ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ 6
1.1 Система управления качеством продукции предприятия и факторы ее определяющие 6
1.2. Управление качеством в строительной компании 13
1.3. Основные направления совершенствования системы качества в строительных компаниях 17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 21
2.1. Общая характеристика 21
2.2 Совершенствование системы управления качеством 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
Потребители рынка строительных услуг вносят свои требования к качеству строительной продукции. Организации, обладающие сертифицированными системами менеджмента качеством, имеют преимущества в своей деятельности. Сертифицирование по стандарту ISO серии 9000 позволяет компании усовершенствовать организационную структуру управления (начиная с формулирования производственных процедур), рациональнее использовать дефицитные ресурсы и, в конечном счете, повысить ее эффективность. Критические проверки технологии ведения работ сказываются на повышении качества продукции или услуг, увеличении сбыта, снижении непроизводительных затрат и конкурентоспособности компании.
Компания имея недолжным образом построенную и недобросовестно сертифицированную систему менеджмента качеством, не использует свой потенциал в полной мере, выбывая из конкурсов заказчиков, упускает большую часть возможной прибыли.
Целью данной дипломного проекта является совершенствование системы менеджмента качества предприятия, а именно выявление несоответствий стандарту ИСО серии 9000 и разработка рекомендаций по их устранению.
В исследовании использованы фактически функционирующие на предприятии процедуры, требования стандартов ISO серии 9000, требования заказчиков современного рынка строительных услуг.
Данные получены методом опросов и бесед с сотрудниками компании, заказчиками, изучения действующей документации, работы с текстами стандартов, статистикой строительной области, представленной в сети Интернет.
Объект исследования - строительная организация ООО «Управление механизации».
Предметом исследования является система менеджмента качества, применяемая в данной компании.
Теоретико-методологическую базу исследования сформировали работы таких ученых, как Деминг У., Барлоу Дж., Беляцкий Н.П., Васин Ю.В., Велесько С.Е.,Мёллер К., Лаврентьев Л.Г., Рысев Н.Ю., Фокс Дж. и других.
Эмпирическую базу исследования составили: официальные документы организации (Устав, положения о структурных подразделениях), статистические источники, бухгалтерская и налоговая отчетность организации, результаты собственных исследований автора.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе выполнения данной работы практические рекомендации будут внедрены в реальную деятельность ООО «Управление механизации» и будут способствовать повышению эффективности ее деятельности.
Структура и объем ВКР определяется логикой исследования и поставленными задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Организация управления на предприятии ставит своей главной задачей обеспечение роста эффективности производства на основании постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления и повышении производительности труда.
Система менеджмента качества является неотъемлемой частью системы управления любой организации строительной отрасли и имеет исключительно важную роль, поскольку при должном функционировании она нивелирует влияние негативных внешних и внутренних факторов, обеспечивая стабильное выполнение требований к качеству, предъявляемых заказчиком и нормативной документацией, устойчивое соблюдение сроков строительства и соблюдение бюджетов.
В соответствии с действующим законодательством, только компании, имеющие сертификат, подтверждающий соответствие системы международному стандарту ISO 9001:2008, узаконенному в Российской Федерации в виде ГОСТа Р ИСО 9001:2008, могут стать участником саморегулирующей организации в строительной отрасли и осуществлять свою деятельность. В тоже время, многие участники СРО получают этот документ недобросовестным путем, используя его только лишь в качестве «пропуска» в саморегулирующие организации, имея на предприятии формальный пакет документов. Чтобы изменить ситуацию необходимо предпринимать меры по реальному внедрению систем менеджмента качества в строительных организациях.
В теории менеджмента система менеджмента качества занимает важное место в общей организации управления компанией и предназначается для постоянного улучшения деятельности и повышения конкурентоспособности организации. Однако, как показал проведенный анализ литературы, разные источники дают различные определения СМК. В данной дипломной работе за основу выбрано следующее определение: «СМК
- это часть системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребностям, ожиданиям и требованиям заинтересованных сторон».
В ходе анализа литературы установлено, что современная СМК в соответствии со стандартом ISO 9000 основана на восьми принципах менеджмента качества:
1. Ориентация на потребителя
2. Лидерство руководителя
3. Вовлечение персонала
4. Процессный подход
5. Системный подход к менеджменту
6. Постоянное улучшение
7. Принятие решений, основанных на фактах
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
От того, как эти принципы внедрены на предприятии, с какой глубиной руководство и служащие относятся к их осуществлению, зависит результативность системы в целом.
