правительстве города, которая также поможет привлечь финансирование.
Таким образом, результатом проделанной работы является перечень конкретных предложений по внедрению элементов концепции «умный город» для органов местного самоуправления МО г. Петергоф по устранению проблем, выделенных на основании анализа городского развития.
В работе анализировалась возможность внедрения концепции «умный город» в городе Петергоф - муниципальном образовании г. Санкт-Петербурга. Проведенный анализ показал, что МО г. Петергоф обладает высоким потенциалом для внедрения рассматриваемой концепции по двум причинам:
• наблюдается стремительный рост населения;
• город признан наукоградом, а значит, в городе существует высокий научный и инновационный потенциал, который будет способствовать распространению высоких технологий.
На основании трех выделенных базовых элементов «умного города» была проведена оценка городского развития, в том числе с использованием опроса населения МО г. Петергоф, которая позволила сделать следующие выводы:
• большая часть населения МО г. Петергоф (75%) – «умные граждане»;
• в городе развиты многие компоненты ИКТ: широкополосные сети, электронные услуги и открытое правительство, но отсутствуют «умные» городские пространства;
• инфраструктурными проблемами являются: устаревший жилой фонд, нехватка парковочных мест, нехватка бесплатных мест отдыха, неадаптированность условий городской среды для населения в возрасте от 13 до 45 лет, отсутствие станции метро и мусор на улицах города.
Таким образом, проведенная оценка позволила определить, в рамках каких направлений необходимо разрабатывать предложения с применением концепции «умный город».
Используя лучшие практики, предложены следующие решения:
1. Установка «умных» счетчиков (решение проблемы устаревшего жилого фонда).
2. Установка системы «умной» парковки (решение проблемы большого количества машин во дворах) и установка камер видеонаблюдения и интеллектуальных датчиков (решение проблемы парковки туристических автобусов в неположенном месте).
3. Установка "интеллектуальных скамеек и интеллектуальных деревьев в существующих зонах отдыха (решение проблемы нехватки бесплатных мест отдыха, отсутствия «умных» городских пространств, неадаптированности условий городской среды для населения в возрасте от 13 до 45 лет)
4. Создание мобильного приложения, позволяющего пользователю получать информацию о времени поездки и о более удобном маршруте; установка информационных табло на остановках, извещающих о времени прибытия автобусов (решение проблемы отсутствия станции метро).
5. Установка «умных» мусорных баков на основе данных о передвижении населения и туристов в городе (решение проблемы мусор на улицах города)
Данные элементы «умного города» местные органы самоуправления могут реализовать совместно с уполномоченной на это межведомственной Комиссией по разработке и реализации проекта «Умный город Санкт-Петербург» при Правительстве города, которая также поможет привлечь финансирование.
Таким образом, результатом проделанной работы является перечень конкретных предложений по внедрению элементов концепции «умный город» для органов местного самоуправления МО г. Петергоф по устранению проблем, выделенных на основании анализа городского развития.





