СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ 6
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В СТАРООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В СТАРООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Глубокие социально-экономические преобразования в российской экономике затронули все сферы и отрасли народного хозяйства. Но наиболее остро и противоречиво этот процесс протекает в сфере социальных услуг, функциональное назначение которой заключается, как известно, в реализации социальной политики государства.
Мировой опыт и отечественная практика свидетельствуют, что важнейшей проблемой любых реформ является формирование эффективных организационных и экономических механизмов, позволяющих повысить социальную защищенность человека, т.е. создание условий для реализации его способностей к труду, получения образования и развития профессиональных компетенций, улучшения жилищных условий и медицинского обслуживания, обеспечения равных стартовых возможностей. Реализация этих условий обеспечивается в рамках социальной политики, доминантным направлением которой является политика социальной защиты населения.
Мировой финансово-экономический кризис усугубил существующие и обусловил появление новых проблем социально незащищенных граждан, особенно тех, кто находится в группах повышенного социального риска -многодетных семей.
Степень научной изученности темы. Семья с древнейших времен являлась предметом пристального внимания философов, историков, демографов, педагогов, социологов и др. Общие проблемы социального развития и социальной политики освещены в работах таких авторов, как Г.А. Ахинов , С. Кадомцева , C.B. Калашников, А.В. Пикулькин . Несомненный интерес представляют работы Н. А. Волгина , И. Сергеева , посвященные реформированию и развитию отраслей социальной сферы, определению путей стабилизации и повышения уровня жизни населения России.
И.Г. Тарент и С.А. Юдников в своей книге раскрывают вопросы функционирования системы социальной защиты в Российской Федерации, актуальные проблемы социальной работы с различными категориями населения.
Г.В. Благовская, Л.Г. Говорухина, С.И. Григорьев , рассматривают семью как основу и цель социально-демографической политики в современном российском обществе.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования системы социальной поддержки многодетных семей и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по управлению данной системой на местном уровне.
Гипотеза исследования базируется на представлении о том, что эффективность деятельности муниципальных органов власти и совершенствование организации системы социальной поддержки многодетных семей может быть успешной при систематической и целенаправленной работе.
Объектом исследования является государственная политика в сфере социальной поддержки многодетных семей.
Предметом исследования является деятельность Управления социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области по осуществлению социальной поддержки многодетных семей на муниципальном уровне.
Цель выпускной квалификационной работы - охарактеризовать систему социальной поддержки многодетных семей и выработать рекомендации по совершенствованию данной системы в Старооскольском городском округе Белгородской области.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих исследовательских задач:
1. Осуществить анализ теоретических основ социальной поддержки многодетных семей;
2. Проанализировать состояние и выявить основные проблемы организации социальной поддержки многодетных семей в Старооскольском городском округе Белгородской области.
3. Выработать практические рекомендации по совершенствованию системы социальной поддержки многодетных семей на территории Старооскольского городского округа Белгородской области.
Теоретико-методологическую базу исследования составили научные труды российских и зарубежных ученых и практиков в области менеджмента, социологии, а также организации системы социальной защиты различных категорий населения, в том числе и многодетных семей.
В данной работе при решении поставленных исследовательских задач, мы придерживались принципов объективности и системности. В качестве конкретных методов работы можно назвать такие методы исследования как аналитический, сравнительный и типологический.
Логика структуры выпускной квалификационной работы определена поставленными целями и задачами научного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка использованной литературы, и приложений.
В нашей стране в настоящее время происходит разрушение традиционных семейных ценностей. Это выражается в снижении рождаемости, массовых разводах, нарушении процесса социализации подрастающих поколений и разрушении родственных связей. Если в прежние времена в России многодетные семьи были наиболее распространённые, то сейчас они составляют незначительную долю от общего количества семей. Причём, зачастую, многодетность является не запланированной, а случайной.
Создание эффективной системы социальной защиты семьи является неотъемлемым условием развития общества. Социальная политика нашей страны в отношении семей с тремя и более детьми направлена на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.
На федеральном уровне Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» определены основные направления социальной поддержки многодетных семей, речь идет о стимулировании активности со стороны семьи в самообеспечении и социальной поддержке детей в этих семьях. Однако они носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения.
Уровень многодетности существенно различается по регионам. Субъекты Российской Федерации сами устанавливают формы социальной поддержки и определяют категории семей, которые относятся к многодетным с учетом национальных и культурных особенностей региона.
На сегодняшний день социальная поддержка, в большей мере, связана с материальным аспектом, то есть оформление различных льгот и пособий, что способствует созданию определенных стереотипов, формированию комплексов постоянного ожидания помощи со стороны. Поэтому социальная помощь должна быть направлена на стимулирование активности самих семей, расширение возможностей по реализации имеющегося трудового потенциала.