Чтобы обеспечить функционирование системы менеджмента качества в строительной организации менеджмент организации должен знать методы ее внедрения и последовательность этапов ее совершенствования:
1- й этап. Создание службы качества.
2- й этап. Планирование улучшений.
3- й этап. Проведение мероприятий для создания базовых условий успешного функционирования СМК.
4- й этап. Внедрение системы внутренних аудитов.
5- й этап. Устранение причин несоответствий.
6- й этап. Подтверждение сертификации ISO 9001.
Чтобы запланировать и осуществить совершенствование СМК менеджмент организации должен быть осведомлен о текущем ее соответствии стандарту ГОСТ Р ИСО 9001:2008.
Анализ организации управления и системы менеджмента качества компании ООО «Управление механизации» показал, что:
- в структуре предприятия отсутствуют самостоятельные службы: финансового планирования; маркетинга; служба качества, что не позволяет четко структурировать все соответствующие функции и повышать эффективность их внедрения на предприятии;
- отдел кадров не отвечает современным требованиям функций отдела персонала, в нем отсутствуют секторы потенциала, мотивации и социальной политики;
- требования заказчиков строительной продукции не всегда удовлетворяются;
- отсутствует постоянное улучшение качества и наблюдается увеличение количества жалоб потребителей;
- происходят финансовые потери компании на устранение дефектов на этапе сдачи объекта;
- одни и те же дефекты качества повторяются от раза к разу. В компании не практикуется анализ причин появления жалоб потребителей;
- используемые методики контроля работ не позволяет зафиксировать, оценить и работать с параметрами качества работы, которые являются критичными как для заказчика, так и для самой компании ООО «Управление механизации» и влияют на степень удовлетворенности заказчика;
- недостаточно внедрены методы анализа причин несоответствий качества и не ведется планирование улучшений;
- политика в области качества не содержит обязательства соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества, не подкреплена целями в области качества не обновлялась с 2015 года и неизвестна сотрудникам;
- в компании «Росстройпроект» работает достаточно большое количество сотрудников без специализированного образования. Это негативно сказывается на качестве строительной продукции;
- в компании ООО «Управление механизации» не используются системы для эффективного поощрения с целью стимулирования деятельности сотрудников организации, в следствии этого отмечается низкий уровень мотивации сотрудников в улучшении результатов работы. Сотрудники компании не заинтересованы улучшать результаты в области качества.
В целях решениях этих проблем разработаны следующие мероприятия по совершенствованию организации управлением и системы менеджмента качества компании ООО «Управление механизации»:
1. Мероприятия по совершенствованию организации управления:
- Утверждение новой организационной структуры;
- Реорганизация структуры отдела кадров;
- Наем сотрудников;
- Организация самостоятельных служб: финансового планирования, маркетинга, службы качества;
- Создание должностных инструкций и Положений о службах.
2. Мероприятия по совершенствованию системы менеджмента качества:
- Установление требований потребителей путем проведения исследования;
- Документирование требований;
- Создание/утверждение плана анализа установленных требований и ожиданий потребителей;
- Внедрение «Карты оценки проекта»;
- Внедрение карты несоответствия;
- Внедрение «горячей линии службы качества»;
- Разработка/Постановка перед сотрудниками целей в области качества ООО «Управление механизации»:
• общих для организации
• для каждого из подразделений, влияющих на качество строительной продукции и степень удовлетворенности заказчиков
- Пересмотр/Утверждение политики в области качества;
- Ознакомление сотрудников с политикой;
- Разработка/внедрение контрольной карты производства строительной продукции, содержащей контрольные точки и возможные проблемы при выполнении каждого из вида работ;
- Выбор методик / внедрение анализа причин несоответствий;
- Создание процедуры и внедрение проведения внутренних аудитов;
- Планы действий.
3. Мероприятия по совершенствованию управления человеческими ресурсами:
- Разработка / внедрение системы стимулирования и поощрения для достижения результатов в области качества строительной продукции;
- Создание плана мероприятий / проведение обучения сотрудников;
- Назначение и обучение «тренеров» по изучаемым дисциплинам;
- Создание блоков обучения:
• в области управления качеством строительной продукции
• хороших производственных практик в строительстве
Данные мероприятия составили основу программы совершенствования системы менеджмента качеством организации ООО «Управление механизации».
