Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика применения кейс-метода на уроках обществознания (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)

Работа №134913

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы35
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы кейс-метода в интерактивном обучении 8
1.1 Понятие, сущность и структура кейс-метода 8
1.2 Преимущества и недостатки кейс-метода 14
Глава 2. Применение кейс-метода на уроках обществознания 19
2.1 Особенности преподавания обществознания по кейс-методу 19
2.2 Примеры кейсов, применяемых на уроках обществознания 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34


Актуальность темы исследования. Современное образование все больше ориентируется не только на доведение учебной информации до обучающихся, а также на эффективную организацию их самостоятельной работы, подразумевающую поиск информации, ее обработку, осмысление, преобразование, извлечение определенных знаний и их интеграцию со знаниями из других областей, применение теоретико-методологических концепций на практике и т.д. Для того чтобы учесть все требования современных образовательных стандартов, педагоги стремятся переходить к технологиям смешанного обучения и использовать в образовательном процессе интерактивные технологии. Одной из наиболее эффективных интерактивных технологий обучения можно назвать кейс-метод.
На сегодняшний день кейс-метод широко используются в образовательном процессе в качестве средства или метода обучения с учетом конкретных образовательных целей. Как интерактивный, кейс-метод может применяться при закреплении знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях, развитию навыков анализа и критического мышления, связи теории и практики.
Актуальность темы исследования также обусловлена двумя тенденциями в сфере образования:
– поиск общей направленности развития образования, его практической ориентированности на формирование общей гуманитарной компетентности обучающихся;
– повышение требований к качеству обучающегося как субъекта познавательной деятельности.
Сущность технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Актуальность метода заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Полагаем, что метод кейса может помочь сформировать и закрепить эти навыки.
Степень научной разработанности проблемы
История возникновения и развития кейс-метода рассматривается в работах Абилдиной А.С. , Берер Дж. , Саидовой М. и Саидова Б . Труды перечисленных авторов дают обзор на зарождение кейс-метода, его первое применение в учебном процессе по конкретным дисциплинам, а также дальнейшее использование метода в процессе обучения на различных уровнях образовательных ступеней.
Исследование сущности и структуры кейс-метода представлено в работах Дубининой Е.В. , Николаева Н.Ю. , Сычевой Д.В. Их работы содержат описание фундаментальных основ всех составных элементов кейс-метода, а также описано, каким образом определяется структура кейса в зависимости от его целевой направленности.
Особенности применения кейс-метода в рамках образовательного процесса можно обнаружить в работах Ахмедовой Э.М. , Гришиной Т.А. , Красниковой А.В. В этих работах отражены преимущества и недостатки кейс-метода, которые в современных условиях формируют как мотивацию его использования, так и препятствия для использования метода в педагогической деятельности. Также ученые отметили наибольшие перспективы и возможности применения кейс-метода в практике преподавания предметов школьной программы определенных дисциплин.
Перспективы применения кейс-метода на уроках обществознания анализируются в трудах Кобыченковой Е.В. , Яньковой А.В . Их работы в значительной мере способствовали изучению целей применения кейс-метода на уроках обществознания, а также в работах перечисленных авторов описывается, каким образом кейс-метод на уроках обществознания может применяться в различных направлениях в сочетании с лекционными и семинарскими занятиями.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования выступает кейс-метод как интерактивная технология.
Предмет исследования – специфические особенности применения кейс-метода как технологии обучения на уроках обществознания.
Цель и задачи исследования
Целью данной работы является анализ возможностей и особенностей применения кейс-метода на уроках обществознания.
Для реализации цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Установить понятие, выявить сущность и структуру кейс-метода;
2. Выявить преимущества и недостатки кейс-метода;
3. Проанализировать особенности преподавания обществознания по кейс-методу;
4. Изучить примеры кейсов, применяемых на уроках обществознания.
Методологическая база исследования
Основными методологическими подходами стали системный, структурно-функциональный, сравнительно-аналитический подход.
Для разработки положений данной курсовой работы применялись следующие общенаучные методы: анализ, в том числе анализ научной литературы, синтез, систематизация, классификация, дедукция, индукция и некоторые другие.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области специфики применения кейс-метода в преподавании предметов школьной программы.
Научная новизна исследования
Научная новизна настоящей курсовой работы заключается в подтверждении результативности использования кейс-метода, социальной значимости его внедрения в образовательный процесс, а также в выявлении формирования полезных навыков у учащихся в процессе обучения обществознанию.
Положения, выносимые на защиту
1. Кейс представляет собой уникальный педагогический ресурс, который стимулирует самостоятельный поиск учеником решений, способствуя формированию творческой, аналитической активности, мотивируя к правильным действиям в реальных ситуациях.
2. Набольшее распространение кейс-метод получает в тех предметных областях и дисциплинах, которые отличаются наличием сложных задач и проблем, что позволяет с наибольшей эффективностью применять именно данный метод.
3. На уроках обществознания находят применение практически все виды кейсов, кроме полноформатных, что способствует формированию и закреплению социальных навыков, а также способствует социализации школьников.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования
Теоретическая значимость исследования обусловлена систематизацией теоретико-методологических и организационных аспектов, а также особенностей и возможностей применения кейс-метода в практике преподавания дисциплины «обществознание».
Практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе сформулированы основные элементы кейс-метода, этапы работы с ним, а также требования к организации обучения в рамках кейс-метода, что позволит более эффективно реализовывать компетентностный подход в обучении на уроках обществознания.
Структура курсовой работы
С точки зрения структуры и содержания курсовая работа состоит из введения, двух глав (два параграфа в первой главе и два параграфа во второй главе), заключения, и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современные федеральные государственные образовательные стандарты содержат качественно новые требования, предъявляемые к итоговым результатам подготовки специалистов в области управления. Кроме того, от педагогов требуется развивать свои педагогические технологии в соответствии с запросами времени, учитывая достижения науки и техники. Вместо традиционных и знакомых всем педагогам знаний, умений и навыков на первый план выдвигается развитие компетенций личности.
Применение кейс-метод как ситуационной методики способствует достижению образовательных, воспитательных и организационных целей в процессе учебной деятельности. Кроме того, такой метод формирует у учащихся навыки аналитической деятельности, учит разрабатывать программы действий, что, в свою очередь, мотивирует их к правильному поведению в случае, когда наступит время действовать в реальной ситуации.
В ходе написания курсовой работы была выявлена существенная социальная значимость внедрения метода кейсов в образовательный процесс школьников разных возрастных категорий. Использование кейс-метода в обучении позволяет не только улучшить понимание, активизировать познавательный интерес, но и способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков, а также процессу социализации.
«Как отмечают ученые и исследователи, наибольшие перспективы и возможности применения кейс-метода в практике преподавания предметов школьной программы, относятся к дисциплинам история и обществознание» . Это связано с тем, что как было установлено в теоретической части курсовой работы, кейс-метод основан на применении формата проблемно-ситуативного анализа в учебном процессе, что в наибольшей степени соответствует содержанию и методике преподавания обществоведческих дисциплин.
Подводя итог, кейс-метод – одна из лучших методик, используемых педагогами на сегодняшний день и позволяющих обучающимся получить практический опыт и адаптироваться в современных общественных процессах.



