Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА В РАБОТЕ АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»

Работа №134905

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы48
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. Определение понятий 6
1. Понятие образа 6
2. Объективация воли 11
II. Человек в универсуме "Мира как воли и представления" 14
1. Идея человека 14
2. Характеры 16
III. Образы человека 21
1. Индивидуальные образы 21
2. Этические образы 25
IV. Субъект познания 29
1. Человек как субъект 29
2. Гений 31
V. Образ познавшей себя воли к жизни. Аскетизм 36
VI. Отрешённость 39
Заключение 42
Список литературы 47

Учение Шопенгауэра, по его же собственным словам, составляет одну- единственную мысль . Эта мысль являет собой высшую степень проницательности союза чуткой внимательности и честного разума; она - проекция истины в гениальном уме, истины, света которой сознательно или, чаще, неосознанно ищет каждое существо, наделённое разумом.
Истина абсолютна, уникальна, универсальна... такие свойства можно приписать ей, если позволить фантазии заполнить отрицательное понятие «не-множественности» неким положительным содержанием. Нам (и не только) наиболее удачным среди катафатических определений истины представляется понятие о её единстве. И поскольку она едина, то таковой являет себя и её непосредственная проекция, то есть первая, или наиболее адекватная объективация. В доказательство тому - известный факт творчества Шопенгауэра: мысль философа сохраняет своё единство вне зависимости от объема и количества текстов, в которых она изложена. Единство содержания мысли схватывается интуитивно, непосредственно, но изложена она дискурсивно, последовательно: «между формой и материей здесь, таким образом, будет противоречие» , замечает сам автор. Здесь форма - это явленность постигнутого автором в виде последовательности мыслей- предложений. Материя же есть та единая мысль, которую скорее следует понимать как непосредственное созерцание, гениальное прозрение, но точно не как систему абстрактных понятий. Вопрос того, как связаны то, что является, с тем, как оно является, есть, собственно, вопрос соотношения вещи в себе и её явления. Это соотношение может быть названо формальной осью движения всей мысли Артура Шопенгауэра. Именно поэтому в предисловии к первому изданию он указывает, что предполагает «основательное знакомство» будущего читателя с философией Канта .
Сущность мира проявляет себя во множестве бытийных форм. Это силы, которые мы знаем под именами химических, физических, эволюционных и других законов природы. Это различные материальные элементы, их конфигурации и состояния, которые мы называем именами веществ. И, наконец, это жизнь, которая есть произвольное движение вещественных образований. Чем больше количество параметров , задающих такие образования, тем выше степень произвольности их движений, то есть тем меньше их непосредственная зависимость от среды и тем значительнее возможность проявления индивидуальности. Жизнь человека - самая сложная в этом смысле форма бытия. И потому при должной аккуратности исследования человеческие образы наиболее ясно и совершенно обнаруживают сущность мира.
Наше исследование посвящено проблеме образов человека в «Мире как воле и представлении». Поскольку мысль философа неделима на элементы, и, значит, ответ на заданный тексту вопрос не может быть найден ни в какой из частей книги , действительно исследовать интересующую нас конкретность означает рассматривать понятое единство произведения сквозь призму поставленной задачи. Её мы формулируем в виде вопросов: Что такое образ человека? Какие образы человека существуют в универсуме исследуемой нами мысли? Какое значение они в ней имеют?