Расчеты экономической части дипломного проекта, показали, что основные финансово-экономические показатели в проектном периоде улучшатся: темп роста выручки от реализации составит 10,5%, среднегодовой выработки на одного работающего (как и рабочего) - 10,5%, прибыли - 22,9%. Рентабельность деятельности ООО «Управление механизации» повысится на 3,66% и составит 29,08%.
В результате внедрения вышеперечисленных мероприятий по совершенствованию системы качества, показатели в области качества также улучшатся: количество дефектов на один проект снизится на 20% и составит 0,73 ед., а затраты на устранение дефектов составят 4 077 т.р., снизившись на 20%.
Таким образом, предложенный план мероприятий по совершенствованию системы менеджмента качества ООО «Управление механизации» может изменить в лучшую сторону результаты работы компании: повысить качество строительной продукции и услуг и обеспечить стабильную удовлетворенность своих потребителей. При этом компания получит усовершенствованную эффективную систему управления организации; произойдет повышение дисциплины и ответственности персонала, снижение непроизводительных затрат за счет более рационального использования ресурсов.
1. ГОСТ Р ИСО 9001:2008
2. Р НОСТРОЙ 2.35.2-2014
3. СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции"
4. СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты"
5. ASQ E 1364 «ISO 9001:2008 Interpretive Guide for the Design and Construction Project Team» - ISO 9001:2008. Поясняющее руководство для команды проекта по проектированию и строительству. Стандарт США. http://www.kpms.ru/Standart/ISO_Construction.htm
6. Бакутис В.Э., Бутягин В.А., Лунц Л.Б. Инженерное благоустройство городских территорий, Гиорд, 2014
7. Бузырев В. В., Юденко М. Н. Управление качеством в строительстве, Гиорд, 2014
8. Володарский М.З. Когда речь идет об уровне качества, серьезные потребители требованиями стандартов не ограничиваются. Информационный портал Управление производством. http://www.up- pro.ru/library/quality_management/QMS_procedure/yroven-kachestva.html 23.03.2014
9. Грехова Т.В. Условия эффективности проектов построения системы менеджмента качества по результатам исследования российских энергокомпаний, Молодой ученый. — 2014. — №2. Т.1. — С. 94-101,
http://www.moluch.ru/archive/25/2694/
10. Диаграмма К. Исикавы. Записки декана. http://www.dekanblog.ru/?p=1324 20.10.2014.
11. Должностная инструкция инженера по качеству.
http://www.rabotka.ru/job_description/126.php
12. Должностная инструкция маркетолога. Информационный портал «Продавец-ру». http: //prodawez.ru/karyera/dolznostnie-instrukzii/marketolog.html
13. Должностная инструкция менеджера по качеству. Портал «Союз Кадровиков».
http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=3158
14. Должностная инструкция менеджера по маркетингу. Информационный
портал «Продавец-ру». http://prodawez.ru/karyera/dolznostnie-instrukzii/menedzher-po-marketingu.html
15. Должностная инструкция специалиста по качеству. Информационный портал «Союз Кадровиков». instrukciya-specialista-po-sisteme-menedzhmenta-kachestva-v-aj-ti-kompanii.html
16. Должностная инструкция специалиста по качеству. Кадровый портал.
http://kdpconsulting.ru/primery-dokumentov/dolzhnostnye-instrukcii/973-
dolzhnostnaya-
17. Дунченко И.П. Необходимость службы маркетинга, Информационный портал «Антикризисное управление, рекомендации руководителю», http://www.antykrizis.ru/?page_id=37
18. Егорченко А.А. ИСОпатия: Кому на самом деле нужен сертификат ИСО?,
http://quality.eup.ru/SERTIFIC/isopatia.htm
19. Единственно правильный тип организационной структуры.
http://www.corpsys.ru/Articles/Structure/JustOne.aspx 18.05.2014
20.Зачем нужен сертификат ИСО 9001 для малого и среднего бизнеса? АСК
Бизнес-Консалтинг, http://delo-tomsk.ru/for-business/articles/65/
21. Зачем нужна система менеджмента качества.
http://www.klubok.net/reviews235.html 10.12.10.