1 Абилдина, А.С. Кейс-технология как один из инновационных методов в образовании / А.С. Абилдина. // Педагогическая наука и практика. – 2019. – № 3 (25). – С. 50-52.
2 Автамонова, Н.С. Современные методы преподавания: Кейс-метод / Н.С. Автамонова. // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2020. – № 5. – С. 8-10.
3 Ахмедова, Э.М. Недоповз, И.И. Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе / Э.М. Ахмедова, И.И. Недоповз. // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 312-313.
4 Буранова, Г.Е. Носирова, Ш.Э. Сущность применения метода кейс-технологий в организации учебного процесса / Г.Е. Буранова, Ш.Э. Носирова. // Academy. – 2020. – № 9 (60). – С. 29-31.
5 Воронов, Д.В. Бобарико, С.А. Кейс-метод: преимущества внедрения в старших классах / Д.В. Воронов, С.А. Бобарико. // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 9-10 (25-26). – С. 57-60.
6 Гладких, И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов / И.В. Гладких. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2005. – № 2. – С. 169-194.
7 Гришина, Т.А. Метод кейс-стади как современная технология обучения в курсе гуманитарных предметов школьной программы / Т.А. Гришина. // Наука и школа. – 2018. – № 3. – С. 135.
8 Дубинина, Е.В. Категориальный аппарат кейс-метода и его характерные признаки // Образование и наука в современных условиях: материалы VIII Международной научно-практической конференции 26 июня 2016 г. / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», – 2016. – № 3. – С. 71-75.
9 Кобыченкова, Е.В. Использование кейс-метода на уроке обществознания как средства социализации обучающихся / Л.В. Воронкова. // Научные Записки ОрелГИЭТ. – 2020. – № 2. – С. 43-46.
10 Красникова, А.В. Особенности использования кейс-технологии в образовательном процессе / А.В. Красникова // Вестник науки и образования. – 2020. – № 4-1 (82). – С. 88-90.
11 Николаев, Н.Ю. Полуяхтова, А.Э. Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды / Н.Ю. Николаев, А.Э. Полуяхтова // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее. Посвящается 300-летию российской полиции: материалы межведомственного круглого стола / О.П. Грибунов, С.М. Струганов, Восточно-Сибирский институт МВД России. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. – 2018. – С. 165.
12 Саидова, М., Саидов, Б. Кейс-метод в современном учебном процессе / М. Саидова, Б. Саидов // Общество и инновации. – 2021. – №3 – С. 102-104
13 Сычева, Д.В., Хотулёва, О.В., Зыков, И.Е. Структура кейс-технологии и ее преимущества как метода обучения в современной школе/ Д.В. Сычева, О.В. Хотулёва, И.Е. Зыков. // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-3. – С. 196.
14 Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]: Национальная ассоциация развития образования и науки. – URL: https://fgos.ru (дата обращения: 16.02.2022). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
15 Чулова, Ю.С. Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения / Ю.С. Чулова. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 51. – С. 124-128.
16 Шевелева, А.В. Кейс-метод как инновационная технология образования / А.В. Шевелева. // Профессиональное образование: методология, технологии, практика. / Е.А. Гнатышина. – Челябинск: ЗАО Библиотека А. Миллера, – 2021. – С. 172-175.
17 Boehrer, J. On Teaching a Case / J. Boehrer // International Studies Notes. – Vol. 19. – № 2. – 1994. – . P. 15-21.
18 Янькова, А.В. Технология кейс-стади как новая форма организации учебной деятельности для формирования метапредметных результатов на занятиях обществознания [Электронный ресурс]: Образовательные услуги «Единство». – URL: http://edinstvo.edu.ru/wp-content/uploads/tekhnologia_keys.pdf (дата обращения: 23.02.2022). – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