На территории Старооскольского городского округа функциональным органом, реализующим исполнительно-распорядительные функции по осуществлению государственных полномочий в сфере организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, является Управление социальной защиты населения администрации. В процессе исследования проанализирована деятельность УСЗН в отношении многодетных семей, рассмотрены необходимые виды социальной помощи и поддержки, выявлены проблемы, с какими семьи чаще всего обращаются, это: материальные; жилищно-бытовые; проблемы трудоустройства родителей; психолого-педагогические; в сфере образования детей; отдых детей.
Действующая в Старооскольском городском округе система социальной поддержки семей с тремя и более детьми многообразна. Она включает в себя меры социальной защиты многодетных семей; выплаты субсидий услуг связи многодетным семьям; выплаты на приобретение школьной формы первоклассникам из многодетных семей; выплаты компенсации на питание школьникам из многодетных семей; выплаты на оплату проезда школьникам из многодетных семей. Но, все-таки, в районе еще достаточно большое количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых воспитываются несовершеннолетние дети.
Существующие проблемы многодетных семей обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны общества. В данной связи в выпускной квалификационной работе предлагается создание Клуба многодетных семей должен способствовать укреплению статуса многодетных семей в обществе и повышению их самооценки и самоуважения; формированию активной жизненной позиции и здорового образа жизни у членов семей; формированию конструктивного диалога между семьями и органами власти.
Создание клуба многодетных семей в Старооскольском городском округе, помимо достижения основных ожидаемых результатов, произведет целый ряд долговременных положительных эффектов на социально-экономическое развитие района, морально-психологическую обстановку в обществе.
Клуб многодетных семей задуман как площадка для совместного общения многодетных родителей, обмена положительным опытом решения жизненно важных вопросов. Это психолого-педагогическая и социокультурная поддержка детей и родителей из многодетных семей, посильное решение актуальных проблем семей путем взаимопомощи. Клуб приглашает к сотрудничеству людей разных взглядов и мировоззрений, многодетные семьи, тех, кто о большой семье только задумывается, и тех, кто многодетности опасается.
Социальная значимость проекта заключается в попытке решения проблемы демографического кризиса путем повышения социальной привлекательности многодетной семьи, и, как следствие, увеличения рождаемости.
1. Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.) [Текст] // Российская газета. - №22 - 23. - 1999г.Российская Федерация. Конституция (1993).
2. Конвенция Международной Организации Труда № 103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I». Женева, Международное бюро труда, 1991.
3. Конвенция Международной Организации Труда № 3 об охране материнства (1919 г.) [Текст] // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I». Женева, Международное бюро труда, 1991.
4. Конвенция Международной Организации Труда № 3 об охране материнства (1919 г.) [Текст] // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I». Женева, Международное бюро труда, 1991.
5. Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000 г. № 191 о пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства
6. Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г.№ 95 об охране материнства // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. - Т. I». Женева, Международное бюро труда, 1991.
7. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц.текст. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2012. - 32 с.
8. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) [Текст] // Российская газета. - 10 декабря 1998г.
9. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 7 января 2002г. - №1. - Ст.3.
11.О медицинском страховании граждан в РСФСР: закон РФ от 02.04.1993 № 4741-1 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»; О занятости населения РСФСР: закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
12.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I [Текст] // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 19 августа 1993г. - №33. - Ст.1318.
13. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 22 мая 1995г. - №21. - Ст.1929.
14.Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон № 255-ФЗ от 29 декабря 2006 г. [Электронный ресурс] // Информационная система «Консультант плюс»
15.О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 [Текст] // Российская газета. - № 4263.
16.Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 [Текст] // Российская газета. № 4990.
17.Положение о приемной семье: утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 31. - Ст. 3712.
18.О создании муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения: постановление главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 29 января 2010 года № 215. - Режим доступа: oskolregion.ru/
19.Об определении управления социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа уполномоченным органом по заключению с пенсионерами договоров пожизненного содержания с иждивением: постановление главы администрации Старооскольского городского округа от 07.12.2009г. № 6366. - Режим доступа: oskolregion.ru
20. Аверин, Александр Николаевич. Социальная политика федеральных органов государственной власти [Текст] / А. Н. Аверин ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 128 с.
21. Автономов, А.С. Социальная политика: на чьей стороне ее новации? [Текст] / А.С. Автономов // СОЦИС (Социологические исследования). - 2011. - № 5. - С. 35-40.
22. Быкова, В.Г. Социальная защита детства [Текст] / В.Г. Быкова // Классный руководитель. - 2011. - №4. -С.3-91.
23. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление [Текст] / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2012. - 431 с.
24. Глухова, М.Ф. Социозащитные функции государственных учреждений по работе с молодежью [Текст] / М.Ф. Глухова // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - №2. - С.159-168.
25. Григорьева, М. Ю. Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди школьников [Текст] / М.Ю. Григорьева, Е. В. Топоркова. - М.: Школьная пресса, 2012. - 80 с.
26. Каменецкий, В.А. Основы социальной экономики [Текст] / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. - М.: Экономика, печ. 2010. - 949 с.
27. Карапетян, Л.М. Диалектика перехода от партократии к меритократии [Текст] / Л.М. Карапетян // Вопросы философии. - 2010. - № 4. - С. 22-35.
28. Каткова, Л.В. Административно-правовая защита социальных интересов населения в России [Текст] / Л. В. Каткова // Административное право и процесс. - 2010. - № 6. - С. 42 - 44.
29. Кикоть, В.Я. Социальное управление: теория, методология, практика [Текст] / В. Я. Кикоть, Д. И. Грядовой. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 311 с.
30. Коокуева, В. В. Бесплатная медицинская помощь и переход к одноканальному финансированию [Текст] / В. В. Коокуева // Финансы. - 2011. - № 9. - С. 48-53.
31. Лебина, Н. Эра милосердия? Надежды и крах советской благотворительности [Текст] / Н. Лебина // Родина. - 2010. - № 3. - С. 52-56.
32. Модели взаимодействия с детьми группы риска: опыт работы социального педагога [Текст] / авт.-сост. А. Н. Свиридов. - Волгоград: Учитель, 2011. - 184 с.
33. Нор-Аревян, О.А. Социальное страхование [Текст] / О.А. Нор-Аревян. - Москва; Ростов-на-Дону: Дашков и К: Наука-Спектр, 2011. - 286 c
34.Осипов, Н.Е. Содержание и методологическая роль категории «социальная технология» в осмыслении целостности общества [Текст] / Н.Е. Осипова // Вопросы философии. - 2011. - № 6. - С. 16-23.
35. Родионова, О.В. Неопатерналистское государство как оптимальная модель современного соцального государства [Текст] / О.В. Родионова // Общественные науки и современность. - 2012. - №4. - С.95-102.
36. Скворцов, И. Социальная политика региона. Теория и практика [Текст] / И. Скворцов. - М.: Кно-Рус, 2010. - 448 с.
37. Смирнов, Д.А. Социальные выплаты как меры социальной защиты работника [Текст] / Д.А. Смирнов // Социальное и пенсионное право. - 2010. - № 4. - С. 10-14.
38. Тарасенко, В.В. Теоретико-методологический анализ эволюции субъекта социального управления [Текст] /
B. В. Тарасенко // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - №1. - С.243-254.
39. Тютюрина, Э.И. Социальная работа с семьей и детьми [Текст] / Э.И. Тютюрина, Н.Ю. Кучукова. - М.: Академия, 2009. - 288 с.
40. Фомин, М. Россия. Матрица социальной (не)стабильности [Текст] / М. Фомин // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 8. - С. 56-69.
41. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа [Текст] / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова. - М.: Дашков и К, 2011. - 292 с.
42.Челнокова, Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России [Текст] / Г.Б. Челнокова. - М.: Проспект, 2009. - 104 с.
43. Шарин, Валерий Иванович. История социальной работы [Текст] / В.И. Шарин. - М.: Дашков и К°, 2010. -
367 с.
44. Широков, А.Н. Муниципальное управление [Текст] / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. - М.: КноРус, 2010. - 248 с.
45. Циткилов, П.Я. Технология социальной работы [Текст] / П.Я. Циткилов. - М.: Дашко и Ко, 2010. - 448 с.
46. Якимчук, С.В. Особенности современного состояния социальной защиты российского населения [Текст] /
C. В. Якимчук // Вестник Воронежской государственной технологической академии. - Воронеж., 2010. - № 4 (46). - С. 101-105.
47. Якушев, А.В. Социальная защита. Социальная работа. Конспект лекций [Текст] / А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2010. - 144 с.
48. Интернет портал «Федеральные целевые программы» // Режим доступа: http://www.programs-gov.ru/13_1.php
49. Интернет портал «Национальный проект» // Режим доступа: http://www.zdorovie.perm.ru
50. Информационный портал Пенсионного фонда. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/mother_fam_capital
51. Социальное положение и уровень жизни населения России 2011 г.: статистический сборник // режим доступа: http://www.gks.ru
52. Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области: информационный портал. - Режим доступа: http://www.belzdrav.ru
53. Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области: информационный портал. - Режим доступа: oskolregion.ru/