Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие функциональной грамотности обучающихся 5 классов на уроке информатики

Работа №134930

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы37
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ 6
1.1. Понятие функциональной грамотности учащихся в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся в процессе обучения информатике 12
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ 17
2.1. Комплекс материалов по информатике для обучающихся 5 классов направленных на развитие функциональной грамотности 17
2.2. Технологические карты учебных занятий по информатике для обучающихся 5 классов направленные на развитие функциональной грамотности………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что модернизация образования обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании. Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь».
Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности. Необходимо отметить, что в новом Законе «Об образовании» сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности по различным направлениям .
Важность развития функциональной грамотности подчеркивается и в программе оценки качества образования на основе практик международных исследований Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В число регионов, участвующих в данной программе, входят и образовательные учреждения Новосибирской области. Основные итоги оценки качества образования и сформированности функциональной грамотности будут подведены в 2024 году, но уже на промежуточных этапах можно говорить о том, что 90-95 % участников программы не достигают высоких уровней функциональной грамотности: способности эффективно принимать решения, аргументировать свою точку зрения и функционировать в стандартных и нестандартных ситуациях. В качестве решения данной проблемы, образовательным учреждениям было рекомендовано обратить внимание на предметные области, в большей степени, влияющие на формирование функциональной грамотности .
Очевидно, что обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках. Предмет «Информатика», с одной стороны, находится в более выгодном положении, так как использование на уроках компьютера само по себе уже привлекательно для ребят. Но, с другой стороны, многие ученики связывают компьютер исключительно с играми, а детей нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для рабочих. Кроме того, даже на уроках информатики ученикам приходится воспринимать «сухую», ненужную, на их взгляд, теорию.
Исследованием проблемы формирования функциональной грамотности в педагогической теории и образовательной практике занимались многие психологи и педагоги: А. Е. Ольшанникова, В. И. Селиванов, С.Л. Рубинштейн, В. В. Ветрова, Л. И. Божович, А. И. Захаров, В. А. Сластенин, В. П. Каширина, И. В. Дубровина, Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер, М. И. Лисина, Р. С. Немов, С. Г. Якобсон, Г. С. Никифоров и др.
На основе актуальности, мы выделили проблему исследования: каким образом, развитие функциональной грамотности обучающихся 5 классов на уроке информатики.
Объект исследования – процесс развитие функциональной грамотности у обучающихся 5 классов.
Предмет исследования – организационно-дидактические материалы по информатике, направленные на развитие функциональной грамотности обучающихся 5 классов.
Цель нашего исследования – проанализировать особенности развития функциональной грамотности обучающихся 5 классов на уроке информатики.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие функциональной грамотности учащихся в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности формирования функциональной грамотности учащихся в процессе обучения информатике.
3. Составить комплекс материалов по информатике для обучающихся 5 классов направленных на развитие функциональной грамотности.
4. Разработать технологические карты учебных занятий по информатике для обучающихся 5 классов направленные на развитие функциональной грамотности.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестирование, анализ программно-нормативных документов, анализ продуктов деятельности учащихся, изучение и обобщение педагогического опыта.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования было анализ особенностей развития функциональной грамотности обучающихся 5 классов на уроке информатики.
По итогам решения поставленных задач мы сделали следующие выводы.
Во-первых, мы рассмотрели понятие функциональной грамотности учащихся в психолого-педагогической литературе, что позволило позволяет сделать вывод о том , что функциональная грамотность — это неотъемлемая часть процесса обучения тесно взаимосвязанная с социально–культурными реалиями. Высокий уровень функциональной грамотности предполагает высокую степень владения коммуникативными и рефлексивными навыками, сформированностью отдельных навыков, таких как текстовый поиск, умение делать вывод по прочитанному тексту и дальнейшее применение полученной информации из текста. В социальном аспекте функциональная грамотность является показателем уровня образованности и умения применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
Во-вторых, раскрыли особенности формирования функциональной грамотности учащихся в процессе обучения информатике. Формирование функциональной грамотности предполагает формирование способности решать проблемы, с которыми человек сталкивается в современном мире, в реальной повседневной жизни, ка правило, в условиях неопределенности, недостаточности или избыточности данных. Главным условием формирования функциональной грамотности является широкое введение в практику преподавания информатики системы специально разработанных, так называемых, компетентностно-ориентированных заданий, в том числе и для формирующего контроля. Особенностями заданий для формирования и оценки функциональной грамотности является наличие стимула, (краткого описания проблемной ситуации), сюжета задания (задачной формулировки, наличия конкретного проблемного вопроса), разных видов источника информации (текст, рисунок, график, таблица и т.д.), бланка для выполнения задания и инструментов проверки и критерия оценивания.
В-третьих, мы выделили следующие компоненты функциональной грамотности: читательская грамотность, естественно-научная грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции, компьютерная грамотность. На данной основе нами был составлен материалов по информатике для обучающихся 5 классов направленных на развитие функциональной грамотности. Использование на уроках информатики заданий для формирования и оценки функциональной грамотности позволяет подготавливать функционально грамотных школьников с высоким уровнем амбиций и высокой образовательной активностью.
В-четвертых, на основе проанализированной литературы и методических работ, нами были составлены технологические карты учебных занятий по информатике для обучающихся 5 классов направленные на развитие функциональной грамотности. Первое занятие на тему «Компьютерная графика», В ходе которого у учащихся развивается функциональная грамотность, в частности большинство заданий направлены на такие компоненты грамотности, как компьютерная и математическая грамотность, креативное мышление. Второе занятие на тему «Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации», в ходе которого у учащихся развивается функциональная грамотность, по таким компонентам, как компьютерная, читательская, естественно-научная грамотность и креативное мышление.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.