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Желание - это недостаток наслаждения и стремление к определенному виду наполнения (образу, предположительно несущему наслаждение). Наличие желания предполагает ситуацию отсутствия заполненности, то есть некоторый пустой объём. Вид наполнения, стремление к которому формирует желание, вместе с неудовлетворенностью, создающей пространство для этого стремления, определены природой желающего, то есть тем актом воли, явлением которой он выступает. Так, например, испытываемый человеком голод при наличии мысленного образа пищи формируется в желание поесть. Здесь человек - явление воли к жизни; его неудовлетворенность, недостаток наслаждения - это голод; мысленный образ пищи - мотив, формирующий эту неудовлетворённость в определённое желание - желание поесть.
В данном примере желание пробуждено тем, что Шопенгауэр называет познанием, и притом познанием разумным, поскольку мотивом здесь выступает абстрактный образ, а не наличие пищи. Такой способ мотивации характерен исключительно для высшей ступени объективации. Из всех явлений только человек имеет возможность непосредственно обнаружить черты, присущие самой воле как вещи в себе. С онтологической точки зрения они состоят в трансцендировании (абстрагировании) собственной сущности; с гносеологической - в расщеплении собственной сущности на субъект и объект, рефлексии и оперировании абстрактными понятиями; с этической - во внутреннем противоречии и противоборстве.
Порядок мира таков, что одно явление реализует себя в нём через другое: животные ступень за ступенью нуждаются одно в другом, затем в растениях, которые, в свою очередь, нуждаются в почве, воде, химических элементах.... Каждый акт воли оспаривает у другого материю, пространство, время, ибо только посредством беспрестанного уничтожения (поглощения) одних другими идеи могут раскрыть себя в существовании. Однако в природе ни одно индивидуальное явление не преступает положенной ему его ступенью меры желания, так же как и не
поступается ради другого возможностью его удовлетворить. Безмерность желания (неудовлетворённости) и принесение возможности удовлетворения одного желания в жертву ради удовлетворения другого, - два полюса, между которыми
разворачивается жизнь мира в целом. Они непосредственно характеризуют сущность мира как таковую, и они также составляют внутреннюю сущность человеческого индивида. Последняя есть акт воли, комбинирующий в себе эгоистический, ненавистнический и моральный импульсы. И хотя у каждого представителя человечества такое сочетание индивидуально, не во всяком воля сильна достаточно, чтобы стать его выразителем. Невыразительная жизнь утверждает какие-то отдельные черты образа человечества вообще, но сама по себе она несущественна для познания идеи человека. Такая жизнь безразлична для идеи человека, неотличима от других, потому что её агент - не личность, а значит, не имеет своего лица.
Идея человека раскрывается во множестве человеческих индивидов посредством различия индивидуальностей, каждая из которых выражает целое лишь отчасти. Вид такого выражения мы назвали образом.
Образ человека - это способ данности его жизни субъекту познания. Индивидуальная жизнь проявляется в индивидуальных действиях, то есть поступках, к которым определила себя личность. Эти поступки детерминированы характерными для личности мотивами - предписанными ей её характером объектами желаний. Если позволено будет провести ещё одну геометрическую аналогию, то мы уподобим умопостигаемый характер некоей объёмной фигуре в пространстве, заданном тремя осями координат: эгоистической, ненавистнической и моральной. Тогда объектам желаний будут соответствовать определённые пустоты внутри. И когда в познании субъекта предстаёт проекция этого объекта в виде образа, то срабатывают механизмы мотивации. Как марионетка движется в согласии с рукой кукловода, так индивид действует в соответствии со своей внутренней сущностью - идеей. И оба они служат обнаружению невидимого намерения тех, чьими агентами выступают.
Весь мир в целом есть самый полный образ воли к жизни. Он представляет собой все возможные отношения между частными явлениями единой сущности. Индивид всегда устремлён к единственному известному ему полюсу собственной жизненной жажды, которую всеми своими силами стремится удовлетворить. Жертвенность - второй полюс, в направлении которого может происходить движение явления, но уже не его внутренними силами, а волей, представленной в более могущественном явлении. Так, заяц утолит голод лисы, если во время охоты она проявит большую волю к жизни, чем он. Движение в направлении второго полюса - это движение к смерти. Что может быть более чуждо тому, чьё существо в желании жить?
Однако на высшей ступени объективации этого желания принесение в жертву возможности личного удовлетворения становится «самопроизвольным», то есть реализуемым собственными силами. Человек может быть убит злоумышленником, и тогда его смерть не будет принципиально отличаться от смерти зайца. Но он может умереть, помогая незнакомцу, попавшему в беду, пожертвовав интересами с о б
с Гносеологическое же заключается в том, что на высшей ступени тобъективации воля к жизни достигает осознания собственных желаний путём рефлексии, которая стала возможна в силу наделения человека разумной способностью. До феномена непосредственного осознания волей объектов своего снтремления, их установление было делом всех явлений вообще, то есть познание желаемого опосредовалось це'лым миром, его наличным состоянием. Разум же открыл возможности проектирования желаемого, не существующего в наличной й
149 Более удачным примером могла бы показаться смерть во имя Отечества, идеалов или ради защиты семьи. Однако отказ от собственной жизни ещё не означает отказа от собственной личности, ведь идеалы - это дрчные устремления, а защита семьи есть, в сущности, защита жизни собственного рода. То же можно сказать и о защите Родины. Здесь личность как бы вбирает в себя объёмы того, ради чего жертвует жизнь, и пртому нельзя сказать, что она отказывается от своих интересов.
150 «Два эти пути - светлый (Северный) и тёмный (Южный) - существуют изначально. Следуя светлым путём, человек достигает успеха в духовных делах и свободы; удел избравших тёмный путь - новые беды и страдания». Часть 1, Глава 8, стих 26. С. 119
н о ,,,
действительности. Каждый человек стал способен быть отдельным субъектом познания и претворять мысленные образы (мотивы) в действительные объекты удовлетворения. Последнее смыкает гносеологическое тождество с онтологическим, ведь здесь разумное познание желаемого «взывает к бытию» его образ, иными словами, объективирует уже не в идеаторной сфере, но в материальной.
Три указанных призмы рассмотрения идеи человека демонстрируют совершенство выражения в ней воли к жизни. Но есть в этой идее грань, которую не удаётся рассмотреть ни под каким углом, ибо она непредставима. Скажем иначе: есть в человеке нечто принципиально иное по сравнению со всем, что мы можем знать о сущности мира.
Во введении мы поставили себе задачу ответить на три вопроса. Напомним их: Что такое образ человека? Какие образы человека существуют в универсуме «Мира как воли и представления»? Какое значение они в нём имеют? Развёрнутые ответы: на первые два были даны в тексте исследования. Здесь мы сформулируем их кратко. Образ человека - это тот вид, в котором он представлен себе и другим людям; это образ его жизни, запечатлённый в его внешности и его поступках. Образы существуют как проекции идей, как их проявления, и потому есть индивидуальные образы, обнаруживающие индивидуальные характеры, и есть образы надындивидуальные, обнаруживающие черты идеи человека вообще (человечества).
На вопрос о значении образов нам хотелось бы ответить образно. Пелена майи - материя - соткана из образов. Здесь всякое действие - стежок - вклад в общий рисунок. Человеческие образы - такие же узоры этой ткани, но от всех прочих они отличны масштабом. Все вместе они воплощают образ человечества. и большинства человеческих индивидов не имеют в нём как-либо оче'рче'нных границ. Однако есть и такие, кто образуют вполне самостоятельные узоры приобретённых характеров внутри общего.
Однако идея человека больше того, что может быть запечатлено в образах. Она - то, к постижению чего стремятся сознательно или, чаще, неосознанно все существа, наделённые разумом. И люди объясняли, объясняют и будут объяснять себе себя бесконечно, ведь объяснение - это пролитие света на объясняемый предмет. Идея же человека недоступна представлению, и потому всегда скрыта тьмой. Образов.



1. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1, 2: Мир как воля и преставление: Т. 1, 2 / Пер. с нем.; Под ред. А.А. Чанышева. - 2-е изд., исп. - М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2015.
2. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. / Под ред. С.И. Соболевского. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958.
3. Шопенгауэр, А. О свободе воли. М.: Книжный Клуб Книговек, 2015. - 528 с.
4. Платон, Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 / Пер.с древнегреч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева и др. — М.: Мысль, 1990. - 860 с.
5. Бибихин В.В. Узнай себя. - СПб.: Наука, 1998. - 577 с.
6. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. — 460 с.
7. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. М.: Наука, 1989. - 576 с.
8. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. с древнегреч. М.Л. Гаспарова. - М.: Танаис, 1995. -
638 с.
В. Йегер, «Пайдея. Воспитание античного грека», Греко-латинский
кабинет Ю.А. Шичалина, Москва 2001. Том 1,2 (1997).
10. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981 - 1982 учебном году / М. Фуко; Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. - СПб.: Наука, 2007. - 677с.
11. Адо П. Духовные упражнения и античная философия / П. Адо; Спб.: Степной ветер, 2005. - 448с.
12. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. Ч. 1 / - М.:
Типолитография Товарищества И.Н. Кушнерев и Ко, 1906. - 212с.
13. Кессиди Ф.Х. Сократ / М.: Мысль, 1988. - 220с.
14. Марк Аврелий Антонин, Размышления, СПб.: Наука, 1993. - 248с.
15. Сенека Луций Анней, Нравственные письма к Луцилию / М.: Наука, 1997. - 384с.
16. Хоули Д. Бхагавад Гита. От страха и страданий к свободе и бессмертию. - 3-е изд. - М.: Амрита, 2013. - 240 с.
17. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская
энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. - 840 с.
18. Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А.К. Шапошников: в 2 т. - М.: Флинта: Наука, 2010.
19. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт 5-го издания. СПб, 1899 г. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. - 1371 с.
20. Etymological Dictionary of Latin and the Other Languages By Michael de Vaan, Brill Leiden Boston 2008, 825 p.
21. Oxford Latin Dictionary, Oxford at The Clarendon Press, 1968. - 2126 p.
22. Henry George Liddell, Robert Scott. A Greek-English Lexicon. With a revised supplement. Oxford, Clarendon Press, 1996. - 2041 p. (320 p.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