22. Ивлев В.Н., Попова Т.И. Применение ArisToolset для сертификации по международным стандартам серии ИСО 9000,
http://consulting.ru/econs_art_333999963
23. Ивлев В.Н., Попова Т.И. Применение программных средств для построения и функционирования системы управления качеством. http://www.iteam.ru/publications/quality/section_59/article_477/
24. Контроль качества в строительстве, Справочное пособие, http://www.def.nsk.su/quality/quality.php
25. Ксенофонтов А.В. «Подводные камни» договора аренды техники. Часть 1. http://exkavator.ru/articles/laws/~id=9740
26. Лебедев Д.И, Коваленко Т.П. Система менеджмента качества, http://www.digdes.ru/main/medium_small/sistema_menedzhmenta_kachestva/
27. Левкина Е.В. Управление Качеством. http://be5.biz/ekonomika/ulev/32.htm
28. Логинов И.А. Стройке нужны отличники. Строительство / Выпуск № 4 (119). http://its.grandsmeta.ru/actual/446/ 12.04.2014.
29. Лютов А.Г., Чугунова О.И. Компьютерная система управления качеством на
основе CALS-технологий для автоматизированных производств.
Автоматизация и управление технологическими процессами. Вестник УГАТУ, Уфа, 2014, т.15, №5 (45), с. 27-35.
30. Маенская М. Управление качеством в строительных фирмах развитых стран. 17.07.2014. http://its.grandsmeta.ru/actual/375/
31. Методика внутреннего аудита системы управления качеством. http://www.stroyspot.ru/upravlenie_kachestvom/730.html
32.ООО «Управление механизации»,
http://sites.google.com/site/strojinvestproject/home
33. Разумов-Раздолов К.Л., Крепп А. СМК в России и за рубежом, http://quality.eup.ru/MATERIALY14/smk-rus.htm
34. Салимова Т.А. Управление качеством. Учебник. Москва: издательство "Омега-Л", 2014 г. 414 с
35. Сандалов А.Ю. «BS Модуль СМК, автоматизация СМК, электронная СМК», http://www.finexcons.ru/articles/bssmk.htm
36. Свитенко Д.В. Купившему сертификат - стандарт в nодарок.http://quality.eup.ru/SERTIFIC/present.htm
37. Система стандартизации НОСТРОЙ. Нострой.
http://www.nostroy.ru/sitePage.do?name=leftmenu0&id=21
38. Системы менеджмента качества в строительстве. РИА «СТК-Стандарт», , http://ria-stk.ru/news/detail.php?ID=48206&SECTION_ID=256
39. Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии. НИИКМ.
http://www.niikm.ru/services/consulting/consult_areas/qms_improvement/
40. Современные подходы к определению содержания категории «Качество», http://quality.eup.ru/MATERIALY10/modern_quality.htm
41. Сорокин М.Н. Внедрение стандарта ISO 9001:2000 в строительстве, проблемы и перспективы.http://799775.ru/articles/articles_2.html
42. Сорокин М.Н. Стандарт ISO 9001:2008: проблемы и перспективы. http://skatr.ru/standart-iso-90012000-problemy-i-perspektivy
43. Стандарты системы качества в строительстве. http://www.kpms.ru/Standart/ISO_Construction.htm
44. Трач И.Б. Функции кадровой службы.http://kribel.ru/kadric/028.html
45. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. - М., Финансы и статистика, 2010. - 308 с.
46. Федорова В.А. Об экономических аспектах управления строительной организацией. Экономический журнал Российского Государственного гуманитарного университета. http://economicarggu.ru/2008_4/22.shtml
47. Фефелов А.А. Польза от системы менеджмента качества в строительстве.
Методы менеджмента качества.
http://quality.eup.ru/MATERIALY15/Advantage_of_quality_management_system _in_building.htm
48. Херсонский Н.С., Рожков В.Н., Сильвестрова Н.П. Компьютерные системы менеджмента качества. http://quality.eup.ru/DOCUM6/kompyuternye-sistemy- menedzhmenta-kaches.htm
49. Худяков С.А. На чём основана система менеджмента качества строительной
организации. 22.01.2014. http://antex-34.ru/menedzhment/64-na-chjom-
osnovana-sistema-menedzhmenta-kachestva-stroitelnoj-organizacii.html
50. Чебишева А.А. Управление в строительстве по международным стандартам.
«Сибирская Гильдия», газета Торгово-Промышленной Палаты Тюменской области, №5 (154). http://sib-gildia.ru/%E2%84%9605154-iyul-2014-g/upravlenie-v-stroitelstve-po-mezhdunarodnym-standartam.html №5 (154), 07.2015.