1. Адамович, К.А., Капуза А.В., Захаров А.Б., Фрумин И.Д Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA‒2018 и их интерпретация / К.А. Адамович, А.В. Капуза, А.Б. Захаров, И.Д. Фрумин. — Москва: НИУ ВШЭ, 2019. — 28 с.
2. Алексашина, И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие. — Санкт-Петербург: КАРО, 2019. – 160 с.
3. Ахшалова, С.А. и др. Сборник разноуровневых заданий по развитию функциональной математической грамотности учащихся.
4. Басова, Е.А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов): дис. канд. пед. наук. – Санкт–Петербург, 2012. –221 с.
5. Вершловский, С. Г., Матюшкина, М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. – 2007. –№ 5. – С. 140–144.
6. Дудина, Е. А. Миссия, видение и ценности современной школы / Е. А. Дудина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 19 (78). – С. 528-530.
7. Кемельбекова, Г.А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла / Г. А. Кемельбекова. – Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – С. 6-9.
8. Ключарев, Г.А., Огарев, Е.А. Непрерывное образование в трансформирующемся российском обществе. – М.: РОССПЭН, 2012. – 191 с.
9. Ковалева, Г.С., Красновский, Э.А., Краснокутская, Л.П., Краснянская, К.А. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России. URL: https://vo.hse.ru/data/2015/04/24/1095309163/114-156_Kovaleva%26al_Pisa.pdf (дата обращения 20.06.2022).
10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – Москва: Просвещение, 2014. – 39 с.
11. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2015. – №5. – С. 3–13.
12. Левин, К. Функциональная грамотность: ложные иллюзии и ложная экономика // Harvard Educational Review. – 2016. – С. 249-266.
13. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5–ой Международной научно–практической конференции. – М.: Астрель, 2002. – 58 с.
14. Мацкевич, В., Крупник, С. Функциональная грамотность // Всемирная энциклопедия: Философия. Минск: Харвест, 2001. 312 с.
15. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач. [Текст]. - СПб.: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2018. – 128 с.
16. Роберт И.В., Панюкова С.В. Информационно–коммуникативные технологии в образовании: учебно–методическое пособие. М.: Дрофа, 2018. 312 с.
17. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273–ФЗ: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598. – Текст: непосредственный.
18. Уайт, Ш. Понимание функциональной грамотности: связь функций теста, требований к задачам, навыков респондентов. – Нью-Йорк: Ратледж, 2010.
19. Федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование» // УТВЕРЖДЕН президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). – URL: https://minobrnauki.gov.ru/files/NP_Obrazovanie.htm (дата обращения: 20.06.2022).
20. Фрейре, П. Педагогика угнетенных / Паулу Фрейре; [предисл. Д. Мачедо; послесл. А. Шора; пер. с англ. И. В. Никитиной, М.И. Мальцевой-Самойлович]. – Москва: КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2018. – 286 с.
21. Хижняк, О. А. Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение / О. А. Хижняк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 434-436.
22. Чигишева, О.П., Солтовец, Е.М. Бондаренко А.В. Интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2017. – Том 5, номер 4. – URL: http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN417.pdf (дата обращения: 20.06.2022).
23. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. –Санкт– Петербург.: Большая Российская энциклопедия, 1994. – 125 с.
24. Юлиханов, Ж.Б., Курманова, А., Шмагулова, Н., Жумагулова, О., Формирование функциональной грамотности обучающихся в системе обновленного содержания образования // Кронос. – 2019. – №11 (38). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-v-sisteme-obnovlennogo-soderzhaniya-obrazovaniya (дата обращения: 23.06.2022).
25. ЮНЕСКО. Пересмотренная рекомендация, касающаяся международной стандартизации статистики образования. Генеральная конференция ЮНЕСКО. Париж, 27.09.1978. – URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php– URL_ID=13136&URL_DO=DO_TOPIC&URL_ SECTION=201.html (дата обращения: 17.06.2022)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